Научная статья на тему 'Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации'

Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3888
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL REHABILITATION / THEATRE THERAPY / INTERNATIONAL EXPERIENCE / COMPONENTS OF THE THEATRE PAIR SYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТЕАТРОТЕРАПИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / КОМПОНЕНТЫ ПАРАТЕАТРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженкова Марина Игоревна, Дорожкина Ольга Алексеевна, Романина Лариса Александровна, Прохорова Оксана Германовна

Представлены технологии театротерапии в современной социальной реабилитации, раскрыты компоненты паратеатральной системы: игровая терапия; больничная клоунада; психодрама; психомелодрама; сатидрама; фигуративная психодрама; пессо-терапия; психогимнастика; «театр угнетенных»; форум-театр; «политический театр»; невидимый театр; театр воспоминаний; плейбэк-театр; театр артистов из бездомных или других незащищенных категорий; театр спорта. Отмечено, что театротерапия крайне актуальна для социальной реабилитации детей. Рассмотрены некоторые наиболее яркие достижения экспериментальных технологий театротерапии в различных странах: США (проект «Невидимые люди»); Греции; России (Проект «Инвизибл пипл», или «Люди-невидим-ки»; Всероссийский фестиваль особых театров «ПРОТЕАТР», проект «Нить Ариадны»; проект «Прикасаемые»; «Театр Простодушных»; «ARTель вдохновения»; «NeFoрмат»; «Говори свободно» (Л.В. Соловьева)). Указано, что посредством театротерапии происходит совершенствование навыков сознательного действия в условиях драматического произведения, стимулируются процессы самопознания в контексте развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности. Реализация технологий арт-терапии в современной практике социальной реабилитации крайне актуальна и востребована. Вот почему столь значимо теоретико-методическое обоснование становления и перспективных направлений развития указанных технологий, а также создания базы соответствующего информационно-методического обеспечения, учитывающего последние достижения медицинских и психолого-педагогических отраслей научных знаний. Также важны специализированные программы переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, учитывающие инновационные наработки в области социальной реабилитации, в том числе технологиями театротерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долженкова Марина Игоревна, Дорожкина Ольга Алексеевна, Романина Лариса Александровна, Прохорова Оксана Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE THERAPY TECHNOLOGY IN MODERN SOCIAL REHABILITATION

The technologies of theatre therapy in modern social rehabilitation are presented, the components of the pair of theatre system are revealed: game therapy; hospital clownery; psychodrama; psychomelodrama; satidrama; figurative psychodrama; pesso-therapy; psychogymnastics; “theatre of the oppressed”; forum theatre; “political theatre”; invisible theatre; theatre of memories; playback theatre; theatre of homeless artists or other unprotected categories; theatre of sports. It is noted that theatre therapy is extremely important for the social rehabilitation of children. We discuss some of the most outstanding achievements of the experimental technology theatre therapy in different countries: USA (project “Invisible People”); Greece; Russia (Project “Invizibl people” or “People Invisible”; All-Russian Festival of Special Theatres “ProTeatr”; project “Ariadne's Thread”; project “Touch-Ables”; “Theatre of Open-Hearted”; “ARTель inspiration”; “NeFoрмат”; “Speak Freely” (L.V. Soloveva)). It is indicated that by means of theatre therapy there is an improvement of skills of conscious action in the conditions of dramatic work, processes of self-knowledge in the context of development of emotional-strong-willed and intellectual-cognitive spheres of the personality are stimulated. The implementation of art therapy technologies in the modern practice of social rehabilitation is extremely relevant and in demand. That is why so important theoretical and methodological justification of formation and promising directions of development of these technologies, as well as creating the appropriate database information and methodological support that takes into account the latest advances in medical and psycho-pedagogical branches of scientific knowledge. Also important specialized programs for retraining and advanced training of social workers, taking into account innovative developments in the field of social rehabilitation, including technologies of theatre therapy.

Текст научной работы на тему «Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-59-69 УДК 364

ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРОТЕРАПИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Марина Игоревна ДОЛЖЕНКОВА1-, Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА1-, Лариса Александровна РОМАНИНА1-, Оксана Германовна ПРОХОРОВА20

1)1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected] 2) ФГБОУ ВО «Московский государственный психо лого-педагогический университет» 127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, 29 E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлены технологии театротерапии в современной социальной реабилитации, раскрыты компоненты паратеатральной системы: игровая терапия; больничная клоунада; психодрама; психомелодрама; сатидрама; фигуративная психодрама; пессо-терапия; психогимнастика; «театр угнетенных»; форум-театр; «политический театр»; невидимый театр; театр воспоминаний; плейбэк-театр; театр артистов из бездомных или других незащищенных категорий; театр спорта. Отмечено, что театротерапия крайне актуальна для социальной реабилитации детей. Рассмотрены некоторые наиболее яркие достижения экспериментальных технологий театротерапии в различных странах: США (проект «Невидимые люди»); Греции; России (Проект «Инвизибл пипл», или «Люди-невидимки»; Всероссийский фестиваль особых театров «ПРОТЕАТР», проект «Нить Ариадны»; проект «При-касаемые»; «Театр Простодушных»; «ARTель вдохновения»; «NeFoрмат»; «Говори свободно» (Л.В. Соловьева)). Указано, что посредством театротерапии происходит совершенствование навыков сознательного действия в условиях драматического произведения, стимулируются процессы самопознания в контексте развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности. Реализация технологий арт-терапии в современной практике социальной реабилитации крайне актуальна и востребована. Вот почему столь значимо теоретико-методическое обоснование становления и перспективных направлений развития указанных технологий, а также создания базы соответствующего информационно-методического обеспечения, учитывающего последние достижения медицинских и психолого-педагогических отраслей научных знаний. Также важны специализированные программы переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, учитывающие инновационные наработки в области социальной реабилитации, в том числе технологиями теат-ротерапии.

Ключевые слова: социальная реабилитация; театротерапия; международный опыт; компоненты паратеатральной системы

Театротерапия - это один из экспрессивных психотерапевтических методов арт-терапии, способствующий купированию психологических и социально-психологических проблем личности посредством драматического и театрального искусства. Эта арт-те-рапевтическая технология находится на стыке между искусством и терапией и ориентирована на снижение социальной изоляции, ослабление социальных фобий, оптимизацию саморефлексии, вербальной и невербальной коммуникации, стимулирование самодисциплины и чувства ответственности, развитие креативности, повышение самоуверенности, развитие навыков эмоциональной саморегуляции и др. [1, с. 311].

Истоки театротерапии восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, когда во

времена правления древнеегипетского фараона Аменхотепа театральные, танцевальные и музыкальные представления широко применялись для лечения больных; в афинском театре Дромокайтон регулярно устраивались спектакли, участниками которых были душевнобольные [2].

Во второй половине ХХ века театроте-рапия превратилась в мощное направление, в структуре которой выделились самостоятельные отрасли (психодрама и драматера-пия). Тогда же возникли профессиональные ассоциации в Великобритании, США и Западной Европе (Британская ассоциация дра-матерапевтов, Национальная ассоциация драматерапии и др.). Возникают многочисленные локальные профильные гражданские сообщества (общины, движения), а также

© Долженкова М.И., Дорожкина О.А., Романина Л.А., Прохорова О.Г., 2018

59

учебно-тренировочные и терапевтические сообщества.

Наиболее активно практика театротера-пии начала активно развиваться в 1980-х гг.: к участию в театральных постановках начали привлекать актеров-любителей с ограниченными (слух, двигательные навыки, ментальные недостатки) возможностями. Мощным импульсом распространения подобных театральных практик стал австралийский фильм «Сценический дебют», повествовавший о подготовке в Сиднейском оперном театре спектакля «Мадам Баттерфляй» труппой актеров с ограниченными психическими возможностями: в процессе постановочной деятельности происходит эмансипация и интеграция участников спектакля.

После этого в середине 1980-х гг. в Англии, Франции, Испании, Бельгии, Голландии и Чехии появляются регулярные (иногда профессиональные) театральные труппы, включавшие актеров с интеллектуальными ограничениями. Акцент в работе делается не только на процессе, но и на творческом продукте, то есть театральной постановке, на выступлениях перед публикой, предполагающих включенность (интеграцию в общественную жизнь) социально незащищенных и зависимых участников спектакля - представителей меньшинств, лиц с ограниченными возможностями, бездомных и т. п. Театральное творчество способствует социальной реабилитации исполнителей, повышению уровня их мотивации, укреплению самоуважения и чувства собственного достоинства, регулированию и удовлетворению потребностей в самореализации.

В театральном творчестве возникает особое воспитательно-образовательное пространство, которое становится средством лечения, подобное использование театрального творчества получило название паратеатраль-ной системы.

Компонентами паратеатральной системы являются: игровая терапия (использующая терапевтический потенциал игр в работе с людьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях); больничная клоунада (обеспечивающая адаптацию, релаксацию и развлечения тяжело больным детям, находящимся в стрессовых условиях клинических процедур); психодрама (драматическая импровизация, в ходе которой клиент подверга-

ется корректирующим эмоциональным переживаниям, выявляющим его скрытые мотивы и желания, способствующим разрешению конфликтных ситуаций); психомелодрама (форма психодраматической игры, сопровождаемая музыкой, в которой участвуют пациент и терапевтическая группа); сати-драма (медитативное осознание происходящего в сознании и во внешней действительности клиента, разрабатывающая его индивидуальную проблему); фигуративная психодрама (сценическое отражение внешнего (взаимодействие) и внутреннего (мечты, фантазии и пр.) мира клиента посредством обмена ролями); пессо-терапия (разрешение на иррациональном и рациональном уровне конфликтов, проблем, негативных переживаний на основе взаимодействия физических ощущений и слова); социодрама (затрагивает различные соционормы, ценности, политические проблемы и т. п., используется для социокультурной адаптации и реабилитации национальных меньшинств и иммигрантов); психогимнастика (невербальное описание ситуаций и отношений средствами пантомимы); «театр угнетенных» (обращен к зрителям, страдающим от любых форм социального и физического и психического угнетения); форум-театр (идеи и предложения зрителей, воплощенные актерами, способствуют разрешению проблемной ситуации); «политический театр» (воплощение в нормативно-правовых актах социальных потребностей и желаний зрителей-избирателей); невидимый театр (клиенты, ничего не подозревая, становятся участниками театральной импровизации); театр воспоминаний (предназначен для пожилых людей); плейбэк-театр (разыгрываемые путем управляемой импровизации сцены из жизни зрителя-добровольца); театр артистов из бездомных или проституток (преследующий социально-реабилитационные и интеграционные цели в отношении образа жизни клиентов); театр спорта (социальное развитие личности посредством проведения импровизированных спортивно-театрализованных турниров).

Различают индивидуальную и групповую театротерапию. Количество клиентов в групповой психотерапии составляет 8-12 человек. Театротерапевтические группы, в свою очередь, делятся на группы по гендерному признаку, а также совместного обучения

(мужчины и женщины); открытые и более распространенные - закрытые. Продолжительность арт-терапевтического процесса определяется формой театротерапии: амбулаторная форма продолжается несколько месяцев и даже лет, продолжительность клинических форм зависит от периода госпитализации клиента. Психотерапевтический сеанс проходит один-два раза в неделю и в среднем продолжается полтора часа.

Театротерапия крайне актуальна для социальной реабилитации детей, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Для этой категории детей с ограниченными возможностями крайне характерны речевые нарушения (фиксируются у 80 %), поэтому столь актуально соответствующее коррекци-онное обучение и воспитание. Среди речевых проблем наиболее распространенной является дизартрия - нарушение речевой моторики, обусловленное тем, что ребенок почти не ощущает положения своих органов артикуляции. Проблемы звукопроизношения связаны с пропуском, искажением и заменой звуков, различными нарушениями голоса.

Перспективным направлением в этой работе является театротерапия и музыкально-театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка с ДЦП, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Проблема больных ДЦП усугубляется еще и тем, что двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность ребенка, предопределяют формирование у него пассивности, безынициативности, разрушают мотивационную и эмоционально-волевую сферы личности.

Технологии театротерапии часто соединяются с игровыми технологиями. Благотворное влияние на больных этой категории оказывают музыкально-театрализованная деятельность, театрализованная игра, режиссерская игра, стендовая театрализованная игра. Театротерапевтические занятия приобретают форму спектакля, студии, салона и т. д. Театрализация логопедического процесса превращает его в праздник. В частности, используются вариативные игры, направленные на развитие речевого дыхания, речевого слуха, голоса; музыкально-игровые упражнения на развитие мимики и жестов; игры-драматизации, творческие игры, ку-

кольный театр, сказкотерапия. В структуру занятия также входят артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пластика, работа с театральным этюдом.

В процессе реализации таких интегрированных технологий детьми разыгрываются литературные произведения, герои которых получают воплощение посредством игрушек, или теневого театра; соответственно озвучиваются их роли. Музыкально-театрализованная деятельность оказывает комплексное коррекционное воздействие. Активное взаимодействие «особых» детей в театротерапев-тических инсценировках обогащает их словарный запас; воплощение образа персонажа тренирует произвольную память (заучивается значительный по объему текст); внимание (дети сосредоточиваются и удерживают внимание на роли сравнительно продолжительное время); развивается мышление, умение анализировать увиденное и прочитанное (постепенно усваивается последовательность эпизодов пьесы, имена действующих лиц, их характерные признаки и основные звукоподражания); активно стимулируются фантазия и воображение; эмоциональная саморегуляция и эмпатия, умение переживать и сопереживать. Все это обогащает речевые способности детей, которые стремятся доступными художественными средствами передать образ. Помимо речевых навыков совершенствуются музыкально-игровые, сценические, певческие способности, умения согласованно взаимодействовать с партнерами. Театрализованные представления позитивно влияют на развитие мимических навыков, поскольку побуждают детей к изменению мимического состояния лица.

Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей постепенно становятся более выразительными, разборчивыми, художественно правдивыми, целенаправленными, разнообразно окрашенными интонационно и эмоционально. Тем самым в ходе театрально-игровой деятельности развивается культура речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение); общая и мелкая моторика (формирование правильной осанки, снятие мышечного напряжения); актерское мастерство (игровые творческие навыки, пантомима, жесты, мимика, оптимизация грамматического строя речи). У

детей появляется хобби, в рамках которого развивается креативность, вариативные способности в области искусства.

Участникам игр предлагается поменяться ролями, с тем чтобы каждый смог прочувствовать не только собственного персонажа, в большей степени отражающего внутренние симпатии исполнителя, но и других персонажей, обладающих иными характерами, качествами и поведением. Это помогает ребенку лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении. Ребенку также предлагается выбрать любой понравившийся эпизод литературного произведения, инсценировать, изобразить его или разыграть молча перед зрителями, которые должны угадать замысел исполнителя. В процессе театротерапевтической деятельности у детей совершенствуются организаторские и коммуникативные умения и навыки, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения и взаимодействия. Театрально-игровая деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал, разрешает конфликтные ситуации и адаптирует ребенка-инвалида в социальной среде; совместные занятия с родителями позволяют последним глубже понять своего ребенка, сплачивают семью.

Рассмотрим некоторые наиболее яркие достижения экспериментальных технологий театротерапии.

Уникальным явлением в практике социальной реабилитации средствами театроте-рапии стал проект «Невидимые люди» (Invisible People). Основателем проекта в ноябре 2008 г. стал американец М. Хорват, который в Лос-Анджелесе реализовал документальный медиапроект по результатам своего общения с бездомными США, Канады, Испании, Швейцарии и Великобритании. Проекту «Невидимые люди» удалось задействовать различные средства массовой коммуникации, в том числе телеканал InvisiblePeople.tv, а также YouTube, Twitter и Facebook, что сделало аудиторию проекта поистине массовой. Медиапроект Invisible People стремился «сделать невидимое - видимым»: это не только телевизионные документальные программы, видеоблоги и форумы, но и организация питания бездомных, благотворительные ужины, сбор одежды и пожертвований. В центре внимания проекта оказались обыч-

ные люди, рассказывающие свои собственные, вполне реальные истории, которые попадают в информационное пространство в неотредактированном, нецензурированном виде. Интерактивные возможности средств массовой коммуникации способствовали развертыванию дискуссии, а также поддержанию диалога с теми, кто готов помочь «невидимым и забытым» обществом людям. Постепенно проект разрушил стереотипы представлений об американских бездомных, стимулировал активность национальных некоммерческих организаций и рядовых граждан США в вопросах помощи бездомным. Муниципалитеты разработали интегрированную систему оказания помощи бездомным, которая предполагала их выявление и поддержку посредством предоставления комплекса услуг, направленных на профилактику и ликвидацию бездомности. Некоммерческие организации и добровольческие организации помогали молодым бездомным открыть свое дело (пекарню, кафе, столовую). Проект Invisible People направлен на эффективную интеграцию и социализацию людей, не имеющих постоянной работы и места жительства, посредством включения их в публичный творческий процесс, театральное творчество.

Опыт реализации подобных программ театротерапии для интеграции бездомных накоплен и в Греции [3]. В Афинах под патронажем городского Welcome Center помощи и солидарности KYADA (руководитель Д. Нуси) приобщают к искусству людей без определенного места жительства. Так, в «Международный день борьбы с нищетой» в Афинах на импровизированных театральных подмостках люди без определенного места жительства декламировали тексты театральных постановок. Руководителем группы начинающих актеров и организатором этого мероприятия стал доброволец и энтузиаст П. Дорли. Театральные постановки, в которых задействованы группы социально незащищенных людей, направлены на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам бездомных и интегрировать их в общественную жизнь. «Welcome Center помощи и солидарности города Афины» регулярно проводит импровизированные спектакли во дворе Фонда Центра благотворительного питания (Piraeus 35 & Софоклеус). В рамках

этих мероприятий помимо театральных чтений раздаются продовольственные пайки.

Проект «Инвизибл пипл», или «Люди-невидимки» активно реализуется и в России. Пионером его реализации стала Челябинская область. В рамках «Театрального благотворительного проекта «Инвизибл пипл» был поставлен спектакль «Бременские музыканты» с участием непрофессиональных актеров, людей без определенного места жительства, а также людей с ограниченными возможностями здоровья. Использованные при этом технологии арт-терапии способствовали реализации внутреннего потенциала участников спектакля, формированию веры в себя, настроя на позитивные изменения в собственной жизни, а также оптимизировали возможности социальной адаптации. Руководителем театрального проекта стал Е.М. Гель-фонд, спектакль «Нового художественного театра» поставил режиссер Д. Фоминых [4]. Проект, затраты на который составили более 400 тысяч рублей, позволил обеспечить занятость, социализацию и признание публики для почти пятидесяти бездомных. В перспективе проект рассчитан на реабилитацию не менее тысячи дезадаптированных жителей южноуральского региона.

Очень интересные начинания социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья также основаны на технологиях театротерапии. Не случайно возникло целое фестивальное движение «особых» театров. Так, в 2000 г. было организовано уникальное явление культуры -Всероссийский фестиваль особых театров «ПРОТЕАТР»1, в котором принимают участие любительские театральные коллективы, включающие людей (чаще всего подростков и молодежь) с ограниченными возможностями. На фестивале представлены лучшие образцы театрального искусства людей с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от характера инвалидности, степени профессионализма и творческого жанра. Цель фестиваля - создать площадку для интеграции, творческой реабилитации, социальной поддержки, приобщения к театральной культуре, созидания здорового микроклимата людей с ограниченными возмож-

1 Сайт Всероссийского фестиваля особых театров «ПРОТЕАТР». URL: https://www.proteatr.ru/ (дата обращения: 04.07.2018).

ностями здоровья посредством включения их в театральную деятельность. Основателем и организатором фестиваля является региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг». Председатель оргкомитета фестиваля «ПРОТЕАТР» - психолог, художественный руководитель интегрированной театральной студии РОО «Круг» Н.Т. Попова2.

Участниками фестиваля становятся «особые» исполнители практически со всеми типами функциональных нарушений (опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоциональной сферы, интеллектуальной недостаточностью и иными соматическими, генетическими и психическими заболеваниями). Фестиваль ориентирован на создание инклюзивных трупп, соединяющих традиционное и особое искусство. На каждом фестивале «ПРОТЕАТР» отсматривают работы около ста коллективов со всей страны - кукольные коллективы актеров на колясках, труппы неслышащих танцовщиков, ориентирующихся по вибрациям пола, жестовые песни, пантомиму. Фестиваль стимулирует научно-методическую деятельность, реализует обучающие программы повышения квалификации специалистов особых театров (режиссеров и актеров). В рамках фестиваля проходят мастер-классы для специалистов по особому театру и инклюзивному танцу. В фестивале принимают участие зарубежные режиссеры и актеры из Испании, Франции, Чехии, Греции. Неоценима роль партнера фестиваля - Культурного центра ЗИЛа в создании единого фестивального пространства, предполагающего показы спектаклей, мастер-классы, творческие встречи с мастерами сцены. Фестивальное пространство объединило всех участников и привлекло большое количество молодых зрителей (студентов, специалистов, волонтеров).

Каждый спектакль фестиваля по-своему интересен, каждый творческий коллектив демонстрирует свой собственный, уникальный театральный язык, обусловленный тера-

2 Региональная общественная организация

социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг». URL: https://krug.ngo/ (дата обращения: 04.07.2018).

певтическими возможностями искусства3. В спектаклях, представленных на фестивале, достигается баланс реабилитационного эффекта и эстетического звучания, совмещаются терапия и искусство.

Те же коллективы, спектакли которых недостаточно сильны, слабее проработаны или недооформлены, участвуют в специализированной тренинговой программе «Лаборатория Протеатра». Главная задача для режиссера - найти способы совершенствования и развития актера. Развитие актерских навыков осуществляется посредством тренингов и небольших внутренних показов, позволяющих развить психологическую и исполнительскую устойчивость участников творческого коллектива. В лабораторном режиме работа осуществляется медленно, затратно, на основе совмещения эстетических и реабилитационных аспектов творческой деятельности. Каждое выступление становится актуальным шагом в процессе развития творческой личности внутри определенной инклюзивной группы. Фестивальный опыт переворачивает представления участников о жизни и творчестве: участники театрального праздника - очень непосредственные, открытые, фантазийные.

В 2010 г. у коллективов «особых театров» появилась еще одна площадка - фестиваль творчества «Нить Ариадны». Среди его участников - Самарский коллектив «Счастливый случай», созданный на базе реабилитационного центра «Здоровье» Самарской психиатрической больницы. Большинство пациентов психиатрии ограничены домашним кругом общения, постепенно утрачивают навык коммуникации. Поэтому в процессе работы над пьесой идет обсуждение материала, разбираются ситуации правильного поведения и нравственных ориентиров. Роли «артистам» распределяет не только режиссер, но и психолог, для того чтобы в процессе игры человек мог отработать определенную эмоцию, научиться реагировать и восстановить утерянные коммуникативные навыки.

Десять-пятнадцать пациентов заняты в постановке в качестве актеров, остальные помогают шить костюмы, создавать декора-

3 Фестиваль особых театров «ПРОТЕАТР» как повод к размышлению. URL: https://proteatr.ru/kon-tseptsiya/ (дата обращения: 04.07.2018).

ции, таким образом, творческий процесс захватывает гораздо большее количество пациентов.

Материал для постановки всегда берется позитивный, чтобы не усугублять депрессивные проявления заболеваний. Театротерапия тем самым решает проблему преодоления когнитивного дефицита (заучивая слова, пациент тренирует память, вникая в смысл роли, развивает мышление). Терапевтическим эффектом репетиционного процесса становятся очевидные улучшения в психоэмоциональном состоянии пациентов, которые становятся более уверенными в себе, возрастает их самооценка, значительно улучшаются коммуникативные навыки, что в итоге оптимизирует социальную адаптацию, участник раскрепощается, адекватно ощущает себя в пространстве, в мире; меняется его речь и пластика.

Социальный проект по созданию театральной студии для детей с ДЦП «Нить Ариадны» реализуется и в Тольятти с 2010 г.4 Председатель тольяттинской общественной организации родителей и детей-инвалидов «Вера» С. Куделина, директор городского реабилитационного центра «Виктория» Т. Иванова, режиссер местного театра кукол «Пилигрим» Я. Дрейлих, профессиональные актеры и студенты-волонтеры организовали необычный театр. Как и в древнегреческом мифе, проект «Нить Ариадны» помогает детям выбраться из лабиринта проблем, дает участникам шанс преодолеть ограниченную недугом обстановку, проявить свои таланты, найти свое истинное призвание. «Нить Ариадны» объединила более 60 детей в возрасте от 7 до 14 лет, около 100 родителей, множество волонтеров, социальных педагогов и любителей театра. Проект получил гранто-вую поддержку (в размере 1 млн рублей) от московского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Благодаря занятиям в студии, воспитанники центра из малоподвижных и замкнутых детей за короткое время превращаются в общительных, уверенных в себе и собственных силах, включенных в сценическое действо актеров. Юные актеры научились бороться

4 В Тольятти дети с ДЦП играют в настоящих спектаклях // Волга Ньюс: информационный портал. URL: http://tlt.volga.news/article/158933.html (дата обращения: 04.07.2018).

со своим недугом не только на сцене, но и в жизни, улыбаться и забывать о трудностях. Занятия актерским мастерством, сочинение этюдов и «читка» инсценировок способствуют исправлению нарушений речи, развитию памяти, координированию движений. Репетиции проходят дважды в неделю по два-три часа, что, по мнению участников, слишком мало. Режиссеру важно было построить спектакль так, чтобы дети во всех мизансценах чувствовали себя свободно, поскольку учитывается индивидуальная проблема двигательного аппарата каждого исполнителя. Особое внимание уделялось жестам, мимике, эмоциональной насыщенности эпизода. Перед началом репетиций проводили голосовые и двигательные тренинги. Поскольку многие дети не могут передвигаться самостоятельно, ходу репетиций и показов помогали родители и волонтеры. Юные артисты научились самостоятельно ориентироваться в сценическом пространстве, а также помогать друг другу. Каждая репетиция превращается в совместную импровизацию, наполненную добротой и искренним стремлением добиться успеха.

Сказка «Теремок» стала дебютной постановкой студии и прошла при аншлаге. Роли были распределены так, чтобы характеры героев были близки личностным особенностям исполнителей. Бутафоры театра «Пилигрим» сделали кукол специально для этой постановки. Кроме того, занятия участников студии в цехе юных бутафоров «Операция Ы» позволили детям узнать, как создаются герои кукольных спектаклей, принять участие в изготовлении кукол и научиться у профессионалов основам кукловождения. В репертуаре театральной труппы спектакль «Когда рядом ангелы», в котором поднимается проблема толерантности в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, а также мюзикл «Коты-аристократы». На Всероссийском театральном фестивале-лаборатории «Дети играют для детей» в г. Сызрани и Международном театральном смотре «Волшебство театра» в г. Сочи коллектив стал лауреатом. Кроме того, коллектив получил приглашение в Германию, на театральный фестиваль самодеятельных коллективов.

В рамках фестиваля «Территория» был показан эскиз уникального спектакля о сле-

поглухих людях, в котором задействованы одновременно и слепоглухие, и зрячеслы-шащие актеры. Большинство участников проекта составили воспитанники Загорского интерната для слепоглухих детей и слушателей учебно-реабилитационного центра «Дом слепоглухих» в селе Пучково. Кроме того на сцену вышли известные выпускники интерната - профессор, доктор психологических наук А. Суворов и поэтесса И. Поволоцкая.

Сюжет постановки основан на жизненных историях реальных людей, для этого специально была написана документальная пьеса, основанная на глубинных интервью со слепоглухими участниками проекта и их зря-чеслышащими спутниками. Содержанием спектакля стали предельно простые рассказы о жизни слепоглухого в окружающем его мире.

Для работы со слепоглухими используются такие средства реабилитации, как пальцевая азбука «дактиль», позволяющая участникам проекта общаться с миром; качели, которые дают воспитанникам особые тактильные ощущения свободы полета; вальсирование по сцене с особой поверхностью. За время работы над проектом «Прикасаемые» все актеры выучились письму по ладони.

Уникальные технологии сценографии разработала театральный художник Е. Джа-гарова: в процессе работы со слепоглухими актерами очень важно было помочь им в ориентации в сценическом пространстве. Для этого особым образом была организована поверхность под ногами (проложены страхующие «направляющие»), кроме того, на сцене были размещены объекты, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Благодаря сотрудничеству с компанией «Арома-медиа», дополнительными ориентирами для участников спектакля стали деликатно поступающие в зал ароматы, которые помогали актерам следовать сценарию и замыслам режиссера. Смена ароматов являлась своеобразным сигналом смены сцены спектакля для зрителей.

В 2014 г. номинантом «Золотой маски» стал обладающий сильным эмоциональным воздействием на зрителя «спектакль с закрытыми глазами» для зрячих и слепых зрителей «Майская ночь» Московского театра кукол.

Уникальным также является театротера-певтический проект «Прикасаемые», реали-

зуемый с 2015 г. в рамках фестиваля «Территория» при поддержке Театра наций и Фонда слепоглухих «Со-единение». Инициаторами проекта выступили режиссер Р. Маликов и драматург М. Крапивина, а также известные актеры И. Дапкунайте, Е. Бероев и Е. Миронов. Этот масштабный проект предполагал постановку спектакля «Прикасаемые» в жанре документального социального театра. Проект основан на репродукции удачного эксперимента израильского театра Nalaagat, в труппе которого работают исключительно актеры с двумя сенсорными нарушениями -слепоглухие граждане. Основной проблемой для людей с одновременным нарушением слуха и зрения является проблема коммуникации, они практически не интегрированы в общество.

Помимо расширяющегося фестивального движения в России функционирует немало инклюзивных театров, в которых актерами являются люди с ограниченными возможностями здоровья. Таковым, например, является московский «Театр Простодушных», где играют актеры с синдромом Дауна. Под руководством И. Неупокоева уникальный коллектив «Театра простодушных», работающий с 1999 г., стал лауреатом многих фестивалей, в том числе является неоднократным участником фестиваля «ПРОТЕАТР». Одна из его последних работ - спектакль «Повесть о капитане Копейкине», идет на сцене Театра^ос.

Подобные театры функционируют в Екатеринбурге, Ижевске (инклюзивный театр «ARTель вдохновения» на базе общественной организации инвалидов «Ассоль»), Москве («ТаганкаШэд»), Нижнем Новгороде («Пиано»), Санкт-Петербурге («ШэдЭври-ка»), Сызрани (театральная студия «Мы вместе» при территориальном центре реабилитации).

Всероссийским благотворительным фондом «Мы вместе» и продюсерским центром Eternity Labs Russia реализуется проект №Бормат, одним из направлений которого стал театр-студия «№Рормат». Девизом реализуемого проекта является: «Мы не делимся на больных и здоровых! Мы вместе». Труппа театра для маленьких и больших артистов состоит из 45 человек, половина из которых имеют ограниченные возможности здоровья (страдают аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП) Театр-студия осуществляет постанов-

ку авторских мюзиклов, специально созданных для этого коллектива.

С сентября 1991 г. в Москве функционирует авторская учебно-театральная студия, основанная Л.В. Соловьевой, в ее структуре функционирует Детский Центр-студия, реализующая программы для детей, больных ДЦП. Центр-студия предлагает широкий выбор тренингов и индивидуальных занятий по голосу, речи, вокалу, пластике, опирающихся на последние научные достижения и обобщение мировых методик. Л.В. Соловьева предложила уникальную авторскую реабилитационную технологию помощи детям, больным ДЦП, основанную на арт-терапии и театротерапии, предполагающую активное вовлечение больного ребенка в художественную деятельность [5]. В рамках тренинга «Говори свободно! Двигайся! Фантазируй!» дети учатся формулировать свои мысли, развивают коммуникативные способности, постигают основы речевого этикета. Используя различные художественные средства, ребенок учится общаться с окружающим миром, повышается его познавательная активность, стимулируется сенсорное и двигательное развитие, концентрируется внимание.

Авторские наработки Л.В. Соловьевой нашли отражение в ее монографии «Говори свободно» [6], а также в серии учебных аудио- и видеоматериалов по развитию речевых навыков у детей, страдающих ДЦП. За время своего существования учебно-театральная студия превратилась в мощный методический центр, который организует профильную переподготовку и повышение квалификации для преподавателей. За годы существования Центра-студии рече-голосовой тренинг прошли несколько тысяч человек. Потребность в профильной дополнительной профессиональной подготовке очень велика, поэтому филиалы студии открываются не только в России, но и в ближнем зарубежье. Студия участвует в международных семинарах в США, Великобритании.

Таким образом, посредством театротера-пии происходит совершенствование навыков сознательного действия в условиях драматического произведения, стимулируются процессы самопознания в контексте развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности. Благодаря театротерапии достигаются такие цели, как

развитие вербальной и невербальной коммуникации; повышение уверенности в себе; преодоление социальных фобий; оптимизация саморефлексии, самодисциплины и чувства ответственности; развитие креативности; развитие навыков эмоциональной саморегуляции и др. [1] .

Реализация технологий арт-терапии в современной практике социальной реабилитации крайне актуальна и востребована. Вот почему столь значимо теоретико-методическое обоснование становления и перспективных направлений развития указанных технологий, а также создания базы соответствующего информационно-методического обеспечения, учитывающего последние достижения медицинских и психолого-педагогических отраслей научных знаний. Также важны специализированные программы переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, учитывающие инновационные наработки в области социальной реабилитации.

Список литературы

1. Строганов А.Е. Психотерапия на базе театральных систем. СПб.: Наука и Техника, 2009. 496 с.

2. Валента М., Полинек М. Драматерапия / под общ. ред. В.И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2013. 207 с.

3. Захариу А. Театротерапия для бездомных жителей Афин // Русские Афины. URL: http:// rua.gr/news/sobmn/news/8786-teatroterapija-dlja-bezdomnyh-zhitelej-afin.html/ (дата обращения: 04.07.2018).

4. Олиферчук В. Люди-невидимки привезли в Челябинск уникальный проект // Вечерний Челябинск. URL: https://vecherka.su/articles/ society/114305/ (дата обращения: 04.07.2018).

5. Соловьева Л.В. Дао голоса: голос как ваш инструмент. М.: Добрая книга, 2012. 317 с.

6. Соловьева Л.В. Говори свободно: создавая совершенный голос. М.: Добрая книга, 2008. 479 с.

Поступила в редакцию 10.08.2018 г. Отрецензирована 14.09.2018 г. Принята в печать 15.10.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой культуроведения и социокультурных проектов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-шаД: [email protected]

Дорожкина Ольга Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и возрастной психологии. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-шаД: [email protected]

Романина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Прохорова Оксана Германовна, доктор педагогических наук, профессор факультета социальной коммуникации, заслуженный педагог Российской Федерации. Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для корреспонденции: Долженкова М.И., e-mail: [email protected]

Для цитирования

Долженкова М.И., Дорожкина О.А., Романина Л.А., Прохорова О.Г. Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 59-69. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-177-59-69.

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-59-69

THEATRE THERAPY TECHNOLOGY IN MODERN SOCIAL REHABILITATION

Marina Igorevna DOLZHENKOVA1), Olga Alekseyevna DOROZHKINA1), Larisa Aleksandrovna ROMANINA1), Oksana Germanovna PROKHOROVA2)

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected], [email protected] 2) Moscow State University of Psychology & Education 29 Sretenka St., Moscow 127051, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. The technologies of theatre therapy in modern social rehabilitation are presented, the components of the pair of theatre system are revealed: game therapy; hospital clownery; psy-chodrama; psychomelodrama; satidrama; figurative psychodrama; pesso-therapy; psycho-gymnastics; "theatre of the oppressed"; forum theatre; "political theatre"; invisible theatre; theatre of memories; playback theatre; theatre of homeless artists or other unprotected categories; theatre of sports. It is noted that theatre therapy is extremely important for the social rehabilitation of children. We discuss some of the most outstanding achievements of the experimental technology theatre therapy in different countries: USA (project "Invisible People"); Greece; Russia (Project "Invizibl people" or "People Invisible"; All-Russian Festival of Special Theatres "ProTeatr"; project "Ariadne's Thread"; project "Touch-Ables"; "Theatre of Open-Hearted"; "ARTem inspiration"; "NeFopMar"; "Speak Freely" (L.V. Soloveva)). It is indicated that by means of theatre therapy there is an improvement of skills of conscious action in the conditions of dramatic work, processes of self-knowledge in the context of development of emotional-strong-willed and intellectual-cognitive spheres of the personality are stimulated. The implementation of art therapy technologies in the modern practice of social rehabilitation is extremely relevant and in demand. That is why so important theoretical and methodological justification of formation and promising directions of development of these technologies, as well as creating the appropriate database information and methodological support that takes into account the latest advances in medical and psycho-pedagogical branches of scientific knowledge. Also important specialized programs for retraining and advanced training of social workers, taking into account innovative developments in the field of social rehabilitation, including technologies of theatre therapy.

Keywords: social rehabilitation; theatre therapy; international experience; components of the theatre pair system

References

1. Stroganov A.E. Psikhoterapiya na baze teatral'nykh system [Psychotherapy on the Basis of Theatral Systems]. St. Petersburg, Nauka i Tekhnika Publ., 2009, 496 p. (In Russian).

2. Valenta M., Polinek M. Dramaterapiya [Drama Therapy]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2013, 207 p. (In Russian).

3. Zakhariu A. Teatroterapiya dlya bezdomnykh zhiteley Afin [Theatre therapy for homeless Athenians]. Russkiye Afiny [Russian Athens]. (In Russian). URL: http://rua.gr/news/sobmn/news/8786-teatroterapija-dlja-bezdomnyh-zhitelej-afin.html/ (accessed: 04.07.2018).

4. Oliferchuk V. Lyudi-nevidimki privezli v Chelyabinsk unikal'nyy proyekt [Invisible people brought a unique project to Chelyabinsk]. Vecherniy Chelyabinsk [Evening Chelyabinsk]. (In Russian). URL: https://vecherka.su/articles/ society/114305/ (accessed: 04.07.2018).

5. Solovyeva L.V. Dao golosa: golos kak vash instrument [Tao of the Voice: Voice as Your Instrument]. Moscow, Dobraya kniga Publ., 2012, 317 p. (In Russian).

6. Solovyeva L.V. Govori svobodno: sozdavaya sovershennyy golos [Speak Freely: Creating the Perfect Voice]. Moscow, Dobraya kniga Publ., 2008, 479 p. (In Russian).

Received 10 August 2018 Reviewed 14 September 2018 Accepted for press 15 October 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Dolzhenkova Marina Igorevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dorozhkina Olga Alekseyevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social and Age Psychology Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Romanina Larisa Aleksandrovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social Work Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Prokhorova Oksana Germanovna, Doctor of Pedagogy, Professor of Social Communication Faculty, Honored Teacher of the Russian Federation. Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For correspondence: Dolzhenkova M.I., e-mail: [email protected]

For citation

Dolzhenkova M.I., Dorozhkina O.A., Romanina L.A., Prokhorova O.G. Tekhnologii teatroterapii v sovremennoy sotsial'noy reabilitatsii [Theatre therapy technology in modern social rehabilitation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 59-69. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-59-69. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.