Научная статья на тему 'Волонтёрская деятельность в Казахстане'

Волонтёрская деятельность в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1743
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLUNTARY ACTIVITY / KAZAKHSTAN / CONCEPT / PRINCIPLES / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЗАХСТАН / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Рм.

Целью исследования является анализ волонтёрской деятельности в Казахстане. Определены методы исследования. Приводятся определения «волонтёр», «волонтёрская деятельность». Раскрывается сущность волонтёрской деятельности. Определяется содержание волонтёрской деятельности. Анализируется Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования. Приводятся базовые принципы волонтёрской деятельности. Определены базовые характеристики волонтёрской деятельности. Обосновываются правила волонтёрской деятельности. В статье даются перспективы волонтёрской деятельности в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Рм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING IN KAZAKHSTAN

The purpose of the study is to analyze volunteer activities in Kazakhstan. The methods of investigation are determined. The definition of the notions of a volunteer and a volunteer’s activity is given. The meaning of a volunteer’s activity is revealed. The concept of development of the voluntary activity among the youth in educational organizations is analyzed. Basic principles of the voluntary activity are given. The basic characteristics of volunteer activity are determined. The rules of volunteer activity are justified. The article gives perspectives of volunteer activity in Kazakhstan. Volunteering in Kazakhstan is needed by state bodies and non-governmental organizations. In the long term it is expected to increase understanding of the role of volunteering in building stable and cohesive societies in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Волонтёрская деятельность в Казахстане»

движения корпуса не должно быть видно. Интересный ритм создается наступанием ног и акцентированные повороты и наклоны корпуса. Фокстрот и квикстеп самые сложные в музыкально-ритмическом плане танцы европейской программы.

Самба - музыкальный размер 2/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из разного количества быстрых и медленных шагов. Шаг по счету (таймингу) может соответствовать одной музыкальной четверти, половине музыкальной четверти (одна восьмая музыкальная длительность), четвертой части музыкальной четверти (одна шестнадцатая музыкальная длительность). Базовые фигуры имеют более десяти оригинальных ритмов, но хореографические акценты совпадают с сильной долей такта. Хотя современные тенденции исполнения самбы предполагают возможным акцентировать вторую долю второго или вторую долю четвертого такта четырех тактовой фразы.

Ча-ча-ча - музыкальный размер 4/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из одного или нескольких тактов, где на каждый такт исполняется группа из пяти шагов, первые три шага соответствуют 1 - 3 музыкальной четверти, четвертый и пятый шаги соответствует половине музыкальной четверти каждый (одна восьмая музыкальная длительность). Хореографические акценты могут выпадать как на первую, так и на третью долю такта. Как правило, более сильный акцент - первая доля такта, более длинный и мягкий акцент - третья доля такта. Для передачи оригинального хореографического ритма педагоги используют счет: 2-3-4и-1, или 2-3-ча-ча-ча.

Румба - музыкальный размер 4/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из одного или нескольких тактов, где на каждый такт исполняется группа из трех шагов, первый шаг исполняется на вторую музыкальную четверть, второй шаг на третью музыкальную четверть, третий на четвертую и первую музыкальную четверть. Первый и второй шаги по счету (таймингу) соответствуют одной музыкальной четверти каждый, третий шаг по счету (таймингу) соответствует двум музыкальным четвертям. Хореографические акценты совпадают со второй и четвертой долями такта. Для передачи оригинально-

Библиографический список

го синкопированного хореографического ритма педагоги используют счет: 2-3-41.

Пасодобль - музыкальный размер 2/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Наиболее простой по ритмической структуре танец. Базовые фигуры состоят из разного количества быстрых и медленных шагов. Медленный шаг по счету (таймингу) соответствует одной музыкальной четверти, быстрый шаг по счету (таймингу) соответствует половине музыкальной четверти (одна восьмая музыкальная длительность). Хореографические акценты совпадают с первой долей такта. Музыка для конкурсного исполнения пасодобля имеет определенную структуру. Законченное музыкальное произведение, состоящее из трех частей с определенным количеством тактов каждой части. Хореографические фразы должны соответствовать музыкальным фразам.

Джайв - музыкальный размер 4/4. Музыкальные акценты могут быть на любой из четырех долей такта. В музыкальном материале, используемом для исполнения бальных танцев, обязательны акценты на сильную долю первого и третьего тактов четырех тактовой фразы. Базовые фигуры состоят из одного, полутора или нескольких тактов, где на каждый такт исполняется группа из пяти шагов, первые два шага соответствуют 1 - 2 музыкальной четверти, третий и четвертый шаги соответствует половине музыкальной четверти каждый (одна восьмая музыкальная длительность), пятый шаг соответствует одной музыкальной четверти. Хореографические акценты вторая и четвертая доля такта. Полутора тактовая группа состоит из восьми шагов. Для передачи оригинального хореографического ритма педагоги используют счет:1-2-3-и-4-3-и-4.

Бальный танец воспринимается как произведение искусства в единстве музыки, техники исполнительского мастерства, эмоции и взаимодействия партнеров на уровне единого целого.

Таким образом, под музыкальностью исполнения танцев европейской и латиноамериканской программ, понимается единство взаимодействия музыкального ритма и хореографических движений, создающих образ хореографического номера, рождающих у зрителя, педагога, членов конкурсных жюри, судейской коллегии танцевального спорта эмоцию, настроение.

1. Темлянцева С.Н. Мастерство хореографа. Сборник лекций. Барнаул: АлтГАКИ, 2011.

2. Рубштейн Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта. Часть III. Тренер. Севастополь: Экспресс-печать, 2007.

3. Темлянцев С.И., Темлянцева С.Н. Современные тенденции и пути развития подготовки специалистов бальной хореографии. Сборник трудов конференции, 19 апреля, Барнаул: АГАКИ, 2010: 227 - 229.

4. Лэрд Вальтер. Техника латиноамериканских танцев. Часть I, II. Перевод с английского А. Белогородского. Москва: Издательство «Артис», 2003.

5. Мур. Алекс. Техника бальных танцев, 1994.

References

1. Temlyanceva S.N. Masterstvo horeografa. Sbornik lekcij. Barnaul: AltGAKI, 2011.

2. Rubshtejn N.V. Chto nuzhno znat', chtoby stat' pervym. Psihologiya tanceval'nogo sporta. Chast' III. Trener. Sevastopol': 'Ekspress-pechat', 2007.

3. Temlyancev S.I., Temlyanceva S.N. Sovremennye tendencii i puti razvitiya podgotovki specialistov bal'noj horeografii. Sbornik trudov konferencii, 19 aprelya, Barnaul: AGAKI, 2010: 227 - 229.

4. L'erd Val'ter. Tehnika latinoamerikanskih tancev. Chast' I, II. Perevod s anglijskogo A. Belogorodskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Artis», 2003.

5. Mur. Aleks. Tehnika bal'nyh tancev, 1994.

Статья поступила в редакцию 07.08.18

УДК 371

Karimova R.M., postgraduate, Methodist Center for Advanced Studies, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar,

Kazakhstan), E-mail: jenyan71@mal.ru

VOLUNTEERING IN KAZAKHSTAN. The purpose of the study is to analyze volunteer activities in Kazakhstan. The methods of investigation are determined. The definition of the notions of a volunteer and a volunteer's activity is given. The meaning of a volunteer's activity is revealed. The concept of development of the voluntary activity among the youth in educational organizations is analyzed. Basic principles of the voluntary activity are given. The basic characteristics of volunteer activity are determined. The rules of volunteer activity are justified. The article gives perspectives of volunteer activity in Kazakhstan. Volunteering in Kazakhstan is needed by state bodies and non-governmental organizations. In the long term it is expected to increase understanding of the role of volunteering in building stable and cohesive societies in the Republic of Kazakhstan.

Key words: voluntary activity, Kazakhstan, concept, principles.

Р.М. Каримова, аспирант, Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан,

E-mail: jenyan71@mal.ru

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ

Целью исследования является анализ волонтёрской деятельности в Казахстане. Определены методы исследования. Приводятся определения «волонтёр», «волонтёрская деятельность». Раскрывается сущность волонтёрской деятельности. Определяется содержание волонтёрской деятельности. Анализируется Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования. Приводятся базовые принципы волонтёрской деятельности. Определены базовые характеристики волонтёрской деятельности. Обосновываются правила волонтёрской деятельности. В статье даются перспективы волонтёрской деятельности в Казахстане.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность, Казахстан, концепция, принципы.

Изучая волонтёрскую деятельность в Казахстане, мы исходим из понятия «Волонтёр» от французского vоlоntaire - доброволец [1] - любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтёрскую деятельность, основываясь на принципах волонтёризма. Волонтёрская деятельность представляет собой широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

В свою очередь, содержание волонтёрской деятельности включало: расчистку и благоустройство внутридомовых территорий, подготовку почвы и озеленение микрорайонов; всесторонняя поддержка и помощь всех видов по отношению к пенсионерам, участникам войн, ликвидаторам глобальных катастроф, жертвам стихий, домашнего насилия, эпидемий, детям-сиротам, бездомным, инвалидам, беженцам; спасение бездомных животных, уборка пляжей и лесных массивов.

В процессе исследования волонтёрской деятельности в Казахстане, мы использовали историко-педагогический анализ, теоретический анализ.

Исходя из сути волонтёрской деятельности, необходимо отметить, что сам по себе волонтёрский труд не оплачивается. Сегодня современные волонтёры - не только социальные патриоты, но и начинающие профессионалы, которые трудятся для приобретения профессионального и социального опыта, навыков, знаний, умений, компетенции, коммуникации. Для молодежи Казахстана Волонтёрская деятельность способствует продвижению к реальному трудоустройству в заинтересованной сфере труда. Молодежь понимает, что через волонтёрскую деятельность можно проявить свои способности и компетенции, зарекомендовав себя с позитивной стороны. Волонтёрская деятельность представляет собой некий полигон, где молодежь проверяется в разных трудовых сферах и в конечном итоге может выбрать профессию, будущую трудовую деятельность.

В социалистическую эпоху, волонтёрской деятельностью считался коммунистический субботник [2; 3], некий массовый труд во благо социалистического общества. Современная Волонтёрская деятельности появилась в Казахстане на заре независимости, в 1991 г. [1; 4] в форме некоммерческие организации (организации, не приносящие прибыль). В Казахстане некоммерческие организации массово занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для волонтёров. Волонтёрская деятельность в Казахстане постепенно развивается и по этой причине, % населения, занимающийся волонтёрской деятельностью, довольно низок, хотя во многих странах мира Волонтёрская деятельность является обычным явлением. Действительно, во многих странах Волонтёрская деятельность - повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы решать общие социальные проблемы, озеленять дворы, обучать и воспитывать дворовую молодежь, популяризировать экологические мероприятия.

Данные Национального центра волонтёрской работы (The National Centre for Volunteering (NCV)), подтверждают, что высокий % участников волонтёрской деятельности имеется в Британии - 57% населения, в ФРГ - 44%, в Италии - 21%, в Малайзии - 35%, в Российской Федерации - 35%, в Республике Казахстан - 18% [5; 6; 7]. В Канаде, Америке (USA) Волонтёрская деятельность представлено некоммерческими организациями, которые поддерживают хосписы, клиники для малоимущих граждан, образовательные и социальные учреждения для бездомных. В странах Евросоюза Волонтёрская деятельность считается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. Волонтёрская деятельность в Британии, Голландии представлена гражданами, которые безвозмездно работают в сфере социальных услуг. С этих позиций, современную волонтёрскую деятельность необходимо считать бескорыстной,

добровольной помощью гражданам, которые нуждаются в такой помощи.

Международный день добровольцев учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и призван популяризировать волонтёрскую деятельность. Миллионы участников волонтёрской деятельности бескорыстно помогают обществу решать самые разнообразные проблемы. Под влиянием данных тенденции, Казахстан оказывает поддержку волонтёрской деятельности, как неправительственному сектору, так и тем государственным органам, которые занимаются проблемами наиболее уязвимых слоев общества. В Казахстане утверждена Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования Казахстана [5; 8]. Концепция определяет порядок взаимодействия по развитию молодежной волонтёрской деятельности в учреждениях образования Республики Казахстан, возможные направления ее поддержки органами государственной власти и органами местного управления в целях широкого распространения и развития волонтёрской деятельности школьников и молодежи.

В Казахстане волонтёрская деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Волонтёром может быть учащийся, студент, молодые люди в возрасте от 14 до 27 лет. В Концепции указывается, что стать волонтёром можно, приняв цели деятельности волонтёрского движения; имея намерение активно участвовать в молодежной волонтёрской деятельности, заполнив анкету соответствующего образца. В Концепции определены цели детской и молодежной волонтёрской деятельности:

- способствовать улучшению благосостояния общества;

- помощь волонтёрским организациям в достижении их целей и задач;

- популяризация волонтёрской деятельности среди всех слоев общества;

Волонтёрская деятельность держится на следующих базовых принципах:

- добровольность (волонтёром можно стать только по желанию);

- независимость (возможность принимать собственные решения);

- единство (много идей, но одна цель);

- универсальность (равные возможности каждого);

- неординарность (полет фантазии не ограничен);

- заинтересованность (работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение).

В Концепции развития молодёжной волонтёрской деятельности в организациях образования определены базовые характеристики волонтёрской деятельности:

- Волонтёр не должен заниматься волонтёрской деятельностью с целью получения финансовой прибыли.

- Волонтёрская деятельность должна осуществляться добровольно, без всякого принуждения.

- Волонтёрская деятельность может быть организованным (систематичная, регулярная), неорганизованным (спонтанная и эпизодическая помощь), осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.

В Казахстане для всех волонтёрских организаций действует ряд простых, но строгих правил. Деятельность волонтёрских организаций должна быть полностью прозрачной, вся финансовая сторона должна быть максимально открыта. Как правило, организации занятые волонтёрской деятельностью, обязаны регулярно публиковать отчеты о проделанной работе, а также о том, куда конкретно были потрачены полученные пожертвования.

В Казахстане волонтёрской деятельностью заинтересованы государственные органы и неправительственные организации. В перспективе ожидается возрастание понимания роли волонтёрской деятельностью в создании стабильного и сплоченного общества в Республике Казахстан.

Библиографический список

1. Алиев С.К. Волонтёрская деятельность: справочник. Семей, 2018.

2. Сакенов Д.Ж. Жогары сынып окушысыныц моделш курастыру жолдары. Вестник ЕАНУ. 2003; 3:190 - 195.

3. Потапова Н.А. Волонтёрство как феномен самореализации личности. Санкт-Петербург, 2004.

4. Sakenоv D.Zh, et al., (2012). Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal. 2012; 19 (10): 1431 - 1436.

5. Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования Казахстана. Астана, 2013.

6. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть. Научно-практический сборник. Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.

7. Дьячек Т.П. Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтёров (на примере США). Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.

8. Сакенов Д.Ж., Шнайдер Е.А., Иваницкий Н.П. Вовлечённость молодёжи Казахстана в решение социальных проблем через волонтёрское движение. Педагогический вестник Казахстана: республиканский научно-педагогический журнал. Павлодар, 2009.

References

1. Aliev S.K. Volonterskaya deyatel'nost': spravochnik. Semej, 2018.

2. Sakenov D.Zh. Zhorary synyp o^ushysyny^ modelin Kyrastyru zholdary. VestnikEANU. 2003; 3:190 - 195.

3. Potapova N.A. Volonterstvo kak fenomen samorealizacii lichnosti. Sankt-Peterburg, 2004.

4. Sakenov D.Zh, et al., (2012). Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal. 2012; 19 (10): 1431 - 1436.

5. Koncepciya razvitiya molodezhnoj volonterskoj deyatel'nosti v organizaciyah obrazovaniya Kazahstana. Astana, 2013.

6. Mihajlova S.V. Desyat' sovetov po rabote s dobrovol'cami rukovoditelyu obschestvennoj organizacii. Volonter i obschestvo. Volonter i vlast'. Nauchno-prakticheskij sbornik. Sostavitel' S.V. Teterskij. Pod redakciej L.V. Nikitinoj. Moskva, 2000.

7. D'yachek T.P. Razvitie issledovatel'skogo podhoda v deyatel'nosti volonterov (na primere SShA). Sostavitel' S.V. Teterskij. Pod redakciej L.V. Nikitinoj. Moskva, 2000.

8. Sakenov D.Zh., Shnajder E.A., Ivanickij N.P. Vovlechennost' molodezhi Kazahstana v reshenie social'nyh problem cherez volonterskoe dvizhenie. Pedagogicheskij vestnik Kazahstana: respublikanskij nauchno-pedagogicheskij zhurnal. Pavlodar, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.08.18

УДК 378

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: marus-stv@yandex.ru

Morgun I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: marus-stv@yandex.ru

ANTHROPO-ORIENTED ALIMENTARY CONSTITUTIONAL GENESIS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SCHOOL OF ELECTRIC COURSES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article deals with physical activity, elective physical culture and sports, diets that practically do not help a person lose weight. Anthropological approach to the problem is under study. The study is focused on one of the permanently operating components of the ratio of weight-growth indicators (BMI) - the Quetelet index (kg / m2)), a healthy lifestyle, bad habits. Anthropo-oriented myths of losing weight are: the first - labor-consuming, devouring resources, not existing in nature - diet; the second anthoriometric myth of losing weight - physical education and sports.

Key words: elective courses in physical culture and sports, sports anthropology, excess weight of human body, metabolism, hormones, classical diets, calories, amount of energy consumed.

Р.Р. Магомедов, проф., д-р пед. наук, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

зав. каф. физической культуры, г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru

И.Н. Моргун, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru

АНТРОПО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АЛИМЕНТАРНЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭЛЕКТИВНЫМИ КУРСАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматриваются физическая активность, элективная физическая культура и спорт, диеты, которые практически не помогают человеку похудеть. Освещается антропологический подход к изучаемой проблеме. Проводится изучение одного из постоянно действующих компонентов соотношения весо-ростовых показателей (ИМТ; англ. Body Mass Index, BMI) - индекс Кетле (кг/м2)), здоровый образ жизни, вредные привычки. Освещаются антропо-ориентированные мифы о похудении: первый - трудозатратный, пожирающий ресурсы, в природе не существующий - диета; второй антропо-ориетированный миф о похудении - занятия физической культурой и спортом.

Ключевые слова: элективные курсы по физической культуре и спорту, спортивная антропология, лишний вес организма человека, метаболизм, гормоны, классические диеты, калории, количество расходуемой энергии.

Ожирение первой степени алиментарное конституционального генеза является семейным заболеванием, которое возникает при ежедневном переедании, нарушении режима дня и приёма пищи и самое главное - при отсутствии двигательной активности и физических нагрузок. В социумах (семьях), где практикуется такой подход к питанию отсутствию стремления к занятиям физическими упражнениями, как правило, все члены страдают той или иной формой ожирения. Парадокс состоит в том, что студенты, будущие педагоги, понимают и рассуждают о физической активности, о том, что она очень полезна для человека и благотворно влияет на наш организм и разум. На элективных курсах по физической культуре и спорту, которые проходят два раза в

неделю, студенты выбирают разные направления:спортивные игры, легкую атлетику, плавание, общефизическую подготовку, фитнес, пилатес, степ, аэробику, аквааэробику, чарлидинг, кросс-фит, фитнес йогу, фитбокс, стретчинг, скалолазание, туризм, альпинизм, занимаются в специальных медицинских группах (СМГ) лечебной физической культуры (ЛФК), преподаватели кафедры физической культуры повторяют как мантру то, что мы слышим в течение многих лет и уст родителей, друзей: искупить грех обжорства можно на беговой дорожке или занятиями физическими (гимнастическими) упражнениями.

Современные отечественные и зарубежные антропологи исследуют эту проблему не один год. Результаты их выводов разно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.