УДК 37
Мазитова Регина Ильдаровна
ассистент кафедры
психолого-педагогического образования. Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета [email protected]
Модель развития
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ИХ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Regina I. Mazitova
assistant at the Department of psychological and pedagogical education Sterlitamak Branch of Bashkir State University [email protected]
Model of development of
PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THEIR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY
Аннотация. В статье рассмотрена модель развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности. Дано описание основных элементов данной модели. Предложенная модель позволяет эффективно использовать самообразовательную деятельность в процессе подготовки к педагогической деятельности. Нами определено педагогическое обеспечение процесса развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности и выделены мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, оценочный критерии, на основе которых можно определить уровень развития профессионально-педагогической направленности.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, профессионально-педагогическая направленность, студенты, модель, проектная деятельность, консультация, психологический тренинг.
Annotation. This article considers the model of development of professional-pedagogical orientation of students in their self-educational activity. The author describes the main elements of the model. The proposed model allows effective using of self-education in preparation for teaching. We have defined the pedagogical support of the process of development of professional-pedagogical orientation of students in their selfeducational activity and selected motivational-axiological, cognitive, activity, assessment criteria, which can be used to determine the level of development of professional-pedagogical orientation.
Keywords: self-educational activities, professional-pedagogical orientation, students, model, project activities, consultation, psychological training.
В настоящее время в педагогике достаточно широко используется метод моделирования педагогического процесса, позволяющий более глубоко проникнуть в суть рассматриваемого явления.
Разработка и внедрение модели развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности выступает одним из важнейших факторов достижения высоких результатов в подготовке высококвалифицированных педагогов [1]. Она нами представлена организационно-целевым, организационно-содержательным и критериально-оценочным блоками.
Первый блок включает в себя цель, задачи, принципы.
Целью является повышение уровня развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности.
Задачами выступают:
1. Формирование системы знаний у студентов о профессионально-педагогической деятельности.
2. Развитие познавательного интереса студентов к будущей профессии в их самообразовательной деятельности.
3. Развитие способности студентов к исследовательской деятельности в решении профессионально-педагогических проблем.
4. Развитие стремления студентов к самообразованию в целях совершенствования профессионально-педагогической подготовки.
Осуществление повышения уровня развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности проводится на основе принципов преемственности, целостности, системности и деятельностного подхода.
240
Рисунок 1. Модель развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности
241
Вторым блоком является организационно-
содержательный блок, который представлен: программой «Развитие профессионально-педа-
гогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности»; разработкой и внедрением спецкурса «Психолого-педагоги-ческая направленность самообразовательной деятельности студентов»; разработкой комплекса заданий профессионально-педагогической направленности для самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины «Теория обучения и воспитания».
Реализация программы обеспечивается следующим содержанием:
- подбором упражнений для психологопедагогических тренингов;
- разработкой комплекса лекций.
В повышении уровня развития профессионально-педагогической направленности студентов нами предполагалось использовать соответствующие формы и методы. К основным формам относятся лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, тренинги, консультации. Также были использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративные; исследовательские (написание рефератов, докладов); психологические тренинги; консультации по проблемам развития профессиональнопедагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности, взаимоконсультации, консультация «обратная связь».
Критериально-оценочный блок состоит из критериев, уровней развития профессиональнопедагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности и диагностических методик.
В ходе нашего исследования были выделены следующие критерии:
- мотивационно-ценностный критерий, который заключается в устойчивом интересе и положительном отношении к будущей профессионально-педагогической деятельности;
- когнитивный критерий, предполагает теоретическую подготовленность к будущей профессии педагога, знание основ педагогической деятельности;
- деятельностный критерий, характеризует умение целенаправленно и самостоятельно добывать знания из различных источников; применять приобретенные знания на практике, способность к самоорганизации и самоконтролю;
Литература:
1. Бешенков С.А. Моделирование и формализация : метод. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.
2. Гриншпун С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работ // Школа и производство. 1994. № 6. С. 11-12.
- оценочный критерий, определяет способность к самопознанию, адекватность самооценки; слабые или высокие навыки анализа собственной самообразовательной деятельности.
Указанные критерии составили научную основу проведенного нами эксперимента по определению уровня развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности. Так, для изучения мотивационно-ценностного критерия мы использовали методику С. Гриншпуна «Мотивы выбора профессии», с помощью которой можно определить причины выбора студентами профессии педагога, структуру их мотивационной сферы [2].
В ходе нашего исследования были определены три уровня развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности: высокий, средний, низкий.
К группе с высоким уровнем развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности относятся обучающиеся, у которых наблюдаются устойчивые положительные мотивы к профессии. Их отличают глубокие и прочные знания, осознанные умения, которые носят творческий характер, адекватная самооценка своих способностей и возможностей.
Ко второй группе мы относим студентов, проявивших средний уровень развития профессионально-педагогической направленности. Данный уровень характеризуется тем, что студенты имеют относительно устойчивые мотивы к профессии, неглубокие, бессистемные знания. Студенты этой группы часто недооценивают свои способности и возможности.
Низкий уровень проявляют те студенты, которые имеют нечеткие мотивы к будущей профессиональной деятельности. У них отсутствуют глубокие и прочные знания, умения несформированные. Отсутствует уверенность в себе и возможность реализовать свои способности.
Результатом внедрения данной модели должно стать повышение уровня развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности.
Таким образом, об уровне развития профессионально-педагогической направленности студентов в их самообразовательной деятельности можно судить исходя из оценки мотивационноценностного, когнитивного, деятельностного и оценочного критериев.
Literature:
1. Beshenkov S.A. Modeling and formalization : manual. M. : BINOM. Knowledge Lab, 2002. 336 p.
2. Grinshpun S.S. Estimation of personal and business potential of students in career-oriented work // School and production. 1994. № 6. P. 11-12.
242