Научная статья на тему 'Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов'

Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / "ОРИЕНТИРОВАННЫЙ-НА-БУДУЩЕЕ" КОПИНГ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / SUBJECTIVE WELL-BEING / SATISFACTION WITH LIFE / PREDICTORS OF SUBJECTIVE WELL-BEING / ANTITCIPATION COMPETENCY / UNIVERSITY STUDENTS / FUTURE-ORIENTED COPING / PERSONALITY RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даниленко Ольга Ивановна

Субъективное благополучие студента рассматривается как показатель успешности преодоления трудностей учебного процесса. На основе обзора литературы формулируется предположение о перспективности расширения корпуса личностных характеристик, которые могут выступать в качестве ресурсов совладания с трудностями. В качестве таковых предлагается учитывать характеристики, обеспечивающие возможность заблаговременной подготовки к событиям, требующим преодоления. Описывается модель антипационной состоятельности студентов, включающая такие характеристики. Приводятся данные эмпирического исследования, цель которого выявить относительный вклад компонентов антиципационной состоятельности в субъективное благополучие учащихся вузов. В опросе приняли участие 276 студентов старших курсов разных специальностей. Для определения показателей антиципационной состоятельности студентов использован опросник АС-ВУЗ-2; для определения показателей субъективного благополучия «Шкала субъективного благополучия» (адаптация М.В.Соколовой) и «Шкала удовлетворенности жизнью» E. Diener (адаптация Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина). Для обработки данных использованы корреляционный и регрессионный анализ. Результаты. Обнаружены взаимосвязи показателей субъективного благополучия, общего показателя и каждого из компонентов антиципационной состоятельности студентов: дисциплинированность, предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности, самооценка успешности и психофизиологическая саморегуляция. В число значимых позитивных предикторов академической успеваемости студентов входят компоненты антиципационной состоятельности: предусмотрительность, с аморегуляция в учебной деятельности и психосоматическая саморегуляция. Наиболее сильным предиктором субъективного благополучия является компонент антиципационной состоятельности студентов предусмотрительность, который отражает действенную заботу субъекта об использовании возможностей вуза и своих ресурсов для успешной деятельности в более или менее отдаленной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даниленко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICIPATION COMPETENCY AS THE PREDICTOR OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS

The Subjective well-being of a student is viewed as an indicator of the success in coping with difficulties of the learning process. On the basis of the review of literature, the supposition about the promising outlook of the expansion of the framework of personal characteristics is formulated, which characteristics can serve as resources for coping with difficulties. As such, it is proposed to take into consideration the characteristics which provide for the ability for anticipatory preparation to the events which require coping with. The model of students’ anticipation competency which includes such characteristics is described. The data of the empirical research are given, the purpose of which is to reveal the contribution of components of students’ anticipation competency to the subjective well-being of students attending higher education institutions. 276 senior students with different majors participated in the survey. In order to determine the indicators of the students’ anticipation competency, the AS-VUZ-2 questionnaire was used; for the determination of subjective well-being indicators, the “Subjective Well-Being Scale” Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche (adaptation by M. V. Sokolova) and the Satisfaction with Life Scale by E. Diener (adaptation by D. A. Leontyeva and Ye. N. Osina) were used. The correlation and the regression analyses were used for data processing. The results. Interrelations between the indicators of subjective well-being, of the general indicator and of each of the components of the anticipation competency of university students were discovered: discipline, foresight, self-regulation in educational activity, and psychophysiological self-regulation. The number of significant positive predictors of academic achievements in university students include anticipation competency components: foresight, self-regulation in educational activity, and psychophysiological self-regulation. The most powerful predictor of the subjective well-being is the component of the anticipation competency of students is the foresight which reflects the efficient care of a students in using the opportunities of a higher education institution and his/her resources for successful activities in a more or less distant prospect.

Текст научной работы на тему «Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов»

Danilenko Olga Ivanovna

ANTICIPATION COMPETENCY .

psychological science

УДК 159.9.07

АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ

© 2018

Даниленко Ольга Ивановна, доктор культурологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 6, e-mail: danilenko.olga@gmail.com) Аннотация. Субъективное благополучие студента рассматривается как показатель успешности преодоления трудностей учебного процесса. На основе обзора литературы формулируется предположение о перспективности расширения корпуса личностных характеристик, которые могут выступать в качестве ресурсов совладания с трудностями. В качестве таковых предлагается учитывать характеристики, обеспечивающие возможность заблаговременной подготовки к событиям, требующим преодоления. Описывается модель антипационной состоятельности студентов, включающая такие характеристики. Приводятся данные эмпирического исследования, цель которого — выявить относительный вклад компонентов антиципационной состоятельности в субъективное благополучие учащихся вузов. В опросе приняли участие 276 студентов старших курсов разных специальностей. Для определения показателей антиципационной состоятельности студентов использован опросник АС-ВУЗ-2; для определения показателей субъективного благополучия «Шкала субъективного благополучия» (адаптация М.В.Соколовой) и «Шкала удовлетворенности жизнью» E. Diener (адаптация Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина). Для обработки данных использованы корреляционный и регрессионный анализ. Результаты. Обнаружены взаимосвязи показателей субъективного благополучия, общего показателя и каждого из компонентов антиципационной состоятельности студентов: дисциплинированность, предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности, самооценка успешности и психофизиологическая саморегуляция. В число значимых позитивных предикторов академической успеваемости студентов входят компоненты антиципационной состоятельности: предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности и психосоматическая саморегуляция. Наиболее сильным предиктором субъективного благополучия является компонент антиципационной состоятельности студентов предусмотрительность, который отражает действенную заботу субъекта об использовании возможностей вуза и своих ресурсов для успешной деятельности в более или менее отдаленной перспективе.

Ключевые слова: субъективное благополучие; удовлетворенность жизнью; предикторы субъективного благополучия; антиципационная состоятельность; студенты; «ориентированный-на-будущее» копинг; личностные ресурсы.

ANTICIPATION COMPETENCY AS THE PREDICTOR OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS

© 2018

Danilenko Olga Ivanovna, Doctor of Culturology, Professor of the Department of General Psychology, Faculty of Psychology, St. Petersburg State University (199034, Russia, Sankt-Peterburg, Makarova embankment, 6, e-mail: danilenko.olga@gmail.com)

Abstract. The Subjective well-being of a student is viewed as an indicator of the success in coping with difficulties of the learning process. On the basis of the review of literature, the supposition about the promising outlook of the expansion of the framework of personal characteristics is formulated, which characteristics can serve as resources for coping with difficulties. As such, it is proposed to take into consideration the characteristics which provide for the ability for anticipatory preparation to the events which require coping with. The model of students' anticipation competency which includes such characteristics is described. The data of the empirical research are given, the purpose of which is to reveal the contribution of components of students' anticipation competency to the subjective well-being of students attending higher education institutions. 276 senior students with different majors participated in the survey. In order to determine the indicators of the students' anticipation competency, the AS-VUZ-2 questionnaire was used; for the determination of subjective well-being indicators, the "Subjective Well-Being Scale" Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche (adaptation by M. V. Sokolova) and the Satisfaction with Life Scale by E. Diener (adaptation by D. A. Leontyeva and Ye. N. Osina) were used. The correlation and the regression analyses were used for data processing. The results. Interrelations between the indicators of subjective well-being, of the general indicator and of each of the components of the anticipation competency of university students were discovered: discipline, foresight, self-regulation in educational activity, and psychophysiological self-regulation. The number of significant positive predictors of academic achievements in university students include anticipation competency components: foresight, self-regulation in educational activity, and psychophysiological self-regulation. The most powerful predictor of the subjective well-being is the component of the anticipation competency of students is the foresight which reflects the efficient care of a students in using the opportunities of a higher education institution and his/her resources for successful activities in a more or less distant prospect.

Keywords: subjective well-being; satisfaction with life; predictors of subjective well-being; anticipation competency; university students; future-oriented coping; personality resources

Проблема предикторов субъективного благополучия активно обсуждается в научной психологии в последние десятилетия в ответ на запросы практики. Обращаясь к специалисту, страдающий человек ждет, что ему помогут справиться с неблагоприятными обстоятельствами и негативными психологическими состояниями. Переживание субъективного благополучия знаменует успешное преодоление трудной ситуации. Это делает важным поиск ответа на вопрос: какие факторы обусловливают обретение и сохранение позитивного эмоционального фона и удовлетворенности жизнью несмотря на ее неизбежные сложности.

Существует немало корреляционных исследова-

ний, направленных на выявление взаимосвязей субъективного благополучия и других проявлений человека. Использование регрессионного анализа позволяет выявить предикторы субъективного благополучия, в качестве которых рассматриваются психологические характеристики, а также культурная принадлежность, экономический и социальный статус, пол, возраст и др. В соответствии с пониманием субъективного благополучия как интегративной характеристики, объединяющей аффективную (эмоциональная оценка своей жизни через соотношение положительного и отрицательного переживания) и когнитивную (оценка удовлетворенности жизнью) оставляющие [1-3] для оценки субъектив-

психологические науки

Даниленко Ольга Ивановна АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ...

ного благополучия используются показатели обеих составляющих.

Проведенный в 1990- годы мета-анализ исследований показал тесную связь с субъективным благополучием ряда психологических характеристик, таких как эмоциональная стабильность, жизнестойкость, надежность, личностные черты, психодинамические характеристики человека и др. Выявлено, что в качестве позитивных предикторов субъективного благополучия выступают факторы Большой пятерки Экстраверсия (Extraversion) и Согласие (Agreeableness); Нейротизм (Neuroticism) является сильным негативным предиктором удовлетворенности жизнью и счастья[4]. В более поздних исследованиях эти выводы, как правило, находили подтверждение. В частности, испанские ученые обнаружили совпадающие по направленности взаимосвязи субъективного благополучия с Экстраверсией и Нейротизмом. В этом же исследовании было показано, что демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение респондентов) существенно влияют на предикцию субъективного благополучия личностными чертами [5]. Российские ученые также выявили негативную связь показателей субъективного благополучия и фактора Нейротизм из Большой пятерки [6]. Роль психодинамических характеристик как предикторов эмоциональной составляющей субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью показана в исследовании Р.М.Шамионова и М.В.Григорьева [7].

Важным направлением исследований является сравнение вкладов различных личностных характеристик в субъективное благополучие представителей разных групп. Так, А.А.Шадрин показал, что в число предикторов субъективного благополучия курсантов военного института и студентов входят различные социально-психологические показатели, характеризующие смысло-жизненные ориентации, установки, ценности, свойства и базовые убеждения личности; выявленные особенности объясняются спецификой социализации представителей этих групп [8]. В исследовании Р.М. Шамионова и Н.Ж.Султниязовой проведено сравнение предикторов субъективного благополучия у лиц, принадлежащих к разным этническим группам; в качестве независимых переменных приняты ценности личности и отношение к культурным традициям [9]. Е.Н.Еремина выявляла, какие личностные черты (по опроснику Р.Кэттела) являются предикторами разных проявлений субъективного благополучия у работающих и безработных граждан [10].

Специфической группой, привлекающей внимание психологов, являются студенты. Выявлена связь субъективного благополучия студентов с защитными механизмами психики: практически все показатели выраженности защитных механизмов (по Келлерману-Плутчику) коррелируют с показателями психологического неблагополучия [6]. С.В.Яремчук обнаружила, что субъективное благополучие отрицательно коррелирует с числом и выраженностью внутриличностного конфликта в ценностной сфере. Переживание субъективного неблагополучия усиливает мотивацию преобразования себя и своей жизни [11]. Сравнение влияния ситуационных и личностных факторов субъективного благополучия у студентов позволило О.Ю.Зотовой с коллегами сделать вывод, что по сравнению с обстоятельствами жизни и личностными особенностями более значимыми предсказателями переживания счастья являются характеристики личности, связанные с реализацией своего потенциала [12].

Для нас уровень субъективного благополучия студента — это показатель того, насколько ему удается справляться с трудностями своей жизни, как общими, которые он разделяет с другими гражданами страны в условиях современной экономической и социальной реальности, так и специфическими, связанными со статусом учащегося вуза. Освоение сложной учебной программы,

проверка знаний во время экзаменов, забота о будущем трудоустройстве и т.д. заставляют молодого человека испытывать напряжение. Опираясь на модель П.Вонга, мы рассматриваем успешное преодоление трудных ситуаций как результат мобилизации соответствующих ресурсов [13]. Наряду с психологическими (когнитивные, эмоциональные, волевые качества), социальными, материальными и иными возможностями важную роль в процессе совладания играют личностные характеристики — «черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессогенных ситуациях» [14, с.213]. Исследуя ресурсы совладания у студентов с разным уровнем субъективного благополучия мы обнаружили значимые различия. Дисперсионный анализ показал, что у лиц с более высоким уровнем субъективного благополучия более высокие показатели всех компонентов и общей жизнестойкости, самоуважения, оптимизма как атрибутивного стиля, предпочтения копинг стратегии «планирование решения проблемы». У лиц с более низким уровнем субъективного благополучия сильнее выражена общая напряженность психологических защит, они чаще предпочитают копинг-стратегии «бегство-избегание», у них выше показатель самоуважения «внутренняя неустроенность». Регрессионный анализ показал, что наибольший вклад в субъективное благополучие вносят компоненты жизнестойкости «вовлеченность» и «принятие риска» и компонент самоотношения «саморуководство» [15].

Мы полагаем, что дальнейшие поиски факторов субъективного благополучия студентов предполагают расширение корпуса личностных характеристик, которые могут выступать в качестве ресурсов совладания с учетом специфики деятельности учащихся вузов. В качестве таковых мы видим характеристики, обеспечивающие заблаговременное совладание с трудностями учебы.

Тема заблаговременного совладания со стрессом — копинга, ориентированного на будущее (future-oriented coping) — стала разрабатываться относительно недавно в рамках психологии совладающего поведения. В литературе представлены описания разных типов такого копинга, разработаны методики для измерения выраженности соответствующих копинг стратегий [16-20 и др.]. Условием заблаговременного совладания является антиципация — способность действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [21, c. 5]. В работах В.Д.Менделевича и его коллег сформулирована и получила развитие концепция антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) личности как способности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. «Таким образом, антиципационная состоятельность характеризует определенный уровень развития анти-ципационных способностей в системе личности» [22, c. 50]. Созданный В.Д.Менделевичем опросник «Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности)» позволяет определить общий уровень антиципационной состоятельности и трех его компонентов — личностно-ситуативной, временной и пространственной антиципационной состоятельности.

Антиципационная состоятельность рассматривается В.Д.Менделевичем как компонент системы стабилизации личности, поскольку она обеспечивает возможность заблаговременной подготовки к событиям, требующим преодоления [23, c.67]. Мы предположили, что эта личностная характеристика способствует подготовке студентов к возможным трудностям в учебе и как следствие — переживанию субъективного благополучия. Однако корреляционное исследование, в котором был использован Тест антиципационной состоятельности, не выявил значимых корреляционных связей показателей этого

Danilenko Olga Ivanovna ANTICIPATION COMPETENCY ..

psychological science

теста и опросников, определяющих уровень субъективного благополучия [24]. Мы полагаем, что это объясняется спецификой учебной деятельности и трудностей, которые студенту надо учитывать и к которым следует готовиться.

Таким образом, нами была поставлена задача построения модели антиципационной состоятельности студента.

Теоретическое и и эмпирическое исследование позволило обосновать пятифакторную модель антиципа-ционной состоятельности студента. Созданный нами опросник АС-ВУЗ-2 дает возможность получить показатели шкал, соответствующих этой модели. Кратко представим содержание выявленных нами компонентов антиципационной состоятельности (далее — АС) студентов.

Дисциплинированность — характеристика, отражающая способность отвечать требованиям учебного процесса с точки зрения времени посещения занятий, соблюдения сроков сдачи письменных работ и т.п.

Предусмотрительность отражает действенную заботу о будущем: насколько студент использует возможности, которые предоставляет ему вуз, учитывает и обогащает ресурсы для реализации своих намерений, учитывая возможные трудности на пути к своим целям.

Саморегуляция в учебной деятельности — характеристика, отражающая способность адекватно оценивать требования учебного процесса и свои возможности.

Показатели компонента психосоматическая саморегуляция свидетельствуют том, заботится ли он о своем самочувствии как условии успешной учебы, особенно в периоды повышенных нагрузок. Особый смысл по сравнению с другими имеет компонент самооценка успешности. Ответы на соответствующие пункты опросника свидетельствуют о том, как студент сам оценивает свои успехи в учебе. Мы рассматриваем шкалу самооценка успешности как вспомогательную по отношению к основным шкалам, позволяющим оценить АС студента [25, с.38-40].

Общая гипотеза представленного здесь эмпирического исследования состоит в том, что антиципационная состоятельность студента может служить предиктором его субъективного благополучия.

Цель исследования: выявить относительный вклад компонентов антиципационной состоятельности студентов в их субъективное благополучие.

Для проверки гипотезы и достижении цели исследования использованы следующие методики:

1) авторский опросник АС-ВУЗ-2; учитывались показатели шкал: дисциплинированность; предусмотрительность; саморегуляция в учебной деятельности, психофизиологическая саморегуляция и общий показатель антиципационной состоятельности студентов [25];

2) «Шкала субъективного благополучия» (ШСБ) Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche (адаптация М.В.Соколовой [26]; «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖ) E. Diener в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина [27].

Для обработки полученных данных использованы методы математической статистики: первичные статистики, корреляционный анализ (r-Пирсона), регрессионный анализ. При обработке данных использовался пакет статистических программ Statistica 8.0.

Выборка. В исследовании приняли участие 276 студентов, обучающиеся на старших курсах одного из вузов Санкт-Петербурга по различным специальностям; из них мужчин 69 (25%), женщин 193 (70%); у 14 (5%) пол не заполнен в анкете; средний возраст 21,8 лет.

Опрос проводился в бланковой форме в аудитории анонимно и добровольно в мае 2017 года.

Результаты. Для выявления взаимосвязей показателей субъективного благополучия и АС студентов был проведен корреляционный анализ. Его результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Взаимосвязь показателей субъективного благополучия по опросникам ШСБ и ШУДЖ с показателями АС студентов

Показатели АС студентов Показатели субъективного благополучия по методикам

ШСБ ШУДЖ

Дисциплинированность -0,22*** 0,14*

Предусмотрительность -0,36*** 0,33***

Саморегуляция в учебной деятельности -0 37*** 0 27***

Самооценка успешности -0,16* 0,15*

Психофизиологическая саморегуляция -0,28*** 0,18**

Общий показатель АС студентов -0 45*** 0,35***

Примечания: 1) более высоким показателям опросника ШСБ соответствуют более низкий уровень субъективного благополучия субъекта; 2) *** p<0,001; ** p<0,01; * p<0,05.

Результаты корреляционного анализа выявили наличие статистически значимых взаимосвязей показателей субъективного благополучия по обеим методикам с показателями всех компонентов и общим показателем АС студентов. Какие из компонентов АС можно рассматривать в качестве значимымых предикторов субъективного благополучия студентов? Для ответа на этот вопрос был осуществлен регрессионный анализ, где в качестве зависимой переменной выступает показатель субъективного благополучия студентов, а в качестве независимых переменных учитывались компоненты АС студентов дисциплинированность, предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности, самооценка успешности и психофизиологическая саморегуляция. Для построения регрессионной модели был использован метод подбора параметров из заранее заданного списка Forward stepwise. Этот алгоритм последовательно подбирает в модель параметры (предикторы), которые имеют максимальный вклад в прогноз до тех пор пока множественная корреляция не начинает уменьшаться. Соответственно в модель подбирается минимальное количество параметров, которые улучшают общую предсказательную силу модели и исключаются те параметры, которые уменьшают ее прогностические возможности. Мы предлагаем в таблице 2 только показатели, вошедшие в модель, исходя из предложенного алгоритма.

Таблица 2. Компоненты АС студентов как предикторы субъективного благополучия

3 авнснмая пер еменная Шкалы методики АС-ВУЗ, изначально введенные в алгоритм Forward stepwise Р t Р

Показатель субъективного благополучия по опроснику ШСБ Саморегуляция в учебной деятельности -0,24 -3,785 0,000

Пр еду смо трнт ельн о сть -0,24 -3,853 0,000

Психосоматическая саморегуляция -0,15 -2,527 0,012

Показатель субъективного благополучия по опро снику ШУДЖ Предусмотрительность 0,26 4,024 0,000

Саморегуляция б учебной деятельности 0,15 2368 0,019

Психосоматическая саморегуляция 0,08 1,244 0214

Примечание: более высоким показателям опросника ШСБ соответствуют более низкий уровень субъективного благополучия субъекта.

В первой регрессионной модели, где в качестве зависимой переменной выступает показатель субъективного благополучия методики ШСБ, R= 0,465; R2= 0,216 F(3, 237)=21,881; р<0,000. Стандартная ошибка предсказания: 11,973. Модель объясняет 22% дисперсии зависимой переменной. В конечную модель входят три переменных. Выявлено, что среди учтенных предикторов положительный вклад в показатель субъективное благополучие вносят компоненты антиципационной состоятельности предусмотрительность (Р=-0,24) и саморегуляция в учебной деятельности (Р=-0,24) и психосоматическая саморегуляция (-0,15).

Во второй регрессионной модели, где в качестве зависимой переменной выступает показатель субъективного благополучия методики ШУДЖ, R= 0,374; R2=

психологические науки

Даниленко Ольга Ивановна

АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ...

0,140; F(3,245)=13,318; р<0,000. Стандартная ошибка предсказания: 5,837. Модель объясняет 14% дисперсии зависимой переменной. В конечную модель входят две переменных. Среди учтенных предикторов положительный вклад в показатель субъективное благополучие вносят компоненты АС предусмотрительность (Р=0,26) и саморегуляция в учебной деятельности (0=0,15). Значимость отличия коэффициентов регрессии для переменной психосоматическая саморегуляция близок к нулю, поэтому мы не включаем его в анализ результатов.

Данные, полученные посредством регрессионного анализа свидетельствуют. что показатели АС студентов предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности и психосоматическая саморегуляция могут служить в качестве предикторов субъективного благополучия студентов. Таким образом, наша гипотеза получила подтверждение.

Обсуждение. Для получения данных о субъективном благополучии студентов мы использовали две методики. Как упоминалось выше, в соответствии с пониманием субъективного благополучия как интегративной характеристики, для оценки субъективного благополучия используются показатели эмоциональной оценки своей жизни и оценки удовлетворенности жизнью. Показатели Шкалы субъективного благополучия позволяют поучить данные об эмоциональном компоненте субъективного благополучия [26], показатели Шкала удовлетворенности жизнью «измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида» [27]. Поскольку в опроснике Шкала субъективного благополучия более высоким показателям опросника соответствуют более низкий уровень субъективного благополучия субъекта, можно сказать о наличии позитивных связей как эмоциональной, так и когнитивной составляющих субъективного благополучия с каждым из компонентов АС студентов.

Данные регрессионного анализа показали, что в качестве значимых предикторов и для эмоциональной и для когнитивной составляющих субъективного благополучия выступают два компонента — предусмотрительность и саморегуляция в учебной деятельности, причем предусмотрительность вносит несколько больший вклад в показатель когнитивной составляющей субъективного благополучия — удовлетворенности жизнью, тогда как вклад этих компонентов в эмоциональную оценку своей жизни не отличается. Рассматривая субъективное благополучие как характеристику, объединяющую обе составляющих, можно сделать вывод о том, что из числа компонентов АС именно предусмотрительность является наиболее сильным предиктором субъективного благополучия студента как интегративной характеристики.

Полученные результаты представляются вполне закономерными. Предусмотрительность характеризует субъекта как стратегически ориентированного, открытого в будущее; его АС проявляется в стремлении к реализации возможностей, которые дает вуз; именно для этого он создает и использует ресурсы, позволяющие предупреждать возникновение трудностей и эффективно преодолевать их. Такая установка и соответствующее поведение позволяет не только справляться с текущими проблемами, но поддерживает веру в благоприятное будущее, что, несомненно, способствует переживанию субъективного благополучия. Саморегуляция в учебной деятельности обеспечивает тактику успешной реализации процесса учебы в вузе за счет адекватной оценки требований учебного процесса и своих возможностей. Результативность такой деятельности способствует удовлетворенности жизнью и позитивному эмоциональному настрою.

Показатели компонента психосоматическая саморегуляция свидетельствуют о том, в какой мере субъект заботится о своем физическом и психическом со-

стоянии, особенно в периоды повышенных нагрузок. Закономерно, что забота о своем самочувствии позитивно влияет на прежде всего на эмоциональную составляющую субъективного благополучия, о чем и свидетельствуют данные регрессионного анализа.

Итак, нам удалось показать, что компоненты антици-пационной состоятельности студентов могут выступать в качестве предикторов субъективного благополучия, поскольку характеризуют разные аспекты способности субъекта предвидеть трудные ситуации и предпринимать действия, направленные на их предотвращение и преодоление для достижения своих жизненных целей Очевидно, что антиципационная состоятельность — не единственный и, возможно, не основной фактор субъективного благополучия студента. Выявить, как компоненты антиципационной состоятельности влияют на субъективное благополучие во взаимодействии с другими характеристиками субъекта — когнитивными, эмоциональными, поведенческими, личностными и пр. — задача дальнейших исследований. Их результаты могут служить для разработки программ психологической помощи студентам, испытывающим затруднения в процессе обучения.

Выводы.

1. Обнаружены взаимосвязи показателей субъективного благополучия, общего показателя и каждого из компонентов антиципационной состоятельности студентов: дисциплинированность, предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности, самооценка успешности и психофизиологическая саморегуляция.

2. В число значимых позитивных предикторов академической успеваемости студентов входят компоненты антиципационной состоятельности: предусмотрительность, характеристика, которая отражает действенную заботу субъекта об использовании возможностей вуза и своих ресурсов для успешной деятельности в более или менее отдаленной перспективе; саморегуляция в учебной деятельности —характеристика, отражающая способность адекватно оценивать требования учебного процесса и свои возможности и психосоматическая саморегуляция — характеристика, отражающая заботу о своем самочувствии как условии успешной учебы. Наиболее сильным предиктором удовлетворенности жизнью как показателя субъективного благополучия является компонент антиципационной состоятельности студентов предусмотрительность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Bradburn, N. M., Caplovitz, D. Reports of Happiness. Chicago, 1965. Reports on Happiness. A Pilot Study of Behavior Related to Mental Health. Chicago, IL: Aldine Publishing Company. 1965. 195 p.

2. Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological

Bulletin, 1999. 125. С. 276-302.

3. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология. М.: Время, 2009. 192 с.

4. DeNeve, K. M., & Cooper, H. (1998). The happy personality: A meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being. Psychological Bulletin, 124(2), 197229. URL: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.124.2.197 (Дата обращения: 27.08.2018).

5. Guttierrez J. L.G, Jimenes B.M., Hernandes E.G., Puente C.P. Personality and subjective well-being: big five correlates and demographic variables // Personality and individual differences 38 (2005) pp.1561-1569. URL: https:// www.uam.es/gruposinv/esalud/Articulos/Psicologia%20 Positiva/personality-and-well-being-JOSE.PDF (дата обращения: 27.08.2018).

6. Урываев В.А., Тарасова А.А.. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов //Сибирский психологический журнал. 2011. .№41 С.58. Сибирский психологический журнал. 2011. №41. С.58.URL:http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_ page=archive&id=990&article id=19303 (дата обраще-

Danilenko Olga Ivanovna psychological

ANTICIPATION COMPETENCY ... science

ния: 27.08.2018).

7. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 41-51.

8. Шадрин А.А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов// Современные проблемы науки и образования. 2015. №1 (Часть 1). URL: https://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=176832014 (дата обращения: 24.08-2018).

9. Шамионов Р . М., Султаниязова Н. Ж. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Российский психологический журнал. - 2018. -Т. 15, № 1. С. 157-186. DOI: 10.21702/rpj.2018.1.8

10. Еремина Е.Н. Личностные характеристики как предикторы субъективного благополучия личности с разной ситуацией трудовой занятости // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21) с. 59-68.

11. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности// Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 85-95.

12. Зотова О.Ю., Ригель А.М., Тунеянц А.А. Ситуационные и личностные факторы субъективного благополучия студентов // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. №4 (10). С.118-136.

13. Wong P.T. Effective management of life stress: The resource-congruence model // Stress Medicine. 1993. Vol. 9. P.51-60. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.714.7339&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 27.08.2018).

14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.

15. Даниленко О.И., Юревич О.И. Ресурсы совлада-ния у лиц с разным уровнем субъективного благополучия // Вестник СПбГУ. Сер.12. 2014. Вып. 3. С.17-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Aspinwall L.G., Taylor S.E. A stitch in time: self-regulation and proactive coping // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 121. P. 417-436.

17. Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: Mastering demands and searching for meaning. Chapter 25 // Lopez S.J., Snyder C.R. Handbook of positive psychological assessment. Washington (DC): American Psychological Association, 2002.http://userpage.fu-berlin.de/~health/ma-terials/s_knoll_coping.pdf Дата обращения 23.08.2017

18. Greenglass E.R. Proactive Coping and Quality of Life Management // E. Fydenberg (Eds.), Beyond Coping:

Meeting Goals, Visions, and Challenges. London: Oxford University Press. 2002. P. 19-35.

19. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология сов-ладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 21-54

20. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. I. С.198-205.

21. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. 1980. 279 с.

22. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологических исследований // Психологический журналю 2006. Т. 27. № 5. С. 50-22.

23. Менделевич В.Д. Антиципациионные механизмы неврозогенеза. Казань: М Медицина, 2011. 288 с.

24. Даниленко О.И., Горбунов И.А., Юревич О.И. Антиципационная состоятельность студентов: опыт эмпирического исследования // Материалы съезда Российского психологического общества. Казань: изд-во Казан. ун-та, 2017. Т.2. С. 372-374.

25. Даниленко О.И. , Горбунов И.А. Антиципационная

состоятельность как личностный ресурс студентов // Вопросы психологии. 2018. №3. С. 33-43.

26. Шкала субъективного благополучия // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии. 2002. C.467-470.

27. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса (21—22 октября 2008 г.), 2008. URL: http://publications.hse.ru/ chapters/78753840 (дата обращения: 11.09.2017).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-06-00477а.

Статья поступила в редакцию 28.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.