Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Анна Борисовна

Исследуются образовательные предпочтения малочисленных народов Тюменской области, представлено авторское видение вектора совершенствования образования коренных народов, способствующее сохранению их этнокультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PREFERENCES ETHNIC POPULATIONS: DYNAMICS OF RESEARCHES

This article observes the materials of sociological researches of traditional culture and social well-being. On these materials, according to today conditions, the author's vision of the vector to improve education of indigenous peoples, which will contribute to preservation of their ethnic and cultural identity are considered

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ»

способность думать, сопереживать, надеяться. Данная модель компетентности построена на ценностях, на которые направлено современное образование [7]. Таким образом, профессиональная компетентность будущего специалиста представляет собой интеграцию личностных качеств, которая осуществляется в процессе приобретения собственного опыта самостоятельной деятельности в совместной работе с преподавателем.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

2. Васильева Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции //Alma mater. - 2007.

3. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 27.

4. Хайруллина Н. Г., Щербаков Г. А. Роль социологических технологий в деятельности органов власти, образования и бизнеса // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. -№ 4. - С. 44-46.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

6. Жексенбаева У. Б. Компетентностно ориентированное образование в современной школе. - Алматы, 2009. - 190 с.

7. Савенков И. А. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь 2006. - 75 с.

Сведения об авторах

Тлеулесова Ардак Шакеновна, к. пед. н., доцент, Павлодарский государственный педагогический институт, Казахстан, г. Павлодар, тел. 651631

Сарсенбаева Ботагоз Габдулловна, к. пед. н., доцент, профессор кафедры психологии, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, тел. 651631, e-mail: sarsenbaeva b@ mail.ru

Курмангожаева Эльмира Сейфуддиновна, к. филолог. н., доцент кафедры языков, Международный университет информационных технологий, г. Алматы, тел. 8(727)2735450, e-mail: elka_1972 @mail.ru

Tleulesova A. Sh., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of Pavlodar State Pedagogical Institute, Kazakhstan, phone: 651631

Sarsenbayeva B. G., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor, professor of the chair of psychology, Pavlodar State Pedagogical Institute, Kazakhstan, phone: 651631, e-mail: sarsenbaeva b@ mail.ru

Kurmangozhaeva E. S, Candidate of Science in Philology, associate professor of the chair of languages, International University of Information Technologies, Almaty, phone: 8(727)2735450, e-mail: elka_1972 @mail.ru

УДК 37.376

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

EDUCATIONAL PREFERENCES ETHNIC POPULATIONS: DYNAMICS OF RESEARCHES

А. Б. Фокина

A. B. Fokina

Ключевые слова: образовательное пространство, E-learning, малочисленные коренные народы, традиционная культура,

межэтнические отношения Key words: educational area, E-learning, indigenous peoples, traditional culture, intercultural relations

Исследуются образовательные предпочтения малочисленных народов Тюменской области, представлено авторское видение вектора совершенствования образования коренных народов, способствующее сохранению их этнокультурной идентичности.

This article observes the materials of sociological researches of traditional culture and social well-being. On these materials, according to today conditions, the author's vision of the vector to improve education of indigenous peoples, which will contribute to preservation of their ethnic and cultural identity are considered

Информатизация катализирует как противоречивые, так и взаимодополняющие друг друга процессы: глобализации, регионализации, происходящие во всех сферах жизни общества.

Регионализация образовательного пространства «формируется с учетом приоритетов образовательных потребностей населения региона и возможностей предоставления образовательных услуг, обеспечивающих превращение социально-культурного опыта в достояние членов общества, обеспечивая региональную образовательную безопасность» [1].

В результате глобализационных процессов в образовании «изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлением электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн-обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран [2].

Комплексное использование преимуществ глобализации и регионализации в управлении трансформацией образовательного пространства вузов способно обеспечить качественную, современную комплексную подготовку специалистов с высоким потенциалом.

Согласно статье 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [3].

Но вместе с перспективными возможностями не все население РФ получило образование, а образовательные предпочтения не учтены в полной мере. Данный факт относится к населению, проживающему на труднодоступных территориях и не столь активно включенному в трансформационные процессы общества.

Представляет научный интерес анализ проблем, препятствующих повышению образовательного уровня малочисленных коренных народов Тюменской области, в целях разработки векторов их решения, образовательных предпочтений аборигенных этносов.

Учитывая, что проблемы малочисленных народов Тюменской области во многом схожи с проблемами всех северных этносов РФ, изучение образовательных предпочтений будет способствовать пониманию более широких проблем [4]. Несмотря на актуальность и практическую значимость, работ, посвященных комплексному изучению проблем малочисленных коренных народов, не так много: среди них исследования Н. Г. Хайруллиной, Т. Г. Харамзина, А. Р. Салиховой, Е. М. Воробьева.

Современное состояние аборигенных народов Севера осложняется рядом факторов [5]:

• трагическая история подорвала у аборигенных народов Севера веру в собственные силы, породила настроения апатии и иждивенчества, сформировала заниженный уровень потребностей;

• малочисленность народов ханты, манси и ненцев стимулирует активные ассимиляционные процессы;

• налицо прерванная историческая перспектива: прошлое забыто или фальсифицировано, будущее проблематично, настоящее находится в кризисном состоянии;

• сложилась парадоксальная ситуация, когда представители старшего поколения — носители вненациональной, советской идеологии — не всегда становятся опорой в процессах возрождения своего народа. Молодежь, заинтересованная в возрождении, вынуждена восстанавливать этническое прошлое самостоятельно;

• кризисные явления (безработица, низкий уровень жизни, разбалансированность деятельности социальных институтов — образования, здравоохранения, культуры и т. д.);

• продолжает увеличиваться разрыв между городом и селом, как следствие происходит дальнейшее расслоение аборигенного населения. Среди представителей аборигенных жителей наблюдаются существенные различия в потребностях, интересах, ценностях, идет размежевание по политическим пристрастиям;

• самочувствие аборигенных народов зависит от окружающей общественно-политической, социально-экономической и идеологической обстановки в России.

Абсолютизация процесса интеграции в последние десятилетия привела к тому, что многие традиции и обычаи жизненного уклада аборигенных народов Севера были утрачены или насильственно отброшены как несоответствующие нормам «новой жизни». С начала девяностых годов получили актуальность вопросы возрождения национальной культуры аборигенных народов Севера, сохранения и развития традиций, обычаев и обрядов [6]. Несмотря на социокультурные изменения общий уровень образования, особенно в молодежных возрастных группах, заметно повысился.

Результаты социологических исследований, которые Т. Г. Харамзин, Н. Г. Хайруллина проводят с 1993 г. (исследования проводились с интервалом в два года — 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 гг.), позволили им сделать вывод о том, что в настоящее время система образования, адаптированная к национальным особенностям северных этносов, практически отсутствует. Обучение детей ведется, как правило, по общегосударственным школьным программам, что способствует культурной ассимиляции подрастающего поколения, приводя к немотивированному отсеву, формальному получению образования, отсутствию заинтересованности в его продолжении [7]. Воспитание детей в отрыве от родителей в течение 8-10 лет (период становления гражданских качеств личности) приводит к разрушению семей аборигенов, их традиций, вносит дисгармонию в отношения между поколениями [6].

Также в ходе исследований выяснилось, что у коренных жителей ХМАО увеличилась возможность обучать своих детей в общеобразовательных школах и уменьшилась — в национальных начальных школах и профессионально-технических училищах.

Важно отметить, что система образования коренных жителей ХМАО не отличается высокой эффективностью, поскольку не учитываются: преобладание образного мышления, качественное отличие культурно-предметной среды в дошкольный период формирования личности, непосредственно деятельный характер традиционных форм обучения и воспроизводства культуры.

Основными недостатками школьного образования жители Ханты-Мансийского округа в середине 1993 г. назвали следующие:

• школа не дает достаточных знаний, в том числе для поступления в училища, техникумы, вузы — 53,3 %;

• дает часто лишние знания, но не учит тому, что необходимо для жизни на Севере — 50 %;

• ухудшается здоровье детей — 40 %;

• ребенок отрывается от семьи — 28,2 %;

• дети не узнают истории своего народа, обычаев и культуры — 69,4 %;

не дает достаточного знания родного языка — 63,5 % [6]. Позицию полной национальной автономии в системе обучения разделяет третья часть аборигенных жителей (рис. 1) [8].

□ Успешность обучения в профессиональной подготовке учителя, а не его национальности

□ Лучшие кадры - русские учителя со знаниями национальных традиций и образа жизни аборигенных жителей

□ Хотели бы видеть учителями своих детей только людей одной с ними национальности

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о национальности учителя

Изучение истории своего народа считают важнейшей задачей школы 52 % респондентов, еще 20,1 % считают необходимым элементом школьного образования. Только 3,4 % отрицают необходимость изучения истории своего народа в средней школе [8].

Другими индикаторами образовательных предпочтений может служить отношение аборигенных жителей к преподаванию родного языка в школе. Абсолютное большинство опрошенных в 1993 г. жителей отметили необходимость преподавания родного языка во всех классах средней школы, треть опрошенных даже утверждает эту необходимость на протяжении всего обучения. Противников такого шага — не меньше, причина этого заключается в том, что такое преобразование закрывает доступ молодежи к ценностям мировой нации и культуры [8].

Резкий скачок в социальном развитии аборигенных народов Севера, их возросшие интеллектуальные потребности создали необходимость быстрого отражения этих потребностей в языке. Языки народностей Севера не могли не отразить значительных изменений в мышлении, связанных с большими социальными сдвигами. Например, чем выше уровень образования опрошенных, тем выше и процент не владеющих родным языком.

В ходе исследований было отмечено, что значительная часть молодежи в сельской местности работает не по специальности из-за отсутствия работы по профилю, низкого общеобразовательного и квалификационного уровня [7]. Отсутствие механизма коррекции, возможности эффективно регулировать соответствие между экономическими потребностями региона в кадрах различных уровней образования и профессий и их подготовкой в сочетании с сформированными личностными качествами молодежи способствовали созданию условий для функциональной незанятости, невостребованности северной молодежи. Это усугубило антисоциальные явления, привело к усилению межэтнической напряженности и несправедливости в социальной области [6].

Как считают Н. Г. Хайруллина и Е. М. Воробьев, возникновение и усиление напряженности и конфлик-тогенности в процессе развития межэтнических отношений является реакцией на попытки ущемления в повседневной жизни, в межэтническом общении этнических прав и интересов представителей определенной национальности [9].

Для предупреждения конфликтов на общесоциальном уровне необходимо выявление и устранение крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную жизнь. Существенное значение имеют попытки изменить существующие ценностные ориентации населения в направлении повышения уважения к личности, укрепления доверия к государству, борьбы с насилием, нетерпимостью к чужим мнениям [10].

Как отмечают Т. Г. Харамзин, Н. Г. Хайруллина, система национального образования является одним из существенных факторов сохранения и развития этноса. Его специфической целью является формирование у аборигенов такого мировоззрения, в котором ядро будут составлять следующие элементы [8]:

• система знаний о различных сторонах жизни этноса: его истории, культуре, современном политико-правовом и социально-экономическом пространстве, возможных перспективах развития;

• сложившаяся на этой основе потребность участия в жизни своего народа;

• баланс потребностей, интересов и ценностей личных, национальных, общечеловеческих.

Учитывая тенденции глобализации и информатизации образования, указанные в диссертационных исследованиях, публикациях отечественных и зарубежных авторов, докладах на всемирных конференциях и конгрессах, публикациях ЮНЕСКО, можно констатировать, что создаются предпосылки формирования глобальной системы электронного образования. Кроме того, актуальны процессы регионализации образования. Тем самым в учебный процесс внедряются передовые виртуальные образовательные технологии, происходит синтез

традиционной, кампусной технологии образования и дистанционных технологий, электронного образования, образование в современных вузах приобретает поликультурный характер, что создает перспективы расширения образовательного пространства, улучшения качества образования.

Учитывая перспективы трансформации образовательного пространства, можно предположить, что при грамотной, социально ориентированной организации образовательного процесса возможен учет образовательных предпочтений малочисленных коренных народов, что будет способствовать сохранению и возрождению их социокультурной идентичности.

Список литературы

1. Фокина А. Б. Глобализация и регионализация: влияние на изменение профессионального потенциала // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - С. 345-349.

2. Абрамовский А. Л. Роль дистанционного обучения на современном этапе глобализации российского высшего образования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 133-135.

3. «Гарант» Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://www.garant.ru/.

4. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№» 3. - С. 117-121.

5. Харамзин Т. Г. Хайруллина Н. Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров (по материалам социологических исследований). - М.: «Издательство ИКАР», 2002.

6. Хайруллина Н. Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.

7. Харамзин Т. Г. Хайруллина Н. Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. - СПб.: ООО «Миралл», 2006.

8. Харамзин Т. Г. Хайруллина Н. Г. Обские угры: социально-экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия (По материалам социологических исследований). - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000.

9. Хайруллина Н. Г., Воробьев Е. М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. - Тюмень, 2014.

10. Ткачева Н. А. Конфликты в социальной работе: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.

Сведения об авторе

Фокина Анна Борисовна, ассистент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89199254052, e-mail: afokina@tsogu.ru

Fokina A. B., postgraduate student of the chair of economics, organization and management, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89199254052, e-mail: afokina@tsogu.ru

УДК 316.7

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОМАДИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ

THE PECULIARITIES OF NOMADIC PRACTICES IN THE TYUMEN REGION

А. В. Шляков

А. V. Shlyakov

Ключевые слова: номадизм, номад, оседлый, кочевой, культура Key words: nomadism, nomad, sedentary, nomadie, culture

Рассматриваются особенности формирования номадических практик, проявляющихся в отстутствии потребности к бытовой оседлости. Исследованы влияния территориально-ландшафтных, климатических, социокультурных причин. Проанализированы исторические особенности межкультурного взаимодействия различных этносов (кочевых-оседлых), повлиявшие на возникновение номадического мировоззрения в регионе.

The article considers the peculiarities of nomadic practices, manifested in the in the absence of the need to household residence. Investigated the influence of territorial landscape, climate and socio-cultural reasons. Analyzed the historical features of intercultural interaction between different ethnic groups (nomadic-sedentary), influenced the emergence of nomadic outlook in the region.

В последнее время в мировой философской литературе часто встречается понятие «номадизм», которое может выступать в качестве определенной методологической основы понимания и объяснения мировоззрения современного человека, человека эпохи постмодерна. Изначально термин «номадизм» означал кочевой способ ведения хозяйства. Философия постмодерна видит в номадизме социокультурную стратегию, являющуюся противоположной стратегии оседлости, выжидания, стабильности и подразумевающую постоянное движение, скитание, «мельтешение», позволяющее, изменяясь, сохраняться. На наш взгляд, через номадизм можно понять не только социальное поведение, но и мировоззрение человека с неустойчивыми принципами, меняющимися ценностями, подвижными смыслами.

Признаки номадического образа жизни можно обнаружить при анализе повседневных практик жителей Тюменского региона, которые образуют, по словам М. Ганапольского, «региональный этос» [1].

Номадическое поведение, предусматривающее пребывание в постоянном движении (социальном, территориальном, духовном) в Тюменском регионе имело свой особенный генезис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.