УДК 379.833 ББК 74.200.8
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
PERSONALITY ORIENTED EDUCATION OF HIGH-SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF SPECIALIST CAMP
Сенченков Николай Петрович
Заведующий кафедрой педагогики и психологии Смоленского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается процесс личностно ориентированного воспитания старшеклассников в условиях профильных лагерей. В качестве примера автором дается анализ деятельности Смоленского областного педагогического отряда «Крылатый» (рук. Н. П. Сенченков), базирующегося в Смоленском государственном университете с 1989 г. Приводится ролевая игра «Мы выбираем, нас выбирают», в ходе которой участники знакомятся с законами и традициями детской республики Новая Атлантида, включаются в предвыборную кампанию, участвуют в дебатах, голосуют за того или иного кандидата на должность Верховного архонта. Итогом подобных ролевых игр и коллективных творческих дел является создание системы практико-ориентированного правового просвещения, основанного на деятельностном подходе с учетом интересов каждого старшеклассника - участника профильной смены.
Senchenkov Nikolay P.
Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, ScD in Education, Full Professor E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the process of a personality oriented education of high-school students in the specialist camps. By way of illustration the author analyzes the activities of the Smolensk Regional Pedagogical Camp "Krylaty" (headed by N.P. Senchenkov), which has based in Smolensk State University since 1989. The author considers the "We chose, we are chosen" role play, in which the game participants get acquainted with the laws and traditions of the children's republic of New Atlantida. They are engaged in the election campaign, participate in the debates and vote for a candidate for the post of Grand Archon. The result of such role-playing games and collective creative activities is a creation of the system of practice-oriented law education, based on the activity approach, taking into account the interests of each senior pupil -participant of the specialist camp.
Ключевые слова: профильный лагерь, Key words: specialist camp, high-school
старшеклассники, личностно ориентированное students, personality oriented education, воспитание, педагогический отряд «Крылатый». "Krylaty" pedagogical camp.
Воспитание подрастающего поколения современного российского общества осуществляется в сложных условиях социально-экономического реформирования и беспрецедентного внешнеполитического давления на нашу страну со стороны Запада, связанного с тем, что Россия не захотела копировать предлагаемые ей ценности и моральные установки.
Итогом реформирования стало снижение уровня воспитанности современного ребенка, уровня образованности нынешнего выпускника школы. Как утверждают О. Грауман и М. Н. Певзнер, «образование как социальный институт, обеспечивающий культурное и социальное воспроизводство, необходимое для индивидуального и социального развития, перестало сводиться только к школе, колледжу, университету или иному образовательному институту, то есть роль образования стала намного шире социальной роли учебного заведения. Смысл состоит в том, что образование личности только частично является результатом формального обучения в учебном заведении. Важными национальными источниками непрерывного образования сегодня становятся другие социальные институты: семья, церковь, государство, СМИ, которые, будучи образовательными факторами, вносят свой вклад в процесс социализации» [1, с. 6].
При этом данный процесс социализации не всегда происходит со знаком «плюс». Это ведет к тому, что «возрастающий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде может стать мощнейшим дестабилизирующим фактором длительного действия, что, на наш взгляд, является явной угрозой социальной и национальной безопасности Российской Федерации» [2, с. 54].
По этому поводу академик РАО Д. И. Фельдштейн заметил: «Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума: семьи, класса, ближнего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организации, - но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития» [3, с. 13].
Поэтому сейчас как никогда важно обращать внимание на воспитание здорового будущего поколения. Всем категориям взрослых необходимо понимать, что интересует детей, что нужно тому или иному ребенку, как сделать так, чтобы действительно талантливые молодые люди нашли свое место в жизни. Особо это было подчеркнуто и в указе
Президента России от 29 мая 2017 г. об объявлении в нашей стране Десятилетия детства. Данный документ направлен на совершенствование государственной политики «в сфере защиты детства с учетом результатов, достигнутых в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей» [4].
Задача педагогов на современном этапе развития российского образования - найти новые подходы к личностной ориентации воспитания детей, разработать воспитательные системы, в основе которых будет лежать идея признания человека высшей ценностью и обеспечение каждому возможности реализации его потенциала. В этом плане нам импонирует идея А. П. Шпоны, которая заявляет: «Признавая человека высшей ценностью, его обязанности и права на работу и образование, на свободу и счастье, развитие способностей и индивидуальностей, необходимо создавать гуманную систему образования и воспитания в государстве. Создание этой системы сложнее, чем преобразование экономической и политической систем» [5, с. 11].
Важное место в решении воспитательных задач может и должен занять организованный активный отдых детей и учащейся молодежи, так как лучший отдых - это смена видов деятельности. Действительно, когда ребенок, подросток, юноша после напряженного учебного года оказываются в специфической природной и социальной среде, каким является загородный детский лагерь, с возможностью проявить себя в новом, пусть даже временном, коллективе, то они часто принимают самостоятельные решения по участию в различных видах деятельности без родительской назидательности и учительского вмешательства, они гармонично встраиваются в жизнь и коллектива, и общества через сознательное постижение общественных законов и моральных норм. Тем самым организованный активный отдых детей и учащейся молодежи становится важным звеном в системе непрерывного образования.
В этом плане успешный опыт работы с детьми и учащейся молодежью в условиях летних оздоровительных лагерей накоплен в Смоленском государственном университете в лице педагогического отряда «Крылатый», проводящего профильные творческие смены с 1989 г. Ключевой целью педагогического отряда при организации и проведении данных смен является «создание площадки для обмена опытом работы детских и молодежных общественных организаций и объединений в Смоленской области, органов школьного самоуправления для дальнейшего совершенствования их работы в гражданско-патриотиче-ской, творческой и общественной областях» [6, с. 13].
Исходя из данной цели комиссарами педагогического отряда «Крылатый» намечены пять задач в рамках личностно ориентированного воспитания старшеклассников -участников профильных смен.
Первая задача - организация гражданско-патриотического воспитания в рамках «жизнедеятельности» детской республики.
Вторая задача - предоставление через систему творческих мастерских и школу «Лидер» каждому участнику программы возможностей обучения и воспитания в наиболее значимых и близких ему по духу сферах деятельности, где максимально раскрываются индивидуальные качества и способности. Содействие всестороннему развитию личности старшеклассника через включение его в разнообразные виды общественной деятельности.
Третья задача - создание условий для удовлетворения формирующейся творческой личности в активной деятельности, нахождения путей, способов и средств максимально полного раскрытия личности старшеклассника - участника профильной смены через проявление и развитие его индивидуальности средствами игры и общения.
Четвертая задача - создание в профильном лагере социально значимого эмоционально-нравственного пространства, стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса с дальнейшим перенесением в образовательные организации, детские (молодежные) клубы и центры.
Пятая задача - формирование активной жизненной позиции и усиление социальной активности старшеклассников через обучение организации и проведению общественных мероприятий социальной, культурной, гражданско-патриотической, спортивной и гуманитарной направленности.
В условиях профильного лагеря данные задачи реализуются через систему творческих дел, включающую несколько сюжетно-ролевых и деловых игр, а также конкурсов и фестивалей. Для осуществления заявленных нами задач разработана система профилей -«микролагерей». Каждый профиль работает по своей программе, при этом учитываются общелагерные творческие дела, представленные в рабочей программе профильной смены.
Важным условием успешной реализации задач смены является то, что старшеклассники попадают в лагерь не случайно. Уже в апреле-мае через Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию рассылается в районы информация о проведении профильной смены, о тех профилях, которые планируется открыть в предстоящем сезоне, а также определяются квоты участников. Это делается для того, чтобы каждый район, каждая школа получили после профильной смены хорошо подготовленных ребят, способных организовывать работу в школе и детских общественных организациях и движениях. Также в обязательном порядке оговаривается возраст участников с целью минимизации конфликтов между старшими и младшими школьниками.
Особое значение придается подбору кандидатур руководителей профилей. Как правило, это самые опытные комиссары педагогического отряда «Крылатый», которые четко знают программу профиля, умеют взаимодействовать, могут прийти на помощь в трудную минуту. Задачей руководителя профиля является также координация работы комиссаров профиля (а это два отряда), видя со стороны проблемы каждого из них.
Комиссары, работающие в каждом отряде (профиле), проходят специальную подготовку в течение года в Школе вожатых. В своем большинстве это студенты Смоленского госуниверситета, которые сами прошли в свое время профильный лагерь и поэтому отлично знают его традиции и обычаи, а также особенности развития детей старшего школьного возраста.
Для ребят - участников профильной смены комиссары становятся старшими товарищами. Поэтому доверительные отношения между участниками и комиссарами помогают в решении поставленных задач как в отдельно взятом профиле, так и в лагере в целом. Комиссары не «учат жить», а содействуют молодым людям в том, чтобы они осмысленно и последовательно строили свои отношения с окружающими, сначала моделируя
их в условиях отряда (филы) и лагеря, а затем, освобождаясь от рамок территории, отправлялись в самостоятельный путь.
Перед комиссарами стоит важнейшая задача - разглядеть «крупицы», «искорки» таланта участника, направить в нужное русло, показать, что ценно сейчас, на что следует ориентироваться. Важную роль в этом процессе играют и приглашенные специалисты - психологи, игротехники, деятели искусства и культуры. Благодаря участию в работе профильного лагеря старшеклассники учатся тому, как следует вести себя, как поступать в той или иной ситуации. В лагере уделяется особое внимание формированию ценностных ориентаций. В первую очередь, работа комиссаров, педагогического отряда в целом направлена на воспитание личностных качеств участников смены, таких как уважение старших, патриотизм, коммуникабельность, открытость, отзывчивость.
Попав в профильный лагерь, старшеклассник с первых минут «окунается» в атмосферу необычайного творчества, наполненного легендарным содержанием. Ребятам рассказывают историю об удивительной стране Атлантиде, в которой жили самые добрые, красивые, творческие люди, о гибели ее в результате страшного природного катаклизма. Они узнают также о чудом спасшихся нескольких жителях, которые «основали» новое государство - детскую республику Новая Атлантида. С этого рассказа начинается сюжетно-ролевая игра в лагере, которая помогает участникам увидеть внутренние механизмы работы государства, понять его законы, определить свое место в укреплении его основ. Это, безусловно, помогает нам растить достойного гражданина России.
В качестве примера приведем ряд высказываний участников профильных смен о первых впечатлениях от лагеря:
«16 августа 2016 г. Здравствуйте, новоатланты! С вами первый дежурный стратег XXVII сборов творческой молодежи. День заезда - это самый волнительный день! Ведь ты не просто приезжаешь в лагерь, а попадаешь в другое государство, другую реальность, где забываешь о своих насущных проблемах или же находишь удивительный способ их решения. Новые лица, новые слова, новые законы и традиции! Что может быть лучше? И только с течением времени понимаешь, что ничего. Запомни, новоатлант, эти лица, имена, слова. Ты больше не сможешь идти по жизни один, у тебя всегда рядом будет дружеское плечо. В печали и радости ты увидишь лучезарную улыбку сокольского друга, будь уверен. Васильева Наталья, стратег 1 Б филы» [6, с. 108].
«Жить от августа до августа. Круглый год рассказывать всем друзьям, знакомым и родственникам легенды о загадочной стране под названием Новая Атлантида. Встречаться с самыми красивыми, умными, талантливыми и просто самыми лучшими детьми. Все это чудо чудное и диво дивное, без которого я уже, наверное (нет-нет), точно не могу представить свою жизнь! Обещаю, мы сделаем все возможное, чтобы вам здесь понравилось, и вы возвращались сюда снова и снова!... Виктория Артеменкова, комиссар 1 А филы» [6, с. 108].
Повседневная жизнь детской республики предусматривает проведение мероприятий образовательного, информативного, организационного характера, как разнообразных форм правового просвещения и обучения будущих участников избирательного процесса. Данные мероприятия сведены в отдельную программу «Государственное строительство»,
которая предусматривает также курс лекций и практических занятий руководителей и сотрудников избирательной комиссии Смоленской области. Большое значение имеет участие в творческих делах по организации жизни в демократическом государстве Новая Атлантида, в ролевой игре «Мы выбираем, нас выбирают», включающей предвыборную кампанию кандидатов на должность Верховного архонта (высшего должностного лица детской республики), теледебаты, выборы и инаугурацию.
Разрабатывая концепцию данной игры и внедряя ее в практику наших профильных лагерей, мы решаем ряд важных стратегических задач:
1) создать систему практико-ориентированного правового просвещения, основанного на деятельностном подходе с учетом интересов каждого участника игры;
2) организовать подготовку лиц, обеспечивающих проведение выборов в детской республике, тем самым создавая резерв потенциальных членов избирательных комиссий «взрослых» выборов;
3) познакомить старшеклассников с современными технологиями планирования и проведения избирательной кампании;
4) дать основы современного действующего избирательного законодательства;
5) познакомить новоатлантов со сложившимися в мировой практике формами правления, отметить их отличительные особенности.
Знакомясь с законодательством детской республики, участники профильных смен проникаются уважением к окружающим - своим сверстникам и комиссарам - членам педагогического отряда «Крылатый». Они осознают себя неотъемлемой частью этой «удивительной страны детства», ее народа, который в свое время провозгласил, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью... Каждый гражданин обладает на территории государства всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Верховным законом» [6, с. 80].
Таким образом, в игре «Мы выбираем, нас выбирают» заложен глубокий граждан-ско-патриотический, моральный и нравственный смысл, заключающийся в уважении к «малой» и большой Родине, ее истории и традициям, уникальности каждого гражданина как важной составляющей страны. Данная игра несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, она знакомит старшеклассников с устройством детской республики, а с другой - готовит их к взрослой жизни, к тому, что им предстоит делать, когда каждому из них исполнится 18 лет. Оставляя свои комментарии в хрониках фил, участники профильных смен сами делают вывод, что именно от их гражданской позиции, от их политической активности зависит будущее страны, ее процветание и самобытность.
«21 августа 2016. Всем привет! Я дежурный стратег 1 Б филы. На Сборах второй раз. И с удовольствием приеду еще, если будет возможность! Сегодня был замечательный день - выборы. Победил тот, кто этого действительно заслуживает. Я очень люблю это место, считаю, что можно весь год думать о проблемах, но, приехав сюда, понимаешь, что все проблемы решаемы. Главное - верить в то, что мы все сможем!
Очень полюбил свой профиль, я вновь могу называть своих однопрофильчан семьей. Когда я ехал сюда, сказал: "Я возвращаюсь домой". Так и есть. Терпиловский Дмитрий, стратег 1Б филы» [6, с. 110].
Подводя итоги, мы констатируем, что в условиях профильного лагеря комиссарами педагогического отряда «Крылатый» осуществляется успешная работа по личностно ориентированному воспитанию старшеклассников. Итогом данной работы является появление большого числа креативных, коммуникативных, политически грамотных и патриотически настроенных молодых людей, нацеленных на изменение жизни к лучшему. Предложенная в условиях детской республики интерактивная воспитательно-развивающая программа способствует нравственному росту современного молодого человека, что является залогом для укрепления и процветания нашей страны на многие десятилетия вперед.
Список литературы
1. Грауман О., Певзнер М. Н. Образование без границ: международные источники обучения через всю жизнь // Концепции и стратегии непрерывного образования в международном контексте: сб. материалов междунар. форума / под общ. ред. С. В. Жолована. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 309 с.
2. СенченковН. П., Птушкина Е. С. Современные подходы к личностной ориентации воспитания старшеклассников и учащейся молодежи в условиях профильного лагеря // Фундаментальное исследование педагогических, социально-психологических и личностных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение молодежи в педагогической деятельности / под ред. Л. А. Кузьмина и Н. П. Сенченкова. - Смоленск: СГПУ, 2005. - 206 с.
3. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестн. практ. психологии образования. - 2010. - № 2 (23). - С. 12-18.
4. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240. - URL: https://rg.ru/2017/05/29/ prezident-ukaz240-site-dok.html (дата обращения: 31.03.2018).
5. Шпона А .П. Воспитательный процесс в теории и практике. - М., 2009. - 224 с.
6. Сборы творческой молодежи «Сокол-2017»: учеб.-метод. пособие и рабочая тетрадь организаторов и участников профильного лагеря / под ред. Н. П. Сенчен-кова. - Смоленск: СмолГУ, 2017. - 122 с.
References
1. Grauman O., Pevzner M. N. Obrazovanie bez granits: mezhdunarodnye istochniki obucheniya cherez vsyu zhizn. In: Zholovan S. V. (ed.) Kontseptsii i strategii nepre-ryvnogo obrazovaniya v mezhdunarodnom kontekste. Proceedings of international forum. St. Petersburg: SPb APPO, 2012. 309 p.
2. Senchenkov N. P., Ptushkina E. S. Sovremennye podkhody k lichnostnoy orientatsii vospitaniya starsheklassnikov i uchashcheysya molodezhi v usloviyakh profilnogo lagerya. In: Kuzmin L. A., Senchenkov N. P. (eds.) Fundamentalnoe issledovanie peda-gogicheskikh, sotsialno-psikhologicheskikh i lichnostnykh faktorov, vliyayushchikh na pro-fessionalnoe samoopredelenie molodezhi v pedagogicheskoy deyatelnosti. Smolensk: SGPU, 2005. 206 p.
3. Feldshteyn D. I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoy shkoly v usloviyakh znachimykh izmeneniy rebenka i situatsii ego razvitiya. Vestn. prakt. psik-hologii obrazovaniya. 2010, No. 2 (23), pp. 12-18
4. Ob obyavlenii v Rossiyskoy Federatsii Desyatiletiya detstva: Ukaz Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii ot 29 May 2017 No. 240. Available at: https://rg.ru/2017/05/29/prezi-dent-ukaz240-site-dok.html (accessed: 31.03.2018).
5. Shpona A .P. Vospitatelnyy protsess v teorii i praktike. Moscow, 2009. 224 p.
6. Senchenkov N. P. (ed.) Sbory tvorcheskoy molodezhi "Sokol-2017": ucheb.-metod. posobie i rabochaya tetrad organizatorov i uchastnikov profilnogo lagerya. Smolensk: SmolGU, 2017. 122 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3