Научная статья на тему 'Союз детских организаций Тамбовской области как форма развития лидерских качеств старшеклассников'

Союз детских организаций Тамбовской области как форма развития лидерских качеств старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ "Я-ЛИДЕР" / ASSEMBLY OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS / MODULE OF THE PROGRAM "I AM A LEADER" / LEADERSHIP / LEADERS POTENTIAL / INTERACTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Г. В.

В статье раскрываются основные направления деятельности Союза детских организаций Тамбовской области по формированию лидерских качеств старшеклассников. Подробно рассмотрен проект «Ассамблея детских организаций». Обобщен опыт работы Школы актива, детской думы, мастер-классов, конкурсов лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Union of children's organizations of Tambov region as the form of development of the senior pupils leaders qualities

In the article the basic directions of activity of the Union of children's organizations of Tambov region on formation of leaders' qualities of senior pupils is reveal. The project "Assembly of children's organizations" is considered in detail. The operational experience of School of the active, children's Duma, master classes, leader's competitions is generalized.

Текст научной работы на тему «Союз детских организаций Тамбовской области как форма развития лидерских качеств старшеклассников»

УДК 371

СОЮЗ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Г.В. Старкова

В статье раскрываются основные направления деятельности Союза детских организаций Тамбовской области по формированию лидерских качеств старшеклассников. Подробно рассмотрен проект «Ассамблея детских организаций». Обобщен опыт работы Школы актива, детской думы, мастер-классов, конкурсов лидеров.

Ключевые слова: лидерство; лидерский потенциал; Ассамблея детских организаций; интерактивная деятельность; модуль программы «Я-лидер».

Современное общество нуждается в социально активных грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство - это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности, и потому в современной науке существуют различные подходы к изучению этой проблемы. Анализ психологопедагогической литературы свидетельствует

о богатых традициях в изучении феномена лидерства. Уникальность этого социального явления обусловила появление многочисленных теоретических концепций. Большое количество теорий лидерства, разработанных в психологии и педагогике, свидетельствует о высокой практической значимости этого понятия.

Проблема изучения феномена лидерства и создания благоприятных условий для развития лидерского потенциала старшеклассников в условиях детских общественных организаций имеет сегодня большую социальную значимость. Детская организация в современной России является самостоятельным фактором развития личности и эффективным инструментом совершенствования социальных отношений, а детское лидерство - актуальной проблемой современной российской действительности. Этим, в свою очередь, обусловлена актуальность осмысления проблемы подросткового лидерства и поиска наиболее эффективных форм и методов развития лидерского потенциала старших школьников. Необходимость обращения к научному изучению феномена детского лидерства обусловлена также и тем, что современное исследование этой проблемы, на наш взгляд, остается недостаточным, несмотря на то, что в настоящее время имеются работы,

раскрывающие некоторые педагогические аспекты формирования и развития лидерского потенциала подростков в условиях детской общественной организации. Очевидно, что требуется более предметное исследование проблемы феномена детского лидерства в современной российской действительности.

Успешная организация процесса социализации подростка возможна только в определенной социальной среде. На наш взгляд, наиболее эффективной социальной средой, способствующей формированию и успешному развитию лидерской одаренности школьников Тамбовщины, является Союз детских организаций Тамбовской области.

Многолетний опыт деятельности Союза детских организаций показывает, что объединение городских и районных детских организаций в рамках регионального общественного движения в настоящее время является оправданным и целесообразным. Вместе с тем территориальные организации географически отдалены друг от друга, и существует необходимость проведения общих сборов актива этих организаций с целью укрепления и развития Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций» посредством усиления взаимодействия между детскими организациями и распространения передового опыта. Традиционно Тамбовская региональная общественная организация «Союз детских организаций» совместно с Комитетом по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Тамбова при поддержке управления социальной защиты населения Тамбовской области и управления образования и науки проводит сборы актива - Ассамблеи детских организаций, ориентированных на

отработку технологий и механизмов совместной деятельности.

Для общественных организаций, участников программы Ассамблей, ее реализация предполагает вполне определенные интересы: это оздоровление, занятость, обучение современным технологиям межсекторного взаимодействия и управлению общественной организацией. Ассамблея - это, прежде всего, возможность использования кадрового и интеллектуального ресурса для разработки и реализации различных программ Союза детских организаций, реализации государственной молодежной политики, развития местного сообщества, выполнение программы «Развитие и поддержка деятельности детских общественных объединений в Тамбовской области». Союз детских организаций содействует выявлению и воспитанию лидеров детского движения через оказание образовательной, методической, консультационной и информационной помощи в рамках проекта «Ассамблея детских организаций». Данная работа проводится уже 16 лет и имеет перспективы устойчивого развития. Благодаря систематическим сборам, детское движение в Тамбовской области имеет свою индивидуальность, творческий потенциал, неиссякаемую энергию, что позволяет от ассамблеи к ассамблее продолжать активную работу, создавать новые программы и направления деятельности.

Главная цель проведения Ассамблей -это содействие социальной адаптации детей в современном обществе, подготовка их к участию в общественно-политической и экономической жизни, а также осознание ими своей роли в организации, истинных ценностей и нравственно-эстетических жизненных приоритетов. Обязательным условием проекта является проведение ассамблеи на базе оздоровительных лагерей, что позволяет организаторам успешно сочетать формы и методы интерактивного обучения ребят и их оздоровления.

История Союза насчитывает 32 Ассамблеи. Создание возможности равноправного сотрудничества - традиционная задача каждой Ассамблеи. Это достигается посредством смены ролей «взрослый - ребенок». Исходя из возрастных особенностей, при разработке программ выбираются сюжетно-ролевые модели, включающие в себя многофункцио-

нальные тренинги. При этом учитывается, что создаваемая сфера отношений участников ассамблеи должна быть гуманной и способствовать формированию лидерских качеств и организаторских способностей детей и подростков через их включение в сложные ситуации, различные игры и т. д.

За прошедшее время реализации проекта ребята из детских организаций всех городов и районов области побывали в «Олимпийской деревне», на «Рождественской зимовке», «Звездной галактике», в «Университете детских организаций», «Марафоне игр», в «Изумрудной стране», «Империи детских организаций», в «Разных мирах», «Фабрике успеха», поучаствовали в «Параде времен», «Большой перемене», «Политике сердца» и многих других сменах, которые позволили участникам развить способности: оценивать ситуацию, моделировать и организовывать мероприятия по собственным проектам и т. д. Содержание каждой Ассамблеи - это ценные советы, рекомендации, методические разработки. Например, тема XXII Ассамблеи «Летний призыв» (2004 г.), прежде всего, -это призыв молодых людей к активности, молодежному самоуправлению, новым идеям, а также призыв к старту реализации областной программы Союза детских организаций «Наследники Великой Победы», посвященной 60-летию Победы.

Работа была организована с использованием различных форм интерактивной деятельности: творческое пространство, само-презентации, клубная деятельность, профессионально-ориентированные консультации, деловые и военно-спортивные игры и др. Программа Ассамблеи была направлена на развитие лидерских качеств детей, на проектирование деятельности детских организаций и реализацию творческого потенциала. Привлечение к работе волонтеров - студентов ТГУ имени Г.Р. Державина, прошедших в свое время школу Ассамблей, дает возможность детям увидеть перспективу личностного роста, стимулировать выбор общественнополезных видов деятельности, создавать пространство для свободного общения.

Реализация целей и задач юбилейной зимней XXV Ассамблеи (2006 г.) состояла в организации сюжетно-ролевой игры «Звездная коллекция». Цель Ассамблеи: обоснование новых подходов к организации деятель-

ности детских объединений, разработка основных идей, проектов их взаимодействия. Вся деятельность детских объединений и организаций должна быть демократически устроена, направлена на улучшение жизни членов объединения, в ходе которой у ребят формируются субъектные качества, умения правового взаимодействия и участия в социальном творчестве. Для этого необходимо научить подростков цивилизованно взаимодействовать, находить средства для урегулирования своих отношений на всех уровнях общения, преобразовывать обстоятельства своей жизни в соответствии с законами, принятыми в обществе.

В рамках Ассамблеи четыре клуба коллекционеров (отряда) создавали свою коллекцию по выбранному направлению: создание коллекции легенд Союза, сбор игр Союза, воспоминания о самых ярких Ассамблеях, сбор основных программ и акций Союза детских организаций Тамбовской области. Результаты своей работы клубы демонстрировали на закрытии в виде творческого отчета и оформления стендов по своей тематике. Образовательный блок «Золотая коллекция» объединил ребят по группам: активисты, приехавшие первый раз; президенты детских организаций; активисты - будущие стажеры и вожатые Ассамблей; активисты, приехавшие на Ассамблею второй и более раз.

Одним из самых интересных мероприятий стало проведение «Блок-поста «Мы против...». Его цель: пропаганда здорового образа жизни. Форма: построение линии защиты против вредных привычек. Каждый отряд готовил выступление на тему «Мы против...». Ребята участвовали в обсуждении вопросов (работал свободный микрофон): «Почему люди обращаются к вредным привычкам?» (от скуки - предлагались различные способы досуга, в т. ч. и деятельность в ДШО; любопытства - необходимо как можно больше знаний о вредности...; экстремальные ощущения - предлагалось обратиться к спорту...). «Чем мы можем помочь людям, попавшим в зависимость?» Итог мероприятия: оформление плаката «Мы за...». Результатом данного мероприятия стало последействие: в каждом отряде был продолжен разговор на эту тему, ребят очень затронула проблема вредных привычек. Многие при подведении

итогов Ассамблеи назвали это мероприятие самым важным.

В рамках Ассамблеи был проведен «Круглый стол» детских организаций». Обсуждались вопросы: «Как налажена работа в вашей детской организации?» (ребята говорили о структуре детских организаций, органах самоуправления, результатах работы); «Программы и проекты этого года в детских школьных организациях (ДШО)»? (многие говорили о мероприятиях, посвященных традиционным праздничным датам); «Проблемы ДШО и способы их решения» (мало ребят в Дшо, отсутствие материальной базы, автобуса, отсутствие вожатой). Традиционно на Ассамблее был проведен в три этапа конкурс лидеров:

1 этап. Пресс-конференция, на которой претенденты на звание «Лидера» не только отвечали на интересные вопросы юных журналистов и зрителей, но и представляли программу деятельности своей детской организации на будущий год;

2 этап. Практическая часть (путешествие по станциям лидеров). Каждый конкурсант получил возможность на практике продемонстрировать свои организаторские способности. В течение 5-7 минут необходимо было интересно провести свою творческую станцию. Это было экспромтное мероприятие, поэтому на подготовку у конкурсантов было всего 15 минут. Финалистами были представлены следующие игровые станции: «Музыкальная шкатулка», «Пойми меня», «Музыкальный крокодильчик», «Игры Союза», «Песенный марафон»;

3 этап. По результатам игры по станциям все конкурсанты были допущены для участия в финальной части конкурса «Лидер

XXV Ассамблеи» - «Лучший из лучших», включающий: теоретический конкурс, конкурсы «Формула успеха ДО», «Обращение к молодежи» и описание работы по созданию своей ДО (экспромтный конкурс).

Тема прошедшей XXVI Ассамблеи -саммит «Союз от А до Я», встреча делегаций городов и районов Тамбовской области, на которой был дан старт празднования 15-летия Союза. Программа была определена на основе приоритетов участников ассамблеи и их предложений по ключевым темам дискуссий: образование и ценности молодого поколения; сохранность здоровья - инвести-

ция в будущее; развитие детского движения в Тамбовском регионе.

Ассамблея стала генератором идей, новых проектов и программ юбилейных событий СДО, была насыщена творческими изюминками, интересными мероприятиями, деловыми и ролевыми играми. С ребятами работал первоклассный коллектив вожатых. Каждый вожатый - человек творческий и неординарный, друг, помощник, старший товарищ. Все вожатые - выходцы из Союза, благодаря чему существует преемственность поколений, которой гордится СДО.

У каждого ребенка есть свой взгляд на то, каким должен быть мир, и каждый ребенок имеет право наравне со взрослыми решать, каким этот мир станет в будущем.

XXVI Ассамблея детских организаций дала возможность через систему различных конкурсов и программ представить взгляды и позиции подростков в отношении проблем молодого поколения; у ребят - активистов детских организаций, появилась возможность реализовать свой творческий потенциал, получить практическую подготовку в вопросах развития детского движения; познакомиться с интересными людьми. Юношеский саммит такого масштаба проводился впервые.

Современной России нужны умные и энергичные, квалифицированные и умеющие повести за собой, сделать правильный выбор и суметь реализовать намеченные планы, способные самовыразиться и самореализоваться молодые люди - строители будущего нашей страны. С этой целью работа с детьми и подростками в рамках проекта «Город лидеров - город возможностей» XXVIII Ассамблеи (август 2007 г.) строилась в плане развития у них таких качеств, как коммуникабельность, ответственность, творческий подход к делу, умение отвечать за свои поступки, отстаивать свои взгляды и повести за собой единомышленников, а также формирования навыков работы в команде, нацеленность на достижение и личную организованность, способность эффективно планировать и использовать рабочее время и информационные технологии.

Одной из основных задач организаторов проекта «Город лидеров - город возможностей» - знакомство участников Ассамблеи со структурой организации управления городом и городской инфраструктуры, их значение и деятельность для жителей города. В работе использовались деловые и творческие игры, а также комплекс управленческих, информационных и коммуникационных тренингов с реализацией возможностей летнего отдыха.

Например, участникам XXVIII Ассамблеи была предложена образовательная программа «Я-лидер», которая включала проведение тренингов по соответствующей тематике в рамках проблемы «Организация детского самоуправления». Модуль программы «Я-лидер» направлен на формирование у старшеклассников навыков общения, умения понимать и учитывать интересы других людей, владение основами управления и самоуправления. Он включает основные направления формирования лидерских качеств старшеклассников через школу актива, создание детской Думы, конкурс лидеров, организацию шефской работы, мастер-классы, создание информационной базы лидера, разработку и презентацию творческих работ. Общие рекомендации модуля программы «Я-лидер» включают следующие аспекты, представленные в табл. 1.

По итогам занятий участникам присваивались звания: «Активист», «Лидер», «Суперлидер» в соответствии с усвоенным материалом. Реализация модуля программы «Я-лидер» способствует повышению эффективности и результативности деятельности как школьных детских организаций, так и Союза детских организаций в целом.

Программа Союза детских организаций «Ассамблея детских организаций» стала лауреатом Всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ в номинации вариативных проектов и программ по организации летнего отдыха детей.

Знания, умения и практические навыки, полученные в процессе жизнедеятельности Ассамблей - бесценный методический багаж для дальнейшей работы в коллективах детских общественных формирований.

Таблица 1

Формы работы Краткое описание Рекомендации

Школа актива Школьная детская организация разрабатывает план работы «Школы актива» на год и в соответствии с ним проводит обучение настоящих и будущих лидеров Разработка плана работы «Школы актива» на уч. год Проведение обучающих тренингов по различным направлениям Подведение итогов работы «Школы актива» Вручение сертификатов учащимся «Школы актива» по итогам работы

Создание детской Думы Формирование пакета документов деятельности детской Думы: положение о деятельности, положение о выборах, структура детской Думы, план работы на год и др. Формирование пакета документов деятельности детской Думы (Положение о выборах, о деятельности, структура, план работы на год и др.) Проведение выборов в школьных детских организациях Систематическое проведение заседаний детской Думы Участие детской Думы в социально-значимых акциях и проектах Подведение итогов деятельности детской Думы (по полугодиям)

Конкурс лидеров Проведение на базе школьных и районных детских организаций конкурса лидеров с целью обмена опытом и создания здоровой конкуренции. Конкурс должен включать несколько направлений, в которых лидеры смогут проявить свои способности и умения, защитить авторские проекты и программы, продемонстрировать организаторские и лидерские качества Разработка положения о проведении конкурса лидеров детской организации Проведение конкурса на уровне школьной детской организации Проведение конкурса на уровне территориальной детской организации Награждение победителей путевкой участника Ассамблеи СДОТО Публикация информационных материалов в СМИ о проведении данного конкурса

Организация шефской работы Для развития и становления детских организаций приобретенные знания и умения должны составлять основу преемственности актива, а также совершенствоваться и развиваться в новых условиях План работы актива детской организации с младшими школьниками Проведение совместных проектов и акций Проведение мониторинга результативности шефской работы

Мастер-классы Каждый теоретический материал должен иметь практический результат и выражаться в достижениях реальных людей. Именно поэтому необходимы мастер-классы лидеров детского движения и общественных деятелей для доказательства эффективности практической деятельности и являются примером становления личности лидера Проведение социологического опроса по выявлению тем мастер-классов Составление плана работы проведения мастер-классов Приглашение специалистов для проведения тематических мастер-классов Применение полученных знаний на практике (выпуск газеты, буклета, написание творческих работ, подготовка выступления и т. д.)

Создание информационной базы лидера Развитие личности невозможно без постижения нового, потому что каждому лидеру необходима новая информация, рекомендации, методические материалы, практические тренинги и упражнения. Материал может быть оформлен в виде буклета, методического пособия или же в форме альбома или папки, которая является доступной для каждого активиста Сбор информационного материала по вопросам лидерства и самоуправления Систематизация собранного материала Выпуск пособий, буклетов, альбомов по различным направлениям Распространение методического материала и обмен с другими детскими организациями

Разработка и презентация творческих работ Способности и умения должны быть направлены на совершенствование личности, лидерских качеств и убеждений. Очень важно не только создание авторской программы, а ее презентация и реализация. Творческие работы актива могут быть как индивидуальными, так и коллективными, а также затрагивать различные сферы жизни человека. Настоящий лидер должен осознавать вершину, к которой стремится Проведение обучающих семинаров, тренингов и т. п. по правилам написания творческих программ и проектов Разработка авторских программ и проектов Презентация и защита программ и проектов на уровне школьных, территориальных детских организаций Выпуск сборника авторских программ и проектов территориальной детской организации Написание творческих работ: «Как стать настоящим лидером», «Лидер - кто это?», «Путь к вершине», «Лидер в современном мире», «Лидер: положительные и отрицательные стороны» и др.

Очевидно, что современная концепция воспитательной работы в сфере детского движения требует более осмысленного подхода к задачам развития лидерского потенциала активистов. В процессе разработки и реализации многочисленных социальнообразовательных программ, проектов и акций Союз детских организаций решает очень актуальную сегодня проблему формирования гражданской позиции подростков и развития их лидерских компетенций и приобщает старшеклассников к разнообразной социальной деятельности, в процессе которой ребенок находится в роли лидера, в ситуации успеха. Вовлечение школьников в социальную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта и формирование приоритетных качеств лидера, является важнейшим педагогическим условием формирования лидерского потенциала подростков.

От личностного вклада каждого активиста, каждой школьной организации зависит успешность и плодотворность работы Союза детских организаций. Исключительно со сплоченной и уверенной командой, шагающей в ногу со временем, осуществляется повсеместное его развитие и совершенствование.

Поступила в редакцию 25.08.2009 г.

Starkova G.V. Union of children's organizations of Tambov region as the form of development of the senior pupils’ leaders’ qualities. In the article the basic directions of activity of the Union of children's organizations of Tambov region on formation of leaders’ qualities of senior pupils is reveal. The project “Assembly of children's organizations” is considered in detail. The operational experience of School of the active, children's Duma, master classes, leader’s competitions is generalized.

Key words: leadership; leaders potential; Assembly of children's organizations; interactive activity; module of the program “I am a leader”.

УДК 301.085:15

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© С.В. Крашенинина

Статья посвящена изучению проблемы творчества детей в учреждениях дополнительного образования. Выявлены структурно-содержательная характеристика творчества, ее понимание разными исследователями.

Ключевые слова: творчество; структура творчества; условия творчества.

Понимание сущности творчества - широко обсуждаемый вопрос в современной науке (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Г.В. Ковалева, В. Вундт и др.). Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. Это не отдельное свойство, а целостная характеристика человека. В энциклопедическом словаре термин «творчество» представлен как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество индивидуально для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельность и его результаты.

По Ярошевскому, творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие [1].

В современной психологии (Г.В. Ковалева, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкина и др.) творчество нередко рассматривается как неадаптивная активность, жизнетворчество, эстетическое отношение к миру; как транскоммуникация, индивидуализация, выбор свободного бытия; «смелость быть», под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.