Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА'

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харамзин Терентий Герасимович, Изюмов Игорь Владимирович, Бережнов Дмитрий Александрович

В статье авторы исследуют пути, способствующие созданию условий жизнедеятельности для коренного населения Севера, отвечающих как современным потребностям, так и реальным, сложившимся веками формам и способам хозяйствования. Это возможно в результате подъема традиционных отраслей и образа жизни на новый современный технико-технологический и организационный уровень с использованием сложившихся и проверенных многовековым опытом условий хозяйственной жизни: изменений в сфере воспитания и образования, культурно-досуговой, семейно-бытовой сферах с целью сохранения и развития национальной культуры, этнического самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT OF THE NORTH ABORIGINAL PEOPLES

With respect to the traditional way of life of indigenous peoples the authors suggest two approaches. The first -conservative - is to preserve the traditional way of indigenous peoples in their natural form, ie, to establish special conditions for this part of the ancestral territories. The second is to maximize modernizing the traditional way of indigenous peoples while preserving intact the fundamental principles.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»

6. Хайруллина Н. Г., Воробьев Е. М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.-196 с.

7. Хайруллина Н. Г., Гаджигасанова Н. С. Проявление этнической толерантности в малых социальных группах // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/122-21309 (дата обращения 17.08.2015).

8. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 78 с.

Сведения об авторах

Хайруллина Нурсафа Гафуровна, д. социол. н., профессор кафедры социологии, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526, e-mail: nursafa@inbox.ru

Сагитов Салават Талгатович, к. социол. наук, зав. кафедрой социологии и социальных технологий, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа, тел. 8(347)2733170, е-mail: kafedra.ugatu@mail.ru

Khairullina N. G., Doctor of Social Sciences, Professor of the chair of sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526, e-mail: nursafa@inbox.ru

Sagitov S. T., Candidate of Science in Sociology, Head. Department of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, phone: 8(347)2733170, е-mail: kafedra.ugatu@mail.ru

УДК 316.571.122

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT OF THE NORTH ABORIGINAL PEOPLES

Т. Г. Харамзин, И. В. Изюмов, Д. А. Бережнов

T. G. Haramzin, I. V. Izyumov, D. A. Berezhnov

Ключевые слова: коренные народы Севера; традиционное хозяйство; рыночная экономика; частная собственность; хозяйствующий субъект Key words: Indigenous peoples of the North; traditional economy; market economy; private property; economic entity

В статье авторы исследуют пути, способствующие созданию условий жизнедеятельности для коренного населения Севера, отвечающих как современным потребностям, так и реальным, сложившимся веками формам и способам хозяйствования. Это возможно в результате подъема традиционных отраслей и образа жизни на новый современный технико-технологический и организационный уровень с использованием сложившихся и проверенных многовековым опытом условий хозяйственной жизни: изменений в сфере воспитания и образования, культурно-досуговой, семейно-бытовой сферах с целью сохранения и развития национальной культуры, этнического самосознания.

With respect to the traditional way of life of indigenous peoples the authors suggest two approaches. The first — conservative — is to preserve the traditional way of indigenous peoples in their natural form, ie, to establish special conditions for this part of the ancestral territories. The second is to maximize modernizing the traditional way of indigenous peoples while preserving intact the fundamental principles.

Проблемы развития традиционного природопользования и соответствующих форм занятости коренных народов в современном мире обсуждаются международным сообществом более 50 лет. В нашей стране о таких проблемах ученые, специалисты и интеллигенция открыто заговорили с 1988 года.

Доказано, что территории традиционного природопользования коренных народов Севера сокращаются за счет деятельности нефтедобывающих предприятий, что можно определить по данным землеотвода, ухудшению экологической ситуации и сдаче в аренду предприятиям рыболовных угодий и оленьих пастбищ [3].

Среди ученых существуют противоположные взгляды на развитие коренных народов Севера в условиях современного освоения северных территорий. Сложность существующих проблем вызвала неоднозначные оценки тех или иных процессов, различные предложения относительно перспектив развития народов Севера. В этих условиях очень важным является строго научный подход к разработке тех концептуальных идей, которые будут положены в основу управления этими процессами. Одной из существенных задач является создание предпосылок превращения коренных малочисленных народов Севера в реальных субъектов экономических отношений. Необходимо образование такого механизма, который обеспечил бы непосредственное участие самих народов в выработке, принятии и реализации решений, определяющих их настоящее и будущее развитие [1, 2, 10].

№ 1, 2016. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

По отношению к традиционному укладу жизни коренных малочисленных народов Севера возможны два подхода. Первый — консервативный — состоит в сохранении традиционного уклада коренных малочисленных народов Севера в естественном виде, то есть в создании специальных для этого условий на части исконных территорий. Второй заключается в максимальном осовременивании традиционного уклада коренных малочисленных народов Севера с сохранением в неизменном виде основополагающих принципов [8, 11].

Первое направление специалистам видится по-разному. Наибольший интерес с точки зрения резервирования традиционных отношений природопользования представляет идея создания этноприродных парков как формы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера и среды их обитания.

Основой для развития коренных малочисленных народов Севера может являться второе направление. Главным условием его успешного развития может быть только полное материальное самообеспечение коренных малочисленных народов Севера.

Этноэкологический парк является экономической и этнокультурной формой организации жизни и хозяйства семей коренных малочисленных народов Севера путем совмещения индустриальных элементов развития с точки зрения «традиционного» на конкретной территории. Этноэкологический парк должен быть центром, который является источником распространения инноваций в культурной и хозяйственной сферах деятельности [11].

Реальные территории традиционного природопользования для коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности, во многих местах доведены до минимума — поселок и его ближайшие окрестности. На территориях, где промышленные разработки не ведутся, промысловые угодья используют новые арендаторы, которые часто не проживают в этих местах. Они занимаются речным ловом рыбы, охотой, оленеводством и экологическим туризмом, не выплачивая при этом никаких компенсаций коренному населению, поскольку это законодательством не предусмотрено. Правом сдачи угодий в аренду и получением за них компенсаций обладают местные органы власти.

В законодательстве необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия народов Севера с природной средой, новые институты их этнического самоуправления (ассоциации, общины) и др. Необходимо создать условия для сохранения основных принципов традиционного природопользования: всеобщую занятость членов конкретной общности и использование возобновляемых природных ресурсов без подрыва их способности к устойчивому воспроизводству.

Территории традиционного природопользования включают в свой состав промысловые угодья, оленьи пастбища, резервные и рекреационные территории, необходимые для поддержания генофонда объектов растительного и животного мира (нерестилища, запуски, пастбища и др.) и традиционного образа жизни [6-8]. Границы территорий традиционного природопользования как целостных природно-культурных комплексов, являющихся экономической основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, обеспечивающих устойчивое развитие и сохранение биоразнообразия, представляющих собой разновидность охраняемых территорий, не могут быть изменены путем соглашения частных лиц.

Традиционное природопользование (хозяйствование) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера Сибири — исторически сложившиеся способы использования природных ресурсов и формы хозяйственной деятельности коренных народов и этнических общностей Севера, связанные с оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, мясной и пушной охотой, собирательством дикорастущих растений, огородничеством, добычей некоторых видов минеральных ресурсов, связанных с развитием домашних ремесел, обеспечивающие пользование возобновляемыми природными ресурсами без подрыва их способности к устойчивому воспроизводству;

Традиционная система жизнеобеспечения включает сами территории с биологическими и другими традиционными ресурсами, соционормативные институты, обеспечивающие долговременность использования возобновляемых природных ресурсов и передачу экологически и этнически значимой информации (язык, фольклор, мировоззрение, организационная структура социальных и хозяйственных коллективов, система сезонного и пространственного расположения стационарных и промысловых поселений, стойбищ, маршрутов кочевок, промысловых угодий, пастбищ, сакральных (священных) территорий, изъятых из хозяйственного оборота, популяции

одомашненных животных и способы их содержания, транспортные средства, промысловые запреты, способы лова, добычи, сбора растений и обработки продукции, знание съедобных, лекарственных и промысловых растений и минералов, навыки в изготовлении орудий труда и предметов домашнего обихода, воспитание детей) [11].

Представители северных народов нуждаются в правах на свободу этнической идентификации, на использование родного языка, развитие национальной культуры, создание объединений по национальному признаку, развитие национальных институтов самоуправления.

Проблемы коренных малочисленных народов Севера можно разделить на две части: 1) статус коренных малочисленных народов Севера, гарантирующий им равные права на сохранение и развитие национальной культуры; 2) сохранение природной среды, его обеспечивающей, и традиционного природопользования [3, 4].

Жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера наиболее часто соприкасается с природой и зависит от географической среды и народонаселения. Проблемы традиционного природопользования, связанные с суровыми климатическими условиями, и проблемы демографических процессов очень важны для исследования и прогнозирования будущего коренных малочисленных народов Севера. Существенным условием прогнозирования образа жизни изучаемых народов является исследование влияния на них рынка. Проблема существования коренных малочисленных народов Севера в условиях рыночной экономики - актуальная проблема современности, разработка которой имеет важное значение.

Список литературы

1. Артюхов А. В., Хайруллина Н. Г. Социально-демографическая ситуация в оценках коренных народов Севера // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2011. -№ 4. - С. 80-84.

2. Артюхов А. В., Хайруллина Н. Г. Тенденции этнокультурной ситуации в северном регионе // Знание. Понимание. Умение. -2012.-№3.-С. 106-109.

3. Горемыкина Л. И. Православное духовенство как особая социальная группа: сельский сегмент / В сборнике: Потребительская кооперация и отрасли экономики Башкортостана: инновационные аспекты развития / Сборник научных трудов. АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» Башкирский кооперативный институт (филиал). - Уфа, 2008. - С. 162-167.

4. Изюмов И. В. Место гражданско-правовых договоров направленных на геологическое изучение недр в системе гражданско-правовых отношений // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 4.-С. 47-51.

5. Лукиянов М. Ю., Бондаренко А. В., Даллакян Г. Р., Горемыкина Л. И. Современное российское общество о Великой Отечественной войне: социологические данные и социально-философское восприятие // Евразийский юридический журнал. - 2015. -№6(85).-С. 328-330.

6. Хайруллина Н. Г. Взаимоотношения коренного населения Тюменского Севера с участниками нефтегазового освоения // Нефть и газ.- 1998.-№ 1.-С. 116-119.

7. Хайруллина Н. Г., Алгадьева Т. М. Традиционное мировоззрение в этнокультуре ханты и манси // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 31-34.

8. Хайруллина Н. Г., Балюк Н. А. Реконструкция традиционного природопользования обских угров. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.

9. Хайруллина Н. Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 3 (42). - С. 74-80.

10. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№ 3. - С. 117-121.

11. Харамзин Т. Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (по материалам социологических исследований). -М.: Икар, 2001.

12. Харамзин Т. Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры): [монография]. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

13. Харамзин Т. Г. Экологическое здоровье обских угров: [монография]. -Ханты-Мансийск, 2010.

14. Дорожкин Ю. Н., Коршак А. А., Гайсина Л. М. Некоторые аспекты экономики и кадровой политики в нефтегазовом комплексе // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. - 2008. - № 3. - С. 122-130.

Сведения об авторах

Харамзин Терентий Герасимович, д. социолог. н., с. н. с. Научно-исследовательский институт угроведения, тел. 8(3467)335435, e-mail: kharamzin@mail.ru

Изюмов Игорь Владимирович, к. ю. н., доцент кафедры «Социология», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89220428890, e-mail: izuymov@rambler.ru

Бережнов Дмитрий Александрович, студент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. 89170465300, e-mail: bereg.dmit@yandex.ru

Haramzin T. G., Doctor of Science in Sociology, professor, senior scientific worker of the Ob-Ugric Institute of Applied Studies and Research, phone: 89048722090, e-mail: kharamzin@mail.ru

Izyumov I. V., Candidate of Science in Law, associate professor, Tyumen State Oil and Gas University phone: 89220428890, e-mail: izuymov@rambler.ru

Berezhnov D. A., student of the Department of transportation and storage of oil and gas, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, phone 89170465300, e-mail: bereg.dmit@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.