Научная статья на тему 'Роль молодежного любительского театра в системе вузовского образования'

Роль молодежного любительского театра в системе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2421
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL STRUCTURE / SOCIAL INSTITUTIONS / SOCIAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкорытова Маргарита Владимировна

Приведено описание основных направлений творческого саморазвития личности студента средствами любительского театрального искусства. Автором рассмотрены основные функции студенческих театров и определена роль любительского театра на базе вуза. Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как театральное любительство, творческая самореализация студентов и значение досуговых стратегий в воспитательной работе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF YOUTH AMATEUR THEATRE IN THE SYSTEM OF «HIGH SCHOOL» EDUCATION

The article describes the main directions of creative self-development of a student's personality by means of an amateur theater. The author examines the basic functions of the student theaters and determines the role of the amateur theater on the basis of a higher school. The study is carried out through the consideration of such issues as theatrical amateurism, creative self-realization of students, and the importance of a leisure strategy in the educational work of the higher school.

Текст научной работы на тему «Роль молодежного любительского театра в системе вузовского образования»

Следует отметить, что кластеры являются совре- ческий порядок их появления, позволяет выявить не

менными территориальными формами общественного разделения труда, обеспечивающими не только эффективность общественного производства, но и позволяющие национальной экономике успешно конкурировать в рамках международного экономического пространства. На рисунке представлены основные признаки кластера как территориальной формы об-

только сущность и специфику каждой, но и определить исторический ход экономической мысли. Причём основной вектор анализа направлен не столько на описание территориальных форм, сколько на обоснование их эффективности в масштабах как национальной, так и мировой экономики. К современным территориальным формам общественного разделения тру-

Таблица2

Теоретические подходы кластерного развития_

№ п/п Название теории Сущность

I Теория конкурентоспособности Кластер - одна из эффективных территориальных форм повышения конкурентных преимуществ производителей

II Институциональная теория Кластер - современный институт, сочетающий систему формализованных и неформализованных отношений его участников с внешним окружением

III Эволюционная теория Кластер - популяция определённого вида экономических агентов, имеющих определённый ареал распространения по территории

IV Теория регионального развития Кластер - сетевая форма организации бизнеса, обеспечивающая устойчивое развитие региона

щественного разделения труда.

Таким образом, исследование эволюции научных представлений о территориальных формах общественного разделения труда подтверждает мысль о том, что систематизация теорий, отражающих хронологи-

да могут быть отнесены кластеры, способствующие достижению конкурентоспособности регионов, получившие признание и развитие уже во многих зарубежных государствах.

Библиографический список

1. Бандман М. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука, 1980.

2. Вебер А. Теория размещения промышленности / под ред. и с предисл. Н.М.Баранского: Л., М., 1926.

3. Иголкин А., Мотылёв В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. М.: Междунар.отношения, 1988.

4. Лёш А. Географическое размещение хозяйства.: пер. с англ. / Вступ. ст. и ред. Фейгина Я. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

5. Малов В. ТПК и кластеры: общее, особенное, частное // ЭКО. 2006. №11.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М.: Прогресс: Универс., 1993. Т.1.

7. Пилипенко И. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва - Смоленск: Ойкумена, 2005.

8. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Издательский дом Вильямс, 2002.

9. Тюнен Й. Изолированное государство.: пер. с нем. / под ред. А.Рыбникова. М.: Экономическая жизнь, 1926.

10. Becattini G. From Marshall's to the Italian «Industrial Districts». A Brief Critical Reconstruction. 21.11.2002.

11. Christaller W. Die zentralen Orte in Süddeuschland. Eine ökonomisch-geodraphische Untersuchung über die Gesetzmässigkeit der Verbreitung und Entwicklung der Siedlungen mit städtischen Funktionen. Jena, 1933.

12. Launhardt W. Mathematische Begründung der Volkswirtschaftslehre. Leipzig, 1885.

УДК 316.4

РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.В.Подкорытова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведено описание основных направлений творческого саморазвития личности студента средствами любительского театрального искусства. Автором рассмотрены основные функции студенческих театров и определена роль любительского театра на базе вуза. Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как театральное любительство, творческая самореализация студентов и значение досуговых стратегий в воспитательной работе вуза. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: социальная структура; социальные институты; социальные процессы.

1Подкорытова Маргарита Владимировна, кафедра социологии и социальной работы, тел.: (3952) 203112, e-mail: rita_mtd@mail.ru

Podkorytova Margarita, the chair of Sociology and Social Work, tel.: (3952) 203112, e-mail: rita_mtd@mail.ru

THE ROLE OF YOUTH AMATEUR THEATRE IN THE SYSTEM OF «HIGH SCHOOL» EDUCATION M.V. Podkorytova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article describes the main directions of creative self-development of a student's personality by means of an amateur theater. The author examines the basic functions of the student theaters and determines the role of the amateur theater on the basis of a higher school. The study is carried out through the consideration of such issues as theatrical amateurism, creative self-realization of students, and the importance of a leisure strategy in the educational work of the higher school. 9 sources.

Key words: social structure; social institutions; social processes.

В данной статье речь идет о современной социокультурной ситуации, которая характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой нравственных ориентиров у молодого поколения, девальвацией духовных ценностей, развенчанием культурных традиций прошлого. Осмысление роли молодёжного театра важно в связи с тем, что социализация и инкультурация молодого поколения являются одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры приобретает особое значение.

Необходимость постоянного обогащения содержания деятельности образовательных учреждений, методов осуществления образовательного процесса, поиска новых технологий, в том числе и на базе высших учебных заведений, является требованием современного мира. Студенческая молодежь - наиболее благоприятная социальная группа для восприятия нового, и именно она лучше всего адаптируется к инновациям во время перехода к рыночным отношениям.

Одна из фундаментальных черт современной науки и культуры в целом - ярко выраженная тенденция к интеграции. Интегративной способностью личности, позволяющей ей изменять различные способы самоорганизации, создавая при этом новые условия для собственной жизнедеятельности, является способность к творческому саморазвитию. Эта способность направлена на построение личностью собственной стратегии жизни, где творчество выступает основным способом реализации данного процесса.

«В настоящее время в обществе все более укрепляется идея о том, что образование должно стать механизмом саморазвития личности и реализации её творческих возможностей, в связи с чем возрастает роль высших учебных заведений в создании развивающей среды, которая могла бы инициировать развитие индивидуальности, способностей, помогающих студенту творчески решать профессиональные задачи, отказываясь от привычных схем, штампов и стереотипов» [8]. Между тем, разрабатываемые в психолого-педагогических исследованиях идеи о необходимости единства творческого саморазвития личности и профессионального обучения не всегда находят свое проявление на практике, а вводимые в образовательный процесс вузов инновации недостаточно учитывают личностное стремление студенческой молодежи к индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личностной значимости и неповторимости.

Проблема переосмысления значения и места творчества как фактора развития личности связана с обращением к нравственно-духовной сфере, к поискам результативного механизма осознанной адаптации студенческой молодежи к социокультурной среде. Творчество в контексте социальной адаптации предполагает не только способность личности приспосабливаться к существующим и предполагаемым обстоятельствам без утраты имеющегося потенциала, но и осознанность ею самоидентификации на уровне общественной пользы.

Творчество рассматривается как особая психолого-педагогическая категория, как «мыслительная и практическая деятельность» (А. Г. Спиркин); как «реализация человеком своей собственной индивидуальности» (Е. Л. Яковлева); как «мотивация личностного роста» (А. Маслоу), где творчество проявляется в самоактуализации личности [6]. Большинство исследователей придерживается мнения, что в основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру и собственной деятельности, но необходимо постоянное развитие этого потенциала, так как оно является залогом дальнейшего успеха, в том числе и профессионального. Развитие образного мышления, тренировка памяти, необходимость быстро и адекватно реагировать на возникающую ситуацию - далеко не весь набор положительных сторон творческой деятельности.

Вначале речь идет о молодежном досуге, который, перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий.

Публичная же функция высшего образования имеет своей задачей развитие культуры и распространение знаний и результатов научных исследований среди молодежи. Культура выступает основой формирования личности, и этот факт, несомненно, должен учитываться в составлении образовательных программ и развитии культурно-досуговой деятельности в высших учебных заведениях. Осуществление

передачи норм и ценностей культуры в вузе осуществляется, прежде всего, через приобщение молодежи к творческому процессу. Одной из сфер человеческой жизнедеятельности, эффективно влияющей на творческое саморазвитие личности, является искусство, в том числе и театр. Данная сфера связана с поисками человеком разных форм и способов самовыражения, воплощения себя; она предоставляет человеку возможности и средства самореализации, способы нахождения собственной индивидуальности. Любительское театральное искусство способно объединить разные виды творчества, создать благоприятную атмосферу для развития необходимых современному молодому человеку умений и навыков. Овладение разными видами творческой деятельности, в том числе и театральной, позволяет активизировать развитие таких личностных качеств, как эмоциональность, коммуникабельность, активность, уверенность в себе, креативность, способность к самораскрытию, умение работать в коллективе, стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью.

В последнее время возрождается любительское театральное движение, которое, казалось, почти угасло в прошлом десятилетии. Образуются различные театральные коллективы, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального творчества. Современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении, но его роль в формировании социокультурного пространства современной молодежи остается по-прежнему значительной.

Основными составляющими театрального искусства являются диалог и игра. Эти особенности делают театр близким для детей, подростков и молодежи, потому что общение является для них ведущей психологической деятельностью. Как правило, во время работы над спектаклем студийцы участвуют в театральных тренингах по сценической речи, пластике, хореографии, вокалу, мастерству актера, учатся основам режиссуры. Роль театра можно определить следующим образом: «Театр - явление синтетическое по своей природе, способное вмещать в себя абсолютно все другие виды творчества и, вместе с тем, чрезвычайно хрупкое и недолговечное, более других зависимое от влияния внешней среды» [4, с. 2].

Помимо традиционных студенческих театров (драматических), существуют музыкальные театральные студии, молодежные кукольные театры, театры пантомимы, театры танца, каждый из которых имеет свою специфику.

Важную роль в формировании будущих профессиональных и личностных качеств молодого человека играют преподаватели, и именно от их профессионализма, терпения и умения научить самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты зависит успешность их учеников. Режиссеры любительских театров принимают во внимание интересы участников при выборе материала для будущих постановок, проводят открытые театральные уроки, устраивают молодежные обсуждения со зрителями после спектаклей. Режиссура самодеятельного театрального

коллектива - это особый род культурно-просветительской деятельности, требующий самоотдачи и профессионализма. Ее задачей является организация самого процесса коллективного творчества, где постановка спектакля, сценическое обучение неразрывно связаны с режиссурой самой жизни коллектива, «режиссурой личности», формированием активной жизненной позиции участников непрофессионального театра. После окончания высшего учебного заведения многие студийцы продолжают играть в составе театра, помогают в организации творческого процесса и постановке спектаклей.

Театральное искусство - одна из многочисленных форм воздействия, влияющая на развитие творческого потенциала молодого человека - будущего специалиста, и именно участие в процессе театрального творчества способствует развитию многих качеств, необходимых для успешной реализации профессиональных амбиций. В настоящее время разработано множество тренинговых программ, которые используются в работе театрального коллектива, начиная от тренировки артикуляционного аппарата и заканчивая созданием того или иного образа на сцене. Самодеятельное театральное творчество становится незаменимым проводником для установления связей театрального действия с реальными событиями дня. Здесь важен не только дальний результат - спектакль, но и общественная нравственная отдача от каждого участника, его индивидуальное развитие.

Студенческие театры выполняют ряд важных функций, основными из которых, на наш взгляд, являются: ориентационно-гуманистическая, креативно-развивающая и информационно-образовательная. Рассмотрим подробно каждую из функций.

Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственно-духовного восприятия окружающего мира и побуждением личности студента к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.

Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности студенческого театрального коллектива, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство, по мнению Ю.Б.Борева, это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника» [3, с. 121].

Информационно-образовательная функция реализуется через овладение студентами специфическими знаниями и технологиями актерского творчества. Исследуя на учебных и репетиционных занятиях личностную психофизическую природу, студенты, тем самым, попадают в иную систему координат, которая открывает в них новые информационные каналы. Отвлеченный умозрительный опыт, почерпнутый из фрагментарно-ситуационного восприятия жизни, из необходимости изучения учебной литературы и обя-

зательности сдачи экзаменационных сессий, не дает студентам знаний в той мере, в которой нуждается личность для собственного саморазвития. Данная картина «познания мира» учащимися становится еще более неприглядной с учетом обстоятельств, свидетельствующих об утилитарно-прагматических настроениях современного студенчества, о его недостаточном интеллектуальном и духовном уровне. Образовательный процесс в вузе излишне рационализирован, недостаточно апеллирует к чувствам и, чаще всего, актуализирует главенствующую силу сознания, игнорируя при этом важность образно-эмоционального развития личности.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что приобретенное в любительском театре актерское мастерство, благодаря своим специфическим особенностям, заключающимся в единстве логического и эмоционального, позволяет устранить многие информационно-образовательные пробелы студентов.

Важным аспектом, привлекающим молодежь в любительский театр, является общение. В сфере общения происходит обогащение его содержания, углубление познания другого человека, развитие различных коммуникативных навыков. Общение составляет фундамент театрального любительства и является важным процессом всей «жизнедеятельности» коллектива. Неформальное общение молодежи является основным способом привлечения её к культурной деятельности, т.к. это общение происходит не в жестких ролевых, однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Главными свойствами любительской театральной среды принято считать эмоциональную окрашенность, возможность привнесения в нее личных душевных переживаний.

Таким образом, любительский театр представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-

досуговую систему, необходимую для образовательного процесса, имеющую собственную базу, цели, задачи и функции. Любительский театр - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений.

За счет концентрации творческого потенциала участников театра при работе над тем или иным спектаклем создается уникальная творческая среда для самореализации и самоактуализации молодого человека. Мысль, высказанная народным артистом России С.Ю.Юрским, на наш взгляд, органично соединяет понятие искусства и любительства и смягчает существующие противоречия во мнениях: «Любительский театр... Собственно говоря, всякое искусство есть искусство любителей. Профессионалы создают изделия и только иногда достигают искусства. Любители - это и есть творцы...»

Общественная задача самодеятельного театра в вузе - воспитание духовно активного, готового к дальнейшему развитию человека. Только в постоянном творческом поиске и профессиональном самосовершенствовании может формироваться личность молодого специалиста. Многогранность и полифункциональность молодежного театра как элемента культурной среды обусловливает целесообразность его присутствия в досуговых стратегиях высшего учебного заведения.

В заключение следует отметить, что любительское театральное искусство - это особый вид художественной деятельности человека, охватывающий этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.

1. Бахтин Н.Н. Воспитательное значение театра // Педагогический сборник А.Н.Островского. Спб., 1907. С. 53-89.

2. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальной позиции студенчества // Социс. 2002. № 3. С. 78-83.

3. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. 496 с.

4. Донова Д. Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений: автореф. дис. ... канд. искусств. Спб., 2007. 20 с.

5. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: НГИК, 1994. 32 с.

ский список

6. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи // Хрестоматия по психологии художественного творчества / под ред. А.Л. Гройсмана. М, 1998. С.62-72.

7. Клуб: Культура досуга. М.: Профиздат, 1987. 184 с.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003. 304 с.

9. Титов Ю.К. Роль современного театра в идейно-нравственном воспитании молодежи. М., 2001. С. 127-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.