Литература:
1. Госпорьян А. Тенденции развития семьи в России / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. - 2005. - № 24. - с.4-7.
2. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. - М.: Педа-гогич. общ-во России, 2005. - 320 с.
3. Емельяненко О. С. Государственная поддержка многодетных семей / О. С. Емельяненко // Вестник Бурятского университета. - №5. - 2013 - С. 139-143.
4. Захарченко Е. Особенности современной социально-педагогической ситуации / Е. Захарченко // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. - С. 2832.
5. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина // Социальная педагогика. - 2005. -№1.-с. 81-83.
6. Кубланова Н. М. Современное состояние института семьи: функциональный срез / Н. М. Кубланова // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 2. - С. 34-38.
7. Курагина Г. С. Социальные риски, характеризующие жизнь многодетной семьи / Г.С. Курагина / / Universum: Вестник Герценовского университета. - Выпуск № 12. - 2010. - С. 59.
8. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. - М. : Академия, 2003.- 192 с.
9. Манукян Э. Региональные особенности социальной поддержки семьи и детей / Э. Манукян // Социальное обеспечение. - 2004. - № 3. - С. 2-8. Ю.Олифиренко Л. Я. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений / Л. Я. Оли-фиренко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. - М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. - 516 с.
11.Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12.12.2012 г.
12.Проневская И.В. Образ семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) / И.В. Проневская//Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 4. -С. 159-165.
13.Суменко Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из многодетных семей с признаками дисфункций социальных ролей / Л.В. Суменко // Современные технологии социальной работы с семьёй и детьми. - Ставрополь, 2016. - С. 198215.
И.Шахматова Н. В. Образ жизни многодетной семьи: социологический ракурс изучения / Н.В. Шахматова // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. - 2013. - Вып. 3. -Т. 13,- С. 6-8.
15.Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т. Шеляг // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С. 31-42.
FORMATION OF THE FAMILISTIC CULTURE AMONG COLLEGE STUDENTS
Taranov Pavel Mihajlovich, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and management, Don State Agrarian University, Zernograd
The article explains the importance of the development of familistic youth culture, identifies some of the current threats to the spiritual and moral development of the person in a modern Russian society. The author examines the most common and important projects in the field of modern familistics. The author concludes that in our society have formed the necessary and sufficient conditions for the implementation of national projects in the field of formation of family values among young people. Keywords: familistics; family; youth; education; traditional values.
ФОРМИРОВАНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙКУЛЬ ТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Обосновывается актуальность развития фамилистической культуры молодежи, определяются некоторые актуальные угрозы духовно-нравственному развитию личности в современном российском обществе. Рассматриваются наиболее типичные и значимые современные проекты в области фамилистики. Автор приходит к выводу, что в нашем обществе сформировались необходимые и достаточные предпосылки для реализации общенациональных проектов по формированию семейных духовно-нравственных ценностей молодежи. Ключевые слова: фамилистика; семья; молодежь; образование; традиционные ценности.
Кризису института семьи и депопуляции населения в нашей стране посвящено множество научных трудов, однако проблемы в этой сфере только накапливаются. Исследователи уделяют внимание таким составляющим кризиса семьи, как высокий уровень разводов,
УДК 378 ВАК РФ 13.00.01
© Таранов П.М., 2016
ТАРАНОВ Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления, Донской государственный аграрный университет, Зерноград
растущая доля неполных семей, уровень рождаемости и т.д. Важнейшим составляющим защиты института семьи является формирование готовности молодежи к семейной жизни.
Способности российской молодежи к созданию прочной семьи нередко угрожают такие негативные факторы, как отсутствие положительного опыта в родительской семье, размытость семейных ценностей в условиях агрессивного навязывания искаженных форм семьи, супружества и родительства. Эти трудности, наряду со множеством других деструктивных тенденций в духовной, социальной, экономической и других сферах жизни общества, делают крайне актуальным задачу формирования позитивной фамилистической культуры молодежи.
Отметим, что в п.78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой 31 декабря 2015 года, семья отнесена ктрадиционным российским духовно-нравственным ценностям, а размывание ценности семьи квалифицируется какугроза национальной безопасности [1].
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о неудовлетворительном уровне сформированности семейных духовно-нравственных ценностей молодежи, что создает угрозу для позитивного семейного будущего современных юношей и девушек.
Нельзя утверждать, что опыт целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни в отечественной системе образования начал накапливаться только на современном этапе развития российского общества. Понимание того, что знания в области семьеведе-ния необходимы для нормального развития общества, безусловно, имелось и в советском обществе.
В1960-1970-х годах в области семьеведения действовали в основном педагоги-новаторы, а к 1980-м годам в советской психолого-педагогической науке окрепло убеждение о необходимости подготовки молодежи к семейной жизни, которая стала рассматриваться как необходимый элемент процесса формирования всесторонне развитой личности [2].
Результатом этого стало включение в обязательную программу общеобразовательных школ курс "Этика и психология семейной жизни", которое произошло в 1982/83 учебном году. Дисциплина была рассчитана на 34 часа и имела своими задачами следующие: информирование подростков о брачно-семейных отношениях; формирование идеала здоровой семьи; стимулирование потребности в созда-
нии семьи; формирование умений правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.
В 1990-х годах дисциплина "Этика и психология семейной жизни" была отменена в качестве обязательного компонента. Полноценный анализ советского опыта по введению данной дисциплины проведен не был, однако ряд авторов указывают на положительные последствия эксперимента.
Анализ методологических проблем преподавания курса дисциплина "Этика и психология семейной жизни" позволяет отметить следующие трудности: недостаточная научно-методическая компетентность педагогов, которые не получили полноценной подготовки в области психологии и сексологии; нередко встречавшееся собственное семейное неблагополучие педагогов; изучение вопросов анатомии и физиологии пола явно отставало от полового созревания подростков [3].
Необходимо отметить и идеологическую зашоренность дисциплины, которая не могла не отталкивать часть общества, ориентирующуюся на традиционные ценности. Например, в учебном пособии для старшеклассников "Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни" (1987) подросткам предлагалось понять значение семьи в жизни человека и общества на основе отрывков "из произведений основоположников марксизма-ленинизма, из партийных и государственных документов" [4].
Ценность таких источников, представляется сомнительной. Так, A.B. Луначарский отмечал, что в классической буржуазной семье женщина - существо "порабощенное", а "материнская любовь... превращается в заскорузлое мещанство...". Социалисты, по его мнению, должны создать в "неожиданно короткий срок" систему "нормального воспитания", которая будет готовить гармонично развитых индивидуалистов" [5].
В ходе системной трансформации государство лишилось официальной идеологии, а общество - транслируемых через систему образования духовных и нравственных идеалов. Воспитательные функции действующей отечественной системы среднего и высшего образования были сведены к минимуму [6]. Ценностная система молодежи стала формироваться преимущественно СМИ, которые стали оказывать на мировоззрение юношей и девушек, как правило, разрушительное влияние с точки зрения развития здоровой семьи.
Образовавшийся аксиологический вакуум стали заполнять маргинальные и нередко дес-
труктивные социальные институты - религиозные секты, а также псевдообразовательные коммерческие структуры, практикующие сомнительные педагогические методики.
Например, религиозная организация "Свидетели Иеговы", представляющая собой разветвленную международную сеть религиозных * сообществ, активно и давно ведет свою пропагандистскую деятельность в России. Тексты этой секты переведены на множество языков и охватывают все ключевые мировоззренчес-<С, кие проблемы человека. Семья и воспитание 1С детей - одна из таких ключевых тем. щ "Свидетели Иеговы" уделяют значительное ^ внимание вопросам семьи в своей проповед-^ нической деятельности, в т.ч. в своих книгах и
0 брошюрах, однако содержание подобной литературы весьма сомнительно. В 2009-2013 го-
^ дах около 70 текстов этой организации были
1 признаны экстремистскими. Нормативно-пра-0 вовую основу для борьбы с религиозным экст-Ц_ ремизмомукрепила принятая 12 мая 2009 года ""С "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" [7].
Ш В этом документе в качестве одной из основных угроз национальной безопасности 6 названа экстремистская деятельность "религиозных, ... и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране".
Среди прочих текстов были признаны экстремистскими и такие публикации организации "Свидетели Иеговы", которые были посвящены семье. В частности брошюра "Секрет семейного счастья" (1996) была признана экстремистской решением Горно-Алтайского городского суда от 1 октября 2009, однако, несмотря на это, книгу можно скачать на официальном сайте и сейчас, т.е. 6 лет спустя [8].
Однако на этом тема семьи не была исчерпана. 29 сентября 2014 года решением Матвее-во-Курганского районного суда Ростовской области книга организации "Свидетели Иеговы" под названием "Как достичь счастья в жизни?" (2011) была признана экстремисткой и включена в Федеральный список экстремистских материалов (№2823).
Вопросы семьи являются важным мировоззренческим аспектом для человека, поэтому признание текстов экстремистскими стимулирует секту к их переработке. Основная причина экстремизма текстов религиозной организации "Свидетели Иеговы" заключается в категорическом противопоставлении членов
секты и других членов общества, в т.ч. членов семьи. Например, в сентябре 2009 года в Ростове-на-Дону прошел судебный процесс о запрете местной религиозной организации "Свидетели Иеговы" в г. Таганроге. Характерно, что на суде рассматривался ряд изданий этой организации, содержание которых в т.ч. "посягает на институт семьи, рекомендуя ее разрушение в отдельных случаях по религиозным мотивам" [9].
Наряду с хорошо организованными транснациональными религиозными организациями в условиях современной "постхристианской" цивилизации активно развивается широкое международное религиозное движение "New Age" ("Нью эйдж"). Конгломерат новых религиозных культов "New Age" определяется специалистами как широкое оккультное неоязыческое движение, которое смешивают в себе разнородные вероучительные и культовые положения, но все-таки имеют и устойчивые общие мировоззренческие постулаты [10,701 ].
Разумеется движение "New Age" не оставляет без внимания и вопросы семьи. Например, в России активную деятельность в области психологии семейных отношений развил отечественный ньюэйджер - Анатолий Некрасов. Феномен A.A. Некрасова, разумеется, далеко не единственный, однако деятельность основателя так называемой "Школы мудрости" является весьма показательной. Уже на основе простого обзора библиографии A.A. Некрасова можно утверждать - ключевой темой в книгах и тренингах Анатолия Некрасова является семья. Более десяти текстов этого автора, которые напрямую касаются семейной психологии и, как позиционирует себя сам автор, семьеведения [11 ].
Приведенные названия весьма точно характеризуют основное содержание текстов. Священник Алексей Слюсаренко, сотрудник кафедры практической философии и теологии Восточно-украинского университета имени В.И. Даля, на основе анализа текстов A.A. Некрасова, отмечает, что его учение носит деструктивный характер и является типичным примером оккультно-неоязыческого движения "New Age" [12]. Проводимые в некрасовской "Школа мудрости" тренинги представляют собой форму вербовки людей в одну из форм современного оккультизма.
Отметим некоторые принципиальные для нашего исследования черты учения A.A. Некрасова: отвержение основополагающих институтов - государства, Церкви, брака; легализация однополых браков, кровосмешения и педофи-
лии; пропаганда другихтоталитарных сект (учение Г. Грабового и др.) [13].
Некрасовская "Школа мудрости" является отечественным вариантом типичного для движения "New Age" школы отдельного активиста-проповедника. A.A. Некрасов также, как и Э.Р. Мулдашев, по своей сути представляют собой российские аналоги международных нью-эйджеров (Ошо, движение Раджниша; Сатья Саи Баба и др.), разрушительный характер которых подробно описан в специальной литературе [10,701-770].
Нельзя утверждать, что современная система среднего и высшего образования совсем не уделяет внимание просветительской работе в области семьеведения, однако эта деятельность, как правило, вытеснена на периферию, т.к. семьеведческие дисциплины в лучшем случае изучаются в качестве элективных курсов.
Ряд педагогов средней школы продолжают советскую традицию-развивают семьеведческие дисциплины с названием "Этика и психология семейной жизни", некоторые разрабатывают новые авторские курсы [14]. Так, педагоги средней школы A.B. Пермякова и Я.А. Сурикова (СОШ № 45, г. Петропавловск-Камчатский) разработали методические материалы по элективному курсу для старшеклассников "Этика и психология семейной жизни", целью которого, по мнению разработчиков, является оказание психолого-педагогической поддержки взрослеющим подросткам в ситуации выбора жизненных приоритетов, а также оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи [15].
Например, педагог-психолог И.Г. Чистякова (СОШ №9, г. Нижнекамск) подготовила образовательную программу "Семьеведение", которая является логическим продолжением курса "Этика и психология семейной жизни". Как отмечает автор, данный курс разработан для того, чтобы сбалансировать пропорцию между интеллектуальной и нравственной компонентами образовательной программы для современных школьников [16].
В области семейного образования значительная роль принадлежит региональным инициативам. Власти некоторых регионов нашей страны уделяют внимание развитию фамилис-тических компетенций школьников в рамках своих полномочий. Например, Министерство образования Пензенской области выступило заказчиком "Программа курса для учащихся 111 классов общеобразовательных учреждений - "Семьеведение", которая была разработана рядом образовательных и научныхучреждений.
Имеют место попытки расширить преподавание семьеведческих дисциплин в высшей школе. Например, доцент E.H. Чеснова Тульского государственного педагогического университета (ТГПУ) разработала методику преподавания дисциплины "Этика и психология семейной жизни" для студентов-бакалавров. Однако семьеведческие дисциплины в образовательных программах высшей школы, как правило, являются элективными [17].
Необязательность изучения семьеведческих дисциплин для учащихся современной средней и высшей школы не является единственной проблемой. Важным аспектом является также аксиологическое и антропологические содержание этих курсов. Семьеведческие дисциплины ставят перед собой задачу формирования готовности молодежи к браку и семье, однако интересным является то, что авторы понимают под этим.
В области семьеведения активно развиваются образовательные проекты, основанные на духовно-нравственных традициях. Например, в 2010 г. победителем Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" в номинации "Лучшая инновационная разработка года" стала Е.А. Морозова, доцент кафедры теологии Самарского государственного университета путей сообщения, которая подготовила работу "Система формирования духовно-нравственной личности молодежи и семейного образования".
Проект Е.А. Морозовой представляет собой научно-теоретическую и практическую систему, которая включает в себя несколько взаимосвязанных модулей. Так, научно-теоретический блок проекта представлен монографиями "Гармония в семье и браке" и "Личность: целостный взгляд". Практический блок включает образовательные программы "Духовные и психологические основания семьи", "Христианская антропология". Диагностический блок проекта основан на авторской методике "Иерархия личности", которая позволяет оценить духовно-нравственные качества личности молодежи и их динамику. Профилак-тическо-коррекционный блок проекта основан на программе епархиального центра помощи семье и молодежи "Семейный очаг" [18]. Е.А. Морозова, наряду с научными публикациями, активно занимается просветительской работой, что позволило автору выпустить в 2014-2015 годах серию популярных изданий, ориентированных на духовно-нравственное воспитание молодежи [19].
В области семьеведения активно развиваются образовательные проекты, которые ини-
циировали институты гражданского общества, Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные организации России. Например, можно отметить многолетний опыт Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловском монастыре, который ежегодно проводит обучение по курсу "Православная семья в современном мире".
Патриарший центр духовного развития детей и молодежи накопил значительный методический материал и опыт проведения занятий с молодежью в форме лекционно-семинарских занятий, бесед, консультаций, тренингов и ролевых игр. Педагоги центра отмечают острую актуальность семейного образования в условиях дефицита жизненных примеров и благополучных отношений в родительских семьях. Многолетняя практика позволяет сотрудникам центра утверждать, что основанное на духовно-нравственном воспитании семейное образование имеет высокую результативность.
Среди проектов инициированных институтами гражданского общества большой общественный резонанс получила демографическая программа "Святость материнства", которую разработала Общественная организация "Центр национальной славы" в 2006 г. Программа имеет своей основной целью трансформацию отношения общественного сознания к ценностям родительства на основе восстановления духовно-нравственного потенциала отечественных семей. Программа реализуется благодаря поддержке Фонда Андрея Первозванного, который выступает, наряду с другими общественными организациями, активным сторонником изучения курса "Семь-еведение" во всех российский школах.
Таким образом, российское общество осознает необходимость развития системы формирования фамилистической культуры молодежи. В стране действует множество инициатив со стороны региональных властей, университетов, отдельных педагогов, институтов гражданского общества, традиционных религиозных объединений.
Очевидно, что насущная потребность развития брачно-семейной культуры современного поколения и создание в молодежной среде устойчивого приоритета семейных ценностей требуют решения проблемы на общенациональном уровне. Необходима разработка и внедрение системы формирования фамилис-тических компенетнций на всехуровнях современной системы образования - от начального до высшего.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" - URL: http://rg.ru/2015/1 2/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 12.04.2016)
2. Дубровина И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 51-57.
3. Девятых С.Ю. Опыт нравственно-полового воспитания в советской школе в 1980-х годах // Материалы сайта НИЦ "Социосфера". - URL: http:// www.sociosphera.com/ (дата обращения: 12.04. 2016).
4. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни / сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. -М.: Просвещение, 1987. - 271 с.
5. Луначарский A.B. О воспитании и образовании / A.B. Луначарский; под ред. A.M. Арсеньева и др. -М.: Педагогика, 1976. - 634 с.
6. Остапенко A.A. Тупики национального воспитания. Как их преодолеть? // Народное образование. - 2011. -№ 1. - С. 34-38.
7. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. - 2009. - №88. - 19 мая.
8. Материалы, признанные экстремистскими, но не вошедшие в Федеральный список// Сайт ИАЦ "Сова". - URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2009/12/d17655 (дата обращения: 12.04.16).
9. Фетисов Т. Правовая оценка экстремистской составляющей в учении и практике "Свидетелей Иеговы. - URL:http://iri ney.ru/dolgozhiteli/ "svideteli-iegovyi"/novosti-o-svidetelyax-iegovyi/ "pravovaya-oczenka-ekstremistskoj-sostavlyayushhej-v-uchenii-i-praktike-"svidetelej-iegovyi".html (дата обращения: 12.04.2016). Ю.Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород, 2012. - 813 с.
11.Некрасов A.A. Проектируем счастливую семью. Семьеведение /Анатолий Некрасов, Наталия Гей-жан. - М.: Астрель, 2012. - 320 с.
12.Слюсаренко А. Мертвящие мысли Анатолия Некрасова / Священник Алексей Слюсаренко // Сайт Центра священномученика Иринея Лионского. - URL: http://iriney.ru/drugie/drugie-sektyi/ arxiv-soobshhenij-o-drugix-sektax/mertvyashhie-myisli-anatoliya-nekrasova.html
13.0 распространении деструктивного культа Анатолия Александровича Некрасова на территории Пермского края // Сайт Российской ассоциации центров изучения религий и сект. -URL:http://www.anticekta.ru/?p=1002 (дата обращения: 12.04.2016).
14.Воловикова М.И. О новой редакции программы курса "Этика и психология семейной жизни" // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 5. -С. 138-141.
15.Пермякова A.B., Сурикова Я.А. Методические материалы по элективному курсу для старшеклассников "Этика и психология семейной жизни" // Социосфера. - 2010. - № 3. - С. 122-127.
1б.Чистякова И.Г. Авторская образовательная программа "Семьеведение" // Психология. Истори-ко-критические обзоры и современные исследования. - 2014. - № 1-2. - С. 99-113. 17.Чеснова E.H. Методика преподавания дисциплины "Этика и психология семейной жизни" для студентов бакалавров в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - № 2 (14). - С. 136-143.
18.Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты, семья глазами православного психолога. - Самара : СамГАПС, 2006. - 399 с.
19.Морозова Е.А. Что важно знать до брака. - М.: Сибирская Благозвонница, 2015. - 120 с.
INTER A CTIVE FORMS OFINTERA CTION BETWEEN THE PRESCHOOL AND THE FAMIL YIN THE EDUCA TIONOF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Chupaha Irina Valentinovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Preschool and primary education,
E-mail: irina-ch upakha@rambler. ru
Shirvanyan Arevik Ernikovna, PhD of Pedagogical science, Senior Lecturer, Chair of General pedagogy and modern educational technologies, E-mail: [email protected]
Horoshilova Evdokia Petrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Preschool and primary education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article highlights the issues of interaction between the family and pre-school educational institutions through the use of interactive forms of work, organization of subject-subject interaction of participants of educational relations.
Keywords: collaboration; cooperation; family; family education; preschool, interactive forms.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УДК 373.29
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ВАК РФ 13.00.01 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ РА СТА
В статье освещаются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения через применение интерактивных форм работы, организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений.
Ключевые слова: взаимодействие; сотрудничество; семья; семейное воспитание; дошкольное учреждение; интерактивные формы.
Одной из приоритетных задач, стоящей перед дошкольным образованием в соответствии с Федеральным Законом РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования (ФГОС ДО), является взаимодействие с семьей как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время понятие "взаимодействие" в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как своеобразный процесс обмена информацией, энергией (А.Н. Аверьянов), как процесс совместной деятельности людей по выполнению общей задачи (В.Н. Панферов), каксубъект-объект-субъектное взаимодействие, где восприятие субъекта - участника деятельности - оказывается опосредованным его деятельностью (Е.А. Родионова), как одновременное участие многих людей в деятельности (Г.М. Андреева), как согласованная деятельность субъектов по достижению совместных целей и результатов при решении значимых для них проблем (Н.Ф. Радионова).
Суть процесса взаимодействия состоит в диалектическом единстве двух его компонентов, а именно - общения и деятельности,
© Чупаха И.В., 2016 © Ширванян A3., 2016 ©Хорошилова Е.П.,2016
ЧУПАХА Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Дошкольного и начального образования, [email protected]
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь