Научная статья на тему 'Ориентиры государственной семейной политики в контексте стратегии развития и расширения платформы государственной культурной политики'

Ориентиры государственной семейной политики в контексте стратегии развития и расширения платформы государственной культурной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
499
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STATE FAMILY POLICY / STATE CULTURAL POLICY / STATE DEMOGRAPHIC POLICY / FAMILY INSTITUTION / CIVILIZATION CODE / TRADITIONAL VALUES / CULTURAL ENLIGHTENMENT / FAMILY-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стеценко Владимир Вадимович, Мюрищенко Наталья Владимировна

В статье выдвинут тезис о взаимовлиянии и интеграции государственной семейной и культурной политики в контексте разработки инструментария развития общества и государства, гармонизации межпоколенческих связей, укрепления и обогащения ценностного ядра национальной культуры. В рамках статьи изучены перспективные направления государственной семейной и культурной политики, проанализированы результаты исследования фамилистической позиции молодежи. Авторами сделан вывод о необходимости углубления взаимодействий государства и общества в рамках укрепления института семьи, высказано предположение о целесообразности введения семейно ориентированных дисциплин. • Результаты проведенного мониторинга семейно ориентированной позиции свидетельствуют о сформированности аксиологического поля и мировоззренческой матрицы у представителей студенческой молодежи. • Обеспечение эффективности взаимодействия культурной и семейной политики не представляется возможным без расширения сотрудничества государственных органов, общественных институтов и бизнеса. • В качестве примера объединения культурного компонента и семейно ориентированного контента представлен опыт просветительской деятельности, осуществляемой на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). • Процесс культурного просветительства должен реализовываться с использованием консенсусных технологий, толерантных диалоговых форм взаимодействия, соответствующих актуальной нормативноправовой базе и запросам социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Landmarks of the State Family Policy in the Context of the Strategy for the Development and Expansion of the Platform of the State Cultural Policy

The article puts forward the thesis on the mutual influence and integration of the state family and cultural policy in the context of developing tools for the development of society and the state, harmonizing intergenerational ties, strengthening and enriching the value core of the national culture. Within the framework of the article, prospective directions of state family and cultural policy were studied; the results of the study of the familial position of young people were analyzed. The authors concluded that it is necessary to deepen interactions between the state and society in the framework of strengthening the family institution, and suggested that it would be expedient to introduce family-oriented disciplines. • The results of the monitoring of the family-oriented position indicate the formation of the axiological field and ideological matrix among the students. • Ensuring the effectiveness of the interaction of cultural and family policies is not possible without increased cooperation of government agencies, public institutions and business. • The experience of educational activities carried out on the basis of the Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics (RINH) is presented as an example of combining the cultural component and family-oriented content. • The process of cultural enlightenment should be implemented using consensus technologies, tolerant dialogue forms of interaction, relevant to the current regulatory framework and the needs of society.

Текст научной работы на тему «Ориентиры государственной семейной политики в контексте стратегии развития и расширения платформы государственной культурной политики»

УДК 316.7; 316.4

DOI 10.23683/2227-8656.2019.1.17

ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И РАСШИРЕНИЯ ПЛАТФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Стеценко Владимир Вадимович

Преподаватель, кафедра отраслевых

юридических дисциплин,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова

(филиал) Ростовского государственного

экономического университета (РИНХ),

г. Таганрог, Россия,

e-mail: vstetsenkov 1992@gmail. com

Мюрищенко Наталья Владимировна

Глава администрации Куйбышевского района Ростовской области, г. Таганрог, Россия, e-mail: [email protected]

В статье выдвинут тезис о взаимовлиянии и интеграции государственной семейной и культурной политики в контексте разработки инструментария развития общества и государства, гармонизации межпоколен-ческих связей, укрепления и обогащения ценностного ядра национальной культуры.

THE LANDMARKS OF THE STATE FAMILY POLICY IN THE CONTEXT

OF THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT AND EXPANSION OF THE PLATFORM OF THE STATE CULTURAL POLICY

Vladimir V. Stetsenko

Lecturer,

Department of Sectoral Legal Disciplines, Chekhov Taganrog Institute (branch) of the Rostov State Economic University, Taganrog, Russia, e-mail: [email protected]

Natalya V. Myurishchenko

Head

of the Administration of the Kuibyshev District, Rostov region, Taganrog, Russia, e-mail: [email protected]

The article puts forward the thesis on the mutual influence and integration of the state family and cultural policy in the context of developing tools for the development of society and the state, harmonizing intergenerational ties, strengthening and enriching the value core of the national culture. Within the framework of

В рамках статьи изучены перспективные направления государственной семейной и культурной политики, проанализированы результаты исследования фамилистической позиции молодежи. Авторами сделан вывод о необходимости углубления взаимодействий государства и общества в рамках укрепления института семьи, высказано предположение о целесообразности введения семейно ориентированных дисциплин.

• Результаты проведенного мониторинга семейно ориентированной позиции свидетельствуют о сформированности аксиологического поля и мировоззренческой матрицы у представителей студенческой молодежи.

• Обеспечение эффективности взаимодействия культурной и семейной политики не представляется возможным без расширения сотрудничества государственных органов, общественных институтов и бизнеса.

• В качестве примера объединения культурного компонента и семейно ориентированного контента представлен опыт просветительской деятельности, осуществляемой на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

• Процесс культурного просветительства должен реализовываться с использованием консенсусных технологий, толерантных диалоговых форм взаимодействия, соответствующих актуальной нормативно-правовой базе и запросам социума.

Ключевые слова: государственная семейная политика; государственная культурная политика; государственная демографическая политика; институт семьи; цивилиза-ционный код; традиционные ценности; культурное просветительство; семейно ориентированное образование.

the article, prospective directions of state family and cultural policy were studied; the results of the study of the familial position of young people were analyzed. The authors concluded that it is necessary to deepen interactions between the state and society in the framework of strengthening the family institution, and suggested that it would be expedient to introduce family-oriented disciplines.

• The results of the monitoring of the family-oriented position indicate the formation of the axiological field and ideological matrix among the students.

• Ensuring the effectiveness of the interaction of cultural and family policies is not possible without increased cooperation of government agencies, public institutions and business.

• The experience of educational activities carried out on the basis of the Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics (RINH) is presented as an example of combining the cultural component and family-oriented content.

• The process of cultural enlightenment should be implemented using consensus technologies, tolerant dialogue forms of interaction, relevant to the current regulatory framework and the needs of society.

Keywords: state family policy; state cultural policy; state demographic policy; family institution; civilization code; traditional values; cultural enlightenment; family-oriented education.

Введение

Вопросы обеспечения национальной безопасности в контексте устойчивого развития российского общества требуют качественного повышения эффективности государственной социальной политики в

семейной сфере. Современные исследования семейной политики ориентированы на гендерологию, политическую социализацию, национальную безопасность (С.Г. Айвазова, А.Г. Вишневский, А.В. Возжен-ников, О.М. Здравосмыслова, Г.И. Климантова, О.Ю. Посухова, Ж.В. Чернова, В.Е. Хвощев, Е.Р. Ярская-Смирнова).

Культура и культурная политика, рассматриваемые в контексте содержательных основ развития семейной политики, призваны обеспечить смысловое наполнение стратегических ориентиров и практических механизмов продуктивной реализации семейной политики в конструировании инструментария развития общества и государства в направлении повышения качества жизни населения, гармонизации межпоколенческих связей, укрепления и обогащения ценностного ядра национальной культуры как фундамента развития феномена национально-культурной идентичности. Концептуальная проработка позиционируемого подхода взаимовлияния и интеграции культурной и семейной политики предполагает осмысление резервов в культурной сфере, рефлексию внешних вызовов и внутренних угроз устойчивости культуры как цивилизационному коду, сопряженному с размыванием традиционных ценностей и культурных норм, массовизацией и праг-матизацией культуры (Голобородько, 2016).

Теоретические основы

Очевидной становится необходимость политологического исследования семейной политики в России с учетом культурного императива как важного ресурсного условия обеспечения национальной безопасности.

В социокультурной сфере современного российского общества наблюдается ряд негативных тенденций, среди которых разрушение традиционных социальных практик, размывание устоявшихся институциональных связей, разрыв преемственности между поколениями. Следствием проблем в ценностно-мировоззренческой сфере являются низкий уровень патриотизма, увлечение чуждыми псевдоценностями и деструктивными идеями. Кризисные проявления в современном социуме связываются с отсутствием устоявшихся институтов культурно-исторического просветительства населения, которые должны быть ориентированы на трансляцию традиционных российских ценностей, воспитание в духе патриотизма в контексте ценностно-смыслового ландшафта национально-культурной и гражданско-правовой идентичности.

Культурный потенциал России, бесспорно, уникален, и актуальная задача государства и общества в контексте разработки, в частности, технологической платформы усиления гуманитарного влияния и укрепления российской «мягкой силы», с одной стороны, создать условия для развития культуры как самоценности, а с другой - активизировать возможности использования культурной составляющей для усиления семейной политики.

Как мы знаем, значение государственной семейной политики проявляется в укреплении геополитического статуса государства, сдерживании демографической экспансии стран-конкурентов и повышении качества жизни россиян. В каждый из представленных аспектов может быть вплетена культурная составляющая, направленная на повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм. Отметим, что в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года определены пути реализации поставленных задач: через возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, социального престижа многодетности, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания; преподавание в школе основ семейной культуры; популяризацию внутреннего познавательного и паломнического семейного туризма; стимулирование и популяризацию изучения истории семьи и рода, в том числе путем исследования архивных документов; создание стимулов для семейного творчества и досуга (Стратегия государственной культурной политики ... , 2016).

Обратимся к нормативно-правовым документам, регламентирующим государственную семейную политику на федеральном и региональном уровнях.

Фундаментальные принципы государственной политики в сфере семьи манифестируются Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимость разработки которой обусловлена социально-экономическими и демографическими задачами. В соответствии с указанным документом государственная семейная политика - это целостная система принципов, задач и приоритетных мер, нацеленных на поддержку, защиту и укрепление института семьи как основополагающей ценности россий-

ского общества, сбережение традиционных семейных идеалов и образцов, повышение авторитета и статуса семьи в общественной жизни, профилактику семейных конфликтов, улучшение качества жизни семей (Концепция государственной семейной политики ... , 2014).

В концепции отмечается, что для абсолютного большинства россиян семья является главной жизненной ценностью, поэтому для укрепления института семьи важно привлекать к активному участию и тесному сотрудничеству органы государственной власти, общественные организации, религиозные объединения.

Сфера семейной политики имеет еще немало проблемных вопросов, как указывается в концепции, особенно социально-экономического характера, которые требуют материальной поддержки со стороны государства. Механизмы экономической поддержки будут эффективны лишь тогда, когда в обществе будет сформирован приоритет ценностей семейственности и нравственности, обеспечены поддержка и укрепление института семьи.

Среди приоритетных направлений семейной политики, представленных в концепции, выделяются утверждение и сохранение ценностных идеалов семейного бытия, возрождение и сбережение духовно-нравственных традиций семейной жизни и воспитания, формирование условий для семейного благополучия и стабильности института семьи (Концепция государственной семейной политики ... , 2014).

Концепция демографической политики Ростовской области до 2025 года, которая является основополагающим документом в сфере семейной политики на региональном уровне, выделяет следующие ключевые направления деятельности: рост продолжительности жизни, сокращение смертности, увеличение рождаемости, контроль внутренней и внешней миграции, сбережение и укрепление здоровья граждан, улучшение на базе этого демографической обстановки (Концепция демографической политики ... , 2010).

Основными целями концепции являются обеспечение стабильного роста населения, а также повышение качества и продолжительности жизни через сокращение смертности всех категорий населения, сохранение здоровья граждан, продление периода активной жизни, обеспечение мотивации для следования здоровому образу жизни, повышение уровня рождаемости, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями региона.

Среди задач, манифестируемых концепцией, особого внимания в рамках нашего исследования заслуживают укрепление института семьи, восстановление и защита духовно-нравственных ценностей и тра-

диций, для реализации которых предполагаются следующие направления деятельности:

• обеспечение психологической и педагогической поддержки и сопровождения семей, профилактика семейных конфликтов и реабилитация неблагополучных семей;

• трансляция ценностей многодетности, а также семей с усыновленными детьми в целях усиления позитивного облика традиционной многодетной семьи;

• осуществление мер по снижению числа прерываний беременности;

• усиление ответственности родителей за обеспечение достойного уровня жизни и воспитание ребенка (Концепция демографической политики ... , 2010).

Реализация основных направлений демографической политики, представленных в концепции, предполагает активное взаимодействие государственных органов и общественных организаций, совершенствование законодательства, а также проведение научных исследований и мониторинга, касающихся состояния института семьи и демографии на региональном уровне.

Результаты

Для изучения позиции молодежи по отношению к институту семьи, традиционным семейным ценностям, государственной семейной политике, введению семейно ориентированных дисциплин нами проведено социологическое исследование на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» (2018 г.). В качестве метода научного исследования избрано смешанное анкетирование полузакрытого вида в соответствии с поставленными целями и задачами. Совокупность выборки составляет 110 человек.

Объект исследования - студенческая молодежь.

Предмет исследования - фамилистическая позиция молодёжи.

Цель исследования - выяснить, как позиционирует себя современная молодежь относительно института семьи, разделяет ли традиционные ценности, осведомлена ли о государственной семейной политике.

Задачи исследования:

1. Определить, как воспринимают представители студенческой молодежи институт семьи, в чем видят его ценность и смысл.

2. Установить, какие репродуктивные намерения преобладают у молодых людей, а также их отношение к демографической ситуации.

3. Выявить осведомленность респондентов о государственной семейной политике, а также оценку предпринимаемых мер.

4. Определить целесообразность введения семейно ориентированных дисциплин как перспективного направления по формированию фамилистической культуры молодежи.

Исходя из задач исследования, в анкете представлены следующие тематические блоки вопросов: «Семейные отношения», «Демография», «Семейная политика».

Рассмотрим результаты тематического блока «Семейные отношения».

Большинство молодых людей (56 %) представляют наличие детей и их воспитание в качестве основы семьи как социального института, что может быть обусловлено преобладанием в российском обществе традиций семейной жизни. Часть опрошенных (23 %) видят смысл семейной жизни как спасение от одиночества, что связано с негативными социально-экономическими явлениями в социуме, которые легче преодолевают люди, наделенные семейными связями. Некоторые респонденты (15 %) считают, что семейная жизнь может грозить потерей личной свободы и индивидуальности, такой результат свидетельствует о наличии потребительских установок у части молодежи, а также о недостатке жизненного опыта и психологической незрелости. У представителей современной студенческой молодежи сформирована аксиологическая матрица в семейной сфере, о чем свидетельствуют результаты ответов на вопрос об основополагающих принципах сферы семьи. Участники опроса выделили духовно-нравственный (25 %) и гуманистический аспекты (28) семейной жизни, а также стремление к счастью (30 %) и воплощение привязанности (16 %). На вопрос «Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?» утвердительно ответили 42 % участников опроса, 29 % выбрали вариант «скорее да, чем нет». При этом 13 % опрошенных ответили отрицательно, а 16 % затруднялись с ответом. Исходя из полученных результатов, большинство участников опроса воспринимают родительскую семью в качестве образца для дальнейшей семейной жизни, при этом для части респондентов, имеющих негативный опыт со стороны родительских отношений, целесообразно принятие мер по передаче и трансляции опыта и ценностей семейной культуры.

Рассмотрим вопросы, связанные с тематическим блоком «Демография». На вопрос о причинах распространенности малодетной репродуктивной модели большинство респондентов отметили такие факторы, как сложное финансовое положение (49 %) и психологическая

неуверенность в завтрашнем дне (12 %). Можно сделать вывод о том, что, по мнению представителей молодежной среды, негативная социально-экономическая обстановка препятствует улучшению демографической ситуации. С данным тезисом коррелируют ответы на вопрос о мерах, которые, по мнению молодых людей, должны эффективно стимулировать рождаемость. Большинство респондентов (67 %) считают, что в первую очередь должны создаваться соответствующие социально-экономические условия, 24 % опрошенных выделяют продвижение семейных ценностей в качестве приоритетных мер. По нашему мнению, роль экономических факторов в высокой рождаемости несколько переоценена. В качестве примера: экономически развитые западные государства страдают от демографического спада, тогда как традиционные семейно ориентированные народы Азии, Африки демонстрируют рекордную рождаемость. Примечателен тот факт, что на вопрос о репродуктивных намерениях 53 % опрошенных ответили, что хотели бы иметь двух и более детей, 39 - одного ребенка, лишь 7 % - ни одного. Это свидетельствует о том, что у большинства молодых людей сформировалось понимание важности и необходимости создания семьи и продления рода как незаменимого элемента индивидуального развития и функционирования социума.

Итоговый блок вопросов анкеты связан с вопросами семейной политики. На вопрос «Какие направления государственной политики будут способствовать формированию семейной культуры?» участники анкетирования ответили следующим образом: предоставление социальной защиты и материальной поддержки (60 %), стимулирование ориентации молодых семей на многодетность (19), трансляция семейных ценностей в молодежной среде (17 %). Такие результаты опроса свидетельствуют о том, что большая часть молодых людей в первую очередь озабочены проблемами социально-экономического устройства и благополучия. Анализ результатов анкетирования позволил выделить основные аспекты брачно-семейной культуры, по мнению студенческой молодежи. Участники анкетирования отметили как наиболее важные такие концепты, как супружеская верность (52 %), единобрачие (21). Часть респондентов выделили такие категории, как общественное одобрение брака (18 %), престиж семьи (9). По поводу вопроса, связанного с введением семейно ориентированных дисциплин в качестве обязательных, мнение участников анкетирования разделилось следующим образом: 50 % опрошенных считают, что введение таких дисциплин необходимо; 31 - не поддерживают подобную инициативу; 26 % затрудняются с ответом. Результаты анкетирования позволяют

сделать предположение о том, что значительная часть респондентов понимают необходимость осознанной подготовки молодежи к семейной жизни, при этом для большинства молодых людей требуется разъяснительная работа, направленная на формирование ценностей фами-листической культуры и важности передачи семейного опыта. По нашему мнению, у студенческой молодежи сформированы поле и мировоззренческая матрица, о чем свидетельствуют результаты проведенного анкетирования.

Данные нашего мониторинга коррелируют с результатами, представленными общественным деятелем доктором педагогических наук, профессором А.А. Реаном в статье «Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям». Подчеркивая, что семья представляет собой особый социальный организм, особую реальность, элементы которой, взаимодействуя, влияют друг на друга, автор обращает внимание на кризисное состояние института семьи и объясняет его ослаблением морально-нравственного императива, предписывающего определенные нормы и традиции семейного бытия, отсутствием готовности молодых людей к семейной жизни. Кроме того, автор подчеркивает, что существует ложное и нередко агрессивно навязываемое мнение о том, что институт семьи не имеет будущего и представляет собой анахронизм.

Согласимся с утверждением А.А. Реана о необходимости подготовки молодежи к созданию семьи через обучение основам семейной жизни, передачу семейных ценностей, образцов и традиций. Большинство молодежи видит источник знаний о семейной жизни и ее ценностях в самом институте семьи, в котором человек развивается и социализируется. Именно традиционный семейный уклад, содержащиеся в нем ценности, социальные установки и ролевые модели позиционируются в качестве образца будущей семейной жизни (Реан, 2016).

Как отмечает автор, институт семьи, ролевые модели отца, матери и ребенка являются ключевыми компонентами самоидентификации личности, как подтверждают результаты социологических исследований: семья занимает приоритетную позицию в системе жизненных ценностей молодых людей, наличие семьи является обязательным условием личного счастья. Заставляет задуматься тот факт, что по результатам опроса многие молодые люди не видят свою родительскую семью в качестве ориентира семейной жизни. Преодолеть подобные негативные установки, по мнению А.А. Реана, возможно путем организации психолого-педагогической работы с родителями и семьями в целом.

Автор акцентирует внимание на роли матери и отца в социализации личности и преодолении сложных жизненных ситуаций, подчеркивая, что у молодых людей, для которых характерно негативное отношение к матери, преобладают проявления феномена тотального негативизма к социуму, а также нарушается благополучное развитие личности. Негативные тенденции снижения роли отца в сфере семейного воспитания обусловлены, по мнению А.А. Реана, его высокой трудовой занятостью. Автор приветствует рост числа общественных инициатив, направленных на восстановление роли отцовства.

Заслуживает внимания позиция А.А. Реана по включению учебной дисциплины семейной тематики в систему целенаправленной подготовки к семейной жизни в условиях образовательных организаций, так как современная семья не в полной мере справляется с задачами социализации молодежи. Поддерживая позицию автора, отметим, что в рамках изучения этой дисциплины важно сконцентрировать внимание на готовности молодежи к родительству как семейно-родовой, психологической и социальной установке, воспринятой и усвоенной человеком (Реан, 2017).

По мнению председателя попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Н.В. Якуниной, государственная политика не может обеспечить в полной мере решение проблем сферы семейных отношений без поддержки общества. При этом морально -нравственная обстановка в обществе, а также окружающая информационная среда могут влиять на популяризацию семейного образа жизни в большей степени, чем меры материальной поддержки.

Согласимся с Н.В. Якуниной в том, что многовековые традиции семейной жизни и воспитания являются незыблемыми основами российского бытия, которые в любых исторических обстоятельствах следует оберегать и обеспечивать их деятельное воплощение. В настоящее время институт семьи уязвим и нуждается в поддержке со стороны государства и социума.

Семья - это непреходящая ценность, главный жизненный приоритет большинства россиян, утверждает Н.В. Якунина, при этом особо выделяя такие формы реализации семейной политики, как юридические практики, нацеленные на преодоление семейных конфликтов и сохранение брака, а также семейно ориентированные проекты, осуществляемые компаниями в контексте программ корпоративной социальной ответственности. Н.В. Якунина говорит об обсуждаемом в рамках форума «Святость материнства» перспективном направлении семейной политики - технологии медиации, которая может стать эффек-

тивным методом профилактики семейных конфликтов и их досудебного урегулирования (Якунина, 2018).

Среди проблем, стоящих перед российским обществом в сфере демографии и семейной политики, Н.В. Якунина выделяет сокращение числа работоспособного населения, рост количества репродуктивных потерь от искусственного прерывания беременности, ориентированность на малодетность среди молодых семей. Н.В. Якунина считает, что для преодоления этих негативных тенденций необходимы духовно-нравственная и психолого-педагогическая поддержка молодых семей, а также сотрудничество государства и общества в трансляции семейных ценностей и установки на семейное поведение.

Н.В. Якунина отметила, что, учитывая современное бедственное состояние института семьи, необходимо подготовить молодежь к успешной и гармоничной семейной жизни, в связи с этим актуальным становится включение в образовательные программы всех уровней учебной дисциплины «Семьеведение», при этом общественный деятель подчеркнула, что забота о семье не должна рассматриваться исключительно как инструмент решения проблем демографии (Якунина, 2016).

Обратим внимание на то, что в настоящее время ведется системная работа на федеральном уровне по объединению усилий государства и общества, направленных на укрепление института семьи. Проблематика осуществления семейной политики и воспитания рассматривается в рамках Всероссийской программы «Святость материнства». Форумы, проводимые в рамках этой программы, затрагивают вопросы обеспечения психолого-педагогической помощи молодым семьям, развития проектов, ориентированных на поддержку института семьи, волонтерских программ молодежи. В работе форума принимают участие представители государственных органов, Русской православной церкви, общественных организаций и деятели науки, культуры и искусства.

Всероссийский форум «Ответственное отцовство» призван привлечь общественное внимание к институту отцовства в современной семье, рассмотреть возможные пути воспитания ответственного отцовства, вынести на обсуждение актуальные вопросы семейной политики, выявить основные проблемы в этой сфере и пути их решения.

Всероссийский родительский форум «Защита и поддержка семьи -основа государственной семейной политики России», проводимый при участии крупнейших российских общественных объединений, направлен на обсуждение вопросов сохранения традиционных семейных ценностей и недопущения неблагоприятного влияния западных форм

воспитания и образования в российских семьях и образовательных организациях, а также обеспечения семейной политики на основе приоритета национальных интересов России и её традиционных духовно-нравственных ценностей. Наряду с перечисленными выше общественными форумами следует отметить и другие события, направленные на консолидацию гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм, таких как «Бессмертный полк», акция «Георгиевская ленточка», мультимедийный проект «Россия - моя история».

Обеспечение взаимодействия культурной и семейной политики невозможно без активного сотрудничества органов государственной власти, общественных институтов и бизнеса. Региональный фактор становится одним из определяющих в реализации семейной политики, что связано с возрастанием роли человеческого ресурса в системе современной организации социума, который все в большей мере будет представлять собой ассоциации самостоятельных, самоуправляющихся подсистем (региональные, трудовые, семейные, профессиональные, творческие, политические и т.п.). Примерами такого сотрудничества на региональном уровне являются Международный фестиваль «Оборона Таганрога 1855», историко-патриотический проект для обучающихся школ, колледжей, вузов «Русские не сдают своих городов», в ходе организации и проведения которого были объединены усилия и ресурсы министерства экономического развития Ростовской области, администрации города Таганрога, городской думы, общественных и религиозных организаций. Международный фестиваль организован с целью сохранения исторической памяти о героическом прошлом города Таганрога и проводился в формате экскурсий по местам Крымской войны, библиотечных и музейных выставок, интерактивных костюмированных уроков и лекций, реконструкции исторических событий того периода. В мероприятия были вовлечены представители различных социальных и возрастных групп города.

Семейная политика региона выступает частью целостной системы государственной семейной политики, причем она приобретает адресный характер, отвечая нуждам и запросам населения конкретной территории. На формирование политики в отношении семьи, характер и выбор приоритетов значительно влияют административно -территориальные, социально-демографические, экономические и социокультурные факторы в регионе.

Обсуждение

В качестве аргументов, подтверждающих представленные выше тезисы, приведем опыт практической культурно-просветительской деятельности на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), в содержательном плане направленный на формирование целостного представления у современной молодежи о традиционных семейных ценностях, психолого-педагогическую поддержку института семьи как скрепы российского общества.

Образовательно-просветительская миссия ТИ имени А.П. Чехова воплощается в распространении передового педагогического опыта, в создании площадок публичного обсуждения актуальных социально значимых проблем в сфере семейных отношений, в сохранении исторических и культурных семейных традиций и ценностей.

ТИ имени А.П. Чехова при содействии организаций-партнеров выступает организатором образовательных, культурно-просветительских и социально значимых проектов и акций, ориентированных на реализацию государственной семейной политики и утверждение социальной ценности семьи.

Особое место в деятельности ТИ имени А.П. Чехова в контексте сохранения и развития семейных ценностей совместно с управлениями образования г. Таганрога и Неклиновского района занимает реализация проекта «Системно-комплексная организация повышения педагогической культуры родителей», проводимого в формате мониторинга родительской компетентности, родительского всеобуча, форсайт-сессий, семинаров. Кроме этого, акцент на укреплении одной из базовых для российского социума ценностей - семьи получает развитие в рамках разработки и реализации стратегических ориентиров института: в частности, в учебные планы обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», курсы повышения квалификации педагогов активно внедряются дисциплины и модули, предусматривающие в содержательном плане развитие механизмов социализации личности в семейной сфере, развитие духовно-нравственного потенциала молодого поколения в контексте погружения в воспроизводящие основы семейных ценностей.

Заключение

Полагаем, что дальнейшие ориентиры исследования семейной политики в контурах обогащения инструментария смыслового обеспечения и практического сопровождения культурной политики будут

связаны с изучением семиотического пространства организации культурного просветительства как эффективной технологии современного образовательного дискурса. В области научных исследований имеются необходимый теоретический базис и прикладной инструментарий для институционализации процесса культурного просветительства. Однако современный социум изменчив и подвержен так называемому хаосу инноваций. Поэтому процесс культурного просветительства должен реализовываться с использованием современных технологий, соответствующих актуальной нормативно-правовой базе и запросам социума. Актуализация контента культурного просветительства, по нашему мнению, призвана способствовать достижению общенациональных целей, согласованию интересов по горизонтали и вертикали, инициированию консенсусных технологий, толерантных диалоговых форм взаимодействия, формированию культуры гражданского участия и, что особенно важно, реализовать задачу индивидуально-личностного становления каждого молодого человека как патриота Отечества и активного гражданина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Голобородько А.Ю. Государственная культурная политика в контексте укрепления национальной безопасности современной России (от сущностных смыслов к приоритетным направлениям) // Власть. 2016. № 2. С. 112-118.

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года // Правительство Российской Федерации. Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html.

Концепция демографической политики Ростовской области до 2025 года // Администрация Ростовской области. Режим доступа: http: //www.donland.ru/Donland/ Pag-es/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&i temId=133.

Посухова О.Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть, 2013. № 12, с. 100-103.

Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3-8.

Реан А.А. Семья в структуре ценностей

References

Goloborodko, A.Yu. (2016). State cultural policy in the context of strengthening the national security of modern Russia (from essential meanings to priority areas). Vlast, 2, 112118. (in Russian).

The concept of state family policy in the Russian Federation for the period until 2025. Government of the Russian Federation. Available at: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html.

The concept of the demographic policy of the Rostov region until 2025. Administration of the Rostov region. Available at: http:// www.donland.ru/Donland/Pages/ View.aspx?pageid=75189&mid=128186&it emId=133.

Posukhova O.Y. (2013). Professional dynasty as a result of family strategies. Vlast', № 12, pp. 100-103.

Rean, A.A. (2016). The attitude of young people to the institution of family and family values. Natsional'nyj psikhologicheskij zhur-nal, 1 (21), 3-8. (in Russian).

Rean, A.A. (2017). Family in the structure

молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 1. С. 62-76.

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года // Правительство Российской Федерации. Режим доступа: http:// static.govemmentru/media/files/AsA9RA yYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf.

Якунина Н.В. Курс «Семьеведение» должен войти в школьную программу // РИА «Новости». 2016. 26 янв. Режим доступа: https://ria.ru/20160126/1365617580.html.

Якунина Н.В. Общественная поддержка семей важна не менее государственной // Российская газета. 2018. 14 нояб. Режим доступа: https://rg.ru/2018/11/14/reg-cfo/iaku nina-obshchestvennaia-podderzhka-semej-vazhna-ne-menee-gosudarstvennoj.html.

Поступила в редакцию

of youth values. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal, 14 (1), 62-76. (in Russian).

Strategies of the state cultural policy for the period until 2030. Government of the Russian Federation. Available at: http:// static.govemment.ru/media/files/AsA9RA yYVAJno BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf.

Yakunina, N.V. (2016). The course "Family Studies" should enter the school curriculum. RIA "Novosti". January 26. Available at: https://ria.ru/20160126/1365617580.html.

Yakunina, N.V. (2018). Public support for families is no less important than the state. Rossijskaya gazeta, November 14. Available at: https://rg.ru/2018/11/14/reg-cfo/iakunina-obshchestvennaia-podderzhka-semej-vazhna-ne-menee-gosudarstvennoj.html.

25 декабря 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.