зования, но и повышению личной культуры каждого студента. Процесс обучения составляет минимум 4 года (по форме бакалавриата), что дает огромные возможности для помощи в становлении личности. Высшее учебное заведение, наряду со знаниями, умениями и навыками, должно давать возможность самореализации, направлять и мотивировать студента. Только таким образом общество получит не только качественных специалистов в различных областях деятельности, но и полноценных граждан.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что ценности молодежи, которые являются одним из важных показателей развития современного общества, необходимо закреплять в стенах высших учебных заведений. Высшее образование должно быть доступным, оставаясь элитарным по своей сути.
ISTOMINA Kseniya Victorovna, external doctorate student, Lecturer of the Chair of Sociology, Military University of the Ministry of Defense of Russia (14, Bolshaya Sadovaya St, Moscow, Russia, 123001; [email protected]) NIKITOVA Svetlana Gennadievna, Cand.Sci.(Philos), Associate Professor of the Chair of Sociology, Military University of the Ministry of Defense of Russia (14, Bolshaya Sadovaya St, Moscow, Russia, 123001; [email protected])
SOCIAL PRECONDITIONS OF THE FORMATION OF BASIC VALUES IN HIGHER SCHOOL
Abstract. The article is devoted to the landmarks in higher education, to trends of the last decade, as well as to interconnection and interaction of education and values of young people at the present stage of the development of society. The education system must change to meet the requirements of society, based on the needs and goals not only of the citizens but also of the state. The values of youth, as one of the important indicators of the development of modern society, can and should be secured in institutions of higher education. In this way the main goal of the higher education institutions should become the cultivation not only of highly educated and skilled professionals, but also of highly cultured, highly developed and moral members of society.
Keywords: higher education, elitist education, values, youth, educational services, quality of education
СИДОРОВ Владимир Алексеевич — магистр менеджмента, преподаватель технических дисциплин гимназии «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия — Ассоциированной школы ЮНЕСКО (115409, Россия, г. Москва, ул. Кошкина, 6; [email protected])
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье дается анализ социальной политики государства в отношении семьи как единой системы принципов, действий организационного, экономического, правового, научного и информационного, пропагандистского, кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни российской семьи. В разработку государственной семейной политики включены три уровня законодательной и исполнительной власти - федеральный, региональный и местный, на каждом их которых реализуются общенациональные, региональные и местные целевые функции, а также проявляются социокультурные особенности семейных отношений, лежащие в основе эффективности деятельности управленческих структур и целевых программ поддержки семьи. Ключевые слова: государственная социальная политика, семейная политика
Социальная политика государства в отношении семьи реализуется с помощью социально-экономических, институциональных и правовых механизмов, вариативность использования которых определяет эффективность социального
управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальных субъектов и всего социума.
В мировой научной литературе проанализированы процессы формирования и реализации государственной социальной политики, осуществлены межстрановые сравнительные исследования, проведен анализ возможностей и роли социальной политики в условиях трансформации общества и его устойчивого развития, выявлены проблемы реализации различных моделей социального государства, социально-политических прав и свобод человека.
В современных исследованиях описаны главным образом результаты воздействия социальной политики на отдельные социальные процессы, институты, уровень жизни и условия жизнедеятельности населения. В своих работах отечественные ученые, оперируя цифрами и фактами, показывают состояние российских семей в демографическом, экономическом и культурном аспектах, преимущественно негативных, и указывают на необходимость пристального внимания государства к проблеме ценностных ориентаций граждан России.
Отечественные ученые (например, Т.Н. Заславская, С.В. Захаров, Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, В.А. Ядов и др.) занимаются в основном изучением проблем формирования и реализации социальной политики в реформируемой стране и в ее регионах, в частности роли различных субъектов социальной политики, личности в органах власти, влияния социальной политики на формирование социального пространства и социальных практик в современном российском обществе [Климантова 2004; Черняк 2003].
Методологические основы семейно-брачных отношений представлены в классических теориях зарубежных и отечественных ученых (М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Ковалевский, Т. Парсонс, П. Сорокин, Ф. Энгельс и др.).
Современные теории и концепции семьи, разработанные отечественными учеными (А.И. Антонов, И.С. Голод, С.В. Дармодехин, В.В. Елизаров, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, А.А. Тараданов, А.Г. Харчев), расширяют представления о различных подходах к изучению института семьи [Голод 2008; Дармодехин 2008; Елизаров 1987; Мацковский 1989; Медков 2003; Харчев 2003].
Таким образом, проблематика институциональных изменений в российском обществе и институте семьи рассматривается глубоко и в различных аспектах, особую значимость представляет анализ реализации семейной политики на различных государственных уровнях.
Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в РФ и общемировых, институциональных семейных проблем ставит российскую семью в столь сложные условия, что без реальной поддержки государства ей не обойтись.
Государственная семейная политика представляет собой комплексную систему государственной деятельности, направленную на семью как на социальный институт, основной целью которой является укрепление, развитие, суверенитет, защита прав и интересов семьи, основанные на правовом регулировании отношений с государством.
Это единая система принципов, действий организационного, экономического, правового, научного и информационного, пропагандистского, кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни российской семьи.
Главные ориентиры государственной политики в отношении семьи определяются указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики», где субъектами государственной политики в отношении семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица1.
В разработку государственной семейной политики включены три уровня зако-
1 Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». — СПС «КонсультантПлюс».
нодательной и исполнительной власти — федеральный, региональный и местный, на каждом их которых реализуются общенациональные, региональные и местные целевые функции, а также проявляются социокультурные особенности семейных отношений, лежащие в основе эффективности деятельности управленческих структур и целевых программ поддержки семьи.
Федеральный уровень составляют центральные органы власти и их территориальные подразделения. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области поддержки семьи относятся:
— установление основ государственной семейной политики в РФ;
— определение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;
— принятие федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ о регулировании и реализации поддержки семьи;
— формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную поддержку семьи в РФ;
— разработка и реализация федеральных целевых программ и мероприятий по поддержке семьи в РФ1.
Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики, устанавливают единую систему государственных минимальных стандартов в области оплаты труда, пособий, медицинского обслуживания, образования, культуры, разрабатывают социальные программы, определяют источники финансирования, принимают меры по их реализации.
Базовым документом, регулирующим семейные отношения в современной России, является принятый в 1995 г. Государственной думой ФС РФ Семейный кодекс РФ. Кодекс регулирует основные аспекты семейных, брачных, родительских и родственных отношений. Он нацелен на укрепление государственно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства, на обеспечение равенства прав супругов в семье, подчеркивает приоритет семейного воспитания, защиты прав и интересов детей.
Государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимость учета интересов семьи, а также принятия специальных мер ее социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Совета Федерации ФС РФ «Об основах государственной поддержки семьи в РФ» главными целями государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей признаны:
— обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций;
— повышение качества жизни семей — обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное раз-витие2.
В 1996 г. указом Президента РФ были обозначены основные принципы государственной семейной политики в сфере поддержки семьи. Среди них выделяют:
— самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
— экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики, которые должны способствовать развитию семьи, предоставлять возможности выбора форм ее поддержки;
— равенство семей и их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
— единство государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
1 Постановление Совета Федерации ФС РФ от 17.10.2007 № 425-СФ «О проекте федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации"». — СПС «КонсультантПлюс».
2 Там же.
— партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями1.
Государственная семейная политика по отношению к семье реализуется на основе социального партнерства через различного рода организационные структуры с учетом интересов и потребностей семьи, а также возможностей экономики государства и общественных объединений граждан. Каждая из сторон несет свою долю ответственности за эффективность реализации и достижение целей этой политики.
В указе Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве целей демографической политики государства на период до 2025 г. определены: стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142—143 млн чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн чел., а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, а к 2025 г. — до 75 лет2.
Достижение целей демографической политики РФ в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала, создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда.
В качестве первостепенных задач выделяются:
— сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
— повышение уровня рождаемости за счет рождения второго ребенка и последующих детей;
— укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
— привлечение мигрантов3.
Для этого необходимо своевременно реагировать на демографические тенденции в текущем периоде, учитывать региональные особенности демографического развития и дифференцированно подходить к разработке и реализации региональных демографических программ; координировать действия законодательных и исполнительных органов, государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В 2013 г. рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. подготовлен проект «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2015 г.». Особенность государственной семейной политики заключается в том, что она включает в себя элементы различных направлений в интересах развития семьи: экономического, демографического, жилищного, в сфере занятости, образования, культуры, здравоохранения, предоставления социальных услуг населению. Любые преобразования в социально-экономической и социальной сферах должны рассматриваться с точки зрения их влияния на институт семьи.
Региональный уровень власти включает органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в части их полномочий, закрепленных Конституцией РФ. Субъектам РФ отводится ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ, организации и предоставлении адресной социальной помощи, обеспечении нормального функционирования социальных учреждений
1 Основные направления государственной семейной политики. Утв. указом Президента РФ от 14.05.1996 № 712. — Российская газета. 21 мая; Молодежная политика: Информационный бюллетень. 1996. № 121-123.
2 Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ: http://base.garant.ru/191961/
3 Там же.
в решении насущных проблем в области труда, занятости, социальной защиты граждан.
Муниципальный (местный) уровень власти охватывает органы власти, отвечающие за вопросы местного самоуправления, которые непосредственно организуют социальное обслуживание семей на данной территории.
Если материальная поддержка семей, механизмы которой утверждаются на федеральном уровне (выплаты пособий, льготы, субсидии), ожидается в основном от государства, то состояние социальной инфраструктуры во многом определяется профессионализмом региональной и муниципальной власти, а реальная помощь семьям напрямую связана с повышением качества услуг. Поэтому семейная политика как составляющая социальной политики на муниципальном уровне учитывает проблемы повседневной жизни семьи.
Семейная политика муниципалитета реализуется по двум направлениям — внутреннему и внешнему. Внутренняя семейная политика должна быть ориентирована на все семьи с детьми, проживающие на территории муниципалитета, и включать: 1) систему альтернативных социальных услуг для семей с детьми, отвечающую потребностям жителей; 2) семейную инфраструктуру; 3) структуры гражданского участия родителей для принятия управленческих решений и согласования интересов, касающихся жизни семей с детьми в муниципальном образовании.
Внешняя политика муниципалитета включает деятельность муниципалитета по привлечению к социальному партнерству таких институтов гражданского общества, как бизнес-сообщество, общественные организации, профсоюзы, церковные объединения, собственно региональная власть, для реализации социальных проектов в интересах местного сообщества, а также деятельность, направленную на создание привлекательного образа муниципалитета как социального пространства, дружественного семье, родителям и детям.
Наряду с государственными структурами присутствуют и негосударственные организации, деятельность которых по решению проблем семьи осуществляется параллельно. Негосударственные организации оказывают помощь и поддержку семье за счет привлечения различных источников финансирования.
Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной политики — банковские кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры, профсоюзные и другие общественные объединения. Возникают и развиваются негосударственные благотворительные страховые фонды, неправительственные некоммерческие организации, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Активность субъектов различного уровня зависит от многих условий, в частности экономического, финансового, законодательного характера.
Список литературы
Голод С.И. 2008. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи. — Социологические исследования. № 1. С. 40-49.
Дармодехин С.В. 2008. Социальный институт семьи: проблемы и направления развития. — Семья в России. № 1. С. 6-14.
Елизаров В.В. 1987. Перспективы исследования семьи: анализ, моделирование, управление. М.: Мысль. 173 с.
Климантова Г.И. 2004. Государственная семейная политика современной России. М.: Дашков и К°. 192 с.
Мацковский М.С. 1989. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука. 116 с.
Медков В.М. 2003. Демография: учебник. М.: ИНФРА-М. 544 с.
Харчев А.Г. 2003. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП. 342 с.
Черняк Е.М. 2003. Социология семьи. М.: Дашков и К°. 238 с.
SIDOROV Vladimir Alekseevich, Master of Management, teacher of technical sciences, gymnasium «Jellada» in the name of St. Cyril and Methodius - UNESCO associated school (6, Koshkina St, Moscow, Russia, 115409; [email protected])
FAMILY POLICY IN THE SYSTEM OF STATE SOCIAL POLICY
Abstract. This article provides an analysis of the social policy of the state towards the family as a unified system of principles, actions of organizational, economic, legal, scientific and information, advocacy, and human character aiming at improving conditions and enhancing the quality of life of Russian families. In the development of state family policy three levels of legislative and executive power are included - it is federal, regional and local ones. Each of them implements national, regional and local objective functions, and manifests socio-cultural features of family relations which underlie the basis of effectiveness of management structures and programs to support the family. Keywords: state social policy, family policy