Научная статья на тему 'Предупреждение страха медицинских процедур у детей в условиях дошкольного учреждения'

Предупреждение страха медицинских процедур у детей в условиях дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
566
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая профилактика / детские страхи / эмоциональная профилактика / когнитивная профилактика / профилактика детских страхов / медицинские страхи / превентивная психология. / psychological preventing / children’s fears / influence on children / for parents and teachers / emotional and cognitive preventing / preventing of children’s fears / medical fears / preventive psychology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масляная Ольга Валериановна

Автор публикации напоминает о первоисточнике всех человеческих страхов, связанном с травмой рождения. Именно в момент появления на свет ребенок получает физиологический и психологический уроки. И далее биологические и социальные детерминанты тесно сосуществуют, в том числе отражаясь в страхе медицинских процедур у детей. Эта статья посвящена вопросу организации превентивной работы в отношении страхов медицинских процедур у детей старшего дошкольного возраста. Прилагается обоснование актуальности обращения к заявленной теме. Приводятся некоторые статистические данные, полученные в ходе исследований медицинских страхов у детей. В статье подчеркивается, что именно в дошкольный период появление проблем, связанных с медицинской темой, обусловлено преимущественно социальными причинами. Публикация фокусирует внимание на планировании и практическом осуществлении программы со взрослыми людьми (родителями и сотрудниками дошкольного учреждения), которые включены в социальное окружение дошкольника и оказывают на него влияние. Таким образом, материал статьи поможет психологам и педагогам выстроить комплексную превентивную работу на базе дошкольного учреждения. В тексте обозначена особенность организации профилактических мер со взрослыми – уровневый подход, который включает как мероприятия, связанные с предупреждением интенсивности проявления и закрепления возрастных страхов у детей, так и мероприятия, предотвращающие неблагоприятную динамику уже имеющихся страхов дошкольников. Приводится описание конкретной методики осуществления программы с родителями и сотрудниками дошкольного учреждения: намечены основные содержательные задачи совместной деятельности психолога с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, которые следует рассматривать в качестве направлений деятельности; приведен подробный перечень мероприятий программы и их задачи; указана специфика форм с учетом планирования уровневого подхода при организации мероприятий; рекомендованы целесообразные методы и приемы работы. Приводится список источников по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventing of Children’s Medical Fears in a Preschool Institution

The author of this publication reminds us about the original source of all human fears, connected with the birth trauma. Just at the moment of his birth a child gets his physiological and psychological lessons. And further on biological and social determinants are closely coexist at the same time finding its reflection in a child's fears in going through medical procedures. This article is devoted to the subject of preventive work organization as referred to medical procedures to the children of senior preschool age. Is enclosed justification of relevance to the subject declared. Some statistical data taken during the research on children's medical fears are given. In the article it is underlined that appearance of problems, connected with the medical subject just at a pre-school period, is mainly caused by social reasons. The article focuses its attention on planning and practical realization of the «work with grown ups» programs (parents and pre-school personnel who are involved into social environment of this age group children and can influence a child). Thus, this article will help psychologists and teachers to build complex preventive work at a preschool facility. It is pointed that preventive work with grown ups is specific in its level approach which includes both preventive activities referring to fears intensity of manifestation and fastening and those preventing negative dynamics of already existing fears that children have. The article also gives the description of techniques of how to make grown ups and pre-school teachers program work: the main objectives of co-work of a psychologist, parents and teachers which should be considered as directions of activities. A detailed list of program activities and its objectives is given. Also specificity of forms is presented considering the level approach in planning of activities; the expedient methods and techniques are recommended. Enclosed is the list of information sources.

Текст научной работы на тему «Предупреждение страха медицинских процедур у детей в условиях дошкольного учреждения»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10288 УДК 159.9.07

О. В. Масляная https://orcid.org/0000-0002-5578-985X

Предупреждение страха медицинских процедур у детей в условиях дошкольного учреждения

Автор публикации напоминает о первоисточнике всех человеческих страхов, связанном с травмой рождения. Именно в момент появления на свет ребенок получает физиологический и психологический уроки. И далее биологические и социальные детерминанты тесно сосуществуют, в том числе отражаясь в страхе медицинских процедур у детей. Эта статья посвящена вопросу организации превентивной работы в отношении страхов медицинских процедур у детей старшего дошкольного возраста. Прилагается обоснование актуальности обращения к заявленной теме. Приводятся некоторые статистические данные, полученные в ходе исследований медицинских страхов у детей.

В статье подчеркивается, что именно в дошкольный период появление проблем, связанных с медицинской темой, обусловлено преимущественно социальными причинами. Публикация фокусирует внимание на планировании и практическом осуществлении программы со взрослыми людьми (родителями и сотрудниками дошкольного учреждения), которые включены в социальное окружение дошкольника и оказывают на него влияние.

Таким образом, материал статьи поможет психологам и педагогам выстроить комплексную превентивную работу на базе дошкольного учреждения. В тексте обозначена особенность организации профилактических мер со взрослыми - уровневый подход, который включает как мероприятия, связанные с предупреждением интенсивности проявления и закрепления возрастных страхов у детей, так и мероприятия, предотвращающие неблагоприятную динамику уже имеющихся страхов дошкольников.

Приводится описание конкретной методики осуществления программы с родителями и сотрудниками дошкольного учреждения: намечены основные содержательные задачи совместной деятельности психолога с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, которые следует рассматривать в качестве направлений деятельности; приведен подробный перечень мероприятий программы и их задачи; указана специфика форм с учетом планирования уровневого подхода при организации мероприятий; рекомендованы целесообразные методы и приемы работы.

Приводится список источников по теме.

Ключевые слова: психологическая профилактика, детские страхи, эмоциональная профилактика, когнитивная профилактика, профилактика детских страхов, медицинские страхи, превентивная психология.

O. V. Maslyanaya

Preventing of Children's Medical Fears in a Preschool Institution

The author of this publication reminds us about the original source of all human fears, connected with the birth trauma. Just at the moment of his birth a child gets his physiological and psychological lessons. And further on biological and social determinants are closely coexist at the same time finding its reflection in a child's fears in going through medical procedures.

This article is devoted to the subject of preventive work organization as referred to medical procedures to the children of senior preschool age. Is enclosed justification of relevance to the subject declared. Some statistical data taken during the research on children's medical fears are given.

In the article it is underlined that appearance of problems, connected with the medical subject just at a pre-school period, is mainly caused by social reasons. The article focuses its attention on planning and practical realization of the «work with grown ups» programs (parents and pre-school personnel who are involved into social environment of this age group children and can influence a child).

Thus, this article will help psychologists and teachers to build complex preventive work at a preschool facility. It is pointed that preventive work with grown ups is specific in its level approach which includes both preventive activities referring to fears intensity of manifestation and fastening and those preventing negative dynamics of already existing fears that children have.

The article also gives the description of techniques of how to make grown ups and pre-school teachers program work: the main objectives of co-work of a psychologist, parents and teachers which should be considered as directions of activities. A detailed list of program activities and its objectives is given. Also specificity of forms is presented considering the level approach in planning of activities; the expedient methods and techniques are recommended.

Enclosed is the list of information sources.

Keywords: psychological preventing, children's fears, influence on children, for parents and teachers, emotional and cognitive preventing, preventing of children's fears, medical fears, preventive psychology.

Страх, с которым впервые встречается человек, связан с его рождением. При этом интенсивность эмоции такова, что ребенок ее резко отталкивает, совершая попытку подавления, чтобы забыть. Отныне, заложенный навсегда в бессознательное, страх сопровождает личность всю жизнь, периодически напоми-

ная о своем существовании. Данная эмоциональная реакция является прототипом всех далее появляющихся страхов. Однако представляет собой необходимую биологическую реакцию на опасность, связанную с выживанием. На протяжении своей жизни человек пытается преодолеть травму рождения как

© Масляная О. В., 2019

начальные физиологический и психологический уроки.

В страхе медицинских процедур, связанном с возникновением боли (уколы, прививки), тесно переплетаются как природные, филогенетические, безусловно-рефлекторные детерминанты, так и социальные, личностные, условно-рефлекторные. Болевые ощущения запускают механизм появления страха, заложенный в «Я», и напоминают о травматическом опыте первого прижизненного вдоха.

При этом выраженность и характер возникающих болевых ощущений не одинаковы у разных людей, подвержены динамике на протяжении индивидуального существования. Страх боли входит в набор медицинских страхов.

По данным, полученным Е. Е. Русляковой на выборке детей от 7 до 9 лет, 61 % здоровых детей боятся врачей. Обнаружен низкий уровень грамотности у детей по медицинским вопросам. Данный факт способствует повышению тревоги, неуверенности, дискомфорта при посещении врача и формированию неправильной жизненной позиции в отношении своего здоровья [18].

Исследование Р. Ш. Сабировой и Г. У Сатеновой подтверждает актуальность медицинских страхов для старших дошкольников. Выборка испытуемых представлена детьми от 5 до 7 лет, всего 53 человека, из них 28 девочек и 25 мальчиков. По результатам проведенной исследовательской методики «Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. Панфилова) у 87 % мальчиков и у 90 % девочек наблюдаются страхи, связанные с медицинской темой [19].

Невозможно изменить биологические предпосылки для появления страха у детей, такие как определенное сочетание свойств нервной системы, тип темперамента, определенное ведущее полушарие мозга, инстинкты.

Однако закрепление возрастных страхов и их интенсивная выраженность у старших дошкольников во многом определяется прижизненными воздействиями, то есть социальными факторами: особенностями культуры, спецификой воспитания и обучения, личностными особенностями, готовностью к ситуации и опытом, умением совладать с биологическими порывами и применить способы саморегуляции.

Таким образом, превентивная работа в отношении страхов у детей не будет полной без учета влияния семейного окружения и сотрудников образовательного учреждения. Обозначим возможности их участия на этапе осуществления профилактических мер в отношении медицинских страхов у детей старшего дошкольного возраста [9].

Превентивную работу со взрослыми целесообразно выстраивать по уровневому принципу:

1. Первичный уровень: мероприятия со взрослыми, связанные с предупреждением появления интенсивных страхов у детей, их большого количества, коррекцией возрастных страхов.

2. Вторичный уровень: мероприятия со взрослыми с целью предупреждения неблагоприятной динамики уже имеющихся страхов у детей, то есть коррекцией интенсивных и стойких страхов, страхов иррационального характера. Предполагается работа со взрослыми в отношении детей «группы риска».

I. Методика проведения программы с родителями

Если удается привлечь их к сотрудничеству, это большая профессиональная удача.

Таблица 1

На всех уровнях превентивной работы с детьми предусмотрено привлечение членов семьи [9].

Таблица 2

Представим более подробно мероприятия, проводимые психологом, с родителями.

Наглядные консультации

Задача:

Просвещать родителей по проблеме детских страхов:

а) причины появления (в том числе самодиагностика);

б) виды страхов;

в) способы предупреждения и коррекции.

Семинар-тренинг для всех родителей

Задачи:

1. Информировать родителей о результатах проведенной диагностики с детьми.

Основные задачи в работе с родителями

эмоциональные когнитивные

- предупреждение (коррекция) индивидуальных психологических проблем родителей; - предупреждение (коррекция) взаимоотношений ребенок - родитель; - предупреждение (коррекция) семейных взаимоотношений; - предупреждение (коррекция) взаимоотношений родитель - персонал (при необходимости) - повышение уровня когнитивной компетентности по теме «Страхи»: - информировать; - обучать применению способов предупреждения и коррекции страхов

Уровни превентивной работы

Первичный

Вторичный

Формы работы

- групповые: наглядные консультации, семинар-тренинг

- индивидуальные и по подгруппам: индивидуальные консультации, совместный тренинг детей и родителей, индивидуальные беседы

Методы и приемы работы

Психологическое консультирование и просвещение, терапия детско-родительских отношений, рационально-эмотивная, игровая терапия, поведенческая игротерапия, арттерапия

Таблица 3

Основные задачи в работе с персоналом

эмоциональные когнитивные

- предупреждение (коррекция) индивидуальных психологических проблем сотрудников; - предупреждение (коррекция) взаимоотношений между сотрудниками; - предупреждение (коррекция) взаимоотношений «сотрудник - ребенок»; - предупреждение (коррекция) взаимоотношений сотрудников с родителями детей группы (при необходимости) - повышение уровня когнитивной компетентности по теме «Страхи»: - информировать; - обучать применению способов предупреждения и коррекции страхов

2. Просвещать родителей по вопросу о детских страхах: позитивные и негативные стороны проявления страхов, причины возникновения, способы предупреждения и коррекции, о роли семейных отношений.

3. Обучить родителей практическому применению способов предупреждения и коррекции страхов.

4. Пригласить на индивидуальные консультации родителей детей группы риска.

Материалы: листы с результатами диагностики по количеству детей, памятки «Способы предупреждения и коррекции детских страхов» по количеству родителей; приглашения на консультации; видеозаписи и аппаратура; рисунки детей.

Индивидуальные консультации с родителями детей группы риска

Задачи:

1. Обсудить с родителями результаты общей и информировать о результатах дополнительной диагностики с детьми.

2. Обсудить вопрос о возможных причинах появления страхов у детей.

3. Коррекция (проработка) у родителей образа ребенка (при наличии негативных аспектов) и связанных с этим их внутренних конфликтов.

4. Совместная выработка рекомендаций по коррекции страхов у детей.

5. Коррекция эмоциональных проблем (в том числе страхов) родителей (при необходимости).

Совместный тренинг детей и родителей

Предназначен для родителей и детей группы риска. Форма организации: индивидуальные занятия -ребенок и родитель или по малым подгруппам - 2 ребенка и 2 родителя (по желанию участников).

Основные задачи:

1. Коррекция страхов ребенка.

2. Упражнение родителей и детей в применении способов профилактики и коррекции страхов.

3. Осуществление супервизорской поддержки при применении родителями и детьми способов работы со страхами.

4. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком.

5. Коррекция взаимоотношений «родитель - ребенок».

6. Совместное переживание положительных эмоций.

Индивидуальные беседы

Проводятся по ходу реализации программы. Не имеют стандартной схемы.

II. Методика проведение программы с работниками дошкольного учреждения

Таблица 4

Консультация с воспитателями группы (по результатам проведенной дополнительной диагностики с детьми).

Задачи:

— Обсудить с педагогами возможные причины эмоционального неблагополучия некоторых детей в группе.

— Выработать рекомендаций по налаживанию сложившейся ситуации.

— Рекомендовать педагогам стараться чаще включать таких детей в игры с другими детьми, создавать положительный эмоциональный настрой у ребенка и привлекать к выполнению упражнений, направленных на отреагирование страхов и обучение приемам саморегуляции.

Семинар-тренинг для работников детского сада

Задачи:

1. Просвещать педагогов по вопросу о страхах: позитивные и негативные стороны проявления страхов, причины возникновения, о влиянии личностных особенностей педагогов и психологического климата в группе на воспитанников, о способах предупреждения и коррекции страхов.

2. Обучить практическому применению способов предупреждения и коррекции страхов.

Уровни превентивной работы

Первичный

Вторичный

Формы работы

групповые: консультации и беседы, наглядные консультации, семинар-тренинг, психологическая разгрузка (релаксация)

индивидуальные: индивидуальные консультации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы и приемы работы

Психологическое просвещение и консультирование, игровая терапия, арттерапия, музыкотерапия, релаксация_

Индивидуальные консультации с педагогами

Задачи:

— Оказание просветительской и консультативной помощи по личным и профессиональным вопросам.

Психологическая разгрузка (релаксация)

Основные задачи:

— Предупреждение и коррекция эмоционального неблагополучия педагогов для поддержки нормального психологического климата в группе, положительных взаимоотношений между педагогами.

— Консультации и беседы с педагогическим и медицинским персоналом дошкольного учреждения о проведении превентивной работы с детьми группы.

Задачи:

1. Обсуждение хода реализации программы.

2. Оказание консультативной помощи педагогическому и медицинскому персоналу при реализации программы (по мере необходимости).

3. Контроль психолога за ходом реализации программы.

Наглядные консультации.

Задача:

Просвещать педагогов по проблеме детских страхов (см. наглядные консультации с родителями).

Самое важное условие эффективной реализации намеченного превентивного алгоритма - налаживание конструктивного взаимодействия между ребенком, семьей и работниками дошкольного учреждения (в том числе психологом). Не всегда взрослые готовы признать наличие психологической проблемы у ребенка. Иногда эти проблемы зачем-то нужны им самим.

Библиографический список

1. Измайлов, Ч. А., Черноризов, А. М. Психофизиологические основы эмоций [Текст] / Ч. А. Измайлов,

A. М. Черноризов. - М. : МПСИ, 2004. - С. 71.

2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / под. гл. ред. Е. Строгановой. - СПб. : Питер, 2002. - 752 с.

3. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи [Текст] / И. О. Карелина. - Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 122 c.

4. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст] : учебное пособие / Л. В. Куликов ; Федеральная целевая программа «Культура России». - СПб. и др. : Питер, 2004. - 463 с.

5. Мазилов, В. А. Методологические проблемы детской психологии: проблема объяснения [Текст] /

B. А. Мазилов // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования : материалы международной научно-практической конференции. -Ярославль : Изд-во ЯГПУУ 2006. - С. 193-198.

6. Мазилов, В. А. Психология и практика: грани отношений [Текст] / В. А. Мазилов // История российской психологии в лицах: дайджест. - 2018. - № 6. - С. 14-29.

7. Мазилов, В. А. Психология практическая и академическая: перспективы дальнейшего сотрудничества [Текст] / В. А. Мазилов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2015. - Том 21. - С. 7-10.

8. Макшанцева, Л. В. Тревожность у дошкольников: изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. - 1998. - № 4. - С. 78-85.

9. Масляная, О. В. Организация работы с детьми по психопрофилактике страхов в условиях дошкольного учреждения [Текст] / О. В. Масляная // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научн. журнал. -2009. - № 1-2. - С. 15-27.

10. Масляная, О. В. Психологическая методика превентивной работы в отношении страха медицинских процедур у детей в условиях дошкольного учреждения [Текст] / О. В. Масляная // Взаимодействие академической и практико-ориентированной психологии в сфере образования : материалы национальной научно-практической конференции с международным участием. - Ярославль, 2018. - С. 122-126.

11. Масляная, О. В. Психопрофилактика медицинских страхов у дошкольников [Текст] / О. В. Масляная // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль. - 2010. - № 4. - Том II. - С. 248-252.

12. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] : учебное пособие / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2005. - 368 с.

13. Тащева, А. И., Гриднева, С. В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей: научно-популярное издание [Текст] / А. И. Тащева, С. В. Гриднева. - М. : Генезис, 2002. - 80 с.

14. Осипова, В. В. Психологические аспекты боли [Текст] / В. В. Осипова // Болевые синдромы в неврологической практике. - М., 1999. - С. 90-105.

15. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств [Текст] / А. Н. Моховикова. - М. : Смысл, 2002. - 127 с.

16. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. -С. 11-17.

17. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст]. - М. : Академия, 1995. - 170 с.

18. Руслякова, Е. Е. Исследование представлений здоровых детей о врачах [Электронный ресурс] / Е. Е. Руслякова. - URL : http://elibrary.ru/item.asp7id = 26103937.

19. Сабирова, Р. Ш., Сатенова, Г. У Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Ш. Сабирова, Г. У Сатенова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Караганда, 2016. - № 6. - С. 582-586.

20. Тревога и тревожность: хрестоматия [Текст] : учебное пособие / составитель В. М. Астапов. - СПб. : Питер, 2001. - С. 256.

21. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст] : учеб. пособие / О. В. Хухлаева. - М. : Издат. центр «Академия», 2006. - 208 с.

Reference List

1. Izmajlov, Ch. A., Chernorizov, A. M. Psihofiziologicheskie osnovy jemocij = Psychophysiological bases of emotions [Tekst] / Ch. A. Izmajlov, A. M. Chernorizov. - M. : MPSI, 2004. - S. 71.

2. Il'in, E. P. Jemocii i chuvstva = Emotions and feelings [Tekst] / pod. gl. red. E. Stroganovoj. - SPb. : Piter, 2002. -752 s.

3. Karelina, I. O. Razvitie jemocional'noj sfery detej v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii : izbrannye nauchnye stat'i = Development of the emotional sphere of children in the preschool educational organization: selected scientific articles [Tekst] / I. O. Karelina. - Praga : Vedecko vyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. - 122 c.

4. Kulikov, L. V. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psi-hologicheskoj ustojchivosti i psihoprofilaktiki = Psychohy-giene of the personality. Questions of psychological stability and psychoprevention [Tekst] : uchebnoe posobie a manual / L. V Kulikov ; Federal'naja celevaja programma «Kul'tura Rossii». - SPb. i dr. : Piter, 2004. - 463 s.

5. Mazilov, V A. Metodologicheskie problemy detskoj psihologii: problema ob#jasnenija = Methodological problems of children's psychology: explanation problem [Tekst] / V A. Mazilov // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sov-remennogo doshkol'nogo obrazovanija : materialy mezhdu-narodnoj nauchno prakticheskoj konferencii = Theoretical and applied aspects of modern preschool education: materials of the international scientifical practical conference. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2006. - S. 193-198.

6. Mazilov, V A. Psihologija i praktika: grani otnoshenij = Psychology and practice: aspects of relations [Tekst] / V A. Mazilov // Istorija rossijskoj psihologii v licah: dajdzhest. - 2018. - № 6. - S. 14-29.

7. Mazilov, V A. Psihologija prakticheskaja i akad-emicheskaja: perspektivy dal'nejshego sotrudnichestva = Psychology practical and academic: prospects of further cooperation [Tekst] / V. A. Mazilov // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova = Bulletin of KSU named after N. A. Nekrasov. - 2015. - Tom 21. - S. 7-10.

8. Makshanceva, L. V Trevozhnost' u doshkol'nikov: izuchenie i profilaktika = Uneasiness of preschool children: studying and prevention [Tekst] / L. V Makshanceva // Pri-kladnaja psihologija. - 1998. - № 4. - S. 78-85.

9. Masljanaja, O. V Organizacija raboty s det'mi po psi-hoprofilaktike strahov v uslovijah doshkol'nogo uchrezhdenija = The organization of work with children for psychoprevention of fears in the conditions of preschool institution [Tekst] / O. V Masljanaja // Prikladnaja psihologi-ja i psihoanaliz: jelektron. nauchn. zhurnal. - 2009. -№ 1-2. - S. 15-27.

10. Masljanaja, O. V Psihologicheskaja metodika pre-ventivnoj raboty v otnoshenii straha medicinskih procedur u detej v uslovijah doshkol'nogo uchrezhdenija = Psychological technique of preventive work concerning children's fears of medical procedures in the conditions of preschool institution [Tekst] / O. V Masljanaja // Vzaimodejstvie akad-

emicheskoj i praktiko-orientirovannoj psihologii v sfere obrazovanija : materialy nacional'noj nauchno prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem = Interaction of the academic and practice-focused psychology in education: materials of the national scientifical practical conference with the international participation. - Jaroslavl', 2018. -S. 122-126.

11. Masljanaja, O. V Psihoprofilaktika medicinskih strahov u doshkol'nikov = Psychoprevention of preschool children's medical fears [Tekst] / O. V Masljanaja // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal = Yaroslavl pedagogical bulletin. Psychological pedagogical sciences: scientific magazine. -Jaroslavl'. - 2010. - № 4. - Tom II. - S. 248-252.

12. Mitina, L. M. Professional'naja dejatel'nost' i zdo-rov'e pedagoga = Professional activity and health of the teacher [Tekst] : uchebnoe posobie a manual / L. M. Mitina. - M. : Akademija, 2005. - 368 s.

13. Tashheva, A. I., Gridneva, S. V A ja ne bojus'! Pro-filaktika straha medicinskih procedur u detej: nauchno popu-ljarnoe izdanie = And I am not afraid! Prevention of children's fear of medical procedures: scientifical popular edition [Tekst] / A. I. Tashheva, S. V Gridneva. - M. : Genezis, 2002. - 80 s.

14. Osipova, V V Psihologicheskie aspekty boli = Psychological aspects of pain [Tekst] / V V Osipova // Bolevye sindromy v nevrologicheskoj praktike = Pain syndromes in neurologic practice - M., 1999. - S. 90-105.

15. Pervichnaja profilaktika psihicheskih, nevro-logicheskih i psihosocial'nyh rasstrojstv = Primary prevention of mental, neurologic and psychosocial disorders [Tekst] / A. N. Mohovikova. - M. : Smysl, 2002. - 127 s.

16. Prihozhan, A. M. Prichiny, profilaktika i preodole-nie trevozhnosti = Reasons, prevention and overcoming uneasiness [Tekst] / A. M. Prihozhan // Psihologicheskaja nau-ka i obrazovanie. - 1998. - № 2. - S. 11-17.

17. Rukovodstvo prakticheskogo psihologa: psihicheskoe zdorov'e detej i podrostkov v kontekste psi-hologicheskoj sluzhby = Guide of the practical psychologist: mental health of children and teenagers in the context of psychological service [Tekst]. - M. : Akademija, 1995. -170 c.

18. Rusljakova, E. E. Issledovanie predstavlenij zdo-rovyh detej o vrachah = Research of doctors' ideas on healthy children [Jelektronnyj resurs] / E. E. Rusljakova. -URL : http://elibrary.ru/item.asp7id = 26103937.

19. Sabirova, R. Sh., Satenova, G U. Izuchenie osoben-nostej strahov i trevogi u detej doshkol'nogo vozrasta = Studying of preschool age children's features of fears and psychic tension [Tekst] / R. Sh. Sabirova, G U. Satenova // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh is-sledovanij. - Karaganda, 2016. - № 6. - S. 582-586.

20. Trevoga i trevozhnost': hrestomatija = Psychic tension and uneasiness: anthology [Tekst] : uchebnoe posobie a manual / sostavitel' V M. Astapov. - SPb. : Piter, 2001. -S. 256.

21. Huhlaeva, O. V Osnovy psihologicheskogo kon-sul'tirovanija i psihologicheskoj korrekcii = Bases of psychological consultation and psychological correction [Tekst] : ucheb. posobie. / O. V Huhlaeva. - M. : Izdat. centr «Akademija», 2006. - 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.