Научная статья на тему 'Cоциальная политика Российской Федерации в отношении семьи как одна из функций государства'

Cоциальная политика Российской Федерации в отношении семьи как одна из функций государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2493
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАЩИТА СЕМЬИ / FAMILY / FAMILY POLICY / SOCIAL POLICY / PROTECTION OF FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Агеева Алена Викторовна

В статье рассматриваются вопросы социальной политики государства относительно семьи. Освещаются вопросы становления и развития семейной политики, ее связи с социальной политикой государства. Особое внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки семьи, вопросу взаимоотношений семьи и государства как равных сторон государственной семейной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Family Policy as One of the State’s Functions

The researcher deals with the issues pertaining to family policy implemented by the state. The article describes the questions of establishing and developing family policy and its connection with the social policy of the state. The emphasis is given to the measures taken by the state to support family and the questions of interrelation between family and the state as equal stakeholders of family policy carried out by the state.

Текст научной работы на тему «Cоциальная политика Российской Федерации в отношении семьи как одна из функций государства»

Среди курсантов, считающих, что к ним относятся предвзято большинство командиров ^=5,46, р<0,05), высокий уровень удовлетворенности социальными отношениями испытывают 11,1%, а низкий — 44,4%. Учитывая, что «административный» состав военного института, руководствуясь нормативными требованиями, определяет вектор социализации, проводя постоянную работу по изучению, формированию и совершенствованию личностных качеств курсантов, фактически регламентируя весь уклад их жизни, высокий уровень фрустриро-ванности и эмоциональное благополучие курсантов, не удовлетворенных отношениями с командирами, вполне закономерен.

Между тем анализ результатов исследования показал, что среди курсантов, считающих, что они лишь изредка сталкиваются с предвзятым отношением, фактор «предвзятости» влияет не на эмоциональное благополучие ^=3,45, р>0,05) и социальную фрустрированность ^=3,40, р>0,05), а на согласованность ценностных ори-ентаций ^=5,14, р<0,05), при этом значимость и доступность ценностей согласована на высоком уровне у 17,0% и рассогласована у 21,0% лиц. Данные результаты позволяют сделать вывод, что, сталкиваясь с недоступностью ряда значимых ценностей, курсанты склонны винить командиров в невозможности их достижения.

Из приведенных данных следует, что межличностные отношения в воинском коллективе выступают одним из важнейших факторов субъективного благополучия курсантов. При этом наиболее значимыми выступают отношения с командирами. Данный вид отношений строго регламентирован общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и основан на принципе единоначалия. Он направлен на подготовку личности в соответствии с военно-учетной специальностью, формирование ее ценностных ориентаций, поддержание высокого морально-психологического состояния, а также сплочение воинского коллектива и многие другие аспекты прохождения личным составом военной службы 13. Учитывая данные обстоятельства, можно предположить что субъективное благополучие курсан-

тов в большей степени будет зависеть от полноты реализации командирами своих функциональных обязанностей. При этом рассогласование реализуемых отношений, очевидно, будет детерминировать эмоциональное неблагополучие и социальную фрустрированность.

1 Цветков В. Л., Танов А. М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2. С. 3.

2 Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы : монография. Саратов, 2008. С. 296-297.

3 Идобаева О. А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррек-ционной работы школьного психолога : дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 143 с.

4 Аргайл М. Психология счастья. М, 1990. 336 с. ; Куликов Л. В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. СПб., 2004. 464 с. ; Шамионов Р. М. Указ. соч.

5 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 18.

6 Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. Ярославль, 1996. 17с.

7 Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки ТГУ 2011. № 4(7). С. 260-262.

8 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008. С. 31.

9 Шамионов Р. М. Указ. соч. С. 105.

10 Clark L. A., Watson D. Mood and the mundane: Relations-betweendailylifeeventsandself-reportedmood // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. № 54. P. 296-308 ; Cunningham M. R. Does happiness mean friendliness? Induced mood and heterosexual self-disclosure // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988. № 14 (2). P. 283-297.

11 Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

360 с.

12 Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.

13 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. С. 30-35.

УДК 342

ООЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

А. В. Агеева

В статье рассматриваются вопросы социальной политики государства относительно семьи. Освещаются вопросы становления и развития семейной политики, ее связи с социальной политикой государства. Особое внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки семьи, вопросу взаимоотношений семьи и государства как равных сторон государственной семейной политики.

Ключевые слова: семья, семейная политика, социальная политика, защита семьи.

На XX Международном конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», проходившем в Москве 6-9 сентября

1999 г., была емко определена взаимосвязь семьи и государственной семейной политики: «политика семьи — политика государства» 1, что, безусловно, указывает на их тесную связь и взаимозависимость друг от друга. Ведь семья в любые периоды остается достаточно устойчивым социальным институтом, несмотря на потрясения и кризисы общества и государства.

В настоящее время учеными России построены теоретические основы семейной политики, на которых в полной мере может быть создана целостная система управления социальными процессами в семье. Социальная политика в сфере семейных отношений (семейная политика) понимается как одно из направлений социальной политики государства, которое предполагает научно обоснованное, комплексное, целенаправленное воздействие общества на семейные отношения. В зна-

чительной степени уже разработаны основы политики в отношении семьи, и об этом свидетельствует «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации», одобренная решением Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации от 12 мая 1993 г. Термин «политика» в этой сфере достаточно активно стал использоваться на федеральном уровне, в сочетании с понятием защиты семьи. Примером может послужить Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г., которым были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» («Национальный план действий в интересах детей»)2. Если говорить о женщине как члене семьи, то в данном случае политика по отношению к ней определяется как общая стратегия государства, которая должна реализо-вываться в тесном взаимодействии всех звеньев федеральной и региональной власти, неправительственных организаций и общественных объединений 3.

Государственная социальная политика по улучшению положения семьи в настоящее время должна быть в первую очередь направлена на то, чтобы семья была более самостоятельной в решении вопросов содержания и воспитания детей (вариативность и введение платных услуг в образовании и здравоохранении, коммерциализация сферы культуры, спорта и досуга, сужение системы внесемейного дошкольного и внешкольного воспитания и т. д.) и иных бытовых проблем.

Семейная политика стала предметом изучения сравнительно недавно, в 1970-е гг. В 1990-е гг. внимание политиков и ученых к проблемам семьи возросло, и здесь следует отметить работы А. И. Антонова, В. Н. Архангельского, А. Г. Вишневского, С. В. Дармоде-хина, В. В. Елизарова, Л. П. Кукса, М. С. Мацковского, В. М. Медкова, Н. М. Римашевской и др. В науке существует множество подходов как к определению семейной политики государства, так и к ее содержанию.

Существует две теории, в зависимости от того, какую роль играет семья. Если следовать теории социально-экономического развития семьи, то в соответствии с ней она меняется параллельно с экономической средой (например, развитием промышленности или урбанизацией), появляются новые потребности. Социально-экономические проблемы семьи являются движущей силой для развития государственной семейной политики. Например, демографические или гендерные проблемы заставляют государство реформировать или расширять систему поддержки семьи и ее защиту. Следующая теория предполагает, что основной движущей силой в развитии семейной политики является конфликт между участниками политического процесса. И для повышения собственного авторитета они могут обращать внимание на актуальные проблемы семьи, тем самым заставляя органы государственной власти действовать более активно в части ее поддержки.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах

имеет различные главные цели. Например, во Франции основная цель - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах — поддержка молодых семей. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. В Китае в 1979 г. провозглашена «политика однодетной семьи». Что касается России, то, учитывая катастрофическое падение численности населения в стране, главной целью государственной семейной политики, на наш взгляд, должно стать создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят пополнить семью и воспитывать детей. Мы разделяем положение, высказанное А. И. Антоновым и В. М. Медковым, что «в качестве основной модели семьи, поощряемой государством, мы видим полную семью с 3-4 детьми» 4.

По мнению ученых, «Самым мощным фактором семейной дезорганизации явилось вовлечение в производство других, помимо мужчин, членов семьи — женщин и детей — в целях понижения стоимости рабочей силы» 5. На основании этого авторами делается вывод, что «государство должно стремиться к возрождению ситуации «однодоходной семьи», когда доход одного взрослого члена семьи является достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи, включая рождение и социализацию нескольких детей» 6. Представляется, что данный вывод справедлив, но развитие ситуации по такому сценарию маловероятно.

В науке существуют различные концепции семейной политики. Выделяют семейную политику с позиции государственных интересов, где наиболее значимыми функциями семьи являются демографическая, жиз-неохранительная, воспитательная и социализация детей, а также воспроизводство трудовых ресурсов 7. Государство заинтересовано в простом или расширительном воспроизводстве населения, в улучшении состояния здоровья населения и качества трудовых ресурсов, в эффективной социализации детей, что позволяет создать фундамент для его экономической, политической, военной безопасности и дальнейшего эволюционного продвижения. В логике этой константы наиболее широко разрабатываются направления и адекватные им меры государственной семейной политики, связанные с рождением и социализацией детей.

Имеет место рассмотрение семейной политики с позиции интересов семьи и семейных ценностей, где основными в создании и сохранении семьи должен стать процесс рождения и воспитания детей, воспитание в них семейных и духовных ценностей. Семья заинтересована также в росте благосостояния, укреплении и поддержании здоровья своих членов, повышении их профессионального и социального статуса. Таким образом, интересы семьи и социального государства в контексте этих двух подходов в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства. Хотя в науке существует и иная точка зрения, где государственная семейная политика определяется как само-

стоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством 8. Такой подход дает возможность рассматривать семью как комплексный институт, имеющий собственный статус, права, гарантии, необходимые для ее достойного существования. Компетенция семейной политики включает в себя именно специфические проблемы семьи, и семейная политика, соответственно, направлена на семью как целостный объект. Таким образом, политика государства по отношению к семье обретает комплексный характер, и, самое главное, формируется ее суверенитет, создаются наиболее благоприятные условия для ее существования.

Исходя из изложенного выше, мы склонны утверждать, что интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства. Государственная семейная политика тесно связана с социальной и представляет определенную часть этого целого, но обладает и значительными особенностями.

Вместе с тем, отметим и некоторые существующие проблемы в области формирования государственной семейной политики, которые связаны в первую очередь с проблемами самого института семьи:

— отсутствие единой правовой базы государственной семейной политики;

— неопределенный правовой статус семьи во взаимоотношениях с государством;

— «пассивность» семейной политики, что характеризуется отсутствием в деятельности органов государственной власти конкретных функций, связанных с поддержкой семьи, и др.

Как видим, в настоящее время семейная политика недостаточно развита. Нарушенная система в семье породила такие проблемы, как социальная и школьная дезадаптация, детский суицид, детская проституция, наркомания, алкоголизм, распространение детской беспризорности и безнадзорности, социальное сиротство 9.

В связи с обозначенными проблемами можно определить главные направления развития семейной политики нашего государства:

— экономическая поддержка молодых семей, независимо от материального статуса семьи;

— создание на предприятиях экономических программ, стимулирующих основы семейности;

— оказание помощи в разрешении жилищных проблем;

— усиление ответственности работодателей за выполнение норм и правил охраны труда женщин, в первую очередь, беременных и женщин детородного возраста;

— оказание поддержки семьям, которые воспитывают детей; разработка комплекса мер по поддержке подрастающего поколения и организация свободного времени;

— формирование общественного мнения в поддержку семьи.

Выбранный нашим правительством курс социальной политики имеет узкую направленность — в основном на решение демографических проблем. На наш взгляд, семейная политика должна включать: оказание социальной и юридической поддержки семьям, независимо от социального статуса, материального положения; формирование уверенности в завтрашнем дне; поднятие авторитета института семьи в глазах молодежи. Следует учесть, что в условиях патерналистской системы государство стремится подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. И поэтому должна быть создана новая концепция семейной политики, основанная на принципах саморазвития, самообеспечения семьи, которые станут основополагающими в социальной политике государства.

1 XX Международный конгресс «Семья на пороге тысячелетия»: мат-лы конгресса. М., 2000. С. 174.

2 Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национального плана действий в интересах детей): указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. № 942 // Рос. газета. 1995. 19 сент.

3 О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6// Рос. газета. 1996. 14 февр.

4 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.,

1996. С. 252.

5 Там же. С. 254.

6 Там же.

7 Климантова Т. К. Государственная семейная политика современной России. М., 2004. С. 22.

8 Дармодехин Ю. В. Государственная семейная политика в современной России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.,

1997. 39 с.

9 Сазонова А. В. Проблемы формирования государственной семейной политики // Власть. 2007. № 4. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.