Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 1 (37), с. 121-125
121
УДК 316.614.5
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТАТАРСТАНА © 2015 г. Л.В. Карцева
Казанский государственный университет культуры и искусств lizolda@mail.ru
Поступила в редакцию 09.09.2014
Рассматривается проблема сохранения традиционных семейных ценностей в российском обществе, при этом в качестве ведущего социального института представляется институт образования, его среднее звено. Механизмом, способствующим сознательному освоению подростками и юношеством фамилистических ценностей, поведенческих стратегий и ролей в условиях меняющегося общества, представляется преподавание дисциплины «Семьеведение» старшеклассникам средних школ. Анализируется опыт Татарстана в экспериментальном продвижении данной дисциплины в образовательном пространстве региона.
Ключевые слова: брак, традиционная семья, образовательное пространство, семьеведение.
В сентябре 2014 г. российскими социологами-демографами и фамилистами был проведен Восьмой Всемирный конгресс семей, объединивший пять тысяч представителей движения в поддержку семьи из 80 стран мира, включая и Россию. Первый конгресс также был проведён именно в России (Москва, 1995 г.) по инициативе ведущего российского фамилиста и демографа профессора А.И. Антонова. Идея и первого, и всех последующих конгрессов такова: объединить сторонников традиционных семейных ценностей во всём мире, укрепить позиции естественной семьи, материнства и отцовства, защитить детей от абортов, наркотиков, пропаганды гомосексуализма, эвтаназии, всяческого насилия в семье и в обществе.
В числе событий подобного рода конгресс есть ещё одна попытка привлечь внимание широкой общественности, и более всего - мировой, не просто к проблеме сохранения здоровья и жизни ребёнка, отца, матери, но к проблеме будущего всей современной культуры, которая испытывает мощное воздействие стремительного и последовательно направляемого развития цивилизационных процессов. Главной мишенью современных западно-европейских и американских (США) стратегов формирования новой модели Будущего являются институты брака и семьи, действительная миссия которых состоит в поддержании стабильности общества, в воспроизводстве существующих социальных структур и процессов. Нанести сокрушительный удар по этим социальным институтам -значит приблизить день порабощения технической, технологической и информационной ци-
вилизацией Человека и превращения его в роботоподобное существо.
Речь идёт о фактическом захвате мира разумного и чувствующего, мира человеческого новой и разрушительной силой - приверженцами инновационных идей, превозносящих силу технологий, революционных открытий, научных прорывов. Массовый переход, например, к практике суррогатного материнства ставит под вопрос естественные способы человеческого появления на свет, что соответствует новой идеологии функционирования современного общества.
В арсенале социальных инноваторов в сфере брака и семьи множество стратегий. В их числе искусственное зачатие, искусственные роды, искусственное вскармливание, воспитание родного по закону ребёнка на деле не зачавшей и не родившей его матерью, помещение его в толерантную к вопросам пола среду с навязыванием полного тождества между гетеро- и гомо-сексуалами, трансвеститами и бисексуалами, раннее погружение в сферу сексуального воспитания и образования, создание асимметричной культурной среды с нивелированием ген-дерных различий между полами и многое другое.
Социализированному в здоровом обществе человеку в этой мешанине известного и малознакомого разобраться несложно. Однако трудно, а порой и невозможно расставить ценностные приоритеты человеку формирующемуся, за плечами которого опыт семейного воспитания вне детского образовательного учреждения либо в социально или психологически неблагополучной семье. К тому же существует и сильное
эмоциональное воздействие со стороны интернет-сайтов, современного телевидения, лишённого какой-либо нравственной основы, со стороны сверстников из неблагополучных семей.
Предупредить столь нежелательное развитие событий в границах российского общества, которое вопреки аномийному фамилистическому настоящему развитых стран мира сохраняет своё более или менее здоровое отношение к институтам брака и семьи, возможно только на пути системного воздействия на сознание и поведение детей, подростков и юношества. Данный постулат всё более полно осознаётся российской гуманитарной интеллигенцией, занятой в системе массового образования. Следствием данного процесса являются попытки ввести в образовательную практику средних школ новый предмет - семьеведение.
Семьеведение - дисциплина, в которую её разработчиками вкладывается особенное содержание. Оно далеко отстоит от «Этики и психологии семейной жизни», с которой знакомо поколение россиян старше 30 лет, обучавшееся в школе по учебникам с таким же названием. Тогда главным было рассмотреть внешнюю сторону супружеских взаимоотношений и психологически настроить супругов на предупреждение конфликтного поведения и преодоление разногласий в семье.
Собственно говоря, современное телевидение, представленное ведущими, в основе своей обучавшимися в школах 80-х гг. ХХ века, упорно делает акцент на психологических основах семейной жизнедеятельности, на психологии гендерных отношений. И данная категория российских граждан наивно полагает, что силой одной только мысли, аргументами и эмоциями можно разрешить конфликтные ситуации в браке и семье, вызываемые социальными (то есть не зависящими от них) причинами. Семейные, детские психологи мелькают на экранах практически всех телеканалов, объясняя одно и то же: что нужно сделать с собой, как изменить собственное поведение, чтобы выйти из затруднительного положения. При этом объективные обстоятельства семейной жизни совершенно игнорируются.
Социология же расставляет акценты иначе. Семья основывается на браке, и каков тип брака, такими будут и семейные обстоятельства, выстроенные на них семейные отношения. Семья при официальном браке и при неофициальном (сожительстве партнёров) имеет разную структуру, а следовательно, по-разному выполняет свои социальные функции. Семья проходит различные этапы, что накладывает особые
обязательства на её взрослых членов и меняет ситуацию в межпоколенных отношениях. Таким образом, в семьеведение, которое может быть обозначено и как «Основы семейной жизни», следует включать, прежде всего, информацию о социальной структуре и социальных функциях семьи, имея в виду и очерёдность этапов семейного функционирования. То же касается вопросов института брака.
В семьеведении важно показать, в чём состоят социальные основания брака и семьи, а это вопросы прежде всего юридического и экономического характера.
Ещё одна сфера новой дисциплины - репродуктивный потенциал семьи, отражающий демографические процессы в обществе, что придаёт семейной ситуации глобальный характер.
Кроме того, для усвоения начал семьеведе-ния значимо понимание специфики гендерных отношений в семье до её образования и во время функционирования семьи, а также современного семейного духовного состояния, воспроизводства ментальных основ семейной жизни, которые сопряжены в немалой степени с её этноконфессиональными сторонами.
Такова концепция современного курса, анализирующего самые разные стороны брачно-семейных отношений, и она носит преимущественно социологический характер. Однако контингент обучаемых - старшеклассники средних школ - далеко не студенты. Чтобы не просто передать им новые знания о том, что для них известно фактически с рождения, но эти знания систематизировать и в известной степени идеологизировать, необходимо овладеть целой системой методических приёмов. И здесь существенную роль играют такие науки, как педагогика и психология. Однако обойтись в преподавании основ семейной жизни исключительно психолого-педагогическими знаниями и умениями в XXI веке совершенно невозможно.
Данную закономерность увидели и реализовали в своём школьном курсе «Семьеведение» работники Пензенского института развития образования при Министерстве образования Пензенской области. Вот уже 18 лет они внедряют данный предмет не только в школьное, но и в дошкольное образование. Данный процесс можно назвать уже образовательной практикой и стратегией. Очертания её таковы.
В возрасте от 2 до 11 лет с детьми проигрываются, а затем и обсуждаются вопросы состава семьи, семейной родословной, семейного бюджета и семейного досуга, семейного здоровья и семейных традиций, семейных будней и семейных праздников. Уже в школе, к 4 классу, ребё-
нок дорастает до понимания незаменимости семьи для человека, семейной памяти и преемственности семейных поколений, особенностей уклада жизни семьи.
5 лет обучения (при единственном занятии в месяц) семейная тематика фактически не уходит из плана работы дошкольного учреждения и 4 года - из расписания школьных занятий. При этом, как сообщают сами организаторы дисциплины, все детские дошкольные учреждения и около половины школ Пензенской области выбрали для себя такую модель подготовки детей, подростков и юношества к семейной жизни.
Как показала практика, вторым российским регионом, где в образовательное пространство внедрено семьеведение, стала Республика Татарстан. Однако здесь данный процесс представляет собой социальный эксперимент, будущее которого далеко не однозначно.
Инициатором инновации стали не представители системы образования, а общественная организация - Татарстанское региональное отделение созданного в 2004 г. при Российском государственном социальном университете (г. Москва) Национального общественного комитета «Российская семья». В числе учредителей ТРО НОК «Российская семья» в Татарстане в основном преподаватели казанских высших учебных заведений, профессионально занимающиеся вопросами функционирования институтов брака и семьи. С 2012 г. с разрешения руководителей министерства образования и науки в республике начат эксперимент по обучению десятиклассников семьеведению, автором проекта которого стала председатель организации Л.В. Карцева - доктор и профессор социологии.
Заметим: министерство образования РТ было вовлечено в эксперимент, предложенный общественной фамилистической организацией, целью которой является защита и укрепление традиционной семьи, с подачи влиятельной структуры - прогосударственной, а именно аппарата Уполномоченного по правам человека в РТ. Омбудсмен, С.Х. Сабурская - активный, неравнодушный человек, кандидат философских наук, жена, мать двоих детей, поддержала фамилистов и взяла на себя работу по продвижению курса в образовательное пространство республики. Каждый шаг, связанный со взаимодействием преподавателей от ТРО НОК «Российская семья» с работниками министерства образования, давался с большим трудом и требовал немалого времени и с её стороны как куратора проекта, и со стороны его организаторов. В процессе работы к тандему НОК «Российская семья» - Уполномоченный по правам
человека в РТ присоединилось Управление ЗАГС Татарстана в лице его первого руководителя Э.А. Зариповой. Тогда вопрос был вынесен на государственный уровень - вплоть до президента республики.
Параллельно по инициативе С.Х. Сабурской непосредственно в помещении аппарата Уполномоченного по правам человека в РТ с сентября 2012 г. «троноковцы» стали проводить ежемесячные занятия для молодожёнов и тех, кто только подал заявление в ЗАГС. Курс назвали -по аналогии с уже имеющейся программой по основам правового воспитания - «Основы семейной жизни». Здесь и сработал союз с Управлением ЗАГС РТ. Молодых супругов (настоящих и будущих, мало заинтересованных в каком-либо обучении и просвещении, если называть вещи своими именами) работники ЗАГСа буквально уговаривали прийти в субботу на непродолжительное занятие с высококвалифицированным специалистом (социологом, юристом, медиком, психологом), чтобы поговорить о животрепещущих вопросах брачной и семейной жизни. Эффект был достигнут: посетившие занятия были удовлетворены полученными новыми знаниями, ответами на свои личные и семейные вопросы. Однако повторно уже не приходили - каждую тему приходилось обсуждать с новыми людьми. Системы в обучении молодёжи семьеведению не получилось.
Школа продемонстрировала иные стандарты деятельности. Русско-татарская средняя школа № 129 и гимназия № 93 г. Казани с интересом отнеслись к инновации, создали все условия для преподавателей, их общения со старшеклассниками. Так начался первый этап эксперимента -обучение 56 десятиклассников семьеведению. Предварительный опрос школьников показал: юношество не имеет ни малейших представлений о специфике семейной жизни, родительский опыт одобряет довольно редко, однако собственную родительскую семью считает счастливой, как и большинство окружающих семей. Обученные психологами в школе и по телевидению юноши и девушки утверждали, что для семейного благополучия нужны лишь любовь и взаимоуважение.
Еженедельные занятия объёмом в два урока длились две четверти (с сентября по декабрь) и завершились предновогодней сдачей зачёта по дисциплине в форме коллоквиума, а если точнее, то интервью ведущего преподавателя с каждым обучаемым по всем вопросам курса. Затем было торжественное вручение именных сертификатов каждому выпускнику курсов от ТРО НОК «Российская семья» и Казанского
государственного университета культуры и искусств - базового учреждения, утвердившего учебные планы подготовки как учащихся, так и, позднее, педагогов по курсу «Семьеведение».
Благодаря С.Х. Сабурской в январе-феврале 2013 г. был пройден и второй этап эксперимента: министр образования и науки РТ и заместитель премьер-министра РТ Э.Н. Фаттахов принял решение о продолжении эксперимента, предписал провести обучающие курсы на базе Казанского государственного университета культуры и искусств в апреле 2013 г. Так у организаторов проекта «Семьеведение» сложился партнёрский союз и с государственным учреждением высшего профессионального образования. Началась работа по привлечению обучаемых со всей республики и из Казани.
Информация из министерства образования и науки РТ поступила во все районные муниципальные образования, а оттуда запросы и заявки шли непосредственно Л.В. Карцевой как организатору курсов и их прямому куратору. В апреле 2012 г. 56 человек из 19 районов республики и всех районов г. Казани получили свидетельства о переподготовке в объёме 72 часов. В сентябре 2013 г. они приступили к преподаванию семьеведения в тех учебных заведениях, откуда были посланы.
Путём трёхсторонних переговоров Каз-ГУКИ, Аппарата Уполномоченного по правам человека РТ и министерства образования и науки РТ удалось достичь соглашения о проведении членами ТРО НОК «Российская семья» ещё двух учебных курсов — в сентябре и декабре 2013 г. По уже отработанной схеме в университет культуры приехали для обучения сначала 76 человек (педагоги, психологи, социальные педагоги, руководители школ и муниципальных районных отделов образования), а затем ещё 33 человека. Таким образом, свыше 160 человек из районов Татарстана в 2013 г. получили сертификаты, позволяющие им вести образовательную деятельность в средних учебных заведениях.
Отзывы обученных на курсах были самые положительные. Приведем один из них, от учителя технологии и изобразительного искусства одного из сельских поселений: «Курс необходим не только подрастающему поколению, но и молодым родителям. Спасибо нашим лекторам, преподавателям. Много взяла для себя, увидела некоторые свои ошибки в отношениях в семье. Считаю, что нужно вводить этот курс в школах как самый необходимый, пока еще не поздно!». Как оказалось, не только подростки и юношество слабо ориентируются в современных се-
мейных реалиях, не представляют себе, чем отличается гражданский брак от церковного, в чём опасность гомосексуальных браков, каковы социальные функции семьи, что такое домохозяйство и чем полезен брачный договор.
Школьные педагоги сообщили о своей неуверенности в двух основных темах: гендерные отношения в семье и альтернативные формы брака, с одной стороны, и религиозные аспекты семейных отношений (что особенно остро обсуждается в исламизирующемся Татарстане) — с другой.
Есть сомнения в темах «Семья в повторном браке», «Неполная семья», а также «Сексуальные отношения в семье». Последняя тема вызывает наибольшее количество дискуссий, поскольку именно российские педагоги сталкиваются с явным противоречием: родительская общественность по-прежнему не готова говорить с детьми на темы секса и возражает против их открытого обсуждения в школе, педагогические коллективы настроены так же - обходить острые углы стороной; дети же проводят собственную линию поведения.
Так, ученица 16 лет из гимназии в крупном городе сообщает своему педагогу в подписанной анкете о том, что у неё есть «муж», они планируют вступить в официальный брак по достижении 18 лет и просят взрослых по возможности не вмешиваться в их жизнь. Психолог из школы в малом городе говорит о факте повторной беременности своей 15-летней ученицы, а её коллега из другого районного центра пытается разобраться в ситуации с фактом сексуального насилия мальчиков из средней школы над мальчиком из начальной. Семьи, где происходят данные события, в основе своей неблагополучные, и таковых становится всё больше и больше. Поэтому ответственность, лежащая на учителях, родителях и обществе в целом, становится всё более зримой и тяжёлой.
Таким образом, нужно не только учить самих педагогов семьеведению, но и помогать им в работе, хотя бы в первые годы освоения новой для них дисциплины. И здесь должен начаться ещё один этап эксперимента - третий, этап массового продвижения семьеведения в образовательное пространство.
Вместе с тем будущее начатого в 2012 г. эксперимента не является прогнозируемым. Инициатива по обучению школьных педагогов семьеведению и по курированию процесса их преподавательской деятельности со старшеклассниками в начале 2014 г. передана приказом министра образования РТ из рук специалистов ТРО НОК «Российская семья» в Институт
развития образования (ИРО) при министерстве образования и науки Татарстана. Ситуация сложилась критическая. Накопление знаний по новому направлению потребует от работников ИРО немалого времени, и новые обучающие курсы пока не планируются. В данный момент работу республиканских школ в рамках проводимого эксперимента никто не курирует. Средства, выделенные министерством на обучение более чем 160 педагогов семьеведению, фактически не осваиваются. Преподавание десятиклассникам семьеведения в объёме 35 часов в год поддерживается далеко не всеми
администрациями школ. Педагоги ведут семь-еведение не как учебную дисциплину, а как внеклассную воспитательную работу, и то не во всех районах и школах, где есть обученные кадры.
Необходимо, чтобы руководители системы образования ответственно и заинтересованно подошли к вопросу преподавания семьеведения ради осознания и сохранения традиционных семейных ценностей молодёжью, которая первые шаги по жизни делает в образовательном учреждении - детском дошкольном, а затем и в школе.
FAMILY STUDIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF TATARSTAN
L. V. Kartseva
In this article the author examines the problem of preserving traditional family values in Russian society. The social institution that plays the leading role in this respect is general education. In the author's opinion, teaching family values to high school students becomes a mechanism that helps teenagers to consciously adopt those values as well as certain behavioral strategies and roles in a changing society. The experience of Tatarstan in developing an experimental subject called "Family Studies" in the educational environment of the region is analyzed.
Keywords: marriage, traditional family, educational environment, family studies.