DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
оригинальная статья
Инициация как инструмент развития лидерских качеств социально активных старшеклассников (на примере школы лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец»)
Вероника П. Дзвоник а @
а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ veronika_dzv0nik@mail.ru
Поступила в редакцию 06.12.2019. Принята к печати 27.12.2019.
Аннотация: Рассмотрены возможности использования инициации как средства развития лидерских качеств социально активных старшеклассников. Предметом исследования является процесс развития лидерских качеств социально активных старшеклассников в рамках школы лидеров, организованной на базе Кемеровского государственного университета. Описаны теоретические представления о лидерстве как объекте психолого-педагогического исследования. Определены содержательные характеристики социальной компетенции как основания проявления лидерства. Выявлены особенности развития лидерских качеств социально активных школьников старших классов. Представлена успешная практика смены лидеров Кузбасса «Республика беспокойных сердец», актуализирована проблема необходимости внедрения на площадке российских вузов проектов, направленных на социализацию старшеклассников в специально организованных условиях (на примере школы лидеров Кемеровского государственного университета «Кузбасс беспокойных сердец»), приведены доказательства эффективности проектов-инициаций на примере результатов формирующего эксперимента участников школы лидеров Кемеровского государственного университета. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса развития лидерских качеств социально активных старшеклассников в условиях детско-юношеских организаций; в разработке и апробации системы развития лидерских качеств социально активных старшеклассников. Результаты экспериментальной работы внедрены в практику развития лидерских качеств социально активных старшеклассников в условиях Областной профильной смены актива детско-юношеских организаций «Республика беспокойных сердец», а также могут применяться в рамках иных профильных смен и в деятельности различных детско-юношеских организаций.
Ключевые слова: социальные компетенции, профориентация, социализация, ритуал
Для цитирования: Дзвоник В. П. Инициация как инструмент развития лидерских качеств социально активных старшеклассников (на примере школы лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец») // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 309-315. Б01: Ьйрз:// doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
Введение
Современная российская школа ориентирована на результат, связанный с успешной сдачей ЕГЭ. Между тем важной с точки зрения воспитания подрастающего поколения остается задача по социализации, развитию гибких навыков школьников. Возникает вопрос, связанный с определением лиц, ответственных за обеспечение социализации школьников и создание условий, в которых она должна протекать. Анализ психолого-педагогической литературы, а также опыта практической деятельности позволил показать, что рассмотрение проблемы формирования лидерских качеств у школьников чаще всего носит констатирующий характер. В работах больше внимания уделяют проблеме определения содержательных характеристик лидерства, подчеркивается важность и значимость в условиях современного общества. Лидерские качества характеризуют человека, который успешно прошел социализацию, человека адаптированного и способного самореализовываться в современных условиях.
К. В. Сельченок под лидерством понимает реализацию взаимодействия внутри группы, направленного на достижение общих целей. В ходе этого взаимодействия участники развивают чувство ответственности, инициативность, межличностные отношения, на практике понимают, кому лучше руководить, а кому быть надежным исполнителем, учатся целеполаганию, делегированию, сотрудничеству [1].
Р. Л. Кричевский предлагает рассматривать лидерство как характеристику самой личности и порождаемых ею эффектов. С позиции данного подхода лидер - это человек, обладающий наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера и побуждающий других к выполнению групповой задачи [2].
Л. В. Шалагинова называет лидерством процесс организации и управления группой в социуме, который ориентирован на реализацию групповых целей. Задача лидера - привести группу к поставленной им лично или руководителем
свыше цели. При таком подходе лидером считается человек, выполняющий ведущую роль в рамках постановки задач, контроля над их выполнением и организации деятельности остальных членов группы. Как правило, лидер максимально нацелен на результат, транслирует данную идею другим членам группы, помогает им поверить в ее достижимость, несет ответственность за итоговый результат [3, с. 10].
По мнению И. В. Никулиной, одна из наиболее популярных трактовок лидерства связана с предположением, что лидерство есть один из аспектов процесса ролевой дифференциации в группе, выступающий в качестве функции динамического взаимодействия личных свойств и социальной системы [4, с. 207].
Значимость социальной компетентности личности определяют и выдвигают ее развитие на передний план в образовательном процессе личностные качества. Важно не только присутствие у школьников определенной суммы знаний, умений и навыков, но и наличие опыта работы в коллективе, способность адаптироваться и адекватно реагировать на изменения, происходящие вокруг, комплексный подход к решению проблем, их разносторонний анализ с рассмотрением разных точек зрения. Социальную компетенцию можно рассматривать как способность вступать в коммуникативные отношения с разными людьми [5]. Умение контактировать с другими людьми и выстраивать доброжелательные отношения с ними требует наличия у человека способности к ориентированию в социальной ситуации и возможности управлять ею [6]. Социальная компетенция проявляется во взаимодействии нескольких человек, чье общение направленно на достижение общего результата и требует объединения усилий и выстраивания единого понятийного аппарата. Это важная составляющая социального и психологического развития школьника.
Общение со сверстниками у подростков является преобладающей деятельностью. Переход от детства, в период которого ребенок зависим, к самостоятельному и ответственному возрасту выражает социальную ситуацию развития.
Социальная ситуация развития в младшем и старшем школьном возрасте характеризуется уже достаточно устоявшимся коллективом сверстников, в котором учащиеся пытаются обосноваться и найти свое место. В школе происходит переломный момент, в котором у ребят преобладает общение уже не со взрослыми, т. е. родителями и учителями, а с ровесниками. Влияние сверстников начинает преобладать над влиянием старшего поколения, начинается противодействие влиянию взрослых. Такая особенность характеризует стремление подростков быть более самостоятельными. Поэтому так важно, чтобы общество, в которое школьник переходит из-под влияния родителей и учителей оказывало положительное влияние и ни в коем случае не кривило развитие личности подростка.
В школьном возрасте развитие социальной компетентности включает в себя:
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
• развитие уважения к окружающим людям, как ученикам, так и к педагогам, при этом с учетом интересов, мнений и деятельности посторонних;
• сохранение положительного отношения к окружающим, стремление работать на партнерских условиях и уважать интересы друг друга;
• поддержка подростка в стремлении завоевать авторитет у тех, кто младше;
• содействие в развитии рефлексии для дальнейшего развития самосознания подростка;
• развитие способности аргументировать собственные представления, мнения, уважительно относиться к позициям оппонентов, проявлять толерантность. Значительной части современных подростков присуща низкая социальная компетентность, они не готовы к выполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельный, осознанный выбор, не умеют прогнозировать последствия своих действий и поступков, брать ответственность за свое поведение.
Одним из инструментов социализации старших школьников является использование инициации: учащиеся преодолевают трудности, испытания совместно с группой единомышленников и в результате развивают в себе лидерские качества, получают возможность почувствовать себя успешными. За счет использования инициаций осуществляется психологическое взросление старшеклассников. Подростковый возраст традиционно характеризуют как переломный период, «второе рождение» - рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - самый неустойчивый и изменчивый период [7]. И. С. Кон определяет поведение подростков как коллективно-бытовое, отмечая, что в переходный период происходит переориентация подростка с родителей, педагогов и старших на ровесников, с которыми можно себя сравнить, узнать себя в чем-то другом [8]. Возникает потребность в обнаружении своей особенности за счет самовыражения. Здесь и возможно использовать инициацию, представляющую собой ритуальное посвящение, позволяющее перейти с одного уровня развития на другой. Данное явление зародилось в первобытном обществе. Его суть заключалась в наглядной демонстрации качественного изменения состояния человека. Инициации, ставшие ключевой частью жизни общества, позволяли человеку встать на путь социализации с вытекающими из этого правами и обязанностями. Ритуал включал определенные обряды: символическая потеря прежних качеств (разрушение), наделение новыми признаками (трансформация). Инициации, уйдя в прошлое в физическом плане, в настоящее время обладают ценностью и являются эффективным способом социализации школьников [9].
И. С. Зимина, характеризуя современную молодежь, отмечает, что она задерживается на стадии зависимости от родителей в материальном и психологическом планах, не находя при этом способов перешагнуть из детства во взрослую жизнь. Это происходит по ряду причин: отсутствуют стадии
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
практической адаптации человека на разных жизненных этапах (необходимы не только прописанные в теории требования к поведению на новом этапе, но и реальный спрос за результат), диссонанс в отношениях родителей и детей (сопротивление взрослению ребенка с одной стороны, требования от него поведения и поступков взрослого человека - с другой) [10]. Школьникам транслируется родительский комплекс для самоопределения.
С учетом постоянных перемен, происходящих в обществе, и новых запросов набор ожиданий и требований родителя может разбиться о реалии, к которым, наряду с учащимся, окажется не готов и он сам. Оставаясь в позиции ребенка, старшеклассник медленнее развивается, в поведении проявляет апатию, теряет интерес к деятельности. Специально организованные инициации могут минимизировать давление родительского комплекса, позволят подростку более разборчиво относиться к личной жизни, профессиональной ориентации [11].
Наиболее эффективно процесс трансформации поведения старшеклассников в специально организованных условиях может проходить с использованием предварительного общения с родителями с целью выявления сложившегося комплекса, требований к ребенку, количественных и качественных результатов, ожидаемых от него. Важно помнить, что ребенку при гиперопеке со стороны родителей (забота, финансирование, принятие решений за другого) будет сложно отделиться и начать жить самостоятельно. Дж. Холлис называет жизнь без ритуалов социализации поверхностной, лишенной смысла. Для восполнения пробелов необходимо создание системы инициации школьников и студентов, способной наполнить кризисные для человека моменты смыслом, реальными проектами [12]. Ритуал не только обозначает переход от детской зависимости к самодостаточности взрослого человека, но и обеспечивает преемственность ценностей: чувство гражданского долга, установки и убеждения, - которые связывают человека с его богами, обществом, в котором он живет, и с самим собой. И. С. Зимина выделяет компоненты, из которых складывается система инициирования: символическое отделение от родителя, ритуальная смерть, возрождение, обучение, страдание, возвращение [10]. Инициации позволяют проверить способности, развивать личностные качества, разграничить в сознании школьника важные в его жизни периоды и предоставить инструментарий для адаптации к новым реалиям.
Республика беспокойных сердец
Примером эффективной инициации служит проводимая на территории Кемеровской области смена для социально активных школьников региона «Республика беспокойных сердец» (РБС). На смене идет работа по формированию социально-психологических навыков: коммуникативных, лидерских, командных, публичных. В ее основе лежит идея коллективной творческой деятельности в специально организованных условиях. Школьники в течение 18 дней
живут в загородном оздоровительном лагере «Пламя», наставники и эксперты обучают их коллективному творчеству. В 2019 г. смена отметила 55-летний юбилей. Проект, созданный в СССР, продолжает оставаться актуальным времени и запросам современных школьников. Идеологическую основу смены составляет коммунарская методика И. П. Иванова, возникшая в Ленинграде в конце 1950-х гг. По словам И. П. Иванова, школьник хочет обеспечить себе состояние успеха, но одному прийти к результату сложнее. Ему нужны испытания, экстремальные обстоятельства, в преодолении которых он может вырасти. Детям важно быть частью коллектива, чего-то сильного и устойчивого, они любят играть и выдумывать. Один из ключевых принципов - когда дел много, работа найдется всем. В конце каждого дня участники смены подводят его итоги. Коммунарская методика И. П. Иванова сводится к коллективному созданию радости в специально организованных условиях с последующим совместным обсуждением взаимодействия коллектива. По мнению И. П. Иванова, дети являются людьми действия. Совместное дело, где заранее распределены обязанности, способно объединить ребят разных возрастов. Педагог предложил пересмотреть характер отношений между ребенком и взрослым. Если последний сможет сменить роль строгого надзирателя-опекуна на модератора-наставника, способного направить активность подопечного в нужное русло и выполнить вместе с ним общее дело (придумать, поддержать, осуществить), то это повысит степень доверия подопечного и поможет ему раскрыться. Союз генератора идей, вдохновителя, помощника и ребенка-творца, надежного исполнителя рассматривается И. П. Ивановым как наиболее эффективная модель взаимодействия [13].
РБС проводится ежегодно в августе: в рамках выездного интенсива школьники «прокачивают» лидерские качества для их последующего применения в рамках школы, молодежной организации. Смена выступает для ее участников в качестве инициации, проводимой в специально организованных условиях. В ходе нее на практике реализуются этапы осуществления инициации: символическое отделение от родителя (отъезд из города в лагерь, расположенный за городом), ритуальная смерть (заезд в лагерь, символ закрывшихся ворот, рандомное распределение школьников по отрядам), возрождение (участие в первом коллективном творческом деле), обучение (мастер-классы, образовательная и творческая программа), страдание (предчувствие расставания, рефлексия, подведение итогов смены), возвращение (школьник возвращается в свой город, школу, молодежное объединение, где начинает транслировать полученные знания одноклассникам, членам объединения).
РБС имеет свои особенности, состоявшиеся традиции и законы, имеет свой флаг, песни и даже определенные отряды, каждый со своей историей и легендой. Но тем не менее каждая смена уникальна, т. к. подготавливается с учетом особенностей современной молодежи, с их потребностями и желаниями. Поэтому на начальном этапе организаторы
смены (а их порядка тридцати человек: непосредственно отрядные вожатые - 8 молодых людей и 8 девушек, методический блок - методисты смены, администратор, начальник смены и старший комиссар, а также режиссер-ско-постановочный блок, медиа группа и оформительский блок) составляют некий портрет современного подростка, приходят к осознанию, какую смену для ребят необходимо организовать. На основании этого портрета формулируется цель и задачи смены, определяется концепция, которой будут придерживаться в ходе подготовки и проведения смены.
В рамках исследования нами был снят документальный фильм, посвященный влиянию РБС на развитие лидерских качеств школьников. Его героями стали республиканцы разных периодов существования смены - от 14 до 65 лет. Истории, представленные в фильме, наглядно иллюстрируют эффективность инициации в специально организованных условиях. Герои, прошедшие РБС, сумели внедрить принцип «Любое дело творчески, иначе зачем» в работе аналитического отдела компании 2ГИС, деятельности Министерства иностранных дел РФ, в информационных репортажах на федеральных каналах страны, во время службы в рядах вооруженных сил. Республиканцы стали обладателями креативного мышления, сумевшими внедрить его в сферы деятельности, которые приносят им доход. Опыт смены РБС лег в основу проекта для социально активных старшеклассников г. Кемерово. Нами разработана программа психолого-педагогического воздействия «Кузбасс беспокойных сердец». В мае 2019 г. в Кемеровском государственном университета (КемГУ) стартовала весенне-осенняя школа лидеров для учащихся 10 классов школ г. Кемерово. В рамках школы наставники на практических занятиях развивают лидерские качества участников (коммуникабельность, организаторские способности, стрессоустойчивость, ораторское мастерство, целеустремленность, ответственность). В роли кураторов-наставников выступают студенты первого курса Социально-психологического института КемГУ, обучающиеся на направлении «Организация работы с молодежью», ранее прошедшие смену РБС в качестве участников и помощников комиссаров. Наставники разделяют ценности школьников, дистанция между ними минимальна (еще полгода назад они сами учились в школе), они лучше других понимают, каким образом организовать обучение старшеклассников в школе лидеров, чтобы они могли почувствовать себя успешными.
В рамках проекта можно выделить этапы осуществления социальной инициации: символическое отделение от родителя (поездки на занятия по воскресеньям в университет), ритуальная смерть (распределение по командам, обозначение правил игры в новом проекте), возрождение (знакомство с участниками школы, самопрезентация), обучение (мастер-классы, образовательная программа), страдание (стресс перед защитой командных проектов, выступление перед незнакомой публикой и экспертами), возвращение (школьник возвращается в свою школу, молодежное объединение, где начинает реализовывать проект, разработанный его командой). Победитель школы лидеров,
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
выбранный экспертами по итогам публичной защиты проектов, получает грант на реализацию проекта. Обязательное условие - в проекте должна быть отражена тесная связь города, университета, школы или района, где живут и обучаются члены команды, проходящие обучение в весенне-осенней школе лидеров «Кузбасс беспокойных сердец».
Прохождение подростка через испытания в специально организованных условиях обеспечивает социализацию с получением прав и обязанностей взрослого человека. В условиях занятости и многозадачности родители самостоятельно не способны воспитать полноценного лидера, который уже завтра поведет за собой коллектив, изменит жизнь региона или страны. Ставя перед собой приоритетную цель по обеспечению семьи, взрослые дистанцируются от погружения в воспитание ребенка. На выходе учащийся старшей школы остается ребенком с позицией «мне все должны, я просто хороший, мне все можно». Сегодня родителям необходимы помощники, организации, проекты, специально организованные условия, в рамках которых происходит трансформация подростка, экспресс-инициация, формируются ценности, происходит знакомство с инструментарием социальной работы: подростку обозначаются правила игры, соблюдая которые он может в перспективе стать молодым лидером, тем, кто сегодня необходим стране и региону. Для достижения указанной цели нами предложена и реализована на базе КемГУ программа психолого-педагогического воздействия с целью развития лидерских качеств в рамках весенне-осенней школы лидеров «Кузбасс беспокойных сердец», направленная на развитие коммуникативных и организаторских способностей, интернальности, умений работать в команде, публично презентовать идеи и защищать разработанные проекты. В начале учебного года по районам города из числа школьников-лидеров Российского движения школьников (РДШ) отбираются команды, которые становятся участниками школы лидеров университета. Защитив по итогам обучения собственные проекты, старшеклассники получают возможность весной выступить в роли наставников у нового набора лидеров, перейти на новый уровень развития лидерских качеств.
Методы и материалы
В эксперименте, включающем констатирующий и формирующий этапы, участвовали 50 учащихся 10-х классов школ г. Кемерово в возрасте 16-17 лет: одну группу составили участники весенне-осенней школы лидеров «Кузбасс беспокойных сердец», другую - слушатели профильной летней школы КемГУ (естественнонаучный профиль). Общая выборка (50 человек) была разделена на две группы по 25 человек: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Для подтверждения того, что группы статистически не различаются по баллам методики, было проведено сравнение групп по критерию ^Стьюдента для независимых выборок. По итогам сравнения было подтверждено, что статистически значимых различий между группами нет, по всем показателям р>0,05.
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
Работа со школьниками велась с мая по октябрь 2019 г. В ходе исследования было организовано наблюдение, проведена диагностика коммуникативных умений и организаторских склонностей, диагностика по методике «Уровень субъективного контроля» и методике Роджерса-Даймонда. В качестве метода формирующего эксперимента применялась программа развития лидерских качеств старшеклассников в условиях психолого-педагогического сопровождения, которая была включена в план профориентационных мероприятий КемГУ. Программа организована по принципу лекционных и практических занятий, проводимых каждое второе воскресенье на базе университета. Актуальность данной программы заключается в том, что в современном мире особое внимание уделяется развитию личностных особенностей человека, стремлению к полноценному развитию и раскрытию собственного потенциала и дальнейшему его применению в жизни с учетом собственных интересов, ценностей и потребностей общества. Именно поэтому программа направлена на индивидуальное развитие каждого участника с возможностью определения для него приоритетных направлений развития личности, которые отражают его индивидуальные особенности, интересы, ценности
и потребности. В начале учебного года по районам города из числа школьников-лидеров движения РДШ отбираются команды, которые становятся участниками школы лидеров университета. Защитив по итогам обучения собственные проекты, старшеклассники получают возможность весной выступить в роли наставников у нового набора лидеров, перейти на новый уровень развития лидерских качеств.
С целью обеспечения достоверности результатов использовались математико-статистические методы: описательные статистики, ^критерий Стъюдента для зависимых и независимых выборок.
Результаты
У старшеклассников, прошедших обучение в школе лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец», по итогам формирующего эксперимента произошли статистически значимые изменения по следующим показателям: коммуникативные, организаторские способности, интернальность (общая), интернальность достижений, интернальность семейных отношений, интернальность в отношении собственных неудач, принятие себя, принятие других (табл.).
Параметр лидерских качеств Среднее значение t-критерий p
КГ ЭГ
Коммуникативные способности 2,37±8,883 2,97±0,126 -2,901 0,004**
Организаторские способности 0,946±1,27 1,376±0,116 -2,760 0,031*
Интернальность (общая) 6,76±1,589 7,56±1,083 -2,080 0,044*
Интернальность достижений 7,8±1,443 8,76±0,779 -2,927 0,006**
Интернальность в семье 6,08±1,801 7±1,291 -2,076 0,044*
Интернальность в учебе 5,44±1,158 6,04±1,207 -1,794 0,079
Интернальность межличностных отношений 7,24±1,393 7,44±1,158 -0,552 0,583
Интернальность здоровья 6,28±1,339 6,8±1,683 -1,209 0,233
Интернальность неудач 5,68±1,909 7,04±1,428 -2,852 0,007**
Адаптивность 136,4±26,721 147,92±19,296 -1,748 0,088
Дезадаптивность 85,76±33,301 66,84±27,697 2,184 0,034*
Принятие себя 42,28±11,957 50,48±7,633 -2,890 0,006**
Непринятие себя 16,2±9,925 12,6±7,377 1,456 0,153
Принятие других 24,64±6,794 28,28±4,159 -2,285 0,028*
Неприятие других 18,08±6,892 12,76±8,589 2,416 0,020*
Эмоциональный комфорт 24,36±7,783 26,92±4,49 -1,425 0,162
Эмоциональный дискомфорт 18,6±9,857 12,76±7,546 2,352 0,023*
Внутренний контроль 58,24±9,324 56,76±9,18 0,566 0,574
Внешний контроль 24,92±20,522 17,96±9,131 1,549 0,131
Доминирование 9,04±3,984 10,52±3,653 -1,369 0,177
Ведомость 17,96±5,616 16,72±4,878 0,833 0,409
Эскапизм 14±4,472 13,88±6,399 0,077 0,939
Прим.: * - существуют различия между группами на уровне р<0,05; ** - на уровне р<0,01.
Табл. Средние значения параметров лидерских качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе эксперимента
Tab. Mean values of parameters of leadership qualities in control and experimental groups at the final stage of experiment
Вместе с тем статистически значимые изменения отмечены и в КГ, в которую вошли участники летней школы КемГУ (естественнонаучный профиль). В частности, возросла дезадаптивность старшеклассников, их неприятие других людей, эмоциональный дискомфорт. Полученные данные свидетельствуют, что развитие лидерских качеств осуществляется в специально-организованных условиях. Старшеклассник, участвующий в проекте по собственной инициативе, реализует себя, получает личный опыт, учится действовать в сложных и конфликтных ситуациях, находить общий язык со сверстниками, получать новые знания и накапливать умения. Тем самым у школьника в процессе работы в объединении формируются социальные компетенции, выступающие базовыми основаниями развития лидерских качеств.
Заключение
Лидерские качества личности социально активных старшеклассников определяются набором вариативных и инвариантных параметров. Инвариантными выступают такие параметры лидерских качеств, как коммуникативные и организаторские способности, интернальный локус контроля.
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
Вариативными параметрами являются адаптивность, принятие других, самопринятие, доминирование.
Развитие лидерских качеств социально активных старшеклассников в специально организованных условиях осуществляется с помощью проведения лекций наставников, экспертов, приглашенных гостей, группового решения кейсов, командного проектирования. Нами предложена система психолого-педагогического сопровождения социально активных старшеклассников в рамках школы лидеров «Кузбасс беспокойных сердец» КемГУ. Сведения, полученные в рамках исследования, могут быть использованы в дальнейшем для организации подобных проектов при университетах субъектов РФ. Разработка программ развития содержательных характеристик лидерских качеств требует апробации в реальных условиях, учитывая возрастно-психологические и индивидуально-личностные особенности сопровождаемых.
Рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия на федеральном уровне с целью проведения аналога проекта «Лидеры России» для социально активных школьников, что позволит обеспечить системное сопровождение старшеклассников с целью их социализации, взросления и достижения состояния успеха.
Литература
1. Психология лидерства / сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. 368 с.
2. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. М.: Статут, 2007. 541 с.
3. Шалагинова Л. В. Психология лидерства. СПб.: Речь, 2007. 458 с.
4. Никулина И. В. Формирование лидерских качеств у студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4. С. 206-211.
5. Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2004. 271 с.
6. Трейси Б., Шеелен Ф. М. Личность лидера. Мн.: Попурри, 2002. 288 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 4. 541 с.
8. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
9. Хухлаева О. В. Психология подростка. М.: Академия, 2004. 160 с.
10. Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75-82.
11. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: МПСУ 2005. 275 с.
12. Холлис Дж. Под тенью Сатурна. Мужские психологические травмы и их исцеление. М.: Когито-центр, 2009. 210 с.
13. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
Initiation as a Tool for the Development of Leadership Qualities of Socially Active High School Students: the case of the School of Leaders "The Restless Hearts of Kuzbass" (Kemerovo State University)
Veronika P. Dzvonik a @
a Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ veronika_dzv0nik@mail.ru
Received 06.12.2019. Accepted 27.12.2019.
Abstract: The article considers initiation as a means of developing leadership qualities of socially active high school students. The research featured the development of leadership skills in socially active high school students in the School of Leaders organized by Kemerovo State University. The paper reviews theoretical ideas about leadership as an object of psychological and pedagogical research. The author determined the content characteristics of social competence as the basis of leadership manifestation and described the features of the development of leadership qualities in socially active high school students. The article describes various socialization projects implemented in Russian universities and considers the phenomenon of initiation employed in "The Republic of Restless Hearts". The initiation project is based on a forming experiment and proved effective in the local School of Leaders. The research results can help to improve the process of leadership development of socially active high school students in various youth organizations. The results were implemented in practice to develop leadership skills of socially active high school students during the Regional Professional Camp of youth organizations "The Republic of Restless Hearts" and can be of practical use to other youth organizations.
Keywords: social competence, career guidance, socialization, ritual
For citation: Dzvonik V. P. Initiation as a Tool for the Development of Leadership Qualities of Socially Active High School Students: the case of the School of Leaders "The Restless Hearts of Kuzbass" (Kemerovo State University). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(4): 309-315. (In Russ.) DOI: https:// doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
References
1. Psychology of leadership, comp. Selchenok K. V. Minsk: Kharvest, 2004, 368. (In Russ.)
2. Krichevskii R. L. Psychology of leadership. Moscow: Statut, 2007, 541. (In Russ.)
3. Shalaginova L. V. Psychology of leadership. St. Petersburg: Rech, 2007, 458. (In Russ.)
4. Nikulina I. V. Formation of leadership qualities in students. Samarskii nauchnyi vestnik, 2016, (4): 206-211. (In Russ.)
5. Friedman M., Trego B. The art and science of leadership strategy. A new approach to corporate governance. Moscow: GRAND: Fair Press, 2004, 271. (In Russ.)
6. Tracy B., Sheelen F. M. Personality of the leader. Minsk: Popurri, 2002, 288. (In Russ.)
7. Vygotsky L. S. Collected works. Moscow: Pedagogika, 1983, vol. 4, 541. (In Russ.)
8. Kon I. S. Psychology of a high school student. Moscow: Prosveshchenie, 1982, 207. (In Russ.)
9. Khukhlaeva O. V. Psychology of a teenager. Moscow: Akademiia, 2004, 160. (In Russ.)
10. Zimina I. S. Modern variant of initiatiay during old age teenagers. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2010, (2): 75-82. (In Russ.)
11. Chernyshev A. S., Lunev Yu. A., Lobkov Yu. L., Sarychev S. V. Psychological school of youth leaders. Moscow: MPSU, 2005, 275. (In Russ.)
12. Hollis J. Under Saturn's shadow. The wounding and healing of men. Moscow: Kogito-tsenter, 2009, 210. (In Russ.)
13. Ivanov I. P. Encyclopedia of collective creative affairs. Moscow: Pedagogika, 1989, 206. (In Russ.)