1б.Чистякова И.Г. Авторская образовательная программа "Семьеведение" // Психология. Истори-ко-критические обзоры и современные исследования. - 2014. - № 1-2. - С. 99-113. 17.Чеснова E.H. Методика преподавания дисциплины "Этика и психология семейной жизни" для студентов бакалавров в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - № 2 (14). - С. 136-143.
18.Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты, семья глазами православного психолога. - Самара : СамГАПС, 2006. - 399 с.
19.Морозова Е.А. Что важно знать до брака. - М.: Сибирская Благозвонница, 2015. - 120 с.
INTER A CTIVE FORMS OFINTERA CTION BETWEEN THE PRESCHOOL AND THE FAMIL YIN THE EDUCA TIONOF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Chupaha Irina Valentinovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Preschool and primary education,
E-mail: irina-ch upakha@rambler. ru
Shirvanyan Arevik Ernikovna, PhD of Pedagogical science, Senior Lecturer, Chair of General pedagogy and modern educational technologies, E-mail: arevik-83@mail.ru
Horoshilova Evdokia Petrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Preschool and primary education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article highlights the issues of interaction between the family and pre-school educational institutions through the use of interactive forms of work, organization of subject-subject interaction of participants of educational relations.
Keywords: collaboration; cooperation; family; family education; preschool, interactive forms.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УДК 373.29
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ВАК РФ 13.00.01 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ РА СТА
В статье освещаются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения через применение интерактивных форм работы, организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений.
Ключевые слова: взаимодействие; сотрудничество; семья; семейное воспитание; дошкольное учреждение; интерактивные формы.
Одной из приоритетных задач, стоящей перед дошкольным образованием в соответствии с Федеральным Законом РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования (ФГОС ДО), является взаимодействие с семьей как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время понятие "взаимодействие" в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как своеобразный процесс обмена информацией, энергией (А.Н. Аверьянов), как процесс совместной деятельности людей по выполнению общей задачи (В.Н. Панферов), каксубъект-объект-субъектное взаимодействие, где восприятие субъекта - участника деятельности - оказывается опосредованным его деятельностью (Е.А. Родионова), как одновременное участие многих людей в деятельности (Г.М. Андреева), как согласованная деятельность субъектов по достижению совместных целей и результатов при решении значимых для них проблем (Н.Ф. Радионова).
Суть процесса взаимодействия состоит в диалектическом единстве двух его компонентов, а именно - общения и деятельности,
© Чупаха И.В., 2016 © Ширванян A3., 2016 ©Хорошилова Е.П.,2016
ЧУПАХА Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Дошкольного и начального образования, irina-chupakha@rambler.ru
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
•х.
>
< X
14-1
s
iC Q
<
C[ ш
a
40
ШИРВАНЯН Аревик Эрниковна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра Общей педагогики и современных образова тельных технологий, are vik-83@mail. ru
ХОРОШИЛОВА Евдокия Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Дошкольного и начального образования,
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
которые отражают влияние одного на другого, показывая их зависимость. Центральным звеном в этом процессе выступает общение, которое само по себе уже может быть представлено как детальность. Общение рассматривается нами в узком смысле в качестве обмена информацией, а в широком - общение захватывает личностные преобразования субъектов, происходящие в деятельности. Таким образом, рассматривая образовательный процесс ДОО как образовательные подпространства детей, родителей и педагогов, мы предполагаем, что взаимодействие осуществляет индивидуализированную роль в развитии каждого субъекта. Индивидуальность каждого будет проявляться в креативности, личностном взгляде и вкладе в преобразование образовательного процесса, улучшении качества образования. Так как общение мы рассматриваем не только как средство коммуникации, но, прежде всего, как деятельность, необходимо создать условия для реализации личностных потребностей каждого субъекта, к которым будут относиться формы, методы, средства организации работы с родителями воспитанников [1, 53].
Представленные выше подходы находят свое подтверждение в работах В.А. Канн -Калик, В.М. Соковнина, М.С. Кагана, которые раскрывают общение через призму взаимодействия субъектов. В работах Б.Ф. Ломова общение представлено как форма взаимодействия между людьми, а A.A. Леонтьев рассматривает общение как одну из сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Нам более близка позиция, в которой структура "общения" рассматривается как информационно-коммуникативная сторона процесса взаимодействия. Именно в содержании информации, циркулирующей в рамках совместной деятельности отражается характер и особенности взаимодействия его субъектов.
На основе проведенного исследования, на базе одного из дош-кольныхучреждений города Ставрополя, в котором принимали участие 25 семей воспитанников подготовительной к школе группы (67 лет), мы констатируем следующее: из 25 опрошенных семей только 9 семей (36%) полностью понимают цели, задачи и особенности работы ДОО, готовы к активному участию в образовательном процессе. 12 семей (48%) довольны работой ДОО, но хотели бы принимать участие в воспитательно-образовательном процессе только в качестве зрителя и 4 семьи (16%) проявили недовольство работой дошкольного учреждения и не хотели бы принимать участие в воспитательно-образовательном процессе.
Таким образом, проведенный анализ обозначенной проблемы позволил выявить противоречие между необходимостью поиска новых продуктивных форм организации процесса взаимодействия участников педагогических отношений в условиях внедрения ФГОС ДО и недостаточным решением данной проблемы в практике ДОО.
Современная система образования в вопросах взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения выделяет формы работы с родителями, которые можно объединить в две большие группы: традиционные, к которым будут относиться групповые и общие родительские собрания, оформление наглядной агитации на стендах, буклетах, методические рекомендации и беседы с родителями, Дни открытых дверей и др.; и нетрадиционные, которые сегодня приобретают большую активность и популярность, так как нацелены на субъект-субъектное взаимодействие семьи и ДОО. К таким формам можно отнести: презентацию детского сада; проектную и конкурсную деятельность; организацию "круглого стола" с родите-
лями; деловые игры; семейные клубы; встречи знакомства; "дебаты" и др.
Т. В. Кротова предлагает следующие нетрадиционные формы работы ДОО с родителями: наглядно-информационные; информационно-аналитические; досуговые; познавательные [2, 44].
Ориентируясь на требования ФГОС ДО, который определяет характер взаимоотношений как "субъект-субъектную" характеристику, в современных условиях модернизации образования должны применяться нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, в основе которых лежит принцип сотрудничества и взаимодействия родителей и педагогов. Рассматриваемые формы предполагают реализацию принципов партнерства и диалога.
Слово "интерактив" заимствовано из английского языка от слова "interact", где "inter"-это взаимный, "act"- действовать. Интерактивный означает способность находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Таким образом, интерактивные формы взаимодействия - это диалог, ориентированный на взаимодействие и взаимопонимание.
Можно выделить несколько основных характеристик "интерактива" [3, 121]:
1. Комфортные условия при организации совместной деятельности.
2. Активное познание и обсуждение.
3. Общение должно вести к взаимодействию, взаимопониманию, совместному принятию решений.
4. Индивидуальность каждого во взаимодействии, возможность узнать о чужом педагогическом или воспитательном опыте.
5. Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
6. Происходит формирование умений критически мыслить, рассуждать и решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации.
7. Участники могут не только выразить свое мнение, но и, услышав доказательные аргументы, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
8. Участники учатся принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться.
Цели интерактивного взаимодействия лежат в самой природе понятия "интерактив", который предполагает взаимодействие субъектов через активную деятельность, обмен мнениями, опытом, формирование умений
договариваться, вычленять и находить главное, не конфликтовать в процессе диалогового общения. Немаловажным условием и одновременно задачей включения данных форм в работу с родителями является создание атмосферы психологического комфорта, снятие напряжения и тревоги, профилактика страхов. Формы интерактивного взаимодействия способствуют углублению педагогических знаний у родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, формированию их компетенций.
Анализ практического опыта дошкольных учреждений города Ставрополя в вопросах включения в образовательный процесс нетрадиционных (интерактивных) форм работы ДОО с семьей позволяет нам выделить наиболее широко используемые формы взаимодействия, к которым мы относим проекты и конкурсы, направленные на укрепление отношений между семьями воспитанников и детским садом. Такие формы позволяют каждому участнику взаимодействия лучше узнать друг друга, представить и поделиться опытом семейного воспитания, стимулировать творческие личностные приоритеты каждого, способствующие активному педагогическому общению в пространствах: дети - родители - педагоги.
"Круглый стол" предполагает своей целью обсуждение с родителями актуальных проблем современного дошкольного воспитания и образования. Деловая игра является самым интересным способом взаимодействия ДОО и родителей. Она максимально приближает участников к реальной обстановке и позволяет взглянуть на нее с разных сторон. Семейные клубы - это объединения родителей созданных для решения практическихзадач. Большую помощь в организации работы клубов оказывает наличие библиотеки специальной литературы по различным проблемам образования, воспитания и развития дошкольников. Актуальны сегодня и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия", учитывая занятость родителей. Родители анонимно могут обратиться за помощью к конкретному специалисту дошкольного образования, высказав свои сомнения по интересующим вопросам и др. К интересной нетрадиционной форме взаимодействия с семьей можно отнести и библиотеку игр. Такая форма направлена на обогащение родительского опыта общения с детьми дошкольного возраста в процессе игровой деятельности как ведущей культуросо-образной практики. Родители делятся опытом
•х.
>
< X
14-1
s
iC Q
<
C[ ш
a
42
организации совместных домашних игр, а в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Тематические акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями, направленная на сотрудничество семьи и детского сада в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей. Основными целями проводимых акций выступают: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребенка; разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Так как ключевым направлением в решении задач ФГОС ДО является организация целенаправленного и полноценного взаимодействия с родителями воспитанников как одно из условий формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста, следовательно, педагогическим работникам предстоит продумать систему психолого-педагогических условий, направленных на совершенствование и развитие гармоничных, продуктивных отношений с семьей, которые обеспечат целостное личностное развитие ребенка дошкольного возраста, а также формирование компетентности родителей по вопросам воспитания дошкольников.
К таким условиям мы относим приоритет равноправных партнерских отношений между родителями, педагогами и ДОО, через организацию личностно-ориентированного взаимодействия. В основу этого союза должны быть положены единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных ре-зул ьтатов.
Таким образом, процессы, происходящие в системе образования, его вариативность, внедрение инновационных программ обусловили необходимость поиска решения современных, интерактивных форм взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Примечания:
1. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателей детских садов / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др. / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2005. - 122 с.
2. Далинина Т.В. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2014. - №1.- С.41-49.
3. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. М.М. Ярмолинской. -Минск: Лексис, 2004. - 243 с.
INVOLUTION OF THE FAMILY AS A REFLECTION OF THE PROCESSES OF TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN SOCIAL LIFE
Chuprina Angela Anatolievna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Chair of Philosophy and Cultural Studies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, E-mail: chuprina-aligimail.ru
The work is subject to the problem of understanding the functioning of the family in terms of social life in modern Russia. Represented by an objective order of the factors that contribute to family involution processes. The problem is considered from the standpoint of the dialectical approach to the ontological component family in the structure of social organization at the level of civilizational development. Based on the theoretical research of ontological and anthropological approaches to domestic and foreign science, the author analyzes the causes of the transformation of the family in modern Russia. As a fundamental philosophical methods used and the complexity of relativity, focuses on the feasibility of an integrative approach to the study of families in the system of social connections and relationships.
Keywords: family; Russia; the sphere of social life; transformation; involution; spiritual and moral foundation.
УДК 101 л :31 б ИНВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СЕМЬИ КАК ОТРАЖЕНИЕ
ВАК РФ 13.00.01
ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ РОССИИ
© Чуприна A.A., 2016 В работе подвергается осмыслению проблема функционирования семьи в ус-
ловиях социального бытия современной России. Обозначаются факторы объективного порядка, обусловливающие инволюционные процессы семьи. Проблема рассматривается с позиций диалектического подхода к онтологической составляющей семьи в структуре общественного устройства на уровне его цивилизационного развития. Опираясь на теоретические изыскания онтологического и антропологического подходов в отечественной и зарубежной науке, автором анализируются причины трансформации семьи в условиях