Научная статья на тему 'Особенности субъективного благополучия субъектов зависти и соперничества'

Особенности субъективного благополучия субъектов зависти и соперничества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / СОПЕРНИЧЕСТВО / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ / ENVY / RIVALRY / SUBJECTIVE WELL-BEING / SOCIAL COMPARISON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бескова Татьяна Викторовна, Шамионов Рауль Мунирович

В статье анализируются особенности взаимосвязей субъективного благополучия с завистливостью личности и ее склонностью к стратегии соперничества. Выявлены существенные различия в рассматриваемых взаимосвязях: тенденция к соперничеству взаимосвязана с общей удовлетворенностью основными сферами жизнедеятельности субъекта на когнитивном уровне; склонность к зависти, напротив, коррелирует с неудовлетворенностью, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях. Раскрыты основные стратегии нивелирования превосходства, детерминированные негативным результатом социального сравнения в соотнесении с рассматриваемыми феноменами зависти и соперничества. Выявлены особенности субъективного благополучия в группах с различными стратегиями нивелирования превосходства другого в значимых сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF SUBJECTS OF ENVY AND RIVALRY

In the article there are analyzed features of interrelations of subjective well-being with envious relation of personality and its disposition to a rivalry strategy. There are revealed essential distinctions in considered interrelations: the tendency to rivalry is interconnected with general satisfaction in the basic spheres of the subject's life activity on cognitive level; disposition to envy, on the contrary, correlates with dissatisfaction in cognitive and emotional levels. There are revealed basic strategies of superiority leveling, determined by negative result of social comparison in correlation with considered phenomena of envy and rivalry. There are revealed features of subjective well-being in groups with various strategies of leveling of superiority of the other in significant spheres.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективного благополучия субъектов зависти и соперничества»



Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений», проект № 10-06-00091а

В статье анализируются особенности взаимосвязей субъективного благополучия с завистливостью личности и ее склонностью к стратегии соперничества. Выявлены существенные различия в рассматриваемых взаимосвязях: тенденция к соперничеству взаимосвязана с общей удовлетворенностью основными сферами жизнедеятельности субъекта на когнитивном уровне; склонность к зависти, напротив, коррелирует с неудовлетворенностью, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях. Раскрыты основные стратегии нивелирования превосходства, детерминированные негативным результатом социального сравнения в соотнесении с рассматриваемыми феноменами зависти и соперничества. Выявлены особенности субъективного благополучия в группах с различными стратегиями нивелирования превосходства другого в значимых сферах.

Ключевые слова: зависть, соперничество, субъективное благополучие, социальное сравнение.

В повседневной жизни зависть и соперничество (соревнование, конкуренция) на первый взгляд часто сопутствуют друг другу и граница между ними действительно трудноуловима - зависть словно становится своего рода субпродуктом всякого соревнования. Отметим, что проблема соотношения зависти и соперничества имеет весьма продолжительную историю рассмотрения. Начиная со времен античности (Гесиод, Аристотель, Платон) и заканчивая настоящим временем (Л.С. Архангельская, Е.В. Золотухина-Аболина, Е.П. Ильин, И.Б. Котова, В.А. Лабунская, К. Муздыбаев, Е.Е. Соколова, Г. Шек и др.) эта столь неоднозначная диада, вызывает многочисленные споры у представителей социально-гуманитарных наук, сущность которых, главным образом, заключена в поиске ответа на вопрос: «Может ли зависть стимулировать развитие человека, выступать в роли «двигателя прогресса»?». На наш взгляд, утвердительный ответ на поставленный вопрос, можно получить лишь положительно ответив на другой: «Является ли желание достичь того, что имеет другой завистью?».

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Бескова Т.В., Шамионов Р.М. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СУБЪЕКТОВ ЗАВИСТИ И СОПЕРНИЧЕСТВА

Анализ определений зависти, представленных в литературе, не приближает нас к ответу, в силу того, что при объяснении данного феномена вновь возникает противостояние между двумя стратегиями нивелирования превосходства другого: «достичь» и «отобрать».

«Зависть - чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого» [14, с. 902].

«Зависть - чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему каким-либо благом или преимуществом, и сопровождающее желанием, чтобы он их лишился» [10, с. 89].

«Зависть - неприязненно-враждебное чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (это качество, это достижение, этот успех) либо страстно желает лишить предмета зависти другого человека» [9, с. 4].

В первом из определений зависть проявляет себя как желание достичь, во втором - отобрать, в третьем - использовать обе стратегии, либо одновременно, либо в зависимости от наличия ресурсов для достижения (ресурсы позволяют - «достичь», не позволяют - «отобрать»). Отражением терминологической двусмысленности является и разнополярное представление о зависти, бытующее на уровне обыденного сознания: «<...> «белая зависть» - мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается для нее стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. <...> «черная зависть» - негативная эмоция, побуждающая субъекта совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости» [12, с. 118]. Таким образом, именно терминологическая двусмысленность в понимании феномена зависти и детерминирует научные дискуссии по поводу ее конструктивности. Очевидно, что ответ на вопрос о стимулирующих развитие человека функциях зависти, предопределен исходными представлениями авторов о ее сущности. В этом и заключена главная проблема.

В этой связи обратимся к размышлениям Л.Я. Гозмана, который акцентирует внимание на весьма актуальной (если не на основной) проблеме психологии, говоря, что «Семиология современной социальной психологии исключительно многозначна. Часть используемых в научной литературе понятий имеют не одно, а несколько значений, покрывают весьма разнородные аспекты реальности. Это связано, прежде всего, с тем, что многие понятия, являясь одновременно и обыденными, распространены не только и не столько, в рамках науки, но и литературном, и даже в разговорном языке. <...> Закономерны поэтому те терминологические трудности, которые встают при проведении психологических исследований <...>» [5, 6].

Определяясь с понятиями, отметим, что под завистью мы понимаем «враждебное отношение к другому человеку, детерминированное его превосходством в значимых сферах, сопровождающееся негативными эмоциями, имеющими двунаправленный характер (на другого и на себя), и проявляющееся в желании лишить прямо или косвенно его этого превосходства» [3, с. 22].

Говоря о соперничестве, отметим, что оно давно и активно функционирует на житейском уровне, но в тоже время не имеет категориального статуса в психологических словарях. К.Б. Кузнецова, пишет, что соперничество, имея общие коннотации с понятиями «конкуренция» и «соревнование», занимает промежуточное положение между открытой, контактной формой соперничества как соревнование и конкретизированной (предметной) формой соперничества как конкуренции. <...> Понятие «соперничество» носит амбивалентный характер, соперничество имеет как положительные значения (активность, соревновательность, достижение, успех, победа), так и отрицательные (конфронтация, враг, противник, зложелатель, завистник и т.д.)» [7, с. 9]. В нашем понимании соперничество может основываться как на положительном, партнерском, нейтральном отношении к другому и иметь конструктивный характер, так и на резко отрицательном (враждебном), приобретая тем самым деструктивную направленность. Если в первом случае действиями субъекта по достижению цели руководит желание быть лучше через подражание идеалу, основанное на доброжелательном отношении к другому, то во втором - стремление достичь неизбежно пересекается с желанием навредить. Итак, под соперничеством нами понимается феномен, функционирующий в системе межличностных и межгрупповых отношений, определяющий модель поведения личности, характеризующуюся ориентированностью «на себя» и стремлением любыми способами добиться удовлетворения своих интересов.

Осмысливая анализируемые феномены в соотнесении друг с другом, полагаем целесообразным рассмотреть их в рамках теории социального сравнения, одним из эффектов которого выступает оценка превосходства другого и ее соотнесение со своими успехами и затратами. В результате такой оценки и соотнесения могут возникать различные отношения и соответствующие им переживания. Осознание того, что другой в чем-то превосходит сравнивающего субъекта, может вызвать как зависть, так и желание любыми способами достичь того же. Подобную мысль ранее высказывала и В.А. Лабунская, анализируя зависть, безнадежность и надежду как способы преобразования бытия субъекта: «<...> само по себе сравнение и оценивание не могут неизбежно приводить как к зависти, так и к надежде. Но, принимая во внимание выводы относительно роли механизмов сравнения и оценивания в актуализации зависти и надежды, необходимо поставить вопрос о тех социально-психологических переменных бытия человека, представленных для него в различных по модальности и значимости ситуациях общения, которые могут "превращать" сравнение в "активную надежду", а оценивание в ожидание желаемого, в стремление достигнуть хороших результатов. Либо будут приводить к актуализации стремления не только не допустить превосходства над собой, но и отобрать, разрушить то, что тебе не принадлежит, т.е. к "невыносимому восхищению - зависти"» [8, с. 121].

Двухмерная графическая модель, предложенная нами ниже (рис. 1), определяет позицию зависти и соперничества при осознании превосходства другого в значимой для субъекта сфере.

6

Зависть

отобрать

Зависть-соперничество

Соперничество —►

Стремление нивелировать превосходство отсутствует

достичь

Рис. 1. Типы отношений в двумерной модели стратегий поведения при нивелировании превосходства другого

Отметим, что обращение к вопросу о соотношениях «зависть - соперничество», «зависть - мотивация достижения», осуществляется нами не впервые (проведенные ранее эмпирические исследования [1, 2] указывают на отсутствие значимых корреляций между рассматриваемыми феноменами). Однако невероятно устойчивое мнение (как в науке, так и повседневной жизни) о стимулирующих, активизирующих развитие человека функциях зависти, заставляет нас продолжать подобные исследования. Нами предполагается, что выявление личностных, субъектных и социально-психологических детерминант склонности к зависти и соперничеству, позволит по-новому осмыслить анализируемое соотношение. Переменная соперничества в сопряжении с завистью выводит ее на активно-действенный уровень. Иначе говоря, соперничество (или его отсутствие) характеризует завистливого человека как склонного к активному нивелированию превосходства другого, либо напротив, имеющего пассивно-созерцательную позицию. С другой стороны, соперничество имеет и самостоятельную функцию - функцию достижения, в основе которого не имеется императивов действий каким-либо образом повреждающих благополучие Другого.

В этом смысле особое место отводится вопросу об особенностях переживания субъективного благополучия личностью имеющей ту или иную склонность. Проблема заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени и на уровне каких компонентов или их констелляций возможно переживание благополучия в зависимости от локуса личности в представленной двумерной модели. Изучение этой проблемы особенно важно в свете представлений о субъективном благополучии личности и его психологических оснований, особенно в части рефлексивности и активности. Ранее нами было показано, что субъективное благополучие представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее

в себе активное начало [11, 15]. Вместе с тем, оно выступает опосредующим звеном между внутренними и внешними инстанциями личности, тем самым определяя ее внутреннюю согласованность.

Поскольку ранее проведенные исследования [4] позволили выяснить, что субъективное благополучие с одной стороны связано с активной позицией, а с другой, - с завистью (в зависимости от ее характера разнонаправлено), необходимо уточнить каковы особенности переживания субъективного благополучия у лиц, испытывающих отношения зависти, соперничества и «пограничной» зоны зависти-соперничества.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей субъективного благополучия (как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях) у субъектов зависти и соперничества.

В качестве методического инструментария были использованы: а) «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификация В.В. Бойко)» [6]; б) «Шкала субъективного благополучия» (адаптированный М.В. Соколовой вариант опросника Ж. Перудэ-Баду (в. Реггис1е1:-Вас1оих)) [13]; в) «Методика исследования завистливости личности» (Т.В. Бескова) [3, с. 177-183]; г) методика ■. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях» [11, с. 172-177] (шкала соперничества). Обработка результатов осуществлялась с помощью метода корреляционного анализа и метода сравнения средних показателей по критерию 1-Стьюдента.

Общая выборка исследования составила 240 человек, представляющих разные социально-демографические группы (55 % мужчин, 45 % женщин; возрастной интервал от 15 до 74 лет (Мх = 27,48)).

На первом этапе исследования был проведен корреляционный анализ завистливости и соперничества с показателями когнитивного и эмоционального компонентов субъективного благополучия (табл. 1)

Таблица 1

Матрица корреляций завистливости и соперничества с субъективным благополучием

Характеристики неудовлетворенности и субъективного неблагополучия Коэфф. корреляции Пирсона (г)

Зависть Соперничество

Неудовлетворенность социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности (когнитивный компонент)

образованием 0,131* -0,023

взаимоотношениями с коллегами 0,172** -0,102

взаимоотношениями с администрацией 0,200* -0,094

взаимоотношениями с субъектами професс. деятельности 0,134* -0,027

содержанием работы 0,109 -0,094

условиями профессиональной деятельности 0,118 -0,033

положением в обществе 0,261*** -0,025

материальным положением 0,100 -0,008

жилищно-бытовыми условиями 0,150* -0,082

отношениями с супругом 0,061 -0,054

отношениями с детьми 0,100 -0,041

отношениями с родителями 0,063 -0,101

обстановкой в обществе 0,015 -0,212*

отношениями с друзьями 0,182* -0,128*

сферой услуг -0,067 -0,152*

сферой медицинского обслуживания -0,026 -0,080

проведением досуга 0,123 -0,018

возможностью проводить отпуск 0,170* -0,093

возможность выбора места работы 0,068 -0,099

своим образом жизни в целом 0,267*** -0,033

Средний показатель неудовлетворенности 0,207* -0,136*

Субъективное неблагополучие (эмоциональный компонент)

напряженность и чувствительность 0,155* -0,043

признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику 0,212*** 0,038

изменение настроения 0,313*** -0,022

значимость социального окружения 0,245*** 0,030

самооценка здоровья 0,292*** -0,066

удовлетворенность повседневной деятельностью 0,128* 0,013

Общий показатель субъективного неблагополучия 0,281*** 0,002

Примечание: так как где * - уровень значимости 0,05, ** - 0,01, ***- 0,001.

Анализируя корреляции, представленные в таблице 1, представляется возможным констатировать следующее: -завистливость личности положительно взаимосвязана, как с неудовлетворенностью основными аспектами жизнедеятельности (когнитивным компонентом субъективного благополучия), так и с отрицательными эмоциями (аффективным компонентом);

-тенденция к соперничеству коррелирует лишь с когнитивным компонентом субъективного благополучия, более того, эта взаимосвязь является отрицательной. Иными словами, если зависть сопровождается ощущением неблагополучия, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях, то соперничество - удовлетворенностью основными сферами жизнедеятельности.

На втором этапе эмпирического исследования для более подробного анализа особенностей субъективного благополучия, были выделены четыре группы респондентов, которые отличаются по выраженности завистливости и соперничества, разные соотношения которых, на наш взгляд, определяют основные стратегии нивелирования превосходства другого в значимой для субъекта сфере.

Группа 1. Низкий уровень завистливости и соперничества. Стремление нивелировать превосходство другого отсутствует. Это может выражаться как нейтральное признание превосходства (безразличие), радость, восхищение, «ленивые грезы», элегическое сожаление.

Группа 2. Низкий уровень завистливости и высокий уровень соперничества. Нивелирование превосходства другого происходит через активные действия по достижению желаемого предмета (качества, умения), субъект стремится в первую очередь подняться на уровень превосходящего его человека («хочу иметь то, что он имеет»).

Группа 3. Высокий уровень завистливости и низкий уровень соперничества. Нивелирование превосходства другого происходит не через поднятие себя на его уровень, а через низведение объекта, имеющего некое превосходство на свой уровень («хочу, чтобы он не имел того, что имеет»).

Группа 4. Высокий уровень завистливости и соперничества. Стратегия, направленная на ликвидацию разрыва между «мной» и «другим», предусматривает комбинированные действия по устранению превосходства - одновременно «достичь» и «отобрать».

Изначально нами был проведен сравнительный анализ общих показателей когнитивного и эмоционального компонента субъективного благополучия, между субъектами с разными соотношениями завистливости и соперничества (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ субъективного благополучия субъектов с различными соотношениями завистливости и соперничества

Сравниваемые 1-Стьюдента

характеристики 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4

Средний показатель 1,88 -1,07 -0,41 -2,83** -1,70 0,34

неудовлетворенности

Общий показатель субъективного неблагополучия -0,26 -2,29* -3,29** -2,06* -3,10** -1,31

Примечание: где * - уровень значимости 0,05 ** - 0,01.

Ранжирование средних показателей неудовлетворенности в анализируемых группах показало, что наиболее неудовлетворенными основными сферами жизнедеятельности являются лица с высоким уровнем зависти и низким уровнем соперничества (стратегия «отобрать») (1,72). Далее в порядке уменьшения следуют респонденты с высоким уровнем зависти и соперничества (стратегия «достичь»

и отобрать») (1,64), с низким уровнем зависти и соперничества (отсутствие стремления к нивелированию превосходства) (1,55), с низким уровнем зависти и высоким уровнем соперничества (стратегия «достичь») (1,25). Однако статистически значимые различия выявлены лишь между второй и третьей группами: неудовлетворенность завистливых респондентов выше, чем у респондентов с выраженной тенденцией к соперничеству.

Что касается эмоционального компонента субъективного благополучия, то в данном случае эмоциональный дискомфорт наиболее выражен у субъектов зависти-соперничества (63,31), а наименее - у субъектов с низкими показателями как зависти, так и соперничества (45,7). Помимо этого статистически значимые различия выявлены практически во всех сравниваемых группах (кроме 1-2 и 3-4).

Для более детального изучения нами анализировались особенности субъективного благополучия в группах с различными стратегиями нивелирования превосходства другого в значимых сферах (рис. 2).

Неудовлетворенность основными сферами жизнедеятельности (1 = 2,839, р < 0,01): взаимоотношениями с коллегами

(Ч = 3,38, р < 0,01), администрацией = 2,8, р < 0,01),

друзьями (1 = 3,45, р < 0,001), положением в обществе (1 = 2,55, р < 0,05), возможностью проводить отпуск (1 = 2,61, р < 0,05), образом жизни в целом

(1 = 2,69, р < 0,01). Эмоциональное неблагополучие (1=2,06, р<0,05): значимость социального окружения (1 = 2,06, р < 0,05).

СОПЕРНИЧЕСТВО

Различия

Неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами (1 = 2,11, р < 0,05), друзьями (1 = 2,53, р < 0,05), положением в обществе (1 = 2,8, р < 0,01). Эмоциональное неблагополучие (1 = 3,10, р < 0,01): напряженность и чувствительность (1 = 2,27, р < 0,05), изменение настроения (1 = 2,77, р < 0,01),

значимость социального окружения (1 = 2,26, р < 0,05), самооценка здоровья (1 = 2,11, Р < 0,05).

ЗАВИСТЬ-СОПЕРНИЧЕСТВО

Рис. 2. Особенности субъективного благополучия в группах с различными стратегиями нивелирования превосходства другого в значимых сферах (направление стрелок показывает более высокий уровень неудовлетворенности у групп, откуда исходит стрелка)

Таким образом, при сравнении трех групп с разными стратегиями нивелирования превосходства другого, выявлены следующие различия:

а) респонденты с высоким уровнем завистливости превосходят респондентов с тенденцией к соперничеству по общему уровню неудовлетворенности на когнитивном

и эмоциональном уровнях. На когнитивном уровне их неудовлетворенность связана со сферой взаимоотношений (профессиональных (на горизонтальном и вертикальном уровнях) и дружеских) и статусными характеристиками, оказывающими влияние на недовольство образом жизни в целом и в частности -в сфере отдыха. Определяющей характеристикой ощущения неблагополучия на эмоциональном уровне является недостаток близких социальных связей; б) респонденты, стремления которых совмещают в себе одновременно стратегии «достичь» и «отобрать» (зависть-соперничество) по сравнению с респондентами с тенденцией к соперничеству характеризуются более высокой неудовлетворенностью отдельными сферами жизнедеятельности (общая неудовлетворенность у данных групп не различается), а также превалированием отрицательных эмоций (эмоциональный компонент субъективного благополучия). Иначе говоря, субъект зависти-соперничества может быть вполне доволен своим положением, однако, склонность считать, что кто-то превзошел или может его превзойти (не обязательно в сфере его удовлетворенности), определенно порождает негативные эмоции (плохое настроение и самочувствие, пессимизм, недоверие к людям, замкнутость и др.). Отдельного внимания заслуживает факт отсутствия каких-либо различий при сравнении субъективного благополучия у субъектов зависти и зависти-соперничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам эмпирического исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы: -тенденция к соперничеству взаимосвязана с общей удовлетворенностью основными сферами жизнедеятельности субъекта на когнитивном уровне, взаимосвязей с эмоциональной составляющей и стремлением достичь любыми средствами цели не обнаружено. Склонность к зависти, напротив, коррелирует с неудовлетворенностью, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях; -субъекты с выраженной тенденцией к соперничеству (стратегия «достичь») превосходят по уровню эмоционального комфорта субъектов, испытывающих зависть, как в «чистом виде», так и с элементами соперничества. Тогда как по удовлетворенности основными аспектами жизнедеятельности - только завистников, не стремящихся нивелировать превосходство другого путем своих собственных достижений, и видящих выход из столь «несправедливо» сложившейся ситуации лишь в лишении (прямо или косвенно) другого этого превосходства;

-субъекты зависти и зависти-соперничества не отличаются по уровню субъективного благополучия, что позволяет предположить, что находящаяся в области пересечения зависть-соперничество, больше вбирает в себя характеристик зависти, нежели соперничества.

Таким образом, завистливые не достигают оптимального уровня субъективного благополучия ни при созерцательной, ни активной позиции; их стремление нивелировать превосходство другого не приводит к ожидаемой удовлетворенности.

www.pro.rsu.ru

Неудовлетворенность личности определенного типа только усиливает ее завистливость, становясь побудителем поиска (либо активного нивелирования превосходства) объекта зависти. Это не говорит о том, что завидующий и предпринимающий усилия в отношении объекта зависти ничем не удовлетворен. Однако целостная картина субъективного благополучия у этих лиц не выстраивается, что в условиях психотерапии требует оказания помощи в изменении отношения к себе и другому, своему и чужому успеху.

Литература

1. Бескова Т.В. Соотношение зависти и мотивации достижения // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики». -Челябинск, 2010. - № 1. - С. 13-18.

2. Бескова Т.В. Соотношение понятий «зависть» и «соперничество» // Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических и технологических условиях: материалы всеросс. науч.-практ. конфренции. -Саратов: КУБиК, 2010. - С. 46-51.

3. Бескова Т.В. Социальная психология зависти. - Саратов: ИЦ Наука, 2010.

4. Бескова Т.В., Шамионов Р.М. Соотношение характеристик зависти и субъективного благополучия личности // Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов. - Чебоксары, 2010. - С. 61-71.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

7. Кузнецова К.Б. Психология соперничества в контексте гендерного подхода: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007.

8. Лабунская В.А. Зависть, безнадежность и надежда как способы преобразования бытия субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. - Краснодар: Изд-во КГУ, Просвещение-Юг, 2005. - С. 120-137.

9. Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№ 6. - С. 3-12.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

11. Психологические тесты / сост., подготовка текста, библиогр. Э.Р. Ахмеджано-ва. - М., 1996.

12. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

13. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. - Ярославль: НПЦ Психодиагностика, 1992.

14. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Русские словари, 1994. - Т. 1.

15. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. - Саратов: Научная книга, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.