Научная статья на тему 'Гуманизация педагогического процесса профильного лагеря старшеклассников средствами духовно-нравственной культуры'

Гуманизация педагогического процесса профильного лагеря старшеклассников средствами духовно-нравственной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / HUMANIZATION / SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Е. В.

Автор показывает, что полноценное взаимодействие старшего школьника с миром искусства возможно при динамическом соотношении широкого культурно-мировоззренческого фона, духовной активности индивида и высокой самоорганизации творческого «Я». Этому посвящены профильные лагеря старшеклассников в Смоленске. Программа «Лидер» реализуется в рамках сборов по духовно-нравственному развитию подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

humanization of pedagogical process by means of spiritual and moral education in a profile camp for senior pupils

close interaction of the senior-grade student with the world of art is possible when a deep cultural background is created for spiritual activity of the individual and his self-organizing resourceful "ego". That is the aim of the profile camp for senior-grade pupils in Smolensk. The "Leader" program is carried out there as a component of spiritual education of teenagers.

Текст научной работы на тему «Гуманизация педагогического процесса профильного лагеря старшеклассников средствами духовно-нравственной культуры»

О, Карасай! Поддержи покровитель род, В сражении на айтысе достичь побед.

Я, Жамбыл, любимец народа,

Своим дарованием ублажаю слух.

За справедливость готов сражаться, Простолюдину поднимаю дух.

УДК 374.04

Е. В. Седова

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Полноценное взаимодействие старшего школьника с миром искусства возможно лишь при условии разносторонней и гармоничной развитости его личности, предполагающей динамические соотношения широкого культурно-мировоззренческого фона, духовно-психологической активности индивида и высокой самоорганизации творческого «Я». Г армоничность мира художественных ценностей необходимо предполагает гармоничность человека, с ним соприкасающегося [2, 56]. Именно поэтому целью проведения Смоленских областных сборов творческой молодежи (профильного лагеря старшеклассников) является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, носителя общечеловеческих, национальных и духовно-нравственных ценностей.

В данном случае под духовно-нравственными ценностями нами понимается общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры и нормы морали, личностно значимые и регулирующие поведение личности, запечатленные в нравственном облике человека, в культурных образцах жизни, в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и способах педагогической деятельности и поведения [3, с. 8].

Ссылаясь на работы психолога А. Адлера, отметим, что человек строит свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладает благодаря наследственности и влиянию окружающей среды. Но именно от человека зависит, как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что и создает основу его стиля жизни. А это значит, что человек способен сознательно влиять на формирование собственной личности [7, с. 449].

В ходе педагогического процесса на сборах происходит взаимодействие

воспитателей (комиссаров) и воспитуемых (участников сборов) в определенных социальных и природных условиях. При этом сами по себе сборы являются образовательно-развивающей средой. Воспитание осуществляется через привлечение участников к активной деятельности во всех блоках программы: в ролевой игре «Мы выбираем, нас выбирают», в школе «Лидер», в работе творческих мастерских, в конкурсных общелагерных мероприятиях («Зеленое яблоко», «Нововидение», «КВН» и другие), в театральном фестивале «Крабор», в спортивно-развлекательных мероприятиях («А кому сейчас легко?», «Соколиада», «Священные камни Друидов»).

Программа «Лидер» является одним из способов духовно-нравственного воспитания, реализуемым в рамках сборов. В основе программы -двухсторонний характер воспитательного взаимодействия через совместную работу ведущего и участников программы, гарантирующую право каждого на свободный выбор, на равенство позиций и свободного убеждения, на перспективы и ценностные ориентации.

Занятия по данной программе проводятся как с участниками сборов, так и с комиссарами педагогического отряда. Основной формой проведения занятий является тренинг в малых группах (10-15 человек). Именно в таких условиях удается успешно организовать совместную деятельность, регулировать отношения сотрудничества, учесть индивидуальные особенности через реализацию условий для удовлетворения естественного стремления участника сборов к общению, сотрудничеству, взаимной помощи, совместному обсуждению проблем, активному обмену мнениями.

Работа проходит именно в группах, так как группа оказывает существенное влияние на человека, на его психику. Несмотря на то, что часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные качества. В ходе работы сборов мы отмечаем следующее положительное влияние группы на формирование и развитие личности участника профильной смены:

1. В группе индивид встречается с людьми, являющимися для него определенным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группе, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять положительное в своей личности.

Здесь мы видим влияние не только группы на личность, но и личности на

группу, что говорит о двухстороннем характере работы по этой системе.

Постоянное общение подростка с более развитыми, чем он, личностями, обладающими ценностными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Это связано с тем, что на формирование личности подростка особое влияние оказывает личность ведущего-тренера. Участники группы должны быть уверены в нравственных позициях своего тренера, его умении принимать решения в экстренных ситуациях, так как они хотят видеть в нем духовный ориентир, к которому нужно стремиться. В данном случае носителями духовного идеала выступают комиссары.

К подбору ведущих-тренеров на сборах творческой молодежи мы относимся очень серьезно. Как правило, ведущий - это в прошлом активный участник сборов, прошедший сам лидерскую школу. Это подтверждается результатами упражнения под названием «Идеальный лидер».

Участникам группы предлагается нарисовать идеального лидера, таким, каким они его представляют. Из восьми групп, работавших в школе «Лидер» в 2007 году, шесть увидели идеальных лидеров в своих ведущих. При заключительных занятиях участники всех групп высоко оценили работу своих ведущих.

Во время занятий ребята получают информацию, которую могут реализовать не только в условиях профильной смены сборов творческой молодежи, но и в своих учебных заведениях, а в дальнейшем и в жизни.

В этом году школа «Лидер» имела некоторые особенности. Всего работало 7 групп. Ведущие групп отбирались нами из числа комиссаров педотря-да, неоднократно проходивших школу «Лидер». Так же ведущими были назначены так называемые «старики» (ребята, которые являются участниками сборов не первый год). Каждый день с ведущими проводились две минипланерки; одна из них - установочная, на которой ведущие получали материалы и инструкции по проведению занятия с группой, другая - итоговая, на которой происходил обмен впечатлениями от работы и ее анализ.

Во время сборов ведущими было проведено 8 занятий: из них 6 теорети-ко - практических и 2 игровых (от 45 минут до 1,5 часов в зависимости от изучаемого материала).

Каждое занятие проходило по определенной схеме: обозначение своего настроения каждым участником группы через сравнение его с каким-либо предметом (постройка, игрушка, одежда и т. д.), блок теоретического материала, упражнения на его закрепление, игры для разрядки, анкета обратной связи. Заканчивалось занятие опять же обозначением своего настроения через сравнение.

Результатом стали новые знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которые наиболее адекватны данному возрасту и психофизиологическим показателям.

Реализовывая программу «Лидер», мы не забывали о формировании и развитии духовных ценностей каждого участника профильной смены. По нашему мнению, в духовном состоянии - секрет творчества. Как отмечает В. Д. Шадриков: «Духовное состояние воздействует на интеллект, то есть способность судить, размышлять и отвлекаться, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, в искусстве - творчеством и вкусом...» [6, с. 249].

Исходя из того, что важной составляющей духовно-нравственной культуры подростка является познание человеком самого себя, мы посчитали необходимым в программу «Лидер» включить блок по развитию внутренней самодисциплины, самосовершенствования, саморегуляции. Это необходимо, так как, не познав самого себя, человек (в нашем случае подросток, старшеклассник) не узнает другого человека. Соответственно, не научившись понимать себя, высказывать свои мысли, нельзя понять другого, что приводит к эмоциональной «сухости».

Одним из способов формирования определенных нравственных качеств является упражнение «Центрирование», целью которого является развитие способности к самовосприятию.

Понятие «центрирование» нами используется для того, чтобы показать, что участник сборов находится в контакте с самим собой и с другими людьми. Быть «центрированным» - значит контролировать себя, чувствовать, что другие люди не манипулируют тобой, и что их присутствие не приносит особенного дискомфорта.

Для выполнения данного упражнения все участники разбиваются на пары

и, находясь напротив друг друга, закрывают глаза. Затем их просят постараться прислушаться к самим себе, несколько раз глубоко вздохнуть и постараться найти свой внутренний центр. Как только участники начнут чувствовать себя более «центрированными», они могут начинать открывать глаза и встречаться взглядом с партнером. Если кто-то из участников ощущает дискомфорт или ему кажется, что другой человек не дает ему возможности быть «центрированным», он должен снова закрыть глаза и еще раз вернуться к своим ощущениям. Упражнение продолжается до тех пор, пока оба партнера в каждой из пар не начнут чувствовать себя в достаточной степени комфортно, просто сидя напротив друг друга [5, с. 13].

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта: во-первых, процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение).

При анализе упражнения мы отметили, что у некоторых участников оно вызвало трудность. Они не могли «центрироваться сразу» или им казалось, что напротив сидящий человек не дает ему возможности быть «центриро-

ванным». После выполнения упражнения ребята говорили, что «для того, чтобы воспринять другого, нужно в первую очередь разобраться в себе.» (Юля С., 3 «а» фила, 2007 г.). «Во время упражнения я поняла, что именно от меня зависит, насколько быстро я могу установить контакт с человеком.» (Аня С., 2 «б» фила, 2007 г.).

Выполнение всеми участниками данного упражнения и рефлексия, полученная нами после проведения упражнения, говорят о том, что способность к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на преодоление стеснения открыто выражать свои эмоции, приобрела положительную тенденцию.

Таким образом, программа «Лидер», проводимая нами во время профильных сборов творческой молодежи Смоленской области, положительно влияет на формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности старшего подростка. Следовательно, во время занятий у старшеклассников формируется гуманистический опыт.

Одним из основных путей формирования духовно-нравственных ценностей мы считаем развитие творчества. На наш взгляд, творчество влияет на духовную организацию личности, определяет ее систему ценностей. Именно через театр, музей, другие учреждения культуры возможно формировать духовно-нравственные и художественно-эстетические ценности, если с ранних лет, со «школьной скамьи» приобщать ребенка к миру искусства.

В связи с этим одним из основных блоков программы сборов нами рассматривается театральный фестиваль. В основе работы данного блока лежит совместная работа участников сборов и комиссаров по созданию своеобразной формы духовного самовыражения и духовного обогащения участников сборов через погружение в творческую деятельность, которая выражается в коллективной разработке и написании сценариев небольших театральных постановок и спектаклей, в подготовке музыкального оформления, костюмов, реквизита, декораций, в постановке спектаклей.

Мы исходим из того, что во время работы театрального фестиваля в условиях сборов происходит воздействие искусства на личность в виде целостного системного акта, в котором взаимодействуют такие его составляющие как воздействующий стимул (в данном случае - спектакль), художественное сознание личности, опосредующее это воздействие (психологические механизмы воздействия), и эффект «последствия» спектакля на личностную организацию человека [2, с. 8].

Воспитывающий эффект театрального фестиваля многозначен: он проявляется в подготовке и проведении самого фестиваля, в подготовке и показе конкурсных спектаклей, их просмотре, в обсуждении и оценивании фестиваля.

На сборах творческой молодежи театральный фестиваль «Крабор-2007» проходил в течение двух дней. За это время было представлено три спектакля: каждый профиль работал над своей, заранее до Сборов оговоренной те-

мой: «Дочь» (2-й профиль), «Сын» (3-й профиль) и «Нечто» (1-й профиль), педагогический отряд готовил постановку эпилога и пролога в целом фестиваля.

В специфических условиях профильного лагеря, заключающихся в «сжатости» времени и пространства, участники сборов при работе над темой вступают в теснейшее творческое взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходит развитие таких духовно-нравственных качеств личности как взаимопонимание, взаимопомощь, сила воли в качестве средства достижения нравственных целей, целеустремленность, сдержанность, самостоятельность.

Во время проведения фестиваля все участники сборов вовлечены в единый духовный процесс. Каждый участник выступает сразу, как минимум, в двух ролях: участника спектакля (актера, помощника режиссера, оформителя и так далее) и зрителя, что позволяет «включать» определенные механизмы психологического воздействия искусства на личность.

Первый механизм воздействия опосредуется психологическим механизмом эмпатии и основан на сопереживании и соучастии в «жизненной коллизии» художественного произведения, то есть на «эффекте присутствия». Эмпатия рассматривается как один из важнейших психологических механизмов воздействия искусства на личность. Если сопереживание отсутствует, то воздействие искусства может не состояться [2, с. 156].

Во время проведения театрального фестиваля данный механизм воздействия реализуется участниками сборов при подготовке спектаклей, игре на сцене и просмотре постановок.

Второй механизм определяется психологизмом отстранения и основан на созерцании совершенства художественной формы произведения искусства, то есть на «эффекте отчуждения». В данном контексте речь идет о просмотре конкурсных спектаклей, об открытии и закрытии «Крабора». Исходя из многолетнего опыта организации и проведения театрального фестиваля мы убедились в следующем: если созерцание отсутствует, воздействие искусства может оказаться неполноценным, лишенным художественной специфики. Именно поэтому мы рекомендуем участникам сборов посещать все конкурсные спектакли.

Данные типы воздействия искусства на личность влияют и на духовный мир личности.

Исходя из того, что высшая цель искусства заключается в создании эстетической эмоции общественного характера [1, с. 399], театральный фестиваль профильных сборов является одним из средств достижения данной цели. Мы отмечаем, что эстетическая эмоция влияет на формирование художественного сознания личности, в котором заложен механизм, определяющий высокий уровень ценностного ориентирования. Следовательно, при формировании и развитии духовно-нравственных ценностей во время проведения

фестиваля, закладывая нравственное поведение в героев спектаклей, используя духовно-нравственный подтекст в сценариях, мы имеем большую вероятность формирования данных качеств личности через передачу эстетической эмоции. Таким образом, театральная ситуация, сценическая работа являются мощным корригирующим полем, позволяющим выправлять навыки межличностного общения, формировать духовно-нравственные качества личности: взаимопомощь, взаимоуважение, эмпатию, целеустремленность, самостоятельность.

Реализация на базе профильного лагеря (Смоленские областные сборы творческой молодежи) программы театрального фестиваля способствует расширению общего и художественного кругозора участника сборов, общей культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Проанализировав работу двух блоков программы («Лидер» и театральный фестиваль), можно утверждать, что Сборы творческой молодежи представляют собой систему формирования духовно-нравственных ценностей молодежи через активное вовлечение в различные сферы деятельности. В свою очередь, духовно-нравственные ценности являются основой гуманизации. Следовательно, программа Смоленских областных сборов творческой молодежи направлена на гуманизацию молодежи.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001.

2. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства / Е. П. Крупник. - М.: Изд-во института психологии РАН, 1999.

3. Меркулова, И. А. Формирование духовно-нравственных ценностей в педагогической теории и образовательной практике Германии второй половины XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: (13.00.01) / И. А. Меркулова. - Киров: Вятский гос. гум. ун-т , 2004.

4. Новое поколение. XXI век: учебно-методическое пособие для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи / под редакцией Н. П. Сенченкова. - Смоленск: КДМ - СГПУ, 2000. - 228 с.

5. Прутченков, А. С. Тренинг коммуникативных умений: методические рекомендации / А. С. Прут-ченков. - М.: Новая школа, 1993.

6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

7. Шульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Э. Шульц. - СПб.: Евразия, 1998. -528 с.

8. Крестовский, А. В., Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192 - 198

9. Макарова, Т. А. Гуманизация образования в сельском дошкольном учреждении. (Якутия) // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 231 - 236

10. Скрябина, И. Л. Система воспитательной работы городской школы по социально-педагогической адаптации сельских школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 112 - 126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.