Педагогика
УДК 372.2
студент Кохановская Ирина Алексеевна
Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Каменева Ирина Викторовна
Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск)
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста. Дана характеристика страху как эмоциональному состоянию. Раскрыты причины оказывающие непосредственное влияние на проявление страхов у детей от 5 до 8 лет. Продемонстрировано воздействие семейных условий на эмоциональное развитие ребенка. Выделены функции страхов. Проанализирована сказка, как метод психолого-педагогического воздействия на личность ребенка. При этом, автор обращает внимание на то, что особое место в предупреждении страхов с помощью сказкотерапии занимают такие особенности сказки, как-то: отсутствие дидактики, высокая информационная наполненность, передача опыта. Подобраны методики диагностики. С помощью подобранных методик выделены превалирующие виды страхов. На основании диагностики и сопутствующих материалов по сказкотерапии составлена программа по предупреждению страхов с помощью сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста. Представлены особенности видов сказок, вошедших программу. Обоснован выбор методов и приемов, используемых в занятиях. Предоставлен фрагмент занятия по предупреждению страха темноты. Автором отмечается вариативность предложенной программы. Сделаны выводы о влиянии сказкотерапии на предупреждение страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: сказкотерапия, страхи, старший дошкольник, ребенок, эмоциональная сфера.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problem of fears in older preschool children. The characteristic of fear as an emotional state is given. The reasons that have a direct impact on the manifestation of fears in children from 5 to 8 years old are revealed. The influence of family conditions on the emotional development of the child is demonstrated. The functions of fears are highlighted. The fairy tale is analyzed as a method of psychological and pedagogical influence on the child's personality. At the same time, the author draws attention to the fact that a special place in the prevention of fears with the help of fairy tale therapy is occupied by such features of the fairy tale, such as: lack of didactics, high information content, transfer of experience. Diagnostic methods have been selected. With the help of selected techniques, the prevailing types of fears are identified. Based on the diagnosis and related materials on fairy-tale therapy, a program has been compiled to prevent fears with the help of fairy-tale therapy in older preschool children. The features of the types of fairy tales are presented.
Key words: fairy tale therapy, fears, senior preschooler, child, emotional sphere.
Введение. Формирование психоэмоциональной структуры личности является одним из самых актуальных моментов в развитии ребенка дошкольного возраста. Дошкольное детство - сензитивный период для развития эмоций: в этот период ребенок стремится определить свое отношение к определенным явлениям действительности, сформировать эмоциональную компетентность и навыки преодоления негативных эмоций.
При этом существует риск нарушения эмоционального баланса, что способствует возникновению эмоциональных расстройств. Самое актуальное расстройство поведения старших дошкольников - страх. Изучение страхов и путей их предупреждения оказывает значительное влияние на сохранение и укрепление эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста.
Для предупреждения страхов у старших дошкольников успешно используется сказкотерапия, чье положительное воздействие было доказано рядом исследователей, в числе которых Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин, Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Н. Пезешкян, А. Гнезидлов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков.
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка, в связи с ее недостаточной изученностью по сравнению с исследованиями интеллектуального потенциала детей, остается актуальной и открытой для изучения.
Целью данного исследования является изучение возможностей сказкотерапии в предупреждении страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Для раскрытия особенностей детских страхов, необходимо, для начала познакомиться с основным понятием страха. В Большом психологическом словаре под редакцией Р.С. Немова находим следующее определение страха - «сильная эмоция типа аффекта, чаще всего возникающая в ситуациях реальной или мнимой опасности для жизни человека и сопровождаемая чувством боязни, тревоги, а также стремлением человека избежать или устранить соответствующую угрозу» [4].
В отечественной психологии тема страхов не получила должного внимания со стороны исследователей и в основном представляла собой переработку зарубежных работ. Публикации отечественных авторов весьма немногочисленны. Тем не менее, проблематика детских страхов и тревожности нашла свой отклик в работах таких авторов как, В.А. Ананьева, В.М. Астапова, Л.С. Акопян, Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарский, В.В. Ковалев, Е.Б. Ковалева, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединсктй, В.Л. Леви, Макшанцев Л.В, Ю.М. Миланич, В.М. Минаева, Е.В. Новикова, Р.В. Овчаровой А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, О.В. Талипина, Г.А. Тапилина, О.В. Урунтаева, М.И. Чистяков, И.Г. Швец.
Страх у детей основывается на определенном жизненном опыте и опыте межличностных отношений, когда некоторые индифферентные раздражители приобретают угрожающий характер. При этом страх не сколько опасен, сколько выполняет свою определенную, достаточно важную для психического развития ребенка, функцию. В. Лебединский, говоря о детском страхе, отмечает его «охранную функцию» - защиту ребенка от излишнего риска, обеспечение самосохранения, ограждение от опасностей, более критичное отношение к окружающей среде. Страх, по мнению Б.Д. Карвасарского, советского и российского психотерапевта, выполняет адаптационную функцию. Резюмируя вышесказанное, страх в психическом и эмоциональном развитии ребенка выполняет целый комплекс функций: охранительную, регулирующую, стабилизирующую и адаптационную [2].
Необходимо понимать, что переживания страха у детей всегда не беспочвенны. Прежде чем говорить о непосредственных причинах детских страхов, остановимся на условиях, которые могут или поспособствовать, или, наоборот, задержать проявления тех или иных страхов. Одно из первичных условий - состояние здоровья ребенка. Согласно исследованиям, у детей с низким уровнем развития мышечной мускулатуры, чье физическое состояние характеризуется как слабое, наблюдается более высокая предрасположенность к страхам. Параллельно с этим, существует мнение, что развитие интеллектуальных способностей дает толчок к уменьшению силы детских страхов, так как знания об объекте страха не дают ребенку поводов для боязни.
Хорошо развитое воображение может стать следующим условием для развития страхов. Ребенок способен не только создать в своем воображении пугающую картинку, но и домыслить ее.
При исследовании причин детской тревоги и страха берутся во внимание и личностные характеристики каждого ребенка [1].
Остановимся на одной из доминантных причин проявления страхов у дошкольников, а именно на влиянии семейных условий на эмоциональное развитие ребенка:
Отсутствие объекта, влияющего на безопасность ребенка. К. Изард, З. Матейчик, И.Лангмеер отдавали эту роль непосредственно матери.
Контролирующий стиль воспитания или воспитание повышенной моральной ответственности, что сказывается на самоощущении ребенка, появляется так называемый «синдром отличника», боязнь быть «не тем», не заслужить родительской любви.
О.А. Карабанова, специалист по психологии развития личности в детском и подростковом возрасте, предполагает, что индифферентный стиль семейного воспитания, выказывающий пренебрежение к ребенку, способствует развитию у детей страхов, тревожности, неуверенности в себе.
К основным причинам страха И. Леви, Л.С. Акопян, В.И. Гарбузов относят следующие недостатки воспитания: воспитание страхом, когда родитель намеренно пугает ребенка, если тот не слушается; ошибки умственного воспитания ребенка, где родители оставляют без внимания вопросы ребенка, относящиеся к познанию окружающего мира, деления объектов на опасные и безопасные; насмешки родителей над боязливостью ребенка. При этом, часто родители используют фразы, содержащие в себе намек на насилие и, если ребенок был свидетелем каких-либо сцен принуждения с использованием силы в медиа-пространстве, то угрозы такого рода могут нанести ребенку достаточно сильную психоэмоциональную травму. Это можно объяснить тем, что дети дошкольного возраста не имеют реального представления насколько далеко могут зайти родители в использовании таких методов наказания.
В неполной семье у ребенка возрастает страх потерять еще кого-то из членов семьи. Тут же наблюдается боязнь чужих людей. Существует мнение, что и единственные дети в полных семьях подвержены сильным страхам, так как находятся в сильной эмоциональной зависимости от родителей и перенимают их стиль поведения.
Конфликты в семье тоже могут стать причиной детских страхов, энуреза, боязни темноты. Особенно, как считает Т.Шишова, частые конфликты влияют на нервных, впечатлительных детей.
К. Бюлер и М.В. Осокина обращают внимание на то, что любое ослабление родительского защитного поля дает повод для усиления боязни у детей дошкольного возраста.
У Осокиной М.В. можно увидеть тезис о том, что детский фольклор с жуткими или устращающими историями служит причиной для вероятного проявления или усугубления страхов в дошкольном возрасте [2].
Переходя к анализу сказки, как метода психолого-педагогического воздействия на личность ребенка и способа предупреждения страхов у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить следующие ее достоинства. Сказка не несет в себе дидактики, место действия главного героя не определено, что дает возможность подбора сказочного материала под конкретную ситуацию и наполнения сказки другим значимым содержанием. Через метафоричность образов ребенку передается культурная составляющая сказки. Самый частый исход сказки заключается в победе добра над злом, что дает ребенку некую психологическую защищенность. Несомненно, важным является и наличие мистического содержимого, что помогает ребенку развивать воображение.
Если рассматривать функциональные преимущества сказки, то следует отметить, что язык сказки сближает ребенка и взрослого. Сказка несет в себе больше информации, чем обычная речь. При этом, если сказку рассказывает и придумывает сам ребенок, то в процессе анализа сказочного материала можно выявить некоторые особенности личности автора. Сказка -это свободная деятельность как ребенка, так и самого сказкотерапевта [3].
В качестве констатирующей диагностики, назначение которой лежит в выявлении страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста было выбрано несколько методик: тест А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках», тест тревожности под авторством Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, графическая методика М. Панфиловой «Кактус». Для контрольной диагностики целесообразно использовать тот же комплекс методик.
На основании теоретических данных и проведенной диагностики были выделены превалирующие страхи у детей старшего дошкольного возраста и создана программа, целью которой является предупреждение основных видов страхов у воспитанников 5-7 лет.
Задачи программы:
- развитие умения справляться с чувством тревоги и страха;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- формирование эмоциональной децентрации;
- повышение уверенности в себе.
В программу входит 8 занятий ориентированных на работу над разными видами страхов у детей старшего дошкольного возраста. Содержание занятий отвечает требованиям к построению сказкотерапевтических занятий и включает в себя медитативные и авторские сказочные сюжеты, упражнения на психорегуляцию эмоционального состояния, упражнения на сплочение группы детей.
Выбор авторских современных сказок продиктован необходимостью включить ребенка в проживание сказочных сюжетов максимально приближенных к реальности. Авторская сказка дает возможность педагогу внести в нее свои коррективы, развить сюжетные линии совместно с воспитанниками, решить комплекс задач при работе над предупреждением страхов. При этом, педагог, зная принципы построения сказки, может придумать сказку или даже совокупность историй, объединенных общей проблематикой, сам, опираясь на уже известные ему сказочные сюжеты.
Медитативные сказки решают задачу саморегуляции ребенка, помогают ребенку после иной деятельности переключиться на качественное восприятие новой информации. Могут использоваться в качестве основной части занятия.
Упражнения на психорегуляцию эмоционального состояния предполагают активное взаимодействие педагога с воспитанниками, ставя своей целью сосредоточить внимание ребенка на самом себе, своем дыхании.
Упражнения на сплочение позволяют объединить группу детей общей целью, задать тон дальнейшим действиям педагога. Даже если в занятии принимают участие воспитанники одной группы, игры и упражнения на сплочение помогут наладить контакт между ранее не общавшимися детьми.
Программа создана на основе материалов по сказкотерапии Е.С. Кулинцовой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, авторских сказок Н. Новосёловой.
В программу включены два вводных занятия на знакомство детей со сказкой. Они помогут воспитанникам не только привыкнуть к новым формам взаимодействия со сказкой, но и научат способам саморегуляции и самоконтроля своих эмоциональных состояний.
Шесть основных занятий направлены на предупреждение превалирующих видов страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Тема занятия Цели, задачи
Игровое занятие «Здравствуй, сказка!». Цель: Определение своего эмоционального состояния. Задачи: формирование эмоциональной децентрации; формирование умения различать эмоциональные состояния.
«Сказка про Крошку Енота» Цель: способствовать повышению уверенности в себе у детей, учиться преодолевать страх. Задачи: снятие психоэмоционального напряжения; развитие самоконтроля; обучение адекватным способам выражения эмоций.
Занятие 1 «Страх темноты». Цель: предупреждение страха темноты. Задачи: Повышение самооценки; Развитие ориентации в пространстве, в темноте; Развитие тактильных и кинестетических ощущений; Развитие коммуникативных навыков, работа над сплоченностью;Развитие фантазии, креативного мышления.
Занятие 2 «Страх вымышленных существа». Цель: предупреждение страха «Вымышленных существ». Задачи: Повышение самооценки; Развитие коммуникативных навыков; Развитие психических процессов; Развитие креативности и творческого мышления.
Занятие 1 «Социальные страхи. Страх потери родителей». Цель: предупреждение страха потери родителей. Задачи; развитие умения справляться с чувством страха; снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие 2«Социальные страхи. Страх одиночества(боязнь потеряться)». Цель: предупреждение страха одиночества. Повышение самооценки; Осознание значимости социальных навыков (знание адреса, умение обращаться за помощью;Вырабатывать умение контролировать некоторые физиологические проявления. (Не впадать в панику).
Занятие 1 «Медицинские страхи. Боязнь боли». Цель: предупреждение страха уколов. Задачи: Обоснование необходимости уколов, прививок, сдачи анализов. Повышение самооценки. Вырабатывать умение контролировать волевую сферу.
Занятие 2 «Медицинские страхи. Боязнь врачей». Цель: предупреждение страха врачей. Задачи: Повышение самооценки. Повышение уровня знаний, связанных с деятельностью врачей. Развитие навыков общения.
В качестве примера продемонстрируем фрагмент занятия «Занятие 1. Страх темноты». Занятие рассчитано на 30 минут. Количество участников 10 человек.
Вход в сказку в данном случае осуществляется с помощью введения персонажа: «Ребята, знакомьтесь! Это Гоша. Гоша - волшебный дракон. Но даже волшебный дракон боится темноты. Поэтому я его сегодня взяла с собой, чтобы он послушал с вами одну сказку. К сказке нужен особый подход, поэтому в сказку нас отведет Гоша. Воспитанники повторяют за педагогом слова и касаются игрушки руками: «Гоша, Гоша, ты красивый, обладаешь большой силой. Рукой Гошу мы потрем, сразу в сказку попадем».
Далее зачитывается авторская сказка Надежды Новосёловой «Страх страшный». Для полного погружения в сказочный сюжет, делается акцент на действиях каждого персонажа. Детей просят повторить как выл Страх Страшный, когда ходил пугать детей, как девочка Аня приветствовала Страх.
После прочтения педагог задает вопросы, направленные на сплочение детей и поиск новых решений по борьбе со страхом темноты: «Как бы вы помогли друг - другу не бояться темноты? Как со страхом справилась девочка Аня из сказки?».
По завершению процесса обсуждения, детям предлагается выйти из сказки аналогично процессу входа.
Для развития ориентации в темноте детям предлагается поиграть в игру «Сокровища темноты». Педагогом приглушается свет, дети на ощупь должны найти спрятанные по кабинету знакомые им предметы.
После игры педагог отмечает состояние детей и при необходимости выполняет с воспитанниками упражнения на релаксацию.
Выводы. Комплекс занятий представленный в программе дает педагогу возможность предупредить превалирующие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста. Программа достаточно вариативна и при опоре на цели и задачи каждого занятия можно создать свой сценарий занятия, включающий разные виды сказок.
Резюмируя вышесказанное, стоит сказать о том, что именно сказкотерапия может оказать значительное влияние на предупреждение страхов у детей старшего дошкольного возраста, благодаря тому, что сказки являются устойчивой формой передачи опыта, влияют на бессознательном уровне и дают педагогу большой выбор сказочных сюжетов для работы.
Литература:
1. Зубкова, А.С. Детские страхи. Книга для родителей и педагогов / А.С. Зубкова, С.Г. Зубанова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 128 с.
2. Колягина, В.Г. Психология страхов дошкольников: монография / В.Г. Колягина. - Москва: Прометей, 2016. - 40 с.
3. Кулинцова, И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки / И.Е. Кулинцова. - СПб: Речь, 2008. - 158 с.
4. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.