Научная статья на тему 'Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации'

Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
597
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / SUBJECTIVE WELLBEING / EMOTIONAL WELLBEING / SOCIAL FRUSTRATIVENESS / SOCIALIZATION / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шадрин Алексей Александрович

Рассмотрены межличностные взаимоотношения курсантов в высшем военном учебном заведении как один из факторов субъективного благополучия, исследована их взаимосвязь с эмоциональным благополучием и социальной фрустрированностью, определены наиболее значимые отношения, влияющие на благополучие в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal Relations as a Factor of Cadet’s Subjective Wellbeing in the Military Professional Socialization

The article examines interpersonal relations at a military higher learning institution as one of the factors of subjective wellbeing, their connection with emotional wellbeing and social frustrativeness, defines the most significant relations which influence the wellbeing in the process of learning.

Текст научной работы на тему «Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации»

Рис. 2. Иерархия психологических качеств офицеров, являющихся примером для подражания (оценка дана военнослужащими-контрактниками)

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2007. С. 588.

2 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. С. 285.

3 Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: учебное пособие / под общ. ред. И. А. Алехина. М., 2003. С. 119-121.

4 Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. Ростов н/Д, 2006. 336 с.

УДК 316.6

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

А. А. Шадрин

Рассмотрены межличностные взаимоотношения курсантов в высшем военном учебном заведении как один из факторов субъективного благополучия, исследована их взаимосвязь с эмоциональным благополучием и социальной фрустрированностью, определены наиболее значимые отношения, влияющие на благополучие в процессе обучения.

Ключевые слова: субъективное благополучие, эмоциональное благополучие, социальная фрустрированность, социализация, военная служба.

Подготовка высококлассных специалистов, глубоко мотивированных в избранной ими профессии, в настоящее время является одной из приоритетных задач высших учебных заведений. Вместе с тем учебный процесс в современных вузах характеризуется высокой эмоциональной напряженностью, наличием большого числа стрес-согенных факторов, повышенной ответственностью, высоким динамизмом и рядом других обстоятельств (достаточно полно раскрытых В. Л. Цветковым и А. М. Тано-вым 1), при отсутствии психологической поддержки влекущих за собой негативные функциональные состояния, эмоциональный стресс, дезадаптацию и ряд других негативных последствий. В этих условиях одним из важнейших характеристик профессиональной социализации личности выступает субъективное благополучие. Оно опреде-

Рис. 3. Структура психолого-педагогических качеств офицера, определяющих личную примерность в воспитании военнослужащих-контрактников

5 Словарь по этике / под ред. И. Кона, М., 1981. 186 с.

6 Деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://azps. ru/articles/cmmn/indexde.html (дата обращения: 9.03.2014).

7 Там же.

8 Човдырова Г. С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С 38-43.

ляется Р. М. Шамионовым как понятие, выражающее собственное отношение индивида к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности 2. Высокий уровень благополучия обеспечивает полное и всестороннее развитие личности, успешную адаптацию и профессиональную социализацию. Неблагополучие же создает предпосылки для возникновения психических расстройств, нарушений эмоционально-волевой сферы личности, девиантного поведения, депрессивных состояний 3.

Являясь регулятором жизнедеятельности, субъективное благополучие имеет множество детерминант, среди которых существенную роль играет система межличностных отношений. При этом взаимоотношения в военном вузе, по отношению к другим учебным заведениям, имеют ряд отличий, обусловленных прежде всего совмещением обучения и прохождения военной службы. Изучению влияния межличностных отношений на субъективное благополучие посвящены работы М. Аргайла, Л. В. Куликова, Р. М. Шамионова и других известных авторов 4. Вместе с тем детерминация благополучия сферой взаимоотношений в военных организациях по настоящее время остается малоизученной. Воинские коллективы в данном проблемном поле могут представлять особенный интерес, поскольку в основе их деятельности лежат определенные функциональные факторы, жестко закрепленные особой регламентной базой, не зависящей от индивидуальных особенностей военнослужащих. Кроме того, в воинских коллективах к каждому военнослужащему предъявляется строго определенный «стандарт» не только про-

Таблица. Статистика соотношения пункта и суммарного балла.

фессиональных, но и личностных качеств, независимо от типа личности и ранее усвоенных социальных норм. Исследование влияния межличностных отношений на субъективное благополучие в таких условиях является одной из актуальных проблем, может способствовать более полному раскрытию картины данного сложного психологического феномена и позволяет лучше понять причины возникновения напряженных психологических ситуаций в воинских коллективах, а также решить многие проблемы психологического обеспечения учебного процесса в военном вузе.

В исследовании влияния межличностных отношений курсантов на субъективное эмоциональное благополучие и социальную фрустрированность приняли участие 269 курсантов военного института, средний возраст 19,9 лет, SD=1,69. Объем подвыборок: 1 курс — п=55, средний возраст 18,5 лет, SD=1,05; 2 курс — п=50, средний возраст 19 лет, SD=0,75; 3 курс — п=55, средний возраст 19,9 лет, SD=0,94; 4 курс — п=59, средний возраст 20,4 года, SD=0,79; 5 курс — п=50, средний возраст 22,4 года, SD=1,53.

Для исследования социально-психологических характеристик личности использовалась методика Л. И. Вассермана «Уровень социальной фрустрирован-ности» 5, модифицированная применительно к сфере военной службы. Модификация проверялась путем соотношения пунктов и суммарных баллов и показала высокую надежность результатов (табл.).

В целях исследования субъективного эмоционального благополучия использовалась шкала Регг^е!-

Ва^их, модифицированная М.В. Соколовой 6 . Опросник состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с социальным поведением, эмоциональным состоянием и физическими симптомами. Пункты разделены на шесть кластеров, объединенных интегральным показателем: напряженность и чувствительность; признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику; изменения настроения; значимость социального окружения; самооценка здоровья; степень удовлетворенности повседневной деятельностью.

Данные методики были оформлены в виде единой батареи. Опрос проводился в форме анкетирования группами численностью от 15 до 25 человек. Опрашиваемые курсанты находились в отдельном помещении, не имели возможности общаться и наблюдать за результатами анкетирования других респондентов.

Результаты исследования показывают, что взаимоотношения в родительской семье (демократический и либеральный стиль воспитания) оказывают последующее влияние на эмоциональное благополучие курсантов в процессе их социализации в военном институте ^=3,87,р<0,05; F=5,55, р<0,05). Так, среди курсантов, родители которых отдавали предпочтение демократическим отношениям, 14,4% респондентов имеют высокий уровень благополучия и 10,1% — низкий. В то же время курсанты с либеральными взаимоотношениями в родительской семье характеризуются более низкими показателями субъективного благополучия: лиц с высоким уровнем благополучия среди них не обнаружено, а число неблагополучных составляет 27,8%. Очевидно, либеральный стиль воспитания связан с установками в отношениях, в которых мало места контролю и дисциплине. Между тем жизнь курсанта предполагает известные ограничения и иерархические взаимоотношения. Возникает ситуация несогласованности установок и реальной социальной ситуации жизни таких курсантов. Изучая повседневную деятельность курсантов, А. В. Созон-ник также отмечает, что в условиях военного института личность может проявлять самостоятельность лишь в рамках, строго определенных нормативными документами 7. Кроме того, одним из главных требований к воинским подразделениям является их слаженность, характеризующаяся согласованностью действий между военнослужащими 8. Вполне очевидно, что поведение курсантов, не согласованное с коллективом, в ряде случаев вызывает негативное отношение как других курсантов, так и командиров подразделений и, как следствие, проявление негативных эмоциональных реакций. Учитывая данные обстоятельства, можно прийти к выводу, что курсантам, родители которых придерживались либеральных взаимоотношений, тяжелее приспособиться к условиям военной службы, что в конечном счете сказывается на уровне их эмоционального благополучия.

Исследование показало, что одним из немаловажных факторов субъективного благополучия курсантов выступает количество дружеских связей. Результаты анализа позволили установить влияние на эмоциональное благополучие оценки курсантами общего количества таких связей — «более 30 друзей» ^=8,85, р>0,01) и «менее 6 дру-

Удовлетворенность Альфа Кронбаха

Образованием 0,89

Отношениями с товарищами 0,89

Отношениями с командирами 0,89

Отношениями с преподавателями 0,88

Обучением 0,89

Условиями военной службы 0,89

Социальным статусом 0,89

Денежным довольствием 0,89

Жилищно-бытовыми условиями 0,89

Отношениями с родителями 0,89

Отношениями с друзьями 0,89

Сферой услуг 0,88

Медицинским обеспечением 0,89

Досугом 0,89

Возможностью проводить отпуск 0,89

Образом жизни 0,89

Возможностью выбора места дальнейшей службы 0,89

зей» (Б=10,85, p>0,01), при этом среди курсантов, отмечающих большое число дружеских связей, 20,7% имеют высокий уровень благополучия, а низкий — 9,9%, в то время как во второй группе высокий уровень благополучия обнаружен у 12,1%, а низкий — у 24,2%. Вполне очевидно, что в данном случае количественная оценка дружеских связей в большей степени отражает социальную активность. Р. М. Шамионов выделяет межперсональные отношения как одну из детерминант удовлетворенности профессиональной деятельностью, связывая последнюю с благополучием личности 9. Значимое влияние социальной активности на субъективное благополучие показано и в работах Л. А. Кларка и Д. Ватсона, М. Р. Канигхама и многих других 10.

Установлено, что субъективно оцениваемое количество дружественных связей оказывает влияние и на уровень социальной фрустрированности. Среди «имеющих более 30 друзей» курсантов ^=5,99, p>0,05) у 14,4% их отмечен низкий уровень фрустрированности и у 7,21% — высокий; у курсантов, «имеющих до 6 друзей» ^=4,50, p>0,05), низкий уровень фрустрированности отмечен только у 9,1%, в то время как высокий — у 22,7%.

Рассматривая групповую динамику, К. Левин установил, что в основе сплоченности каждой группы лежит ее возможность удовлетворять потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. При этом сплоченность формулируется им как «тотальное поле сил, заставляющее участников оставаться в группе» 11. Вполне очевидно, что в среде курсантов, чья принадлежность к группам в большей степени определена жесткой организационно-штатной структурой, количество межличностных связей характеризует степень удовлетворенности отношениями в группе.

Изучение количества дружеских связей также позволило установить, что высокая социальная активность курсантов, «имеющих более 30 друзей», оказывает влияние на согласованность значимости и доступности ценностей ^=5,93, p<0,05), при этом у 23% их ценности согласованы на высоком уровне, а значительное рассогласование отмечается всего у 7,2%. Учитывая результаты изучения активности личности, проведенные К. А. Абульхановой, в которых она отмечает, что ценностное отношение к жизни прослеживается в мотиве самовоплощения, одном из базовых потребностей личности, проявляющемся в стремлении расширить границы индивидуального бытия 12, можно предположить, что влияние большего количества дружественных связей на согласованность ценностей показывает ориентированность курсантов на самоорганизацию и самореализацию в условиях военного института.

Важность влияния межличностных отношений курсантов на субъективное благополучие подтверждается и оценкой курсантами внутреннего единства коллектива. Так, имеются различия степени эмоционального благополучия у курсантов, оценивающих степень единства коллектива: от «считающих подразделение полностью единым коллективом» ^=15,56, p>0,01) и «единым коллективом во взводах» ^=5,81, p>0,05) к «полагающих разрозненным коллективом» ^=15,21, p>0,01). При этом численность курсантов с высоким уровнем благополучия снижается по мере субъективной оценки раз-

розненности (24,3%, 6,82, 2,86%), а эмоционально неблагополучных — возрастает (9,9%,13,6, 34,3%).

От внутреннего единства коллектива зависит и удовлетворенность социальными отношениями. Фрустри-рованность курсантов, также как и неблагополучие, возрастает с усилением разрозненности. Среди считающих подразделение «полностью единым коллективом» ^=9,60, p>0,01) 17,1% имеют низкий уровень фру-стрированности и 6,3% — высокий); «в основном единым» ^=3,88, p>0,05) — низкий уровень у 10,3%, высокий — у 7,69%; при оценке «единым коллективом во взводах» ^=5,80, p>0,01) данные показатели составляют 4,55 и 25,0%, а в группе курсантов, полагающих коллектив «разрозненным ^=21,79, p>0,01), низкий и высокий уровень фрустрированности составляет 2,86 и 37,1%.

Вполне очевидно, что процессы взаимодействия в воинском коллективе предполагают взаимозависимость его членов, при этом специфика военной организации создает предпосылки для достижения консенсуса в ходе консолидации, что способствует положительной когнитивной и эмоциональной оценке, а конформизм и нонконформизм детерминируют эмоциональное неблагополучие и социальную фрустрированность.

Отношения курсантов с командирами, как компонент межличностных отношений, характеризуется рядом особенностей. С одной стороны, они основаны на принципах единоначалия и субординации, обязывающих командиров проявлять требовательность и принципиальность, с другой — младшие командиры одновременно являются и обучаемыми, получая образование на равных условиях с курсантами своих подразделений и обретая равный с ними статус после выпуска из военного института.

Исследование показало, что оценка курсантами данных отношений оказывает значимое влияние на уровень их эмоционального благополучия. Среди курсантов, полагающих, что предвзятое отношение отсутствует ^=21,86, p<0,01), 22,8% их имеют высокий уровень благополучия и только 11,4% — низкий. Среди тех, кто считают, что к ним предвзято относятся только отдельные командиры ^=4,37, p<0,05), 7,69% характеризуются высокой степенью благополучия, в то время как эмоционально неблагополучны 17,5% из их числа. В группе курсантов, считающих, что к ним относится предвзято большинство командиров ^=16,15, p<0,01), испытывающих высокий уровень эмоционального благополучия нет, а эмоционально неблагополучных — 44,0%. Приведенные данные позволяют выделить отношения с командирами среди всех факторов межличностных отношений, влияющих на эмоциональное благополучие, как доминирующие.

Влияние удовлетворенности отношениями с командирами проявляется и на когнитивном уровне. Среди курсантов, считающих, что предвзятое отношение в подразделении отсутствует ^=23,81, p<0,01), 17,7% лиц имеют низкий уровень социальной фрустрированности и только 6,9% — высокий. Курсанты, полагающие, что к ним предвзято относятся отдельные командиры, более фрустрированны ^=10,31, p<0,01), среди них высокий уровень удовлетворенности социальными отношениями только у 2,56%, в то время как низкий — у 28,2%.

Среди курсантов, считающих, что к ним относятся предвзято большинство командиров ^=5,46, р<0,05), высокий уровень удовлетворенности социальными отношениями испытывают 11,1%, а низкий — 44,4%. Учитывая, что «административный» состав военного института, руководствуясь нормативными требованиями, определяет вектор социализации, проводя постоянную работу по изучению, формированию и совершенствованию личностных качеств курсантов, фактически регламентируя весь уклад их жизни, высокий уровень фрустриро-ванности и эмоциональное благополучие курсантов, не удовлетворенных отношениями с командирами, вполне закономерен.

Между тем анализ результатов исследования показал, что среди курсантов, считающих, что они лишь изредка сталкиваются с предвзятым отношением, фактор «предвзятости» влияет не на эмоциональное благополучие ^=3,45, р>0,05) и социальную фрустрированность ^=3,40, р>0,05), а на согласованность ценностных ори-ентаций ^=5,14, р<0,05), при этом значимость и доступность ценностей согласована на высоком уровне у 17,0% и рассогласована у 21,0% лиц. Данные результаты позволяют сделать вывод, что, сталкиваясь с недоступностью ряда значимых ценностей, курсанты склонны винить командиров в невозможности их достижения.

Из приведенных данных следует, что межличностные отношения в воинском коллективе выступают одним из важнейших факторов субъективного благополучия курсантов. При этом наиболее значимыми выступают отношения с командирами. Данный вид отношений строго регламентирован общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и основан на принципе единоначалия. Он направлен на подготовку личности в соответствии с военно-учетной специальностью, формирование ее ценностных ориентаций, поддержание высокого морально-психологического состояния, а также сплочение воинского коллектива и многие другие аспекты прохождения личным составом военной службы 13. Учитывая данные обстоятельства, можно предположить что субъективное благополучие курсан-

тов в большей степени будет зависеть от полноты реализации командирами своих функциональных обязанностей. При этом рассогласование реализуемых отношений, очевидно, будет детерминировать эмоциональное неблагополучие и социальную фрустрированность.

1 Цветков В. Л., Танов А. М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2. С. 3.

2 Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы : монография. Саратов, 2008. С. 296-297.

3 Идобаева О. А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррек-ционной работы школьного психолога : дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 143 с.

4 Аргайл М. Психология счастья. М, 1990. 336 с. ; Куликов Л. В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. СПб., 2004. 464 с. ; Шамионов Р. М. Указ. соч.

5 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 18.

6 Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. Ярославль, 1996. 17с.

7 Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки ТГУ 2011. № 4(7). С. 260-262.

8 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008. С. 31.

9 Шамионов Р. М. Указ. соч. С. 105.

10 Clark L. A., Watson D. Mood and the mundane: Relations-betweendailylifeeventsandself-reportedmood // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. № 54. P. 296-308 ; Cunningham M. R. Does happiness mean friendliness? Induced mood and heterosexual self-disclosure // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988. № 14 (2). P. 283-297.

11 Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

360 с.

12 Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.

13 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. С. 30-35.

УДК 342

ООЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

А. В. Агеева

В статье рассматриваются вопросы социальной политики государства относительно семьи. Освещаются вопросы становления и развития семейной политики, ее связи с социальной политикой государства. Особое внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки семьи, вопросу взаимоотношений семьи и государства как равных сторон государственной семейной политики.

Ключевые слова: семья, семейная политика, социальная политика, защита семьи.

На XX Международном конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», проходившем в Москве 6-9 сентября

1999 г., была емко определена взаимосвязь семьи и государственной семейной политики: «политика семьи — политика государства» 1, что, безусловно, указывает на их тесную связь и взаимозависимость друг от друга. Ведь семья в любые периоды остается достаточно устойчивым социальным институтом, несмотря на потрясения и кризисы общества и государства.

В настоящее время учеными России построены теоретические основы семейной политики, на которых в полной мере может быть создана целостная система управления социальными процессами в семье. Социальная политика в сфере семейных отношений (семейная политика) понимается как одно из направлений социальной политики государства, которое предполагает научно обоснованное, комплексное, целенаправленное воздействие общества на семейные отношения. В зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.