Научная статья на тему 'Партнерское взаимодействиес родителями в ДОО'

Партнерское взаимодействиес родителями в ДОО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1195
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE OF PARENTS / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / COOPERATION WITH THE FAMILY / THE CHILD WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ASSISTANCE / КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ / РЕБЕНОК С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В статье рассматривается вопрос повышения педагогической коррекционной компетенции родителей детей с особыми образовательными потребностями. Раскрываются обоснования и трудности на пути организации сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Рассматриваются условия участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Перечисляются виды педагогической деятельности по реализации программы дошкольного образования согласно профессиональному стандарту. Приводятся данные исследований о выявлении четырех вариантов реагирования родителей на известие о патологии в развитии ребенка. Дается краткая характеристика вариантов реагирования родителей на заключение специалистов об особом развитии ребенка или ОВЗ. Описаны разные уровни родительской мотивации и готовности их к сотрудничеству со специалистами. Обосновываются объективные причины недостаточной мотивации родителей к активному включению в педагогический коррекционный процесс. Приводятся направления взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи. Рекомендуется литература по планированию сотрудничества ДОО с семьей ребенка с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership Relations between Parents in a Preschool EducationalEstablishment

The article deals with the issue of enhancing the educational correctional competence of parents who have children with special educational needs. The author reveals the rationale behind it and identifies the challenges that organizing cooperation between preschool educational institutions and the family involves. Author examines the terms and conditions of parents’ participation as legal representatives in educational activities. The articles lists types of educational activities aimed at implementing the preschool educational program in line with the professional standards. It provides research data which helps to identify four scenarios of parents’ response to the news that their child has developmental issues. The article gives a brief description of parents’ possible reactions to experts’ conclusion about their child’s special development or health limitations. The author describes different levels of parental motivation and their willingness to cooperate with experts. Author also provides some insights into why parents are little motivated to actively participate in the pedagogical correction process. The article gives guidelines for interaction with the family of a child who has speech disorders. It provides references to literature on planning cooperation between a preschool and a family that has a child with speech disorders.

Текст научной работы на тему «Партнерское взаимодействиес родителями в ДОО»

особый ребенок

Шм_

Е. Ф. Архипова

Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО

Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ (Москва, Россия)

В статье рассматривается вопрос повышения педагогической коррекционной компетенции родителей детей с особыми образовательными потребностями. Раскрываются обоснования и трудности на пути организации сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Рассматриваются условия участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Перечисляются виды педагогической деятельности по реализации программы дошкольного образования согласно профессиональному стандарту. Приводятся данные исследований о выявлении четырех вариантов реагирования родителей на известие о патологии в развитии ребенка. Дается краткая характеристика вариантов реагирования родителей на заключение специалистов об особом развитии ребенка или ОВЗ. Описаны разные уровни родительской мотивации и готовности их к сотрудничеству со специалистами. Обосновываются объективные причины недостаточной мотивации родителей к активному включению в педагогический коррекционный процесс. Приводятся направления взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи. Рекомендуется литература по планированию сотрудничества ДОО с семьей ребенка с нарушениями речи.

Ключевые слова: компетенции родителей, тяжелые нарушения речи, сотрудничество с семьей, ребенок с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическая помощь.

Partnership Relations between Parents in a Preschool Educational Establishment

Elena F.Arkhipova, Doctor of Pedagogy, Professor at the Speech Therapy Department, Defectology Faculty, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

The article deals with the issue of enhancing the educational correctional competence of parents who have children with special educational needs. The author reveals the rationale behind it and identifies the challenges that organizing cooperation between preschool educational institutions and the family involves. Author examines the terms and conditions of parents' participation as legal representatives in educational activities. The articles lists types of educational activities aimed at implementing the preschool educational program in line with the professional standards. It provides research data which helps to identify four scenarios of parents' response to the news that their child has developmental issues. The article gives a brief description of parents' possible reactions to experts' conclusion about their child's special development or health limitations. The author describes different levels of parental motivation and their willingness to cooperate with experts. Author also provides some insights into why parents are little motivated to actively participate in the pedagogical correction process. The article gives guidelines for interaction with the family of a child who has speech disorders. It provides references to literature on planning cooperation between a preschool and a family that has a child with speech disorders.

Keywords: the competence of parents, severe speech impairment, cooperation with the family, the child with special educational needs, psychological and educational assistance.

особый ребенок

В соответствии со стандартом дошкольного образования, перед ДОО ставятся задачи активного вовлечения родителей детей (законных представителей) в образовательный процесс. Это положение прослеживается по всему тексту ФГОС ДО. Так, при перечислении принципов дошкольного образования наряду с другими указывается на сотрудничество организации с семьей. При формулировке стандартом задач, стоящих перед ДОО, указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Далее рекомендуется организовывать мероприятия по оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Стандарт указывает и на то, что в содержательном разделе программы ДОО должны быть представлены и особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В стандарте обозначены требования к условиям реализации программы ДОО. Эти требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. Образовательная среда гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В стандарте прописаны требования к созданию психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешной реализации программы должен быть обеспечен ряд психолого-педагогических условий. Среди прочих требований указывается на необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

В разделе ФГОС об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, предполагается взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

А в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

Мы видим, что в стандарте «красной нитью» проводится рекомендация активного взаимодействия с семьями детей, посещающих ДОО.

С первого сентября 2016 года обязательным стало создание условий для инклюзивного образования во всех образовательных организациях. «Особый ребенок» требует от педагогов новых знаний и умений.

Согласно профессиональному стандарту, педагогическая деятельность по реализации Программы дошкольного образования включает:

• трудовые действия педагога ДОО;

• необходимые умения педагога ДОО;

• необходимые знания педагога ДОО.

В профессиональном стандарте к необходимым умениям педагогов ДОО относятся, наряду с другими, и умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Особые трудности в выстраивании партнерских взаимодействий у ДОО возникают с родителями, чьи дети имеют особые образовательные потребности.

Воспитание в семье ребенка с особыми образовательными потребностями требует от родителей особых усилий, терпения, знаний. Такие родители нуждаются в медико-психолого-педагогической поддержке не только врачей, специалистов, но и психологов и педагогов-воспитателей ДОО.

особый ребенок

В соответствии с профессиональным стандартом, кроме сотрудничества в сфере воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста, на ДОО возлагается и задача психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их педагогической компетенции. А в случаях, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, о детях-инвалидах, о детях с выраженными особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое просвещение родителей должно проводиться в русле коррекционного воздействия.

Получается, что не только педагоги ДОО, но и все «узкие» специалисты, принимающие участие в реализации инклюзивного образования, в реализации адаптированных программ для каждого ребенка, должны участвовать в большой просветительской работе с родителями, чьи дети имеют особые образовательные потребности и посещают ДОО.

Что же надо знать педагогам, психологам и специальным педагогам в ДОО о семье ребенка с особыми образовательными потребностями перед началом партнерских взаимоотношений?

Постараемся кратко, используя данные многочисленных исследований в области изучения состояния семьи, имеющей особого ребенка, дать картину психологического климата в такой семье. Педагогам и психологам ДОО можно рекомендовать, прежде всего, учитывать эти условия, перед началом сотрудничества с семьей ребенка, посещающего ДОО.

Если ребенок имеет различные нарушения в своем развитии, то это отражается на психологическом состоянии родителей.

Так, например, особенности речевой деятельности детей с алалией, афазией, дизартрией, другими тяжелыми речевыми нарушениями, а также расстройства речи умственно отсталых детей, детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития и при аутизме являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или ее полное отсутствие становится предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера в родительско-детских отношениях. Выраженные расстройства речи, встречающиеся у детей с ограниченными возможностями здоровья, являются значимым психотравмирующим фактором для родителей.

В ряде исследований отечественных авторов выделяют четыре варианта реагирования

родителей на речевой диагноз или логопедическое заключение детей.

Первый вариант реагирования характеризуется состоянием растерянности родителей, которые испытывают чувство собственной неполноценности и ощущение беспомощности. Отрицательные эмоции выбивают их из привычных рамок жизни, приводят к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях в семье. Специалистам при оценке состояния ребенка с ОВЗ трудно решить вопрос, кто больше нуждается в медицинской помощи и лечении - мать или ребенок. Этот период сложен тем, что родители порой оказываются просто не в состоянии адекватно понять и осознать рекомендации специалистов и нуждаются в специальной психологической помощи. Безусловно, в таком состоянии родители вряд ли будут включаться в активный процесс взаимодействия в ДОО. И это надо учитывать. Они не просто не хотят участвовать, а в силу своего психологического состояния не могут включиться сразу в сотрудничество в ДОО.

При втором варианте реагирования появляется негативная реакция и отрицание поставленного диагноза. Одни родители многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неадекватными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения ребенка. Искажается реальная оценка его возможностей, мешающая адекватной адаптации.

Третий вариант реагирования наступает, когда родители признают правильность диагноза и понимают его смысл, что вызывает депрессивное состояние. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие отсутствия положительных изменений у ребенка, неизменности его психического и физического дефекта.

Четвертый вариант реагирования это самостоятельное, сознательное обращение за помощью к специалистам. Это начало нового жизненного этапа, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка,

о с о б ы й р е б е н о к

активно сотрудничать со специалистами, подключаться к коррекционному процессу. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, однако большинство из них, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.

В специальных исследованиях, посвященных особенностям межличностных контактов между ребенком с ОВЗ (например, с тяжелой речевой патологией) и его родителями, приводятся следующие данные.

Так, даются различные характерные позиции поведения матерей. Основная нагрузка по уходу за ребенком с речевой патологией лежит преимущественно на матери. Клинические исследования психического состояния матерей, имеющих детей с ОВЗ, выявили две группы.

Матери первой группы отличались активностью. Известие об отклонениях в развитии ребенка у них вызывало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Наряду с депрессией у таких матерей отмечались астенические явления: головные боли, колебание артериального давления и др. С годами личностные особенности матерей претерпевали характерную динамику. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, суживался круг прежних привязанностей. Они становились как будто спокойнее, но и безразличнее.

Вторую группу составили женщины, для которых были характерны меньшая активность, небольшой круг знакомых. В дефекте ребенка они обвиняли медицинский персонал. Сообщение о сущности нарушения принимали достаточно спокойно. Причиной этого, вероятно, могли явиться неверные представления о нарушении в развитии ребенка. Матери не представляли в полной мере тяжести его состояния. С течением времени они осознавали положение, в котором оказались, и вместе с этим у них рождалась тенденция жить сегодняшним днем, не строить планы на будущее. У многих из этих матерей возникало депрессивное состояние.

Таким образом, у матерей обеих групп, несмотря на различие психических состояний, которые можно было наблюдать вначале, в итоге обнаруживалась стойко выраженная депрессия, сопровождавшаяся чувством горя, сострадания ребенку, необходимости самопожертвования ради него.

Исследования показывают и позиции поведения второго родителя - отца ребенка с отклонениями в развитии. Мы разбираем в данной статье отношение родителей к состоянию ребенка с тяжелой речевой патологией.

Отцы детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии речи, достаточно редко оказываются участниками исследований. Обычно сведения о них добываются из разговора с матерями.

Названные особенности родителей детей, имеющих выраженные нарушения речи, следует учитывать при проведении консультирования и психолого-педагогического сопровождения в ДОО данного контингента семей.

Как же выстраивать взаимодействия с семьей, имеющей проблемного ребенка? Как помочь семье такого ребенка, а следовательно, самому ребенку, в создании оптимальных условий для нормализации развития и формирования речи?

В последнее время отмечается увеличение числа детей с различной патологией. Наиболее часто она проявляется в нарушении развития речи. Родители этих детей должны внимательно относиться к процессу развития ребенка, знать, как вести себя в сложных ситуациях, своевременно обращаться за помощью к специалистам и выполнять их рекомендации. Вместе с тем, ответственность за создание максимально благоприятных условий для развития речи ребенка дома и выполнение требований речевого режима полностью возлагается на родителей ребенка.

Эта позиция прописывается в ФГОС ДО. Педагоги ДОО могут корректно доводить это положение до родителей и включать их в процесс взаимодействия в интересах их же ребенка.

Родители должны быть заинтересованы в обеспечении оптимальных условий для развития и формирования речи ребенка. Прежде всего, ребенок с самого раннего возраста должен слышать правильную четкую речь дома, на примере которой по подражанию будет формироваться его собственная речь. Для выполнения этих условий родители могут опираться на рекомендации специалистов и педагогов ДОО по организации речевого режима, который следует четко выполнять.

Такие требования по организации речевого режима для ребенка с проблемным речевым развитием могут включать ряд рекомендаций. Так, в семье, в которой воспитывается ребенок с нарушениями речи, должна быть создана

особый ребенок

спокойная, доброжелательная атмосфера, способствующая нормализации его эмоционально-личностной сферы. Ребенок с нарушениями речи, находясь дома, должен слышать только правильную речь, соответствующую культурной норме, для чего взрослые должны соблюдать в разговоре все требования литературного языка. Речь, обращенная к ребенку, должна быть доступна его пониманию, т.е. соответствовать уровню его возрастного и психического развития. Речь, обращенная к ребенку, должна иметь нормальный или несколько замедленный темп. Слова должны четко проговариваться. Громкость речи, в том случае если этого требуют условия развития ребенка, может быть слегка повышена. Обращаясь к ребенку, взрослому следует смотреть ребенку в глаза и быть ласковым, но требовательным.

Исследованиями и практикой доказано, что чем раньше оказана психолого-педагогическая и логопедическая помощь, тем быстрее будет сформирована правильная речь, тем успешнее будет протекать обучение в школе и дальнейшее развитие ребенка.

Установлено, что развитие ребенка, его социализация начинается с общения с близкими людьми. Непосредственно-эмоциональное общение с матерью является первым видом его деятельности. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе семейных отношений и в системе общения, с кем общается, каков круг и характер его общения. Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении не появляется автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования.

Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего близких взрослых. В течение первых пяти лет жизни у ребенка формируются все стороны психической деятельности и личность. Однако в силу возраста в этот период ребенок полностью зависим от семьи. Опыт взаимоотношений со взрослыми служит для него школой социального общения. Недостаток эмоционального общения может негативно сказаться на дальнейшем речевом и личностном развитии ребенка.

В связи с этим, педагоги могут строить сотрудничество с родителями детей, посещающими ДОО, и давать соответствующие рекомендации.

Так, родителям можно сообщить, что эмоциональное общение ребенка с матерью является первым видом его коммуникативной деятельности. По мнению ряда исследователей, имеется прямая связь между эмоциональной положительной отзывчивостью матери и уровнем познавательного развития ребенка.

Также известно, что основным условием становления психического здоровья являются их теплые отношения в раннем возрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В противном случае ребенок будет переживать материнскую депривацию.

В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у него всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Очень важно и даже необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию звукоподражаний, лепетных и упрощенных слов, общеупотребительных слов и предложений. Это зависит от того уровня речевого развития ребенка, на котором он находится, и от его возможностей, с учетом «зоны ближайшего развития».

Первой задачей является формирование потребности в общении. А для этого ребенку надо, прежде всего, ощутить преимущество речевого общения с окружающими от общения жестами, мимикой и криком. Поэтому необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к процессу развития речи, вырабатывать у ребенка мотивацию и стремление преодолеть свои речевые проблемы. В то же время, нельзя фиксировать внимание ребенка на его отклонениях и речевых недостатках. В противном случае, у ребенка может появиться отказ от речевого контакта и даже сформироваться речевой негативизм.

Направления взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи

В решении проблемы преодоления речевых нарушений у ребенка положительную роль играет сотрудничество педагогов и специалистов ДОО с семьей. Направления и формы взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи можно подробнее изучить

о с о б ы й р е б е н о к

в работах Л.М. Крапивиной, Ю.В. Микляевой, Н.А. Гегелия, Г.А. Волковой, Т.Н. Волковской и др.

В этих публикациях описываются основные формы работы с родителями, используемые в специальных образовательных организациях. Также приводятся методические рекомендации, которые следует выполнять родителям в домашних условиях. Взаимодействие семьи, воспитателя, педагогов и учителя-логопеда является необходимым условием поступательно и эффективного речевого развития ребенка. Наилучшие результаты получаются там, где все действуют согласованно.

Совместная работа всех участников педагогического процесса в ДОО при реализации адаптированных программ с каждым ребенком с ОВЗ, а дети с тяжелыми нарушениями речи относятся к категории ОВЗ, является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. По требованиям ФГОС ДО и профессионального стандарта участниками педагогического процесса в ДОО должны стать и родители детей, испытывающие проблемы в развитии.

Совместная работа всех участников педагогического процесса в ДОО, включая и родителей детей с ОВЗ, может осуществляться в разных формах.

Может быть спланирована: коллективная работа (лекционно-просветительская), групповые родительские собрания, анкетирование, наглядная форма работы в виде стендов и уголков в помощь родителям, индивидуальные консультации, «круглые столы», открытые занятия и логопедические утренники и другие. Однако вопрос о качестве взаимодействия определяется не только профессионализмом и желанием педагогов и узких специалистов, но и уровнем мотивации самих родителей к повышению своих психолого-педагогических знаний и желанием применять их для улучшения развития своего ребенка.

Выявлены разные уровни родительской мотивации. В зависимости от уровня родительской мотивации и определяется степень готовности родителей к сотрудничеству с ДОО в интересах своих детей. Так, выделяют несколько уровней родительской мотивации: высокий, средний и низкий.

Родители с высоким уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольной образовательной организацией, проявляют инициативу в плане сотрудничест-

ва, прислушиваются к советам и рекомендациям специалистов и педагогов.

Родители со средним уровнем мотивации

при адекватном восприятии проблем ребенка затрачивают минимальные усилия для оказания ему помощи, мотивируя свою пассивность недостатком времени.

Родители с низким уровнем мотивации демонстрируют или недопонимание в необходимости сотрудничества с ДОО, или отказ от сотрудничества вследствие устоявшейся собственной воспитательской позиции.

Родители нередко отстраняются от занятий с детьми по исправлению речевых недостатков, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Здесь необходима планомерная просветительская работа с родителями, направленная на накопление знаний, приобретение умений взаимодействия с ребенком с ОВЗ коррекционного плана, что и должна взять на себя ДОО, осуществляющая инклюзивную практику.

Успешное освоение детьми адаптированных для них образовательных программ возможно только при комплексном подходе и участии всей команды педагогов, психологов, родителей.

Для преодоления пассивности и инертности родительской мотивации необходимо организовать просветительскую работу с родителями. Важно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка. Для этого можно проводить индивидуальные и групповые консультации, беседы, лекции, тематические семинары и другие. Можно спланировать обучение конкретным приемам работы по преодолению определенных речевых недостатков у детей, провести обучающие занятия, открытые уроки, коррекционные занятия «логопед - ребенок - родитель». Полезным для использования в домашних условиях для родителей могут быть распечатки, сообщения на стендах, папки-передвижки, специально подготовленные материалы в виде «Журнал для родителей» или «Как научить ребенка правильной речи».

Существуют тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. К таким нарушениям относится алалия, адизартрия, ринолалия и другие. В этих случаях коррекци-онная работа с профильными специалистами должна начинаться очень рано.

особый ребенок

По мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают трудные ситуации, проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребенка является необходимой.

Повышение уровня психолого-педагогической и коррекционной компетенции родителей позволяет мобилизовать их потенциал, направленный на развитие детей с нарушениями речи. Это значительно повышает эффективность работы по развитию и коррекции речи и является залогом успешного освоения адаптированной программы ребенка в ДОО. ■

Основная литература

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М., 2007.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. - М., 2007.

3. Архипова Е.Ф. Семья ребенка с нарушениями речи // Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. В.В. Ткачевой. Учебник. - М., 2014.

4. Волковская Т.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоро-

вья: учебник / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2011.

5. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: учеб.-метод. пособие. - М., 2011.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2003.

8. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.

Дополнительная литература

1. Альбом по развитию речи для самых маленьких / О.А. Новиковская. - М.; СПб., 2011.

2. Осипова И.И., Домнинская К.В. О системе социально-психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. -2007. - № 10 (25).

3. Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. - 2008. - №2 (26).

Статья поступила в редакцию 13.09.2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool

Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Страница журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.