Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОЗЕ АХСАНА БАЯНОВА'

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОЗЕ АХСАНА БАЯНОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГЕРОЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / ВНУТРЕННИЙ МИР / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимеркаева Гузель Рафаиловна, Сайфулина Флера Сагитовна

Рассматривается творчество одного из представителей татарской реалистической прозы второй половины ХХ столетия Ахсана Баянова, где поднимаются актуальные проблемы современности. Творческое наследие писателя в области прозы - более десятка повестей и несколько романов. Автор статьи считает, что наибольшую популярность в творчестве исследуемого писателя получили произведения, написанные в жанре повести. В центре произведений Баянова - молодые люди поколения сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов. Жизнь ставит их перед нравственным выбором, определением жизненных позиций. Ответственность человека за свои поступки, от которых зависит не только его судьба, но и судьбы близких людей, переоценка ценностей, понимание ценности чувства любви и чистоты человеческих отношений - все это дает возможность героям Баянова переосмыслить свое отношение к окружающей действительности, к жизни. Психологизм, обращение к внутреннему монологу героя-рассказчика являются особенностью произведений анализируемого автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE MAIN HERO REPRESENTATION IN THE AKHSAN BAYANOV''S PROSE

This paper considers the creative work of Akhsan Bayanov as one of the Tatar realistic prose representative of the second half of the XX century which discloses the actual present-day problems. This author's oeuvre in the prose is made up by dozens of stories and novels. It is underlined that the most popular works of the studied writer cover the works written in the genre of novella. In the center of Bayanov' works the young men of the forties, fifties and sixties are presented. In that time life they faced a need to make a moral choice and to determine their life positions. Responsibility of a man for his deeds on which not only his fate depends but also the fate of his close people as well as the values revaluation, understanding of the value of human love and purity of.human relations allows the heroes in Bayanovs 's books to reconsider their attitude towards the surrounding reality, to the life. Psycologism, addressing the inner monologue of the hero-story teller are the peculiarity of this writer works.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОЗЕ АХСАНА БАЯНОВА»

УДК 82.09.(943.21)

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОЗЕ АХСАНА БАЯНОВА

SPECIFIC FEATURES OF THE MAIN HERO REPRESENTATION IN THE AKHSAN BAYANOV'S PROSE

Г. Р. Тимеркаева, Ф. С. Сайфулина

G. R. Timerkaeva, F. S. Saifulina

Ключевые слова: реалистическая проза, проблематика, репрезентация героя, человеческие отношения, нравственный выбор, внутренний мир, становление личности, хронотоп, Key words: realistic prose, problematic, representation of a hero, human relations, moral choice, inner life, personality making up, chronotopos

Рассматривается творчество одного из представителей татарской реалистической прозы второй половины ХХ столетия Ахсана Баянова, где поднимаются актуальные проблемы современности. Творческое наследие писателя в области прозы — более десятка повестей и несколько романов. Автор статьи считает, что наибольшую популярность в творчестве исследуемого писателя получили произведения, написанные в жанре повести. В центре произведений Баянова — молодые люди поколения сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов. Жизнь ставит их перед нравственным выбором, определением жизненных позиций. Ответственность человека за свои поступки, от которых зависит не только его судьба, но и судьбы близких людей, переоценка ценностей, понимание ценности чувства любви и чистоты человеческих отношений — все это дает возможность героям Баянова переосмыслить свое отношение к окружающей действительности, к жизни. Психологизм, обращение к внутреннему монологу героя-рассказчика являются особенностью произведений анализируемого автора.

This paper considers the creative work of Akhsan Bayanov as one of the Tatar realistic prose representative of the second half of the XX century which discloses the actual present-day problems. This author's oeuvre in the prose is made up by dozens of stories and novels. It is underlined that the most popular works of the studied writer cover the works written in the genre of novella. In the center of Bayanov' works the young men of the forties, fifties and sixties are presented. In that time life they faced a need to make a moral choice and to determine their life positions. Responsibility of a man for his deeds on which not only his fate depends but also the fate of his close people as well as the values revaluation, understanding of the value of human love and purity of .human relations allows the heroes in Bayanovs's books to reconsider their attitude towards the surrounding reality, to the life. Psycologism, addressing the inner monologue of the hero-story teller are the peculiarity of this writer works.

Ахсан Баянов — один из редких творческих личностей, которые одинаково успешно творили во всех литературных жанрах. Начиная свою литературную деятельность в области лирики, он успешно продолжал свое творчество в прозе и в драматургии. Читающей аудитории середины ХХ века он становится известным прежде всего благодаря своим стихам, которые занимают достойное место в истории татарской поэзии 2-й половины ХХ века. При этом творческое наследие А. Баянова также вбирает в себя более десятка повестей, нескольких романов. Наибольшую популярность в творчестве автора получили произведения, написанные в жанре повести. После нашумевшего успеха повести «Ищу молодость» (1966), следующие повести прозаика «Четыре монолога» (1968), «Повесть Горной стороны», (1972), «Голос — дар природы» (1977), «Облачно с прояснениями» (1978), «Похищенная луна» (1997) воспринимались читателями с большим интересом. Именно за сборник повестей «Похищенная луна» в 1999 году народный поэт Республики Татарстан А. Баянов получил Государственную премию РТ им. Габдуллы Тукая.

В свое время к творчеству А. Баянова обращались литературоведы Ф. Галимуллин, Р. Мустафин, Ф. Мусин и другие, давая свои оценки его отдельным произведениям. «Его герои — простые люди. Они отличаются мышлением, речью, мыслят широко, действуют тонко» — пишет о его героях литературовед Ф. Галимул-лин [1]. Согласившись с мнением ученого, что герои А. Баянова отличаются широтой мысли, тонкостью действия, все же хочется отметить, что они не так просты. Цель данной работы — выявить особенности творческого таланта исследуемого автора, а также своеобразного подхода к раскрытию характеров героев.

Первые прозаические произведения А. Баянова, которые принесли ему успех, можно отнести к деревенской прозе. В отличие от многочисленных произведений, написанных на тему деревенского труда во благо процветания социалистического уклада жизни, здесь автор в центр произведения ставит процесс становления героя — молодого человека, ищущего душевного равновесия. Проблема становления героя в условиях бесперспективной, обыденной жизни послевоенной татарской деревни, обрекавшей людей на выживание, ставится во главе угла произведений.

Проблема нравственного выбора стоит перед главным героем повести «Яшьлегемне эзлим» Анисом Ба-дигиным. Раскрыть внутренний мир героя автору удалось путем подачи всего материала через восприятие юношей окружающей его действительности, через его внутренний монолог. Нелегкий выбор, который ставит судьба перед молодым человеком, помогает автору раскрыть его истинные качества. История становления героя как личности воспринимается читателем как нравственный выбор целого поколения, выжившего в трудные для всей страны военные и послевоенные годы.

Первый серьезный выбор падает на долю молодого человека, когда его сердцем овладевает любовь. Не имея за плечами жизненного опыта, юноша долго размышляет перед выбором между Леной и Фагимой. Пове-

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014

дение Лены, которая, не задумываясь, выгоняет на улицу семью с маленькими детьми, заставляет Аниса сделать выбор не в ее пользу. Не случайно И. С. Карабулатова подчеркивает, что «современный человек в контексте глобализации утрачивает свою этнокультурную специфику, и в результате культурной глобализации происходит распространение одинаковых культурных образцов, что приводит к нивелированию национальных особенностей ...» [2]. А. Баянов показывает, что Лена утратила не только этнические традиции народа, но и нравственные идеалы человеческой цивилизации в целом. Юноша уже понимает, что с ней он не сможет найти счастье и душевную гармонию, поскольку они принадлежат к разным полюсам культурных ценностей.

Этот непростой выбор заставил юношу повзрослеть и увидеть мир иными глазами. В близких людях Анис раскрывает их настоящую сущность и приходит к выводу о том, что в жизни есть более важные вещи, чем внешняя, яркая красота, привязанность, влечение. В этом контексте писатель продолжает традиции, присущие татарскому мировоззрению, как отмечается в монографическом исследовании Ф. С. Сайфулиной, «.уже в годы войны были написаны психологические произведения Ф. Хусни, А. Еники, в 60-80 годы увидели свет повести и романы Х. Сарьяна, Н. Фаттаха, А. Гилязова, создана галерея «бесподобных образов» М. Магдиева» [3]. Автору удалось передать душевное потрясение героя, осознавшего, что в этой жизни все очень сложно, неоднозначно. В тот момент душевного слома Анис берет любимый баян и начинает играть. Этим эпизодом автор показывает изменения, произошедшие внутри личности Аниса. Автору удалось передать сложное, неоднозначное, противоречивое состояние своего героя. К Анису, как прозрение, приходит осознание того, что вокруг ничего не изменилось, а что-то сломалось внутри него самого. Как отмечено в работах Е. В. Хализева, «формы освоения душевно-духовной сферы со временем меняются и обогащаются. При этом психологизм в прямом и строгом смысле слова неминуемо связан с воссозданием неповторимых моментов человеческой жизни, что наиболее характерно для литературы двух последних столетий» [4].

В центре произведений А. Баянова — молодые люди поколения сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов. Жизнь ставит их перед нравственным выбором, определением жизненных позиций. Ответственность человека за свои поступки, от которых зависит не только своя судьба, но и судьбы близких людей, переоценка ценностей, понимание ценности чувства любви и чистоты человеческих отношений — все это дает возможность героям Баянова переосмыслить свое отношение к окружающей действительности, к жизни. Прослеживание процесса становления А. Бадигина как взрослой, ответственной личности дает возможность автору раскрыть особенности его неоднозначного, неодносложного характера. Постоянный поиск ответов на свои вопросы, размышления по поводу поступков окружающих его людей и самого себя отличает героя исследуемого автора от других героев, составляющих бесконечную галерею однотипных персонажей литературы соцреализма, где превалирует архетипический пласт нравственно-этических качеств героев.

Главная сюжетная линия произведения А. Баянова «Повесть горной стороны» (1969-1972) разворачивается также в послевоенной деревне. Здесь в центре внимания читателя также ищущий герой, но в этот раз ситуация и события, в рамках которых изображен герой, совершенно иные. Герой произведения — выросший в приюте и уже повзрослевший Табрик Тугашев — едет в родную деревню искать своих родных. Здесь он знакомится с родной тетей Суюмбике, узнает о смерти своей матери. Здесь мы также видим отсыл к фольклорно-мифологическому контексту татарской культуры, где Суюмбике является одним из ключевых женских образов, ассоциативно связанных и с родной землей, и с женской красотой, и с красотой души народа и т. п. Эти переклички с образами традиционной культуры в творчестве писателя, раскрывают все новые и новые аспекты сюжетной линии. Психологическое начало произведения достигается через внутренний монолог главного героя, разворачивающийся в течение всего произведения. Любовь к родной земле, осознанная молодым человеком по прибытии на родину родителей, связь между поколениями являются определяющими в его судьбе. Хронотоп дороги, представленной в самом начале произведения «Повесть горной стороны» как каменистая дорога к селу, впоследствии превращается для героя в дорогу в прошлое, к своим истокам. Стоявшим у истоков изучения проблем художественного пространства М. М. Бахтиным раскрыт феноменологический смысл пространственных образов. Созданная им теория хронотопов предполагает взгляд на пространство с точки зрения активно участвующей в нем личности. В свою очередь, индивидуальное авторское пространство включает личные переживания и их воплощение в хронотопических формах [5]. Соответствующие выводы автора произведения А. Баянова убеждают читателя в том, что: «Человек должен знать свое прошлое, свою историю, только тогда он сможет правильно определить свое место в обществе» [6]. Узнав свое прошлое, герой уверен в том, что сможет построить свое настоящее и будущее. Соответствующие выводы автора произведения убеждают читателя в том, что человек должен знать свое прошлое, свою историю, только тогда он сможет правильно определить свое место в обществе.

Несколько иная проблематика произведений А. Баянова «Голос — подарок природы» (1977), «Тот берег» (1979), «Вечный спор» (1986), воспринимаемых как трилогия, объединяет судьбы героев. Здесь прослеживаются сложные взаимоотношения между людьми науки. Романы «Огонь и вода» (1971) и «Каменная книга» (1981) исследуемого писателя также не лишены новизны поднятых проблем. Через призму судеб рабочих людей автору удалось поднять серьезные социальные проблемы. Здесь также на передний план автором выдвигается принцип реалистического, психологически мотивированного изображения характеров, интересов, общественных идеалов и личного счастья конкретного героя.

Как отмечено Ф. С. Сайфулиной, «богатство литературного наследия народа определяется многими факторами: национальной историей, социокультурной активностью, ролью в межлитературном диалоге и др. Эти

71

явления и процессы неизменно в той или иной степени находят отражение в парадигмах тематики и проблематики искусства слова. Исследуя тематический диапазон литературы, можно судить об уровне цивилизованности, о нравственных ориентирах и духовных исканиях породившего ее этноса» [7]. Произведения А. Баянова, в которых затрагивались социальные и нравственно-эстетические проблемы своего времени, поднимались извечные проблемы литературы, относящиеся к вопросам осмысления жизни, понимания добра и зла, несомненно, занимают достойное место в истории национальной литературы 2-й половины ХХ века.

Список литературы

1. История татарской литературы. В шести томах. Том 6. - Казань: Раннур. - 2001. - С. 200-216.

2. Karabulatova I. S. The Problems of Linguistic Modeling of New Eurasian Linguistic Personality in Multilinguistic and Mental Environment // Middle-East Journal of Scientific Research, 2013, №17 (6). - С. 791-795.

3. Сайфулина Ф. С. Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 296 с.

4. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - С. 68-69.

5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: 1975. - С. 235.

6. Баянов А. Повесть горной стороны: Повести. Перевод с тат. - М: Современник, 1978. - С. 351.

7. Сайфулина Ф. С. Татарская литература Тюменского региона: история и современность. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Казанский государственный университет им. В. И.Ульянова — Ленина. - Казань, 2007. - С. 374.

Сведения об авторах

Тимеркаева Гузель Рафаиловна, аспирант государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск, тел. 89088653172, e-mail: timerkaevag@mail.ru.

Сайфулина Флера Сагитовна, д. ф. н., профессор, заведующий кафедрой татарской литературы и методики преподавания Института филологии межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, тел. 8(843)2213376

Timerkaeva G. R., postgraduate, TG SPA named after D.I. Mendeleev, phone: 89088653172, e-mail: timerkaevag@mail.ru

Saifulina F. S., PhD, professor, head of the chair of Tatar literature and methods of teaching, Institute of Intercultural Communication, Kazan Federal University, phone: 8(843)2213376

УДК 378.02.6.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE SPECIALIST AS INTEGRATION OF PERSONALITY QUALITIES

А. Ш. Тлеулесова, Б. Г. Сарсенбаева, Э. С. Курмангожаева

A. Sh. Tleulesova, B. G. Sarsenbayeva, E. S. Kurmangozhaeva

Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональная компетентность будущего специалиста Key words: educational process, the professional competence of a specialist

Рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Анализируются некоторые теории формирования компетентности специалиста в образовательном процессе.

This article discusses the burning issues related with a formation of professional competence of a future specialist. Some theories of the formation ofprofessional competence in the educational process are examined.

Вопросы профессиональной компетентности у будущих специалистов необходимы и актуальны по многим причинам, особенно в соответствии с новыми нормами в постоянно меняющихся условиях, требованиями к образовательной системе. Это требует у специалиста умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы и превращать знания в предмет целенаправленной работы, осуществлять постановку проблемы, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегии. Сегодня изменился и характер общественного труда, для которого стали свойственны высокий уровень специализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей производства, что требует подготовки высокопрофессиональных кадров, развития навыков совместной работы. Современной школе необходимы профессионально компетентные педагоги, «способные творчески мыслить», «находить нестандартные решения», «проявлять инициативу», готовые обучать учащихся самостоятельному поиску информации, проектной и исследовательской деятельности. Поэтому актуальной проблемой вуза становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода.

Компетентностный подход в образовании широко представлен работами ученых: В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Л. А. Петровской, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. А. Реан., В. Д. Шадрикова, И. Д. Лаптева, В. Г. Сотник., М. И. Лукьянова и мн. др. В. Д. Шадриков считает, что компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций, при реализации компетентностного подхода нельзя противопоставлять его знани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.