Научная статья на тему 'Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом'

Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1684
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИДЕРСТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEADERSHIP / ADOLESCENCE / SOCIOMETRIC STATUS / BUSINESS RELATIONS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жолудева Светлана Васильевна, Пуголовкина Кристина Олеговна

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом. Рассмотрены теоретические положения по проблеме формирования лидерских качеств в подростковом возрасте. Авторы пришли к выводу, что как в деловых, так и в межличностных отношениях подростки с социометрическим статусом «изолированные» наиболее склонны к независимой позиции, имеют устойчивое собственное мнение, а подростки-«звезды» предпочитают избегания «борьбы» в построении межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жолудева Светлана Васильевна, Пуголовкина Кристина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents and analyzes the results of empirical studies of leadership qualities in adolescents with different sociometric status. Theoretical position on the problem of formation of leader qualities in adolescence is discussed. The authors came to the conclusion that both in business and in interpersonal relations adolescents with sociometric status “isolated” are most likely to be independent, have a strong own opinion, and teenagers the “stars” prefer to avoid “struggle” in building interpersonal relationships

Текст научной работы на тему «Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом»

С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина

см

10. Starovoytenko E.B. Attitude to me: from the cultural genesis to the individual development. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2011. T. 8. № 4. P. 3-28. [in Russian].

11. Fromm E. Man for Himself M.: AST, 2010. P 350. [in Russian].

12. Yalom I. When Nietzsche wept. M.: Eksmo, 2011. P 496. [in Russian].

Сведения об авторах:

Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru

Ниязбаева Наталья Николаевна,

магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: niyaz_nn@mail.ru

Information about the authors:

Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology),

Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: 23a12@list.ru

Niyazbaeva Nataliya Nikolaevna,

Master student, Psychology Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: niyaz_nn@mail.ru

УДК 151.8 ББК 88.53

С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИх КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ

с разным социометрическим статусом

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом. Рассмотрены теоретические положения по проблеме формирования лидерских качеств в подростковом возрасте. Авторы пришли к выводу, что как в деловых, так и в межличностных отношениях подростки с социометрическим статусом «изолированные» наиболее склонны к независимой позиции, имеют устойчивое собственное мнение, а подростки-«звезды» предпочитают избегания «борьбы» в построении межличностных отношений.

Ключевые слова: лидерские качества, лидерство, подростковый возраст, социометрический статус, деловые отношения, межличностные отношения.

S.V. Zholudeva, K.O. Pugolovkina

FEATURES OF LEADERSHIP QUALITIES IN ADOLESCENTS with DIFFERENT SOCIOMETRIC STATUS

The article presents and analyzes the results of empirical studies of leadership qualities in adolescents with different sociometric status. Theoretical position on the problem of formation of leader qualities in adolescence is discussed. The authors came to the conclusion that both in business and in interpersonal relations adolescents with sociometric status “isolated” are most likely

to be independent, have a strong own opinion, and teenagers - the “stars” prefer to avoid “struggle” in building interpersonal relationships.

Key words: leadership, leadership, adolescence, sociometric status, business relations, interpersonal relationships.

Молодой лидер - будущее современной России, поэтому особенно актуально развивать лидерские качества в подростковом возрасте, ведь именно в этом возрасте молодой человек способен мыслить свободно, творчески, создавать нечто новое и вести за собой.

Проблема лидерства рассмотрена в трудах Р.Л. Кричевского, Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, а также исследована зарубежными учеными К. Левина, Р. Лайкерта, Р. Стогдилла и других. Лидер - это добровольно избранный образец поведения группы. Вся жизнь человека протекает в обществе, он является членом различных групп, а значит, постоянно подвержен влиянию как формальных, так и неформальных лидеров, ими могут быть люди с различными личностными качествами и положениями в системе общественных отношений: начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой, учитель, староста и т.д. [2, c. 21].

Потенциалу лидерства способствует два обстоятельства: достаточно хорошие врожденные способности, как умственные, так и физические, и переживания раннего детства, зажегшие в сердце огонь лидерства [5, c. 21]. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении [1, c. 74].

В подростковом же возрасте оформляется стремление к лидерским позициям

как особому роду занятий, времяпрепровождению. Подростки, примеряя на себя лидерские позиции, выполняют определенные социальные роли, осуществляют различную социально-значимую деятельность, тем самым чувствуют свою социальную значимость и своё место в обществе сверстников и в обществе взрослых [4, c. 37].

Важных фактором в развитии и формировании лидерских качеств является приобщение подростка к работе детских общественных объединений или органов ученического самоуправления, где и происходит его подготовка к организаторской деятельности [3, c. 43].

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом. Объектом исследования выступали 60 юношей и девушек, обучающихся в 10-11 классах МБОУ Об-ливская СОШ № 1. Для эмпирического исследования были использованы следующие методики: методика «Q - сортировка» (В. Стефансон) и методика для диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крупельницкий Е.). Значение социометрического статуса было получено с помощью метода «Социометрия» Дж. Морено, после чего выборка была разделена на четыре группы: звезды, предпочитаемые (принятые), пренебрегаемые и изолированные. Особенности лидерских качеств были рассмотрены в деловых и межличностных взаимоотношениях.

Анализ выраженности лидерских способностей у подростков с разным социометрическим статусом в деловых взаимоотношениях (рис. 1) показал, что высокий уровень выраженности лидерских способностей диагностирован только у 9 % подростков с социометрическим статусом «принятые». Эти учащиеся способны хорошо адаптироваться в новых условиях, психически устойчивы, иници-

Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом

1^-

см

С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина

00

см

ативны, и способны работать самостоятельно, самокритичны, трезво оценивают не только свои успехи, но и неудачи, требовательны к себе и другим, склонны решать нетрадиционные задачи оригинальными методами. Низкий уровень выраженности лидерских способностей диагностирован у большинства (44 %) подростков в группе с социометриче-

ским статусом «пренебрегаемые». Так же у практически равного количества подростков и данной группы наблюдается выраженность лидерских способностей на среднем (56 %) и низком (44 %) уровне, когда в других группах подростков с разным социометрическим статусом преобладающим является средний уровень.

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

■ Высокий ■ Средний Нгокпп

Рис 1. Уровень выраженности лидерских способностей у подростков с разным социометрическим статусом в деловых взаимоотношениях

Анализ выраженности по тенденции «зависимость - независимость» показал, что в группе «изолированных» учащихся наиболее склонны к проявлению «независимости» (67 %), т.е. непринятию групповых ценностей и норм в деловых отношениях. В группе «принятые» зафиксировано 36 % учащихся, демонстрирующих тенденцию «зависимость», они более компромиссные. У подростков с социометрическим статусом «звезды» тенденция к проявлению «зависимости» и «нерешительности» проявляется одинаково (27%).

По тенденции «общительность - необщительность» в деловых взаимоотношениях у подростков в группе «изолированные» диагностирован самый высокий показатель (56%) по тенденции «общительность», в свою очередь этот процент меньше всего у школьников в группе «звезды», следует предполагать, это связано с тем, что у деловых лидеров в меньшей степени развиты коммуникативные качества, умение эффективно выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

По тенденции «принятие борьбы» -избегание «борьбы»» в деловых отноше-

ниях ярко выражена (100 %) тенденция «избегания «борьбы»» в группе «звезды». Тенденция «принятия «борьбы»» в большей степени проявляется у подростков в группе «пренебрегаемые» (22 %).

Для выявления статистически значимых различий лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом был применен непараметрический Н - критерий Крускала - Уоллиса. Значимые различия между группами подростков с разным социометрическим статусом в деловых взаимоотношениях были выявлены по шкале принятие «борьбы» -избегание «борьбы», где Н = 9,693, при р = 0,021. Так, подростки-«звезды» наиболее склонны к проявлению тенденции избегание «борьбы» (средний ранг 19,91) по сравнению с подростками с другими социометрическими статусами. «Изолированные» - подростки, склонные к тенденции принятия «борьбы» (средний ранг 36,39).

Также статистически значимые различия были установлены по шкале «выраженность лидерских способностей», где Н = 8,989 при р = 0,043. Лидерские способности больше всех выражены

у подростков в группе «принятые» (средний ранг 38,86), меньше всех проявляются у испытуемых с социометрическим статусом «пренебрегаемые» (средний ранг 22,89).

Уровень выраженности лидерских способностей у подростков с разным социометрическим статусом в межличностных взаимоотношениях изображен на рисунке 2.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

93%

Звезды

83%

Принятые Пренебрегаемые Изолированные

■ Высокий ■ Средний ■Низкий

Рис. 2. Уровень выраженности лидерских способностей у подростков с разным социометрическим статусом в межличностных взаимоотношениях

Высокий уровень выраженности лидерских способностей диагностирован только у 7% подростков с социометрическим статусом «принятые». У таких подростков развиты коммуникативные навыки, умение привлекать внимание других, они надежны, держат слово, способны организовывать коллектив. Низкий уровень выраженности лидерских способностей диагностирован у большинства (43%) подростков в группе с социометрическим статусом «изолированные», что указывает на меньшую сфор-мированность качеств, присущих лидеру в межличностных отношениях. Средний уровень выраженности лидерских способностей является преобладающим (93 %, 83 %, 63 %, 57 %) во всех группах.

Анализ данных по тенденции «зависимость - независимость» в межличностных отношениях показал, что в группе с социометрическим статусом «изолированные» установлено 100 % подростков, демонстрирующих тенденцию проявления «независимости» и непринятия общегрупповых ценностей. Противоположная тенденция проявляется в группе «пренебрегаемые» (50 %).

По тенденции «общительность - необщительность» в межличностных взаи-

моотношениях у подростков в группе «пренебрегаемые» диагностирован самый высокий показатель (67 %) по тенденции «общительность», в свою очередь этот процент меньше всего у подростков в группе «изолированные». Соответственно в указанной группе самый высокий показатель (57 %) по тенденции «необщительность».

Тенденция «избегания «борьбы»» в межличностных взаимоотношениях ярко выражена у «звезд» (100 %), они являются эффективными коммуникаторами, способны находить компромиссы. Противоположная тенденция «избегание «борьбы» наблюдается у 26 % подростков с социометрическим статусом «принятые», это большинство среди других групп.

Статистически значимые различия лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом в межличностных взаимоотношениях были обнаружены по одной шкале из четырех, «зависимость - независимость», где Н = 8,999 при р = 0,036.

Так, подростки-«пренебрегаемые» наиболее склонны к проявлению тенденции «зависимость» (средний ранг 38,23) по сравнению с подростками с другими

Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом

о>

см

С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина

О

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социометрическими статусами. «Изоли-рованные»-подростки, наоборот, склонны к тенденции «независимость» (средний ранг 20,21).

Таким образом, анализ лидерских способностей у подростков с разным социометрическим статусом показал, что в целом наблюдается средний уровень сфомированности лидерских качеств, как в деловых, так и в межличностных взаимоотношениях.

В деловых отношениях респонденты в группе «изолированные» наиболее склонны к независимой позиции, имеют устойчивое собственное мнение, в то же время общительны. В свою очередь подростки-«звезды» демонстрируют те-

нденцию зависимого поведения и избегания «борьбы», стараются избежать конфликтов, соблюдают нейтралитет, склонны к принятию ценностей и норм группы, благодаря чему и становятся деловыми лидерами.

В межличностных взаимоотношениях «изолированные» подростки демонстрируют независимое поведение по отношению к коллективу. Испытуемые с социометрическим статусом «звезды» и «пренебрегаемые» общительны, умеют выстраивать эффективные коммуникации с другими учащимися группы. Как и в деловых отношениях подростки-«звезды» предпочитают избегания «борьбы» в построении межличностных отношений.

Библиографический список

1. Есиргепова, В.Ж. Особенности формирования лидерских качеств у подростков [Текст] /

B. Ж. Есиргепова, ГК. Бижанова, А. Альжанова, Л.К. Сомтемирова // Образование: традиции и инновации: материалы X Международной научно-практической конференции. - Прага: Из-во World Press s.r.o., 2016. - С. 74-76.

2. Жолудева, С.В. Особенности проявления лидерства в рабочем коллективе [Текст] / С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина // Теоретические и практические проблемы организационной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. -

C. 21-24.

3. Жолудева, С.В. Формирование в подростковом возрасте лидерских качеств посредством системы ученического самоуправления [Текст] / С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина // Материалы VIII Международной научно-практической конференции, «Научное пространство Европы, 2014». -Польша: Пшемысль, 2014. - С. 43-47.

4. Сбитнева, В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении [Текст] / В.Б. Сбитнева // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 9. - С. 37-41.

5. Тимофеева, Е.Н. Особенности развития лидерских качеств в рамках детско- родительских отношений студенческой молодёжи [Текст] / Е.Н. Тимофеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 7. - С. 166-176.

References

1. Esergepova V. J., Bizhanova G. K., Alzhanova A., Kantemirov L. K. peculiarities of formation of leadership qualities in adolescents. Education: tradition and innovation Materials X international scientific-practical conference, Prague: World Press s.r.o., 2016. P. 74-76. [in Russian].

2. Zholudeva S.V., Pugolovkina K.O. Particular manifestations of leadership in the workplace. Theoretical and practical problems of psychology: Materials of all-Russian scientific-practical conference. Rostov-on-Don: SFU, 2015. P. 21-24. [in Russian].

3. Zholudeva, S.V., Pugolovkina K.O. Formation in adolescence leadership qualities through a system of student self-government. Materials VIII International scientific-practical conference “Scientific space of Europe, 2014". Poland: Przemysl, 2016. P. 43-47. [in Russian].

4. Sbitnev V. B. Leadership development of teenagers in children’s public. Dopolnitenoie obrazovanie i vos-pitanie, 2006. №. 9. P. 37-41. [in Russian].

5. Timofeeva E.N. The development of leadership qualities within the parent - child relationship of the student youth,. Vestnik Chelyabinskogogosudarsvennogopedagogicheskogo universiteta, 2011. №. 7. P. 166-176. [in Russian].

Сведения об авторах:

Жолудева Светлана Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и возрастной психологии,

Академия психологии и педагогики,

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: ZholudevaSV@yandex.ru

Пуголовкина Кристина Олеговна,

магистрант Академии психологии и педагогики,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: pugolovkina2010@yandex.ru

Information about the authors: Zholudeva SvetlanaVasilievna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor,

Department of Organizational and Developmental Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: ZholudevaSV@yandex.ru

Pugolovkina Kristina Olegovna,

Master student

Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: pugolovkina2010@yandex.ru

УДК 151.8 ББК 88.373

А.В. Савченков

оценка индивидуальных психофизиологических особенностей

И АДАПТАцИОННО-РЕГУЛЯТОРНых

возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной

НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ1

В статье представленс теоретическое обоснование проблемы взаимозависимости психофизиологических особенностей личности с ее профессиональной направленностью. Дан анализ основных исследований последних лет по данной тематике. Выявлено, что по своим типологическим особенностям доминирующая доля испытуемых соответствует выбранным профилям обучения (с преимущественно регламентированной и творческой деятельностью). Различные научные исследования доказывают взаимосвязь между регуляторно-адаптационными возможностями организма человека и его индивидуальными психофизиологическими особенностями и обуславливают необходимость их оценки при комплексном исследовании профессиональной направленности личности.

Ключевые слова: индивидуальные психофизиологические особенности, регуляторные возможности организма, профессиональная направленность личности, тревожность, нейротизм, регламентация деятельности.

1Исследование выполнено при поддержке гранта ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» (договор на выполнение НИР № 16-1303 от 18.10.2016 г.)

Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптационно-регуляторных возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной направленности личности

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.