и практическое освоение проектировочных процедур в процессе работы над программой в целом как видом педагогического проекта и ее отдельными структурными компонентами в качестве моделей педагогического проектирования.
Литература:
1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие.— Екатеринбург: Деловая книга, 1996.— 344 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов.— М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 239 с.
3. Дахин А.Н. Моделирование компе-
тентности участников открытого образования / А.Н. Дахин.— М.: НИИ школьных технологий, 2009.— 292 с.
4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова.— М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2002.- 352 с.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 288 с.
6. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.- 904 с.
УЧЕБНЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Э.Х. Тазутдинова
В представленных материалах портфолио рассматривается как инновационная технология в подготовке будущих учителей. Подчеркивается использование портфолио как для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития, так и для формирования навыков проектирования образовательно-профессионального маршрута. Описывается отечественный опыт использования портфолио в вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, портфолио, индивидуальная образовательная траектория, рефлексия.
In the presented material you can read about a portfolio as a technology in teacher training at high school. The use of portfolio for the analyzing and measuring academic skills and also individual educational trajectory forming are stressed. The article is based on the experience of Russian educational system at high school.
Keywords: professional training, portfolio, individual educational trajectory, reflexion.
В условиях модернизации российского образования одной из важнейших является проблема подготовки будущих педагогов. Это вполне объяснимо, так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от личностных качеств учителей, уровня их профессионально-педагогической компетентности, а также от уровня развития их мотивационно-ценностной ориентации на профессию «педагог». По международным и европейским стандартам современный учитель — это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического це-леполагания и рефлексии.
В основе современной профессиональной подготовки будущих учителей лежат следующие принципы:
— личностной направленности (формирование целостной личности учителя);
— практической ориентированности (ориентация всех компонентов подготовки на будущую практическую деятельность);
— сотрудничества в обучении (совместная деятельность студентов с преподавателями по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения);
— единства образовательной, исследовательской и практической деятельности студентов и преподавателей, по-
зволяющий активно влиять на систему подготовки будущих учителей;
— преемственности и непрерывности (профессионально-педагогическая подготовка в педагогическом учебном заведении рассматривается как начальное звено в долгой цепи обучения, самообразования и самосовершенствования в течение профессиональной карьеры).
Реформирование системы подготовки учителей, по мнению зарубежных и отечественных исследователей, не будет эффективным, если оно затрагивает только структуру педагогического образования и его содержание, игнорируя совершенствование технологий и методов обучения, изменения в процессе взаимодействия преподавателя и студента.
В современной психолого-педагогической литературе применение инновационных технологий в подготовке будущего специалиста освещены в работах В.И.Андреева, С.И. Архангельского, В.И.Загвязин-ского, Н.В.Кузьминой, Г.В.Му-хаметзяновой, Н.Д. Никандрова, Н.А.Половниковой, Н.Ю.Посталюк, М.В. Кларина и др. Достаточно обстоятельно рассмотрена роль самостоятельной деятельности студентов в их творческом становлении в трудах В.А.Сластенина, Ф.Р.Филиппова и др., сделаны попытки уточнения места и роли технологии портфолио в системе высшего образования в исследованиях Н.Д. Гальсковой, Е.С. Полат, А.С. Прутченкова.
Цель разработки и использования технологий обучения исследователи видят не в новизне и оригинальности, а в повышении качества про-
фессионально-педагогической подготовки будущих учителей [1, с. 137].
Одним из эффективных видов подготовки студента к будущей профессиональной деятельности является инновационная технология «порт-фолио». Использование технологии «портфолио» в высшей школе создает условия для построения студентами индивидуальных траекторий своего обучения. Портфолио есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда [3, с. 24]. Иными словами, технология «портфолио» направлена на фиксацию положительной индивидуальной динамики в развитии студента. Портфо-лио — отчет по процессу деятельности, показывающий, как человек думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими людьми.
Целью технологии «портфолио» является оптимизация процесса профессионального становления личности студента, направленного на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Портфолио позволяет решать комплекс задач:
— преобразование и синтезирование знаний, полученных при изучении отдельных теоретических дисциплин,
применение их для решения практических задач;
— повышение интереса к учебным занятиям и к моделируемым аспектам действительности, в частности, побуждение к самосовершенствованию;
— непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего учителя, развитие его познавательных способностей.
Таким образом, мы против упрощенного взгляда на портфолио как на «своеобразную выставку работ, задачей которой является отслеживание личностного роста», как на «файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения». Необходимо использовать его как для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития, так и для формирования навыков проектирования образовательно-профессионального маршрута. Под образовательно-профессиональным маршрутом студента мы понимаем целенаправленное приближение к сфере будущей профессиональной деятельности за счет взаимосвязанного комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов ключевых компетенций с учетом их когнитивных возможностей, образовательно-профессиональных намерений и перспектив.
Технология «портфолио» — это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов и обязательных презентаций результа-
тов их работы [2, с. 578]. В данном случае меняется роль педагога, который становится разработчиком, организатором деятельности студентов и их консультантом.
Педагог реализует учебный процесс не только в логике предмета, но и в логике той деятельности, которую осуществляет обучающийся и которая для него имеет личностный смысл.
В идее технологии «портфолио» заключены общие методологические подходы к проведению рефлексивного исследования по результатам формирования информационно-содержательной папки. Портфолио служит динамичному процессу осознания своих возможностей, проектирования и выстраивания путей реализации поэтапных жизненных и учебно-профессиональных планов и в конечном счете позитивному изменению личности.
В наиболее общих чертах технологию «портфолио» можно охарактеризовать следующими признаками:
— портфолио представляет собой набор материалов, отражающий самостоятельную работу студента;
— портфолио разрабатывается совместно с преподавателем, научным руководителем и после собеседования утверждается как набор требований, параметров, характеристик размещаемых в нем материалов;
каждая работа предваряется подробным и аргументированным объяснением причин и критериев выбора темы, ее практического назначения, может сопровождаться кратким комментарием и анализом, выявляющим ее положительные и отрицательные стороны;
— автор портфолио приводит вариант самооценки (в форме рассуждений, заключений и их обоснований), анализ результатов работы.
Учебный портфолио как технология в подготовке будущих учителей предполагает: самостоятельность обучаемых в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач самими обучаемыми; в выборе приемов, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с учителем разработке портфолио; поощрение стремления быть «самим собой»; учет эмоционального состояния обучаемых; целенаправленное формирование компетенций; перераспределение ролей учителя и обучаемого в учебном процессе; ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функции помощника, консультанта, советника. (рис. 1).
Примечание: на рисунке отмечены цифрами: 1 — постановка целей и задач; 1а — помощь в определении целей и задач; 2 — отбор материалов для портфолио; 2а — рекомендации преподавателя при отборе материалов; 3 — раздел «самооценка», перечень деятельности, анализ работы за определенный период времени; 3а — помощь при анализе работы, консультация, беседа со студентом; 4 — диагностика самоконтроля; 4а — поощрительные записи в порт-фолио студента, рекомендации, советы; 5 — пересмотр портфолио, аргументированная коррекция ошибок, постановка новых задач; 5а — выявление положительных изменений, коррекция направлений дальнейшей работы, рекомендации по достиже-
Содержание деятельности для студентов
Технология «портфолио»
Структурные компоненты
Содержание деятельности для преподавателей
1
Целеполагание
1а
2
Организация работы по портфолио
2а <-
3
Анализ и оценка достигнутых результатов
3а
4
Самоконтроль
4а
-»► 5
Коррекция
5а
Результат применения технологии «портфолио»
Рис. 1. Технология «портфолио»
нию новых задач, комментарии преподавателя.
На кафедре педагогики и педагогической психологии АСО (КСЮИ) технология «портфолио студента» активно внедряется в процесс подготовки педагогов-психологов, целью которого является помощь студенту в построении индивидуальной траектории его развития в непрерывно меняющихся условиях, демонстрация в динамике его достижений, как в образовательной, так и в общественно-практической деятельности.
На основании изучения зарубежной и отечественной литературы была разработана структура порт-фолио педагога-психолога АСО (КСЮИ) с учетом специфики спе-
циальности, куда входят следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Резюме.
4. Автобиография.
5. Введение, где студент обосновывает выбор материалов, как свидетельств профессиональных знаний и компетенций.
6. Работы студента. Результаты учебной деятельности:
а) учебно-методические;
б) научные, обязательные;
в) научные, дополнительные работы.
7. Внеучебная деятельность:
а) работа, выполненная по заданию кафедры, факультета, университета;
б) творческие работы.
8. Наиболее значимая (удачная и/или любимая) работа (по мнению студента).
9. Сторонние оценки. Отзывы и рекомендации, представленные в данном разделе, служат лишь вспомогательным материалом при необходимости уточнить личностные характеристики студента, и тем не менее не следует пренебрегать этими материалами, так как порой именно они могут сыграть решающую роль в представлении места на рынке труда.
10. Самоанализ, самооценка.
11. Планы на будущее. Определение путей саморазвития.
12. Приложение.
Студенты выступают с презентацией своих образовательных достижений в форме портфолио на семинарских занятиях, на заседаниях студенческого научного общества. Со студентами факультета педагогики и психологии был проведен тематический семинар на тему «Портфолио студента в формировании его индивидуальной образовательной траектории», в процессе которого студенты обменялись опытом по составлению и использованию портфолио. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по составлению и презентации портфолио, разработаны практические рекомендации. На семинарских занятиях активно обсуждаются и заполняются такие содержательные разделы портфолио, как «Планы на будущее. Определение путей саморазвития», «Самоанализ и самооценка». Студенты отмечают, что работа с портфолио способствует росту их творческой активности и
помогает в профессиональном самоопределении. На сегодняшний день имеются примеры взаимодействия студентов кафедры педагогики и педагогической психологии с работодателями, поскольку именно портфолио позволяет наиболее полно продемонстрировать сформированные в вузе компетенции. Портфолио регулярно обновляется по мере продвижения во время обучения, в него включают информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития. В качестве эксперимента портфолио используется как дополнение к экзамену, поскольку отражает результаты индивидуальной образовательной активности, междисциплинарных умений, самостоятельности, творчества студента, является реальной альтернативой «натаскивания» студента на экзамене. Студент учится, ориентируясь на практическое применение полученных знаний и компетенций. Все учебные курсы и темы он рассматривает, исходя из будущей профессиональной деятельности. Технология «портфолио» позволяет студенту непрерывно и последовательно отслеживать свое профессиональное развитие. Другое, важное для нас наблюдение состоит в том, что студент, получивший подобный опыт самоорганизации, становясь учителем, в свою очередь, предоставляет учащимся возможность для самостоятельности и инициативы. Он вносит в свою профессиональную деятельность принцип практической ориентированности, на котором основывалась его работа в вузе.
Таким образом, сущность учебного портфолио студента сводится к реализации индивидуальности студента, начинающего учителя и специалиста-профессионала по средствам визуализации готовности к осуществлению выбранной деятельности, подтверждая ее результатами внутренней (самоанализ, самооценка) и внешней экспертизы (результаты государственных экзаменов, грамоты, характеристики с места педагогической практики, рефераты, курсовые проекты, научные публикации и т.д.).
Проектирование образовательной траектории студента на основе технологии «портфолио» становится как фактором достижения успешности, так и одной из оценочных норм ком-
петентностей конкурентоспособного специалиста на рынке труда, обеспечивающей интеграцию российской системы образования в общеевропейскую.
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Г. В. Мухаметзянова.— Казань: Идель-Пресс, 2008.— 608 с.
2. Hurst B.W. Professional Teaching Portfolios: Tools for Reflection, Growth, and Advancement / B.W. Hurst // Phi Delta Kappan.- 1998.- Vol. 79, № 8.-P. 578-582.
3. Wonacott M.E. Career passports, portfolios and certificates / M.E. Wonacott // Eric Digest №238.- 2007.- № 2.-Р. 23-29.