Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тлеулесова Ардак Шакеновна, Сарсенбаева Ботагоз Габдулловна, Курмангожаева Эльмира Сейфуддиновна

Рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Анализируются некоторые теории формирования компетентности специалиста в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тлеулесова Ардак Шакеновна, Сарсенбаева Ботагоз Габдулловна, Курмангожаева Эльмира Сейфуддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE SPECIALIST AS INTEGRATION OF PERSONALITY QUALITIES

This article discusses the burning issues related with a formation of professional competence of a future specialist. Some theories of the formation ofprofessional competence in the educational process are examined.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ»

явления и процессы неизменно в той или иной степени находят отражение в парадигмах тематики и проблематики искусства слова. Исследуя тематический диапазон литературы, можно судить об уровне цивилизованности, о нравственных ориентирах и духовных исканиях породившего ее этноса» [7]. Произведения А. Баянова, в которых затрагивались социальные и нравственно-эстетические проблемы своего времени, поднимались извечные проблемы литературы, относящиеся к вопросам осмысления жизни, понимания добра и зла, несомненно, занимают достойное место в истории национальной литературы 2-й половины ХХ века.

Список литературы

1. История татарской литературы. В шести томах. Том 6. - Казань: Раннур. - 2001. - С. 200-216.

2. Karabulatova I. S. The Problems of Linguistic Modeling of New Eurasian Linguistic Personality in Multilinguistic and Mental Environment // Middle-East Journal of Scientific Research, 2013, №17 (6). - С. 791-795.

3. Сайфулина Ф. С. Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 296 с.

4. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - С. 68-69.

5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: 1975. - С. 235.

6. Баянов А. Повесть горной стороны: Повести. Перевод с тат. - М: Современник, 1978. - С. 351.

7. Сайфулина Ф. С. Татарская литература Тюменского региона: история и современность. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Казанский государственный университет им. В. И.Ульянова — Ленина. - Казань, 2007. - С. 374.

Сведения об авторах

Тимеркаева Гузель Рафаиловна, аспирант государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск, тел. 89088653172, e-mail: timerkaevag@mail.ru.

Сайфулина Флера Сагитовна, д. ф. н., профессор, заведующий кафедрой татарской литературы и методики преподавания Института филологии межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, тел. 8(843)2213376

Timerkaeva G. R., postgraduate, TG SPA named after D.I. Mendeleev, phone: 89088653172, e-mail: timerkaevag@mail.ru

Saifulina F. S., PhD, professor, head of the chair of Tatar literature and methods of teaching, Institute of Intercultural Communication, Kazan Federal University, phone: 8(843)2213376

УДК 378.02.6.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE SPECIALIST AS INTEGRATION OF PERSONALITY QUALITIES

А. Ш. Тлеулесова, Б. Г. Сарсенбаева, Э. С. Курмангожаева

A. Sh. Tleulesova, B. G. Sarsenbayeva, E. S. Kurmangozhaeva

Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональная компетентность будущего специалиста Key words: educational process, the professional competence of a specialist

Рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Анализируются некоторые теории формирования компетентности специалиста в образовательном процессе.

This article discusses the burning issues related with a formation of professional competence of a future specialist. Some theories of the formation ofprofessional competence in the educational process are examined.

Вопросы профессиональной компетентности у будущих специалистов необходимы и актуальны по многим причинам, особенно в соответствии с новыми нормами в постоянно меняющихся условиях, требованиями к образовательной системе. Это требует у специалиста умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы и превращать знания в предмет целенаправленной работы, осуществлять постановку проблемы, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегии. Сегодня изменился и характер общественного труда, для которого стали свойственны высокий уровень специализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей производства, что требует подготовки высокопрофессиональных кадров, развития навыков совместной работы. Современной школе необходимы профессионально компетентные педагоги, «способные творчески мыслить», «находить нестандартные решения», «проявлять инициативу», готовые обучать учащихся самостоятельному поиску информации, проектной и исследовательской деятельности. Поэтому актуальной проблемой вуза становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода.

Компетентностный подход в образовании широко представлен работами ученых: В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Л. А. Петровской, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. А. Реан., В. Д. Шадрикова, И. Д. Лаптева, В. Г. Сотник., М. И. Лукьянова и мн. др. В. Д. Шадриков считает, что компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций, при реализации компетентностного подхода нельзя противопоставлять его знани-

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014

ям, умениям, способностям, личностным качествам [1]. Для того чтобы управлять развитием личности, учителю нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовность к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [2].

Будущему специалисту необходимо интегрировать все свои профессиональные знания, личностные качества, способности, учиться ставить цели своей деятельности, уметь определять пути и средства их достижения, быть ответственным за их реализацию, повышать профессиональную мобильность.

В компетентностном подходе основным понятием является компетентность личности, которая обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющую образования. Компетентность — это особый тип организации знаний относительно определенной содержательной области, связанный с возможностью принимать конструктивные решения в виде оценок, умозаключений. Компетентный в определенной сфере человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения. Формирование компетентности в образовательном процессе не есть информированность обучаемого, а есть умение разрешать проблемы в различных сферах. Ряд ученых под психолого-педагогической компетентностью учителя понимает совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. Согласно разработанной В. Д. Шадриковым «Модели специалиста с высшим профессиональным образованием», требованиями к современному специалисту являются: мотивация к обучению на протяжении всей жизни, владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации (специалист должен «уметь учиться»), способность осуществлять письменное и устное общение, работать в команде, адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности, владение ценностями, необходимыми для того, чтобы жить в условиях демократического общества, быть его гражданином, обладать необходимыми для этого социальными компетенциями, а также развивать в себе все аспекты интеллектуального потенциала и др. [3]. Из модели компетентной личности мы видим интеграцию в содержании образования понятий, способов деятельности, умение контролировать результаты своей деятельности и уровень развития личности, формирование креативности, инициативности, уверенности в себе, опыта проявления личной позиции [4].

Профессионально-педагогическая компетентность по Н. В. Кузьминой включает пять видов компетентности:

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов. Способностей учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [5].

Таким образом, компетентность специалиста — это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач, решаемых проблем, определяющих успех в этой деятельности. Педагогическая компетентность — системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога [6]. Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты), психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность — как творческий потенциал). Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков. Российский ученый А. И. Савенков, опираясь на подходы И. Я. Лернера, Р. де Гроота и других, определил четыре уровня развития компетентности в виде интегративной модели компетентности:

• знания и их организация;

• умения и навыки их использования;

• интеллектуально-творческий потенциал личности;

• ориентация на позитивное, эмоционально-нравственное отношение к миру.

Уровень компетентного специалиста определяют не только его знания, умения, навыки, особая значимость придается такому компоненту, как интеллект. Психолог Д. Големан экспериментально доказал, что 80 % успеха в жизни обеспечивает как раз эмоциональный интеллект, а не академическая успешность, высокий ^ или креативность. Понятие «эмоциональный интеллект» в современном понимании — это способность к самомотивации, устойчивость к разочарованиям, контроль над собственными эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствиий, регулирование настроения и умение подавлять переживания,

способность думать, сопереживать, надеяться. Данная модель компетентности построена на ценностях, на которые направлено современное образование [7]. Таким образом, профессиональная компетентность будущего специалиста представляет собой интеграцию личностных качеств, которая осуществляется в процессе приобретения собственного опыта самостоятельной деятельности в совместной работе с преподавателем.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

2. Васильева Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции //Alma mater. - 2007.

3. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 27.

4. Хайруллина Н. Г., Щербаков Г. А. Роль социологических технологий в деятельности органов власти, образования и бизнеса // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. -№ 4. - С. 44-46.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

6. Жексенбаева У. Б. Компетентностно ориентированное образование в современной школе. - Алматы, 2009. - 190 с.

7. Савенков И. А. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь 2006. - 75 с.

Сведения об авторах

Тлеулесова Ардак Шакеновна, к. пед. н., доцент, Павлодарский государственный педагогический институт, Казахстан, г. Павлодар, тел. 651631

Сарсенбаева Ботагоз Габдулловна, к. пед. н., доцент, профессор кафедры психологии, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, тел. 651631, e-mail: sarsenbaeva b@ mail.ru

Курмангожаева Эльмира Сейфуддиновна, к. филолог. н., доцент кафедры языков, Международный университет информационных технологий, г. Алматы, тел. 8(727)2735450, e-mail: elka_1972 @mail.ru

Tleulesova A. Sh., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of Pavlodar State Pedagogical Institute, Kazakhstan, phone: 651631

Sarsenbayeva B. G., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor, professor of the chair of psychology, Pavlodar State Pedagogical Institute, Kazakhstan, phone: 651631, e-mail: sarsenbaeva b@ mail.ru

Kurmangozhaeva E. S, Candidate of Science in Philology, associate professor of the chair of languages, International University of Information Technologies, Almaty, phone: 8(727)2735450, e-mail: elka_1972 @mail.ru

УДК 37.376

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

EDUCATIONAL PREFERENCES ETHNIC POPULATIONS: DYNAMICS OF RESEARCHES

А. Б. Фокина

A. B. Fokina

Ключевые слова: образовательное пространство, E-learning, малочисленные коренные народы, традиционная культура,

межэтнические отношения Key words: educational area, E-learning, indigenous peoples, traditional culture, intercultural relations

Исследуются образовательные предпочтения малочисленных народов Тюменской области, представлено авторское видение вектора совершенствования образования коренных народов, способствующее сохранению их этнокультурной идентичности.

This article observes the materials of sociological researches of traditional culture and social well-being. On these materials, according to today conditions, the author's vision of the vector to improve education of indigenous peoples, which will contribute to preservation of their ethnic and cultural identity are considered

Информатизация катализирует как противоречивые, так и взаимодополняющие друг друга процессы: глобализации, регионализации, происходящие во всех сферах жизни общества.

Регионализация образовательного пространства «формируется с учетом приоритетов образовательных потребностей населения региона и возможностей предоставления образовательных услуг, обеспечивающих превращение социально-культурного опыта в достояние членов общества, обеспечивая региональную образовательную безопасность» [1].

В результате глобализационных процессов в образовании «изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлением электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн-обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.