Научная статья на тему 'Стратегическое партнерство в становлении инновационного образования России'

Стратегическое партнерство в становлении инновационного образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERNALIZATION / INTERNATIONAL COLLABORATION / SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Мария Николаевна, Сташковская Наталья Владимировна

О стратегическом партнерстве в становлении инновационного образования России на примере процесса создания базы международного и научно-технологического сотрудничества в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PARTNERSHIP AT ESTABLISHING THE INNOVATIVE EDUCATION IN RUSSIA

The paper describes a strategic partnership at establishing the innovative education in Russia on the example of the process of creation of a base for scientific-technological collaboration at Tyumen State Oil and Gas University.

Текст научной работы на тему «Стратегическое партнерство в становлении инновационного образования России»

УДК 378.014.55

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

STRATEGIC PARTNERSHIP AT ESTABLISHING THE INNOVATIVE EDUCATION IN RUSSIA

М. Н. Никитина, Н. В. Сташковская

M. N. Nikitina, N.V. Stashkovskaya

Ключевые слова: интернационализация, международное сотрудничество, научно-техническое взаимодействие Key words: internalization, international collaboration, scientific-technological interaction

О стратегическом партнерстве в становлении инновационного образования России на примере процесса создания базы международного и научно-технологического сотрудничества в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

The paper describes a strategic partnership at establishing the innovative education in Russia on the example of the process of creation of a base for scientific-technological collaboration at Tyumen State Oil and Gas University.

Современная международная обстановка, значительный рост и расширение научно-технических, культурных и деловых связей, а также информационный взрыв, характерный для нашего времени, требуют все большего числа специалистов разных областей знаний, владеющих иностранными языками на высоком уровне. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о формировании навыков общения в профессиональной среде деятельности с помощью иностранного языка, совершенствовании и развитии научно-методического обеспечения содержания, форм и методов иноязычной подготовки в системе высшего профессионального образования. Иноязычное общение студентов неязыкового вуза с зарубежными студентами осуществляется в сфере международного сотрудничества.

В современном обществе выпускнику вуза для того, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо не только быть высококвалифицированным специалистом в своей отрасли, но и постоянно пополнять свои знания, опираясь на международный опыт.

17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции министров высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. На совещании по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

Цель Болонского процесса — расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы высшего образования, применение системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (DiplomaSupple-ment), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на европейский рынок труда.

Болонский процесс — это процесс добровольного сотрудничества образовательных систем европейских стран, направленный на создание общего образовательного пространства.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран [1].

В 2011-2012 уч. гг. в Тюменском государственном нефтегазовом университете (включая филиалы) по всем специальностям и направлениям обучаются 1 237 иностранных студентов (программы ВПО, СПО, подготовительный факультет, дистанционное обучение, программы повышения квалификации).

Собственную маркетинговую стратегию экспорта образовательных услуг необходимо иметь каждому вузу, считающему себя профессиональным игроком на рынке международных образовательных услуг [2].

В силу различных обстоятельств в государственных вузах разработке маркетинговой стратегии уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Если для вузов частного сектора разработку маркетинговой стратегии, в том числе экспорта образовательных услуг, можно осуществлять с нуля (со стадии разработки проекта), то для государственных вузов ее необходимо выстраивать с учетом уже имеющегося опыта, традиций вуза и других внутренних факторов.

При построении стратегии необходимо принимать во внимание, что рынок образовательных услуг находится в непрерывном обновлении. На сегодняшний день можно выделить следующие значительные изменения на образовательном рынке:

• появление на рынке новых стран-экспортеров;

• появление новых игроков внутри страны, то есть вузов, которые не имели возможности заниматься экспортом образовательных услуг раньше;

• осторожность иностранных потребителей в связи с имевшими место случаями предоставления некачественных услуг;

• снижение толерантности в России;

• все ускоряющееся старение профессорско-преподавательского состава технических вузов и обострившаяся в связи с этим проблема передачи накопленных знаний и опыта;

• стремительное ухудшение лабораторного оборудования технических вузов, что приводит к замещению его компьютерными моделями.

Технические вузы России долгое время оставались недосягаемыми для конкурентов в плане качественного фундаментального технического образования. Упрощение образования, перестройка его на «западный» лад без должного финансирования заставляют работать не в сегменте рынка, недосягаемого для конкурентов, а вторгаться на чужую территорию. Причем вторгаться с заведомо слабыми финансовыми и кадровыми возможностями, отсутствием опыта работы в новых условиях и значительным временным отставанием [2].

Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ) имеет богатый опыт обучения иностранных студентов. В 1979 году был осуществлен первый набор по линии Министерства образования СССР монгольских граждан. За истекший период около 100 монгольских студентов получили дипломы Тюменского государственного нефтегазового университета. В 2008 г. при содействии выпускника ТюмГНГУ, г-на Д. Одху, члена парламента Монголии, организована Ассоциация выпускников ТИИ — ТюмГНГУ в Монголии. Университет поддерживает постоянные контакты с Российским Центром науки и культуры, филиалом Российской экономической академии им.Г. В. Плеханова в г. Улан-Батор, с Генеральным Консульством РФ в г. Эрденет. В настоящее время в университете обучаются студенты и аспиранты из Монголии.

Благодаря работе филиала ТюмГНГУ в Павлодаре, партнерским связям с Инновационным евразийским Университетом, с Южно-Казахстанским государственным университетом им. М. Ауезова, Казахской Академией транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева в университете обучается большой контингент казахских студентов. В 2010 г. во время пребывания делегации правительства Тюменской области в Мангистаускую область Республики Казахстан подписан договор о сотрудничестве с Каспийским государственным университетом технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова, который явился основой для развития программ академической мобильности, «двойных дипломов» и параллельного образования.

С 2007 г. Тюменский государственный нефтегазовый университет является участником Программы обучения обладателей международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак».

С 2008 г. университет развивает партнерские отношения с Китайским нефтяным Университетом г. Дуньин. В настоящее время 97 китайских граждан обучаются в Тюменском государственном нефтегазовом университете на различных программах ВПО, 54 из них — участники совместной программы подготовки бакалавров «Нефтегазового дела». На довузовской подготовке в 2012-2013 учебном году обучаются 52 китайских гражданина.

Университет развивает договорные партнерские отношения с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья, среди которых:

• Украина (Посольство РФ в Украине, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Донецкий национальный технический университет, Киевский национальный университет имени Т. Шевченко, Полтавский национальный технический университет им. Юрия Кондратюка),

• Белоруссия (Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого, Гомельский институт механики, металлополимерных систем Белорусской Академии наук),

• Туркменистан (через ЗАО «СоюзНефтьГаз», Туркменский политехнический Институт),

• Республика Таджикистан (Таджикский государственный национальный университет, Российско-Таджикский (Славянский) университет, Технологический университет Таджикистана),

• Республика Абхазия,

• Республика Армения (через армянскую диаспору в Тюмени),

• Азербайджанская Республика (Бакинская нефтяная академия, азербайджанская диаспора в Тюмени),

• Республика Казахстан (опорный пункт ТюмГНГУ в Павлодаре, Университет им. Ш. Есенова),

• Киргизская Республика (через диаспору киргизов в Тюмени),

• Япония (Университет Хоккайдо),

• Великобритания (Университет г. Бристоль),

• Ирак (посольство ИРИ в Москве),

• Таиланд (посольство Таиланда в Москве).

География стран, из которых приезжают на обучение студенты, очень обширна: Украина, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Туркменистан, Республика Таджикистан, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Латвийская Республика, Республика Молдова, Киргизская Республика, Болгария, КНР, Республика Колумбия, РеспубликаГана, Монголия, Германия, Ирак, Великобритания, Ангола, Кот-Д'Ивуар, Камерун, Колумбия, Боливарианская Республика Венесуэла.

С целью международного признания образовательной деятельности, повышения конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда в университете проведена сертификация системы менеджмента качества. Реализуется общественно-профессиональная аккредитация программ в области техники и технологии. Аккредитовано 15 образовательных программ и международный буровой тренажерный центр.

В университете совместно с зарубежными вузами реализуются международные программы:

• «Волонтеры Сибири» — обменная программа с Университетом г. Бристоль (Великобритания) - с 2006 г. Программа предусматривает обучение студентов зарубежных вузов русскому языку как иностранному. Студенты-иностранцы как носители английского языка безвозмездно оказывают помощь преподавателям кафедр иностранных языков в организации учебного процесса и совершенствовании преподавания английского языка. Результаты обучения иностранных волонтеров русскому языку засчитываются направляющими вузами.

• «Нефтегазовое дело» — программа «включенного» обучения с Техническим университетом Клаусталь (Германия) — с 2007 г. Программа «включенного» обучения по направлению подготовки бакалавров предусматривает обучение по согласованному обеими сторонами учебному плану и прохождению производственной практики на зарубежных предприятиях. Участники программы пишут дипломный проект на русском и иностранном языках. По возращении в Россию получают диплом Тюменского государственного нефтегазового университета.

• Университет совместно с Лондонским университетом Роял Холлоуэй и ТНК-ВР осуществляют с августа 2008г. на базе Центра профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по геологии и нефтегазовому делу. Программу подготовки магистров в области нефтегазовой геологии и геофизики с вручением выпускникам дипломов двух вузов. Учебный план предусматривает полевую практику в Великобритании и выполнение независимого исследовательского проекта. По окончании обучения выпускники получат степень магистра Лондонского университета Роял Холлоуэй (диплом международного образца) и диплом Тюменского государственного нефтегазового университета.

• Совместная программа с Евразийским университетом Казахстана — с 2009 г.

• Совместная программа с Горно-металлургическим институтом Таджикистана (Согдийская область, г. Чкаловск) — с 2011г.;

• «Геология и разработка резервуаров» — совместная магистерская программа с Французским институтом нефти (Франция) — с 2011г.;

• Программа двойных дипломов в области нефтегазового дела с Китайским нефтяным университетом г. Дуньин — с 2011г.

Университет также разрабатывает краткосрочные образовательные программы (ознакомительные практики, программы краткосрочных стажировок):

• Программа повышения профессиональной квалификации социальных работников и преподавателей социологических дисциплин с университетом Лойфана Люнебург (Германия) — с 2007 г.

• Обменная программа ознакомительных практик с Китайским нефтяным университетом г. Дуньин — с 2010 г.

• Обменная программа ознакомительных практик с Горной академией г. Фрайберг (Германия) — с 2011г.

• Программа повышения квалификации для сотрудников КГУТИ им. Ш. Есенова (Казахстан) — с 2011г.

• Стажировки для магистров КГУТИ им. Ш. Есенова (Казахстан) — с 2011г.

• Обменная программа ознакомительных практик для обучающихся по программам СПО (Германия) — с 2012 г.

Тюменский государственный нефтегазовый университет активно участвует в международной программе TempusIV. В недавнем прошлом реализован проект Темпус «Межуниверситетские сети для развития сотрудничества с предприятиями», в котором принимают участие нефтегазовые вузы Тюмени, Москвы, Ухты, Уфы и вузы Украины, Азербайджана и Белоруссии. Цель проекта состоит в том, чтобы создать межуниверситетскую сеть в российских, украинских, белорусских и азербайджанских вузах — участниках проекта, чтобы установить эффективную систему взаимодействия с региональными предприятиями энергетического сектора и обеспечить трансфер университетских технологий на рынок

[3].

Развивается сотрудничество с другими европейскими фондами — DAAD, Фулбрайт, Айрекс, САБИТ. За последние три года выиграно более 40 грантов (в 2011 г. — 19 грантов.), что позволило обновить материально-техническую базу университета, разработать новые учебные программы и курсы, организовать стажировки для преподавателей, аспирантов и студентов.

Широко известно в мире студенческое отделение Международного общества инженеров нефтегазового дела (SPE) при Тюменском государственном нефтегазовом университете, которое неоднократно признавалось лучшим отделением месяца среди более 5 тысяч отделений по всему миру (США, Англия, Норвегия, Бразилия, Алжир и др.). В 2011 г. тюменское отделение SPE получило престижную международную награду «Золотой стандарт 2011».

Одним из показателей результативности международной деятельности университета является членство ученых ТюмГНГУ в международных организациях и ассоциациях. Например, в университете работают члены Нью-Йоркской Академии Наук, Международной Академии минеральных ресурсов, Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Международной Академии наук высшей школы, Ассоциации исследователей скважин, Евро-Азиатского географического общества, Американской ассоциации геологов-нефтяников, Американского общества инженеров-механиков, Международной академии холода, Международной Академии информатизации.

В Тюменском государственном нефтегазовом университете разрабатываются международные проекты, направленные на создание программ двойных дипломов, повышение востребованности выпускников на рынке труда, развитие электронного образования и образования в течение всей жизни, изучение проблем энергоэффективности и мн. др.

В рамках научного направления запланирован совместный с ТУ Клаусталь (Германия) исследовательский проект по следующим аспектам: стратегии, стратегическое управление и стратегическое значение энергоэффективности на предприятиях энергетического сектора России и Германии.

Развивается научно-техническое сотрудничество с международными компаниями: «Шлюмберже», «Шелл», Халибуртон», «Дойтаг Дриллинг» и др. Компании активно участвуют в подготовке кадров, предоставляют места для прохождения практики, оказывают стипендиальную поддержку, в том числе и для обучения за рубежом в вузах-партнерах.

В результате совместных усилий Тюменского государственного нефтегазового университета и американской компании «Halliburton International, Inc.» в Тюмени создан первый и пока единственный в России учебный Центр для повышения квалификации работников компании. Подобные центры находятся в США, Мексике, Египте и Индонезии. Первыми студентами Центра стали норвежцы, бельгийцы, шотландцы и россияне. Преподавание здесь ведется на английском языке, ведь в дальнейшем выпускники Центра будут работать в подразделениях «Halliburton» по всему миру.

В университете действует совместный с финской компанией «Метсо Аутомэйшен» Центр системной интеграции (ЦСИ). Центр успешно занимается выполнением реальных проектов по автоматизации объектов нефтяной и газовой промышленности.

Большое внимание в ТюмГНГУ уделяется развитию академической мобильности научно-педагогических работников, аспирантов и студентов.

В образовательный процесс в вузе вовлекаются зарубежные специалисты (включая программы двойных дипломов). В 2011г. в университете прочитали курсы лекций и провели семинары 15 иностранных лекторов из Великобритании, Германии, Франции, Японии, США и Белоруссии.

Профессорско-преподавательский состав Тюменского государственного нефтегазового университета проходит регулярные стажировки на базе образовательных учреждений и инновационных центров других стран. В 2011 г. стажировки в таких странах, как Бельгия, Великобритания, Чехия, Румыния, Китай, США, Канада, Германия, Франция, Сербия, Монголия, Швеция, Кипр, Австрия, Нидерланды, Польша, Финляндия, Израиль, Япония прошли более 80 сотрудников вуза, в том числе в рамках реализации федеральной программы «Развитие инновационной инфраструктуры Тюменского государственного нефтегазового университета». В 2012 г. планируется расширение количества зарубежных стажировок.

Университет ежегодно проводит несколько крупных межгосударственных научно-практических конференций. Значимым событием в 2012 г. стала Международная криологическая конференция «Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире». Конференция собрала около 500 ученых из стран Европы, Азии, США и Канады.

В основе мировой индустрии XXI века лежит глобализация экономической деятельности. В условиях постиндустриального перехода к «рассредоточенному» производству возникает мощнейший запрос на стандартизацию производственной деятельности и унификацию подготовки кадров для единой мировой экономики, то есть речь идет о формировании общемировых образовательных сетей и мировых потоков студентов. Кроме того, интернационализация в сфере образования является отражением универсального характера образовательной и научно-исследовательской деятельности высшей школы и важным составным фактором интернационализации мировых политических и экономических процессов. В этом случае должна качественно меняться стратегия развития международного сотрудничества российского образования.

На наш взгляд, за последние годы международное образовательное сотрудничество Тюменского государственного нефтегазового университета способствует достижению следующих стратегических целей:

• получение опыта создания и реализации конкурентоспособных и прибыльных зарубежных программ;

• присутствие на зарубежном рынке как фактор привлечения новых студентов в России и за рубежом;

• следование за потреблением и предложение альтернатив студентам других вузов;

• заключение стратегических альянсов с зарубежными партерами и разработка новых образовательных программ.

Список литературы

1. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года // Интернет: Сайт Учебно-методического объединения Московского государственного университета <http://www.umo.msu.ru/info/161204.html>.

2. Желбаков И. Н., Извекова Т. Ф. Основы разработки маркетинговой стратегии вуза по выходу на международный образовательный рынок. Материалы VII Всероссийской конференции и XVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 166 с.

3. Хопияйнен О. А.(рук), Ваулина Л. М., Кондратенко Л. В., Лапчинский И. Б., Нечаева М. Ю., Серебянов В. В., Терешков В. В. Программный подход к развитию академической мобильности в РФ. Анализ имеющихся модельных решений. Материалы VII Всероссийской конференции и XVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 166 с.

Сведения об авторах

Никитина Мария Николаевна, ассистент кафедры «Иностранных языков № 2», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.:89224834230

Сташковская Наталья Владимировна, ассистент кафедры «Иностранных языков № 2», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень

Nikitina M. N., assistant at the chair «Foreign languages», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224834230

Stashkovskaya N. V., assistant at the chair «Foreign languages», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224834230

УДК 378.189

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

EDUCATIONOFSTUDENTS: MODERNLOOK

Д. Ж. Сакенов, М. А. Кененбаева, А. Ш. Тлеулесова D. J. Sakenov, M. A. Kenenbaeva, A. Sh. Tleulesova

Ключевые слова: воспитательная работа в вузе, деятельность высшей школы, формирование модели личности студента Key words: еducational work in high school, high school activities, the formation of the student's personality model

Обосновываются современные цели и задачи воспитания студентов, модель личности студента. In the article there is modern aims and tasks of education of students, model of personality of student are grounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.