Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
СКАЗКА / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахомова Д.А.

Дети - существа капризные и требовательные. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка. Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц и поговорок, имеют величайшую силу и смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION WITH A FAIRY TALE - FAIRY TALE THERAPY FOR PRESCHOOL CHILDREN

Children are capricious and demanding creatures. But a fairy tale, which is not only necessary to read, but also to compose, can help in raising a child. There is a saying: the people will tell you how to tie. But it’s true, worldly wisdom, well-aimed characteristics, observations that pass from generation to generation in the form of legends, lines of poetry, fairy tales, proverbs and sayings, have the greatest power and meaning.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№7 / 2022

системы на сердечный ритм и снижении роли центрального контура регуляции. Список использованной литературы:

1. Агаджанян Н.А. Соревновательный стресс у представителей различных видов спорта по показателям вариабельности сердечного ритма / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, А.Н. Кислицын, С.В. Иванов // Теория и практика физ. культуры. - 2006. № 1. - С. 2-4.

2. Баевский Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения /Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. - 2001. №3 - С. 108 - 127.

3. Задворнов К.Ю. Теория и методика избранного вида спорта (керлинг): учеб. пособие / К.Ю. Задворнов, Д.С. Мельников, А.О. Бадилин; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2015. - 90 с.

4. Мельников Д.С. Вариабельность сердечного ритма у высококвалифицированных кёрлингистов в период тренировочных и соревновательных мероприятий /Д.С. Мельников, Ю.А. Поварещенкова, В.Д. Раев // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - №3 (109). - 2014. - С. 106 - 112.

5. Методы и приборы космической кардиологии на борту Международной космической станции. Монография / под ред. Р.М. Баевского, О.И. Орлова. Государственный научный центр Российской Федерации - Институт медико-биологических проблем РАН. - М.: ТЕХНОСФЕРА, 2016. - 368 с.

6. Разработка научно-обоснованных модельных характеристик специальной подготовленности в годичном цикле тренировки высококвалифицированных керлингистов. Отчет о НИР (заключительный) / [руководитель НИР - С.М. Ашкинази] // СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - 76 с.

© Мельников Д.С., Чернозипунникова Е.В., 2022

Пахомова Д.А.

студентка 1 курса специальности дошкольное образование

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия

Научный руководитель: Пилипенко Е.А.

старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Дети — существа капризные и требовательные. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка. Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц и поговорок, имеют величайшую силу и смысл.

Ключевые слова

Сказка, дети, дошкольный возраст, развитие, чтение

Pakhomova D.A.

1st year student of the specialty Preschool education FGBOU VO "BSPU im. M. Akmulla" Ufa, Russia Pilipenko E.A.

Senior Lecturer, Department of Preschool Pedagogy and Psychology

FGBOU VO "BSPU im. M. Akmulla" Ufa, Russia

EDUCATION WITH A FAIRY TALE - FAIRY TALE THERAPY FOR PRESCHOOL CHILDREN

Annotation

Children are capricious and demanding creatures. But a fairy tale, which is not only necessary to read, but also to compose, can help in raising a child. There is a saying: the people will tell you how to tie. But it's true, worldly wisdom, well-aimed characteristics, observations that pass from generation to generation in the form of legends, lines of poetry, fairy tales, proverbs and sayings, have the greatest power and meaning.

Keywords

Fairy tale, children, preschool age, development, reading

Взрослые сами могут выбирать, что им читать или слушать, а маленькие дети наивно впитывают то, предложили родители. Вот только нотации о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные умными цитатами, как правило, если не отпугивает дошкольников, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание. Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь преодолеть свои страхи, комплексы, утрату веры в себя или друзей. Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка - это всегда тайна, которую так хочется разгадать! Её с равным вниманием и желанием готовы слушать и суперактивные озорники, и флегматично неповоротливые молчуны, магия -завораживающее действие. Для гармоничного формирования личности маленького человека необходимы и важны различные сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» либо «Колобка» мы только знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая - не актуальная ситуация, участвовать в которой для ребят буквально нет смысла. Сказкотерапия приносит им возможность поучаствовать в любимой или просто увлекательной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах... Это же мечта каждого ребенка! Воплощая её, мы корректируем модель его поведения, окончательно переписывая сценарий взбушевавшейся в его маленькой жизни проблемы.

Примеряя роль главного героя на себя, ребенок, во-первых:

- ясно показывает его страхи и сомнения;

- он видит решение проблем;

- ищет решения жизненных ситуаций, в которые попадается герой.

Во-вторых, выбирая примеры сказок, мы можем:

- акцентировать интерес малыша на конкретной - сиюминутной ситуации;

- четко и доступно показать на неправильность поведения;

- показать, что есть другая возможность достигнуть желанного результата.

Придумывая, а главное - подробно обговаривая с детьми фантастические истории, в которых эгоистичные или не правильные поступки обладают ярко отрицательной окраской, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем весьма настойчиво вырабатываем у них неприятие подобных качеств в

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№7 / 2022

себе. Сказка не ругает, не кричит, не ставит в угол, она тактично объясняет и дает решение на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, иные некие негативные качества, искать в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает закрепить связь между детьми и их родителями. Они же совместно создают волшебную историю - чудо. И только от их общего решения зависит судьба героев! Сказка в жизни малыша располагает большим значением. Она становится средством формирования и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно огромна ее роль в воспитании детей младшего возраста. Благодаря ей, в душе дошкольника пробуждается все доброе, формируются нравственные ценности и любовь к чтению, обучается правильному общению, развивается эмоциональная сфера и речь. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, приносит наслаждение от общения. Сказка является обязательным компонентом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Она учит самому значимому качеству - умению сопереживать, понимать другого человека, формирует азы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет главное общественное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее главным воспитательным моментом является неизменная победа добра над злом.

Добрые герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, дети перенимают высокие нравственные качества, учатся искать верные решения, мыслить позитивно. Реплики героев тренируют артикуляционный аппарат, обогащают словарный запас, развивается культура речи, формируется навык верного произношения малоупотребительных слов, если сказка русская народная, то в речь ребенка неотделимо входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Бесчисленные варианты использования литературного материала дают малышу право полностью раскрыть свой потенциал. Ребенок испытывает радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важнейшее значение еще и в том, что с ее помощью дети наблюдают мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, они учатся сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных героев - красочный, живой, заполненный звуками и красками.

Ни одна мелочь не скроется от внимания малыша. Родители, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, могут пропустить какую-то реплику или поворот сюжета, однако ребенок - никогда. Для него любое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозятся разрушить фантастический мир.

Дело в том, что дошкольники воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в обычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как другого не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно выдумать сказочный мир малышу очень сложно, его мышление предметно.

Есть прекрасная методика сказкотерапии, которая разрешает малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который особенно близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру, но важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. Слова не всегда правдивы, а значит, не следует доверять словам чужих людей. Критическое

мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку использовать на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе современного дошкольника. Именно сказочные герои дают ему опору в жизни, учат различать добро от зла, развивают фантазию и интеллект. Список использованной литературы:

1. Доронова, Т.И. Дошкольникам об искусстве [Текст] / Т.И. Доронова. - М.: Просвещение, 2016. - 64 с

2. Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: 2007. -С. 30 - 34

3. Шаехова, Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития [Текст] / Р.К. Шаехова. - М.: 2006. - С. 54 - 57

©Пахомова Д.А., 2022

Швачёва Виктория Павловна

магистрант 1 курса психолого-педагогического направления (профиль подготовки: психология развития в образовании) Кубанского государственного университета

Россия, Краснодар

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТАХ

Аннотация

Разговор о военных действиях - это тяжелая тема, но невозможно игнорировать события которые сейчас происходят в мире, и создавать информационный вакуум вокруг ребёнка. В статье отражены основные советы при разговоре с детьми о вооружённых конфликтах.

Ключевые слова

вооруженные конфликты, военные действия, конфликты, война, дети

Shvacheva Victoria Pavlovna

Russia, Krasnodar

HOW TO TALK TO CHILDREN ABOUT ARMED CONFLICTS Annotation

Talking about military actions is a difficult topic, but it is impossible to ignore the events that are happening in the world right now and create an information vacuum around the child. The article presents the basic rules and tips when talking to children about armed conflicts.

Keywords

armed conflicts, military actions, conflicts, war, children

Дети всё понимают, они слышат новости, читают посты в социальных сетях, обсуждают происходящее в школе, задают вопросы, и когда спрашивают родителей о том, что происходит,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.