11. Stepanov Y.S. Metody i printsipy sovremennoy lingvistiki [Methods and principles of contemporary linguistics]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 313 p. (In Russ.).
12. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Language and intercultural communication]. Moscow, Slovo Publ., 2000. 146 p. (In Russ.)
13. Yakovl'uk S.M. Ionov-Tarasov I.V. Metody i priemy teatral'noy pedagogiki v formirovanii kommunikativnoy kul'tury shkol'nika [Methods and receptions of theatrical pedagogy in the formation of communicative culture of student]. Internet-zhurnal "Mir nauki" [Internet journal "World of Science"], 2016, vol. 4, no. 2. (In Russ.). Available at: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN216.pdf (accessed 09.02.2018).
УДК 374.32
СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XX И XXI СТОЛЕТИЙ
Еваева Анастасия Эдуардовна, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, преподаватель кафедры театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена теоретическому осмыслению социального театра как значимого явления театральной культуры XX и XXI столетий. Развиваясь в границах перформативного искусства, социальный театр обладает несомненным психолого-педагогическим потенциалом, который осуществляется в таких формах, как: театротерапия, психодрама, форум-театр, «Class Act», документальный театр и др. Социальный театр обладает и реализует психолого-педагогический потенциал, который требует своего научного осмысления. Изучение этого явления театральной культуры на основе анализа и обоснования образовательного, воспитательного, психотерапевтического, социально-реабилитационного и другого потенциала дает нам возможность проследить становление социального театра как психолого-педагогического феномена.
В статье дана характеристика социального театра как психолого-педагогического феномена для развития социально-значимых личностных качеств участников театральных проектов. Анализируется вопрос дефиниции понятия «социальный театр» в англоязычных странах (Великобритания, Австралия), в Германии, странах Африки, Азии и Латинской Америки, России. Выявляются актуальные психолого-педагогические подходы в работе с личностью в театральных проектах XX и XXI столетий.
В заключение раскрываются задачи и характеристики театральных проектов социального театра, структурируются рассмотренные психолого-педагогические подходы, влияющие на развитие личности.
Ключевые слова: социальный театр, феномен, педагогика, театральная культура, театр, личность, участник.
SOCIAL THEATER AS A PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PHENOMENON OF THEATRE CULTURE OF THE 20th AND 21st CENTURIES
Evaeva Anastasiya Eduardovna, Postgraduate, Department of Sociocultural Activities, Instructor of Theatrical Art Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The theoretical interpretation of the social theatre as a significant phenomenon of the theatre culture of the 20th and 21st centuries is considered in this article. The social theatre developing in the performance art has an unquestionable psychological and pedagogical potential, which is realized in such forms as: theatre
therapy, psychodrama, forum theater, Class Act, documentary theater, etc. Social theater is a phenomenon that develops as interdisciplinary art at the intersection of theater and pedagogy, art and psychology, exposing and helping solve societal pain points. The social theatre has and realizes the psychological and pedagogical potential, which requires its scientific comprehension. Studying this phenomenon of theatrical culture based on identifying and substantiating the educational, psychotherapeutic, social and rehabilitation and other potentials gives us a chance to follow the formation of social theater as a psychological and pedagogical phenomenon.
The social theater characteristics as a psychological and pedagogical phenomenon for the development of socially significant personal qualities of participants in theater projects are given in the article. The definition of the "social theatre" concept in English-speaking countries (Great Britain, Australia), in Germany, Africa, Asia and Latin America, Russia is analyzed here. The actual psychological and pedagogical approaches to working with a person in theatre projects of the XX and XXI centuries are revealed on methods and projects N. Yevreinova, Moreno, A. Boal, the project "Class Act" in the theater "Traverse" (Edinburgh), the theater project "Together" (St. Petersburg).
The conclusion reveals the tasks and characteristics of theater projects of the social theater, structures the examined psychological and pedagogical approaches affecting the development of an individual.
Keywords: social theater, phenomenon, pedagogy, theatrical culture, theater, personality, participant.
Сегодня социальный театр, как сложившееся явление театральной культуры, уверенно вошел в сценическую практику в России и за рубежом. Эта сценическая практика связана с работами таких театральных деятелей, как: Н. Н. Евреинов и его театротерапия, А. Боаль и А. Шиллинг с форум-театром, Я. Л. Морено и метод психодрамы и др.
Дальнейшее изучение этого явления театральной культуры на основе выявления и обоснования образовательного, воспитательного, психотерапевтического, социально-реабилитационного и другого потенциала дает нам возможность проследить становление социального театра как психолого-педагогического феномена.
На VI Санкт-Петербургском культурном форуме Адриан Джексон - художественный руководитель Лондонской театральной организации Cardboard citizens («Жители картонных коробок») - отмечал, что не понимает, о каком социальном театре все говорят: «Лично он занимается театром асоциальным, то есть тем, который работает с людьми, находящимися за гранью так называемого общества. Cardboard citizens задает критические вопросы как обществу в целом, так и его институтам» [9].
Изначально театроведы и искусствоведы не считали социальный театр искусством, но исследователи, занимающиеся изучением перформа-тивных видов искусств, заставили пересмотреть их взгляды, акцентируя внимание на таких возможностях социального театра, как: индивидуальная и групповая терапия, политические акции,
возможность самовыражения или обмен опытом и знаниями. «Создание произведений искусства, то есть сознательная попытка создать нечто прекрасное, является лишь одной из функций перформа-тивных искусств, идущей рука об руку с другими более утилитарными функциями», - пишет американский театровед и театральный режиссер Ричард Шехнер в книге Performance studies: An Introduction («Исследование перформативных искусств: Введение») [14].
После детального изучения перформатив-ных искусств теоретики театрального искусства обнаружили, что социальный театр принимает определенную форму (агитационный театр, психодрама, прикладная драма, театр для развития, инклюзивный театр, форум-театр и др.), которая зависит от политической ситуации, социально-экономических условий, исторического контекста или уровня развития гражданского общества. Тогда исследователи обратились к изучению социального театра во всех уголках земного шара.
В Великобритании, Австралии и других англоязычных странах, находившихся под британским влиянием, мы встретим название applied drama или applied theatre - «прикладная драма». В 1970-х годах из-за глубокой экономической депрессии возникают различные культурные инициативы и проекты, которые необходимы населению.
В «applied drama» очень важны ее прикладные результаты. Например, в проекте Class Act, родившемся в театре «Треверс» в Эдинбурге,
школьники под руководством профессиональных драматургов пишут собственные пьесы, а впоследствии ставят их на профессиональной сцене: «Прикладными целями этого проекта являются: повысить грамотность участников-подростков, улучшить их успеваемость в школе и умение выражать свои мысли, научить подростков общаться друг с другом, вести диалог, обсуждать пьесы друг друга без оскорблений» [9].
Таким образом, в англоязычных странах социальный театр находится между искусством театра и той социально-психологической областью, к которой применяется прикладная драма.
В Германии обычно встречается термин «театральная педагогика»: «Театральная педагогика - это художественно-эстетическая практика, которая сконцентрирована на индивидууме: его идеях и возможностях самовыражения. Из этой предпосылки в групповой работе и рождается театр. Театральная педагогика способствует развитию творческих и социальных навыков человека, а также личностному росту» [9]. В 1970-х появляются государственные культурные и социальные центры, свободные творческие пространства, созданные местными жителями, возникающие как протест против элитарного, буржуазного искусства.
Например, берлинский театр «Шаубюне» предлагает зрителям участвовать в мастер-классах и публичных дискуссиях или присоединиться к одной из своих свободных театральных групп. Здесь театральные педагоги - «посредники между театром и зрителями, они дают возможность последним стать соучастниками творческого процесса» [9].
В немецком обществе социальный театр рассматривается как «междисциплинарное искусство на стыке театра и педагогики. Его психолого-педагогические цели - творческое самовыражение личности и построение связей между профессиональными театрами и их зрителями» [9].
Также стоит обратить внимание на страны Африки, Азии и Латинской Америки, которые долгое время находились под гнетом колонизации. В этих странах актуален так называемый «театр для развития» (Theatre for Development). Психолого-педагогическая направленность этих театральных экспериментов ориентирована на развитие грамотности населения, обучение основам малого предпринимательства и ведению
сельского хозяйства, распространению знаний о контрацепции и планировании семьи, поднятие проблем здоровья (например: ВИЧ и его последствия), бедности и т. д. «Театр для развития» пытается разрешить социально-значимые проблемы общества средствами театрального искусства.
Говоря о России, нужно сказать, что изначально социальным театром считали такие направления социально-культурного творчества, как клубная самодеятельность, театротерапия, агитационный театр и массовые зрелища. Например, агитпоезда, возникновение и рассвет которых приходится на первую четверть ХХ столетия, связаны были с октябрьской революцией. В вагонах поездов обустраивалась сцена, с которой велась агитация. Одной из актуальных тем в то время была пропаганда здорового образа жизни.
В современной театральной культуре грани социального театра приобрели новые характеристики и направления. Это подтверждает возникновение таких феноменов, как инклюзивный театр, театр «Равный - равному», театр Р1ауВаск, документальный театр и др. Мы уже указывали, что «в перечисленных направлениях решаются проблемы, волнующие определенную группу участников, поднимаются злободневные вопросы и совершается поиск ответов через творческие подходы и решения в приемах и границах, присущих вышеперечисленным направлениям» [1]. Поиск новых форм и направлений можно связать с такой задачей социального театра, как включение человека в межличностную коммуникацию, через которую он смог бы воспитать в себе необходимые качества для «правильного» существования в мире.
Для нашего исследования важно понимание того, что «социальный театр» - это феномен, который развивается как междисциплинарное искусство - на стыке театра и педагогики, искусства и психологии, обнажая и помогая решать болевые точки социума.
Благодаря развитию театральных направлений возникают актуальные психолого-педагогические подходы в работе с личностью. Для их выявления проанализируем некоторые театральные проекты XX и XXI столетия.
Н. Н. Евреинов на рубеже XX столетия разрабатывает метод оздоровления человека «чарами театрального искусства». Этот метод получил на-
звание «театротерапия», став первым социально-культурным опытом в осуществлении его творческой концепции - «монодрамы» [2].
Ранее мы отмечали, что «главная творческо-преобразующая задача монодрамы - катарсис, как целительная сила, ориентированная на переживание драматической ситуации участниками театрального зрелища, когда "изживание" социально-психологической травмы, личностное "преображение" происходило через иллюзорное проигрывание зрителями драматических событий и иных социальных ролей, которые волновали участников» [1].
Например, в основе инсценировки «Так было - так не было» лежала история влюбленности нескольких учеников в одну девушку, из-за чего обострялся конфликт во взаимоотношениях всех вышеперечисленных. Тогда классному руководителю, как рассказывает Н. Н. Евреинов, «горячо сочувствовавшему весенней жизни класса и целиком увлеченному "романтическим водоворотом", в какой попали юные и потому совсем неопытные "питомцы науки", - пришла в голову прямо-таки невероятная, немыслимая, на первый взгляд, идея: инсценировать весь этот необычайный "роман", со всеми его сложными перипетиями, и заставить кровных участников его изобразить самих себя, со всеми их интимными переживаниями на подмостках театра» [2, с. 18]. Благодаря данному методу происходит изживание травмы, посредством проигрывания на сцене событий, волновавших участников спектакля.
Анализируя метод Н. Н. Евреинова, можно сделать вывод, что театротерапия фактически выступает психолого-педагогическим подходом в воспитании обучающихся, благодаря которой «актеры идеально претерпевают фрустрацию непризнания, контролируя тиранический образ путем своеобразного договора» [12, с. 283].
Говоря о психологии личности, стоит отметить и метод психодрамы, созданной психологом и социологом Я. Л. Морено [3]. Он закладывает в основу обучения активные групповые методы (групповая психотерапия) и социометрию (вскрытие межличностных отношений группы). Психодрама выступает, прежде всего, как терапевтический инструмент, техники которого применяются в педагогике, развивая и культивируя коммуникативные навыки обучающегося.
Это подтверждает французский психолог, профессор А. А. Шутценбергер: «Психодрама всегда одновременно терапевтична и педагогична, но в ней можно сделать акцент на глубинную терапию, педагогику или на обучение» [13, с. 34]. Сам же Я. Л. Морено, считает: «установка психодраматических единиц в пределах образовательных учреждений является в настоящий момент не только возможной, но необходимой» [3, с. 195]. Вследствие этого у обучающихся происходят изменения в отношениях личного и группового характера. Совершается это за счет возникновения и становления новых взглядов и принципов на существующие проблемы и нахождение способов их решения. Н. В. Орехова отмечает, что «при использовании психодраматических техник учебное взаимодействие принимает интерактивный характер, в котором задействованы все субъекты образовательного процесса» [4].
Еще одна важная фигура XX столетия - А. Бо-аль, бразильский театральный режиссёр, писатель и общественный деятель. Для нашего исследования А. Боаль интересен своим форум-театром, который чаще всего затрагивает социальные проблемы. Отличительная черта форум-театра - наличие главной истории (подросток, пристрастившийся к наркотикам, жестокое обращение одноклассников к сверстнику с физическими отклонениями и др.), разыгрываемой по заранее придуманному сценарию, а после переигрываемой в соответствии с представлениями зрителей. «Тема всегда имеет отношение к какой-либо социальной проблеме и так или иначе связана с угнетением, то есть подавлением воли одного или нескольких людей» [9, с. 30]. Цель форума, собственно, состоит в преодолении этого угнетения через индивидуальное или коллективное проигрывание проблемной ситуации.
Сегодня участником форум-театра может стать любой желающий, но обычно группы формируются исходя из оптимального гендер-ного и возрастного соотношения. Кроме того, форум-театр зачастую применяется в учебных заведениях для решения межличностных или социальных проблем подростков. Например, на кафедре психологии Нижегородского института развития образования форум-театр используется «как эффективное средство профилактики наркомании и прочих видов зависимостей, а также разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем, таких как раннее
материнство, профилактика асоциального поведения и т. д.» [11].
Форум-театр в состоянии решать социально-личностные проблемы субъекта, развивая у него навыки критического мышления, конструктивного поведения в сложных коммуникативных ситуациях, быстрой адаптации к предлагаемым обстоятельствам, а также включенность в проблемы общества и чувства эмпатии.
Режиссер, театральный деятель Б. Д. Павлович дал интервью журналу «Театр» (см. [9, с. 65]), где рассказал о венгерском режиссере театра и кино А. Шиллинге, который ставит спектакль с подростками. В их класс приходит новая ученица (ее играет актриса) и новая учительница. Далее появляется директор школы, сообщая классу о том, что кто-то из присутствующих взломал профиль учительницы и выложил в сеть ее фотографии в неприглядном виде. Возникает вопрос, кто это сделал? Класс включается в обсуждение этой истории. Узнав, что у новенькой какие-то «счеты» с учительницей, класс должен принять решение - сдать ее или нет? «Через какое-то время дети понимают, что среди них - актеры, но этический выбор происходит на самом деле. То есть Арпаду Шиллингу вдруг стало важным сделать спектакль на территории форум-театра <...> Это чистой воды социальный театр - проработка с подростками их комплексов» [9, с. 65].
А. Шиллинг, приводя в действие данный театральный проект, включает в работу весь класс, формируя в каждом участнике индивидуальные и общественно-значимые моральные качества - такие как гуманизм, ответственность, честность, открытость и др., способствующие адаптации личности в любом коллективе и успешной жизни в будущем.
Британский драматург Никола МакКартни в своей профессиональной деятельности как руководитель Class Act преследовал такие цели, как найти новых потенциальных драматургов; привлечь и воспитать новую публику; поднять самооценку подростков и подтолкнуть их к творческой деятельности [8].
Данное направление актуально в настоящее время. Доказательством выступают театральные проекты: Красноярского ТЮЗа [5], ТЕАТРаЛОС совместно с Можайской воспитательной колонией для несовершеннолетних [6], Киевского академического театра юного зрителя [7] и т. д.
И, наконец, стоит обратить внимание на театральный проект А. Мухиной «Вместе», который родился в 2012 году в Санкт-Петербурге. Главная его цель - создание проектов, затрагивающих важные проблемы разных социальных и возрастных групп населения. Например, ксенофобия, поиск «нового» человека, связь и современное общество и др. Одно из направлений проекта -документальный театр.
Участники спектакля с режиссером и драматургом выбирают тему для исследования, собирают документальный материал, анализируют его и приступают к репетициям. Итогом становится показ спектакля по выбранной теме в технике «вербатим».
В театральном проекте «Вместе» средствами документального театра решаются следующие психолого-педагогические задачи: формирование коммуникативных навыков и навыков критического мышления. Именно при помощи этих сформированных навыков создатели погружают участников и зрителей в проблемы общества.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Во-первых, социальный театр не стремится к профессионализму как с исполнительской точки зрения, так и со стороны драматургической основы сценического проекта; эти аспекты театрального искусства не являются главными, а уходят на второй план; проанализированные нами театральные проекты, как правило, вскрывают социальные проблемы общества и личностные проблемы участников. В этом случае театральные проекты решают психолого-педагогические задачи в процессе обучения и воспитания личности, ее адаптации и социализации.
Во-вторых, проекты социального театра, как правило, интерактивны, не знают строгого разделения между исполнителями и зрителями. Такие формы социального театра, как театротерапия и психодрама направлены на вскрытие и «изживание» групповой или индивидуальной проблемы.
В-третьих, данный театр ориентирован на решение проблем социальной интеграции и «угнетения». Они осуществляются в таких формах, как Class Act, форум-театр и театральный проект «Вместе».
Таким образом, социальный театр как значимое явление театральной культуры XX и XXI столетия, трансформируясь в направлениях
перформативного искусства, одновременно является и психолого-педагогическим феноменом, обеспечивающим проведение оригинальных научных исследований, достижение практических результатов в развитии социально-значимых лич-
ностных качеств участников театральных проектов, что, в свою очередь, способствует формированию нового научного знания и практического опыта в области прикладной психологии и педагогики.
Литература
1. Еваева А. Э. Театральные проекты как педагогическая основа социокультурной активности молодежи: к определению понятия // Социум, общество и государство: история и современное развитие: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 20 нояб. 2017 года. - М.: Профессиональная наука, 2017. - С. 148-152.
2. Евреинов Н. Н. О новой маске (автобио-реконструктивной). - Пг.: Третья стража, 1923. - 45 с.
3. Морено Я. Психодрама / пер. с англ. Т. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. -528 с.
4. Орехова Н. В. Психодраматические методы как способ обучения межличностным коммуникациям [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18883/1/iurp-2010-85(1)-02.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
5. Официальный сайт Красноярского театра юного зрителя [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ktyz.ru/ project/view/7#about (дата обращения: 22.01.2018).
6. Официальный сайт Московского ТЕАТРа. DOC [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teatrdoc.ru/proj. php?id=10 (дата обращения: 22.01.2018).
7. Проект «CLASS ACT: Восток-Запад» [Электронный ресурс]. - URL: http://islam.in.ua/ru/novosti-v-strane/ proekt-class-act-vostok-zapad-obedinil-molodezh-s-vostoka-i-zapada-ukrainy (дата обращения: 22.01.2018).
8. Петербургский театральный журнал № 3 [73], 2013. Никола МакКартни CLASS ACT: Теория и практика [Электронный ресурс]. - URL: http://ptj.spb.ru/archive/73/theatre-leader-school-73/class-act-teoriya-ipraktika/ (дата обращения: 01.02.2018).
9. Социальный театр и его имена // Театр: журнал о театре. - 2016. - № 24-25. - 165 с.
10. Федеральный закон // Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin. ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 18.01.2018).
11. Форум-театр. Интерактивная техника групповой работы [Электронный ресурс]. - URL: http://psy.1september. ru/article.php?ID=200401509 (дата обращения: 01.02.2018).
12. Чубаров И. М. Театрализация жизни как стратегия политизации искусства // Советская власть и медиа. -СПб., 2006. - С. 281-295.
13. Шутценбергер А. А. Психодрама / пер. с фр. Г. Бутенко, К. Бутенко. - М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.
14. Schechner R. Performance Studies: An Introduction. - 3 edition. - London: Routledge, 2013. - 376 р.
References
1. Evaeva A.E. Teatral'nye proekty kak pedagogicheskaya osnova sotsiokul'turnoy aktivnosti molodezhi: k opredele-niyu ponyatiya [Theatrical projects as the pedagogical basis of the socio-cultural activity of youth: the definition of the concept]. Sotsium, obshchestvo i gosudarstvo: istoriya i sovremennoye razvitie: sbornik nauchnykh trudov po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 20 noyabrya 2017 goda [Socium, society and state: history and modern development: a collection of scientific papers on the materials of the II International Scientific and Practical Conference, November 20, 2017]. Moscow, Professional'naya nauka Publ., 2017, pp. 148-152. (In Russ.).
2. Evreinov N.N. O novoy maske (avtobio-rekonstruktivnoy) [About the new mask (autobio-reconstructive)]. Petrograd, 1923. 45 p. (In Russ.).
3. Moreno Ya. Psikhodrama [Psychodrama]. Moscow, April-Press, EKSMO-Press Publ., 2001. 528 p. (In Russ.).
4. Orekhova N.V. Psikhodramaticheskiye metody kak sposob obucheniya mezhlichnostnym kommunikatsiyam [Psycho-dramatic methods as a method of teaching interpersonal communications]. (In Russ.). Available at: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/18883/1/iurp-2010-85(1)-02.pdf (accessed 20.01.2018).
5. Ofitsial'nyy sayt Krasnoyarskogo teatra yunogo zritelya [The official site of the Krasnoyarsk theater of the young spectator]. (In Russ.). Available at: http://www.ktyz.ru/project/view/7#about (accessed 22.01.2018).
6. Ofitsial'nyy sayt Moskovskogo TEATRa. DOC [Official site of the Moscow Theater. DOC]. (In Russ.). Available at: http://www.teatrdoc.ru/proj.php?id=10 (accessed 01.22.2018).
7. Proyekt «CLASS ACT: Vostok-Zapad» [The project "CLASS ACT: East-West"]. (In Russ.). Available at: http:// islam.in.ua/en/novosti-v-strane/proekt-class-act-vostok-zapad-obedinil-molodezh-s-vostoka-i-zapada-ukrainy (accessed 01.22.2018).
8. Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal № 3 [73], 2013 goda. Nikola Makkartni CLASS ACT: Teoriya i praktika [Petersburg Theater Magazine № 3 [73], 2013 Nikola McCartney CLASS ACT: Theory and Practice]. (In Russ.). Available at: http://ptj.spb.ru/archive/73/theatre-leader-school-73/class-act-teoriya-ipraktika/ (accessed 01.02.2018).
9. Sotsial'nyy teatr i ego imena [Social Theater and its names]. Teatr: zhurnal o teatre [Theater: Theater Magazine], 2016, no. 24-25. 165 p. (In Russ.).
10. Federal'nyy zakon Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [FederalLaw on Education in the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 18.02.2018).
11. Forum-teatr. Interaktivnaya tekhnika gruppovoy raboty [Forum-theater. Interactive technique of group work]. (In Russ.). Available at: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401509 (accessed 01.02.2018).
12. Chubarov I.M. Teatralizatsiya zhizni kak strategiya politizatsii iskusstva [Theatricalization of life as a strategy for the politicization of art]. Sovetskaya vlast'i media [Sovietpower and media]. St. Petersburg, 2006, pp. 281-295. (In Russ.).
13. Shuttsenberger A.A. Psikhodrama [Psychodrama]. Mosocw, Psikhoterapiya Publ., 2007. 448 p. (In Russ.).
14. Schechner R. Performance Studies: An Introduction. London, Routledge Publ., 2013. 376 p. (In Engl.).
УДК 378
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Султан Румия Гарифулаевна, магистр, преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, директор НИИ межкультурной коммуникации и социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность статьи заключается в анализе имеющихся материалов по проблематике государственно-частного партнерства. Цель работы - поиск дальнейших векторов исследования в области хореографического профессионального образования. Материалы для написания были взяты из авторефератов диссертаций по данному вопросу. Использованы такие теоретические методы, как аннотирование, составление библиографии, реферирование и др. В результате были выявлены актуальные направления в партнерстве с рынком труда в сфере профессионального образования. Изучены особенности социального партнерства в области профессионального образования: влияние спроса на количество бюджетных мест и направлений подготовки студентов, составление новых государственных стандартов для увеличения показателя конкурентоспособности учебного заведения, присутствие непосредственно представителей рынка труда и потенциальных партнеров, которое влечет за собой хорошую и тщательную подготовку студентов к концертам и выступлениям. Исследование направлений работы с рынком труда в области профессионального хореографического образования показало необходимость: разработки совместных проектов с городской администрацией или с представителями рынка труда, где лучшие из участников получат трудоустройство или стажировку, набора определенных профильных курсов под социальный заказ культурных учреждений города и кураторства их на протяжении всего срока обучения с дальнейшим предоставлением рабочих мест выпускникам.
Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональное образование, трудоустройство выпускников, рынок труда, эффективность в образовании.