Научная статья на тему 'Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников'

Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2098
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Г. В.

Starkova G.V. the essence and indicators of formation of senior formers' leadership qualities. The article reveals a set of leadership qualities of modern senior formers. It gives ground to the indicators for evaluation of their state of formation. The results of experimental work on leadership qualities formation in the activities of Children's Organization Union are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников»

СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Г.В. Старкова

Starkova G.V. The essence and indicators of formation of senior formers’ leadership qualities. The article reveals a set of leadership qualities of modern senior formers. It gives ground to the indicators for evaluation of their state of formation. The results of experimental work on leadership qualities formation in the activities of Children’s Organization Union are presented.

Развитие социальной активности молодежи, поддержка и поощрение молодежных инициатив сегодня является приоритетным направлением государственной молодежной политики, и в связи с этим большое внимание уделяется проблеме формирования личности подростка и развитию его лидерских компетенций. Подростковый возраст, как известно, является периодом стремления ребенка к самопознанию и временем активного формирования его жизненных ценностей. Именно в этом возрасте закладываются основы лидерского потенциала и предпосылки их дальнейшего развития.

Для собственной успешности в обществе ребенку необходимо приобрести знания, умения, навыки и качества, на фундаменте которых будет формироваться его жизненная позиция. Современный российский подросток должен обладать определенным набором лидерских качеств, которые в будущем помогут ему успешно реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Доказано, что ключевым условием развития лидерских качеств старшеклассника является процесс самореализации его внутреннего потенциала. Центральным фактором в этом процессе выступает феномен «внутреннего лидерства», т. е. состояние личности, основанное на постоянной, регулярной самоорганизации и стремлении к активному участию в жизни общества.

Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности, со становлением самооценки и со стремлением школьника утвердиться в роли лидера. Этому утверждению ребенка и раскрытию его лидерского потенциала способствует детская организация, создание которой всегда начинается с выявления лидера в подростковой группе, ведь в дальнейшем продуктивность деятельности подрост-

кового коллектива определяется именно наличием у ее активистов организаторских способностей и парадигмы определенных нравственных качеств.

Очевидно, что современная концепция воспитательной работы в сфере детского общественного движения требует более осмысленного подхода к проблеме развития лидерского потенциала активистов. Для грамотного управления творческим коллективом всем участникам педагогического процесса необходимы владение навыками организаторской работы и стремление к их непрерывному совершенствованию. Наличием этих знаний и умений во многом определяются и уровень сформированности лидерских качеств личности старшеклассника, и эффективность развития современного детского общественного объединения.

На наш взгляд, приоритетом воспитательной работы со старшеклассниками является формирование и развитие у них лидерских качеств характера. В связи с этим особенную важность приобретает необходимость осуществления грамотной диагностики лидерского потенциала старшеклассников и его своевременного выявления. Работа по выявлению и повышению социальной активности старшеклассников и формированию их лидерских компетенций должна вестись с учетом возрастных интересов, потребностей учащихся (в том числе в социально значимых видах деятельности).

Для деятельности Союза детских организаций характерна практическая направленность, ориентированная на приобретение ребенком конкретных организаторских умений и навыков. Развитие лидерских качеств старшеклассников происходит посредством освоения конкретных организаторских навыков и включения в совместное конструктивное взаимодействие. В детской организации созданы условия для самореализации лично-

сти через освоение технологий организации и проведения игр различной направленности и видов. В процессе социально значимой деятельности раскрываются внутреннее содержание личности подростка, его лидерский потенциал и умение работать над собой. Это достигается путем:

- развития творческих и интеллектуальных способностей личности;

- актуализации социально значимой деятельности детей;

- содействия выработке подростками стратегии успешной личности.

Для успешного развития лидерских качеств необходима включенность подростка в различные виды и формы деятельности. Союз детских организаций, предлагая школьникам различные виды деятельности, способствует тому, что ребенок в процессе творческого взаимодействия с педагогами и сверстниками приобретает опыт лидерской работы. У подростка как у субъекта СДО спектр возможных видов деятельности больше, чем у его ровесника в роли учащегося. Его включение в разнообразные виды социальной деятельности, а также активное участие их в планировании и обсуждении результатов работы, учит школьника формировать и выражать свое мнение, принимать правильные решения, быть ответственным, требовательным и принципиальным в отношении к себе и к окружающим, т. е. способствует не только обретению подростком ценного жизненного опыта, но и формированию его лидерской позиции. Ключевыми в лидерской деятельности старшеклассников, на наш взгляд, являются следующие знания, умения и навыки:

- способность к социальному творчеству;

- знание основ самоуправления и закономерностей развития коллектива;

- навыки планирования деятельности и ее анализа;

- умение творчески мыслить и видеть перспективу;

- владение новыми информационными технологиями;

- навыки управления творческой группой и распределения обязанностей между ее членами;

- знание форм социального проектирования.

По справедливому наблюдению С.В. Те-терского, «в среде современных детей и молодежи всего мира наиболее высокую ступень занимают личностные свойства, позволяющие тем, кому они присущи, своим трудом и активностью подняться на более высокую ступень социального положения. В числе таких привлекательных качеств - инициативность, деловая «хватка», умение решать сложные проблемы, готовность к резким жизненным переменам» [1]. Согласно результатам современных исследований, лидерский потенциал есть у каждого человека. Выявление юных лидеров и самореализация подростков осуществляются не только в учебной деятельности, но и в творческой деятельности во внеурочное время. Творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Задача педагога, работающего с активистами и потенциальными лидерами, - создать наиболее благоприятные условия для реализации этих качеств и дальнейшего саморазвития и самоопределения личности подростка-лидера.

Союз детских организаций Тамбовской области осуществляет:

- систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков;

- разработку и реализацию программ социально значимой деятельности;

- взаимодействие с социальными институтами;

- координацию деятельности детских организаций и оказание методической, информационной и правовой помощи.

Деятельность Союза детских организаций Тамбовской области основывается на ведущих позициях современного социального лидерства:

- свобода участия каждого;

- мотивирование на участие посредством чувства успеха;

- ориентация на личностный рост каждого.

Мы убеждены в том, что эффективность развития лидерских качеств во многом определяется тем, в какой мере исследованы основные моменты их развития, насколько правильно педагог, диагностируя ситуацию, выбирает средства педагогического воздействия, учитывает сложившуюся ситуацию во

взаимоотношениях подростков. Педагогу необходимо знать, насколько развиты лидерские качества у членов детского общественного объединения, насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации. Систематический педагогический мониторинг помогает выявлять действительных и потенциальных лидеров Союза детских организаций и стимулировать активность других членов организации.

Теоретическое изучение проблемы детского лидерства позволило нам определить в исследовании практические критерии оценки сформированности лидерских качеств, к числу которых относятся:

- наличие лидерского потенциала (комплекса определенных лидерских качеств, свойственных личности старшеклассника);

- психологическая готовность и стремление подростка к лидерству;

- способность ребенка к социальному творчеству, групповому взаимодействию, планированию и достижению коллективных целей.

Союз детских организаций стремится к развитию и обогащению социокультурного опыта подростков. Лидерство, на наш взгляд, выступает ключевым фактором успешной реализации творческих способностей школьников. При разработке психолого-педагоги-ческих методик и программ творческого взаимодействия со старшеклассниками педагоги СДО учитывают стремление подростка к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию, его желание овладеть методами управления группой ровесников, видеть ключевую задачу и распределять работу в коллективе. Лидер должен уметь вдохновлять, мотивировать себя и свою команду. На развитие этого умения направлен ряд специальных деловых игр и тренингов, реализуемых, в частности, на Ассамблеях детских организаций. Таким образом, создан комплекс условий для самоопределения подростков и включения их в творческую деятельность. Разработанная технология, состоящая из разнообразных деловых игр, способствует успешному становлению лидера. Она пробуждает у подростка интерес к самопознанию и желание работать над собой, приобретать опыт успешного человека, учиться навыкам целеполагания и методикам принятия решения.

Для исследования уровней сформиро-ванности лидерских качеств старшеклассников была разработана соответствующая методика, позволяющая диагностировать лидерский потенциал подростков-активистов Союза детских организаций. Основными методами исследования явились следующие: изучение и обобщение педагогического опыта, накопленного Союзом детских организаций в сфере воспитания лидерского потенциала подростков; методы психолого-педаго-гической диагностики (анкетирование, тестирование, беседа, опрос, различные формы наблюдения); разработка и реализация социальных проектов, программ и акций.

Главная цель данной методики - расширение и углубление знаний старшеклассников о характере, уровне и показателях сфор-мированности своих лидерских способностей, а также выявление сильных сторон личности подростка для его дальнейшего эффективного саморазвития. Оценка динамики развития лидерского потенциала в среде старшеклассников-лидеров Союза детских организаций Тамбовской области позволит получить объективные данные об уровне самосознания и степени рефлексии подрост-ков-активистов детского движения.

Особое внимание в работе с подростка-ми-активистами и лидерами детских организаций в СДО уделяется понятию лидерства, содержанию лидерских качеств, анализу различных стилей управления, нравственным аспектам поведения лидера и обучению организаторской технике. Воспитание лидера нацелено на конкретный результат - нахождение своей индивидуальности и дальнейшую самореализацию.

Для диагностики знаний подростков о феномене лидерства и его значении для перспективы личностного и профессионального развития старшеклассникам была предложена методика неоконченных предложений: «Быть лидером - это значит...», «Я хочу быть лидером, потому что.», «Чтобы стать лидером, я должен уметь..» и т. п. В ходе анализа результатов этого опроса был составлен «портрет» лидера (определена специфика личности и деятельности лидера).

Итак, по мнению активистов СДО, лидер - это:

- тот, кто успешно реализует себя в образовании;

- тот, кто полностью использует свои индивидуальные творческие способности;

- тот, кто пользуется авторитетом среди товарищей и способен повести за собой, он принимает активное участие в общественной жизни класса, лицея, общественных детских объединениях.

Также активисты Союза детских организаций приняли участие в опросе, целью которого было выявление качеств, присущих

Качества, п|

лидеру, и составление их рейтинга. Участники этого опроса получили бланки, на которых было указано 8 лидерских качеств, свойственных личности лидера (см. табл. 1). В колонке «А» знаком «+» подростку нужно было отметить те качества, которые у него наиболее выражены, и знаком «0» - те, которые выражены слабо. В колонке «В» - поставить «+» напротив тех качеств, которые, по мнению респондента, наиболее характерны для лидера. По общему количеству баллов был определен рейтинг лидерских качеств.

Таблица 1

щие лидеру

Качество А В

Умение управлять собой

Осознание цели

Умение решать проблемы

Наличие творческого подхода

Влияние на окружающих

Знание правил организаторской работы

Организаторские способности

Умение работать с группой

Результаты опроса, проведенного педагогами, работающими с лидерами и активистами Союза детских организаций, демонстрируют, что на первое место среди качеств, присущих лидеру, подростки ставят наличие организаторских способностей. Рейтинг этих качеств (по оценке старшеклассников) выглядит следующим образом:

- организаторские способности (89 %);

- знание правил организаторской работы (78 %);

- влияние на окружающих (67 %);

- умение управлять собой (65 %);

- осознание цели (58 %);

- умение работать с группой (55 %);

- наличие творческого подхода (43 %).

Регулярной является самодиагностика и

диагностика лидерского потенциала школьников с помощью рефлексивных и анкетных методик, результаты которой способствуют разработке комплекса мер по профилактике девиантных форм поведения детей и направлены на реализацию личностно ориентированного подхода. Для разработки и использования этого комплекса мер и методик по формированию лидерских компетенций старших школьников им было предложено принять участие в специальном опросе и

продолжить следующие предложения: «Моя детская организация - это.», «Мои возможности в Союзе детских организаций» и пр. При характеристике своих детских общественных объединений их участники выделяли особую, теплую атмосферу, благоприятный микроклимат, позволяющий избавиться от тревожности и способствующий их эффективной самореализации. Выяснилось, что детей привлекает тот факт, что в общественном объединении проявляют заботу о них, помогают решить существующие проблемы. Прежде всего, это организация досуга, помощь в выборе профессии, решение проблем общения со сверстниками. Воспитание в таком объединении связано с освоением различных социальных навыков, поэтому Союз детских организаций Тамбовской области предоставляет детям и подросткам возможность свободно выбирать и форму досуга, и интересное дело.

Обеспечение включенности лидера в организаторскую деятельность является важным условием, способствующим наиболее полному раскрытию лидерских качеств и знаний подростков. Это помогает сформировать у них комплекс поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адек-

ватному поведению и позволяющих человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

В результате педагогического воздействия на лидерский потенциал старшеклассников (в ходе опытно-экспериментальной работы СДО) происходит приобретение подростками нового опыта, открытие перспектив и освоение методик самосовершенствования личностных характеристик и формирование собственных лидерских компетенций. Переход подростка на новую ступень, на новый уровень сформированности лидерских качеств происходит в процессе его активного участия в тренингах, деловых и ролевых играх. В результате наблюдается изменение системы отношений участников, меняется отношение ребенка к себе, совершенствуются межличностные отношения. Эти уровни характеризуют степень сформированности каждого лидерского качества старшеклассника.

Модель педагогического процесса развития лидерских компетенций ребенка включает этапы формирования, раскрытия и совершенствования этих компетенций в процессе творческой деятельности. Методическое обеспечение процесса формирования лидерских качеств старших школьников представляет собой совокупность разнообразных педагогических средств. При проведении опытно-экспериментальной работы СДО по развитию лидерских качеств прежде всего достигается высокая степень осознания детьми ценности человеческого общения и важности таких качеств и характеристик, как работоспособность, креативность, самопознание (и готовность к самообразованию), рефлексия, умение налаживать межличностные взаимоотношения и оценивать уровень их развития.

Творчески работая в детской организации, старшеклассник приобретает ценнейшие коммуникативные и организаторские навыки. В СДО происходит:

- развитие коммуникативной и эмоциональной культуры старшеклассников;

- развитие творческой активности подростков в организации досуга и других видов

Ключевые навыки и умения, приобретаемые подростком в процессе социальной деятельности в Союзе детских организаций:

- аналитические (умение критически мыслить и анализировать информацию);

- проектировочные (умение планировать собственную и коллективную деятельность, осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);

- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);

- исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и пр.).

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы отмечалось накопление лидерского опыта каждым членом Тамбовской городской детской Думы с помощью заполнения каждым подростком «Дневника успеха», где фиксировалась вся его социально-творческая деятельность и все достижения, накопленные ребенком в процессе этой деятельности. Дневник успеха заполняется каждым депутатом детской Думы самостоятельно, индивидуально и позволяет отражать рост лидерского потенциала подростка, весь накопленный им опыт творческой деятельности и все изменения, происходящие в жизни ребенка.

Для возможности получения объективной, достоверной оценки результатов деятельности Союза детских организаций Тамбовской области по формированию лидерских качеств старшеклассников требовалось, в первую очередь, провести первичное измерение уровня развития лидерских качеств подростков. Для решения этой задачи среди активистов детского движения Тамбовской области, заслуживших своей активной деятельностью в течение учебного года путевку на XXXI Ассамблею детских организаций, в первый день их пребывания на Ассамблее было проведено тестирование, целью которого стало расширение знаний подростков об уровне и характере лидерских качеств личности, а также оказание им помощи в выявлении собственных сильных и слабых сторон для дальнейшего саморазвития.

В эксперименте приняли участие 240 старшеклассников, обучающихся в шко-

социальной деятельности;

- приобретение организаторских навыков, умений.

лах города Тамбова и Тамбовской области. Диагностика их лидерских качеств проводилась с помощью специально разработанной комплексной методики, частью которой было тестирование исходного, первоначального уровня развития их лидерского потенциала. Результаты аналитической работы доказали, что активисты Союза детских организаций Тамбовской области обладают довольно высоким уровнем социальной адаптации, однако существует необходимость формирования у подростков представления о лидерстве как о личностно и социально значимой категории и целенаправленного, регулярного, методичного развития. Полученные данные свидетельствуют о способности подростков к объективному самоанализу, об адекватности их самооценки, о наличии навыков постановки и достижения цели и стремлении к лидерству.

В ходе проведения педагогического эксперимента изменилось представление подростков о том, что такое лидерство и какими качествами должен обладать успешный лидер. Важными критериями оценки сформи-рованности лидерских компетенций явились:

- степень развития социальных навыков и навыков командной творческой деятельности;

- динамику степени роста организаторских компетенций;

- расширение поля межличностного взаимодействия (приобретение новых контактов).

Важным показателем эффективности развития лидерских качеств старшеклассников является также и тот факт, что испытуемые подростки постоянно выступали в роли главных инициаторов и организаторов различных коллективно-творческих дел. Для них на протяжении всего эксперимента был характерен подъем активности, инициативности, отказ от роли зрителя и принятие роли организатора (стремление попробовать свои силы в организации коллективно-творческих дел). Такое активное, деятельное участие в совместном социальном творчестве обу-

словило получение подростками ценнейшего организаторского опыта.

В ходе практического эксперимента были реализованы условия, необходимые для развития лидерских качеств подростков, с помощью современных диагностических методик отслеживалось их развитие. Определение критериев и методов оценки результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств старшеклассников, рассчитанной на достижение каждым подростком личного успеха и лидерского статуса, позволило методически обеспечить процедуру оценки и получить структурированные результаты деятельности в данном направлении.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют выделить общие тенденции развития лидерских качеств личности, приобретенных в процессе деятельности в Союзе детских организаций Тамбовской области, и сделать вывод о том, что реализация теоретически обоснованных педагогических условий в СДО действительно способствует развитию лидерских качеств подростков.

Результаты данного исследования эффективности деятельности Союза детских организаций по развитию лидерских качеств старших школьников были проанализированы, систематизированы и использованы для дальнейшего совершенствования и планирования деятельности СДО. Однако круг проблем и вопросов, решаемых лидерами современной детской организации, постоянно расширяется, и это обусловливает необходимость приобретения старшеклассниками дополнительных социальных знаний и умений и постоянного их обновления, совершенствования.

1. Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства. М., 2003.

Поступила в редакцию 12.01.2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.