Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ'

МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОРИГЕНЫ / ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харамзин Т.Г., Алгадьева Т.М., Надейкина Т.В.

Проводится теоретический анализ подходов зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся исследованием традиционного мировоззрения коренных народов Севера. Авторы на эмпирическом материале показывают, что отличительной чертой традиционной культуры коренных народов Севера является следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения - обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. Формулируется вывод о том, что традиционная культура аборигенов является синкретической, что проявляется в ее целостности, нерасчлененности всех форм бытия; в признании абсолютной равнозначности трех главных средовых составляющих «природа - общество - человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD OUUTLOOK OF NORTHERN PEOPLES: TRADITIONS AND INNOVATIONS

This article presents a theoretical analysis of the approaches of foreign and domestic scientists involved in the study of the traditional worldview of indigenous peoples of the North. Based on the empirical evidence the authors show that the distinctive feature of the traditional culture of the aboriginal peoples of the North is their close adherence to the patterns of behavior perceived from the previous generations, including the customs, rituals, ways and modes of activity. A conclusion is drawn, that the aboriginals' traditional culture is syncretic, which is manifested in its

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»

Эти данные также подтверждаются фактами — Самарская область один из самых спокойных регионов в плане этнонациональных конфликтов. А по словам директора Дома дружбы народов Дмитрия Мюльбаха, «конфликты, которым журналисты приписывают национальный аспект, носят бытовой характер» (оригинал материала: http://63.ru/text/person/570554.html).

Среди инокультурных мигрантов преобладают выходцы из мусульманских стран, то есть мигранты, идентифицирующие себя как мусульмане, поэтому огромными адаптационными ресурсами обладает региональное Духовное управление мусульман Самарской области и другие мусульманские религиозные организации [7].

Таким образом, Самарская область является привлекательным регионом для мигрантов. Во-первых, это развивающийся регион с сильной экономикой и большим количеством рабочих мест. Особенно в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда начнется грандиозное строительство спортивных и других объектов. Во-вторых, руководство Самарской области и города Самары уделяет большое внимание адаптации и привлечению мигрантов в регион. Разрабатываются специальные программы по адаптации, ведется диалог с диаспорами, национальными и религиозными организациями. В мигрантах видят потенциал и готовы работать с ними. В-третьих, местное население весьма гостеприимно. Жители области готовы сотрудничать с мигрантами. Об этом свидетельствует то, что в Самарской области происходит меньше конфликтов на национальной почве, чем в других крупных регионах России, также эта гипотеза была подтверждена исследованием, которое показало, что в отношениях между мигрантами и местным населением как основной преобладает принцип толерантности.

Список литературы

1. Региональная квота на трудовых мигрантов на 2014 год составит почти 30 тыс. человек [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vninform.ru/277928/article/regionalnaya-kvota-na-trudovyh-migrantov-na-2014-god-sostavit-pochti-30-tys-chelovek-.html

2. Мигрантов в Самарской области прибыло [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dasamara.ru/436-migrantov-v-samarskoj-oblasti-pribylo.html.

3. В Самарской области определена квота на количество трудовых мигрантов на 2014 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.niasam.ru/Obschestvo/V-Camarskoj-oblasti-opredelena-kvota-na-kolichestvo-trudovyh-migrantov-na------god-24990.html.

4. Мухаметшина Н. С. Самарская область // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Приволжского федерального округа: экспертный доклад за первый квартал 2014 года. - М. - Оренбург - Ижевск, 2014.

5. В Самарской области определена квота на количество трудовых мигрантов на 2014 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.niasam.ru/Obschestvo/V-Camarskoj-oblasti-opredelena-kvota-na-kolichestvo-trudovyh-migrantov-na------god-24990.html.

6. Мухаметшина Н. С. Инокультурные мигранты в Самарской области: опыт изучения // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы Всероссийской науч.-прак. конф. - Казань, 2014.

7. Урюпин К. В. Включенность временных трудовых мигрантов в религиозную жизнь регионального сообщества // Аспирантский вестник Поволжья. - 2012. -№ 3-4.

Сведения об авторе

Урюпин Кирилл Васильевич, старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных наук», Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара, тел. 89063402230, e-mail: boromip@yandex.ru

Uryupin K. V., Senior lecturer in «Social humanities», Samara State Architectural-Building University, Samara, phone: 89063402230, e-mail: boromip @yandex.ru

УДК 39 (571.1)

МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

WORLD OUUTLOOK OF NORTHERN PEOPLES: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Т. Г. Харамзин, Т. М. Алгадьева, Т. В. Надейкина

T. G. Haramzin, T. M. Algadieva, T. V. Nadeykina

Ключевые слова: аборигены, традиционное мировоззрение, традиционная культура, религия, обычаи, обряды Key words: aboriginal people traditional world outlook, traditional culture, religion, customs, ceremonies

Проводится теоретический анализ подходов зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся исследованием традиционного мировоззрения коренных народов Севера. Авторы на эмпирическом материале показывают, что отличительной чертой традиционной культуры коренных народов Севера является следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения — обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. Формулируется вывод о том, что традиционная культура аборигенов является синкретической, что проявляется в ее целостности, нерасчлененности всех форм бытия; в признании абсолютной равнозначности трех главных средовых составляющих «природа — общество — человек».

This article presents a theoretical analysis of the approaches of foreign and domestic scientists involved in the study of the traditional worldview of indigenous peoples of the North. Based on the empirical evidence the authors show that the distinctive feature of the traditional culture of the aboriginal peoples of the North is their close adherence to the patterns of behavior perceived from the previous generations, including the customs, rituals, ways and modes of activity. A conclusion is drawn, that the aboriginals' traditional culture is syncretic, which is manifested in its

integrity, non-segmentation of all forms of life; in recognition of the absolute equal significance of three main environmental components «nature-society-man».

В современном мире практически нет однонациональных государств, везде существуют анклавы малочисленных народов, вносящих свой неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие [2]. Коренные народы Севера — составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. Социально-экономические и политические преобразования последних лет привели к усложнению перспектив развития коренных малочисленных народов Севера. Ухудшилось социально-экономическое положение северных этносов, обострились проблемы жизнеобеспечения, сохранения и развития культуры [3].

Сегодня наблюдаются объективные предпосылки отчуждения человека от культуры. Несмотря на негативное влияние технологического и ресурсного освоения региона, внедряемых рыночных отношений, культура северных этносов остается синкретической, что проявляется в ее целостности, нерасчлененности всех форм бытия; в признании абсолютной равнозначимости трех главных средовых составляющих «природа — общество — человек» [4].

Изучение современного состояния и содержания традиционного мировоззрения коренных народов Севера проводилось в два этапа. На первом этапе был проведен теоретический анализ идей, лежащих в основе восприятия мира и человека в традиционных культурах, к которым авторы относят и представителей исследуемых этносов. На втором этапе был проведен анкетный опрос аборигенов Белоярского, Березовского, Кондинского и Октябрьского районов Ханты-Мансийского автономного округа. В опросе приняло участие 415 человек, среди них 246 — ханты, 161 — манси, 8 — другие народы Севера (ненцы, коми, зыряне).

Для исследования традиционного мировоззрения коренных народов Севера на первом этапе выявлялись идеи, лежащие в основе восприятия мира и человека в культурах данного типа. На втором этапе был проведен анкетный опрос аборигенов округа. Представим результаты эмпирического исследования. Индикатором оценки состояния традиционного мировоззрения аборигенов могут служить ответы на вопрос «Какие местные духи Вам известны?»: Золотая женщина — 33,3 % ответивших; «Обской старик» — 19,9 %; Духи вогулов — 16,3 %; Духи северных остяков — 8,8 %; Духи Конды — 7,4 %. Следует отметить, что 6,5 % информантов дополнили представленный список другими духами. Например, были названы калташ-эква, менк-махум, нярскай-эква, изохрин ойка, тек-отыр, мощхум, мисхун ойка и др.

Отметим, что термин «дух» ханты и манси применяли только по отношению к невидимым, бессмертным, непостоянным в своей форме существам, способным мгновенно менять свое местонахождение в пространстве и, как правило, бесплотным. В традиционном мировоззрении северных этносов сверхъестественные существа представляются в образе человека. В настоящее время респондентам известны: лесной дух (27,6 %); духи неба (20,4 %); водяной дух (17,8 %), духи нижнего мира (14,3 %). Духи болезни, демоны и другие духи (например, калташ-эква, нерс най эква, миснэ и др.) были названы менее чем тремя процентами опрошенных. Не знают вообще о всеобщих духах в образе человека 3,6 % респондентов. Примерно равное число информантов приносят или не приносят дары духам (соответственно 49,4 и 50,6 %) [2, 5].

Вопрос «Посещаете ли Вы священные места?» позволил выявить, что четверть опрошенных (27,0 %) в настоящее время их посещают. Одновременно 67,6 % информантов не посещают, остальным «это неинтересно». У аборигенов священные места находятся на видных лесных, обычно покрытых смешанным лесом, горах и возвышенностях, на высоких дюнах и берегах рек, на мысах и густо заросших островах рек, на сухих островках в болотах и т. д. Священной может быть как земля, так и реки, озера, пруды, берега водоемов в определенных местах. Священных мест, как и духов, много. Респонденты указали более ста названий священных мест; в зависимости от места жительства названия их меняются. Наиболее распространены: Шайтанка, Торум моа, Кучук, Луски аким, Ванзеватский сор, Вежакары, Мазямы, Кисло-ры, Вотма-юган, Чебур-юган, Казымский сор, Йем вож ики, Ас тый ики, Касум ики и др.[1].

В традиционном мировоззрении ханты и манси важная роль отводится родовым и местным духам — помощникам и защитникам. Они могут жить на каждой реке, где человек прочно поселился на берегу или ходит за добычей, по берегам больших озер, на высоких горах и холмах, на примечательных островах среди болот, на важных жилых местах или вблизи них (Карьялайнен, 1995). В настоящее время треть опрошенных (34,5 %) знают о существовании родовых и местных духов, не знают об их существовании

61,9 %, остальным «это неинтересно» (3,6 %). Исходя из ответов респондентов, наиболее распространенными являются следующие родовые и местные духи: старик святого городка (22,9 %), Сосьвинский старик (20,0 %), духи Конды (20,0 %), Обской старик (14,3 %), домовой (11,4 %) [5].

Священные деревья занимали очень большое место в традиционном мировоззрении обских угров. В настоящее время почти везде, где есть священное место, вблизи охотничьих и родовых угодий, имеется особое дерево, с которым обращаются иначе, чем с остальными. На одном месте встречается иногда несколько священных деревьев. Священными деревьями являются чаще всего высокие деревья, стоящие на возвышенных береговых дюнах, пустошах и т. д. По наблюдениям исследователей Сибири священными деревьями являлись береза, лиственница, кедр, ель, пихта и сосна, реже — крушина, черемуха, рябина, осина. Наши информанты назвали те же деревья практически в неизменном составе: береза, кедр и лиственница.

Священное дерево выполняет несколько задач. Во-первых, оно является носителем пожертвований или используется для привязывания жертвенного животного, во-вторых, служит для хранения или прикрепления изображений духов, и в-третьих, является местом пребывания духа во время жертвоприношений.

Другой блок вопросов анкеты позволил выявить, в какой степени респонденты знакомы с теми или иными обрядами и, если знакомы, соблюдают ли они их. Анализ показал, что респонденты знакомы с медвежьим праздником, а также с обрядами, связанными с погребением умершего, и обрядами после погребения. Наименее известными оказались обряды, связанные со свадьбой и с рождением ребенка. Среди опрошенных выделяется устойчивая группа респондентов (от 5,4 до 7,4 %), которые не проявляют интерес к обрядам своего народа.

Следует напомнить, что респондентам был предложен перечень из пяти обрядов, связанных с некоторыми событиями. Кроме того, в анкете была предусмотрена возможность указать другие обряды, не отмеченные в списке. Итак, в настоящее время нашим информантам известны обряды, связанные со сватовством, с новосельем, охотой и рыбалкой, жертвоприношением животных, вороньим днем. Причем они их не только знают, но и соблюдают.

Интерес представляют ответы респондентов на данный вопрос в зависимости от их места жительства (табл.) [1, 5].

Мнения респондентов о степени известности того или иного обряда в зависимости от места проживания, в % к общему числу ответивших

Степень известности Район проживания

Белоярский Березовский Кондинский Октябрьский

Обряды, связанные со свадьбой

Известен 18,8 29,8 14,6 15,7

Неизвестен 76,8 66,0 70,9 80,0

Мне это неинтересно 4,4 4,2 14,5 4,3

Обряды, связанные с рождением ребенка

Известен 22,5 30,8 13,3 19,2

Неизвестен 72,1 62,8 72,4 78,1

Мне это неинтересно 5,4 6,4 14,3 2,7

Обряды, связанные с погребением умершего

Известен 69,9 61,7 21,5 44,9

Неизвестен 26,6 32,0 65,4 52,6

Мне это неинтересно 3,5 5,3 13,1 2,6

Обряды после погребения

Известен 75,2 41,5 11,3 45,5

Неизвестен 23,0 51,1 73,6 50,6

Мне это неинтересно 1,8 7,4 15,1 3,9

Обряды, связанные с медвежьим праздником

Известен 85,0 78,7 20,4 53,6

Неизвестен 12,4 18,1 66,6 44,0

Мне это неинтересно 2,6 3,2 13,0 2,4

Как видим, респонденты, проживающие в Березовском районе, чаще соблюдают обряды своего народа, связанные с погребением умершего и медвежьим праздником. В наименьшей степени выполняются обряды, связанные со свадьбой и с рождением ребенка. Респонденты, проживающие в Кондинском рай-

оне, практически не соблюдают обряды своего народа. Лишь незначительная часть из них (от 5,6 до 13,2 %) соблюдает некоторые обряды.

У коренных народов Севера до сегодняшнего дня сохранился присваивающий и полупроизводящий тип хозяйства и традиционная культура как основа жизнедеятельности [6]. В связи с этим в дальнейшем следует провести комплексное исследование традиционного природопользования коренных малочисленных народов округа, максимально отражающего специфику жизнедеятельности коренного населения в условиях продолжающегося интенсивного освоения региона как фактор сохранения окружающей среды и здоровья коренных малочисленных народов.

Список литературы

1. Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение в системе духовной культуры коренных народов Севера: дисс. ... к. социол.н. -Тюмень, 2006.

2. Харамзин Т. Г., Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение обских угров. -Ханты-Мансийск: НИИ ЮГУ, 2010. - 183 с.

3. Хайруллина Н. Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе: дисс. .д. социол.н. - Тюмень, 2001.-314 с.

4. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№ 3. - С. 117-121.

5. Хайруллина Н. Г., Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение в этнокультуре ханты и манси // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 31-34.

6. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. - Ханты-Мансийск, 2000. - Т. 2. - С. 200.

Сведения об авторах

Харамзин Терентий Герасимович, д. с. н., профессор, с. н. с. Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, тел. 89048722090, e-mail: kharamzin@mail.ru,

Алгадьева Тамара Михайловна, к. с. н., доцент, м. н. с., Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, тел. 89028282923, e-mail: t_amarochka@bk.ru

Надейкина Татьяна Васильевна, директор колледжа отраслевых технологий и сервиса, г.Тюмень, тел. 8(3452)321374

Haramzin T. G., Doctor of Science in Sociology, professor, senior scientific worker of the Ob-Ugric Institute of Applied Studies and Research, phone: 89048722090, e-mail: kharamzin@mail.ru

Algadieva T. M., Candidate of Science in Sociology, associate professor, junior scientific worker of the Ob-Ugric Institute of Applied Studies and Research., phone: 89028282923, e-mail: t_amarochka@bk.ru

Nadeykina T. V., the college's director of industry technology and service, Tyumen, phone: 8(3452)453523

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 016:947.571

НАУЧНЫЙ ОБЗОР: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ»

SCIENTIFIC REVIEW: BIBLIOGRAPHIC INDEX«SIBERIAN TATARS»

Н. Г. Хайруллина

N. G. Khairullina

Ключевые слова: сибирские татары; этногенез; этническая история; религия; духовная культура; материальная культура;

социальная организация; территория проживания Key words: Siberian Tatars; ethnogenesis; ethnic history; religion; spiritual culture; material culture; social organization;

territory of residence

Библиографическое пособие является научно-вспомогательным указателем публикаций о сибирских татарах, включает книги, авторефераты диссертаций, материалы и тезисы докладов совещаний, конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов, статьи из сборников, трудов, журналов, дореволюционных газет.

The bibliographic guide as a scientific-and-auxiliary index of publications on Siberian Tatars includes books, dissertation abstracts, materials and abstracts of meetings, conferences, congresses, symposia, articles from collections, publications, magazines, pre-revolutionary newspapers.

В современных условиях проблематика национальных культур вызывает особый интерес у представителей научного сообщества. Развитие национальной библиографии также играет важную роль в сохранении преемственности и развитии культуры.

В настоящее время существуют библиографические указатели по языкознанию, истории татарской культуры. Однако указатель, посвященный сибирским татарам, проживающим на территории Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской и других областей Сибири, выходит впервые [1]. Такой широкий охват территории авторы указателя объясняют тем, что научная мысль на современном этапе направлена не

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.