Научная статья на тему 'Развитие лидерских качеств участников смоленских областных Сборов творческой молодежи'

Развитие лидерских качеств участников смоленских областных Сборов творческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД "КРЫЛАТЫЙ" / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFILE CAMP / PEDAGOGICAL GROUP "KRYLATY" / LEADERSHIP / LEADER ABILITIES / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котельников А.В.

В статье рассматривается опыт развития лидерских качеств участников профильной смены педагогическим отрядом «Крылатый». Описаны принципы работы школы «Лидер» и творческих мастерских. Описывается программа профильной смены, которая нацелена на формирование активной гражданской позиции, развитие ораторских, организаторских и лидерских способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS OF PARTICIPANTS SMOLENSK REGIONAL FEES CREATIVE YOUTH

The article deals with the experience of leadership development participants profile change pedagogical group «Krylatyi». The principles of work of the school «Leadership» and creative workshops. Describes the program, which aims at active citizenship, develop public speaking, organizational and leadership skills.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских качеств участников смоленских областных Сборов творческой молодежи»

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ СМОЛЕНСКИХ ОБЛАСТНЫХ СБОРОВ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.В. Котельников, магистрант Смоленский государственный университет (Россия, г. Смоленск)

Аннотация. В статье рассматривается опыт развития лидерских качеств участников профильной смены педагогическим отрядом «Крылатый». Описаны принципы работы школы «Лидер» и творческих мастерских. Описывается программа профильной смены, которая нацелена на формирование активной гражданской позиции, развитие ораторских, организаторских и лидерских способностей.

Ключевые слова: профильная смена, педагогический отряд «Крылатый», лидерство, лидерские способности, социальная компетенция.

Согласно распоряжению правительства РФ от 29.11.2014 года № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» приоритетными в работе с молодежью определены следующие направления:

- создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям;

- создание базовых условий для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности [2].

Мы видим, что важным условием успешной реализации молодежной политики РФ является формирование у молодежи социальных компетенций.

Развитие лидерских качеств - важная задача в процессе развития и социализации молодого человека, формирования социальных компетенций.

Зарубежные ученые проявляли интерес к проблеме детского лидерства на протяжении всего XX века. В отечественной психологии и педагогике повышенный интерес к данной проблематике проявляется в 20-30-е годы XX века (А.С. Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин и др.). Затем

наблюдается снижение исследований вплоть до конца 60-х - начала 70-х годов. Сейчас вновь наблюдается всплеск исследований детского лидерства. Это связано с изменениями в обществе, которому нужны молодые люди, любящие свою Родину, имеющие четкую гражданскую позицию и готовые к дальнейшей лидерской деятельности. Но пока не удается в полной мере решить проблему эффективного развития детского лидерства и его педагогического сопровождения.

Вместе с тем остро встает проблема программ обучения лидеров в современном мире. Педагогические концепции, которые успешно работали в индустриальном обществе ХХ века, теряют свою эффективность в информационном обществе XXI века. Все это порождает необходимость поиска и разработки новых механизмов воспитания лидеров, которые будут удовлетворять современным социокультурным потребностям общества [1].

Уникальной площадкой для развития лидерских качеств и успешного педагогического сопровождения лидерства являются Смоленские областные Сборы творческой молодежи «Сокол». За 27 лет работы педагогического отряда «Крылатый» по организации и проведению Сборов сложилась система, способствующая развитию лидерского и творческого потенциала старшеклассников в целях их успешной социализации.

Так, на Сборах работает школа «Лидер», которую посещают все участники. В

рамках программы школы ребята в игровой, тренинговой формах учатся грамотно оценивать сложные ситуации и находить из них выход, познают ценности дружбы и взаимопомощи. Обсуждают с ведущими школы различные проблемы, связанные не только с жизнью в лагере, но и волнующие участников в повседневной жизни их семьи, класса, школы, общественной организации.

Помимо школы «Лидер» ребята посещают творческие мастерские. Мастерские предоставляются на выбор каждому участнику. Традиционно на Сборах работают мастерские «Психология личности», «Хореографическое искусство», «Дизайн», КВН и «Театральное искусство». Также каждый год открываются и новые мастерские. Так, в 2015 году на Сборах работали мастерские «Молодежные проекты» и «Public relations (PR)», а в 2016 году была добавлена мастерская «Коммуникации лидера». Ведущими творческих мастерских становятся преподаватели Смоленского государственного университета, профессиональные психологи, руководители ведущих творческих коллективов г. Смоленска

На Сборах молодые люди принимают активное участие в организации и проведении общелагерных мероприятий, что способствует реализации лидерского и творческого потенциала участников. Уникальная атмосфера детского государства Новая Атлантида формирует у детей доброе отношение друг к другу, желание творить и создавать что-то новое.

Ряд мероприятий, ставших уже традиционными и составляющими «скелет» сборов (Торжественное открытие Сборов; спортивно-развлекательная игра «А кому сейчас легко?!»; выборы Верховного Архонта; спортивные игры «Соколиада»; экономическая игра «Славянский базар»; игра на местности «Священные камни друидов»; торжественное закрытие Сборов) позволяют каждому участнику в полной мере раскрыть свой лидерский и творческий потенциал.

Поскольку в этих мероприятиях необходимо постоянно переключаться от одно-

го вида деятельности на другой, то во время подготовки и проведения мероприятия мы постоянно наблюдаем ситуативное лидерство. Казалось бы, совершенно скромный участник никогда не проявлял лидерских способностей, но он отлично ориентируется на местности, а, значит, в игре «Священные камни друидов» он возьмет лидерство на себя и будет вести свою команду к победе.

Важной составляющей программы Сборов являются выборы Верховного Архонта (Главы детской республики). Избирательная кампания на Сборах строится по аналогу предвыборной кампании российских партий. Каждая созданная на профильной смене партия выдвигает своего лидера. Разрабатывается предвыборная кампания. Таким образом, выборы задействуют всех участников, приобщая их через игровую форму деятельности к реально существующей избирательной кампании. Ведь через несколько лет молодые люди будут участвовать в настоящих выборах. Таким образом, у участников вырабатывается активная гражданская позиция, развиваются ораторские, организаторские, лидерские способности.

Подтверждением успешного развития лидерских качеств и социальных компетенций могут служить хроники дежурных стратегов, заполняемые на Сборах каждый день (стиль изложения и орфография сохранены полностью - А.К.).

«Открытие прошло на ура и настало время выбора верховного Архонта. Но это было вечером. А с утра у профиля была школа лидера, где мы назвали более 20 лидерских качеств. Было круто дискутировать на эту тему. Далее начались мастерские, всем все понравилось. Представление потенциальных архонтов было веселым, и, я думаю, все сразу определились за кого надо голосовать. День классный и насыщенный. Надеюсь, мы сдружимся еще сильнее». (Пермикина Настюша, дежурный стратег 4 б филы).

«Небо просветлело, а «Школа лидеров» набирает обороты. Сегодня мы коснулись темы ораторского искусства, а учителем у нас был сам Николай Петрович. Он прочел

короткую и интересную лекцию, да и мы сами немного попрактиковались в выступлениях на публике. Конечно, главное событие дня - выборы. Дебаты были хорошо организованы, а наш кандидат, Дима Тур-чинов, показал ум, креативность и энергию». (Комаров Илья, 2а фила)

«АКСЛ - это лучшее, что может помочь команде в познании сильных и слабых сторон, в умении держаться вместе. Любой команде это пригодится в течение ВСЕЙ смены.

2А фила показала себя вполне достойно, мне нравится работать с этими людь-

ми, всего в меру, есть и нестыковки, конечно, но идеал куется из качеств каждого и на топливе в виде ошибок». (Егор Ко-реньков, 2а фила).

Таким образом, опыт педагогического отряда «Крылатый» может быть востребован при подготовке профильных смен, в работе детских и молодежных общественных организаций по развитию лидерских качеств старшеклассников, а программы Сборов, школы «Лидер», творческих мастерских позволяют подготовить их к взрослой жизни в XXI веке со всеми его сложностями и инновациями.

Библиографический список

1. Котельников А.В. Чем обусловлена необходимость развития лидерских качеств старшеклассников? // Zbiôr artykulôw naukowych. Konferencji Miedzynarodowej Naukowo-Praktycznej "Pedagogika. Naukowe Wyszukaj" (30.10.2015 - 31.10.2015) - Warszawa: Wydawca: Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2015. - 65 str. ISBN: 978-83-64652-70-7 (t.2). -С.5-9

2. Распоряжение правительства РФ от 29.11.2014 года № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 14.09.2016)

3. Сборы творческой молодежи «Равнение на Победу»: учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь организаторов и участников профильного лагеря / под ред. Н.П. Сен-ченкова. - Смоленск, 2015. - 96 с.

THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS OF PARTICIPANTS SMOLENSK REGIONAL FEES CREATIVE YOUTH

A.V. Kotelnikov, graduate student Smolensk state university (Russia, Smolensk)

Abstract. The article deals with the experience of leadership development participants profile change pedagogical group «Krylatyi». The principles of work of the school «Leadership» and creative workshops. Describes the program, which aims at active citizenship, develop public speaking, organizational and leadership skills.

Keywords: profile camp, pedagogical group «Krylaty», leadership, leader abilities, social competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.