ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201069 2020, № 10 (октябрь) УДК 37.035
Роль Российского движения школьников в формировании лидерских качеств обучающихся сельской школы
Декина Елена Викторовна1
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Пазухина Светлана Вячеславовна2
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Аннотация. В настоящее время большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Российское движение школьников выдвигает эту задачу в качестве центральной в своей деятельности. В своей работе мы делаем акцент на развитии лидерских качеств сельских школьников, так как данная проблема не была предметом систематического исследования. Целью исследования является изучение особенностей развития лидерских качеств сельских юношей и девушек при их включении в Российское движение школьников. Диагностический инструментарий, используемый для исследования сформированности лидерских качеств: методика изучения лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Кру-шельницкий), тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана, методика «Я - лидер» Е. С. Фёдорова и О. В. Ерёмина, методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников. Активность старших школьников, их стремление развивать свой лидерский потенциал важно соотносить с социально значимыми видами деятельности, в которые они включаются в рамках Российского движения школьников, приоритетными задачами, стоящими перед конкретным населенным пунктом, где они проживают. Лидерский потенциал старшеклассника рассматривается как совокупность способностей и личностных качеств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих ему самореализоваться как лидеру. Теоретическая значимость заключается в том, что были выявлены условия, способствующие развитию лидерского потенциала старшеклассников: учет социально-возрастно-психологических особенностей данной категории обучающихся; оказание наставниками психолого-педагогической поддержки в развитии лидерских качеств старшеклассников; внедрение инновационных технологий развития лидерских качеств; включение обучающихся в реальные ситуации, где они могут занимать лидерскую позицию. Практическая значимость заключается в разработке программы «Школа лидера-наставника», которая успешно прошла апробацию. В ходе ее реализации показали свою эффективность следующие формы и методы: дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, тренинги, конкурсы лидеров, проигрывание ситуаций, встречи с авторитетными людьми - состоявшимися лидерами в своей области, самопрезентация и др. Достигнутые результаты (индикаторы эффективности реализованной программы): старшеклассники научились применять теории лидерства на практике; попробовали себя в качестве лидеров молодежных общественных объединений; овладели методами вовлечения других обучающихся в реализацию направлений деятельности Российского движения школьников.
Поступила в редакцию Received 23.08.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.09.20
Принята к публикации Accepted for publication 30.09.20 Опубликована Published 31.10.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.
2 Пазухина Светлана Вячеславовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.
Ключевые слова: лидерские качества, лидерский потенциал, старшеклассник, сельская школа, Российское движение школьников, социально значимая деятельность, психолого-педагогическая поддержка, школа лидера-наставника.
Введение
Развитие лидерских качеств обучающихся в настоящее время приобретает особую актуальность в том числе в контексте решения задач социального и личностного становления подрастающего поколения в современных условиях мирового развития, что нашло отражение в перечне приоритетных задач Российского движения школьников (далее - РДШ). Возрастные закономерности, присущие учащимся подросткового и старшего школьного возраста, потребность в развитии своей индивидуальности должны находить позитивную реализацию. Детско-юношеские движения способствуют получению опыта проявления лидерских качеств учащихся, созданию условий для всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Через лидеров реализуется управленческий механизм; таким образом, лидеры, занимая различные позиции в направлениях РДШ, получают опыт позитивного лидерства, работы в команде, учатся ставить и достигать цели. Необходимо отметить, что целевые ориентиры данной общественно-государственной организации охватывают не только процессы нормативного развития и воспитания школьников, но и работу по профилактике девиантного поведения обучающихся [1].
Одним из центральных понятий при работе с будущими лидерами является понятие актива - это объединение школьников, которое имеет официально избранные органы самоуправления и готово к самостоятельному осуществлению различных видов деятельности и вовлечению в них других обучающихся [2]. Сам факт присоединения обучающегося к активу становится мощным фактором его социально-личностного развития и эффективным инструментом совершенствования его межличностных взаимоотношений, причем этот опыт оказывает влияние на всю его последующую жизнь и карьерный рост, в связи с чем развитие детского лидерства является актуальной проблемой современной российской действительности.
Проблема изучения роли РДШ в формировании лидерских качеств обучающихся и создания благоприятных условий для развития лидерского потенциала подростков в условиях школьного самоуправления имеет большую социальную значимость. Вовлечение обучающихся в реализацию различных направлений Российского движения школьников обеспечивает условия для достижения многих воспитательных задач. При этом важно мотивировать школьников на индивидуально-личностное развитие, стимулировать процессы их самоопределения, показать школьникам возможности проявления и совершенствования своего лидерского потенциала через деятельность РДШ. Для достижения успеха самое главное - определить социально значимую сферу деятельности, в которой ученик может проявить и реализовать себя, что будет способствовать его успешной социализации в современных условиях. Ну и конечно, развитие лидерских качеств современного молодого человека требует поиска новых средств и содержания.
Лидер обнаруживает себя, как правило, в деятельности, выдвигается коллективом, поэтому через разнообразную по содержанию совместную деятельность можно не только обеспечить ситуации, направленные на сплочение учащихся, но и создать благоприятные возможности для достижения успеха подростками, обладающими
потенциалом позитивного влияния на сверстников. Лидер во многих случаях обладает яркой индивидуальностью, он способен проявить инициативу, творчество, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности, повести за собой.
Мы полагаем, что в современных условиях актуальным является активизация лидерского потенциала сельской молодежи, вовлечение юношей и девушек в развитие тех территорий, на которых они проживают, в том числе посредством их вовлечения в реализацию направлений деятельности Российского движения школьников и расширения границ охвата этой организацией подрастающего поколения разных уголков нашей страны. В этом плане важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства, психолого-педагогических основах организации работы с детьми и молодежью: начиная от изучения проблем сельской молодежи, проведения образовательных семинаров для их педагогов, вожатых РДШ до проектирования программ развития РДШ в сельской школе. Отдельной задачей, над который мы работаем в настоящее время, мы считаем целенаправленную подготовку добровольцев из числа будущих педагогов, обучающихся в педвузах, которые сами приехали из сельской местности, организацию с ними выездных практик и стажировок в сельских школах с последующим содействием трудоустройству на этих местах. Также сегодня является востребованной подготовка педагогов-наставников для работы с обучающимися сельских школ по направлениям Российского движения школьников [3].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В работах зарубежных ученых лидерство наиболее часто рассматривается как личностное свойство, которое поддается развитию и совершенствованию (такая точка зрения представлена, например, в исследованиях П. у. Бендерха, Э. Хеллмана и др.) [4], а также связывается со способностью влияния на других людей по отдельности и на группу в целом, координировать их деятельность и направлять на решение общих целей [5]. Б. Д. Рубен и Р. A. Джиглиотти аргументированно доказывают, что лидерство не врожденное качество, а социальное явление, и акцентируют внимание на необходимости практического развития лидерской коммуникации [6].
Б. Аволио, Б. Басс, Д. Чжун, представители теории черт, разработали перечень важных для лидера личностных качеств и отразили их в специально созданном ими диагностической методике [7]. Однако сторонники ситуативной теории лидерства (Г. Олпорт и др.) доказали, что констатация у человека ряда лидерских свойств еще не является однозначным критерием того, что он обязательно станет лидером [8-10].
Р. Клоуз в статье "Global leadership for the XXI century" обозначил вызовы XXI в., связанные с проблемами лидерства, и выделил его следующие базовые характеристики: «современный лидер должен находить сегодня возможности, которые проявятся завтра, чтобы не опоздать с их использованием в интернациональном обществе»; «лидеры XXI в. нуждаются в прозрениях будущего, совершенно не похожих на представления о прошлом»; «новый лидер XXI в. должен входить в команду, разделяющую общую систему ценностей и воодушевленную общей целью» [11].
Относительно новый подход к проблеме лидерства, противоположный предшествующим, представляет Х. Ибарра в своей книге "Act Like a Leader, Think Like a Leader", где она доказывает свою точку зрения: чтобы стать лидером, нужно в первую очередь научиться действовать и думать как лидер [12].
В контексте решаемых нами задач представляется важной позиция С. Р. Кови. Этот ученый указал на значимость в современном мире позитивного лидерства и в ходе сравнительной характеристики данного понятия с категорией управления смог вычленить его существенные отличительные особенности. В частности, он сделал следующий вывод: «Управление - это делать дела правильно; лидерство - это делать правильные дела» [13].
В отечественной психологии понятие «лидерский потенциал» находится в стадии разработки.
В самом общем понимании лидерский потенциал можно рассматривать как некую готовность человека к тому, чтобы стать лидером. Однако потенциал - это всегда лишь возможность, то, что еще скрыто и может проявиться или не проявиться лишь при определенных условиях.
Е. Ю. Плешакова трактует лидерский потенциал, с одной стороны, как социально-психологическую характеристику личности, с другой стороны, как ее индивидуально-психологическую особенность, вбирающую в себя потребности, ценности, способности, средства и другое, обеспечивающие в своей совокупности инициативное, ответственное, компетентное поведение человека, благодаря чему он начинает оказывать влияние на других людей в ходе общения и совместной деятельности [14].
О. П. Ефимчук показывает, что в понятие «потенциал» включены две составляющие: деловой ресурс, соотносимый с соответствующими способностями, и личностный ресурс, соотносимый с мировоззрением и мотивацией самореализации. Лидерский потенциал он рассматривает как специфическое качество, обеспечивающее авторитетность у членов группы и определяющее эффективность выстраивания межличностных отношений и организации совместной деятельности посредством использования имеющихся ресурсов (личностного и делового) [15].
В статье О. И. Котруховой лидерский потенциал соотносится с рядом индивидуальных качеств, совокупность которых приводит к продуктивности выполняемой деятельности [16]. Такую же позицию разделяют С. Ю. Савинова и В. К. Васильева, подчеркивая, что это не просто набор положительных черт, а такая совокупность психологических качеств, которая востребована при решении конкретных задач и способствует получению эффективных результатов, необходимых группе [17]. Лидерский потенциал со стороны задатков и способностей индивида, проявляющихся в ситуациях взаимодействия с другими людьми и позволяющих субъекту реализоваться в группе как лидеру, описывается в работе М. И. Рожкова [18].
Отдельной задачей, стоящей сегодня перед учеными, является разработка структуры лидерского потенциала. Ряд исследователей идут по пути ее описания через набор качеств. Например, Е. П. Ходаева включает в структуру лидерского потенциала силу личности, экстраверсию, активность, интеллект, коммуникативность, способность влиять на других, управленческие способности, интуицию, гибкость, достижение цели [19]; О. В. Евтихов - лидерские качества и навыки, которые обеспечивают эффективность работы группы [20]. С. В. Фирсова считает важным для развития лидерского потенциала учащихся проведение специальной работы по развитию таких качеств, как уверенность в себе, коммутативные и организаторские способности, умение работать в команде, стремление к успеху, эмоциональная устойчивость, эмпатия, самоконтроль, творческие способности, целеполагание и целереа-лизация [21]. Е. Н. Антоненко, С. Г. Лобанов, Л. Н. Смагина считают главным в содержании лидерского потенциала старшеклассников умение вести за собой, брать
на себя ответственность, ставить новые цели, самосовершенствоваться, творчески подходить к делу, быть целеустремленным, узнавать и развивать себя и т. д. [22]
Другие ученые пытаются выделить в структуре лидерского потенциала определенные компоненты. Так, М. Н. Емельянова считает, что там могут быть представлены социальный, психофизиологический, эмоциональный и интеллектуальный компоненты [23].
С точки зрения возрастной психологии для обучающихся 10-11-х классов на первый план выходит задача развития собственной индивидуальности, которая раскрывается в процессе межличностного общения со сверстниками и самоутверждения в группе. Развитый лидерский потенциал школьников способствует повышению авторитета группы и эффективности организации ее деятельности [24].
Отечественные ученые полагают, что развитие лидерских качеств во многом зависит от социальных, культурных условий жизнедеятельности [25]. Мы разделяем мнение о том, что важно предоставить старшим школьникам возможность проявления себя в таких видах активности, где в полной мере смогут обнаружить себя их лидерские качества, при этом необходимо постепенно усложнять решаемые задачи, переходя от теории к практике [26].
Среди главных факторов развития лидерского потенциала сегодня выделяются следующие: включение старшеклассников в социально значимую деятельность, позитивные социальные отношения, процессы самостроительства (лидер - тот, кто простроил себя сам). Такой социально значимой деятельностью может стать волонтерская [27].
Среди условий, в которых можно развить лидерские навыки, отечественные ученые называют проигрывание социальных ситуаций, событийные мероприятия, проектную деятельность [28]. При этом необходимо ориентироваться на личностные ценности, формировать индивидуальное мышление [29], устойчивые личностные качества, которые лидер проявляет по отношению к другим людям: коммуникабельность, отзывчивость, корректность, чуткость, доброжелательность [30], решительность, твердость, активность, самоуверенность, интеллигентность, привязанность к коллективу, умение достигать успехов и самореализоваться, оценочные способности старшеклассников [31]. Помимо этого у старшеклассника, претендующего на лидерство, должно быть сформировано нестандартное мышление [32].
Исследование К. Г. Касимовой и Р. В. Соловьевой позволило выявить, что лидер-старшеклассник внутренне собран, хорошо соотносит личные и групповые ценности, преодолевает трудности, использует собственный опыт для достижения цели, открыт к получению новых знаний [33]. Он обладает уверенностью в себе, эмоциональным интеллектом, креативностью, целеполаганием и целереализацией, умением решать проблемы, коммуникабельностью, мотивацией достижения успеха, организаторскими способностями, влиянием на окружающих [34]. О. С. Газман показал в своих работах, что лидер - это тот, кто выдвигает новые идеи, у кого глубокие знания и хороший опыт в каких-либо вопросах, кто умеет импровизировать и организовать [35]. Типы лидеров в зависимости от выполняемых ими ролей, начиная от роли лидера-организатора и заканчивая ролью лидера-умельца, подробно охарактеризовал в своих работах Л. И. Уманский [36].
Особую актуальность сегодня приобретает проблема развития лидерского потенциала сельских школьников. Ю. А. Пешкина и А. В. Конышева отмечают, что необходимо использовать новые формы взаимодействия воспитанников и педагогов сельской школы, создавать условия, в которых подростки стремились бы к проявлению самостоятельности, получению новых знаний и их применению в будущем [37]. И. С. Бравина подчеркивает важность личностного роста обучающихся сельской
школы, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности [38], в том числе через включение в направления деятельности детско-юношеских организаций [39].
Таким образом, обзор литературы по проблеме развития лидерского потенциала старшеклассников из сельских школ позволяет сделать вывод о большом интересе к данной проблеме со стороны ученых, с одной стороны, но недостаточной разработанности данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах, с другой стороны.
Методологическая база исследования
В статье представлены результаты исследования, выполненные на базе МКУ «Подростково-молодежный центр "Мечта"» города Кимовска и МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области.
Были использованы следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (тесты, опросные методы, формирующий эксперимент; методы математической статистики). Диагностическая программа для изучения сформированности лидерских качеств старшеклассников включала следующие методики: диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана, методика «Я - лидер» Е. С. Фёдорова и О. В. Ерёмина, методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников.
Формирующий эксперимент предполагал проектирование программы «Школа лидера-наставника», состоящей из 16 занятий. В основу программы были положены дискуссионные технологии (дискуссия, круглый стол, дебаты), игровые и интерактивные технологии (элементы тренинга, арт-терапии, деловая и ролевая игра), информационно-коммуникационные технологии. По итогам реализации программы участники программы приняли участие в конкурсе «Лидер Кимовского района». Не менее важной оказалась задача, связанная с распространением опыта добровольцами в школах района. Для педагогов проведен интерактивный семинар «Сельская школа и РДТТТ: особенности и перспективы взаимодействия», в рамках которого большое внимание уделялось подготовке наставников по направлениям РДТТТ, объединению знаний, обеспечивающих взаимопонимание поколений. В рамках семинара планировалось не только изучение проблем целевой аудитории (беседа, анкетирование, мозговой штурм и др.), обучение (сочетание дискуссионных форм с интеллектуальными лекционными формами, работа в микрогруппах, кейс-метод), но и анализ результатов (изучение «обратной связи», анализ и проектирование планов работы по направлениям РДТТТ).
Результаты исследования
В МКУ «Подростково-молодежный центр "Мечта"» города Кимовска Тульской области в исследовании приняли участие члены молодежного совета, актива Российского движения школьников в количестве 21 человека в возрасте 15-17 лет. Молодежный совет создан с целью развития ученического самоуправления, изучения проблем молодежи и проектирования путей их решения. Молодежный совет состоит из активных и целеустремленных старшеклассников, которые своим личным примером способствуют формированию активной гражданской позиции среди сверстников. Члены совета, как правило, уже обладают определенными лидерскими качествами, но им необходимо дать теоретические и практические знания, на которые они будут опираться при работе руководителями направлений РДШ в образовательных учреждениях города.
Представим результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Анализ результатов исследования по методике лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого (рис. 1) показал, что после реализации программы «Школа лидера-наставника» повысился уровень развития лидерских качеств. У 33% участников молодежного совета выявлен высокий уровень развития, у 62% - средний с тенденций на повышение. Только 5% испытуемых на контрольном этапе показали слабый уровень развития лидерского потенциала (один участник программы Максим Б. не был заинтересован в повышении своего уровня лидерского потенциала, часто пропускал занятия, впоследствии он покинул совет).
Сравнительный результаты тестирования лидерских
способностей (Е.Жарикова, Е.Крушельницкого)
■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап
62%
19%,
И%, 0 0% /
/ 1 ^^г
Качества лидера Качества лидера Качества лидера Склонен к
выражены слабо выражены выражены диктаторству
средне сильно
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов изучения лидерских способностей
Таблица 1
Первый шаг в подсчете Т-критерия Вилкоксона -вычитание каждого индивидуального значения «до» из значения «после»
До измерения, 1до После измерения, Ъосле Разность (1до-иоле) Абсолютное значение разности
28 33 5 5
30 35 5 5
23 30 7 7
29 35 6 6
28 31 3 3
36 37 1 1
31 36 5 5
34 34 0 0
24 29 5 5
27 30 3 3
21 24 3 3
32 35 3 3
27 30 3 3
36 38 2 2
38 39 1 1
23 30 7 7
36 36 0 0
31 35 4 4
33 35 2 2
29 31 2 2
36 37 1 1
Если на констатирующем этапе исследования старшеклассников с низким уровнем развития лидерских способностей было 19%, то на контрольном их количество снизилось до 5%. Результаты использования Т-критерия Вилкоксона по отношению к полученным по этой методике данным представлены в табл. 1-3.
Исключим нулевые сдвиги. Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) 1-го ряда, произведем их переформирование. Переформирование рангов производится без изменения важности ранга, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно). Также не рекомендуется ставить ранг выше 1 и ниже значения равного количеству параметров (в данном случае п = 19). Результаты переформирования рангов показаны в табл. 2.
Таблица 2
Второй шаг в подсчете Т-критерия Вилкоксона - переформирование рангов
Номера мест в упорядоченном ряду Расположение факторов по оценке эксперта Новые ранги
1 1 1.5
2 1 1.5
3 2 4.5
4 2 4.5
5 2 4.5
6 2 4.5
7 3 9
8 3 9
9 3 9
10 3 9
11 3 9
12 4 12
13 5 14.5
14 5 14.5
15 5 14.5
16 5 14.5
17 6 17
18 7 18.5
19 7 18.5
Таблица 3
Третий шаг в подсчете Т-критерия Вилкоксона - сумма рангов
До измерения, tдо После измерения, ^осле Разность ^до^пал) Абсолютное значение разности Ранговый номер разности
28 33 5 5 14.5
30 35 5 5 14.5
23 30 7 7 18.5
29 35 6 6 17
28 31 3 3 9
36 37 1 1 1.5
31 36 5 5 14.5
24 29 5 5 14.5
27 30 3 3 9
21 24 3 3 9
32 35 3 3 9
27 30 3 3 9
36 38 2 2 4.5
38 39 1 1 1.5
23 30 7 7 18.5
31 35 4 4 12
33 35 2 2 4.5
29 31 2 2 4.5
36 37 1 1 1.5
Сумма 190
Н0: показатели после проведения эксперимента превышают значения показателей до эксперимента.
Н1: показатели после проведения эксперимента меньше значений показателей до эксперимента.
Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы рассчитывается по формуле 1:
(1+п)п (1+19)19 1x1] = 2 = 2 = 190 (1)
Сумма по столбцу и контрольная сумма равны между собой, значит, ранжирование проведено правильно.
Теперь отметим те направления, которые являются нетипичными, в данном случае - отрицательными. В табл. 3 эти направления и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т и рассчитывается по формуле 2:
Т = ^ = 0 (2)
По таблице Приложения находим критические значения для Т-критерия Вилкоксона для п = 19:
Ткр= 37 (р < 0,01)
Ткр= 53 (р < 0,05)
Зона значимости в данном случае простирается влево; действительно, если бы «редких», в данном случае положительных, направлений не было совсем, то и сумма их рангов равнялась бы нулю.
В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр(0,01). Гипотеза Н0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до эксперимента.
Представим анализ результатов исследования по методике «Мотивация достижения» А. Мехрабиана. Так, на контрольном этапе эксперимента у 64% старшеклассников было выявлено стремление к успеху (на констатирующем этапе данный показатель был равен 31%), у 36% испытуемых - избегание неудач (ранее - 69%). Таким образом, у представителей молодежного совета активизировалось стремление к развитию своего лидерского потенциала, желание проявить свои способности, ставить и достигать новые цели, получить оценку значимых людей и т. д.
Анализ результатов по методике изучения коммуникативных и организаторских склонностей представлен на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике КОС
Сравнительный анализ результатов исследования показывает, что низкий уровень и уровень ниже среднего развития коммуникативных склонностей отсутствуют, показатели среднего уровня развития коммуникативных склонностей старшеклассников повысились на 4%, высокого и очень высокого уровней - на 19% соответственно.
Сравнительный результат по методике изучения организаторские склонности
■ Организаторские склонности констатирующий этап
■ Организаторские склонностиконтрольный этап
43%
33% ■ 29% ■ 33% ■ 24% 24%
10% | 0% 0% 5%
низкии нижесреднего среднии высокии очень высокии
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов исследования организаторских склонностей старшеклассников
Данные контрольного этапа исследования показывают значительное повышение показателей высокого и очень высокого уровней. Участники программы стали активными разработчиками и организаторами мероприятий в школах по направлениям РДШ.
Анализ результатов по методике «Эмоциональный интеллект» Н. Холла (рис. 4) показывает, что высокий интегративный уровень эмоционального интеллекта повысился на 23%, высокий уровень управления эмоциями - на 24%. У 57% старшеклассников выявлен высокий уровень сопереживания другим, у 62% - высокий уровень управления своим поведением.
Результат диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла на констатирующем этапе
■ Низкая ■ Средняя ■ Высокая
85%
Результат диагностики эмоционального интеллекта 11. Холла на контрольном этапе
■ Низкая ■ Средняя ■ Высокая
Рис. 4. Количественные показатели диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Анализ результатов по методике «Я - лидер» (рис. 5) показывает развитость лидерских качеств и позволяет сделать вывод о том, что увеличились все показатели. Например, увеличилось количество старшеклассников с наличием высокого уровня развития творческого подхода (с 43% до 52%), умение работать с группой с 29% до 43% и др. Лидерские качества проявились в разных направлениях: в волонтерской деятельности, в наставничестве старших над младшими, в творчестве.
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Я - лидер»
Проведенный анализ результатов показал эффективность программы «Школа лидера-наставника», которая реализовалась с целью создания психолого-педагогических условий для развития лидерского потенциала старшеклассников в различных направлениях РДШ, формирования компетенций лидера общественной организации. Программа включала в себя теоретическую («Современный лидер общественной организации», «Социально-психологические особенности подросткового лидерства», «Лидерство как фактор функционирования группы», «Лидерство и наставничество», «Ученическое самоуправление» и др.) и практическую («Качества лидера. Качества наставника», «Дети - детям», «Научился сам - научи другого», «Креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникабельность» и др.) части. Каждое направление включало в себя теоретический материал, диагностический инструментарий и занятия с элементами тренинга, арт-терапии, проектирования и т. д. С целью погружения в деятельность направлений РДШ старшеклассники были поделены на отряды: «Знание (информирование о РДШ)», «Своя идея (проектирование мероприятий)», «Наставник (поддержка в организации и проведении мероприятий)» и т. д. Каждый отряд оказывал помощь не только в информировании учащихся по направлениям РДШ, но и в проектировании мероприятий, налаживании работы на местах. К задачам деятельности отрядов можно отнести: помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий по различным направлениям деятельности, формирование актива и анализ результативности его работы, помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оценка результативности деятельности ученического самоуправления, развитие интереса к совместной деятельности. Один из главных принципов работы - «сами планируем, сами подготавливаем, сами проводим, сами подводим итоги».
Программа предусматривает, с одной стороны, работу с членами молодежного совета, с другой - непосредственное погружение участников в деятельность актива образовательных учреждений города, апробацию материалов программы с учащимися на базе школ с целью развития активной жизненной позиции, социально значимых инициатив.
Содержание программы «Школа лидера-наставника» дало возможность развивать личность и индивидуальность старшеклассников, на практике участники молодежного совета приобрели конкретные лидерские умения и навыки. В ходе реализации программы свою эффективность показали следующие формы и методы: дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, тренинги, конкурсы (районные, областные и всероссийские), проигрывание ситуаций, встреча с интересными людьми, самопрезентация и др. Старшеклассники участвовали в дискуссиях и обсуждениях, где необходимо было моделировать и анализировать разные ситуации, высказывать, защищать свою и коллективную точку зрения. Было выявлено, что в ходе реализации программы у старшеклассников сформировались многие жизненно важные навыки и умения: коммуникативные (работа в команде, коммуникативные и организаторские умения); проектировочные (планирование своей деятельности, выбор способов деятельности); аналитические (анализ информации, ее критическое осмысление); исследовательские (определение проблемы и путей ее решения); рефлексивные (самоанализ, разработка направлений саморазвития).
Таким образом, программа способствует созданию благоприятных условий для развития и проявления лидерских качеств учащихся в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Программа предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через «введение» в мир лидерства и наставничества; «переход» в мир формирования лидерских качеств; «погружение» в мир общения, взаимодействия, проектирования и т. д.
На базе МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области в исследовании приняли участие педагоги данной школы в количестве 20 человек, с которыми был проведен семинар по развитию РДШ в сельской школе «Сельская школа и РДШ: особенности и перспективы взаимодействия». Семинар выстраивался по следующим направлениям: презентация проектов РДШ, акций в формате дней единых действий, создание местных отделений РДШ. В рамках семинара большое внимание уделялось подготовке наставников для РДШ. Обсуждались требования к наставникам: «Какой должен быть наставник по направлениям РДШ?», «Как и чем заинтересовать подростка и повести за собой?», «Что интересно современным подросткам?», «Как найти общий язык и включить подростка в направления РДШ?» и т. д. При подготовке и проведении семинара применялись методы анкетирования, опроса, групповой работы, мозговой атаки, деловой и ролевой игры, дискуссии.
Результаты семинара способствовали поиску новых путей при решении проблемы организации досуга с детьми и молодежью на селе по направлениям Российского движения школьников. Все участники имели возможность предложить направления решения проблемы в аспекте «Сотрудничество, сотворчество, содружество».
Активно использовался положительный опыт, успешные практики работы городских школ. Были обновлены мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, по активизации профессионального самоопределения учащихся, детского самодеятельного творчества, формированию здорового образа жизни и т. д. Большое внимание было уделено работе с активом РДШ на базе сельских школ. Для них были разработаны и апробированы занятия с элементами тренинга по развитию лидерских качеств, мастер-классы по разработке социально значимых проектов, деловая игра по развитию наставничества и т. д. С педагогами и активом старшеклассников школы были проведены мастер-классы по направлениям РДШ: «Инновационные горизонты» (личностное развитие), «Поднимаются рядом ровесники за любовь и за мир, поколение мое!» (военно-патриотическое направление), «Вести РДШ» (информационно-медийное направление) и др. Итогом стал выпуск и размещение
на сайте школы информационного бюллетеня «Мы в команде РДШ». Например, в рамках мастер-класса «Поднимаются рядом ровесники за любовь и за мир, поколение мое!» старшеклассники изучали биографии детей-героев Великой Отечественной войны, работали в музеях, встречались с родственниками, разрабатывали исторические терренкуры. По инициативе учащихся был проведен конкурс рисунков «Рисуют мальчики войну, рисуют девочки Победу...», эссе (сочинений) на тему «В жизни всегда есть место подвигу». Мастер-классы носили развивающий характер, были направлены на развитие лидерских качеств учащихся при включении в направления Российского движения школьников.
По итогам проведенных мероприятий среди достигнутых качественных показателей были выделены следующие: создана детско-взрослая общность в рамках функционирования Российского движения школьников, позволяющая максимально реализовать способности и возможности учащихся, их профессиональный и личностный рост; имела место подготовка педагогических кадров для психолого-педагогической поддержки учащихся - членов ученического самоуправления; развитие мотивации участия в деятельности направлений РДШ; анализ и распространение лучших практик в области воспитания подрастающего поколения. Старшеклассники научились реализовывать себя в качестве лидеров молодежных общественных объединений; вовлекать других учащихся в направления РДШ, выступать в позиции наставника. Педагоги приобрели опыт развития молодежных инициатив на базе направлений Российского движения школьников.
Заключение
Лидерский потенциал старшеклассника представляет собой совокупность способностей и личностных качеств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих ему самореализоваться как лидеру. Старший школьный возраст является важным этапом становления личности, так как именно в данный период происходит переход от «детства» к «взрослой жизни». С этим переходом связаны проблемы самоопределения, становления мировоззрения и др. Старшеклассники особо активны, их энергия и деятельность должны идти во благо окружающим. Необходимо увидеть их лидерский потенциал и создать условия для его реализации в социально значимой деятельности.
Управление лидерским потенциалом старшеклассников будет эффективнее, если учитывать социально-возрастно-психологические особенности старшеклассников; оказывать психолого-педагогическую поддержку в развитии лидерских качеств старшеклассников; внедрять инновационные технологии развития лидерских качеств; включать старшеклассников в реальные ситуации, где они смогут проявить себя в позиции наставника.
Сложившийся образ жизни в условиях сельской местности, замкнутость, некая автономия, отдаленность от городских культурных и образовательных центров во многом усложняют решение проблемы развития лидерских качеств учащихся. Развивающий досуг сельской молодежи связан с образовательным учреждением, поэтому новизна исследования связана с подготовкой лидеров из числа учащейся молодежи и педагогов сельской школы к организации наставнической и воспитательной деятельности по направлениям РДШ. Положительные аспекты особенностей функционирования сельской школы связаны с более близкими контактами детей и педагогов, практической направленностью обучения и воспитания и т. д.
Представим рекомендации по формированию лидерских качеств обучающихся:
- педагогам: проведение анкетирования участников актива школы с целью получения предложений об улучшении эффективности деятельности направлений
PДШ; проведение обучения актива по направлениям PДШ; подготовка плана работы в рамках направлений PДШ совместно с активом; взаимодействие с учащимися и педагогами, выступающими в роли наставников; координация деятельности; анализ положительного опыта и проблем, возникающих в ходе реализации мероприятий; выстраивание взаимодействия с общественными организациями и др.;
- активу PДШ: поддерживать общественные инициативы и проекты детей и молодежи; создавать условия, чтобы учащиеся могли проявить себя в качестве лидера в ситуациях, где они смогут применить свои умения и навыки; планировать мероприятия, направленные на формирование отношений дружбы, повышение лидерских качеств; принимать участие в конференциях, конкурсах, мероприятиях, посвященных лидерам; стимулировать желание быть лидером и реализовать себя в условиях сельской школы, области; развивать социальные компетенции лидера и т. п.
Ссылки на источники
1. РДШ: профилактика негативных явлений в подростковой и молодежной среде I E. Ю. Ларина, А. В. Преображенская, А. А. Толкачев, E. А. Леванова. - M.: РУД^ 2019. - 44 с.
2. Беспалов Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах II Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 89 (09). - С. 1464-1486.
3. По пути с РДШ: учеб.-метод. пособие для организации работы старшего вожатого в общественной детско-юношеской организации I E. В. Богданова, H. В. Вохмина. - Hовосибирск: Изд-во ООО <Жемо Пресс», 2018. - 120 с.
4. Bender P. U., Hellman E. Leadership from within. - Minsk: Potpourri, 2005. - 304 p.
5. Avolio B., Bass B., Jung D. Re-examining the components of transformational and transactional leadership using the Multifactor Leadership Questionnaire || Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 1999. - № 72. - P. 441-462.
6. Ruben B. D., Gigliotti R. A. Leadership as Social Influence: An Expanded View of Leadership Communication Theory and Practice || Journal of Leadership and Organizational Studies. - 2016. - Vol. 23. - Issue 4. - P. 467-479.
7. Avolio B., Bass B., Jung D. Op. cit.
8. Allport G. Formation of personality: Selected works. - M.: Smysl, 2002. - 462 p.
9. Bender P. U., Hellman E. Op. cit.
10. Zaccaro S., Rittman A., Maks M. Team Leadership || The Leadership Quarterly. - 2001. - Vol. 12(4). - P. 451-483.
11. Close R. Global leadership for the XXI century || Psychology of Contemporary Leadership. American researches | J. P. Cangemi, С. J. Kowalski, T. N. Ushakova. - M.: Cogito Center, 2007. - Р. 7-8.
12. Ibarra H. Act like a leader, think like a leader. - Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press, 2015. - 153 p.
13. Кови С. Р. 7 навыков высокоэффективных людей: Mощные инструменты развития личности | пер. с англ. -M.: Альпина Паблишер, 2012. - С. 65.
14. Плешакова E. Ю. Формирование лидерского потенциала. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 105 с.
15. Eфимчук О. С. Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста II Ученые записки Орловского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 9.
16. Котрухова Р. И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи II Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 14. - С. 54-58.
17. Савинова С. Ю., Васильева E. H. Лидерство в бизнесе. - M.: Юрайт, 2019. - 280 с.
18. Рожков M. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. -С. 181-189.
19. Савинова С. Ю., Васильева E. H. Указ. соч.
20. Eвтихов О. В. Компоненты лидерского потенциала организационного лидера II Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 4 (51). - С. 3-6.
21. Фирсова С. В. Роль лидерского потенциала студентов в системе воспитания II Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 404-407.
22. Антоненко E. H., Лобанов С. Г., Смагина Л. H. Развитие лидерских качеств у воспитанников, обучающихся в учебном заведении интернатного типа II Eвразийский союз ученых. - 2015. - № 12-3 (21). - С. 61-63.
23. Eмельянова M. H. Развитие лидерского потенциала детей в процессе исследовательской деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Eкатеринбург, 2011. - С. 33.
24. Слободчиков В. И., Исаев E. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. - M.: Школьная Пресса, 2000. - С. 303-315.
25. Веряскина И. А. Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств учащейся молодежи средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - 23 с.
26. Старкова Г. В. Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. - 24 с.
27. Петошина С. И. Развитие лидерских качеств молодежи в процессе волонтерской деятельности // Социальные риски и управление ими в современном обществе. - Мурманск, 2015. - С. 266-273.
28. Антоненко Е. Н., Лобанов С. Г., Смагина Л. Н. Указ. соч.
29. Ануфриева Ю. В. Педагогическое управление формированием лидерства в контексте ценностно-ориентированных технологий // Научное мнение. - 2016. - № 2-1. - С. 54-60.
30. Борисова И. В., Цыганкова Т. Н. Особенности волевых качеств учащихся раннего юношеского возраста с разной успеваемостью // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 47. -С. 198-202.
31. Дубро Ю. С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников // Вестник евразийской науки. -2015. - № 4 (29). - С. 9.
32. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - С. 127-135.
33. Касимова С. Г., Соловьев Р. И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4 (апрель). - С. 131-135. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14105.htm.
34. Кунакбаева А. М. Развитие лидерских качеств у старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 196-200. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95083.htm.
35. Газман О. С. Указ. соч.
36. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - С. 160.
37. Пешкина Ю. А., Конышева А В. Специфика социализации подростков в условиях сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 55-57. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56468.htm.
38. Бравина И. С. Качество образования - залог успеха сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 14-15. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770482.htm.
39. Макарова Е. И. РДШ: первые шаги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 29. - С. 322-324. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770871.htm.
Elena V. Dekina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula [email protected] Svetlana V. Pazukhina,
Doctor of Psychological Sciences, Head of Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named
after L. N. Tolstoy, Tula
The role of the Russian movement of schoolchildren in the formation of leadership qualities in rural school students Abstract. At present, the issue of finding leaders and creating conditions for the development of leadership in children's organizations is of great social significance. The Russian movement of schoolchildren undertakes this task as the central one in its activity. In our work, we focus on the development of leadership qualities of rural schoolchildren, since this problem has not been the subject of systematic research. The aim of the work is to study the peculiarities of the development of leadership qualities of rural young people when they join the Russian movement of schoolchildren. Diagnostic tools used to study the formation of leadership qualities: a method of studying leadership abilities (Zharikov, Krushelnitskiy), a test questionnaire of achievement motivation by Mehrabian, the method "I am a leader" by Fedorov and Eremin, Hall's methodology «Emotional intelligence», methods for studying the communicative and organizational inclinations of senior students. It is important to correlate the activity of senior schoolchildren, their desire to develop their leadership potential with socially significant types of activities, in which they are included within the Russian movement of schoolchildren, with the priority tasks facing the specific settlement where they live. The leadership potential of high school students is considered as a set of abilities and personal qualities that manifest themselves in situations of interaction in a group and allow them to become leaders. The theoretical significance of the work lies in the fact that it identifies conditions that contribute to the development of the leadership potential of high school students - examination of the social, age, psychological characteristics of this category of students; psychological and pedagogical support in the development of leadership qualities provided by mentors for senior students; introduction of innovative technologies for the development of leadership qualities; inclusion of students in real situations where they can take a leadership position. The practical significance lies in the development of the «School of the Leader - Mentor» program, which has been successfully tested. In the course of its implementation, the following forms and methods have shown their effectiveness: discussions, business and role-playing games, designing, trainings, leadership competitions, playing situations, meeting with reputable people - leaders in their fields,
self-presentation, etc. Achieved results (indications of the implemented program effectiveness): high school students learned to apply leadership theory to practice; tried themselves as leaders of youth public associations; mastered the methods of involving other students in the activities of the Russian movement of schoolchildren. Key words: leadership qualities, leadership potential, high school student, rural school, Russian movement of schoolchildren, socially significant activities, psychological and pedagogical support, school of a leader-mentor. References
1. Larina, E. Yu. et al. (2019). RDSH: profilaktika negativnyh yavlenij v podrostkovoj i molodezhnoj srede, RUDN, Moscow, 44 p. (in Russian).
2. Bespalov, D. V. (2013). "Teoreticheskij analiz podhodov k ponimaniyu destruktivnogo liderstva v malyh gruppah", Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, № 89 (09), pp. 1464-1486 (in Russian).
3. Bogdanova, E. V. & Vohmina, N. V. (2018). Po puti s RDSH: ucheb.-metod. posobie dlya organizacii raboty starshego vozhatogo v obshchestvennoj detsko-yunosheskoj organizacii, Izd-vo OOO "Nemo Press", Novosibirsk, 120 p. (in Russian).
4. Bender P. U. & Hellman E. (2005). Leadership from within, Potpourri, Minsk, 304 p. (in English).
5. Avolio, B., Bass, B. & Jung, D. (1999). "Re-examining the components of transformational and transactional leadership using the Multifactor Leadership Questionnaire", Journal of Occupational and Organizational Psychology, № 72, pp. 441-462 (in English).
6. Ruben, B. D. & Gigliotti, R. A. (2016). "Leadership as Social Influence: An Expanded View of Leadership Communication Theory and Practice", Journal of Leadership and Organizational Studies, vol. 23, issue 4, pp. 467-479 (in English).
7. Avolio, B., Bass, B. & Jung, D. (1999). Op. cit.
8. Allport, G. (2002). Formation of personality: Selected works, Smysl, Moscow, 462 p. (in English).
9. Bender P. U. & Hellman E. (2005). Op. cit.
10. Zaccaro, S., Rittman, A. & Maks, M. (2001). "Team Leadership", The Leadership Quarterly, vol. 12(4), pp. 451-483 (in English).
11. Close, R. et al. (2007). "Global leadership for the XXI century", Psychology of Contemporary Leadership. American researches, Cogito Center, Moscow, pp. 7-8 (in English).
12. Ibarra, H. (2015). Act like a leader, think like a leader, Harvard Business Review Press, Boston, Massachusetts, 153 p. (in English).
13. Kovi, S. R. (2012). 7 navykov vysokoeffektivnyh lyudej: Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti, per. s angl., Al'pina Pablisher, Moscow, p. 65 (in Russian).
14. Pleshakova, E. Yu. (2017). Formirovanie liderskogo potenciala, Izd-vo SPbGEU, St. Petersburg, 105 p. (in Russian).
15. Efimchuk, O. S. (2012). "Liderskij potencial kak osoboe kachestvo sovremennogo specialista", Uchenye zapiski Or-lovskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1, p. 9 (in Russian).
16. Kotruhova, R. I. (2015). "Effektivnoe liderstvo i razvitie liderskogo potenciala sovremennoj molodezhi", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, № 14, pp. 54-58 (in Russian).
17. Savinova, S. Yu. & Vasil'eva, E. N. (2019). Liderstvo v biznese, Yurajt, Moscow, 280 p. (in Russian).
18. Rozhkov, M. I. (2008). Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu, Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, pp. 181-189 (in Russian).
19. Savinova, S. Yu. & Vasil'eva, E. N. (2019). Op. cit.
20. Evtihov, O. V. (2012). "Komponenty liderskogo potenciala organizacionnogo lidera", Aktual'nye problemy gu-manitarnyh i estestvennyh nauk, № 4 (51), pp. 3-6 (in Russian).
21. Firsova, S. V. (2009). "Rol' liderskogo potenciala studentov v sisteme vospitaniya", Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, № 102, pp. 404-407 (in Russian).
22. Antonenko, E. N., Lobanov, S. G. & Smagina, L. N. (2015). "Razvitie liderskih kachestv u vospitannikov, obuchayushchihsya v uchebnom zavedenii internatnogo tipa", Evrazijskij soyuz uchenyh, № 12-3 (21), pp. 61-63 (in Russian).
23. Emel'yanova, M. N. (2011). Razvitie liderskogo potenciala detej v processe issledovatel'skoj deyatel'nosti: dis. ... kand. psihol. nauk, Ekaterinburg, p. 33 (in Russian).
24. Slobodchikov, V. I. & Isaev, E. I. (2000). Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub"ektivnoj real'nosti v ontogeneze, Shkol'naya Pressa, Moscow, pp. 303-315 (in Russian).
25. Veryaskina, I. A. (2008). Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskih kachestv uchashchejsya molodezhi sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk, Tambov, 23 p. (in Russian).
26. Starkova, G. V. (2011). Formirovanie liderskih kachestv starsheklassnikov v deyatel'nosti detskih obshchestvennyh organizacij: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Tambov, 24 p. (in Russian).
27. Petoshina, S. I. (2015). "Razvitie liderskih kachestv molodezhi v processe volonterskoj deyatel'nosti", Social'nye riski i upravlenie imi vsovremennom obshchestve, Murmansk, pp. 266-273 (in Russian).
28. Antonenko, E. N., Lobanov, S. G. & Smagina, L. N. (2015). Op. cit.
29. Anufrieva, Yu. V. (2016). "Pedagogicheskoe upravlenie formirovaniem liderstva v kontekste cennostno-orientirovannyh tekhnologij", Nauchnoe mnenie, № 2-1, pp. 54-60 (in Russian).
30. Borisova, I. V. & Cygankova, T. N. (2014). "Osobennosti volevyh kachestv uchashchihsya rannego yunosheskogo vozrasta s raznoj uspevaemost'yu", Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii, № 47, pp. 198-202 (in Russian).
31. Dubro, Yu. S. (2015). "Model' razvitiya liderstva v kollektive starsheklassnikov", Vestnik evrazijskoj nauki, № 4 (29), p. 9 (in Russian).
32. Gazman, O. S. (2002). Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody, MIROS, Moscow, pp. 127-135 (in Russian).
33. Kasimova, S. G. & Solov'ev, R. I. (2014). "Razvitie liderskogo potenciala starsheklassnikov", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 131-135. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14105.htm (in Russian).
34. Kunakbaeva, A. M. (2015). "Razvitie liderskih kachestv u starshih shkol'nikov", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 10, pp. 196-200. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95083.htm (in Russian).
35. Gazman, O. S. (2002). Op. cit.
36. Umanskij, L. I. (1980). Psihologiya organizatorskoj deyatel'nosti shkol'nikov, Prosveshchenie, Moscow, p. 160 (in Russian).
37. Peshkina, Yu. A. & Konysheva, A V. (2016). "Specifika socializacii podrostkov v usloviyah sel'skoj shkoly", Nauch-no-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 28, pp. 55-57. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56468.htm (in Russian).
38. Bravina, I. S. (2017). "Kachestvo obrazovaniya - zalog uspekha sel'skoj shkoly", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 25, pp. 14-15. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770482.htm (in Russian).
39. Makarova, E. I. (2017). "RDSH: pervye shagi", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 29, pp. 322-324. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770871.htm (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Декина Е. В., Пазухина С. В. Роль Российского движения школьников в формировании лидерских качеств обучающихся сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - С. 1-18. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201069. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11069
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Декина Е. В., Пазухина С. В., 2020
772
www.e-koncept.ru