студенческом обществе, тренироваться в различных спортивных секциях.
Одним из признаков эффективной социокультурной среды выступает ее тенденция к расширению. Социокультурные проекты студентов, такие как «Дворик моего детства» (проект создания предметной здоровьесберегающей среды ДОУ), «С чего начинается Родина?» (кон -курс детских рисунков, посвященных зимним олимпийским видам спорта), «Речевой этикет» и «Речевая культура» (медиажурналы для родителей), позволили привлечь педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений, родителей детей, городскую общественность.
В социокультурной среде студент, овладевая профессиональными знаниями, приобретая опыт общения и эмоционально-ценностного отношения к миру, не противостоит ему как отчужденный от него «познаватель», а раскрывает себя миру, с которым внутренне взаимосвязан. Такая среда, будучи развивающей, не навязывает молодому человеку путь развития, а предоставляет ему возможность самому определить траекторию индивидуальной эволюции сознания.
Социокультурная среда колледжа способна изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила,
Библиографический список
нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности коллектива. К примеру, в текущем учебном году создано уникальное добровольное объединение родителей и студентов-активистов «Семейная гостиная», которая осуществляет такое направление деятельности, как продвижение духовно-нравственных ценностей семьи и гражданского общества, профилактика асоциальных явлений.
В сложных, противоречивых современных условиях наличие в колледже богатой и разнообразной социокультурной среды является залогом успешной деятельности по формированию и развитию духовно-нравственной культуры будущих педагогов. Средовой подход и, в частности, средовое управление выступает методом «мягкого», косвенного управления развитием личности (П. Н. Хроменков). Главное в социокультурной концепции колледжа — признание духовно-нравственного, ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основ личностной зрелости. Главным критерием результативности образования будущих педагогов является качество целостного человека, знания которого совпадают с его бытием, мысли — с переживаниями, намерения — с поступками, прошлое — с настоящим, а настоящее — с проектируемым будущим.
1. Кирьякова, А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании [Текст] / А. В. Кирьякова // Высшее образование в России. — 2007. — № 12. — С. 59-64.
2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 44-53.
3. Байкова, Л. А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Байкова. — М., 2002. — 40 с.
4. Бабурова, И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе [Текст] : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / И. В. Бабурова. — Смоленск, 2009. — 41 с.
5. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Новиков. — М., 2008.
УДК 316.3/.4+159.9.07 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся
молодежи «Магнит» (ДУМ «Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Л. А. Летучева, методист ДУМ «Магнит»
МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье обосновывается необходимость введения в структуру управления процессом профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования мониторинга как
самостоятельного звена в управленческом цикле; дается определение мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи; предлагается четырехуровневая модель данного мониторинга.
Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение, мониторинг, мониторинг в образовании, мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, модель мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.
Профессионально-личностное самоопределение мы рассматриваем как процесс поиска и осмысления личностью своего профессионального пути, развития и предназначения, результат которого отражает определенный уровень сформированности внутренней готовности личности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное), а также уровень ее готовности рассматривать себя развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширяя свои возможности и максимально их реализовывая.
Всестороннее изучение хода и результатов процесса профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования — необходимое условие для принятия адекватного управленческого решения. Наиболее эффективным средством информационного обеспечения, которое не ограничивается единичным актом, а носит продолжительный характер, является мониторинг. Следовательно, необходимым становится введение в структуру управления данным процессом в условиях сетевого взаимодействия мониторинга как самостоятельного звена в управленческом цикле.
Обзор научной литературы показал, что категория «мониторинг» практически не встречается в самостоятельном значении, а доопределяется предикатором, образуя либо функцию (мониторинг здоровья), либо предикат (педагогический мониторинг, мониторинг качества образования и др.). Различные ученые используют данный термин исходя из логики собственных работ, наполняя его содержанием в зависимости от контекста научного исследования.
Основой рассматриваемого нами понятия является существительное «мониторинг». Происхождение данного термина английское, monitor означает «контролировать, проверять». Само понятие «мониторинг» представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкова-
ния в силу того, что изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки данного понятия связана также с его принадлежностью как к сфере науки, так и к сфере практики. Мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.
В общем виде мониторинг можно охарактеризовать как механизм систематического наблюдения, слежения за определенным объектом, представляющим интерес для науки и практики; как систему повторяющегося с определенной периодичностью сбора информации об объекте с использованием одних и тех же базовых индикаторов; как систему оценки меняющихся состояний и тенденций развития наблюдаемых объектов, контроля за ходом наблюдаемых процессов с целью предупреждения, преодоления или минимизации нежелательных тенденций и последствий развития этих процессов [1].
В педагогической науке и практике (А. С. Белкин, В. А. Кальней, А. Н. Майоров, Ю. А. Ши-хов, С. Е. Шишов и др.) накоплен определенный опыт применения мониторинговых исследований в системе образования всех уровней. Более того, в данный момент специалисты используют различные виды педагогического мониторинга. Сущность педагогического мониторинга настолько сложна, что ни одно из существующих ныне его определений нельзя отнести к разряду ошибочных, так как в каждом из них отражена какая-то его сторона, какая-то важная грань, без которой он потерял бы свою многоаспектность.
Одним из наиболее общих определений педагогического мониторинга является определение, предложенное А. Н. Майоровым, которое легко конкретизируется для частных образовательно-воспитательных подсистем путем уточнения предмета мониторинга. Мониторинг в образовании — это «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее
элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [2, с. 85].
Приняв за основу данное определение, мы уточняем рассматриваемое понятие в контексте нашего исследования: мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи — это подсистема непрерывного сбора, обработки, хранения и распространения информации о степени готовности обучающейся молодежи к профессионально-личностному самоопределению, встроенная в систему управления данным процессом в условиях сетевого взаимодействия и позволяющая корректировать данный процесс на основе выявленных отклонений от заданной цели.
Проведение мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования — сложный процесс, реализация которого зависит от его организации. Учитывая это, мы выдвинули задачу разработки модели мониторинга. В соответствии с основными положениями теории структурно-функционального инварианта педагогической системы [3] мы включили в модель мониторинга четыре блока: теоретический, нормативный, методический, эмпирический. Модель мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи представлена на рисунке 1.
Теоретический блок определяет требования к организации мониторинга. Его структуру составляют цель, задачи, подходы и принципы организации и проведения мониторинга.
Цель мониторинга — получение полной и объективной информации о профессионально-личностном самоопределении обучающейся молодежи.
Задачи мониторинга:
- выявить исходный уровень профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи;
- спрогнозировать траекторию профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи;
- корректировать и контролировать профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи;
- оценить адекватность профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.
В качестве теоретико-методологических подходов выступили системный, квалиметриче-
ский и личностно-ориентированный подходы, реализующиеся на основе принципов научности, непрерывности, системности, открытости, динамичности, обратной связи, индивидуализации.
Нормативный блок объединяет в себе функции и содержание мониторинга. Опираясь на работы А. Н. Майорова [2], В. А. Кальней, С. Е. Шишова [4], Ю. А. Шихова [5], мы выделили следующие функции мониторинга: наблюдение, диагностика, прогнозирование, контроль, коррекция. Все функции, мы полагаем, равнозначны и составляют единый цикл в рассматриваемом мониторинге.
Содержание мониторинга — это то, что наблюдается, диагностируется, прогнозируется, контролируется и корректируется. В рассматриваемом нами мониторинге содержание определяется компонентами профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. Основными структурными компонентами профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи являются: мотивационный, когнитивный и конативный. При их выделении мы руководствовались исследованиями О. Л. Гончаровой, Л. Ю. Кобеле-вой, А. П. Менщикова, А. Д. Сазонова и др.
Мотивационный компонент проявляется в направленности личности на определение будущей профессиональной деятельности. Когнитивный компонент представлен знаниями о многообразии профессий, их особенностях, о будущей профессиональной деятельности и возможностях для самореализации в ней, знаниями по профилирующим предметам. Конативный компонент предполагает осознанный выбор профессиональной деятельности, овладение первичными умениями в выбранной профессии, а также навыками самооценки, самоанализа, самоконтроля и самокоррекции (рефлексии). Данные компоненты определяют модель профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи как эталон сравнения.
Методический блок объединяет такие структурные элементы, как методы, средства и этапы проведения мониторинга.
Организация мониторинга связана с этапами его проведения: подготовительным, практическим, аналитическим. Задачи подготовительного этапа: подготовка плана проведения мониторинга; апробация критериально-диагностического инструментария с целью установления его валидности и внесения при необходимости корректировок.
Теоретический блок
Цель: получение полной и объективной информации о профессионально-личностном самоопределении обучающейся молодежи
Задачи: 1) выявить исходный уровень профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи; 2) спрогнозировать траекторию профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи; 3) корректировать и контролировать профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи; 4) оценить адекватность профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи
Подходы: системный, квалиметрический, личностно-ориентированный Принципы: научности, непрерывности, системности, открытости, динамичности, обратной связи, индивидуализации
V
Нормативный блок
Функции мониторинга: наблюдение, диагностика, прогнозирование, контроль, коррекция
Содержание мониторинга: модель профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи как эталон сравнения, интегрирующая три компонента: мотивационный, когнитивный, конативный
V
Методический блок
Этапы мониторинга: подготовительный, практический, аналитический Методы мониторинга: эмпирические, математической статистики, теоретические Средства мониторинга: анкеты, тесты, стандартизированные методики, портфолио
V
Эмпирический блок
Уровни: высокий, средний, низкий
Критерии: мотивационный, когнитивный, конативный
Показатели: мотивы, интересы, знания, умения
Результат: переход на более высокий и качественно отличный уровень профессионально-личностного самоопределения; личность, определившаяся в выборе профессии, адекватной своим возможностям и способностям, а также потребностям
Рис. 1. Модель мониторинга профессионально-личностного самоопределения
обучающейся молодежи
Задачи практического этапа: проведение стартовой, текущей и финишной стадий мониторинга. Задачи аналитического этапа: систематизация, обработка и анализ полученной информации, разработка рекомендаций и корректирующих мер.
При использовании любой из форм мониторинга применяются следующие методы: эмпирические (наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности и т. д.); методы сводки и статистической обработки информации; теоретические
(анализ, синтез, сравнение и т. д.). Наиболее корректными из методов сводки и статистической обработки результатов мониторинга являются следующие: регистрация, ранжирование, шкалирование, критерий углового преобразования Фишера, Т-критерий Вилкоксона. В качестве средств выступают анкеты, тесты, стандартизированные методики, портфолио.
Эмпирический блок, связанный с оцениванием результатов, представлен рекомендациями по технике диагностики профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. В структуру данного блока мы включили: описание уровней сформированности профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, критерии определения уровней, показатели проявления критериев, диагностические методики. Результат: переход обучающегося на более высокий и качественный уровень; личность, определившаяся в выборе профессии, адекватной возможностям, способностям и потребностям рынка.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что ученые при выделении уровней используют принцип маятника, суть которого заключается в дихотомическом ограничении разнообразных представлений о явлении, т. е. выделении границ на основе максимального и минимального проявления состояния изучаемого явления с выделением его среднего состояния. Опираясь на данную точку зрения, мы выделили низкий, средний и высокий уровни сформи-рованности профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.
Учитывая структуру профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, мы выделили критерии (мотивационный, когнитивный, конативный) и соответствующие им показатели оценки профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. По каждому критерию были подобраны диагностические методики.
Мотивационный критерий включает в себя следующие показатели: интерес; стремление к познанию особенностей профессий; мотивы выбора профессии; желание осуществлять профессиональную деятельность; стремление к достижению цели, к успеху, к общественному признанию
Библиографический список
и саморазвитию. Диагностические методики: «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Определение социальной направленности личности» Д. Голланда, «Ценностные ориентации» М. Роки-ча, «Определение жизненных ценностей личности» П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики моти-вационной структуры личности В. Э. Мильмана.
Когнитивный критерий включает такие показатели, как усвоение информации о профессиях, о разных типах и классах профессий, их особенностях и требованиях, предъявляемых к представителю той или иной профессии; знание предметной стороны выбранной профессиональной деятельности; знание своих склонностей, способностей, профессионально важных качеств. Диагностические методики: «Определение склонностей» Л. А. Йовайши, «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой, анкетирование, тестирование, конкурс знатоков профессий, тематические олимпиады, творческие работы.
Конативный критерий включает следующие показатели: выявление своих возможностей и способностей; оценка собственных достижений; анализ процесса и результата самоопределения; контроль и коррекция полученного опыта. Диагностические методики: «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой, «Самооценка реализации жизненных целей личности» Н. Р. Молочникова, «Определение статуса профессиональной идентичности» А. А. Азбель, методика диагностики самоактуализации личности Н. Ф. Калинина, методика диагностики привлекательности труда В. Н. Снеткова, степень участия в конкурсах достижений, портфолио.
Таким образом, структура разработанной нами модели мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи представлена теоретическим блоком, который определяет требования к организации мониторинга, нормативным блоком, который взаимосвязывает теоретический блок с методическим и определяет его содержание, и эмпирическим, информирующим о полученных результатах.
1. Милехин, А. В. Социологический мониторинг — средство информационного обеспечения управления в общественных системах : дис. ... д-ра социол. наук / А. В. Милехин. — М., 1999. — 298 с.
2. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании. Кн. 1 / А. Н. Майоров. — СПб. : Образование — культура, 1998. — 334 с.
3. Кустов, Л. М. Теоретические и практические основы послевузовской подготовки инженера-педагога : Диагностическая, проектировочная, экспериментальная деятельность : дис. ... д-ра пед. наук / Л. М. Кустов. — М., 1996. — 339 с.
4. Кальней, В. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик» : метод. пособие для учителя / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М. : Пед. об-во России, 1999. — 86 с.
5. Шихов, Ю. А. Школа : Мониторинг качества образования : учеб. пособие / Ю. А. Шихов, В. А. Кальней. — М. : Пед. об-во России, 2000. — 248 с.
УДК 316.3/.4+373 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся
молодежи «Магнит» (ДУМ «Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Л. А. Летучева, методист ДУМ «Магнит»
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, предлагается инновационная форма организации подготовки обучающейся молодежи к осознанному выбору профессии (сетевой образовательный кластер), предлагается конкурсная система организации различных видов деятельности обучающейся молодежи в рамках кластера как необходимое условие эффективной его реализации.
Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи, сетевое взаимодействие, конкурс, конкурсная деятельность.
Современный этап развития общества характеризуется процессами глобализации экономики и развития современных информационных сетей, что ведет к автоматизации и компьютеризации производства, инновационности, смене монопрофессионализма на полипрофессионализм, а также к соответствующим изменениям на рынке труда. Процессы, происходящие при этом в обществе, делают актуальной проблему профессионально-личностного самоопределения молодежи, которая стоит перед выбором профессии и знакомится с различными областями профессиональной деятельности в изменяющемся социуме. Однако проведенные исследования Центра профессиональной ориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО и Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) показали, что на уровне:
- социально-экономическом — профессиональные предпочтения молодежи не совпадают с потребностями современного рынка труда;
- организационно-педагогическом — наблюдается преобладание ретроспективной, а не перспективной направленности содержания и форм организации подготовки обучающейся
молодежи к выбору профессии, отсутствие целостной теории профессионально-личностного самоопределения молодых людей, которая соответствовала бы современным реалиям;
- личностно-психологическом — отмечается низкий уровень профессионально-личностного самоопределения обучающихся и, как следствие, выбор многими из них профессии под влиянием родителей, друзей или случайных факторов.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня возрастает значимость научного обеспечения и практического решения задачи профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе новых организационных форм, средств, методов и технологий.
Проанализировав различные подходы к проблеме профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, представленные в научной литературе (Т. В. Бескова, Л. И. Божович, А. В. Гапоненко, А. Я. Журки-на, Н. Е. Касаткин, Е. А. Климов, Г. П. Ников,
B. А. Поляков, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых, Н. Ф. Родичев, В. Ф. Сафин, В. И. Сахарова, С. Фукуяма, И. Д. Чечель, Н. Н. Чистяков,
C. Н. Чистякова, П. А. Шавир, Е. В. Ярушина),