Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности студента-медика с помощью изучения английского языка'

Формирование профессиональной направленности студента-медика с помощью изучения английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / FORMATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарова Ольга Николаевна

Эта статья о роли английского языка в формировании профессиональной направленности будущего врача. Поскольку в настоящее время английский язык становится важным ресурсом для профессионального развития специалистов медицинского профиля, здесь также рассматривается необходимость решения педагогических задач, сопровождающих этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности студента-медика с помощью изучения английского языка»

Formation of a professional orientation of the medical student by means of studying of English

Bazarova O. (Republic of Uzbekistan) Формирование профессиональной направленности студента-медика с помощью изучения английского языка Базарова О. Н. (Республика Узбекистан)

Базарова Ольга Николаевна /Bazarova Olga - старший преподаватель, кафедра языков,

Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья о роли английского языка в формировании профессиональной направленности будущего врача. Поскольку в настоящее время английский язык становится важным ресурсом для профессионального развития специалистов медицинского профиля, здесь также рассматривается необходимость решения педагогических задач, сопровождающих этот процесс.

Abstract: this article is about the role of learning English language in formation of professional orientation of medical students. Nowadays English becomes an important resource for the social and professional development specialist of medical profile. It also addresses the need for solving pedagogical problems contributing to this process.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, формирование, студенты-медики. Keywords: formation, professional orientation, medical students.

Интенсивное развитие и обновление современного общества ориентируют высшую школу на поиск резервов педагогического процесса, обеспечивающего качественное освоение студентами профессиональных знаний и умений, способность к их творческому использованию, инициативность, коммуникабельность, активность, готовность будущих специалистов к непрерывному самообразованию. С мотивами выбора профессии связаны уровни профессиональной направленности: высокий уровень (в выбранной деятельности для человека важным является ее содержание), низкий уровень (ведущим мотивом выступает потребность не в самой деятельности, а в обстоятельствах, связанных с профессией) и третий уровень (отсутствие направленности, т.е. полное несоответствие мотивов выбора профессии и ее содержания) (П. А. Шавир) [6].

Необходимость формирования профессиональной компетентности специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, нашла подтверждение в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» и в Законе Республики Узбекистан «О Национальной программе подготовки кадров»(1997г.) Диагностика и способы лечения самых разных заболеваний становятся все совершеннее год от года, появляются новые приборы и лекарственные средства. Именно поэтому владение английским для врачей — это обязательный навык, без которого невозможно получить доступ к самым разным материалам от ведущих мировых научных журналов и сообществ, кроме того, общение с коллегами из других стран будет весьма затруднительным, ведь английский является языком международного общения.

Профессиональная подготовка в медицинском вузе предусматривает:!) углубленное ознакомление с научными основами и технологией избранной профессии; 2) развитие специальных практических навыков и умений; 3) формирование психологических и нравственных качеств личности, необходимых в

данной сфере профессиональной деятельности; 4) разностороннюю подготовленность.

Необходимо отметить, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего поколения. В связи с этим, рассматривая проблему профессиональной подготовки студентов-медиков, нельзя не учитывать тот факт, что английский язык в настоящее время становится важным ресурсом социального и профессионального роста специалиста медицинского профиля, средством профессионального общения, информационной деятельности и самообразования.

Профессиональная направленность личности студента-медика отражает его положительное отношение к окружающим на основе морально-этических норм и правил; степень готовности студента к их соблюдению; позитивное отношение к будущей профессии, устойчивый интерес к ней; склонность осуществлять профессионально значимые виды деятельности. В профессиональной направленности личности студента-медика необходимо учитывать черты характера, морально-волевые качества, специфические для будущего врача, проявляющиеся уже в вузе. Основными чертами профессиональной направленности личности студента-медика являются:

- осознание труда врача на благо общества как высшего смысла жизни, способа утверждения собственного достоинства, развития своих профессиональных способностей;

- признание целей и принципов врачебной деятельности, первенства общественных интересов;

- принятие моральной ответственности на себя за жизненные и профессиональные решения;

- наличие комплекса профессиональных знаний;

- стремление к саморазвитию и самореализации. Профессиональная направленность студента медицинского вуза развивается в самообразовательной деятельности при обучении английскому языку, в ходе чего приобретается возможность самовыражения, становления творческой личности, способной принимать самостоятельные решения.

Формирование профессиональной направленности студента-медика представляет собой процесс ее становления, накопления положительных изменений в ее содержании, который рассматривается как целостный, педагогически обоснованный, целенаправленный процесс, который необходимо совершенствовать. Изучение английского языка способствует формированию профессионального мышления, влияет на характер отношения к профессии. В плане достижения воспитательных целей английский язык как учебный предмет обладает значительным потенциалом, внося вклад в воспитание профессионально направленной личности. Профессиональная направленность выполняет роль системообразующего фактора на уровне личности, от нее зависит социальная и нравственная ценность личности, а также профессиональная востребованность. Мера сформированное™ и выраженности профессиональной направленности зависит от степени понимания и внутреннего принятия субъектом целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения и взгляды, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворить материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии (В. А Аверин, Л. А. Кандыбович, М. И. Дьяченко) [1,3].

Профессиональная направленность студента-медика характеризуется следующими уровнями: низкий уровень представлен несформированностью компонентов профессиональной направленности, которые не проявляются как интегративное качество студента-медика; средний уровень характеризуется частичной

180

сформированностью отдельных компонентов профессиональной направленности, присутствует мотивация к профессиональной деятельности; достаточный уровень подразумевает ситуативное проявление положительных мотивов; высокий уровень предполагает устойчивое развитие всех компонентов профессиональной направленности, студент-медик выступает субъектом деятельности с устойчивыми профессиональными мотивами, интересом и сформированными профессионально значимыми качествами, наличием необходимых знаний и самообразовательных умений.

Таким образом, этот процесс диктует необходимость решения следующих педагогических задач:

1) разработка вариативного содержания и моделирование программно -организационного обеспечения самообразовательной деятельности студента-медика при изучении английского языка, что позволяет стимулировать положительные мотивы его профессиональной направленности;

2) использование комплекса гуманитарных технологий (метод проектов, кейс-стадии, метод развития критического мышления) в обеспечении самообразовательной деятельности студента, при которых студент из объекта обучения становится субъектом;

3) обеспечение регулярного контроля, оценки, самооценки результата самообразовательной деятельности, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента, что позволяет углубить использование ресурса самообразовательной деятельности в формировании профессиональной направленности студента-медика.

Литература

1. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002.С. 406.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Изд-во: Харвест, 2006. С. 416.

3. Жарова Л. В. Учить самостоятельности-М., 1993.

4. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. С. 96.

Using of denotat count in the content analysis of the text Kryukova T. (Republic of Kazakhstan) Использование денотатного графа при контент-анализе текста Крюкова Т. В. (Республика Казахстан)

Крюкова Татьяна Валерьевна /Kryukova Tatyana - магистр педагогических наук, старший преподаватель, кафедра Ассамблеи народа Казахстана, кафедра иностранных языков и переводческого дела, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются понятия денотатного графа и контент-анализа текста, описываются принципы построения денотатного графа. Представлена структура работы по построению денотатного графа и даны примеры использования денотатного графа при контент-анализе текста в сказкотерапии.

Abstract: in this article considers the concept of denotat count and content analysis of the text, describes the principles of construction denotat count. Presented the structure of work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.