Научная статья на тему 'Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов'

Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1448
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / SUBJECTIVE WELL-BEING / EMOTIONAL WELL-BEING / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PREDICTORS / ATTITUDES / LIFE ORIENTATION / VALUES / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадрин Алексей Александрович

В статье рассмотрены социально-психологические предикторы субъективного эмоционального благополучия курсантов, построена регрессионная модель, позволяющая содержательно интерпретировать предикцию субъективного благополучия в процессе профессиональной социализации, выявлена предикция эмоционального благополучия свойствами личности, ценностно-смысловой сферой и базовыми убеждениями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosocial predictors of subjective well-being of cadets in military schools

Social and psychological predictors of subjective emotional well-being of cadets are considered, the regression model allowing to interpret substantially a prediction of subjective wellbeing in the course of professional socialization is constructed, the prediction of emotional well-being is revealed by properties of the personality, the valuable and semantic sphere and basic belief of the personality in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов»

УДК 159.9 : 316.6

Шадрин Алексей Александрович

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России

[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В статье рассмотрены социально-психологические предикторы субъективного эмоционального благополучия курсантов, построена регрессионная модель, позволяющая содержательно интерпретировать предикцию субъективного благополучия в процессе профессиональной социализации, выявлена предикция эмоционального благополучия свойствами личности, ценностно-смысловой сферой и базовыми убеждениями личности.

Ключевые слова: профессиональная социализация, субъективное благополучие, эмоциональное благополучие, социально-психологические предикторы, социально-психологические установки, смысложизненные ориентации, ценности, свойства личности.

Научная актуальность изучения проблем субъективного благополучия обусловлена высокой динамикой развития современного общества и, как следствие, большим количеством социально-психологических проблем, сопутствующих данному процессу. Исследования субъективного благополучия в последние десятилетия приобретает все большую востребованность как в отечественной, так и в зарубежной науке, изучению данного феномена посвящены работы таких известных ученых как Э. Динер, М. Аргайл, Р.М. Шамионов, М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Е.В. Садальская и многих других. Следует отметить, что проблемное поле данного вопроса довольно широко и охватывает педагогику, социологию, медицину, а также множество других наук, но как полагает Р.М. Шамионов, именно научный аппарат социальной психологии может способствовать адекватному раскрытию всей глубины этого сложного психологического явления [16, с. 3].

Исследования субъективного благополучия, проведенные в последние годы направлены на изучение его структуры, этнопсихологических детерминант, ценностной детерминации, взаимосвязи благополучия и социальной активности, выявлены личностные, социокультурные, социально-психологические детерминанты, внешние факторы удовлетворенности в различных сферах предметной деятельности. В тоже время проблемы благополучия военнослужащих остаются малоизученными, могут представлять особый интерес, поскольку военно-профессиональная социализация происходит не только в крайне специфических условиях, но и охватывает один из значимых в развитии личности этапов - период жизненного самоопределения и становления мировоззрения. Исследования данного проблемного поля показывают, что несмотря на крайне тяжелые условия профессиональной деятельности, военнослужащие имеют достаточно высокий общий уровень удовлетворённости, и, несомненно, представляется актуальным выявление и изучение социально-психологических предикторов такого благополучия.

В исследовании предикции субъективного благополучия приняли участие 269 курсантов военно-

го института, средний возраст 19,9 лет, SD = 1,69. Объем подвыборок: 1 курс - n = 55, средний возраст 18,5 лет, SD = 1,05; 2 курс - n = 50, средний возраст 19 лет, SD = 0,75; 3 курс - n = 55, средний возраст 19,9 лет, SD = 0,94; 4 курс - n = 59, средний возраст 20,4 года, SD = 0,79; 5 курс - n = 50, средний возраст 22,4 года, SD = 1,53.

Для изучения эмоционального компонента субъективного благополучия использовалась шкала Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche в адаптации М.В. Соколовой («Шкала субъективного благополучия»), включающая 17 пунктов, связанных с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты разделены на 6 кластеров («напряженность и чувствительность», «признаки, сопровождающую основную психиатрическую симптоматику», «изменения настроения», «значимость социального окружения», «самооценка здоровья», «степень удовлетворенности повседневной деятельностью») и объединенных интегральным показателем [11].

В качестве социально-психологических предикторов были выбраны:

- переменные теста смысложизненных ориен-таций Д.А. Леонтьева [5], характеризующие наличие целей, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией и внутренний локус контроля - «цели в жизни», «процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни)», «результативность жизни (удовлетворенность самореализацией)», «локус контроля-Я (Я - хозяин жизни)», «локус контроля-жизнь (управляемость жизни)»;

- переменные «методики диагностики социально-психологических установок личности в мотива-ционно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, выражающие установки на «альтруизм», «эгоизм», «процесс», «результат», «свободу», «власть», «труд», «деньги» [6, с. 641-648];

- ценности психодиагностической системы «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фонтало-вой, представляющую собой комплекс методик, направленных во взаимодействии на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработ-

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Шадрин А.А., 2014

ки - «активная, деятельная жизнь», «здоровье (физическое и психическое здоровье)», «интересная работа», «красота природы и искусства», «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)», «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а так же интеллектуальное развитие)», «свобода, как независимость в поступках и действиях», «счастливая семейная жизнь», «творчество (возможность творческой деятельности)» [13];

- шкалы модифицированной формы В опросника FPI, предназначенного для диагностики состояний и свойств личности имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения - «невротичность», «спонтанная агрессивность», «депрессивность», «раздражительность», «общительность», «уравновешенность», «реактивная агрессивность», «открытость», «экстраверсия-интроверсия», «эмоциональная лабильность», «мускулизм-феменизм»[7, с. 314-323].

- переменные шкалы базовых убеждений Р. Янова-Бульцмана в адаптации О. Кравцовой -«благосклонность мира», «доброта людей», «справедливость мира», «контролируемость мира», «случайность, как принцип распределения происходящих событий», «ценность собственного Я», «степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями», «степень удачи, или везения» [8].

В качестве зависимой переменной был использован интегральный показатель шкалы субъективного благополучия.

Линейный регрессионный анализ методом пошагового отбора позволил выделить 7 основных социально-психологических предикторов субъективного благополучия курсантов (табл. 1). При этом данная модель объясняет более 42% дисперсии (при р<0,01), что позволяет содержательно интерпретировать полученные данные. Уравнение регрессии выглядит следующим образом: Wb=85.15-4.05LC+2.28EL-2.71PL+1.08VF-2.45BP-0.96RЛ-

0.76VS, где LC - локус контроля «Я», ЕL - эмоциональная лабильность, PL - процесс жизни, УР -свобода как независимость в поступках и действиях, ВР - доброта людей, ЯЛ - спонтанная агрессивность, VS - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а так же интеллектуальное развитие).

Переменная «Локус контроля-Я (Я-хозяин жизни)», показывает, что благополучие курсантов во многом зависит от способности управлять своей жизнью, при этом представление о себе как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии с собственными целями и представлении о ее смысле, положительно сказывается на эмоциональной удовлетворенности, в то время как неверие в собственные силы и в возможность контролировать события собственной жизни обуславливает неблагополучие. Очевидно, что данный предиктор (вносящий наибольший вклад в регрессионную модель, р=-,0293 при р<0,01), определен спецификой будущего предназначения курсантов и направленностью всего образовательного процесса в вузе на подготовку командиров, способных осуществлять эффективное управление. Формирование представления о себе как о сильной личности находит подкрепление со стороны командиров и в коллективных традициях, существующих в курсантской среде.

Предиктор благополучия «процесс жизни» (Р=-0,180 при р<0,01) показывает, что отношение к обучению в военном институте как к интересному, эмоционально насыщенному и наполненного смыслом процессу, положительно влияет на эмоциональное благополучие, что не удивительно, поскольку получение военного образования сопряжено с высокой интенсивностью учебного процесса, разнообразием видов учебной и служебной деятельности, а так же характеризуется большим количеством социальных контактов, требующих от личности высокой активности. Изучая психологические проблемы поиска человеком смысла жизни В. Франкл отмечает, что осознание собственных возможностей составляет только часть субъективного благополучия, а второй частью является ак-

Таблица 1

Результаты линейной регрессии для оценки социально-психологических предикторов субъективного благополучия курсантов

№ п/п Переменная R2 Скорректированный R2 F Р t

1. Локус контроля Я -,293 -4,671 ,000

2. Процесс жизни -,180 -2,964 ,003

3. Эмоциональная лабильность ,290 4,905 ,000

4. Спонтанная агрессивность 0,424 0,409 27,481 -,139 0,00 -2,533 ,012

5. ВР (доброта людей) -,157 -3,246 ,001

6. ценность«свобода» ,176 3,688 ,000

7. ценность «познание» -,113 -2,362 ,019

тивность - действие, необходимое для достижения предполагаемого результата [14, с. 114]. В тоже время С.К. Басовец полагает, что счастье достигается только в процессе постоянного поиска [1]. В этой связи следует полагать, что субъективное благополучие курсантов детерминировано не только отношением к «процессу жизни», но и активной жизненной позицией, связанной с таким отношением.

В совокупности предикторы смысложизненных ориентаций охватывают более 35% дисперсии в регрессионной модели, что свидетельствует о высокой значимости их влияния. Р.М. Шамионов полагает, что смысложизненные ориентации личности, ее представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания, составляют основоопределяющий комплекс субъективного благополучия [16, с. 95]. В этой связи вполне очевидно, что благополучие курсантов в большей степени детерминировано согласованностью между смысложизненными ориен-тациями (в основном, отношением к процессу жизни, своему месту в ней, а так же способностью влияния на нее), и «внешними» установками, определенных условиями военной социализации.

Исследование свойств личности, позволяет выделить среди них два предиктора (охватывающих более 31% дисперсии) - «эмоциональная лабильность» (В= 0,290 при р<0,01) и «спонтанная агрессивность» (В=-,0139 при р<0,05).

Предикция «спонтанной агрессивности» вполне закономерна, поскольку высокие баллы по шкале методики характеризуют личность, свободную от ограничений, раскованную и уверенную в себе, охотно откликающуюся на любые происходящие события и находящую новизну и интерес даже в повседневных делах. Низкие же баллы свидетельствуют об уступчивости, сдержанности, осторожности поведения, сужении круга интересов и ослаблении влечений. Такие лица не любят перемен, к новизне относятся с предубеждением, окружающая обстановка представляется им скучной и не интересной. Учитывая исследования Н.Г. Винокуровой, Е.А. Горской и И.В. Черновой, полагающих что экстравертированность и агрессивность формируют сильный тип поведения и выражает тенденцию к самоутверждению и активной самореализации [2], следует признать, что данная предикция в условиях военной службы, связанной с высокой активностью и включающей большое количество эмоционально насыщенных мероприятий, вполне закономерна. Сделанный вывод подкрепляется и результатами исследований Л.В. Синициной, выявившей взаимосвязь между агрессивным поведением и успешной адаптацией курсантов [10].

Предикция высокого уровня благополучия низким уровнем «эмоциональной лабильности» вполне ожидаема, так как в ряде исследований обнаружены аналогичные результаты. Изучая опыт учас-

тия в боевых действиях, Ю.Ю. Стрельникова установила взаимосвязь между эмоциональной устойчивостью и эмоциональной лабильностью [12]. Очевидно, это связано с тем, что низкий уровень «эмоциональной лабильности» присущ эмоционально зрелой, не склонной к фантазиям, мыслящей трезво и реалистично личности, что в большей степени соответствует необходимым качествам военнослужащего. Высокие же оценки по шкале «эмоциональная лабильность» свидетельствуют о тонкой духовной организации, ранимости, не приемлемости грубости и тяжелой работы, не сочетающихся с условиями военной службы.

Регрессионный анализ ценностей позволяет выделить из них два предиктора - «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а так же интеллектуальное развитие)» и «свобода, как независимость в поступках и действиях», при этом их вклад в регрессионную модель составляет более 22%. Высокая значимость «свободы» детерминирует низкий уровень благополучия, а ориентированность на «познание» - высокий.

Следует полагать, что значимость «познания» играет регулятивную роль в организации поведения курсанта, направленного на обретение новых знаний и умений, востребованных социальной ситуацией, что определяет и внутреннюю оценку его бытия.

«Свобода» представляет собой одну из наивысших ценностей, современного общества, рассматриваемую многими современными учеными не только как ценность, но и как базовую потребность (А.И. Рогулев [9] и др.), непременной принадлежностью которой принято полагать единство личной независимости и самоограничения, выраженного в неотделимости прав и обязанностей человека [3]. Учитывая связь благополучия с субъективным отношением личности к событиям жизни и самому себе, возможности удовлетворения своих потребностей и стремлений, представленных в самосознании, отмеченную Р.М. Шамионовым [15], а так же тот факт, что с начальных этапов военно-профессиональной социализации курсанты сталкиваются с ограничениями свободы, такую предикцию следует признать адекватной. При этом, чем больше выражена потребность личности в «свободе», тем более отрицательно сказывается влияние ограничений на субъективное благополучие.

Анализ базовых убеждений позволил выделить влияние только одного предиктора - «уверенность в доброте людей» (B=-,0157 при p<0,01), что отражает социальную сущность военно-профессиональной социализации. Как отмечают Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис, счастливые люди считают качественные отношения с другими одним из главных своих приоритетов. Очевидно, что курсанты, стремящиеся к установлению отношений основанных

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

на благосклонности и доброжелательности получают большую поддержку со стороны коллектива, положительно сказывающуюся на эмоциональном благополучии.

Убеждения относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения (включающие переменные «ценность Я», «самоконтроль» и «везение»), не находят место среди предикторов благополучия, очевидно, ввиду того, что отношение к собственной ценности военнослужащих уравнивается установленными рамками единства курсантов подразделения, а способность управления событиями ограничена.

Общее отношение к осмысленности мира (включающее показатели «справедливость мира», «контролируемость мира» и «случайность») так же не включено в регрессионную модель благополучия, вероятнее благодаря тому, что высокая регламентированность военной службы, повсеместное планирование исключает целеполагание на случайность. Кроме того, курсанты испытывают ограничения в возможностях влияния на происходящие события, а справедливость окружающего мира в большей степени детерминирована нормативно-правовой базой.

В результате регрессионного анализа переменные социально-психологических установок моти-вационно-потребностной сферы исключены из предикторов благополучия, однако рассмотрение их динамики позволяет понять причины исключения из регрессионной модели. Изучение регрессионных моделей показало высокую изменчивость предикторов благополучия на разных этапах социализации. Так «ориентация на труд» выступает предиктором на 1 курсе (B=-,0285 при p<0,01), однако в последующем ее роль нивелируется и не проявляется вплоть до 5 курса (B=-0,291 при p<0,01). «Ориентация на деньги» выступает в качестве предиктора только на 4 курсе (B=-0,254 при p<0,05), а «установка на результат» - на 4 и 5 курсах (B=-0,256 при p<0,05; B=-0,204 при p<0,05). Вполне очевидно, что такая изменчивость предикции социально-психологических установок может объяснить их отсутствие в общей регрессионной модели субъективного благополучия. В тоже время, рассматривая работы Л.В. Куликова, полагающего влияние степени удовлетворения потребностей на уровень благополучия опосредованным [4, с. 116-118], а также результаты исследований Р.М. Шамионо-ва, отражающих детерминацию субъективного благополучия не самой потребностью и степенью ее удовлетворения, а отношением к ней, к ее значимости и значимости результата удовлетворения [16, с. 40], можно предположить, что значимость моти-вационно-потребностной сферы нивелируется сужением круга актуальных потребностей курсантов ввиду полного их обеспечения обмундированием, питанием, денежным довольствием, местом проживания, медицинским обеспечением и многим другим.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов. Ими являются: локус контроля «Я», «процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни)», эмоциональная лабильность и спонтанная агрессивность, ценности - свобода, (как независимость в поступках и действиях), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а так же интеллектуальное развитие) и убеждение в доброте людей. Выделенные предикторы характеризуют благополучного курсанта как сильную, эмоционально зрелую личность, уверенную в себе, мыслящую трезво, не склонную к фантазиям, не ставящую собственные интересы выше интересов окружающих, активно включенную в социум военного института, ценящего познание и не воспринимающего регламентные ограничения военного вуза как ограничение свободы. При этом значимость социально-психологических предикторов можно оценить путем построения различных регрессионных моделей. Модель, в которой в качестве зависимой переменной выбран интегральный показатель субъективного благополучия, а независимыми переменными смысложизненные ориентации, описывает 30,3% дисперсии (Я2=0,303, Р=57,92 при р<0,01). Модель, основанная на свойствах личности, объясняет 20,9% дисперсии (Я2=0,303, Р=35,07 при р<0,01), социально-психологические установки позволяют описать 13,0 % (Я2=0,130, Р=19,86 при р<0,01) а ценности - 10,7% (Я2=0,107, Р=10,56 при р<0,01),что может свидетельствовать о том, что наибольшее влияние на благополучие оказывают смысложизненные ориентации и свойства личности.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что благополучие курсантов в большей степени зависит от выраженности активной жизненной позиции, соотнесенной с самоопределением личности, а так же свойств личности, наиболее адекватных для адаптации в условиях военной службы - эмоциональной зрелости, уверенности в себе, дисциплинированности и исполнительности.

Библиографический список

1. Басовец С.К. Художественное введение в био-психологику. - Ярославль: ЛИЯ, 2000. - 304 с.

2. Винокурова Н.Г., Горская Е.А., Чернова И.В. Взаимосвязь жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов университета ГПС МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы. - СПб., 2012. - № 2. - С. 143-150.

3. Философия в вопросах и ответах / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др.; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М.: Проспект, 2008.- 336 с.

4. КуликовЛ.В. Психология настроения. - СПб., 1997. - 228 с.

5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2000. -18 с.

6. Потемкина О. Ф. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере // Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: 2003. - 560 с.

8. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г. У Сол-датовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

9. Рогуле в А.И. Потребность личности в свободе как общественное явление: Дис. ... канд. философ. наук. - Свердловск, 1984. - 211 с.

10. Синицына Л.В. Особенности эмоциональных переживаний у курсантов военизированного вуза и пути их коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2001. - 196 с.

11. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия: руководство. - Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 17 с.

12. Стрельникова Ю.Ю. Мотивация участия в боевых действиях и ее влияние на выраженность психологических последствий // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2013. -№ 3. - С. 48.

13. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

15. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия в разных условиях профессиональной социализации личности // Мир психологии. - 2010. - № 1. -С. 237-249.

16. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. -Саратов: Научная книга, 2008. - 296 с.

УДК 159.923

Каменецкая Елена Викторовна

Высшая школа психологии, г. Москва

Ребеко Татьяна Анатольевна

кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва [email protected], [email protected]

ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ Я У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ*

В статье обсуждаются вопросы взаимосвязи между нарушением пищевого поведения по типу переедания (НПП) и ментальной репрезентацией образа собственного тела. Проведен анализ подходов и методов диагностических исследований. Обсуждается понятие «граница тела». Приводятся результаты исследования женщин (75 человек) с помощью методик, позволяющих оценить взаимосвязь между целостностью ментельной репрезентации тела, его границ и НПП.

Ключевые слова: образ тела, телесное Я, методика диагностики телесного Я, внутреннее и внешнее Я-отгра-ничение.

В большинстве экономически развитых стран мира прослеживается отчётливая тенденция к увеличению числа больных с нарушением пищевого поведения, сопровождающегося тяжёлыми соматоэндокринными расстройствами и вызывающим психосоциальную дезадаптацию. В отечественных исследованиях проблемы нарушения пищевого поведения в большей степени обсуждались в связи медицинскими задачами. Психодиагностические методы, как правило, применялись в комплексе с психофизиологическими методиками в дополнение к клиническим наблюдениям. Поэтому не в достаточной мере использовались возможности сравнительного подхода,

в частности, сравнительного анализа психологических особенностей, мотивации поведения людей так или иначе связанных с нарушениями в области пищевого поведения [9].

Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в различных условиях, поведение, ориентированное на образ собственного тела, деятельность по формированию этого образа.

Расстройства пищевого поведения - это комплексы симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов (Вознесенская Т.Г., 1990; Вахми-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект №14-28-00087), институт психологии РАН).

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Каменецкая Е.В., Ребеко Т.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.