Научная статья на тему 'Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской Федерации'

Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е-ПОРТФОЛИО / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНЫЙ ПОРТФОЛИО / МЕ-ДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / Е-БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Иманова Ольга Анатольевна

В статье рассмотрен опыт применения технологии е-портфолио в школах РФ. Представлены общие подходы, принципы и методы использования е-портфолио в образовательных практиках различных школ. По мнению авторов, перспективы данной технологии в общем образовании связаны с профилизацией старшей ступени общеобразовательной школы, широким использованием электронного обучения и необходимостью подготовки школьников к переходам школа-вуз и школарынок труда. Исследование авторов было поддержано Красноярским фондом науки «ККФПНиНТД» в рамках проекта по разработке естественно-научного контента по электронной библиотеке СФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской Федерации»

УДК 37

Смолянинова Ольга Георгиевна

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО СФУ, smololga@mail.ru, Красноярск

Иманова Ольга Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий образования Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО СФУ, о^аітапоуа@ rambler.ru, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Smolyaninova Olga Georgievna

Dr. of Education,, Prof., Corresponding member ofRussian Academy ofEducation, Director of Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, smololga@ mail.ru, Krasnoyarsk

Imanova Olga Anatolyevna

Candidate of Education, Docent, Information Technology in Education Chair, Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, olgaimanova@rambler, ru, Krasnoyarsk

E-PORTFOLIO TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Введение

В Российской Федерации технология электронного портфолио приобрела популярность после принятия концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в соответствии с которой было представлено целесообразным наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по определенному профилю. Важная роль при этом отводилась введению накопительной оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т. п. [4].

В рамках данной концепции были подготовлены рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы», авторами которой выступила группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики, Академии повышения квалификации и переподготовки работ-

ников образования во главе с соруководителем проекта «Профильное обучение» А. А. Пинским [7].

В отмеченном выше документе указывается на то, что технология «Портфолио» является одной из педагогических технологий, наиболее адекватной современным задачам образования, способствующей развитию самостоятельности учащегося и формирование умений осуществлять управление собственной учебно-познавательной деятельностью. Следует также отметить, что данная технология позволяет использовать аутентичные методы оценивания.

Использование технологии е-портфолио в школах Российской Федерации

Если обратиться к истории вопроса, то, пожалуй, одно из первых упоминаний о технологии е-портфолио в образовании имеется в работах Е. С. По-лат, в которых она описывает зарубежный опыт использования портфолио в рефлексии профессионального опыта учителей [5].

Следует также остановиться на базовых принципах концепции «Электронного портфолио», представленных в работе Т. А. Полиловой [6]. Среди них:

^ Принцип соответствия федеральным рекомендациям, на основе которых проводилась апробация механизмов сбора и представления «Электронного портфолио» школьников.

^ Принцип расширения области применения, заключающийся в использовании технологии «Электронного портфолио» для оценки творческих достижений учащихся, учителей, а также образовательных организаций.

^ Принцип формирования «Электронного портфолио», в соответство-вии с ожиданиям педагогической общественности, уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности персонала школ и школьников в области информационных и коммуникационных технологий.

^ Принцип эволюционного развития идеи «Электронного портфолио», заключающийся в необходимости избегать сложного понятийного аппарата при проектировании архитектуры е-портфолио.

В соответствии с основными рекомендациями «е-портфолио» требует от учащихся представления и документирования результатов усвоения полученных знаний в изучаемых предметных областях, позволяет учитывать их способности к разрешению нестандартных задач и навыки совместной работы, предоставляет возможность каждому учащемуся раскрыть свою индивидуально сть.

Анализируя опыт применения технологии е-портфолио в школах РФ, следует отметить, что данная технология гармонично вписывается в различные образовательные системы, предусматривающие как углубленное, так и профильно-ориентированное содержание.

Преимущества использования технологии е-портфолио

На основе федеральных типовых рекомендаций краевыми, городскими, районными управлениями образования (и даже отдельными школами) были разработаны пакеты документов, определяющих основные принципы, цели, задачи использования портфолио в конкретных учебных заведениях на разных ступенях образования.

Как правило, в качестве основных преимуществ данной технологии указывались следующие:

- поддержка высокой учебной мотивации школьников;

- поощрение активности и самостоятельности школьников;

- расширение возможности обучения и самообучения;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействие индивидуализации (персонализации) образования школьников;

- возможности для успешной социализации [7].

Обобщая опыт использования «е-портфолио» в российских школах, представим перспективы данной технологии для модернизации российского образования в условиях информационного общества.

Е-портфолио:

- содержит информацию о различных видах деятельности учащегося, о предметах, курсах и практиках, пройденных в ходе обучения и позволяет проводит пролонгированный мониторинг образовательных программ;

- отражает результаты индивидуальной образовательной активности учащихся, позволяет отслеживать и оценивать результаты обучения и индивидуальный прогресс;

- позволяет выявлять профессиональные склонности выпускника школы, т. о. осуществлять раннюю профессионализацию;

- позволяет демонстрировать уровень возможностей и достижений выпускника школы потенциальному работодателю и при поступлении в вуз;

- компенсирует эффект «случайного успеха» или провала на экзамене и является альтернативой «натаскиванию»;

При поступлении в ВУЗ или ССУЗ е-портфолио:

- позволяет демонстрировать образовательные результаты в долгосрочном периоде, что является важной информацией для вуза;

- свидетельствует о знаниях абитуриента и способностях применять их на практике;

- отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством взаимодействия;

- ликвидирует дефицит информации об абитуриенте и может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз [3].

По заявлению министра образования и науки России Андрей Фурсенко «Российское образование стремится к тому, чтобы на смену единому экзамену, единственному экзамену, который принимают в школе, пришла система портфолио, когда достижения ребят в течение всей учебы, по крайней мере в старших классах, учитывались бы при оценке достижений, при поступлении в ВУЗы и во время учебы». Как передает РИА Новости, по его мнению, с введением портфолио можно будет более надежно определить уровень знаний выпускников школ. Фурсенко также отметил, что Россия придет к системе портфолио [8].

Профильный е-портфолио в формировании и развитии ключевых компетентностей учащихся старших классов

Профильное обучение является одним из актуальных направлений развития современного образования. В педагогической литературе обсуждаются вопросы практической реализации профильного обучения в различных общеобразовательных учреждениях, в том числе в сельской школе [11]. Среди актуальных проблем реализации профильного обучения является проблема обучения в системе «школа-вуз»; факторы, влияющие на процесс планирования карьеры; механизмы предпрофилыюй подготовки с учетом дифференциации образования; возможности профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников [9].

Нами была разработана модель предметного (профильного) е-портфолио, который, по нашему мнению позволит оценить уровень компетентности учащегося при переходе между ступенями школа-вуз и вуз- рынок труда.

Рисунок 1 - Модель трансформации е-портфолио при переходе на разные уровни образования

При поступлении в ВУЗ на ту или иную специальность, например, на физический факультет, помимо результата ЕГЭ по физике, можно будет оценить уровень индивидуального прогресса, творческой активности на основе материалов индивидуального е-портфолио.

В большинстве российских школ е-портфолио ученика размещен в локальной сети или на сайте школы.

Процесс формирования профильного е-портфолио значительно упрощается, если он будет создаваться поэтапно. Причем, на каждом этапе должна быть четко поставлена определенная цель и выделен набор мультимедийного аппаратного и программного обеспечения, необходимого для ее достижения.

Согласно концепции профильного обучения должна быть создана «система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на ин дивиду ал из а-

цию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

С другой стороны, с учетом современного уровня информатизации и глобальной телекоммуникации, возникает новое понимание готовности выпускников учебных заведений к жизни и профессиональной деятельности в современном информационном обществе. Одним из важнейших факторов, способствующих успешной социализации выпускника средней школы в новом информационном обществе, мы считаем развитие медиакомпетентности учащихся старших классов.

С нашей точки зрения, в современном школьном образовании формирование и развитие ключевых компетентностей, а именно ценностносмысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования, было бы не полным без развития медиакомпетентности.

В соответствии с «Резолюцией о введении обязательного медиаобразования для школьников и учителей стран Европейского Союза», принятой Европейским парламентом 16 декабря 2008 года [12], медиакомпетентность стала ключевой компетентностью в европейской образовательной структуре.

Процесс формирования «Электронного портфолио» способствует не только развитию медиакомпетентности старшеклассника, но и является средством для ее оценивания.

В работе В. Вебера [1] рассматривается концепция «Портфолио» (структурированное собрание документов) с помощью которого ученики могут демонстрировать созданные ими медиапродукты. Концепция «Портфолио медиаграмотности/медиакомпетентности» разработана в Северном Рейне-Вестфалии (Германия).

«Портфолио медиаграмотности/медиакомпетентности» состоит из следующих основных компонентов:

^ информация для учащихся в форме буклета со сведениями о том, для чего предназначен портфолио и как его можно использовать;

^ информация для педагогов на отдельном листе, объясняющая основную цель портфолио и особые детали проекта;

^ бланки, заполненные организаторами (с официальными деталями конкретного проекта);

^ бланки результатов, где учащиеся описывают свои индивидуальные достижения в отношении соответствующего проекта и представляют свою оценку собственных знаний и умений со ссылкой на медиа, которые они использовали.

С точки зрения В. Вебера, оценка медиакомпетентности очень сложный процесс, поэтому «портфолио медиаграмотности/медиакомпетентности» является наиболее приемлемым средством для оценивания уровня развития медиакомпетентно сти.

Опыт использования технологии е-портфолио для развития и оценки медиакомпетентности старшеклассников (СОШ № 48 ОАО «РЖД» пос. Мана, Красноярский край).

На основе компетентностного подхода, нами была разработана и педагогически обоснована методика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности старшеклассников, которая включала в себя следующие аспекты: ^ содержательный, ориентированный на изучение теоретических основ использования средств мультимедиа-технологий и создания информационных и исследовательских проектов средствами мультимедиа-технологий;

^ практический, заключающийся в организации самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся старших классов по созданию исследовательских и информационных проектов по различным учебным дисциплинам средствами мультимедиа-технологий;

^ коммуникационный, основанный на взаимодействии между учащимися, а также учащимся и учителем, оказывающем ему консультативную помощь в процессе создания мультимедийных проектов;

^ оценочный, реализующийся засчет использования средств «Электронного портфолио» для самооценки учащимися своих учебных достижений в области использования средств мультимедиа-технологий и оценки учителями и экспертами уровня развития деятельностной компоненты медиакомпетентности старшеклассников;

^ мотивационный, основанный на том, что при создании исследовательских и информационных проектов проявляется творческая активность старшеклассников в сфере их профессиональных интересов [3].

Данная методика была реализована в процессе изучения учащимися старших классов разработанного авторами элективного курса «Использование мультимедиа-технологий в процессе создания исследовательских и информационных проектов». Ядром этого курса стало изучение теоретических и практических основ использования мультимедиа-технологий и создания информационных и исследовательских проектов по учебным дисциплинам средствами мультимедиа-технологий.

Целью курса являлось обеспечение развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами мультимедиатехнологий. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- научить старшеклассников самостоятельно использовать средства мультимедиа-технологий при разработке информационных и исследовательских проектов по учебным дисциплинам и при формировании «Электронного портфолио»;

- обеспечить развитие деятельностной компоненты медиакомпетентности в рамках элективного курса.

Нами была использована интеграция данного элективного курса с учебными дисциплинами естественно-научного цикла, а именно физикой, химией и биологией. В этом случае были усилены коммуникационный (постоянная консультативная помощь учителя информатики, возможность обращаться к различным информационным источникам, сотрудничество учителя информатики и учителя-предметника по профилирующей дисциплине) и практический (усиление самостоятельной работы по созданию

исследовательских и информационных проектов средствами мультимедиатехнологий) аспекты.

Учитель-предметник включал в тематическое планирование вместо урока, выделенного на обобщение каждой пройденной темы, презентацию разработанных учащимися мультимедийных проектов. В этом случае учащиеся старших классов разрабатывали свои проекты в процессе прохождения той или иной темы по выбранной учебной дисциплине (физике, химии, биологии). Как показал опыт, при такой организации учебного процесса учащиеся чаще разрабатывают информационные, краткосрочные проекты. В конце каждой четверти, полугодия или в конце года учащиеся презентовали исследовательские проекты, на разработку которых требуется больше времени.

Исследовательские и информационные проекты по учебным дисциплинам, созданные учащимися средствами мультимедиа-технологий, являлись основными составляющими «Электронного портфолио» работ. Оформленные соответствующим образом личные данные (визитные карточки), резюме, эссе и другие медиапродукты, составляли основу «Электронного портфолио» документов и отзывов.

Организация учебного процесса практической части элективного курса «Использование мультимедиа-технологий в процессе создания исследовательских и информационных проектов» заключалась в следующем:

1) В течение всего курса учащиеся создавали исследовательские и информационные проекты средствами мультимедиа-технологий, включая эти работы в «Электронный портфолио», используя средства гипермедиа-технологий.

2) На каждом этапе происходила самооценка и оценка готовых мультимедиа-продуктов средствами электронного портфолио.

3) Использовалась проектная деятельность учащихся.

4) В процессе выполнения мультимедийных проектов со стороны учителя информатики учащимся была оказана консультативная помощь в вопросах использования средств мультимедиа-технологий.

5) Происходило постоянное взаимодействие учащихся с учителем по профилирующей дисциплине естественно-научного цикла.

6) Учащимся была предоставлена возможность обращаться к различным информационным источникам (сеть Интернет, учебные пособия и т. д.).

7) В целях лучшей организации работы над проектом происходило сотрудничество учителя информатики и учителя по профилирующей дисциплине.

Для организации самостоятельной работы по разработке собственных исследовательских и информационных проектов по дисциплинам естественно-научного цикла нами был использован метод проектов, состоящий из этапов, кульминационным - являлась самооценка по итогам разработанного проекта и формирование «Электронного портфолио» работ.

Причем, Электронный портфолио был структурирован с использованием возможностей гипермедиа-технологий. Нами разработана и использована структурная схема комплексного «Электронного портфолио» (портфолио документов + портфолио работ + портфолио отзывов), созданного на основе

использования технологии гипермедиа, то есть с использованием гиперссылок (переходов) на нужные документы или работы [2].

Формирование «Электронного портфолио» с использованием средств мультимедиа-технологий также происходило поэтапно, причем, на первом этапе учащиеся были ознакомлены с критериями, по которым впоследствии был оценен их «Электронный портфолио».

Экспертам также были предложены оценочные критерии «Электронного портфолио» учащихся, по своему содержанию соответствующие критериям оценки, предложенных старшеклассникам.

Помимо самого проекта, в «Электронный портфолио» учащихся были внесены материалы (план работы, дневник работы над проектом, рецензии (отзывы) экспертов, собственная оценка своей работы (эссе)), которые предварительно (если это необходимо) были переведены в цифровой формат.

Если работа была отправлена на конкурс, и в результате была получена грамота или благодарность, то после перевода такого документа в электронный формат, старшеклассник вносил ее в свой «Электронный портфолио документов».

Таким образом, в процессе изучения элективного курса учащиеся старших классов одновременно с разработкой информационных и исследовательских проектов естественно-научного содержания формировали свой «Электронный портфолио», используя при этом мультимедиа-технологии. После презентации собственных мультимедийных проектов по данным дисциплинам они также включали этот проект и все документы, полученные в процессе и после его разработки, в свой «Электронный портфолио». Кульминационным моментом такого процесса являлось представление сформированного «Электронного портфолио» старшеклассника оценочной комиссии, в составе которой обязательно присутствовали специалисты, компетентные в области средств использования мультимедиа-технологий и специалисты в области естественно-научных знаний.

Возможности использования ресурсов электронных библиотек в е-портфолио учащихся

Одним их этапов создания проектов являлся поиск необходимой информации в различных источника, в том числе и в сети Интернет.

Нужно отметить, что эксперимент проходил в сельской школе, и, несмотря на хорошую оснащенность данного образовательного учреждения компьютерной техникой, программным обеспечением, наличием выхода в Интернет, основной проблемой являлся информационный дефицит. Несмотря на обилие информации в сети Интернет, возникала острая необходимость в наличии качественных источников естественно-научного содержания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С нашей точки зрения, поиск информации для создания самостоятельных проектов по дисциплинам естественно-научного цикла с целью включения их в е-портфолио, был бы значительно упрощен при наличии «места», где находятся такие ресурсы в достаточном количестве и соответствующего качества, в частности в электронной библиотеке.

С другой стороны, самые удачные профильные е-портфолио (по естественно-научному профилю) можно включить в контент е-библиотеки,

после соответствующей экспертизы специалистами. Причем критерии к работам естественно-научного содержания, входящим в состав е-портфолио, могут быть выдвинуты перед учащимися на начальном этапе разработчиками контента е-библиотеки.

Тогда возможна коммуникация между учащимся, учителем и е-библиотекой.

Рисунок 2 - Взаимодействие учащегося, учителя и контента е-библиотеки в процессе разработки учащимися собственных проектов естественно-научного цикла

Учителя также могут пополнять естественно-научный контент библиотеки собственными разработками педагогического, научного и методического характера.

Наличие материалов естественно-научного содержания будет не только помогать учащимся в поиске необходимой информации для создания собственных продуктов, но и способствовать успешной профилизации в естественно-научном направлении общеобразовательных учреждений.

Оценивая преимущества профильного е-порфолио с позиций различных субъектов, отметим следующие особенности.

С позиции учащегося:

^ позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию по выбранной дисциплине;

^ оценить ресурсы, понять собственные проблемы по данной дисциплине и спланировать работу по их устранению;

^ оценить уровень знаний по предмету, соответствие притязаний собственным ожиданиям.

С позиции учителя-предметника:

^ позволяет «увидеть» талантливых учеников;

^ выявить пробелы в знаниях и помочь учащемуся в их устранении;

^ оценить уровень знаний учащегося по предмету и способствовать дальнейшему их развитию.

С позиции управленцев ВУЗа или ССУЗа:

^ отобрать наиболее талантливых абитуриентов;

^ компенсировать унифицированную оценку возможностей абитуриента по результатам ЕГЭ;

^ способствовать дальнейшему развитию уровня компетентности студента по выбранной специальности;

^ проследить развитие индивидуального пр01ресса студента на протяжении всего периода обучения

^ развитие информационно- образовательного пространства учебного заведения.

С позиции руководства школы, ВУЗа, работодателя:

^ является средством оценки выпускника;

^ позволяет выявить компетентного специалиста;

^ позволяет проследить развитие компетентности специалиста и способствовать дальнейшему карьерному росту.

Библиографический список

1. Вебер, В. Портфолио медиаграмотности [Текст] / В. Вебер // Информатика и образование. - 2002. - № 8. — С. 46-52.

2. Иманова, О. А. Использование мульти- и гипермедиа-технологий при формировании е-портфолио учащихся средней школы [Текст] / О. А. Иманова // Информатика и образование. - 2009. - № 3. - С. 126-127.

3. Иманова, О. А. Методика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами информационных технологий [Текст]: дис. . . . канд. пед. наук. / О. А. Иманова - Киров, 2009.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Информационный сайт учительской газеты) [Электронный ресурс] // http://www.ug.ru/old/02.42/t9.htm

5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е. С. Полат - М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Полилова, Т. А. Концепция «Электронного портфолио» [Электронный ресурс] / Т. А. Полилова. - М., 2007. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/ соигБез/е-роЛйэНо. Мт

7. Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы // Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929.

8. Сайт «Агентство информационных сообщений» Октябрь 4, 2009 - Режим доступа: http://www.vg-news.ru/news-v-vuzy-rossii-budut-prinimat-po-portfolio)/

9. Саховский, И. А. Мотивационные детерминанты процесса планирования карьеры на этапе профильного обучения общеобразовательных школ [Текст] / Саховский И. А. // Сибирский педагогический журнал. - № 6. - 2010. - С. 359-367

10. Смолянинова, О. Г. Информационные и телекоммуникационные технологии в университетском образовании в контексте реализации компетентностного подхода // Сборник трудов междунар. конф. «ИТО-2003». - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.