оне, практически не соблюдают обряды своего народа. Лишь незначительная часть из них (от 5,6 до 13,2 %) соблюдает некоторые обряды.
У коренных народов Севера до сегодняшнего дня сохранился присваивающий и полупроизводящий тип хозяйства и традиционная культура как основа жизнедеятельности [6]. В связи с этим в дальнейшем следует провести комплексное исследование традиционного природопользования коренных малочисленных народов округа, максимально отражающего специфику жизнедеятельности коренного населения в условиях продолжающегося интенсивного освоения региона как фактор сохранения окружающей среды и здоровья коренных малочисленных народов.
Список литературы
1. Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение в системе духовной культуры коренных народов Севера: дисс. ... к. социол.н. -Тюмень, 2006.
2. Харамзин Т. Г., Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение обских угров. -Ханты-Мансийск: НИИ ЮГУ, 2010. - 183 с.
3. Хайруллина Н. Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе: дисс. .д. социол.н. - Тюмень, 2001.-314 с.
4. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№ 3. - С. 117-121.
5. Хайруллина Н. Г., Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение в этнокультуре ханты и манси // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 31-34.
6. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. - Ханты-Мансийск, 2000. - Т. 2. - С. 200.
Сведения об авторах
Харамзин Терентий Герасимович, д. с. н., профессор, с. н. с. Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, тел. 89048722090, e-mail: [email protected],
Алгадьева Тамара Михайловна, к. с. н., доцент, м. н. с., Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, тел. 89028282923, e-mail: [email protected]
Надейкина Татьяна Васильевна, директор колледжа отраслевых технологий и сервиса, г.Тюмень, тел. 8(3452)321374
Haramzin T. G., Doctor of Science in Sociology, professor, senior scientific worker of the Ob-Ugric Institute of Applied Studies and Research, phone: 89048722090, e-mail: [email protected]
Algadieva T. M., Candidate of Science in Sociology, associate professor, junior scientific worker of the Ob-Ugric Institute of Applied Studies and Research., phone: 89028282923, e-mail: [email protected]
Nadeykina T. V., the college's director of industry technology and service, Tyumen, phone: 8(3452)453523
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 016:947.571
НАУЧНЫЙ ОБЗОР: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ»
SCIENTIFIC REVIEW: BIBLIOGRAPHIC INDEX«SIBERIAN TATARS»
Н. Г. Хайруллина
N. G. Khairullina
Ключевые слова: сибирские татары; этногенез; этническая история; религия; духовная культура; материальная культура;
социальная организация; территория проживания Key words: Siberian Tatars; ethnogenesis; ethnic history; religion; spiritual culture; material culture; social organization;
territory of residence
Библиографическое пособие является научно-вспомогательным указателем публикаций о сибирских татарах, включает книги, авторефераты диссертаций, материалы и тезисы докладов совещаний, конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов, статьи из сборников, трудов, журналов, дореволюционных газет.
The bibliographic guide as a scientific-and-auxiliary index of publications on Siberian Tatars includes books, dissertation abstracts, materials and abstracts of meetings, conferences, congresses, symposia, articles from collections, publications, magazines, pre-revolutionary newspapers.
В современных условиях проблематика национальных культур вызывает особый интерес у представителей научного сообщества. Развитие национальной библиографии также играет важную роль в сохранении преемственности и развитии культуры.
В настоящее время существуют библиографические указатели по языкознанию, истории татарской культуры. Однако указатель, посвященный сибирским татарам, проживающим на территории Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской и других областей Сибири, выходит впервые [1]. Такой широкий охват территории авторы указателя объясняют тем, что научная мысль на современном этапе направлена не
140
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2015
только на изучение отдельных этносов, этнических групп, но и на изучение процессов взаимодействия этнических культур, общности традиций и исторических судеб в регионах. Следует обратить внимание на то, что большая часть включенных в библиографический указатель публикаций посвящена татарам Тюменской области. Это объясняется тем, что у составителей была исключительная возможность изучать местные издания.
Основу библиографического указателя составили печатные и электронные ресурсы Тюменской областной научной библиотеки им. Д. И. Менделеева, Информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета, печатные издания, представленные в разделе «Библиографические пособия».
Вся представленная литература в библиографическом указателе сгруппирована по тематическим направлениям.
1. Социальные науки.
2. Исторические науки.
3. История.
4. Этнология (этнография).
5. Религия.
6. Экономика. Право. Военное дело.
7. Наука. Просвещение. Культура.
8. Искусство.
9. Языкознание.
10. Литературоведение. Художественная литература.
11. Библиографические пособия [1].
Библиографический указатель включает книги, авторефераты диссертаций, диссертации, материалы и тезисы докладов совещаний, конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов, библиографические указатели, статьи из сборников, журналов, дореволюционных газет, в нем также представлены электронные ресурсы локального и удаленного доступов.
Работа с архивными документами позволяет сделать предположение, что сибирские татары принадлежат к древнейшим аборигенам Западной Сибири и относятся к тюркским племенам, населявшим Сибирь с XIII века. В древности татарские племена проживали на территории Монголии. Они были известны в эпоху Ханьской империи (между 206 и 220 г. до н. э.), когда татары непрерывно совершали нападения на Китай. До покорения их монголами, то есть до XII в., татары представляли довольно мощную военную и политическую силу, о чем свидетельствует неоднократное подчинение ими соседних народов [2].
В составе коренных сибирских татар, расселенных на обширной территории юга ЗападноСибирской равнины, включающей часть современных Тюменской, Томской, Омской, Новосибирской и Кемеровской областей, по классификации Н. А. Томилова выделяют три относительно самостоятельные этнотерриториальные группы — тоболо-иртышскую, томскую и барабинскую, которые делятся на более мелкие подгруппы [3].
Татары Поволжья сыграли большую роль в этнической истории сибирских татар. На протяжении длительного периода в ХШ-ХУ! вв. они часто находились в одних политических объединениях, поддерживали друг с другом политические и торговые связи, вступали в династические браки. Эпизодические переселения казанских татар в Сибирь начались с XVI в. и продолжались до второй половины XIX в. С. В. Бахрушин обращает внимание на то, что уже в XVI в. в составе сибирских татар отложился казанско-татарский компонент в результате переселений казанских татар и их брачных связей с местными жителями [4].
Процесс проникновения ислама в Западную Сибирь был длительным. Несмотря на имеющиеся сведения, вопрос о времени исламизации татар в Западной Сибири остается дискуссионным. Однако большинство исследователей благодаря публикации в 1905 г. «рукописи Н. Ф. Катанова» началом исламиза-ции края считают конец XIV в., связывая это со временем прихода на берега Иртыша и Тобола в 1394-1395 гг. первых исламских миссионеров [5]. Первоначально ислам насаждался насильственно, о чем говорят две древние рукописи, написанные представителями мусульманского духовенства Саидом Вакасом Аллакуловым и Кашшафом Абу-Саидовым, переведенные на русский язык и опубликованные Н. Катановым в статье «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев в Западной Сибири» [6].
С конца 1980-х-начала 1990-х гг. в условиях либерализации и демократизации общественных отношений, социально-экономической и политической трансформации России начинается реальное осуществление принципа свободы совести, признание того, что ислам, как и другие традиционные религии, обеспечивает связь поколений, воспитывает уважение к традициям прошлого, определяет нравственные нормы, вносит определенный вклад в формирование толерантности и гражданского общества. Среди сибир-
ских татар Тюменской области активизируется религиозная жизнь, начинается строительство мечетей, открываются курсы по изучению основ ислама, медресе, появляются мусульманские издания. Судя по результатам исследований, проведенных региональными социологами, в 2001-2010 гг. среди татар юга Тюменской области, этническая самоидентификация достаточно устойчива и носит позитивную направленность [2, 7-9].
Анализ многочисленных источников, представленных в библиографическом указателе «Сибирские татары», позволяет говорить о процессе религиозного возрождения у татар региона. Сибирские татары Тюменской области не испытывают притеснений, в регионе существуют все условия для соблюдения религиозных традиций, обычаев, обрядов, распространения их религии, гармонизации взаимоотношений с представителями других религий.
Список литературы
1. Сибирские татары: библиогр. указ. / Сост.: А. Х. Сайфуллина (сост.-ред.), Г. Н. Ахметова, Р. М. Насибуллин; Тюм. обл. научн. б-ка им. Д. И. Менделеева, НКА татар г. Тюмени «Себер татарлар» (Сибирские татары); авт. вступ. ст. М. А. Сагидуллин; рец.: Н. Г. Хай-руллина, З. Х. Низамов, Б. У. Агишев. - Тюмень: Молот, 2014. - 450 с.
2. Татары Тюменской области: история и современность. - Тюмень: Вектор Бук, 2011. - 310 с.
3. Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. - Томск, 1981.
4. Бахрушин С. В. Научные труды: Т. III. Ч. 1. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI - XVIII вв. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.-376 с.
5. Рахимов Р. Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. - Тюмень: Печатник, 2006. - С. 10-11.
6. Катанов Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев в Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. XIV, 1905. - С. 18-22.
7. Хайруллина Н. Г. Татары Тюменской области: динамика социокультурной ситуации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 208 с.
8. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 1.-С. 116-120.
9. Хайруллина Н.Г. Межэтнические отношения в полиэтничном регионе: социологическое измерение /Хайруллина Н. Г. // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева. - 2013. - №1. - С. 182-184.
Сведения об авторе
Хайруллина Нурсафа Гафуровна, д. с. н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(342)453526, e-mail: [email protected]
Khairullina N. G., Doctor of Science in Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8 (342) 453526, e-mail: [email protected]