Также статистически достоверные изменения установлены при измерении объема грудной клетки при выдохе, так в начале эксперимента этот показать был - 81,4±0,72 см и в конце эксперимента - 89,0±1,24 см (р<0,05).
Экскурсия грудной клетки в начале эксперимента у школьников ЭГ составила 7,4±0,46 см и в конце эксперимента - 7,6±0,31 см при р<0,05.
Статистически значимые изменения наблюдаются и в показателях «объем талии», так в начале эксперимента данный показатель составил - 80,6±0,76 см, в конце эксперимента - 84,6±0,79 см (р<0,05).
Полученные результаты показали, что под воздействием предложенного комплекса упражнений анаэробной направленности произошли достоверно значимые изменений практически всех морфологических показателей.
Масса тела изменений не претерпела, межгрупповых различий не обнаружено: в ЭГ - 65,4±2,45, КГ- 64,2±1,47 (р>0,05).
Результаты измерения объема грудной клетки на вдохе имели межгрупповые статистически значимые различия в ЭГ - 96,6±1,23 см и в КГ - 94,6±1,23 см при достоверности р<0,05. Объем грудной клетки на выдохе также имел межгрупповые различия так в экспериментальной группе данный показатель был -89,0±1,24 см и в контрольной группе - 87,8±1,34 см (р<0,05).
Экскурсия грудной клетки так же имела межгрупповые различия. В конце эксперимента в экспериментальной группе данный показ ель составил - 7,6±0,31 см, в контрольной - 6,8±0,78 см (р<0,05).
Результаты измерения объема талии не выявили статистически значимых различий. В ЭГ данный показатель был - 84,6±0,79 см и в КГ - 84,2±0,95 (р>0,05).
Таким образом, экспериментальным путем установлено, что в группе детей старшего школьного возраста, где применялся разработанный комплекс произошло достоверно значимое изменение морфологических показателей. Полученные доказывают эффективность применения разработанного комплекса упражнений анаэробной направленности с целью повышения уровня физического развития.
Выводы. В процессе исследования было выявлено, что для повышения морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста целесообразно применять в учебном процессе разработанные комплексы упражнений анаэробной направленности.
По результатам межгруппового анализа было выявлено, что разработанные комплексы упражнений является эффективными при формировании морфологических параметров детей старшего школьного возраста. Статистически значимые различия произошли в показателях: объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.
Литература:
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2008. 216 с.
2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М., 2006. 416 с.
3. Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся: Тез. докл. Образование и здоровье, IV Всерос.научно-практич. конф. - Калуга, 1998. - С. 30-31.
4. Бусел Л.А., Циркин В.И. Индексы физического развития детей 3-7 лет как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Соврем. наукоемкие технологии. 2006. № 4. С. 39.
5. Влияние факторов среды на процессы роста и развития у человека / Е.З. Година, Л.В. Задорожная, И.А. Хомякова и др. // Этнос и среда обитания. Т. 2. Сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова / под ред. Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой, А.Н. Ямскова. М., 2009. С. 186-210.
6. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева и др. // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91-94.
7. Головина Н.А., Малафеева С.Н. Здоровьеформирующий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе // Пед. образование в России. 2011. № 5. С. 142-147.
8. Халфина Р.Р., Шаяхметова Э.Ш., Данилов А.В. Физиологические особенности двигательной активности (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 170.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ: ДИАГНОСТИКА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы описана специфика работы педагога-психолога в условиях введения ФГОС; описана значимость мотивационного компонента в структуре готовности к обучению первоклассников, раскрыты группы мотивов и проанализированы задачи, формы организации учебного процесса с первоклассниками в связи с введением ФГОС НОО.
Ключевые слова: мотивационная готовность, мотивация, психолого-педагогическое сопровождение, психологические особенности первоклассников.
Annоtation. In article on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature describes the specifics of the psychologist in the conditions of introduction of fgos; described the significance of motivational
component in the structure of readiness to the training of first-graders, revealed the group's motives and tasks, forms of organization of educational process with first graders in connection with the introduction of education standards.
Keywords: motivational readiness, motivation, psychological and pedagogical support, psychological characteristics of first-graders.
Введение. Школьное обучение - один из серьёзнейших этaпов в жизни ребёнга. В отечественной педaгогике и психологии в последнее время нaблюдaется повышенный интерес к проблеме переходa ребёнга-дошкольнига из детского сaдa в школу (поступления в школу при условии воспитaния в семье) и связанному с этим понятию готовности ребёнга к школьному обучению. Знaчение степени подготовленности («школьной зрелости») сегодня трудно переоценить: всё большую aктуaльность приобретaют идеи системы непрерывного обрaзовaния и воспитaния. Эффективность подготовки детей определяет успешность дaльнейшего рaзвития личности, уровня обучения и профессионального стaновления.
Результаты психолого-педaгогических исследований (Божович Л.И., Люблинсгая А.А., Стожaровa М.Ю.) покaзывaют не только совершенствовaние процессa подготовки ребёнга к школе, но и отмечaют трудности (Божович Л.И.и др.), переживaемые детьми нa этaпе школьного обучения. Детям сложно следовaть новым прaвилaм школьной жизни, ориентировaться в многообрaзии социaльных отношений и связей, спрaвляться с новой ролью учении.
Вaжнaя состaвляющaя готовности к школе - мотивaционнaя готовность, входящaя в психологическую (Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Нижегородцевa Н.В., Шадриков В.Д., Гуткинa И.Н., Стожaрова М.Ю., Судаковa В.Е. и др.) и предполaгaющaя высокий уровень рaзвития следующих мотивов: учебно-познaвaтельный (восходит к познaвaтельной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
Изложение основного материала статьи. Отечественный психолог Н.Ф. Тaлызина отмечает, что в последние годы в психологии нaмечается тенденция по преодолению подходa к изучению мотивов как таких образований, которые лишь сопутствуют определенной деятельности или стоят вне ее. С позиций современных воззрений мотив рассмaтривается гак одно из важнейших структурных образований самой деятельности [6, с. 68].
Божович Л.И. [1], Гуткинa Н.И. [2], Шадриков В.Д. [5] и др. подчеркивaют знaчимoсть именно мотивaционного компонeнтa в структуре готовности к обучению. Мотивaционно готовыми к школьному обучению являются дети, которых школa привлечет не внешней стороной (aтрибуты школьной жизни -портфель, учебники, тетради), a возможностью получения новых знaний, что предполaгает рaзвития у них познaвательных интересов. Будущему школьнику необходимо уметь произвольно упрaвлять своим поведением, познaвательной деятельностью, что стaновится возможным при сформировaнной иерaрхической системе мотивов. Из этого слeдует, что ребенок должeн облaдать рaзвитой yчебнoй мотивaциeй. Мотивaционная готовность тaкже прeдполaгает определенный уровень рaзвития эмоционaльнoй сферы ребенкa. К нaчалy школьного обучения у ребенкa должнa быть достигнутa сpaвнительно хоpошaя эмоциональная устойчивость, нa фoне которой и возможнo рaзвитие и протeкaние учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин подчeркивaет знaчeние мотивов учeния, нa oснове которых позволяют опредeлить последовaтельнoсть в формировaнии позиции школьникa и формируют ere мотивaционнyю готовность к школьному обучению [7].
Гoворя o мотивaционной готовности, Л.И. Божович отмeчaет: «у ребенга к семилетнему возрaсту появляется осознaние своего социaльного «Я», стремление к новому положению в системе доступных ему общественных отношений и к новой общественно-знaчимой деятельности - к позиции ученига» [1, с. 101].
По мнению А.Н. Леонтьевa: «среди рaзнообразных мотивов учения, пожaлуй, глaвное место зaнимает мотив получения высоких отметок, т.к. именно высокие отметки для мaленького учении - источник других поощрений, зaлог его эмоционального блaгополучия, предмет гордости» [3, с. 63].
Н.И. Гуткинa aнализирует мотивы учебной деятельности нa нaчальном этaпе обучения первоклaссников. Среди мотивов учебной деятельности онa выделяет познaвательные мотивы, социaльные и мотивы достижений:
1) «Познaвательные мотивы - тaкие мотивы, которые связaны с содержaтельными или структурными xaрактеристиками сaмой учебной деятельности: стремление получaть знaния; стремление овлaдеть споо^ми сaмостоятельного приобретения знaний».
2) «Социальные мотивы - мoтивы, связaнные с фaктoрами, влияющими нa мотивы учения, нo не связaнные с учебной деятельностью (меняются социaльные yстaновки в обществе, следовaтельно, меняются социaльные мотивы учения): стремление быть ^мотным чeловеком, быть полeзным обществу; стремление получить одобрение стaршиx товaрищей, добиться успехa, престижa; стремление овлaдеть способaми взaимодействия с окружaющими людьми, одноклaссниками».
3) «Мотивaция достижения в нaчальных клaссах нередко стaновится доминирующей. У детей с высокой успевaемостью ярко вырaжается мотивaция достижения успехa - желaние хорошо, верно выполнить зaдание, получить необходимый результaт. Дeти, имеющие вырaженнyю мотивaцию избегания неyдaчи, стaрaются избежaть «двойки» и тех последствий, юэторые влечет зa собой низкaя отмети, - недовольствa учителя, неодобрения родителей (будут ругать, зaпретят гулять, смотреть телевизор и т.д.)» [2, с. 37].
Н.Ф. Талызинa считaет, что в млaдшем школьном возрaсте преоблaдают 3 группы мотивов.
«Ширoкие социaльные мотивы млaдшиx школьникoв выглядят гак мoтивы сaмoсовершенствования (быть культурным, рaзвитым) и сaмooпределения (послe школы прoдолжaть учиться или рaботать, выбрaв профессию). Тэт фaкт, чтo ребенок осoзнaет общeственную знaчимость учения, создaет личностную готовность к шюле и положитeльные ожидaния к ней кaк резyльтaт социaльной yстaновки. Эти мoтивы выстyпaют, кaк понимaемые и связaны с дaлекими, отсроченными цeлями. К ним примыгают мотивы дoлгa и ответственнoсти, которые снaчала нe осознaются дeтьми, но реaльно действуют в форме доброcовестного выполнения зaданий учителя, стремления соответствовать всем его требовaниям. Однaко эти мотивы
присущи далеко не всем детям, что связано с неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой».
«Узколичные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы)».
«Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса» [6, с. 79].
Проблема уровней развития мотивации учения наиболее подробно разработана А.К. Марковой. Она выделяет пять основных уровней учебной мотивации:
«Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки».
«Второй уровень - хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой».
«Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мтивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает».
«Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе».
«Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Частоу подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения» [4, с. 93].
К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Главное содержание мотивации в этом возрасте - «научиться учиться». При этом, без мотивационной готовности, ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, т.к. она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков, следовательно, сформированная мотивация к обучению способствует скорейшей и безболезненной адаптации к школе. В случае несформированности мотивации к обучению у первоклассников наблюдается дезадаптация, которая может проявляться в реакциях активного и пассивного протеста, тревожности, неуверенности в себе, снижении самооценки.
С целью изучения мотивационной готовности первоклассников к школе нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проходило в первых классах на базе школ города Лесосибирска. В исследовании принимали участие 100 младших школьников в возрасте 6-7 лет. Обследование мотивационной готовности первоклассника проводилось в сентябре 2017 г. с использованием методик: «Беседа» (А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург); Исследование мотивации учения (М.Р. Гинзбург); «Мотивационные предпочтения» (Д.В. Солдатов); Экспериментальная беседа (Н.И. Гуткина).
Проанализировав данные по методикам, мы пришли к выводам, что у первоклассников с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению. Так, большинство первоклассников данного класса, имеют высокий уровень мотивационной готовности, у них положительное отношение к пребыванию в школе, выраженный познавательный интерес, данные учащиеся отдают предпочтение коллективным классным занятиям индивидуально-домашней форме обучения, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно, принимают отметку, как форму оценки учебной работы другим видам поощрения - сладости, игрушки, признают авторитет учителя.
Для детей со средней мотивацией к школьному обучению, характерно предпочтение занятий грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, пение, физкультура, труд), содержательное представление о подготовке к школе (освоение некоторых навыков чтения, счета, письма), низкий познавательный интерес, выбор таких видов поощрения, как сладости, игрушки, внешний мотив учения (привлекают красивые школьные предметы и внешний вид школьников), школьно-учебные ориентации в ситуации необязательного посещения школы, игровой мотив обучения в отличие от детей с высокой мотивацией.
У детей с низкой мотивацией к обучению в школе, а таких в классах 15 учеников, недостаточно развиты такие сферы: сфера познания (самостоятельное изучение окружающих предметов и явлений, использование окружающих предметов), что отрицательно сказывается на формировании социального и учебного мотива к обучению в школе; сфера социального мира (соответствие поведения правилам, этическим нормам точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения), что влияет на несформированность принятия детьми школьных форм обучения; сфера быта (навыки помощи по дому, выполнение домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам), в результате чего, формируется, как один из ведущих внешний мотив обучения в школе.
Работа педагога-психолога с первоклассниками с учетом их мотивационной готовности направлена на достижение следующих результатов: формирование положительного отношения к школе и учению у первоклассников; на повышение интереса к школьным урокам; повышение уровня эмоциональной сферы
первоклассников; формирование адекватной самооценки первоклассников; формирование коммуникативных навыков обучающихся на оптимальном уровне; формирование педагогической компетентности по отношению к первоклассникам, испытывающим трудности в обучении и поведении.
Выводы. Таким образом, мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, отношение к школе и учению, внутреннюю позицию школьника,а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из мотивов в той или иной мере присутствует в мотивационной структуре школьника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения школьника. Мотивационная готовность к обучению в школе есть системное качество мотивационной сферы психики, позволяющее ребенку проявить себя полноценным субъектом учебной деятельности в соответствующей ситуации школьного обучения, т.е. с прилежанием и успехом осуществлять учебную деятельность в условиях обычного ее стимулирования.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Лайда, 2008. - 208 с.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - Москва: Дрофа, 2013. - 216 с.
3. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по психологии / А.Н. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2012. - 136 с.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 2010. - 192 с.
5. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 256 с.
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б. Эльконин. -Москва: Интор, 2006. - 456 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студентка 3 курса факультета педагогики и психологии Желонкина Юлия Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студентка 3 курса факультета педагогики и психологии Южакова Ирина Олеговна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье описаны теоретические представления отечественных и зарубежных психологов относительно проблемы смысла и смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций человека. Рассмотрены особенности и виды ценностных ориентаций личности и особенности смысложизненных ориентаций личности. Представлены и описаны результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, смыслы, смысл жизни, жизненные цели, терминальные ценности, инструментальные ценности.
Annоtation. The article describes theoretical concepts of domestic and foreign psychologists concerning the problem of meaning and meaningful orientations, value orientations of a person. Features and types of value orientations of the individual and features of meaningful orientations of personal^ are considered. The results of the study of the students' value and meaningful orientations are presented and described.
Keywords: value orientations, meaningful orientations, meanings, meaning of life, life goals, terminal values, instrumental values.
Введение. Тема изучения ценностных и смысложизненных ориентаций будущих педагогов актуальна в связи с тем, что современное общество и образование предъявляют высокие требования к учителю. Современная эпоха - эпоха информационных технологий, мира без границ. Важно, чтобы рядом с ребенком, со школьником был умный, разбирающийся в современных технологиях учитель, которой сам умеет ориентироваться в обилии информации, понимает плюсы и минусы виртуального пространства, при этом является личностью интересной, целеустремленной, и не лишенной общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, доброты. Актуальность темы заключается и в том, что ценности и смысложизненные ориентации во многом определяют мировоззрение человека, как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения.
Формулировка цели статьи и задач. Целью данной статьи является описание результатов изучения особенностей ценностно-смысловой сферы студентов. Задачи:
• На основе теоретического анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы ценностно-смысловой сферы студентов.