Научная статья на тему 'Молодежное театральное пространство Иркутской области: социальные аспекты театрального «Любительства»'

Молодежное театральное пространство Иркутской области: социальные аспекты театрального «Любительства» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОЛОДЕЖНЫЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / THEATER SPACE / YOUTH AMATEUR THEATER / SOCIAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подкорытова Маргарита Владимировна

Предлагаемая статья содержит описание театрального пространства Иркутской области как элемента единого социокультурного пространства региона. Рассмотрена роль молодежного любительского театра в формировании театрального пространства. Исследование ведется через анализ качества заполненности социокультурного пр остранства Иркутской области. Особое внимание автор уделяет перспективам развития театрального движени я и факторам успешности существования любительских театров в России. Рассмотрено социальное значение теа трального «любительства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK REGION YOUTH THEATER SPACE: SOCIAL ASPECTS OF THEATRE AMATEURISM

The theatrical space of the Irkutsk region is described as a part of the integrated social and cultural space of the region, and the role of youth amateur theater is determined as well. The paper focuses on the development prospects of theater movement and the success factors of amateur theater existence in Russia, considers the social meaning of theater amateurism.

Текст научной работы на тему «Молодежное театральное пространство Иркутской области: социальные аспекты театрального «Любительства»»

2. P. 275-300.

11. Halliday M.A.K. An introduction to functional Grammar. London: Arnold, 1985. 387 p.

12. Madrid J. Dias contados. Madrid: Alfaguara, 1998. 265 p.

13. Reyes G. Cuaderno de gramática española. Madrid: Arcolibros, S. L., 1994. 56 p.

14. Tusset P. Lo mejor que le puede pasar a un cruasán. Madrid: Ediciones Lengua de trapo, S. L., 2002. 471 p.

УДК 316.4

МОЛОДЕЖНОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО «ЛЮБИТЕЛЬСТВА»

© М.В. Подкорытова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предлагаемая статья содержит описание театрального пространства Иркутской области как элемента единого социокультурного пространства региона. Рассмотрена роль молодежного любительского театра в формировании театрального пространства. Исследование ведется через анализ качества заполненности социокультурного пространства Иркутской области. Особое внимание автор уделяет перспективам развития театрального движения и факторам успешности существования любительских театров в России. Рассмотрено социальное значение театрального «любительства». Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: театральное пространство; молодежный любительский театр; социальные процессы.

IRKUTSK REGION YOUTH THEATER SPACE: SOCIAL ASPECTS OF THEATRE "AMATEURISM" M.V. Podkorytova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The theatrical space of the Irkutsk region is described as a part of the integrated social and cultural space of the region, and the role of youth amateur theater is determined as well. The paper focuses on the development prospects of theater movement and the success factors of amateur theater existence in Russia, considers the social meaning of theater "amateurism". 9 sources.

Key words: theater space; youth amateur theater; social processes.

Исследуя молодежное театрального пространство Иркутской области во всем многообразии его проявлений, в его социокультурной динамике и достаточно разнородной структуре, стоит определить изначально, что есть театральное пространство, так как трактовки данного многомерного социокультурного понятия весьма размыты и неопределенны. В словаре одного из основателей французской семиотической системы театрального действа П. Пави о театральном пространстве говорится следующее: «Понятие пространства имеет свою историю не только в театральной теории, но и в других науках... Выделить и определить различные виды пространства - безнадежное дело» [7]. Тем не менее, проводя параллели с социологическим понятием пространства, можно интерпретировать театральное пространство как формулу всех явлений социальной деятельности, связанных с театральным творчеством, лежащим в основе данных явлений как ровный, однородный фон, определяющий систему социальных и творческих взаимоотношений, а также принципы, правила и способы театрального творчества в контексте определенной эпохи.

Первичный уровень интеракции в театральном пространстве обусловлен смыслом театрального

творчества. Он заключается в преобразовании, модификации и расширении сознания актера и зрителя, в побуждении его к жизнетворчеству за счет соприкосновения со смысловой глубиной определенного символа (образа). Театральное действо изначально есть лишь инструмент трансформации сознания зрителя, возникший из активного взаимодействия и переосмысления социальных явлений и процессов.

Следует отметить существование постоянно меняющегося динамического аспекта театрального пространства, зависящего от общей социальной, культурной, экономической, политической и других ситуаций в целом. Возникновение чего-то необычного, неординарного, меняющего качество заполненности пространства через какое-то время усваивается этим пространством, которое вновь становится однородным, независимо от того, созидательное или разрушительное воздействие оказывает данное явление на «культурные» поля, заполняющие пространство. Любое движение меняет не только качество заполненности театрального пространства, но и систему взаимоотношений, влияющих на воспроизводство и функционирование его отдельных элементов.

Театральное пространство - это элемент социокультурного пространства общества, где встречается

1Подкорытова Маргарита Владимировна, аспирант, тел.: (3952) 203112, 89041203799, e-mail: [email protected] Podkorytova Margarita, Postgraduate, tel.: (3952) 203112, 89041203799, e-mail: [email protected]

мечта художника, образ идеального будущего и реальная повседневная жизнь зрителя. Переживание разницы между ними определяет будущее направление изменения сознания зрителя, а глубина переживания определяет силу трансформации этого изменения.

В настоящее время система взаимоотношений и принципы творчества в театральном пространстве практически любого региона обусловлены перестановками и перемещениями творческого человеческого потенциала, имеющегося в наличии. Но качество данного заполнения, как правило, имеет мало общего с первичным изначальным уровнем взаимодействия в театральном пространстве, зависящим от смысла искусства и творчества в целом.

В современном театральном пространстве так называемый постмодернизм как мироощущение, как специфический способ понимания качественно нового состояния современности, смешав элитную культуру с массовой, стерев грани дозволенного и недозволенного, включил в искусство как равновеликие величины творца и воспринимающую его «толпу». Как отмечает современный исследователь проблем социальной эстетики А. Гулыга, постмодернизм отменил «стены», отделявшие «высокую» культуру от «низкой», искусство от неискусства, чтобы не исключать из сегодняшней культуры никого [5]. Данным оправданием постмодернизм утверждает рост вкусовой неразборчивости как у создателей спектаклей (производителей), так и у зрителей (потребителей), втягивая их в рыночные отношения, при которых оказывается возможным и полезным определять ценность произведений искусства по той прибыли, которую они дают. Данный подход позволяет примирить даже самые противоречивые тенденции в современном театральном пространстве.

Качество заполненности театрального пространства формирует и окрашивается неотъемлемым его компонентом - мнением зрителя, его оценкой происходящего, но данное мнение выражено весьма разносторонне и нечетко, зависит от менталитета региона и реализуется благодаря самопроекции. Если театр как социальный институт пытается удовлетворить спрос «публики», привыкшей к общему ровному фону театрального пространства, то возникает опасность, потеряв многомерность, попасть в вышеуказанный замкнутый круг и работать в плоскости «злободневности» -на «потребу» общей массе зрителя, не касаясь первичного уровня взаимодействия. Чем более устоялся фон театрального пространства, тем стереотипнее представления о «традициях» региона.

Количественное заполнение театрального пространства в большей степени обусловливают профессиональные театры. Но при их «конвейерном воспроизводстве» спектаклей практически не остается возможности для лабораторных исследований, тогда как появление нового и неординарного возможно лишь в условиях экспериментальной лабораторной работы.

Качественные изменения в театральном пространстве происходят в основном за счет экспериментальных исследований, которые ведутся преимуще-

ственно в молодежных любительских театрах. Но лишь в тех, где постоянно присутствует внутренний поиск других смысловых измерений театрального пространства, где любой спектакль - это всего лишь результат, но не основная цель творческого исследования.

Под термином «любительство» сегодня чаще всего рассматривается состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих молодых людей, которые готовы отдавать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями, в результате ими создаются материальные и духовные ценности. В процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, особое творческое пространство, способствующее его социокультурной адаптации.

Образование и воспитание молодежи как целостный культурно-образовательный процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь как социальную группу, является главным инструментом по созданию социокультурного пространства.

В настоящее время в г. Иркутске зарегистрировано более 115 общественных организаций, 78 из которых связаны с культурной деятельностью, в Иркутской области существует более 100 общественных организации, не говоря уже об объединениях, не внесенных в общий государственный реестр молодежных организаций города и области. Целью некоммерческой организации, как правило, является решение социальных задач. Одними из таких объединений являются любительские театры, существующие на базах школ, клубов, домов детского и юношеского творчества, высших и среднеспециальных учебных заведений.

В любительских театрах оцениваются, прежде всего, желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества, а не качество работы над ролью или профессиональные актерские качества. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления (спектакли, творческие вечера, театральные клубы, показательные мастер-классы), выносимые на суд зрителей, слушателей.

Любительское театральное движение - традиционное явление в России. Приобщение молодого поколения к творчеству, к искусству театра не только духовно обогащает самих участников театров-студий и театральных коллективов, но и позволяет приобщить широкий круг зрителей к произведениям русской и зарубежной классики, современной отечественной и зарубежной драматургии. Из любительских театров г. Иркутска и области вышло немало профессиональ-

ных актёров, ставших национальной гордостью театральной России. Велика роль любительских театров на периферии, в городах, где нет своего профессионального театра.

Молодежный театр как спутник профессионального не всегда является подражанием ему, а зачастую наоборот выступает как альтернатива того, что на взгляд руководителя и участников студии является привычным стереотипом восприятия театральных традиций, как в данном профессиональном театре, так и в театральном пространстве в целом. В основе театральной студии практически всегда находится идея какого-либо эксперимента-исследования, идея, опровергающая и устраняющая в творческом процессе какой-либо стереотип, иногда даже идея, приближающая её участников к первичному уровню взаимодействия в театральном пространстве и к смыслу творчества. В то же время студия существует, прежде всего, для воспитания «своего» студийца, как человека и единомышленника, по присущим только данной студии правилам, через, а не для постановки спектаклей. Важную роль в деятельности любительского театра играют адаптационные механизмы, призванные сформировать социокультурную «площадку» для обмена опытом, общения и дальнейшей социализации личности участника театра.

Молодежный любительский театр достаточно подвижен, он мгновенно резонирует на качественные изменения в театральном пространстве, чутко откликается на любые движения в его действенном заполнении. Например, произошедшие в результате смены идеологии (или ее потери) изменения в жизни общества впервые были отражены именно в спектаклях любительских театров и лишь через несколько лет - в спектаклях профессиональных театров. Данные изменения выявляются не только в репертуарной политике, но и в профессионально-этических взаимоотношениях как внутри коллектива, так и между театром и зрителями, критиками, чиновниками, средствами массовой информации.

Анализируя современную театральную жизнь нашего региона, можно сказать, что количественную заполненность театрального пространства Иркутской области обеспечивают девять профессиональных театров, каждый из которых выпускает в среднем 3-4 новых и отыгрывает примерно 250-400 спектаклей в год. Любительские театральные образования создают 1-2 новых и играют в среднем 10-20 спектаклей в год.

В целом на начало 2012 года в г. Иркутске и области по данным Иркутского областного молодежного театрального движения насчитывалось более 150 любительских театральных формирований на базе образовательных учреждений и учреждений культуры, в которых занимаются более трех тысяч человек. Наблюдается стабильная ситуация с театральными формированиями, рост количества их участников и появление новых театральных коллективов.

В Иркутской области более десяти народных театров, что значительно превышает количество народных коллективов в Красноярском крае или Новосибирской области. Например, в Псковской области звание

народного коллектива имеют восемь театральных образований, в Крыму и Ставрополье - двенадцать. В Омской области и Кузбассе данный показатель выше, чем в Иркутской области, но и количество населения превышает показатели по Иркутской области.

Любительский театр обеспечивает изменение качества наполнения театрального пространства региона, спасая его от застоя. Обобщая результаты опроса руководителей народных театров и других любительских театральных объединений г. Иркутска и области, в которых ведется (или когда-либо велась) студийная работа, можно установить факторы успешности существования театрального коллектива в нашем регионе (факторы представлены в порядке значимости для руководителей коллективов).

Первым условием эффективного существования театра практически все руководители называют наличие своего помещения.

Следующий очень важный фактор, на который указывают многие из опрошенных, - существование творческой идеи при создании театрального коллектива. Данное условие обусловливает репертуарную политику, профессиональный уровень членов коллектива, систему этико-нравственных межличностных взаимоотношений в коллективе. Он зависит от мировоззрения руководителя и является определяющим для успешности лабораторно-исследовательской работы в коллективе.

Значимым фактором, с точки зрения руководителей коллективов (особенно провинциальных), является культурная политика региона и личное отношение местных руководителей отделов культуры к данному театральному коллективу и его руководителю, а также политическая и социально-экономическая ситуация не только региона, но и страны в целом.

Практически всеми руководителями любительских театральных коллективов как необходимое условие отмечалось наличие регулярных занятий и тренингов по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, психологических тренингов, а также непосредственно самой лабораторно-экспериментальной работы, на которую направлены тренинги и упражнения. Указывалось многими и на «вечный поиск» нового на данном этапе в способах подготовки, создания и решения спектакля, принципа его постановки. Данный пункт выступает исходным смысловым положением творческого эксперимента.

Руководители коллективов особенно подчеркивали значимость человеческого потенциала членов коллектива. Вследствие особенностей менталитета населения регионов Сибири в театральную студию нечасто приходят смелые, с устоявшимся мировоззрением, харизматичные личности, готовые к эксперименту. Перед руководителем студии в первую очередь встает задача раскрытия творческого потенциала студийцев и воспитания единомышленников.

Вопросы формирования материально-технической базы коллектива также требуют разрешения. Но при этом практически все согласны с тем, что наличие мощной материально-технической базы не является главным условием успешного существования коллек-

тива.

Руководители удаленных от «центра» коллективов акцентировали внимание на местонахождении коллектива: чем более провинциален коллектив, тем меньше оказывается ему помощи от государства и спонсоров; но тем меньше в творческой деятельности коллектива сказывается зависимость от тех же структур в форме социальных заказов, вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику студии.

Руководители театральных объединений выделяют объективные причины, тормозящие развитие студийной работы в регионе, которые в основном одинаковы для всех студий. Среди них: отсутствие средств для постановки спектаклей и поездок на фестивали в другие регионы; использование режиссеров театра для производства театрализованных номеров к праздникам; малое количество фестивалей, семинаров и курсов повышения квалификации, на которые не только хотелось бы, но и можно было бы попасть (отсюда возникает застой внутри коллектива, который приводит к малохудожественным спектаклям, а нередко и к профанации театрального искусства); у многих коллективов старая и слабая материально-техническая база.

Немаловажную, хотя и опосредованную роль в развитии молодежных любительских театров области играет Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова и Областное молодежное театральное движение под его патронатом, которые реализуют множество социокультурных проектов, направленных на развитие любительского театрального творчества и поддержку театральных инициатив. Театр организует и проводит Областной фестиваль молодежных любительских театров «Алые Паруса», в котором принимают участие непрофессиональные театры. В задачи фестивалей, кроме популяризации, поддержки и активизации творческой деятельности любительских театров, также входит выявление новых

талантливых коллективов, режиссёров, актеров, повышение художественного уровня спектаклей, расширение репертуара молодежных театральных коллективов, творческий обмен опытом между участниками Фестиваля, формирование и укрепление творческих связей между молодёжными театральными коллективами Иркутской области.

В процессе данного исследования во время общения с руководителями профессиональных и любительских театральных формирований г. Иркутска и области были выявлены закономерности циклов существования и развития любительских театров.

Период «становления» коллектива происходит в течение четырех-пяти лет, за ним следуют период «расцвета» и активной жизнедеятельности, который длится не более трех лет. После данного семилетнего цикла начинается период реформации, реструктуризации коллектива, связанный, прежде всего, с изменением творческих установок его руководителей. Данный период «угасания» может продолжаться до трех лет, когда коллектив на внешнем уровне все еще продолжает существовать успешно, но на внутреннем возникают непреодолимые противоречия. После этого коллектив либо перестает существовать, либо реорганизуется в новый, либо входит в состояние «застоя» и существует формально.

Причины медленного развития любительского театрального движения (и не только в Иркутской области) находятся намного глубже вскрытых выше проблем, которые нужно рассматривать всего лишь как следствия современного критического состояния культуры в целом. Социальная, как и любая другая, природа вещей подчиняется единым законам, по которым все ненужное, отжившее становится атавизмом и отмирает. Для образования различных форм театрального творчества основанием выступает первичный уровень взаимодействия в театральном пространстве, зависящий от истинного смысла творчества.

Библиографический список

1. Антарова К.Е. Беседы К.С. Станиславского // Анатрова К.Е. На одной творческой тропе. М., 1998. 352 с.

2. Басалаев С. Театр будущего в концепциях русских мыслителей начала ХХ века как преображение жизни в подлинное бытие // Религиозность в России: социально-гуманитарные аспекты исследования: сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. (Кемерово, 24-25 ноября 2003 г.). Кемерово: Полиграф, 2004. 423 с.

3. Белый А. Смысл искусства // А. Белый. Символизм как миропонимание / сост. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.

4. Гулыга А. Русская идея как постсовременная проблема. М.: Соратник, 1995. 310 с.

5. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск: изд-во В.М. Скакун, 1998. 896 с.

6. Новицкий П. Творческие директивы Вахтангова // Новицкий П. Современные театральные системы. М.: Гос. Изд-во худ. лит., 1933. - 232с.

7. Пави П. Словарь Театра / пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504с.

8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. // Собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 1. 622 с.

9. Штальбаум Ю.К. Театральное искусство регионов: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры. Кемерово: Изд-во КемГАКИ, 2000. 156 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.