Научная статья на тему 'Театр и университет в XXI веке: научная конференция в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (aitu-iuta) "Московский Открытый студенческий театр" (ГБУК г. Москвы "мост"), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова'

Театр и университет в XXI веке: научная конференция в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (aitu-iuta) "Московский Открытый студенческий театр" (ГБУК г. Москвы "мост"), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ТЕАТР / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕАТР / СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР / ОБРАЗОВАНИЕ / CONFERENCE / THEATRE / UNIVERSITY THEATRE / STUDENT THEATRE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сафронихин Анатолий Викторович

В данной статье проводится обзор докладов, представленных на международной научной конференции «Театр и университет в XXI веке», которая была проведена в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA) в Москве с 20 по 24 августа 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE AND UNIVERSITY IN THE XXI CENTURY: SCIENTIFIC CONFERENCE AS A PART OF THE XII WORLD CONGRESS OF THE INTERNATIONAL UNIVERSITY THEATRE ASSOCIATION (AITU-IUTA)

The present article contains a review of papers delivered on the scientific conference «Theatre and University in the XXI Century» that was a part of the XII World Congress of the International University The atre Association (AITU-IUTA). The congress took place in Moscow on 20-24 August 2018.

Текст научной работы на тему «Театр и университет в XXI веке: научная конференция в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (aitu-iuta) "Московский Открытый студенческий театр" (ГБУК г. Москвы "мост"), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

ХРОНИКА

А.В. Сафронихин

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия

ТЕАТР И УНИВЕРСИТЕТ В ХХ ВЕКЕ: НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В РАМКАХ ХП ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ТЕАТРОВ (AITU-IUTA)

«Московский Открытый студенческий театр» (ГБУК г. Москвы «МОСТ»), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация: В данной статье проводится обзор докладов, представленных на международной научной конференции «Театр и университет в XXI веке», которая была проведена в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA) в Москве с 20 по 24 августа 2018 года.

Ключевые слова: конференция, театр, университетский театр, студенческий театр, образование.

A.V. Safronikhin

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

THEATRE AND UNIVERSITY IN THE XXI CENTURY: SCIENTIFIC CONFERENCE AS A PART OF THE XII WORLD CONGRESS OF THE INTERNATIONAL UNIVERSITY THEATRE ASSOCIATION (AITU-IUTA)

Abstract: The present article contains a review of papers delivered on the scientific conference «Theatre and University in the XXI Century» that was a part of the XII World Congress of the International University The-

atre Association (AITU-IUTA). The congress took place in Moscow on 20-24 August 2018.

Key words: conference, theatre, university theatre, student theatre, education.

С 20 по 24 августа 2018 года в Москве прошел XII Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA). Создание в Бельгии в 1994 году AITU-IUTA стало своевременным результатом стремления университетских театров к поиску коллег по всему миру, обмену знаниями и опытом. Сегодня AITU-IUTA объединяет представителей более чем из 50 стран и ставит своей целью развитие и стимулирование театрального образовательного и творческого процесса, теоретического и практического исследования на уровне университетского или иного высшего образования. Созданная представителями и для представителей университетов и других высших учебных заведений AITU-IUTA — это уникальный форум, где ученые, преподаватели и творческие деятели — теоретики и практики — могут поделиться достижениями, опытом и обсудить общие проблемы.

Каждые два года AITU-IUTA проводит Всемирный конгресс, в рамках которого члены ассоциации принимают участие в научной конференции, мастер-классах, круглых столах, Генеральной ассамблее. В прошлом конгресс принимали университеты Бельгии, Канады, Великобритании, Италии, Польши, Греции, Мексики, Колумбии, Беларуси. В 2016 году на конгрессе в Колумбии автор данной статьи, как избранный член Исполнительного комитета AITU-IUTA, представил кандидатуры Москвы в качестве места проведения следующего, двенадцатого конгресса и Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский Открытый студенческий театр» (театр «МОСТ»), которое к тому времени уже 9 лет входило в AITU-IUTA, в качестве организатора данного мероприятия. Исполком AITU-IUTA с одобрением и энтузиазмом воспринял идею провести конгресс в России, в Москве — одной из ярчайших точек на те-

атральной карте мира, и утвердил основным организатором конгресса театр «МОСТ».

Тема XII Всемирного конгресса AITU-IUTA была обозначена как «Театр и университет в XXI веке». В рамках основной темы обсуждались актуальные вопросы:

1. Миссия современных университетских и молодежных театров.

2. Изменения в театре в меняющемся мире.

3. Развитие университетских и молодежных театров в историческом контексте.

4. Театральное образование и тренинги сегодня.

С пленарными докладами были приглашены один из ведущих историков театра и театроведов России доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин и ректор ГИТИС, одного из крупнейших и старейших театральных университетов мира, кандидат искусствоведения Григорий Заславский.

В своем докладе «Театр и университет в России: общие корни, лабораторная площадка, любители, открывающие новые горизонты профессионалам» ректор ГИТИСа Г.А. Заславский рассмотрел роль университетского (в данном случае — любительского, непрофессионального) театра в наши дни и историческую роль такого театра в ходе становления культурной сферы России. Он отметил неоспоримую роль театра Московского университета, появившегося практически сразу после создания самого университета в 1755 году и ставшего одним из первых публичных театров Москвы, в становлении театрального искусства в России. Именно здесь выкристаллизовывались таланты будущих литераторов, драматургов и актеров. За неимением в то время театральных школ актеры театра Московского университета приглашались позднее в Императорские театры в Петербурге и Москве. Труппа Московского Императорского театра, распавшаяся позднее на Большой и Малый театры, состояла в значительной части из актеров театра Московского университета.

Появление и деятельность первых школьных и университетских театров в России (театра Кадетского шляхетного корпуса в Петербурге, театра Славяно-греко-латинской академии, Госпитального театра и театра Московского универ-

ситета в Москве) были освещены в докладе А. Сафронихина «Первые школьные и студенческие театры в России». В своем выступлении он рассказал о переходе от имевших образовательные цели закрытых для широкой публики школьных театров к публичным университетским театрам, ставшим стартовой точкой в развитии отечественного театра и отечественной драматургии.

Анализ деятельности современных российских театров при университетах был представлен в докладе А. Сафрони-хина «Место университетских театров в современной системе культуры России». Автор разделяет театральные группы в профессиональных творческих вузах и непрофессиональные коллективы нетворческих вузов. Первые выполняют учебную функцию и, создавая дух студийности в коллективе, могут приводить к формированию нового профессионального театра, со временем даже способного получить статус государственного. Так в свое время возникли Театр имени Е.Б. Вахтангова, Московский Новый драматический театр, Мастерская Петра Фоменко, «Модерн», Театр под руководством Армена Джигарханяна, Студия театрального искусства и др.

Любительские университетские театры преследуют несколько иные цели. Они включают студентов в творческий процесс и способствуют их культурному и личностному развитию. Как правило, участие в творческих проектах таких театров имеет во многом досуговый характер и отражает потребности молодежи в творческой реализации. Важнейшим стимулом работы студенческих театров служат личный энтузиазм участников коллектива и заинтересованность в драматической студии руководства вуза. Однако на поддержку университета таким театрам приходится рассчитывать не всегда. При отсутствии серьезного внимания со стороны администрации они, как правило, существуют недолго, полностью уступая место эстрадно-концертным формам студенческого творчества и КВНу. Если коллективом руководит профессионал в области театра — актер или режиссер, — то в этом случае можно отметить следующие особенности работы группы:

1. Наличие учебного процесса и тренингов.

2. Профессиональный подход к постановке спектакля;

3. Активное обучение студентов актерским навыкам в процессе постановки спектакля.

Подобные любительские театры могут производить творческие продукты высокого уровня и воспитывать будущих деятелей культуры, как это было отмечено в докладе Г.А. Заславского. Нередки случаи, когда участники студенческих театров, получив некоторые навыки и сценический опыт, поступают на актерские, режиссерские, сценарные, театроведческие и другие факультеты творческой направленности. Университетский театр под руководством профессионала тоже иногда достигает определенного художественного уровня, что в результате приводит к его включению в государственную систему культуры. Такой путь прошли, например, театр «Манекен», возникший в 1963 году как студенческий театр эстрадных миниатюр при Челябинском политехническом институте и ставший муниципальным театром в 1992 году, и Студенческий театр МГУ, на базе которого в 1999 году было создано государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский Открытый студенческий театр» («МОСТ»).

Пленарный доклад Д.В. Трубочкина осветил взаимоотношения между театром и театральной школой в сложившейся современной культурной ситуации. Автор отметил, что театр в наши дни функционирует как открытая система, притягивающая другие виды искусства и культуры в поисках своей «театральности». Театрализация становится неотъемлемой частью самых разных сфер деятельности, таких, как документальное исследование, социальное моделирование, и ряда других. По мнению профессора Трубочкина, сущность современного театра лежит скорее в сфере социальной коммуникации, чем в практике создания визуальных иллюзий или выразительных возможностях человеческого тела. Эти тенденции приводят к вниманию общества к образовательным возможностям театра.

Пленарные доклады вызвали большой интерес среди участников конгресса, множество вопросов и продолжительные разговоры после окончания сессии. Доклады Заславского и Трубочкина привлекли особое внимание иностранных

участников, имеющих связи с ГИТИС. Так, профессор факультета искусств Автономного университета Пуэблы (Мексика), вице-президент AITU-IUTA Исабель Кристина Флорес окончила ГИТИС еще в советское время, а руководитель Театральной студии Пайсанду (Уругвай) Рауль Родригес Да Сильва в настоящее время представляет ГИТИС в странах Латинской Америки.

В своем докладе «Внутри театрального класса» И.К. Флорес рассматривает вопрос искусства педагогики и поиска эффективного взаимодействия между педагогом и студентами в процессе театрального обучения, а также обсуждает парадокс, который можно сформулировать так: «Научить актерскому мастерству и режиссуре невозможно. Тем не менее учиться нужно!» Р. Родригес Да Сильва представил доклад «О важности театрального обучения в университетском театре», где, исходя из личного опыта, отметил, что университетский театр играет огромную роль в формировании личности учащегося, в том числе не выбравшего артистическую карьеру. Он считает, что система Станиславского лучше других образовательных систем помогает повысить качество работы театральной студии, сделать ее более привлекательной для студентов, увеличить стремление участников студии к творчеству, поскольку эта система формирует жизненный, эмоциональный и одновременно заставляющий думать театр, который стимулирует развитие творческого мышления вне зависимости от будущей профессии студента. О применении метода Станиславского в обучении актерскому мастерству в Турции рассказал преподаватель Государственной консерватории при Университете Хаджеттепе (Турция) Ирфан Хасан Бузджу.

Проблеме социальной миссии университетского театра посвятили свое выступление сразу несколько участников конгресса. Профессор Урбинского университета (Италия), президент AITU-IUTA Вито Минойа представил сообщение о работе театра Aenigma, которым он руководит в Урбинском университете. Он определяет свой театр как «театр социального взаимодействия», который, имея дело с подростковыми физическими и психологическими отклонениями, превращает сценическое пространство в важнейшую сферу духовного общения между людьми.

Театр активно вовлекает в сценические представления заключенных, в которых артисты играют в спектаклях для осужденных и вместе с осужденными. Эти спектакли не обладают выдающейся художественной ценностью, но оказывают неоценимый социокультурный эффект. Доцент Американского университета (США) Челси Хорн познакомила аудиторию с двумя творческими проектами, разработанными профессорами Университета Джорджа Вашингтона, в которых преподаватели и студенты в сотрудничестве с бездомными создают театр, напрямую работающий с такими важными вопросами, как неравенство, выселение и эмансипация. О социальной — терапевтической — функции театра рассказал преподаватель Международного колледжа MINT и Культурного центра Филиппин (Филиппины) Деннис Марасиган. Он осветил опыт работы театрального коллектива Tanghalang Pilipino с населением, в особенности с детьми, в регионах, страдающих от природных катаклизмов и военных конфликтов.

О коллективах при своих университетах сделали доклады целый ряд спикеров: профессор Даниэль Ариза (Университет Кальдаса, г. Манисалес, Колумбия), профессор Оуриэль Зохар (Технион, г. Хайфа, Израиль), секретарь AITU-IUTA Ален Шевалье (Льежский университет, г. Льеж, Бельгия), профессор Элка Федюк (Университет Веракруса, г. Халапа, Мексика) и другие. В своих докладах авторы раскрыли особенности работы театров, их взаимодействие с университетом, результаты их контакта с преподавательской и студенческой аудиторией. На конференции были представлены сообщения и о российских студенческих театрах. Доцент Алтайского государственного института культуры Вера Медведенко представила свой опыт работы с разными коллективами (любительскими и профессиональными) в разное время и заключила, что основная миссия театра — объединять, невзирая на многие факторы, различающие людей. К аналогичному выводу приходит и профессор Университета Лубумбаши (Демократическая Республика Конго) Ф.О. Кабея в своей работе «Парадокс университетского театра».

Об отмечающем в 2019 году свое 75-летие Театре-студии Санкт-Петербургского университета рассказали Татьяна

Бердникова и Виктор Давыдов. Театр, имеющий богатую историю, стремится выйти за границы известных и комфортных форм существования, осваивает новые и необычные для стационарного театра пространства и остается центром интеллектуального, культурного и творческого развития студенческого сообщества университета. О культурно-досуговой работе в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» сделал доклад начальник управления культуры и молодежной политики вуза Дмитрий Хорват. В своем выступлении он подчеркнул, что в настоящее время происходит усиление роли культурно-досуговой деятельности. Как важнейший компонент воспитания, она оказывает позитивное влияние на формирование личности, развитие ее духовных и нравственных качеств, ориентирует на базовые ценности и традиции общества. Необходимость решения основных воспитательных задач привела к разработке в НИТУ «МИСиС» Программы воспитательной деятельности на период обучения, активно вовлекающей студентов в культурную и творческую жизнь университета.

Ряд выступлений был посвящен театру Латинской Америки. Профессор Центрального университета Эквадора Кармен Хихон, анализируя драматургию данного региона, приходит к заключению, что она далека от магического реализма, исторически связанного с Латинской Америкой, и раскрывает реалии, которым сопутствуют топорность и грубость. Преподаватель Федерального университета штата Рио-де-Жанейро (Бразилия) Юсиллен Сантана, изложив исторические аспекты развития театральных школ Бразилии, озвучила проблемы, с которыми сталкиваются современные преподаватели — во многом они связаны с низким авторитетом занятий сценической подготовки и профессионального обучения, когда работа над совершенствованием циклов театральных дисциплин ценится не так высоко, как построение карьеры за счет получения ученой степени и издания научных статей. Эта ситуация может привести к затруднениям при выработке профессиональных навыков у будущих поколений студентов-артистов. Профессор Национального университета искусства (Аргентина) Грасиела Муньос изложила в докладе историче-

ски сложившуюся ситуацию метаний национального театра между традиционным театром и экспериментальными театральными движениями. Последние, внося новые эстетические веяния, дали импульс развитию новых подходов в обучении драматическому искусству.

Новшества и особенности образования стали одними из основных тем докладов. Профессор Университета Буффало (США) Мария Хорн представила сообщение о педагогике, основанной на спектаклях по средневековой драме. Она отметила, что в США средневековая драма в программах обучения актерскому мастерству кратко изложена в курсе «История театра», поэтому у студентов нет возможности близко познакомиться с аналитической критикой и разборами этих произведений. Однако именно этот материал может быть толчком для творческого поиска и раскрытия нового потенциала. Руководитель Школы визуальных и исполнительских искусств Университета Де Монфор (Великобритания) Роб Брэннен раскрыл тему использования теории обучения на практике (подход «Изучение действием») в методах современного исполнительского искусства. Этот подход строится на взаимосвязи осмысления и действия и включает в себя действие с определенной целью, пересмотр действий, нахождение смысла действий и, возможно, нахождение новых способов действовать в будущем. Коллега Р. Брэннена по университету профессор Трэйси Крукшенк сделала доклад о своем подходе к выработке коллективно используемого в обучении языка. В своей работе она ставит целью определение методов конвенционального установления творческого, но в то же время требовательного (критикующего) стиля речевой коммуникации, основанного на академическом и социокультурном опыте студентов. Выработка такого общего языка в контексте обучения может служить методом развития единого театрального коллектива и чувства общности. В докладе профессора Колледжа искусств LASALLE (Сингапур) Обри Мел-лора была озвучена мысль о необходимости развития образовательных программ в связи с меняющейся действительностью. Докладчик констатировал переход большинства театральных учебных программ от интерпретаций к адапта-

циям, а университетский театр был рассмотрен им как тренировочная площадка для начинающих режиссеров и драматургов. Меллор считает, что особое внимание необходимо уделять постановке спектаклей в учебных программах и развитию творческого начала наряду с обучением структуре и основным элементам спектакля.

Театральный режиссер и педагог Челябинского института культуры (Россия) Владимир Филонов представил результаты работы лаборатории для актеров и режиссеров студенческих театров, которую проводит Ассоциация студенческих театров России, организованная на базе Студии-театра «Манекен» Южно-Уральского государственного университета. За восемь лет ими было проведено шестнадцать лабораторий, включающих тренинги в период формирования коллектива и в процессе подготовки спектакля, участие в фестивалях, специальные мастер-классы и семинары.

Актер театра «МОСТ», педагог Высшей школы сценических искусств (Россия) Илья Кожухарь изложил в докладе разработанный и преподаваемый им курс «Психология для актеров». В этом курсе он соединяет систему Станиславского и психологические знания, что позволяет по-новому взглянуть на многие определения, в частности, на термин «сверхзадача». Используя этот гибридный подход, актер может существенно расширить для себя горизонты профессии.

В конгрессе приняли участие не только театральные педагоги и режиссеры, но и руководители международных театральных фестивалей. Представитель оргкомитета фестиваля студенческих театров «KESTENBURG» (Босния и Герцеговина) Бохана Томашевич рассказала об участниках и мероприятиях проводимого ими фестиваля, о его развитии, а также о планах проведения следующих фестивалей. Директор фестиваля «Тэ-атральны Куфар» (Беларусь) Екатерина Солодуха в своем докладе проанализировала актуальные проблемы современной белорусской драмы. Она высказала мнение, что герой нового поколения белорусской драмы неоднозначен и выходит за четко определенные границы. Плюралистический характер постмодернистского искусства порождает множество героев и их художественных отожествлений. Вместе с тем их объеди-

няет чувство кризиса человеческого существования. Таким образом, можно заключить, что фокусом современной белорусской драмы становится кризис героя.

Программа конгресса была достаточно насыщенной, представлены разные театральные школы, в конгрессе приняло участие более ста пятидесяти человек из более чем тридцати стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. Конгресс AITU-IUTA, впервые проведенный в России, стал значительным научным и культурным событием. По решению Исполнительного комитета следующий конгресс AITU-IUTA пройдет в 2020 году в Маниле — его основным организатором выступит Культурный центр Филиппин.

Данные об авторе:

Анатолий Викторович Сафронихин — кандидат химических наук, член Исполнительного комитета Международной ассоциации AITU, «Московский Открытый студенческий театр» (ГБУК г. Москвы «МОСТ»), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. E-mail: safronikhin@yandex.ru

Data about the author:

Safronikhin Anatolij — PhD, Member of the Executive Committee of the International Association AITU, Moscow State Budgetary Institution of Culture "Moscow Open Student Theatre", Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: safronikhin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.