Научная статья на тему 'Условия эффективного взаимодействия учреждений дошкольного образования с родительской общественностью'

Условия эффективного взаимодействия учреждений дошкольного образования с родительской общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОДИТЕЛИ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС / УСЛОВИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PARENTS / FAMILY / PARENT COMMUNITY / PRESCHOOLERS / PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM / GEF / CONDITIONS / RECOMMENDATIONS / REQUIREMENTS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению проблемы взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семей их воспитанников. В работе анализируются государственные требования к построению такого взаимодействия, изучены особенности сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации. В работе определены основные условия и рекомендации относительно построения эффективного сотрудничества дошкольных образовательных организаций и родительской общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR EFFECTIVE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS WITH THE PARENT COMMUNITY

The article is devoted to the study of the problem of interaction of preschool educational organizations and families of their pupils. The paper analyzes the state requirements for the construction of such interaction, studied the features of cooperation between the family and preschool educational organization. The paper defines the basic conditions and recommendations for building effective cooperation of preschool educational organizations and the parent community.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного взаимодействия учреждений дошкольного образования с родительской общественностью»

систематизации учебного материала, применения приобретенных знаний и умений в качестве структурных элементов компетенций, формирование которых выступает целью и результатом освоения образовательной программы.

Литература:

1. Банарцева А.В. Смешанное обучение как форма организации языкового образования в вузе. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», № 2(20) - 2018. - С. 77-84.

2. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 315 с.

3. Власова И.В. О некоторых проблемах профессионально-иноязычной подготовки студентов технического вуза в условиях деятельностного подхода. В сб.: Обучение иностранным языкам в многопрофильном вузе: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Самара: СамГТУ, 2013. с. 22-28

4. Кюрегян А.Л., Рыбальчик О.А. Английский язык. Практикум. Самара: СамГТУ, 2011. - 118 с.

5. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. Человек в системе пространственно-временных связей: проекции и вызовы социокультурной коммуникации. - Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», № 2(20) - 2013. - С. 142-148.

6. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 620 с.

7. Современные образовательные технологии: учебное пособие / колл. авторов под рук. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семей их воспитанников. В работе анализируются государственные требования к построению такого взаимодействия, изучены особенности сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации. В работе определены основные условия и рекомендации относительно построения эффективного сотрудничества дошкольных образовательных организаций и родительской общественности.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, родители, семья, родительская общественность, дошкольники, система дошкольного образования, ФГОС, условия, рекомендации, требования, принципы.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of interaction of preschool educational organizations and families of their pupils. The paper analyzes the state requirements for the construction of such interaction, studied the features of cooperation between the family and preschool educational organization. The paper defines the basic conditions and recommendations for building effective cooperation of preschool educational organizations and the parent community.

Keywords: preschool educational organization, parents, family, parent community, preschoolers, preschool education system, GEF, conditions, recommendations, requirements, principles.

Введение. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», одной из приоритетных задач, которые стоят перед учреждениями дошкольного образования, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [8].

Основной государственный нормативный документ, регламентирующий сферу деятельности дошкольных учреждений образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) уточняет, что одним из принципов дошкольного образования на современном этапе является продуктивное сотрудничество ДОО с семьей [7]. В данном документе подчеркивается, что взаимодействие ДОО с родителями воспитанников должно строиться на основе дифференцированного подхода с учетом микроклимата семьи, социального статуса, родительских запросов и степени заинтересованности родителей деятельностью учреждения дошкольного образования. Такое взаимодействие направлено не только на оптимизацию процесса развития, воспитания и обучения дошкольников, но и на повышение культуры педагогической грамотности семьи [7].

Система дошкольного образования переживает сегодня период модернизации. Изменения, происходящие в данной образовательной сфере, будут позитивными при условии, в то числе, согласованности действий родителей и педагогов дошкольного образования. В этой связи актуализуется проблема изучения исследуемого нами типа сотрудничества, а также определения благоприятных условий для повышения эффективности взаимодействия ДОО и семьи.

Изложение основного материала статьи. Проблема взаимодействия ДОО и семьи отражена в работах О.И. Давыдовой, Т.Н. Дороновой, Н.В. Додокиной, Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой, В.Г. Нечаевой, Л.В. Поповой и других ученых. Разработку форм и методов эффективного сотрудничества семьи и ДОО предлагают такие исследователи, как А.В. Козлова и Е.П. Арнаутова. В трудах Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой, О.В. Солодянкиной находим инновационные подходы к реализации взаимодействия педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников.

«Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы

дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания» [4, с. 171].

Так, ключевой задачей организации педагогического процесса в современных дошкольных заведениях является обеспечение взаимодействия семьи с педагогами. По словам Л.С. Жакуповой, «главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь» [2, с. 790].

Л.А. Логинова подчеркивает, что «взаимодействие воспитателей с родителями подразумевает уважение и доверие друг к другу, также предполагается обоюдное желание поддерживать связь в воспитании детей. Если нет контакта между семьей и дошкольным учреждением - это может негативно повлиять на формирование личности ребенка» [4, с. 171].

Плодотворное сотрудничество родительской общественности и учреждения дошкольного образования требует реализации со стороны ДОО таких направлений работы:

- осуществление направлений психолого-педагогического образования родителей;

- изучение педагогами условий воспитания ребенка в семье;

- привлечение родителей к образовательной работе ДОО.

Одним из ведущих направлений из указанных является психолого-педагогическое образование родителей. Оно реализуется, главным образом, с целью повышения педагогической культуры родительской общественности. Психолого-педагогическое образование родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно обладать направленностью и целью, а также собственной спецификой, зависящей от возрастных особенностей воспитанников.

Содержание психолого-педагогического образования включает не только общепедагогические аспекты обучения, воспитания и развития детей. Оно должно включать также и вопросы охраны жизни, укрепления здоровья, экологического воспитания, создания условий для правильного физического развития детей, адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, распорядка дня и т.д. Учитывая круг вопросов, составляющих содержание психолого-педагогического образования родителей воспитанников ДОО, подчеркнем, что его должны реализовывать не только педагоги-воспитатели, но и психологи, социальные педагоги, медицинские работники и другие специалисты.

К основным условиям эффективной работы дошкольного учреждения с родителями отнесем:

- целенаправленность;

- системность;

- плановость;

- дифференцированный подход с учетом многоаспектности и специфики каждой семьи;

- возрастную дифференциацию содержания работы;

- доброжелательность;

- открытость.

Эффективное сотрудничество семьи и детского сада возможно при осознании обеими сторонами того факта, что педагогический коллектив и семья - это единый организм, объединенный общей целью, гуманными отношениями и высокой ответственностью. Продуктивная жизнедеятельность данного организма возможна только при условии соблюдения обеими сторонами определенных требований и обязанностей (см. таблицу 1).

Таблица 1

Обязательства дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников

Обязательства дошкольной образовательной организации Обязательства родителей воспитанников

- обеспечивать условия для физического и психического развития ребенка и уход за ним во время его пребывания в ДОО; - создавать условия для развития творческих способностей и интересов ребенка; - удовлетворять потребности ребенка в эмоционально-личностном общении в детском коллективе; - обеспечивать защиту от физического воздействия и психического давления на ребенка в любой форме; - предоставлять квалифицированную помощь семье в решении педагогических проблем; - осуществлять активное содействие осознанию ребенком своей социальной роли; - проявлять со стороны педагогов, администрации и других специалистов доброжелательность, внимательность и уважение в общении с ребенком, родителями и другими членами семьи. - создавать оптимальные условия для физического и психического развития ребенка дома; - участвовать в развитии творческих способностей ребенка совместно с детским учреждением; - защищать ребенка от любых форм физического воздействия и психического насилия вне детского учреждения; - удовлетворять потребности в эмоционально-личностном общении в кругу семьи; - способствовать осознанию ребенком роли воспитанника, члена детского коллектива на основе доверия и доброжелательного отношения к педагогам, сотрудникам ДОО и другим детям.

Для эффективного взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями могут применяться традиционные формы работы, к ним относятся:

- родительские собрания;

- беседы;

- лекции;

- индивидуальные встречи;

- организация праздников;

- информационные стенды [4].

Наряду с традиционными формами должны применяться и современные (инновационные) формы взаимодействия учреждений дошкольного образования и семьями, в частности:

- анкетирование и опросы;

- родительские клубы;

- тренинги;

- экскурсии, акции, участие в конкурсах, выставках;

- создание сайтов или страничек группы в социальных сетях;

- работа над проектами [1; 6].

По словам Л.А. Логиновой, «в современной системе дошкольного воспитания и образования важно правильно осуществить взаимодействие семьи и детского сада. Только тесное сотрудничество может привести к разноплановому, полноценному формированию творческих способностей и полному развитию интеллектуального потенциала личности с учетом его возможностей и способностей» [4, с. 172].

Оптимизировать сотрудничество детского сада и родительской общественности позволит соблюдение следующих условий, требований и рекомендаций.

- сотрудничество между учреждением дошкольного образования и родителями должно основываться на взаимоуважении и партнерстве;

- основой сотрудничества является взаимное доверие, также понимание собственной роль во взаимодействии и функции всех других его субъектов;

- достижение определенного духовного единства, построенного на любви к ребенку, восприятии его как свободной личности, понимание проблем становления личности, взросления и творческого развития [3; 5].

Важным аспектом в системе деятельности и самообразования педагогов дошкольного учреждения должно являться обогащение знаний о семейном воспитании, углубление педагогических знаний родителей, достижение единства воспитательного влияния семьи и детского сада на ребенка.

Эффективность сотрудничества дошкольного учреждения образования и семьи достигается также путем перехода от монологического типа педагогического коммуникативного воздействия к диалогическому. Иными словам, роль педагога не в управлении родителями, а в продуктивном сотрудничестве с ними. Педагогическая помощь семьям воспитанников должна опираться на тщательное и всестороннее изучение каждой из них и каждого отдельного воспитанника индивидуально.

Выводы. Обобщая все вышеизложенное, заключим, что на современном этапе развития системы дошкольного образования одной из ведущих его задач является разрушение барьера между ДОО и семьей путем соблюдения принципов открытости, доступности, доверия, толерантности и обоюдного творческого взаимодействия.

Присутствие родителей в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации позволит существенно улучшить психологическое состояние детей путем переноса домашней атмосферы, помочь педагогу в организации определенной деятельности. Кроме того, активное участие родителей в образовательном процессе ДОО позволит объективно оценивать способности и потенциал ребенка, а также стиль (сильные и слабые стороны) семейного воспитании ребенка.

Благодаря тому, что плодотворное сотрудничество родителей с ДОО позволяет получить воспитателю массу дополнительных сведений об индивидуальных особенностях детей, эмоциональном характере общения в семье, формировании трудовых навыков и привычек и т.д., педагоги дошкольного образования получат возможность построения более объективных маршрутов и траекторий индивидуального развития, обучения и воспитания детей.

Литература:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

2. Жакупова Л.С. Взаимодействие детского сада с семьей // Молодой ученый. - 2016. - №13. -С. 790-792.

3. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. -Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 82-84.

4. Логинова Л.А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе // Молодой ученый. -2019. - №8. - С. 171-172.

5. Майер А.А. Организация взаимодействия субъектов ДОУ: учебно-методическое пособие. 2 - е изд., доп. и перераб. - 2012. - 176 с.

6. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. - Пермь: Меркурий, 2012. -С. 71-74.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

Педагогика

УДК:378.2

магистрант Волжанкина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье изучены методы коррекции задержки речевого развития с помощью сказки. Исследованы возможности сказкотерапии при работе с детьми с различными речевыми нарушениями, рассмотрены педагогические принципы и приемы обучения детей с использованием сказки, доказана ее эффективность при работе с детьми, имеющими задержку речевого развития. На основе анализа теоретических источников представлен пример проведения коррекционно-логопедического занятия с детьми на основе использования сказки.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, восприятие сказки, задержка речевого развития, речевые нарушения, коррекционные занятия с использованием сказки.

Annotation. In the article, methods for correcting the delay in speech development using a fairy tale are studied. The possibilities of fairy-tale therapy when working with children with various speech impairments are investigated, pedagogical principles and methods of teaching children using a fairy tale are examined, its effectiveness is proved when working with children with speech development retardation. Based on the analysis of theoretical sources, an example of conducting correctional speech therapy classes with children based on the use of fairy tales is presented.

Keywords: fairy tale, fairy tale therapy, fairy tale perception, delayed speech development, speech disorders, corrective exercises using the fairy tale.

Введение. В настоящее время у все большего числа детей регистрируется задержка речевого развития, когда в возрасте 2 - 2,5 лет ребенок либо не говорит, либо в его активной речи присутствуют отдельные слоги, звукоподражание, лепетные и односложные слова, простые по своей наполняемости. В других случаях ребенок с задержкой речевого развития напротив, начинает активно и много говорить. Но в этом случае, у ребенка начинает развиваться речь благодаря коррекционному и медикаментозному воздействию. В дальнейшем могут появиться следующие речевые нарушения: бедный словарный запас, снижение зрительной и слухоречевой памяти, нарушение грамматического строя речи, понимания логико-грамматических конструкций, несформированность связной речи. Чтобы предотвратить подобные негативные явления, необходимо своевременно начинать коррекционные логопедические занятия, в особенности в то случае, если ребенок мало говорит, то есть его речевое развитие не соответствует возрастной норме [2].

Необходимо отметить что в возрасте двух-трех лет правильная артикуляция звуков не должна стоять на первом плане в речевом развитии ребенка, гораздо важнее в этом возрасте сформировать необходимые предпосылки для развития речевого общения и, самое важное - обеспечить потребность в нем, поскольку в период от двух до трех лет происходит наиболее интенсивное развитие речевой деятельности ребенка.

В данной связи коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна проводиться с акцентом на развитие у них перцептивных, сенсомоторных и сенсорных функций, на целенаправленной развитие речевой деятельности, учитывая при этом основные законы формирования речи в онтогенезе.

Изложение основного материала статьи. Как отдельный диагноз термин «задержка речевого развития» стал использоваться два десятилетия назад, поскольку на данный отрезок времени приходится заметное увеличение числа детей раннего возраста, у которых зафиксированы различные проблемы в речевой деятельности, усугубилась тяжесть выявленных проблем, их стойкость, а также произошло качественное изменение контингента детей, нуждающихся в коррекционно-логопедической помощи.

Под «задержкой речевого развития» понимаются все разновидности нарушений речевой деятельности не только функциональной, но и органической природы. В качестве главной причины развития указанного нарушения специалисты выделяют поражения коры головного мозга органической природы либо задержка ее созревания. Основные признаки задержки речи - это собственно позднее начало речевой деятельности, стойкие нарушения фонематической стороны речи, узость и крайняя ограниченность словарного запаса, значительные затруднения при усвоении лексико-грамматических конструкций [10].

О.Е. Громова отмечает, что логопедическую работу по развитию речи у детей следует начинать с трех-пяти лет, когда у детей уже возможно наиболее точно определить основные нозологические категории речевых нарушений, которые могут в последствие привести к общему или фонетико-фонематическому недоразвитию речи [3].

В настоящее время к логопеду в основном обращаются, когда ребенку исполняется 5 лет, но если установлена задержка речевого развития, то в этом возрасте помощи логопеда уже будет мало и она не принесет ожидаемого эффекта. По мнению Н.С. Жуковой, «примерно до пяти лет у ребенка еще возможно сформировать определенные нервные структуры, которые заведуют речевой деятельностью. Если ребенок в три года отстает на год-полтора в речевом развитии от своих сверстников с нормативным речевым развитием, то в возрасте шести лет разница составит почти 3 года» [5].

В соответствие с исследованием Т.В. Волосовец и М.Ф. Фомичевой задержка речи является понятием условным. Используется оно в основном, для обозначения отклонений в речевом развитии, когда оказываются нарушены все основные компоненты речи - фонетика, лексика, грамматика, и не зависимо от глубины дефекта, носит временный характер, сравнительно легко устраняется при соответствующей организации коррекционной работы [10].

В исследованиях Т.А. Датешидзе имеются данные об отягощенном неврологическом статусе в анамнезе детей, у которых выявлена задержка речевого развития (ЗРР). Поведение таких детей заметно отличается от сверстников - им свойственна гиперактивность, расторможенность, в других случаях - дети пассивны и замкнуты, им свойственна низкая концентрация внимания. Игровая деятельность для таких детей заключается в простом манипулировании игрушками. Многие дети, имеющие задержку речи, моторно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.