к взаимодействию с производством в вопросах создания моделей специалиста, участия работодателей в формировании и реализации содержания обучения, оценки качества подготовки компетентных специалистов.
Например, сегодня отсутствуют профессиональные стандарты, нет компетентностных моделей специалиста. Причем нужны новые модели специалиста, отличные от имеющихся квалификационных характеристик. Так, при разработке структуры и содержания компетентностной модели специалиста, на наш взгляд, следует учесть инфраструктуру, условия, возможные ситуации профессиональной деятельности, а не только профессионально значимые личные качества специалиста и систему опыта, знаний и умений, с чем обычно и ассоциируются компетентность и компетенции.
И конечно, немало трудностей возникает из-за отсутствия компетентностного учебно-методического обеспечения, в том числе учебников, учебных и методических пособий, задачников, учебно-программной документации и других необходимых нормативных материалов.
Требуется разработать и технологии формирования компетенций и компетентности, включая концептуальные основы, содержательную и процессуальную части, взаимообусловленные и взаимосвязанные между собой.
Преодоление вышеназванных трудностей и внедрение компетентности и компетенций в систему СПО позволит, на наш взгляд, сформировать у наших студентов представление о строительном производстве как о непрерывно меняющемся организме, требующем от техника-строителя высокой степени мобильности, компетентности, готовности к постоянному движению и самосовершенствованию.
Литература:
1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / Пед. о-во России. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
2. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева.- М.,1999.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО
В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Ю.Ю. Дергачева, ассистент кафедры информатизации образования и методики информатики. Рязанский государственный университет (РГУ) имени С.А. Есенина Е-ma.il: [email protected]
Ключевые слова: портфолио, электронный портфолио, аутентичное оценивание, рефлексия, антиципация, саморазвитие, высшее образование.
Основная задача, стоящая перед системой высшего образования - ориентация на подготовку выпускника, способного самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно применяющего решения и эффективно действующего в современном меняющемся и быстро развивающемся мире.
В последнее время в образовательной системе все чаще используется инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим обучаемым и обеспечивающий постоянное отслеживание их индивидуальных достижений, что необходимо для эффективной организации учебного процесса. Таким инструментом, возникшим в середине 80-х годов в США и оказавшимся на стыке практико- и личностно ориентированной педагогики, является портфолио.
В педагогике под портфолио понимают собрание (коллекцию) работ обучаемого, демонстрирующих его усилия, достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени. В современной практике в портфолио также включают разделы, в которые входит оценка учащимся достигнутых им результатов, планирование будущих этапов обучения, в контексте непрерывного «пожизненного» (life-term education) образования[2].
Портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно гибки и функциональны. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»). Другое характерное явление в духе Болонского процесса - создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».
Электронный портфолио (в зарубежной литературе его называют «digital portfolio», «electronic portfolio» или e-portfolio) реализуется с помощью средств информационных технологий и позволяет автору портфолио отбирать и структурировать информацию, представленную в различных форматах (аудио, видео, графическая информация, анимация, текст, диаграммы и графики и т.д.). Для создания электронного портфолио могут быть использованы различные программные средства: MS Word (текстовый процессор), MS Excel (табличный процессор), MS Power Point (редактор мультимедийных презентаций), MS Publisher (программа для создания буклетов, печатных публикаций, веб-сайтов), MS Front Page (инструментальная среда для создания сайтов), Macromedia Flash (программное средство для создания мультимедийных приложений) и др
Преимуществами электронного портфолио перед традиционным (бумажным) портфолио являются:
• портативность. Е-портфолио занимает гораздо меньше физического места, поскольку его можно записать на любой носитель информации (диск, флеш-карта, карта памяти и пр.);
• простота управления содержимым (в электронном портфолио можно организовать систему гиперссылок и управляющих кнопок для более удобной навигации по разделам и компонентам портфеля);
• создание и использование е-портфолио существенно повышает уровень информационной компетентности автора портфолио (информационная компетентность -способность личности ориентироваться в потоке информации, умение работать с различными источниками и устройствами информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать и на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную задачу);
• доступность. Например, on-line версии портфолио на Интернет-сайтах . Автор портфолио может в любой момент времени, в любом месте, имея доступ к глобальной сети Интернет добавлять и изменять содержимое своего портфолио;
• обеспечение конфиденциальности (доступ к е-портфолио можно защитить паролем, а также предусмотреть различные права доступа к электронным материалам).
Портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной. Такой компетентностный подход применим к оцениванию качества образования, с одной стороны, как качества образовательных результатов, с другой как качества условий, в которых они достигаются.
При поступлении в вуз портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов. Он возмещает дефицит информации об абитуриенте, который наблюдается при любой экзаменационной процедуре. Портфолио свидетельствует о полученной в ходе профильного обучения подготовке выпускника школы к специализации в выбранной профессиональной сфере, демонстрирует уровень возможностей и достижений выпускника, его образовательную активность, помогает заметить талантливых абитуриентов. Благодаря его наличию, компенсируется эффект «случайного успеха» или провала на вступительном экзамене. Он служит альтернативой «натаскивания», дающего в условиях экзамена краткосрочный поверхностный результат. Таким образом, портфель учебных достижений может рассматриваться вузами наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей общего рейтинга абитуриента.
Ведение студентами индивидуальных портфолио во время обучения в вузе позволяет:
• отразить степень творческой активности студента при изучении различных тем, разделов или дисциплин;
• проследить индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе обучения;
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студента;
• поощрять активность и самостоятельность;
• расширить возможности обучения и самообразования;
• развивать навыки рефлексивной деятельности и способность к антиципации;
Рефлексия - оперирование субъекта собственным сознанием, обеспечивающее выявление условий и оснований системы собственных действий и поступков. Рефлексия и антиципация связываются в современной психологии и педагогике с развитием творческого мышления и деятельности обучаемого. При этом под антиципацией понимается предвосхищение - способность человека в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий и поступков. Антиципация основывается на анализе оснований и путей осуществленной деятельности, на рефлексии, составляя вместе с ней механизм осуществления творческого мышления [1].
Портфолио формирует умение учиться, т.е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействует индивидуализации обучения; закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; помогает планировать и конструировать образовательную деятельность с целью получения конкретного продукта.
Потенциальные работодатели проявляют нарастающий интерес к студенческим портфолио, которые помогают им оценить готовность будущих работников к практической деятельности и профессиональной карьере. Студенты создают портфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда. Такой тип портфолио называется «портфолио трудоустройства».
Рисунок 1. Портфолио в вузе
Таким образом, перспективность использования портфолио в вузе обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые цели образования, новое понимание сути учебного процесса, способствует развитию личности студента и помогает подготовить его к практической деятельности и профессиональной карьере.
Литература:
1. Андерсен Бент Б. Мультимедиа в образовании [Текст] : специализированный учебный курс / Андерсен Бент Б., Катя ван ден Бринк. - М.: Обучение-Сервис, 2005. - 216 с.
2. Пинская, М.А. Портфолио как инструмент оценивания достижений учащихся в условиях профильного обучения [Текст] : дисс...канд. пед. наук / М.А. Пинская; Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Москва, 2007. - 194 с.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
А.О. Кошелева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации Д.В. Шепетько, соискатель Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, Л.В. Пекин, соискатель Академии ФСО РФ E-mail: shepetko [email protected]
Ключевые слова: профессиональная ответственность, компетентностный подход, самоактуализация личности, личностные качества военнослужащего.
Система образования в нашей страны не может быть ориентирована только на сегодняшний день, в ней должны быть заложены условия кадрового обеспечения экономического роста государства, его независимости и безопасности, скорейшего достойного вхождения в мировое информационное сообщество. В основу новой парадигмы образования положена компетентностная модель специалиста, предопределяющая новый подход к логике содержания и качеству образования.
Особую значимость компетентностная модель приобретает в условиях подготовки специалиста в военном вузе. Современные условия военной службы (высокий уровень ответственности и компетентности, ограничение времени для принятия решений, риск для жизни при выполнении задач) предъявляют систему требований к военнослужащему как специалисту, нацеливая его на постоянное повышение уровня профессиональных знаний и ответственное их применение на практике.
В современной педагогической энциклопедии ответственность рассматривается как моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой - возможность для общества подвергать эти