Психология
УДК: 159.9
кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Хабибулин Денис Асхатович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПРОФИЛАКТИКА И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Авторами представлен взгляд на проблему поиска путей преодоления ситуативных страхов у детей старшего дошкольного возраста. Ставится задача изучить особенности ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста и определить наиболее эффективные практические методы профилактики и преодоления нарушений эмоционального фона в результате детских страхов и ситуативной тревожности. Результаты теоретического и эмпирического исследования, в котором использованы методы педагогического наблюдения и анализа продуктивной проективно-рисуночной детской деятельности, позволили выделить наиболее распространённые и часто выраженные страхи детей и раскрыть факторы ситуативных страхов. Выявлена прямая взаимосвязь понимания эмоций с различными аспектами социального развития детей, связь количества страхов детей и тенденцией к превышению возрастной нормы в силу воздействия на личность ребенка воспитательного влияния родителей. На основе результатов выделены практические методы профилактики и преодоления ситуативных страхов у детей старшего дошкольного возраста (специальные коррекционные игры-драматизации, десенсибилизация, арт-тренинги детской уверенности).
Ключевые слова: детские страхи, эмоциональная сфера, эмоциональный фон, тревожность, профилактика страха, дети старшего дошкольного возраста.
Annоtation. The authors present a view of the problem of finding ways to overcome situational fears in children of older pre-school age. The aim is to study the peculiarities of situational fears of older pre-school children and to determine the most effective practical methods of preventing and overcoming emotional background disorders as a result of children 's fears and situational anxiety. The results of theoretical and empirical research, which uses methods of pedagogical observation and analysis of productive projective-drawing children 's activity, revealed the most common and often expressed fears of children and revealed factors of situational fears. The direct relationship of understanding emotions with various aspects of social development of children, the connection of the number of fears of children and the tendency to exceed the age norm due to the impact on the personality of the child of the educational influence of parents have been revealed. On the basis of the results, practical methods of prevention and overcoming situational fears in children of older pre-school age (special correction games-drama, desensitization, art trainings of children 's confidence) have been identified.
Keywords: children's fears, emotional sphere, emotional background, anxiety, fear prevention, children of senior preschool age.
Введение. Социализация современных детей проходит в условиях интенсивного роста информационных технологий, автоматизации различных технических процессов и высокого ритма жизни общества. На сегодняшний день существует значимая проблема роста количества детей с нарушениями эмоционального фона, а также недостаточно высоким уровнем статусного положения в системе межличностного общения. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой внимания, тёплых и надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Возникают предположения, что дети, которые были склонны к ситуативной тревоге и страхам через какое-то время могут иметь личностную тревожность и страхи. Стрессовые ситуации и негативные события из детства могут быть запечатлены эмоциональной памятью и стать причиной эмоционального неблагополучия во взрослой жизни. В системе образования и воспитания, соответственно определяется проблема предупреждения и преодоления у детей таких проявлений, как ситуативная тревожность и страх, отклонения от норм поведения и трудности взаимоотношений с окружающими.
Страх - неотъемлемая часть эмоциональной жизни человека, эмоциональные нарушения в сознании человека определенной угрозы для его существования и благополучия. В норме они осуществляют защитную функцию самосохранения, которая стабилизирует состояние эмоционального волнения, беспокойства, тревоги ума в ситуации грозной опасности или бедствия, аффективно острого восприятия угроз для жизни и благополучия. Страхи составляют целый ряд психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Чтобы разобраться в причинах возникновения страхов нужно знать механизмы их развития, преобразования и превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и главное, как ему помочь. Значение профилактики страха, необходимо при подготовке детей к трудным ситуациям в дальнейшей жизни при овладении новой деятельностью на новых этапах жизни.
Причины детских страхов и перечень индикаторов страха описаны в научных трудах Д.Х. Боулби, Д. Черясворт, А.И. Захарова и др. В работах А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской описаны причины детских неврозов и методы преодоления страхов с помощью различных комплексов упражнений и игр.
А.И. Захаров отмечает, что в детстве могут сложиться связи между чувствами, в основе которых базовая эмоция страха и тревоги, тогда страх имеет возможность вызываться страданием [2, с. 12]. Автор выделил и описал типы страхов:
- конкретные страхи, которые возникли в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности;
- символические страхи - эмоциональное переживание состояния или ситуации угрозы безотносительно к предмету, угрозу представляют неопределенности, фантазии;
- с устойчивыми страхами не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Основные источники и первопричины эмоционального невротического состояния личности, приводящего к тревожности и чувству страха:
- физиологические особенности личности (ослабленная нервная система);
- длительная внешняя стрессовая ситуация или посттравматический синдром;
- индивидуально-типологические особенности человека (когнитивные процессы);
- особенности восприятия ситуации;
- межличностные взаимоотношения человека с окружающими (особенно близкими и значимыми).
Нейтрализация страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития
страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру. Огромное количество страхов снижает уверенность в себе, без которой невозможна реальная самооценка, личностная объединение и принятие себя, осуществление планов в жизнь и полноценное взаимодействие с ровесниками [2, с. 87]. Однако, по мнению А.С. Спиваковской, присутствие у ребенка значительного числа разнообразных страхов -показатель невротического состояния [5].
Необходимо также отметить, что первые детские страхи по своей природе ситуативные, естественны и при правильном отношении и понимании причины их появления чаще всего исчезают навсегда в подростковом возрасте. Если же страх выражается на патологическом уровне: ребенок абсолютно не в состоянии держать его под контролем, данное чувство неблагоприятно отображается на характере, все это мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям, то в этом случае проводится консультивная работа у профессионального детского психиатра.
В контексте нашего исследования, особый интерес представляют ситуативные страхи детей старшего дошкольного возраста, так как своевременная социализация негативных эмоциональных состояний, приводящих к чувству тревоги и страха в период детства, положительно влияет на дальнейшее формирование психологически здоровой личности.
Концептуальная задача исследования - изучение особенностей ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста и определение наиболее эффективных практических методов профилактики и преодоления эмоциональных нарушений в результате детских страхов и ситуативной тревожности. Исследование проведено в условиях дошкольных учреждений разной направленности города Магнитогорска. Выборка составила 78 детей старшего дошкольного возраста со средним возрастным показателем 6,5 лет.
Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (наблюдение, беседы, проективно-рисуночные тесты).
Своевременная диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста позволит определить детей склонных или уже имеющих тревожное состояние, определить наличие ситуаций, приводящих к чувству страха, спланировать профилактическую работу, провести коррекцию эмоционального состояния ребенка. Важным методом является педагогическое наблюдение с целью отслеживания ситуаций, в которых эта тревожность больше всего проявляется. На констатирующем этапе нами были использованы методы педагогического наблюдения и диагностические методики анализа продуктивной проективно-рисуночной деятельности дошкольников (Захарова А.И., Панфиловой М.А.), опросники для родителей.
Изложение основного материала статьи. Формирование эмоциональной сферы и развитие основных базовых эмоций завершается к пяти годам, когда эмоции отличаются уже известной зрелостью и устойчивостью. Поэтому раннее выявление неблагоприятных отклонений в эмоциональной сфере ребенка дают возможность вовремя внести коррективы в его личностное развитие. Если сравнить младший школьный возраст с дошкольным, то дети дошкольного возраста более благополучно подвергаются психологическому влиянию, когда они находятся в зависимости от эмоционального развития и во многом носят возрастной характер.
Для старшего дошкольного возраста свойственны собственные страхи, которые следует принимать во внимание в ходе развития личности дошкольника. По мнению И.О. Карелиной [7] дошкольники в возрасте 5-6 лет проявляют и понимают эмоциональное состояние, опираясь на один источник информации -ситуацию возникновения того или иного состояния или лицевую экспрессию. Только к 7-ми годам дети могут осознать влияние убеждений или воображаемой ситуации на возникновение эмоций.
Наиболее частой причиной страхов у детей считаются когнитивные процессы, так как дети еще не понимают ментальных аспектов эмоций, не могут принять событие с нескольких точек зрения [7]. Страх какого-либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание ситуации, предвидение страха для ребенка является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
В исследованиях А.И. Захарова, Е.В. Новиковой, А.С. Спиваковской, и других ученых было показано, что значительная роль относится к семье. Нервная система ребенка и его психологическое здоровье во многом зависит от взаимоотношений между взрослым и ребенком и положительной обстановкой в доме [5, с. 27]. У детей появляется страх не соответствовать требованиям родителей.
Таким образом, у дошкольников страх и тревожность появляется из-за фрустрации потребности в надежности, безопасности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность данной потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. Страх ещё никак не считается собственно личностным образованием, он предполагает собой функцию негативных отношений с близким окружением.
По результатам экспериментального исследования, необходимо констатировать, что наиболее распространёнными факторами ситуативных страхов являются:
- излишне ранняя рационализация эмоций ребенка, чувство смерти;
- чрезмерная принципиальность родителей, большое количество запретов и многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье;
- психические травмы ребенка в виде испуга или психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками;
- избегание ситуации или объекта страха, и как следствие чего-то нового и неизвестного.
У старших дошкольников генеральными страхами являются: страх смерти родителей (75%); страх войны (83%); страх пожара (80%); страх собственной смерти (80%); боязнь страшных снов (63%); страх стихии (71%); боязнь глубины (61%); страх заражения, болезни (71%); страх боли (68%); страх темноты (56%). Мы считаем, что выявленные нами страхи носят временный характер, нормативны для детей 6-7-летнего возраста.
На увеличение страхов в старшем дошкольном возрасте влияют следующие параметры воспитания, которые оказывают наиболее сильное воздействие на формирование личности ребенка, и которые могут лежать в основе других нарушений:
- предпочтение в ребенке женских (мужских) качеств (сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола);
- наличие гиперпротекции (гиперопеки);
- отсутствие запретов;
- отсутствие санкций;
- предпочтение у ребенка детских качеств;
- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания;
- отсутствие потакание (игнорирование потребностей ребенка).
Количество страхов детей (экспериментальной группы) имеет тенденцию к превышению возрастной нормы в силу воздействия на личность ребенка воспитательного влияния родителей и зависит от контекста детско-родительских отношений: 64% детей имеют количество страхов выше возрастной нормы, воспитываясь в семье, где испытывают дискомфорт (в 52% семей), 25% - не удовлетворены своим положением в семье. Увеличению детских страхов в семьях данной выборки содействуют наличие гиперпротекции, отсутствие запретов, предпочтение у ребенка детских качеств и другие нарушенные стили детско-родительских отношений. Выявленные страхи нуждаются в определенной профилактической и коррекционной работе.
Результаты исследования отражены в представленном далее описании наиболее эффективных практических методов профилактики и преодоления ситуативных страхов у детей старшего дошкольного возраста (специальные коррекционные игры-драматизации, десенсибилизация, арт-тренинги детской уверенности).
Преодоление страхов у детей требует введения специального блока занятий, которые направлены на перенос полученных умений, средств деятельности в повседневную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости - некоторая коррекция и закрепление.
Через игру, рисование и фантазирование ребенок спокойно преодолевает свои страхи. Игра даёт возможность ребёнку испытать свой страх заново, но в воображаемой ситуации, и таким образом снижает остроту тревожных переживаний, так как ребёнок в игре представляет, что он смелый и сильный, способный одержать победу над врагом и самостоятельно изменить страх, добавляя в образ комические детали, таким образом, делая свой страх незначительным. В связи с этим, необходимы специальные коррекционные игры-драматизации, народные игры-забавы, которые отлично решают задачи по уменьшению разнообразных детских страхов и их профилактики.
Особенно эффективным оказался метод десенсибилизации, когда ребёнка последовательно помещают в ситуации, которые вызывают у него тревогу (через игровые ситуации). Такое обучение ребенка направлено на умение управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Наше исследование показало, прямую взаимосвязь понимания эмоций с различными аспектами социального развития детей. Считаем, что психолого-педагогическая работа, нацеленная на развитие компонентов понимания эмоциональных состояний (как собственных, так других) и повышение самооценки ребенка, испытывающего ситуационные страхи, помогает формированию рефлексивной оценки чувства страха. В практической работе мы использовали тренинги детской уверенности, используя такие приемы, как: одобрительные и поощрительные слова; создание игровых ситуаций, из которых ребенок выходит победителем; постепенное вовлечение дошкольника в театральные постановки и сценки; релаксация, снятие мышечного напряжения, игры драматизации, сказкотерапия.
В работе по профилактике и преодолению страхов действенным методом считается арт-терапия, как специализированная форма детской психотерапии, базирующаяся на изобразительной и продуктивно-творческой детской деятельности. Мы считаем, творческий процесс ключевым терапевтическим механизмом, позволяющим в особенной символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее решения. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и эмоциям, через рисунок, игру, сказку, тем самым помогает понять свои переживания, содействует расслаблению и снятию напряжения, открывает возможность окунуться в проблему страха.
Эксперимент показал, что в рисунке дети отражали свои возможности к окружающей действительности, моделировали свои взаимоотношения и выражали положительные и отрицательные эмоции. Опыт арт-тренингов детской уверенности показал, что часто рисующие дошкольники имеют минимальное количество ситуативных страхов (как правило, они нормативны), у них снижается возможность возникновения страхов, а это имеет важное значение для психического развития.
С помощью рисования в первую очередь, получается, устранить страхи, вызванные воображением, то есть то, что никогда не совершалось, но может произойти в представлении ребенка. Неудовлетворительный эффект от рисования страхов прослеживается, когда то или иное устрашающее явление (застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д.), не так давно.
Отметим, что не надо опасаться некоторого оживления страхов, совершающегося в ходе рисования, потому что это одно из условий полного их устранения. Психологической преградой для рисования страхов может быть страх совершить что-то неверно, когда ребенок заранее испытывает собственную неудачу. В своем исследовании мы не ставили цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии заключается в формировании самовыражения и самопознания человека посредством творческого процесса и в увеличении его адаптационных способностей.
Детям зачастую трудно изобразить собственный страх. В подобных случаях дети могут отказываться от рисования. Могут появиться трудности и согласно иным обстоятельствам: в случае если дошкольник стесняется собственного страха, никак не желает его принимать, тем более афишировать. Такие дети, как
правило, говорят, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему. Такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики [1, с. 6].
Исследование подтвердило негативное воздействие на итоги рисования страхов, недостаток жизнерадостности в семье, постоянные разговоры о самочувствии. В такой обстановке дети меньше рисуют и играют, в рисунках наблюдается ощутимое преимущество темного и сероватого цвета.
Важным методом преодоления ситуативного страха, является тренинг детско-родительских отношений, направленный на обучение родителей способам стимулирования ребенка к доверительному общению, поддержки и поощрения, приемам обогащения словаря эмоциональной лексики, эмоционального рисования, семейной сказкотерапии. Эффективно психологическое просвещение родителей о теоретических знаниях первопричин эмоциональных нарушений детей и путей преодоления отрицательной эмоции страха. При этом, задача состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития.
Для профилактики детских страхов мы проводили беседы с родителями. На сайте детского сада для родителей поместили тему: «Правила родителям по преодолению страхов» с рекомендациями по преодолению детских страхов. Работа с родителями была направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка, стилей воспитания, а так, же на обучение эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку: знакомство с компонентами эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
Выводы. Развитие эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте зависит от физиологических, психологических и социальных факторов. На каждом возрастном этапе наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения, так, например, у дошкольников - страх темноты или сказочных существ. Исследования позволили сформировать устойчивое мнение, что все дети имеют разную степень стрессоустойчивости: то, что для одного ребенка просто неприятное событие, для другого - серьезное эмоциональное испытание. К таким страхам можно отнести страх быть брошенным, страх воды, тревогу перед знакомством с новыми людьми, посещением новых мест, страх закрытых пространств или страх остаться дома одному. Возникают страхи в результате многочисленных социальных проблем, издержки воспитания детей в семье, непедагогических приемов воспитания в детском саду и другие, которые могут нарушить эмоциональный фон ребёнка и даже привести к невротическим отклонениям. Поэтому очень важно своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, изменения в эмоциональном развитии, его склонность к беспокойству и страхам, а также отсутствие адекватной психологической защиты.
В дошкольном образовательном учреждении педагоги и психолог создают благоприятный психологический климат в группе, формируют у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе.
Но, одной психологической работы, недостаточно для устранения страхов и тревожности, для этого необходим введение специального блока занятий, который направлен на перенос полученных умений, средств деятельности в повседневную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости - использование приемов коррекции и эффективных педагогических технологий. Необходимо информирование родителей о том, что только им принадлежит главная роль в системе профилактики и преодолении страхов у детей. Страх может быть снижен через ситуацию успеха в какой-либо деятельности: рисовании, чтении стихотворений, игре и даже в помощи родителям по дому. Ребёнка необходимо хвалить за результаты и не сравнивать с другими детьми. Созданный благоприятный психологический климат в детском саду и дома, доверительный контакт со сверстниками, членами семьи, выстроенные правильно эмоциональные отношения со значимыми взрослыми, организация домашнего режима в соответствии с требованиями режимных моментов детского сада также существенно снижают эмоциональную напряженность и уменьшают количество страхов у ребёнка.
Таким образом, помогая детям преодолевать страхи с помощью эффективных методов профилактики (специальные коррекционные игры-драматизации, десенсибилизация, арт-тренинги детской уверенности) взрослый даёт возможность расширять и обогащать их навыки общения с взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Венгер А.Л. «Симптоматические» рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков // Журнал практической психологии и психоанализа, 2004. № 3. С. 6-8.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Изд-во Союз, 2004. 328 с.
3. Меркушина Л.С. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12858 (дата обращения: 26.03.2019).
4. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 304 с.
5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. 304 с.
6. Тугулева Г.В. Детская практическая психология [электронный ресурс]: учебное пособие / Г.В. Тугулева. - Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2017.
7. Karelina I. O. The development of emotion understanding at the preschool childhood: a psychological perspective: monograph. Prague: Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. 178 p.
8. Овсянникова, Е. А. Психология детства: учебно-методическое пособие / Е. А. Овсянникова; МГТУ. - Магнитогорск: МГТУ, 2016.
9. Степанова Н.А., Маркина Т.А. Особенности изучения мотивационной готовности к школе у старших дошкольников // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. Т.2. С. 325.