Научная статья на тему 'Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства'

Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1092
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козодаев П. И.

Kozodaev P.I. pedagogical potential of the functions of amateur dramatics. The article gives ground to the notion of amateur dramatics. Pedagogical functions and aspects of the functions of this type of art are revealed and analyzed in detail: creative-developing, orientation-humanistic, educational-personal, informational-educational, correction-psychological, reflective and compensatory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФУНКЦИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПИ. Козодаев

Kozodaev P.I. Pedagogical potential of the functions of amateur dramatics. The article gives ground to the notion of amateur dramatics. Pedagogical functions and aspects of the functions of this type of art are revealed and analyzed in detail: creative-developing, orientation-humanistic, educational-personal, informational-educational, correction-psychological, reflective and compensatory.

В современной искусствоведческой литературе существуют противоречивые мнения по поводу определения сущности любительского театрального искусства. Выдвигая свою понятийную версию, каждый ученый дает определение в зависимости от конкретного аспекта исследования. Исследователь

А.С. Каргин, рассматривая ретроспективу понятийного словообразования «любительское творчество», приводит положения, свидетельствующие о том, что данное понятие в начале ХХ в. становится синонимом понятия «самодеятельность». В конце ХХ в. возобновляются теоретические споры, в результате которых происходит «размывание» границ понятий «художественная самодеятельность» и «любительство», их порой полная идентификация или, наоборот, противопоставление. С одной стороны, специалистами определялась выраженная ориентация на профессиональные нормы исполнительства. С другой стороны, высказывались мнения (Е.И. Смирнова, Н.Г. Михайлова) о том, что «вся художественно-творческая любительская практика масс лежит за пределами профессионального искусства» [6, с. 77].

С нашей точки зрения, понятие «самодеятельность» до определенной степени дискредитировало себя на практике. Декларируемые социальные идеи и призывы 80-х гг. ХХ столетия («расширять и углублять идеологическую и пропагандистскую работу среди молодежи», «увеличивать количество самодеятельных художественных коллективов», «направлять самодеятельное искусство так, чтобы оно служило народу» и т.п.) не могли сочетаться с реальным отношением к художественной самодеятельности как второстепенной, дополнительной, добавочной, а иногда даже вынужденной деятельности. Возможно, именно этим до сих пор объясняется отчасти скептическое отношение некоторых профессионалов театра к любительст-

ву, вкладывающих в него смысл, которому соответствует некое непрофессиональное стремление личности к достижению творческих результатов при отсутствии знания законов и механизмов, по которым творится искусство. Личностное, истинно любительское начало подобной точкой зрения игнорируется, тем самым отождествляя любительство с дилетантизмом и исключая серьезное отношение к данному предмету исследования.

Другие исследователи (Р.Х. Ильясова,

B.М. Мультатули, Э.И. Хитрова) утверждают, что театральное любительство (самодеятельность) представляет собой особый вид художественного творчества; что «самодеятельное искусство имеет огромное воспитательное значение для самих участников и вместе с тем оказывает духовное воздействие на зрителей, но иначе, чем профессиональный театр: иные средства, иная эстетика спектакля» [6, с. 70]. Театральными критиками высказывается также мнение о том, что сегодня нет и не должно быть разницы между профессиональным и любительским театром: критерием оценки должен быть один принцип - это «искусство или не искусство», это «профессионально или непрофессионально».

Принимая во внимание различные точки зрения по поводу сущностного определения «любительского театрального искусства», мы вправе предположить, что такие понятия, как «любительство» (самодеятельность), «профессионализм» и «искусство» не являются взаимосвязанными и не могут быть рядоположенными, поскольку любительство - это непрофессионализм, а непрофессионализм уже не искусство. Однако мысль, высказанная народным артистом России

C.Ю. Юрским, на наш взгляд, органично соединяет эти понятия и смягчает существующие противоречия во мнениях: «Любительский театр... Собственно говоря, всякое ис-

кусство есть искусство любителей. Профессионалы создают изделия и только иногда достигают искусства. Любители это и есть творцы...» (из выступления на открытии 4-го Международного фестиваля любительских театральных коллективов, г. Сочи, 2002 г.).

Развивая данную мысль, стоит вспомнить, что именно с любительским движением, особенно ярким и сильным в начале ХХ в., связаны имена таких выдающихся деятелей театрального искусства, как Е.Б. Вахтангов,

В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, Л.А. Сулержицкий, М.А. Чехов. Самодеятельные коллективы 20-х гг. - агитстудии, театрально-драматические мастерские, экспериментальные студии, некоторые из которых впоследствии стали крупными профессиональными театрами, - смело ломали старые представления о театре и его сценических штампах. В этих условиях укреплялась реформаторская деятельность К.С. Станиславского, результатом которой явилось создание знаменитой «системы» актерского творчества. Однако факты истории свидетельствуют нам и о том, что начинал К.С. Станиславский свой путь, не имея никакого специального образования, и накапливал свой сценический опыт поначалу в любительских спектаклях домашнего театра, а затем в спектаклях Общества искусства и литературы. Секрет развившегося профессионализма К.С. Станиславского заключался в необычайно развитом у него таланте самообучения. Являясь идейными руководителями любительской по духу Первой студии МХТ, К.С. Станиславский и Л.А. Сулержиц-кий заботились о том, чтобы искусство театра было не целью, а средством духовного формирования личности. Для Л.А. Сулер-жицкого вся работа с актером заключалась в том, чтобы «помочь ему найти самого себя, помочь ему «выявить» свою личность до возможно большей глубины.» [9, с. 320].

Таким образом, с достаточной долей уверенности мы можем констатировать безусловное присутствие любительского начала в профессиональной деятельности вышеупомянутых выдающихся мастеров театра. А факты истории, свидетельствующие о том, что именно любительская художественная деятельность способствовала возникновению тех новаторских идей и творческих техноло-

гий, которые впоследствии стали причиной поступательного движения и развития всего современного театрального искусства в целом, дают нам основание утверждать целесообразность определения понятия «любительское театральное искусство» (ЛТИ).

Мы рассматриваем любительское театральное искусство как особый вид художественной деятельности человека, охватывающий первоначальный этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами. Пытаясь обосновать право театрального любительства на осознание его как самоценного вида художественной деятельности, мы предполагаем, что его цели соответствуют «ГЕНЕРАЛЬНЫМ ЦЕЛЯМ ИСКУССТВА», направленность которых определяется «социализацией личности и утверждением ее самоценности» [1, с. 136]. Данные цели реализуются посредством воздействия на личность функциональной системы искусства, главными компонентами которой выступают художественно-эстетические функции - «специфические общественные задачи, которые не могут быть осуществлены никакими иными феноменами» (А.Н. Медведев).

Однако нельзя не отметить и специфическую особенность театрального любительства, отличающую его от профессионального искусства. По мнению Э.И. Хитровой, «любительский театр отличается от профессионального своими социально-педагогическими функциями, а также особенностями (учебно-образовательного - дополн. авт.) творческого процесса» [11, с. 11]. При этом педагогический вектор воздействия актуализируется, выдвигая на первый план проблему творческого саморазвития личности средствами любительского театрального искусства. Таким образом, рассматривая сходство и различие «профессионального» и «любительского» в любительском театральном искусстве, мы можем говорить о пересечении и взаимодействии целей искусства и педагогических целей.

В современной искусствоведческой литературе существует ряд эстетических теорий, определяющих значение функциональ-

ной системы искусства (Ю.Б. Борев, А.Л. Ва-хеметса, Ю.В. Давыдов, Л.Б. Дондурей, А.Я. Зись, Ю.А. Лукин, А.Н. Медведев,

Н.Ф. Овсянников, С.Н. Плотников, Э.В. Соколов и др.). В этих теориях «функция» рассматривается как категория системного подхода. Поэтому, определяя духовно-творческую направленность воздействия искусства, необходимо учитывать, что «ни одна функция искусства, взятая сама по себе, вне связи с другими, не может быть правильно осмыслена в своей социальной направленности» [8, а 106]. Идея полифункциональности объединяет исследователей в мысли, что «искусство многогранно в своих функциях как сама общественная практика, определяющая многогранную цель искусства» [8, ^ 112]. Различие во мнениях состоит лишь в том, какие именно функции присущи искусству и каково их количество. Интерес к изучению функционального многообразия искусства связан с задачами конкретных предметных исследований.

Учитывая вышеупомянутый опыт, связанный с рассмотрением различных функциональных систем искусства, мы будем опираться на те функции, которые способны наиболее полно отразить педагогический аспект любительского театрального искусства. Формулируя компоненты функциональной системы ЛТИ, целенаправленно влияющие на творческое саморазвитие личности, мы используем и собственный опыт учебнотворческой работы с коллективом Студенческого театра Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Этот коллектив создан и существует в условиях вуза, поэтому, прежде всего, мы исходим из педагогических целей учебно-образовательной деятельности, учитывая взаимопроникающую связь идей искусства и педагогических идей. Выделим следующие функции ЛТИ: креативно-развивающую, ориентационно-гуманистическую, воспитательно-личностную, информационно-образовательную, коррекционно-психологическую, рефлексивную и компенсационную.

Креативно-развивающая функция является системообразующей в функциональной системе ЛТИ. Данная функция в силу своего творческого воздействия проникает во все сферы деятельности студенческого те-

атрального коллектива, интегрируя, тем самым, все остальные функции. Искусство, по мнению Ю.Б. Борева, - это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника» [1, с. 121]. Исходя из данного утверждения, преображение реального мира для личности студента происходит через постепенное изменение его личностного восприятия событий, происходящих в рамках художественно-творческой деятельности студенческого театра. Структура работы, построенная по законам студийного творческого объединения, предлагает пришедшим в театр студентам стать творцами и художниками театрального дела во всех его проявлениях. Участие в учебно-творческих занятиях по актерскому мастерству, в тренингах по пластике, сценическому движению, сценической речи, оформление учебно-творческой аудитории с установкой технического оборудования, создание живой атмосферы особого театрального интерьера, изготовление театральных костюмов и реквизита - далеко не полный перечень действий, в которых принимают участие студенты - участники любительского театрального коллектива.

Но при всем многообразии действий, совершаемых в студенческом театре, главным из них выступает решение задачи по созданию таких социально-педагогических условий, которые могли бы максимально способствовать творческой свободе, проявлению социальной и художественной активности каждого участника творческого коллектива. В данных условиях театральное искусство становится не целью, а средством духовного созревания личности и способствует творческому саморазвитию студентов средствами любительского театрального искусства.

Ориентационно-гуманистическая функция реализуется за счет выполнения творческо-педагогических задач, связанных с формированием у студентов ценностноориентационной шкалы нравственно-духовного восприятия окружающего мира и побуждением личности студента к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), интеллигентность, справедливость и др.

В современных социально-педагогических условиях данная функция приобретает особую актуальность. Общественные метаморфозы в России начала 90-х гг., характеризующиеся распадом бывших ценностных ориентаций, породили отчуждение и неверие в людях. Вектор общественных ценностей сместился в сторону культивирования материальных благ, что, в свою очередь, отразилось на понижении интеллектуального уровня и стало причиной нравственной несфор-мированности студенческой молодежи.

Рассмотрим поэтапное влияние театральной среды на личность студента - участника любительского театрального коллектива, другими словами, те специфические театральные средства, через которые ориентационно-гуманистическая функция находит свое проявление. Как известно, результатом творческой работы в театре является постановка спектакля. Данный процесс весьма длителен и вбирает в себя ряд последовательно совершаемых творческих взаимодействий режис-сера-постановщика и актеров-исполнителей.

Начинается все с выбора пьесы - того необходимого драматургического материала, который мог бы наиболее полно отвечать художественно-педагогическим целям данного момента и внутренним запросам участников творческого коллектива. Нахождение разумного паритета является здесь наиболее важным моментом. Далее происходит этап «защиты» замысла будущего спектакля, которому соответствует объединение всех участников общей художественной идеей. Затем наступает довольно длительный период воплощения художественной идеи в учебнотворческой работе с актерами, где главной педагогической доминантой выступает выявление точного отношения актера к своему персонажу, его (актера) нравственной позиции. Верное понимание актером сущности своего персонажа побуждает к перестройке его внутреннего отношения к самому себе (самооценка) и изменению личностного восприятия окружающего мира. Такой период творческой работы как предпремьерные прогоны дает возможность всем участникам спектакля оценить пройденный путь, каждому более целостно почувствовать создаваемый сценический образ и, самое главное, обрести уверенность в себе. Этап формирова-

ния актерского ансамбля - творческой общности людей - охватывает весь период работы над спектаклем. Однако осязаемым результатом, итогом здесь выступают премьер-ные публичные показы. Ожидаемая «ситуация успеха», в которой признание и одобрение является механизмом подкрепления и закрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности, становится возможной при выполнении главного обстоятельства, качественным показателем которого являются сложившиеся нравственногуманистические взаимоотношения всех участников в любительском театральном коллективе.

Таким образом, на всех уровнях творческо-педагогической деятельности, связанных с постановкой спектакля, осуществляется постоянное, прямое и опосредованное влияние специфической театральной среды (режиссер-педагог, партнеры, зритель, условности сценического пространства, особая театральная атмосфера и т.д.) на духовную составляющую личности студента - участника спектакля, тем самым реализуя ориентационно-гуманистическую функцию ЛТИ.

Воспитательно-личностная функция находит свое проявление в личности руководителя любительского театрального коллектива - режиссера-педагога, преподавателя специальных дисциплин, распространяющего свое воздействие на все учебно-творческие процессы, протекающие в коллективе; моделирующего и осуществляющего координацию и взаимодействие всех компонентов функциональной системы ЛТИ. Являясь сосредоточением всех направлений учебно-творческой и педагогической деятельности, режиссер-педагог прямо и опосредованно влияет на становление будущего специалиста (студента - участника любительского театрального коллектива) силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом, нравственными качествами, силой индивидуальности.

Как-то Ренуара спросили, что важнее в искусстве - «как» или «что»? На это Ренуар ответил: «Важно кто!» Во многих искусствоведческих исследованиях подчеркивается, что именно личности принадлежит ведущая роль в искусстве. Многообразие профессионально-личностных проявлений режиссера

отмечает в своих работах В.И. Немирович-Данченко. Он определяет режиссера как «существо трехликое», выделяя следующие ипостаси его проявлений: 1) режиссер-толкователь (он же режиссер-актер и режиссер-педагог); 2) режиссер-зеркало (как отражение индивидуальных качеств актера); 3) режиссер - организатор спектакля [7, с. 49-50].

Дополняя и не противореча вышесказанному, ПЖ. Ершов делает акцент на необходимости проявления режиссера как практического психолога. М.О. Кнебель, исследуя педагогическую направленность режиссерской профессии, подчеркивает важность наличия у режиссера «личностно-человеческих качеств», близких материнским, таких как терпение, уважение, выдержка, доверие, строгость, непреклонность, доброта, юмор и др. Утверждая воспитательно-личностное значение режиссера, А.П. Ленский высказывает следующую мысль: «Режиссер должен быть педагогом, другом актера, человеком, который вдохновляет и уважает его в работе, раскрывая внутреннюю сущность пьесы и образов, пробуждая в актере всю силу его дарования и направляя по верному пути его поиски сценической формы» [4, с.13-14].

Многообразие проявлений режиссера-педагога в любительском театре выражает в его лице объективно определяющее начало. Однако это не означает, что во взаимодействии системы «педагог-студент» один из субъектов видит в другом нечто менее ценное, менее значимое. Умение видеть педагогические проблемы, постоянно оценивать ситуацию текущего момента, выстраивать разумные взаимоотношения в любительском театральном коллективе с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из его участников помогает режиссеру-педагогу осуществлять воспитательно-личностную функцию ЛТИ.

Информационно-образовательная (познавательная) функция реализуется через овладение студентами специфическими знаниями и технологиями актерского творчества. Исследуя на учебных и репетиционных занятиях личностную психофизическую природу, студенты тем самым попадают в иную систему координат, которая открывает в них новые информационные каналы. Отвлеченный умозрительный опыт, почерпнутый

из фрагментарно-ситуационного восприятия жизни, из необходимости изучения учебной литературы и обязательности сдачи экзаменационных сессий, не дает студентам знаний в той мере, в которой нуждается личность для собственного саморазвития. Данная картина «познания мира» учащимися становится еще более неприглядной с учетом обстоятельств, свидетельствующих об утилитарнопрагматических настроениях современного студенчества, о его недостаточном интеллектуальном и духовном уровне.

Информационно-образовательная недостаточность студентов обусловливается также тем обстоятельством, что сам образовательный процесс в вузе излишне рационализирован, недостаточно апеллирует к чувствам и, чаще всего, актуализирует главенствующую силу сознания, игнорируя при этом важность образно-эмоционального развития личности (И.Я. Лернер, А.Н. Малюков, П.В. Симонов, Е.Н. Шиянов и др.). В современных педагогических технологиях в одинаковой мере должны присутствовать «интеллектуальные процессы, действия и эмоциональное освоение мира». При этом важным моментом является конструирование таких условий, которые порождают гармонию трех названных аспектов.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что актерское творчество, благодаря своим специфическим особенностям, заключающимся в единстве логического и эмоционального, позволяет ликвидировать многие информационно-образовательные пробелы студентов. Благодаря изучению секретов актерского мастерства в рамках учебно-творческой работы любительского театрального коллектива, студенты осуществляют принцип: «познать - значит почувствовать». Эмоционально-чувственный опыт, который они получают посредством актерской игры на сцене, рождает в них новое подлинное восприятие окружающей действительности, при котором в уже известных вещах, в обыденном и привычном, открываются доселе неведомые процессы и явления.

По мнению Ю.Б. Борева, искусство вообще (и актерское творчество, в частности -дополн. авт. ) «позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его

фактом своей жизни, элементом своей биографии»; оно также «позволяет человеку выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам; дает концентрированный, конденсированный опыт» [1, а 130].

Коррекционно-психологическая функция связана с реализацией задачи по созданию психолого-педагогических условий,

способствующих возникновению атмосферы доверия и творческого взаимодействия в любительском театральном коллективе. Коррекционно-психологическая функция несет в себе объединяющее общечеловеческое начало.

Не секрет, что театр - это сообщество людей, различных по особенностям личностных индивидуально-психологических качеств. Традиционное разделение членов театральной труппы по принципу «амплуа» (психолого-творческий диапазон личности актера) также свидетельствует о разности их взглядов, восприятия действительности. При характеристике студенческого театрального коллектива к этому можно еще добавить и различия в духовном, интеллектуальном и психологическом развитии его участников. Именно поэтому важным моментом в учебно-педагогическом процессе выступает поиск таких точек соприкосновения, при наличии которых возможно подлинное творческое взаимодействие всех субъектов любительского театрального коллектива. Целью данной работы является обретение каждым участником театральной труппы такого специфического чувства, как «чувство ансамбля».

По определению М.А. Чехова, «под чувством ансамбля понимается актерская взаимосвязь на сцене, при которой каждый участник спектакля способен раскрываться навстречу партнеру» [11, с. 354]. Однако участники любительского театрального коллектива изначально не всегда способны к подобного рода самораскрытию. Причиной этому становится наличие у них индивидуально-психологических препятствий, в качестве которых могут выступать следующие характерные психофизические состояния: чрезмерная мышечная зажатость, излишние сомнения, неуверенность в собст-

венных силах, чувство одиночества, изолированности и т.д.

Наши исследования показывают, что наряду с чисто творческими дисциплинами, такими как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, ритмика, пластика, в любительском театральном коллективе правомерно использование специфических коррекционно-психологических тренингов, направленных на устранение индивидуально-психологических препятствий участников театральной труппы. Благодаря использованию комплекса специальных упражнений по снятию психофизических зажимов, упражнений на доверие, педагогическому разбору этюдных игровых ситуаций, у студентов-актеров любительской театральной труппы появляется возможность увидеть, оценить и понять причину индивидуально-психологических препятствий, которые становятся камнем преткновения на пути их личностного творческого саморазвития [5].

Когда постепенное решение данной проблемы становится реальным и повышается уровень взаимопонимания участников любительской театральной труппы, актуализируется программа проведения тренингов с использованием актерско-психологических упражнений на позитивное взаимодействие, в процессе которых развиваются такие качества, как эмоциональная чувствительность к чужим переживаниям, общительность, контактность, интерес к людям, готовность сотрудничать и т.д. Таким образом, постепенно в студенческом театральном коллективе реализуется коррекционно-психологическая функция ЛТИ.

Рефлексивная функция осуществляется в условиях постановочной работы, посредством творческого взаимодействия системы «режиссер-педагог - актер-студент». Сущностное значение данной функции заключается в стимулировании и активизации творческого, ассоциативно-образного мышления у каждого студента - участника любительского театрального коллектива, в побуждении их к самостоятельности, к осмыслению собственного субъектного опыта.

По мнению З.Я. Корогодского, качество педагога в режиссерской профессии заключается «в умении спровоцировать потребность (студента) в учебе, в совершенствова-

нии профессии. Педагогика в режиссуре проявляется не в уроке, а во врачевании, когда надо поставить диагноз и подсказать необходимое средство к выздоровлению» [3, с. 13]. Продолжая данную мысль, можно сказать, что актер-студент, участвуя в данной системе взаимодействия, должен адекватно отреагировать, т.е. понять суть возникшей проблемы в личностном творческом процессе, изменить подходы, отношение к сценической ситуации и выйти на ее новое осмысление. Если же такой рефлексивной работы актер в себе не производит и, тем самым, остается неуправляемым, то сценическая ситуация «пробуксовывает», творческий процесс останавливается. Иными словами, закон рефлексии срабатывает только тогда, когда режиссер-педагог убеждает, а актер-студент соглашается с ним, «видя» и осознавая причины необходимой внутренней перестройки сценического образа.

Вторым рефлексивным моментом в учебно-творческом процессе является переосмысление студентом своего личностного субъектного опыта посредством накапливаемого им опыта актерского исполнительства. По определению К.С. Станиславского, работа актера вбирает в себя два важнейших стратегических действия, определяемых им как «работа над собой» и «работа над ролью». В творческом процессе актера данные действия постоянно пересекаются и оказывают влияние друг на друга. Сценический персонаж так или иначе окрашивается личностными актерскими качествами. В свою очередь, и сама роль, ее сценический образ, подвергнутый анализу, осмыслению, апробации в сценических этюдах и спектаклях, дает возможность актеру переосмыслить личностное восприятие действительности, побуждает его к изменению своей жизненной стратегической позиции.

Таким образом, процесс функционирования системы взаимодействия «режиссер-педагог - актер-студент», сам акт актерского творчества, ставя студента в условия творческого самовыражения, требуют от него постоянной рефлексивной деятельности, готовности к адаптации, принятию решения, способности реагировать на происходящие изменения сценической ситуации, тем самым

предлагая ему один из путей самосовершенствования, творческого саморазвития.

Компенсационная функция актуализируется при наличии у студентов - участников любительского театрального коллектива -внутренних психологических проблем, связанных с «состоянием эмоционального дефицита» (Н.Я. Джинджихашвили), с их личностной невостребованностью в других сферах социальной деятельности. Реализация данной функции способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности студента, ее духовной гармонии. Через компенсационную функцию в актерском художественном творчестве осуществляется потребность человека в самовыражении.

Благодаря возможности сценического воплощения художественного образа, студент-актер любительского театрального коллектива попадает в специфические театральные условия, которые позволяют ему перенести в область чувств и переживаний создаваемого сценического персонажа свои невостребованные чувства и побуждения, вытесняемые его сознанием. Таким образом, студент воплощает свои подлинные душевные процессы, но переживает и объективирует их уже не как свои собственные, а как присущие «другому» - его персонажу. Именно это обстоятельство способствует самовыражению личности студента-актера в творческом акте по созданию сценического образа. Помимо возможности в самовыражении для студента-участника любительской театральной труппы положительным является уже сам факт «включенности» в творческий процесс.

Перенесение вектора внимания с объектов обыденной реальности в область художественного творчества способствует разрядке внутреннего напряжения, изменению деструктивных настроений, порожденных реальной жизнью, в сторону позитивных эмоциональных ощущений, и хотя бы частично компенсирует монотонность повседневности. Оказывая влияние на сохранение и восстановление психического равновесия и внутренней гармонии, компенсационная функция ЛТИ тем самым осуществляет «воспитательно-формирующее воздействие» (Ю.Б. Борев) на личность студента - участника любительского театрального коллектива.

Нам представляется, что в своем взаимодействии функциональные элементы ЛТИ участвуют в построении развивающей театрально-педагогической среды, создающей позитивные условия для творческого саморазвития студентов вуза. Исходя из убеждения в том, что именно «воспитание творче-скости должно стоять во главе современного образования» [12, с. 5], правомерно и целесообразно практическое осуществление идеи синтеза педагогики и искусства посредством встроенности в систему вузовского образовательного процесса учебно-творческой деятельности любительских театральных объединений и студенческих театров.

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

2. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. М., 1988.

3. Корогодский З.Я. Репетиции, репетиции, репетиции. М., 1978.

4. Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М., 1950.

5. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов средствами любитель-

ского театрального искусства. М.; Тамбов, 2006.

6. Мальтатули В.М.Совершенствование профессиональной подготовки режиссера любительского театра // Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров. Тамбов, 1995. С. 70-72.

7. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера / ред.-сост. В.Я. Виленкин. М., 1984.

8. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной культуры. М., 1985.

9. Сулержицкий Л.А. Искусство. М., 1970.

10. Хитрова Э.И. Совершенствование подготовки режиссеров любительских театров // Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров. Тамбов, 1995. С. 10-12.

11. Чехов М.А. Литературное наследие: в 2 т. / сост. И.И. Аброскина, М.С. Иванова, Н.А. Крымова. М., 1986. Т. 2.

12. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.

Поступила в редакцию 12.01.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.