сформированностью отдельных компонентов профессиональной направленности, присутствует мотивация к профессиональной деятельности; достаточный уровень подразумевает ситуативное проявление положительных мотивов; высокий уровень предполагает устойчивое развитие всех компонентов профессиональной направленности, студент-медик выступает субъектом деятельности с устойчивыми профессиональными мотивами, интересом и сформированными профессионально значимыми качествами, наличием необходимых знаний и самообразовательных умений.
Таким образом, этот процесс диктует необходимость решения следующих педагогических задач:
1) разработка вариативного содержания и моделирование программно -организационного обеспечения самообразовательной деятельности студента-медика при изучении английского языка, что позволяет стимулировать положительные мотивы его профессиональной направленности;
2) использование комплекса гуманитарных технологий (метод проектов, кейс-стадии, метод развития критического мышления) в обеспечении самообразовательной деятельности студента, при которых студент из объекта обучения становится субъектом;
3) обеспечение регулярного контроля, оценки, самооценки результата самообразовательной деятельности, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента, что позволяет углубить использование ресурса самообразовательной деятельности в формировании профессиональной направленности студента-медика.
Литература
1. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002.С. 406.
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Изд-во: Харвест, 2006. С. 416.
3. Жарова Л. В. Учить самостоятельности-М., 1993.
4. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. С. 96.
Using of denotat count in the content analysis of the text Kryukova T. (Republic of Kazakhstan) Использование денотатного графа при контент-анализе текста Крюкова Т. В. (Республика Казахстан)
Крюкова Татьяна Валерьевна /Kryukova Tatyana - магистр педагогических наук, старший преподаватель, кафедра Ассамблеи народа Казахстана, кафедра иностранных языков и переводческого дела, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются понятия денотатного графа и контент-анализа текста, описываются принципы построения денотатного графа. Представлена структура работы по построению денотатного графа и даны примеры использования денотатного графа при контент-анализе текста в сказкотерапии.
Abstract: in this article considers the concept of denotat count and content analysis of the text, describes the principles of construction denotat count. Presented the structure of work
on the construction of denotat count and the patterns of the use of denotat count in the content analysis of the text in fairy-tales therapy.
Ключевые слова: денотат, граф, контент-анализ, метод, сказкотерапия. Keywords: denotat, count, content analysis, method, fairy-tales therapy.
Контент-анализом (англ. content analysis; от content — содержание) называется формализованный метод изучения текстовой и графической информации, в основе которого заключается перевод исследуемой информации в количественные показатели и ее статистическая обработка.
Особенностью данного метода является представление систематизированной информации определенных единиц содержания, фиксируемым с большой строгостью.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет и т.д.
Первоначально контент-анализ использовался в журналистике, литературоведении и сфере политики.
В настоящее время применяется в различных научных направлениях. Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и других науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп [1].
Одним из инструментов контент-анализа текста выступает денотатный граф (от лат. «обозначаю» и греч. «пишу»), являющийся способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Денотатный граф, наряду с кластером, ментальной картой, схемой «рыбий скелет» (фишбоун) и др., является графическим средством предоставления информации (рис. 1).
г денотатный граф - 1 ментальная ^^^ка рта
1 фишбоун кластер
Рис. 1. Графические техники представления информации Примечание: [составлено автором]
В энциклопедическом словаре по философии под редакцией Ивина А.А. [2] денотатом обозначается общее предметное значение слова.
Под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос) [3].
Принцип построения денотатного графа не сложен: перед началом работы вычленяется ключевое слово, реже словосочетание, далее идет раскрытие содержания ключевого слова путем подбора глаголов, который конкретизируется либо именами существительными, либо существительными с другими именными частями речи. Схема работы с денотатным графом близка с такими методиками, как синквейн и фиш-боун.
Структура работы по построению денотатного графа:
1. выделение ключевого слова или словосочетания;
2. чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное (группа существительных) в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку);
3. точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель: направлять, предполагать, приводить, давать, и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата: достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата: основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия);
4. дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - «веточки»;
5. соотнесение каждой «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий [4, с. 29].
Эффективно использовать тогда, когда необходимо провести анализ нового понятия, определить с разных позиций его содержание. Трудность может быть в том, что не всегда легко найти систему ключевых слов (существительных и глаголов) для полного описания понятия, закона и явления [5, с. 3].
Денотатные графы подразделяют на положительные и отрицательные. При составлении положительного денотатного графа вычленяются позитивные характеристики, существенные признаки понятия, имеющие утвердительное значение. Антиподом положительного графа является отрицательный граф, в котором представлена информация с негативным значением, препятствующая реализации позитивного.
Денотатный граф
Положительный
Отрицательный
Рис. 2. Виды денотатного графа Примечание: [составлено автором]
К тексту могут быть составлены несколько графов, в зависимости от количества проблем, представляющих интерес для исследования. Чаще всего граф составляется в виде схемы, реже рисунка.
Использование денотатного графа целесообразно при смысловом контент-анализе текста в качестве выявления смысловых единиц понятий, выраженные в отдельных терминах, а также при характеристике персонажей, вычленения хода событий, объяснении процессов и т.п.
А.И.Новиков и Г.Д.Чистякова [6] подчеркивали, что при смысловом понимании текста особую роль играет свертывание, которое завершает процесс формирования целостного образа, что образ содержания текста, полученный в процессе понимания, и замысел, выступающий в качестве образа будущего текста, в структурном отношении тождественны и могут быть воспроизведены графически в денотатной схеме.
Ниже приведены примеры построения и использования денотатного графа в качестве инструмента контент-анализа в сказкотерапии. При составлении денотантого графа использовались произведения «Радужной книги», которая представляет собой сборник сказок народов мира. По содержанию сказки однотипные, в каждой за исключением двух последних, речь идет о бедности. Герои, несмотря на свое тяжелое положение, остаются трудолюбивыми (Голубая сказка), честными (Желтая сказка),
183
добрыми (Фиолетовая сказка), любящими (Розовая сказка), заботящимися о близких (Зеленая сказка), не жадными и честными (Оранжевая сказка), учат не завидовать другим, не капризничать (Красная и коричневая сказки).
«Желтая книга, или рассказ о желтой вазе» - японская народная сказка. Содержание данной сказки может быть раскрыто следующим денотатным графом, представленном на рисунке 3.
Рис. 3. Денотатный граф сказки «Желтая книга, или рассказ о желтой вазе» Примечание: составлено автором на основании [7]
Содержание данного произведения намного шире, и метафоричность сказки может быть представлена другим денотатным графом (рис.4).
Рис. 4. Денотатный граф сказки «Желтая книга, или рассказ о желтой вазе» Примечание: составлено автором на основании [7]
«Зеленая книга, или рассказ о зеленом лесном человечке» повествует о проблеме заболеваний в семье.
Образ персонажей данной сказки может быть раскрыт при помощи положительного денотатного графа, представленном на рисунке 5, 6.
1 I I Г
Рис. 5. Денотатный граф сказки «Зеленая книга, или рассказ о зеленом лесном человечке» Примечание: составлено автором на основании [7]
Рис. 6. Денотатный граф сказки «Зеленая книга, или рассказ о зеленом лесном человечке» Примечание: составлено автором на основании [7]
В данной сказке метафорически раскрывается изображение абстрактных понятий сострадания и жертвенности во имя спасения близкого человека.
Примером использования отрицательного денотатного графа может быть работа с «Оранжевой книгой, или рассказом о золотых апельсинах». Основной смысл данной сказки заключается в осуждении жадности как одного из пороков общества (рис.7).
жад ность
Рис. 7. Денотатный граф сказки «Оранжевая книга, или рассказом о золотых апельсинах» Примечание: составлено автором на основании [7]
Таким образом, денотатный граф, который содержит упорядоченную особым образом информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель.
Использование денотатного графа в сказкотерапии является обоснованным, так как при помощи него схематически и доступно производится контент - анализ текста, кроме того структурированный анализ может быть направлен на представление и решение проблем, метафорически представленных в сказке.
Литература
1. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. - М., 2005. Электронный источник: «ПСИ-ФАКТОР». Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/k-a.htm (дата обращения: 25.12.2015).
2. Философия: Энциклопедический словарь. /Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
3. Приходько О. В. Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа - М.: Фестиваль «Открытый урок», 2009. - 3 с. Электронный источник: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/559360/
4. ЛебедеваМ. Б. «Во всем нам хочется дойти до самой сути...» - Алхимия проекта: Метод. разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего» / М.Б. Лебедева. - М., 2005. - С. 24-29.
5. Джумалиева Е. С. Денотатный граф как один из приемов формирования универсальных учебных действий - [Электронный ресурс]: Виртуальная Конференция - 2013 - Форумы ЦНМО. Режим доступа: http://litcey.ru/informatika/66921/index.html
6. Чистякова Г. Д., Новиков А. И. К вопросу о теме и денотате текста // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1981. - Т.40. - № 1. - С.48-53
7. Радужные сказки. Перевод с английского. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2013. -128 с.