СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 316.334
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
В статье рассматриваются вопросы комплексной социальной поддержки молодой семьи в связи с проблемами, которые препятствуют ее нормальному функционированию. Особое внимание уделяется мерам государственной молодежной семейной политики: системе выплат, обеспечению жильем, социальному обслуживанию.
Ключевые слова: молодая семья, социальное благополучие, социальная поддержка, государственная молодежная семейная политика.
Под молодой понимается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 979, предельный возраст молодых российских семей увеличивается до 35 лет как для участников подпрограммы «Жилье для молодых семей».
Процесс функционирования современной молодой семьи обусловлен специфическими особенностями ее становления как социальной группы (освоением новых ролей), действием механизмов семейной социализации (идентификацией, рефлексией), стремлением молодых супругов к созданию условий для семейного жизнеобеспечения (приобретение жилья, материальная обеспеченность), потребностью и необходимостью дальнейшего личностного и профессионального саморазвития и самореализации (получение качественного образования, возможности карьерного роста).
Молодая семья имеет общие признаки (характеризующие семьи, независимо от продолжительности их функционирования) и особенности, отличающие ее от семей «более старшего возраста».
Введение параметра продолжительности (возраста, стажа) брака и семьи и изменений, происходящих с семьей на протяжении ее жизни, привело к тому, что постепенно сформировалась концепция «семейного цикла жизни», или «жизненного цикла
М.Ф. ГЛУХОВА
Московский городской университет управления Правительства Москвы
e-mail: [email protected]
семьи»1. Согласно критерию «продолжительность брака и семьи», выделяются типы: семья молодожёнов (семья в медовый месяц), молодая семья («в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста»2), семья, ждущая ребенка (период подготовки к родительству), студенческая семья (охвачен период обучения супругов в вузе).
Детность молодых семей является одним из важнейшим проявлений качества функционирования семьи, так как функции репродуктивная и социализации (воспитания) — это основные функции, обеспечивающие воспроизводство населения (простого или расширенного).
По составу молодые семьи могут быть: полными (нуклеарная, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений); материнскими (мать с ребенком, которая не была замужем); неполными (с одним родителем и детьми после развода или смерти одного из супругов).
Современную молодую семью часто характеризует нестабильность внутрисемейных отношений, отсутствие опыта семейной и социальной жизнедеятельности, недостаточность материальной и финансовой обеспеченности, а также объективная подверженность воздействию многочисленных социальных факторов риска, тормозящих или препятствующих развитию семейного благополучия (трудности трудоустройства, невысокие заработки, большая трудовая загруженность, необходимость поиска дополнительных источников заработка, ограниченность свободного времени для семейного досуга, отсутствие отдельного жилья, кредитные обязательства, состояние здоровья как детей, так и родителей, сложности устройства детей в ДОУ, др.).
Ориентация на социальное благополучие семьи является основной тенденцией и показателем уровня социального обеспечения граждан в части реализации основных направлений социальной политики нашей страны. В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи от 8 мая 2007 г. № АФ-163/06 благополучная семья принимается в качестве исходного ориентира для создания концептуальной модели молодой семьи.
Многие современные молодые российские семьи стремятся к созданию прочного фундамента для формирования своего социального благополучия и стабильного будущего развития. Благополучие, как особый социальный признак и показатель высокого уровня социализационного развития молодого населения страны, становится главным показателем социальной обеспеченности молодых граждан в части реализации основных направлений социальной политики по отношению к молодежи.
Выбор благополучной молодой семьи в качестве исходного ориентира для создания концептуальной модели молодой семьи в рамках реализации мер государственной политики обусловлен тем, что «в современных социально-экономических условиях Российского государства и общества достижение уровня благополучия по всем показателям можно считать реальной стратегической целью для проведения государственной семейной и молодежной политики в отношении молодой семьи»3.
Благополучной предлагается называть семью, которая сама в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции, обладает способностью к самореализации и саморазвитию на основе равноправного, взаимного сотрудничества с государством и обществом и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным. По мнению разработчиков концепции, показатели благополучия молодой семьи имеют комплексный характер. Во-первых, они отражают качество и полноту выполняемых семьей социальных функций. Во-вторых, являются критериями эффективности деятельности социальных институтов государства и
1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. — С. 87.
2 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
3 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи // Социальная работа с молодежью: сборник нормативных правовых документов / автор-составитель Т.К. Ростовская. М., 2007. - С. 272.
общества, специализированных служб по работе с молодыми семьями. В-третьих, могут служить критериями эффективности реализации федеральных и региональных программ, ориентированных на взаимодействие с молодой семьей.
К основным характеристикам модели молодой благополучной семьи относятся:
— юридическая оформленность;
— полнота семьи: благополучная семья должна иметь хотя бы одного ребенка, ее детность должна обеспечивать расширенное воспроизводство населения по данному региону;
— экономическая обеспеченность: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего дохода в целом поданному региону;
— социальная направленность: содержание жизнедеятельности должно совпадать с тенденциями развития государства и общества;
— наличие условий для самореализации молодых супругов в различных сферах жизнедеятельности, для проявления социальной активности и самостоятельного решения собственных проблем 4.
Важнейшим показателем семейного благополучия является степень эффективности семейной социализации. В норме семейную социализацию необходимо рассматривать с точки зрения готовности молодых людей к реализации функций: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономическо-материальной, организации досуга, социального контроля. Анализ реального состояния молодой семьи показывает наличие в ней деформаций.
К признакам, сигнализирующим о нарушениях семейной социализации (развитии десоциализации), относятся: дестабилизация и деструкция семейных отношений, деформация репродуктивного поведения (формирование ориентации на бездетные и однодетные семьи), пренебрежение родительскими обязанностями и уменьшение (полная потеря) ответственности за жизнь и здоровье детей, жестокость и агрессия по отношению к членам семьи, прогрессирующее сокращение регистрируемой брачности и рост числа разводов.
Промежуточная группа между благополучными и неблагополучными семьями — это семьи социального риска. Семьи социального риска — это семьи, в которых существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее определить их как благополучные. Имеющееся отклонение еще не стало дезадаптирующим фактором, так как компенсировано другими положительными характеристиками. Наличие в семье того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений, а лишь указывает на большую вероятность этих отклонений. Однако риск заключается в том, что семья может перейти из-за неустойчивого состояния к явному неблагополучию. Названная вероятность возрастает «по мере увеличения факторов социального риска».
По данным ряда исследований установлено, что значительная часть молодых семей имеет высокую степень предрасположенности быть отнесенными к семьям группы риска. Причина состоит в том, что многим семьям присущи социальные проблемы, которые имеют объективный характер и определяют особенности процессов социальной адаптации и социальной интеграции молодых супругов и их детей. К проблемам, с которыми сталкивается молодая семья необходимо отнести обострение материальных, социально-бытовых и социально-психологических проблем.
На индивидуальном уровне происходит конкретизация факторов социального риска, усиление семейных противоречий и нарастание комплекса нерешенных проблем. Как следствие, в молодой семье развивается неблагополучие, присущее только ей.
Понятие «семейное неблагополучие» не имеет четкого определения в социальной психолого-педагогической литературе. Однако многие авторы едины в понимании того, что неблагополучие в семье складывается под воздействием многих факторов или проблем, которые постоянно воздействуют на семью и затрудняют ее нормальное функционирование.
4 Концептуальная модель государственной политики в отношении молодой семьи // Молодая семья — демографический ресурс России / Г.И. Климантова, Т.К. Ростовская. М., 2008. — С. 177.
Очевидно, что неблагополучной молодая семья становится в результате дисфункционального развития из-за невозможности решения проблем, появляющихся вследствие комплексного воздействия факторов социального риска.
Важной исследовательской задачей является не только выявление форм семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой — носят индивидуальный характер. Приоритетный характер приобретает установление соответствия мер и содержания социальной поддержки со стороны государства и общества, имеющимся факторам неблагополучия в молодежной среде.
Молодые семьи относятся к целевым группам социальной защиты молодежи и включаются в социальные программы государственной поддержки, если они испытывают какую-либо недостаточность (физическую, психологическую, социальную, материальную).
По показателю социальной уязвимости (как особой подверженности факторам риска развития неблагополучия) можно говорить о двух целевых группах молодых семей, нуждающихся в разном объеме мер социальной защиты.
Первая группа молодых семей, нуждающихся в постоянной социальной помощи и поддержке (включая срочную адресную в ряде случаев) из-за объективно нарушенных условий функционирования: семья с ребенком-инвалидом; семья с родителями-инвалидами; многодетная семья; неполная семья; семья несовершеннолетней матери; малообеспеченная семья; семья выпускников интернатных учреждений; приемная семья и т.д.
Вторая группа семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке в связи с особым этапом своего развития: студенческая семья; семья, ожидающая рождения ребенка; семья с новорожденным ребенком; семьи, где отец проходит военную службу; молодая семья, переживающая кризисные ситуации (потеря работы, болезнь, конфликты, пр.), и др.
Таким образом, большая подверженность молодых риску в современном и будущем обществе требует гарантированной поддержки института молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности.
В связи со спецификой молодых семей как особой социальной группы, социальноэкономических условий их жизнедеятельности, особенностей реализации государственной молодежной политики возникает закономерный вопрос о мерах ее социальной защиты в целях разрешения возникающих проблем.
Государственная политика Российской Федерации в отношении молодой семьи строится в рамках семейной политики и молодежной политики.
Складывающаяся в нашей стране государственная молодежная семейная политика ставит своей целью создание условий для формирования социально благополучной семьи, которая в состоянии самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполнять свойственные семье в современном обществе функции.
Проблемы молодой семьи решаются органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации.
Анализ нормативно-законодательного обеспечения семейной политики показывает отсутствие единой стратегии семейной политики в Российской Федерации. В настоящий момент семейная политика не носит системного характера, а средства на ее финансирование выделяются в рамках выполнения отдельных мероприятий в области социальной защиты и социального обслуживание семей.
По заключению ряда министерств и ведомств, государственная семейная политика по сути решаемых ею проблем носит межотраслевой характер и затрагивает широкий круг вопросов, лежащих в смежных областях социальной политики. Таким образом, в целях перевода семейной политики на более высокий системный уровень ее организации и функционирования, насущной необходимостью становится разработка Концепции государственной семейной политики Российской Федерации и обеспечивающих ее реализацию Федеральных законов.
На федеральном уровне интересы молодой семьи отражаются в документах, составляющих основу реализации государственной политики в отношении российских семей:
— Конституция Российской Федерации;
— Семейный, Жилищный, Гражданский, Трудовой кодексы Российской Федерации.
— Федеральные законы: от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»; от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»; от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; от 25 октября 2007 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»;
— Концепция семейной политики Комитета по делам семьи и демографической политике (1991 г.);
— Концепция государственной семейной политики национального Совета по подготовке и проведению международного года семьи (1993 г.);
— Концепция государственной политики в отношении молодой семьи и План первоочередных мер по ее реализации на 2007 —2010 гг. (2007 г.);
— Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (2007 г.);
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.);
— Основные направления государственной семейной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации (1996 г.);
— Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (2008 г.).
Молодежная семейная политика на региональном и муниципальном уровнях тесно связана с федеральным уровнем. Ее особенность состоит в учете острых проблем молодой семьи в сфере социальной защиты, трудовой занятости, реализации мер по обеспечению жилыми помещениями, сохранению здоровья, организации досуга, преодолению социально-психологических трудностей.
В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации социальных программ по отношению к уязвимым в социальном плане группам населения (семьям с детьми, лицам с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченным и др.). Органы власти регионов имеют законодательно закрепленную возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения (включая молодежь), существенно варьировать регламент и особенно объем предоставления социальной помощи как адресного, так и категориального характера.
На уровне субъекта Федерации интересы молодой семьи в части социальной защиты, государственной помощи и поддержки представлены рядом законодательных и нормативных актах.
Законодательные и нормативные акты гарантируют московским семьям с детьми, особенно находящимся в трудной жизненной ситуации (или социально опасном положении), включая малообеспеченных, имеющих детей с особыми нуждами, получение существенной государственной адресной поддержки в виде пособий, компенсаций и льгот, в виде социальных услуг в учреждениях социального обслуживания города.
Социальная защита направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Социальную защиту по отношению к семье можно рассматривать как систему государственных мер, призванных обеспечить выживание семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Социальная защита семей связана с социальной поддержкой и социальной помощью.
Социальная поддержка — это предоставление информации, материальных пособий, возможности обучения и иных льгот отдельным группам населения, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации. Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально слабых групп населения (отдельных семей и граждан), испытывающих жизненные трудности.
Социальная помощь — это содействие, услуги, оказываемые социальной службой семье для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.
Семьи, получающие ту или иную социальную поддержку, можно разделить на два вида: получающие по общим основаниям (например, в связи с рождением ребенка) и в связи с особыми условиями.
Косвенная государственная социальная поддержка молодых семей заключается в развитии инфраструктуры учреждений социального обслуживания и социального досуга, учреждений физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни, социально-психологического и правового консультирования, становлении системы информирования по вопросам социальной защиты и т.д.
Прямая государственная социальная поддержка молодых семей состоит в непосредственной помощи семье и носит материальный характер (денежные выплаты, льготы и преимущества, натуральная помощь, социальное обслуживание).
Другой, не менее актуальной проблемой, от решения которой зависит благополучие молодой семьи, является обеспечение жильем. В городе Москве действует целевая программа «Молодой семье — доступное жилье» (МСЖД).
К трудностям, связанным с реализацией программы, можно отнести следующие.
Во-первых, отсутствует порядок предоставления социальных выплат на компенсацию части выкупной цены за приобретаемую квартиру в случае рождения (или усыновления) ребенка. Данная недостаточность повлекла за собой массовые отказы молодых семей от приобретения жилья с использованием механизма «социальной ипотеки».
Во-вторых, объемы государственной поддержки не могут пока обеспечить потребности всех нуждающихся молодых семей в нормальных жилищных условиях.
В-третьих, приобретение квартиры по первой схеме более востребовано для молодых семей (сравним: с 2006 по 2008 гг. по 1-й схеме улучшили жилищные условия 8736 семей, а по 2-й схеме — 1963). Вкладывая собственные финансовые средства и получая государственную поддержку по признаку отнесенности к целевой группе, молодая семья живет в «своей» квартире.
Однако принять участие в Программе могут не все желающие молодые московские семьи. Имеются строгие критерии отбора, которые обусловлены тем, что финансирование программы осуществляется на средства городского бюджета. Поэтому программа «Молодой семье — доступное жилье» в первую очередь рассчитана на государственную поддержку молодых супругов, работающих в бюджетной сфере города Москвы (вторая группа участников): молодых специалистов, работников бюджетных организаций Комплекса социальной сферы города Москвы, сотрудников государственных органов города Москвы. Однако, учитывая «средний» для города Москвы размер заработной платы представителей данной группы, а также значительный уровень расходов на неотложные нужды, особенно на содержание маленьких детей (столичный мегаполис продолжает оставаться одним из самых «дорогих» городов России), и другие не менее важные факторы (необходимость продолжения обучения, затраты на поддержание здоровья, транспорт, бытовые услуги, отдых и др.), — становится понятным, что для многих молодых семей приобретение собственной квартиры даже по «социальной ипотеке», а не по рыночным ценам, становится невозможным.
Изучая складывающийся опыт региональной поддержки молодых семей, можно заключить, что только сочетание разных технологий (ипотечного кредитования, выделения финансовых средств в рамках целевых программ (например, по развитию села, строительству МЖК), целевой финансовой поддержки малообеспеченных молодых супругов из числа специалистов, занятых в бюджетной сфере, и т.д.) возможно подойти к решению жилищной проблемы для молодежи и молодых семей.
Молодая семья нуждается в различных мерах государственной поддержки и, прежде всего, в ее современной форме — социальном обслуживании. Обеспечение молодых
семей не только социальными пособиями, льготами, но и социальными услугами в рамках социальной помощи позволит решить многие проблемы семейной социализации молодых граждан (в первую очередь социально-правовые, социальные психологопедагогические).
Социальное обслуживание молодой семьи предполагает новый вид социальной помощи. Указанный вид помощи носит нематериальный характер и выступает в виде индивидуальной поддержки молодой семьи в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Учреждения социального обслуживания, функционирующие в ряде регионов, входят в общую систему молодежных учреждений.
Среди видов и форм социальной помощи, осуществляемой в системе учреждений социального обслуживания, различают:
а) социальную работу экстренного характера (срочная социальная помощь, экстренная правовая помощь, предоставление места в кризисном центре женщинам и детям, подвергшимся жестокому обращению или находящимся в социально опасном положении);
б) социально-психологическую работу, направленную на поддержание стабильности семьи, стимулирование ее саморазвития как сложной социальной системы;
в) социально-педагогическую работу, способствующую семейной социализации, интеграции семьи в систему социальных отношений.
Социальная работа с различными категориями семей осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания города Москвы, которые в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы оказывают социально-экономические, социальномедицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социальноправовые, социально-бытовые и иные социальные услуги. Семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляется социальный патронаж.
Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) оказывают различные социальные услуги в соответствии с контингентом и потребностями семей и детей, нуждающихся в социальной помощи. ЦСПСиД развиваются как многофункциональные учреждения ориентированные на создание условий для реализации комплексных программ социальной помощи различным категориям семей с детьми в виде социальнопедагогических, психологических, медицинских, юридических и экономических услуг.
Всего в Москве функционирует двадцать пять Центров, территориально расположенных в каждом столичном округе. В данных учреждениях социального обслуживания на учете состоят 35,9 тысяч семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе малообеспеченных, многодетных, молодых, с детьми-инвалидами и т.п.), и 61,8 тысяч проживающих в них детей. Семьи и несовершеннолетние дети (включая младшую молодежную группу с 14 до 16 лет) получают в центрах социальные услуги различных видов (социально-экономические, психологические, педагогические, правовые, социальномедицинские и бытовые). Специалисты Центров (специалисты юридических служб, социальные работники, социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы) постоянно проводят работу по выявлению и постановке на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа в центрах социальной помощи семье и детям строится на комплексном подходе в решении проблем семьи и направлена на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, улучшение внутрисемейных отношений.
Анализ практики социальной работы показывает, что в городе Москве за последние несколько лет сформировалась устойчивая социальная инфраструктура учреждений по работе с детьми, молодежью и семьей, развилась сеть районных структур для оперативного выявления и профессионального решения проблем и вопросов в условиях территориальных социальных служб. Планируется создание Центра социальной помощи семье и детям в каждом районе города Москвы, что позволит охватить наибольшее число московских семей с детьми разнообразными услугами в соответствии с целями и задачами социальной защиты населения столицы.
Итак, в настоящее время молодежная семейная политика находится на этапе формирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Новое отношение к молодой семье как субъекту молодежной политики связано с ориентацией многих моло-
дых семей на благополучную семью, на ответственное родительство и позитивные ценности семейной жизни. Молодые семьи имеют проблемы, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. Меры государственной социальной помощи и поддержки способствуют решению проблем молодых семей в процессе реализации ими семейных функций и создают условия для эффективной семейной социализации молодежи. Комплекс программных мероприятий, предусмотренных городскими целевыми программами, обеспечивает реализацию межведомственного и территориального подходов к решению актуальных вопросов молодежной семейной политики.
Список литературы
1. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Официальный сайт: http: //www.dsmp.mos.ru.
2. Управление записи актов гражданского состояния города Москвы. Официальный сайт: http: //zags.mgportal.ru.
3. О положении детей в городе Москве: в ежегодный доклад «О положении детей в Российской Федерации за 2008 год». М., 2009. С. 9.
4. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: информационно -аналитический бюллетень / М.К. Горшков, В.В. Петухов (рук. авторского коллектива). М., 2007. С. 88.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 87.
6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
7. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи // Социальная работа с молодежью: сборник нормативных правовых документов / автор-составитель Т.К. Ростовская.
М., 2007. С. 272.
8. Концептуальная модель государственной политики в отношении молодой семьи // Молодая семья — демографический ресурс России / Г.И. Климантова, Т.К. Ростовская. М., 2008. С. 177.
9. Законодательные акты и нормативные документы молодёжной политики: третий форум московской молодежи 23 декабря 2009 года. М., 2010. С. 30-31.
10. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Официальный сайт: http: //www.dsmp.mos.ru.
11. О положении детей в городе Москве: в ежегодный доклад «О положении детей в Российской Федерации за 2008 год». М., 2009. С. 119.
12. Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. № 1164-ПП «О Городской программе «Год семьи в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 5.
DEVELOPMENT OF WELL-BEING OF YOUNG PEOPLE: SOCIAL SUPPORT FOR YOUNG FAMILIES
M.F. GLUKHOVA
The Moscow city university of management of the Government of Moscow
e-mail: [email protected]
The article considers the issues of complex social support of young families in connection with problems which interfere with their normal functioning. The special attention is given to measures of the state youth family policy: system of payments, maintenance with habitation, social service.
Key words: young family, social well-being, social support, youth family policy.