Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная активность / организаторская деятельность / старшие подростки / дополнительное образование / social activity / organizational activities / older teenagers / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Татьяна Петровна, Винокурова Галина Сергеевна

Рассматривается содержание исследовательской работы по воспитанию социальной активности у старших подростков посредством организаторской деятельности. Особое внимание уделено анализу результатов констатирующего эксперимента и описанию этапов формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Татьяна Петровна, Винокурова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UPBRINGING OF SOCIAL ACTIVITY OF OLDER TEENAGERS THROUGH ORGANIZATIONAL ACTIVITIES IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

The paper reveals the content of research work on the upbringing of older teenagerssocial activity through organizational activities. Particular attention is paid to the analysis of the results of initial diagnosis and to the description of formative experiment stages.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗДЕЛ 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

УДК 37.035-053.6

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10234

Гаврилова Татьяна Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

и психологии

Винокурова Галина Сергеевна

магистрант кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 212-72-53, e-mail: pedagog@pspu.ru

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ

ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Tatyana P. Gavrilova

PhD, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology

Galina S. Vinokurova Magister of the Chair of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu.ru

THE UPBRINGING OF SOCIAL ACTIVITY OF OLDER TEENAGERS THROUGH ORGANIZATIONAL ACTIVITIES IN THE INSTITUTION

OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. Рассматривается содержание исследовательской работы по воспитанию социальной активности у старших подростков посредством организаторской деятельности. Особое внимание уделено анализу результатов констатирующего эксперимента и описанию этапов формирующего эксперимента.

Ключевые слова: социальная активность, организаторская деятельность, старшие подростки, дополнительное образование.

© Гаврилова Т.П., Винокурова Г.С., 2019

Abstract. The paper reveals the content of research work on the upbringing of older teenagers' social activity through organizational activities. Particular attention is paid to the analysis of the results of initial diagnosis and to the description of formative experiment stages.

Key words: social activity, organizational activities, older teenagers, additional education.

Динамичное развитие современного мирового сообщества сопровождается обострением кризисных явлений в политической, экономической, экологической и культурной сфере. Будущее мировой цивилизации во многом определяется процессом и результатом проявления индивидуальными и коллективными субъектами социальной активности в осознанной и целенаправленной деятельности по преобразованию себя и окружающей среды. Поэтому в современных изменяющихся социокультурных условиях (глобализации, ускорения развития, информатизации, повышения открытости, усиления разнообразия и др.), задающих высокую степень неопределенности состояния социальной системы, обеспечение проявления человеком социальной активности как самореализации и самоосуществления во благо природного, общественного и личностного развития, достижения его коэволюционности выступает важнейшим аспектом непрерывного образования [1].

Воспитание социальной активности - это неотъемлемая составляющая полноценной жизни человека. В процессе активной социальной деятельности человек развивает в себе коммуникативные умения (умение налаживать контакт, умение договариваться, проявлять выдержку, самообладание), у него формируются представления о том, что для него важно и значимо.

В исследованиях философов (Г.С. Арефьева, Е.А. Ануфриев, В.И. Кремянский, В.С. Швырев и др.) рассмотрены природа, источники, движущие силы, факторы, сущностные характеристики социальной активности, механизмы ее развития; обоснован ряд значимых положений: взаимообусловленности активности человека, его морального, духовного самосовершенствования и общественного развития (Н.А. Бердяев, И. Кант, М.С. Каган, В.А. Лекторский и др.).

В социологии изучена взаимосвязь социальной активности подростков с формами и методами ее регулирования (С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубин, Е.А. Якуба); обоснованы теории, с позиций которых активность рассматривается как ресурс развития личности и общества.

В психологических и педагогических исследованиях раскрыта роль социальной активности в личностном, социальном, профессиональном развитии человека (Л.И. Божович, М.В. Григорьева, Т.Г. Емельянова,

A.И. Крупнов, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Р.М. Шамионов и др.).

Идеи формировaния социaльно aктивной личности шшли отрaжение в трудax П.П. Блонского, A. Дистерверга, Д. Дьюи, Э. Дюркгеймa,

B.В. Зеньковского, ЯА. Коменского, A3. Лунaчaрского, П. Шторта, Ж.-Ж. Руссо, С.Т. Шяцкого, В.Н. Шторм. В ^стоящее время в муке предстaвлен мaтериaл, позволяющий xaрaктеризовaть социaльную aктивность

гак свойство и состояние деятельности (МА. Нугаев), гак меру учaстия личности в социэльном творчестве (Е.A. Aнуфриев), гак готовность к действию (Д.И. Беновски), гак включенность в преобрaзующую деятельность и социальное общение ^.Т. Курaкин), гак внутреннюю необxодимость для социэльного субъектa позитивной деятельности (В.X. Беленький), как проявление сущностных свойств личности в общественной жизни (Н.С. Мaнсуров); гак деятельность, вызв^ющую те или иные сдвиги в мaтериaльныx и дуxовныx условияx жизни обществa и общественные отношений (К.И. Микульский).

Необходимо отметить, что в 2018 г. был утвержден Национальный проект «Образование». Одним из федеральных подпроектов нацпроекта является «Социальная активность», цель которого - создание к 2024 г. условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства). План реализации подпроекта предполагает не только создание волонтерских отрядов, но и воспитание социальной активности у старших подростков в различных сферах деятельности, развитие их инициативности, самостоятельности, ответственности и активной гражданской позиции - качеств, лежащих в основе интегративного образования «социальная активность» [3].

Таким образом, проблема воспитания активности является важной и значимой в современной педагогике. Вместе с тем необходимо отметить, что наиболее благоприятную систему для условий воспитания социальной активности развивающейся личности создает дополнительное образование. Это объясняется тем, что в учреждении дополнительного образования система деятельности задается через образование, не определяемое жесткими стандартами, оно дополняет общее образование, дает возможность для обучения современным социальным практикам, способствует актуализации и развитию культурных традиций, помогает обрести личностные смыслы в наиболее важных общественных ценностях.

В поисках путей решения проблемы по воспитанию социальной активности у старших подростков мы предположили, что наиболее эффективным средством для этого будет вовлечение подростков в организаторскую деятельность. Наш выбор обоснован тем, что именно организаторская деятельность является наиболее благоприятным фактором для воспитания социальной активности у старших подростков, так как в этом возрасте преобладает ориентация на осознанную, продуктивную, субъектную деятельность.

Экспериментальное исследование по воспитанию социальной активности старших подростков посредством организаторской деятельности проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр "Импульс"» Пермского муниципального района. В нем приняли участие старшие подростки в количестве 19 человек. Они были рекомендованы педагогическими коллективами школ района для включения их в состав районного Совета лидеров ученического самоуправления. Необходимо отметить, что старшие подростки-делегаты имели разный опыт организаторской деятельности.

Исследование проходило в 3 этапа и традиционно включало в себя исходную диагностику, формирующий педагогический эксперимент и итоговую диагностику.

На первом этапе экспериментальной работы была определена цель констатирующего этапа исследования: изучить представления подростков о категориях социальной активности, составляющих ее основу (методика «Как я понимаю слово...»); выявить у подростков уровень мотивации успеха и боязнь неудачи (методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), опросник A.A. Реана); определить мотивы участия в делах классного и общешкольного коллектива и мотивы участия в совместной деятельности, обратив при этом особое внимание на такие блоки, как общественно полезная значимость деятельности, личная выгода, интерес к общению, значимость для коллектива, интерес к содержанию деятельности, обязательность как принуждение (методика «Выявление мотивов участия в делах классного и общешкольного коллектива» - модифицированный вариант методики О.В. Лишина). В процессе исходной диагностики нам предстояло также изучить ценностные ориентации участников эксперимента, что давало возможность определить содержательную сторону их личностной направленности (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: все обучающиеся правильно понимают суть категории «самостоятельность». Вместе с тем суть категории «ответственность» понимают верно 2 человека, остальные же дают ответы, близкие к правильному определению, выделяя только личную ответственность, но не принимая во внимание ответственность за другого человека. Один человек имеет искаженное представление о сути данной категории.

Анализ результатов исследования по методике МУН показал, что 15,7 % участников исследования проявляют мотивацию на неудачу, что может быть связано с неуверенностью в себе или негативным опытом деятельности в школе. При дaнном типе мотивaции aктивность старшего подростка связaнa с потребностью избежaть срь^, поривдния, нaкaзaния, неудaчи. Вообще в основе этой мотивaции лежит идея избегания и идея негативные ожидaний. Нчишя дело, человек уже зaрaнее боится возможной неудaчи, думaет о путяx избегания этой гипотетической неудaчи, a не о способax достижения успеxa. 26,3 % имеют неярко выраженный уровень мотивации к успеху, 57,8 % проявляют мотивацию на успех.

Следует отметить, что для девяти респондентов важным является общественно полезная значимость деятельности, для пяти человек - личная выгода, возможность быть лучше других, поиск признания, для трех -обязательность как принуждение, у них же зафиксирована мотивация на неудачу, шесть человек проявляют интерес к содержанию деятельности и для шестнадцати респондентов важно общение, установление социальных контактов и связей.

Анализ показателей жизненных ценностей свидетельствует, что для всех респондентов значима ценность свободы и материально-обеспеченная жизнь,

для половины - развлечение и любовь. Также респонденты выделяют ценность независимости и исполнительности, а двенадцать человек отмечают такую важную ценность для себя, как воспитанность. Низкие показатели зафиксированы по таким ценностям, как ответственность, самоконтроль, творчество, развитие, уверенность в себе и счастье других.

Таким образом, данные исходной диагностики позволяют сделать вывод, что старшие подростки в целом имеют представление о сути понятия «социальная активность» и качествах его составляющих, однако не обладают достаточно сформированной мотивацией к совместной деятельности и к совершению социально активных поступков. Поэтому при разработке программы формирующего эксперимента было необходимо обратить на этот аспект особое внимание.

На основе изученной научно-методической литературы и полученных диагностических данных нами в рамках формирующего эксперимента была спланирована организаторская деятельность членов Совета лидеров, которая имела целью воспитание социальной активности у старших подростков и развитие у них таких качеств, как ответственность, инициативность, самостоятельность, внимательность.

Практическая часть эксперимента заключалась в поэтапной реализации мероприятий экспериментальной программы «На пути к вершине» в течение одного учебного года.

Программа включала в себя вводное занятие (4 часа) и два тематических блока: социальная активность и организаторская деятельность.

Занятия и мероприятия по программе проводились в разных формах: мастер-класс, коллективно-творческое дело, деловая игра, дебаты, образовательная ярмарка, антиконференция, социальная акция.

Особенность нашей программы состояла в том, что все члены Совета, представители разных школ Пермского муниципального района, были не знакомы друг с другом. Поэтому на первом этапе возникла необходимость сформировать временный коллектив Совета.

Формирование коллектива мы начали со знакомства и командообразования участников формирующего эксперимента, так как было важно сплотить старших подростков между собой, сформировать у них потребность работы в команде, обозначить значимость нахождения каждого человека в обществе и раскрыть индивидуальность каждого. Для достижения позитивного результата был использован ряд игр и упражнений: «А я делаю так», «Здорово, что ты такой», «Геометрические фигуры», «По росту становись», «Зеркало», «Слепой и поводырь», «Поменяйтесь местами те, кто...», «Я - дрозд», «Друзья по кругу» [2].

После проведения упражнений на сплочение коллектива на втором этапе была проведена работа по формированию навыков совместной деятельности старших подростков. Это было осуществлено через организацию марафона «Я -организатор», суть которого заключалась в разработке и проведении малыми инициативными группами мероприятий в нескольких школах: сначала простых по содержанию, не требующих длительной подготовки, например, «Нескучная

игротека» для обучающихся начальной школы, затем более сложных мероприятий, требующих определенных знаний, умений и навыков, а также помощи педагога.

После приобретения участниками марафона опыта совместной деятельности и определенных организаторских навыков мы перешли к следующему этапу - организации и проведению комплексной социальной акции, способствующей развитию социальной активности у участников эксперимента.

В качестве примера приведем описание акции «Зарядка с участниками РДШ» (Государственная общественная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»). В первую очередь лидеры осуществляли выбор темы социальной акции. Генерирование идей проходило в форме мозгового штурма. Старшие подростки озвучивали проблемы, которые их волновали на уровне класса, школы или поселения. Они предлагали такие темы, как вредные привычки, мусор на территории школы, отсутствие условий для занятия спортом, высокий процент простудных заболеваний, здоровый образ жизни. По итогам обсуждения общим голосованием была выбрана тема здорового образа жизни (ЗОЖ). Затем члены Совета попытались ответить на вопросы, для чего нужна эта акция, что изменится после проведения этой акции. С помощью таких наводящих вопросов мы совместно со старшими подростками определили цель социальной акции «Зарядка с участниками РДШ»: популяризация здорового образа жизни среди школьников начальных классов.

На следующем этапе старшие подростки разрабатывали содержание социальной акции. В процессе работы в микрогруппах они высказывали свои предложения и записывали их на листе ватмана, после чего их идеи были представлены для обсуждения остальным участникам Совета. В результате был разработан алгоритм проведения социальной акции «Зарядка с участниками РДШ», который включал в себя:

- определение формы проведения социальной акции;

- осуществление подбора музыкального сопровождения;

- разучивание движений флеш-моба с учетом возможностей обучающихся начальных классов;

- получение разрешения у администрации школы на проведение социальной акции;

- определение времени, места и периодичности проведения акции;

- назначение ответственного в школе за информирование об акции из числа своих одноклассников или активистов;

- проведение социальной акции;

- публикация поста в социальной сети «ВКонтакте» о проведении акции;

- организация разучивания флеш-моба с активистами классов для проведения социальной акции «Зарядка с РДШ» два раза в неделю;

- получение обратной связи об удовлетворенности участников социальной акции качеством и о перспективах ее проведения в школах.

Социальная акция «Зарядка с участниками РДШ» была проведена членами Совета в школах своего сектора.

На этапе рефлексии был проведен анализ социальной акции, изучены отзывы участников, подробно рассмотрены этапы организации акции и роли каждого члена Совета в них. Большинство участников проявили инициативность при организации и проведении социальной акции. Они отметили, что сначала им было сложно обратиться к администрации школы, поэтому в первую очередь они рассказали об идее активистам своего класса и классному руководителю, которые их поддержали и помогли выстроить эффективное сотрудничество с администрацией. Практика показала, что у коммуникабельных подростков, участвующих во всех делах класса и школы, не возникло затруднений в организации и проведении общественно полезных мероприятий. Многие участники отметили, что им понравилось организовывать социальные акции, они почувствовали свою значимость и важность вклада в воспитание подрастающего поколения. Трем подросткам оказалось очень сложно заинтересовать своих одноклассников в участии в проведении данной акции, но все же социальную акцию они провели один раз для учеников 1-го и 2-го классов на перемене.

По итогам проведения социальной акции мы отметили, что у большинства участников эксперимента проявились лидерские качества, повысился уровень сформированности их организаторских способностей, сформировалась мотивация к участию общественно полезных делах.

Следует отметить, что для проведения занятий со старшими подростками привлекались специалисты, работающие в детских общественных организациях на базе городских учреждений дополнительного образования: педагоги молодежного творческого объединения «Ровесник», АНО «Юнпресс-Пермь», специалисты МКУ «По молодежной политике и спорту Пермского муниципального района». Участие таких специалистов в реализации программы формирующего эксперимента способствовало повышению уровня мотивации к проявлению социальной активности у старших подростков, проявлению активности в разных сферах школьной жизни.

Завершающим этапом успешного освоения программы явилось трудоустройство старших подростков помощниками вожатых в период летней многопрофильной смены МАОУДО «ДЮЦ "Импульс"» (14 дней). По отзывам руководителей смены, члены Совета успешно справились с работой.

Итоговое диагностическое исследование, проведенное после реализации программы формирующего эксперимента, данные устного опроса классных руководителей, заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования позволили сделать вывод об эффективности работы по экспериментальной программе.

У всех членов Совета лидеров:

- углубились знания в понимании сути категории «социальная активность» и качеств, ее составляющих;

- зафиксированы позитивные изменения во взаимодействии и сотрудничестве как в микрогруппах, так и в целом среди всех членов Совета;

- стали ярче проявляться взаимовыручка, взаимная ответственность в процессе участия в коллективных делах;

- усилилась мотивация к совместной деятельности при проведении общественно значимых дел;

- повысился уровень сформированности навыков организации и проведения как простых, так и комплексных мероприятий;

- в целом повысился уровень социальной активности.

Следует отметить, что по итогам реализации программы «На пути к вершине» два старших подростка стали обладателями знака отличия «Гордость Пермского края» в номинации «Общественная деятельность».

Список литературы

1. Арутюнов Ю.А. Анализ кризисных явлений в развитии общества на основе цивилизационного подхода // Вестник РЭУ. - 2012. - № 4. - С. 28-31.

2. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога: програм.-метод. материалы / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 96 с.

3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 11.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.