Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОДРАМЫ'

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОДРАМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
страх / психодрама / дошкольники / родители / коррекция / диагностика страхов / роль / сказки / fear / psychodrama / preschoolers / parents / correction / diagnosis of fears / role / fairy tales

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

Сегодня все чаще можно встретить детей с повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Особенно уязвимым является старший дошкольный возраст. По многочисленным наблюдениям психологов, именно на старший дошкольный возраст приходится наибольшее количество страхов. Цель работы – изучить возможности психодрамы в профилактике страха смерти у детей. Гипотеза: использование техник психодрамы, таких как обмен ролями, монолог, дублирование, будет способствовать профилактике страха смерти у детей. Данное исследование проводилось в г. Сортавала на базе МК ДОУ № 23 «Ладушки», в котором приняли участие 20 детей 6-7 лет. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов. Методики, применяемые для выявления страхов и тревоги: 1. «Тест тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен). 2. Методика «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой). 3. Методика «Автопортрет» (Р. Бернс). 4. Методика «Сказка» (Л. Дюсс). На заключительном контрольном этапе для проверки эффективности профилактической работы, направленной на профилактику страха смерти у детей старшего дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить положительную динамику страха смерти у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRECTIONAL STAGE OF WORK ON OVERCOMING CHILDREN’S FEARS THROUGH PSYCHODRAMA

Today, it is increasingly possible to meet children with increased anxiety, selfdoubt and emotional instability. The older preschool age is particularly vulnerable. According to numerous observations of psychologists, it is the older preschool age that accounts for the greatest number of fears. The aim of the work is to study the possibilities of psychodrama in the prevention of fear of death in children. Hypothesis: the use of psychodrama techniques, such as role-sharing, monologue, and duplication, will help prevent the fear of death in children. This study was conducted in Sortavala on the basis of MK DOW No. 23 “Ladushki”, which was attended by 20 children 6-7 years old. To confirm the proposed hypothesis, the following methods of psychological research were used: analysis of literary sources, experiment, quantitative and qualitative analysis of the results. Techniques used to identify fears and anxieties: 1. “Test of anxiety” (R. Temml, M. Dorki, V. Amen). 2. The method “Fears in houses” (modified by M. A. Panfilova.). 3. The technique of “Self-portrait” (R. Burns). 4. The method “Fairy Tale” (L. Dyuss). At the final control stage, to test the effectiveness of preventive work aimed at preventing the fear of death in older preschool children, we conducted a second diagnosis, which allowed us to trace the positive dynamics of the fear of death in children.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОДРАМЫ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-357-365

ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета

e-mail: naty_sy@mail.ru

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОДРАМЫ

Аннотация. Сегодня все чаще можно встретить детей с повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Особенно уязвимым является старший дошкольный возраст. По многочисленным наблюдениям психологов, именно на старший дошкольный возраст приходится наибольшее количество страхов. Цель работы - изучить возможности психодрамы в профилактике страха смерти у детей. Гипотеза: использование техник психодрамы, таких как обмен ролями, монолог, дублирование, будет способствовать профилактике страха смерти у детей. Данное исследование проводилось в г. Сортавала на базе МК ДОУ № 23 «Ладушки», в котором приняли участие 20 детей 6-7 лет. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов. Методики, применяемые для выявления страхов и тревоги: 1. «<Тест тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен). 2. Методика «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой). 3. Методика «Автопортрет» (Р. Бернс). 4. Методика «Сказка» (Л. Дюсс). На заключительном контрольном этапе для проверки эффективности профилактической работы, направленной на профилактику страха смерти у детей старшего дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить положительную динамику страха смерти у детей.

Ключевые слова: страх, психодрама, дошкольники, родители, коррекция, диагностика страхов, роль, сказки.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Petrozavodsk State University

THE CORRECTIONAL STAGE OF WORK ON OVERCOMING CHILDREN'S FEARS THROUGH PSYCHODRAMA

Annotation. Today, it is increasingly possible to meet children with increased anxiety, self-doubt and emotional instability. The older preschool age is particularly vulnerable. According to numerous observations of psychologists, it is the older preschool age that accounts for the greatest number of fears. The aim of the work is to study the possibilities of psychodrama in the prevention of fear of death in children. Hypothesis: the use of psychodrama techniques, such as role-sharing, monologue, and duplication, will help prevent the fear of death in children. This study was conducted in Sortavala on the basis of MK DOW No. 23 "Ladushki", which was attended by 20 children 6-7 years old. To confirm the proposed hypothesis, the following methods of psychological research were used: analysis of literary sources, experiment, quantitative and qualitative analysis of the results. Techniques used to identify fears and anxieties: 1. "Test of anxiety" (R. Temml, M. Dorki, V. Amen). 2. The method "Fears in houses" (modified by M. A. Panfilova.). 3. The technique of "Self-portrait" (R. Burns). 4. The method "Fairy Tale" (L. Dyuss). At the final control stage, to test the effectiveness of preventive work aimed at preventing the fear of death in older preschool children, we conducted a second diagnosis, which allowed us to trace the positive dynamics of the fear of death in children.

Key words: fear, psychodrama, preschoolers, parents, correction, diagnosis of fears, role, fairy tales.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Сегодня все чаще можно встретить детей с повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью [9; 12; 13; 15]. Особенно уязвимым является старший дошкольный возраст. По многочисленным наблюдениям психологов, именно на старший дошкольный возраст приходится наибольшее количество страхов. Представителями экспертного сообщества отмечается, что ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти, как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения. Наиболее остро страх смерти проявляется в период возрастных кризисов и критических жизненных ситуациях [1; 2; 3]. Особенности развития данного страха обусловлены опытом рождения, жизни, социальной средой и культурными традициями. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями. Однако при неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов и может приводить к отклонениям в развитии (невротизации личности, фобическим расстройствам).

Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их моральному самочувствию и общению со сверстниками и взрослыми, может метод психодрамы [12]. Психодрама, представляет собой ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников. Включаясь в ролевую игру, ребенок, проиграв свои внутренние переживания, способен избавиться от страхов и тревоги, поверить в себя, найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях и освоить новые роли и модели поведения. Особенно ценным в использовании психодрамы является возможность преодолевать ярко выраженный страх смерти у детей, не акцентировав на нем внимание [8; 16].

Постановка проблемы и методы исследования

Для предупреждения закрепления страхов и негативного воздействия на формирующуюся личность ребенка большое значение имеют профилактические меры в отношении страхов и тревоги [4; 5; 6; 7; 8; 10; 14; 16]. Цель работы - изучить возможности психодрамы в профилактике страха смерти у детей. Гипотеза: использование техник психодрамы, таких как обмен ролями, монолог, дублирование, будет способствовать профилактике страха смерти у детей. Данное исследование проводилось в г. Сортавала на базе МК ДОУ № 23 «Ладушки», в котором приняли участие 20 детей 6-7 лет. Для подтверждения выдви-

нутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Методики, применяемые для выявления страхов и тревоги:

1. «Тест тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).

2. Методика «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой).

3. Методика «Автопортрет» (Р. Бернс).

4. Методика «Сказка» (Л. Дюсс).

Выводы по диагностическому этапу исследования

1. Для большинства детей (17 чел.) характерен страх смерти. Этот страх относится к разряду возрастных страхов. Он, будучи ведущим страхом для старшего дошкольного возраста, появляется как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения.

2. У детей, у которых выявлен страх смерти, этот страх сочетается с другими страхами: нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны, которые несут угрозу жизни. Эти страхи взаимовлияют друг на друга. Смерть родителей означает для ребенка, что он останется один, что приводит к активизации страха одиночества. В данном случае страх смерти сопряжен с беспокойством по поводу судьбы родителей. На страх смерти у ребенка указывают другие страхи, выявленные у детей наряду со страхом смерти родителей: страх пожара, нападения, заболевания, Бабы-Яги. Выявление страха смерти у детей в сказке под названием «Дурной сон» может быть связано с тем, что страх смерти и сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни, по словам исследователей, происходит чаще всего во сне.

3. Страхи смерти (в т.ч. и другие страхи) у детей обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер. Однако если страх сохраняется длительное время и тяжело переживается ребёнком, то это может говорить о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом есть признак неблагополучия. Страх смерти определяется отсутствием доверия к окружающему миру и родителям. Так, содержание комментариев многих детей с высо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

ким уровнем тревожности позволяет высказать предположение о наличии у обследуемых дошкольников чувства некомфортности, недостаточной надежности и спокойного образа жизни в семье.

4. Страх смерти обостряется и обостряет другие страхи при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Так, страхи медицинских процедур (врачей и уколов у 7 чел., крови у 6 чел., заболеть и боли у 3 чел.) могут быть связаны со своим негативным опытом или воспоминании о чужом негативном опыте (кто-то болел, лежал в больнице, ему делали уколы и т.д.). Страх заболеть тесно связан со страхом смерти (наравне с нападением, темнотой, сказочными персонажами, страшными снами, животными, стихиями, огнем, пожаром и войной).

5. Большинство причин возникновения страхов лежит в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

6. Страх смерти может быть причиной враждебного поведения у ребенка. Впервые осознав этот факт, дети могут вести себя необычно, беспричинно плакать, замыкаться в себе, отказываться от еды и даже полностью выйти из-под контроля.

7. При таких количественных и качественных данных можно предположить, что требуется проводить не коррекцию, а профилактику страха смерти, т.к. он является возрастным.

Разработка и реализация комплекса занятий для профилактики страха смерти посредством психодрамы

На коррекционно-развивающем этапе, в рамках дошкольного образовательного учреждения, с детьми были проведены игровые занятия (имеющие психопрофилактический характер) с использованием элементов психодрамы. Структура занятия включала в себя следующие элементы: ритуал приветствия, этюд или игровое упражнение, ролевая игра (подготовка к ролевой игре, психодраматическое действие, обсуждение), рефлексия, ритуал прощания. В программе мы использовали ролевую игру на основе сказочных героев, руководствуясь тем, что психодраматическая терапия с детьми дошкольного возраста весьма специфична. В детской психодраме возникает немало сложностей, начиная с банальных принципов групповой работы и кончая обратной связью. Поэтому занятия строились, опираясь на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

уровень развития и возможности детей, принималась во внимание степень их утомляемости, способность удерживать внимание.

Профилактика страха смерти должна реализоваться в следующих направлениях: работа с родителями (консультации) и работа с детьми (комплекс занятий).

Цель коррекционных занятий: профилактика страха смерти у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи комплекса занятий:

1. Обучение детей навыкам совладания со страхом смерти.

2. Обучение ребенка более сложным формам поведения.

3. Знакомство детей с техниками психодрамы: монолог, обмен ролями, дублирование.

4. Развитие спонтанности и творческой личности.

5. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания ребенком себя.

6. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

Программа занятий составлена нами из ролевых (психодраматических) игр на основе сказочных сюжетов, а также конкретных упражнений (описанных Н.Л. Кряжевой, Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, С.И. Семенака, А.И. Захаровым, О.В. Хухлаевой). В качестве основного психокоррекци-онного метода мы использовали ролевую игру (как проигрывание условных и реальных ситуаций).

Коррекционные занятия проводились с детьми подготовительной группы. На основании результатов констатирующего эксперимента испытуемые были разделены на 3 подгруппы. С двумя подгруппами, состоящими из детей, отличающихся высокой тревожностью, страхами и выявленным страхом смерти, проводились психодраматические занятия. Общая продолжительность занятий составила 3 месяца - с ноября 2013 г. по январь 2014 г.

Всего с детьми было проведено 14 занятий по 40 минут. Занятия проходили на базе детского сада в первой или во второй половине дня 3-4 раза в неделю. Для эффективности эксперимента (следуя рекомендациям А.И. Захарова), каждая подгруппа состояла из 6 - 7 человек.

Каждое занятие начиналась с ритуала приветствия и заканчивалось ритуалом прощания. Для ритуала приветствия использовались следующие упражнения: «Подари соседу подарок», «Волшебный клубочек», «Скажи хорошее о друге», «Дотронься ласково», «Как хорошо, что у нас есть...», «Кто это?», «Поздороваемся», «Сбор

рукопожатий», «За что меня любит мама», «Похва-лилки», «Передай улыбку», «Эхо», «Найди друга», «Договорись взглядом», «Ветер дует на...». Ритуал прощания состоял из следующих упражнений: «Дружный хоровод», «Попрощаться ручками, ножками, носикам», «До свидания, Таня. До свидания, Женя...», «Попрощаться по-звериному», «Барометр настроения», «Аплодисменты по кругу», «Башенка», «Салют», «Говорящая рука». Центром или основой каждого занятия была ролевая игра, состоящая из подготовительного этапа, самого психодраматического действия и обсуждения. Задачами подготовительного этапа мы выделили в уменьшении напряжения между детьми, снятии страхов и запретов; развитии внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других детей; сокращении эмоциональной дистанции между ними; формировании способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение друг друга.

Особенно важным моментом было построение психодраматического пространства, которое должно восприниматься детьми как безопасная зона, в которой можно не бояться перевоплощаться или быть самим собой. Согласно Е. Климовой, одной из важных задач психодраматической работы является создание безопасных условий, где ребёнок мог бы отыграть негативные эмоции, не загоняя их внутрь, и научить конструктивно выражать гнев [11].

На этапе психодраматического действия мы знакомили детей с основными правилами работы в группе, предлагали тему, осуществляли выбор протагониста, вспомогательного «Я». Чтобы удержать внимание детей и общий ход игры непрерывным, темы почти всех занятий были основаны на сказках. Мы задавали тему, выбирали на роли протагониста тех детей, которые наиболее испытывают страх (совпадающий с темой занятия). Далее следовало психодраматическое действие, в котором ребенок напрямую сталкивался с тревожной для него ситуацией. Во время проведения психодраматического действия нами использовались техники обмена ролями, монолога, дублирования.

В ходе занятий детям были предложены домашние задания: Нарисовать смешной страх (для создания «Книги страхов»), нарисовать подарок страшилке. В каждом психодраматическом действии протагонист или основное «Я» (ребенок, играющий главную роль) при участии вспомогательных «Я» участников воспроизводил в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывал сцены, имеющие отношения к его проблемам. Здесь мы поддерживали спонтан-

ность, воображение ребенка. Ведущий (режиссер) вмешивался лишь в случае необходимости, подправляя процесс в нужном направлении (к инсайту). Нами заранее было определено, кто из участников будет играть роль протагониста. Однако у нас возникали трудности с распределением ролей, потому что многим детям хотелось играть главные роли. В связи с этим мы использовали распространенный прием, когда вначале предлагаются второстепенные роли, а затем -главные. Так же мы обещали детям, что каждый из них побывает в главной роли. Так, каждый ребенок побывал в главной роли и проиграл свою историю.

На фазе разогрева мы пытались добиться физического раскрепощения детей и всех участников психодрамы, а также преодолеть двигательную зажатость. Дети выполняли упражнения, участвовали в играх и этюдах, мы спрашивали детей об их самочувствии и настроении, чем они занимались в течение дня и что нового о себе они могут рассказать. В упражнениях дети ассоциировали страх с черным пятном, болезнью, палкой, дверью, грязью, страшной маской, бандитом, пистолетом, острыми зубами. Дети говорили, что страх похож на черный, грязный или коричневый цвет, на громкий звук, крик и шепот, на змею, волка и медведя, паука, на колючку, на слизь, на «липкое» болото. Далее дети передавали воображаемый предмет по кругу (телефон, расческу, куклу, машинку, помаду, меч, пистолет, цветок).

После преодоления зажатости и создания активной творческой атмосферы мы переходили к основной части психодрамы.

Ребенок-протагонист подбирал себе одного или нескольких вспомогательных «Я» и объяснял свой замысел, строил психодраматическое поле, начинал разыгрывать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства. В качестве психодраматического пространства мы использовали ковер. Мы обходились простейшим реквизитом: легко трансформируемыми ковриками-ширмочками, кеглями, скакалками, ведерком. Воссоздать нужную атмосферу нам помогли головные уборы (каска, фуражки, красная шапочка, медицинская шапка), элементы театральных костюмов (маска-шапка и хвост волка, маска кота). В психодраматическом действии использовались техники монолога («История страшной тени», «Страшные сны», «Лежачего не бьют», «Страх огня и пожара», «Страхи Красной Шапочки», заключительное занятие); обмена ролями («Как не огорчить взрослых», «Страх одиночества», «Страхи Красной Шапочки», «Потеря друга»), дублирования («Страх заболеть» и «Страшные сны»), смена

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

ролей («Страх одиночества»), взгляд на будущее («Страшные сны»).

На наших занятиях дети и взрослые превращались в непроходимый лес, песок, снег, пламя огня, волны и ветер. Тем самым, открывался простор для детского воображения. Иногда интерес к игровому действию как у участников психодраматического действия, так и у зрителей падал. Отвлекающими факторами стали пассивная позиция зрителя, самостоятельный уход из игры, забирание родителями детей домой до окончания занятия.

Во время шеринга дети свободно делились своими переживаниями, скрытыми чувствами, вместе с режиссером обсуждали, кому и какие роли было легко играть, а какие трудно, в чем заключалась трудность, какие сцены были самыми напряженными, почему и как было принято то или иное решение проблемы. Так же мы говорили о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, обговаривали способы работы со страхами в реальной жизни. Часто в начале обсуждения дети-зрители и дети-актеры припоминали свои похожие случаи, тем самым обретали возможность выговорить свои проблемы и обсудить их с другими детьми, а также посочувствовать, и поддержать ребенка-протагониста.

Участниками психодрамы были не только дети, но и взрослые (родитель). Так, на занятии «Как не огорчить взрослых» ребенок и мама имели возможность проиграть житейские ситуации и взглянуть на них глазами друг друга. Разогреться нам помог этюд «Ваза», который дети не только проигрывали, но и после этого обсуждали. Во время обсуждения того, как закончится история, мнения детей расходились. Одни дети говорили: «Мама заругает, что вазочка разбилась», «Мама расстроится, что девочка разбила вазочку», другие видели второй вариант развития: «Мама не будет ругаться, потому что нечаянно», «Девочка заплачет, а мама пожалеет». Попутно дети вспоминали похожие ситуации, которые огорчали родителей из своего опыта. Среди них были: отказ убираться, разбитая посуда, сломанные вещи, рисование на стенах, порванная и запачканная одежда, отсутствие подобающего ухода за питомцем. Проигрывая в психодраматическом действии ситуацию, где ребенок вместе с младшим братом и сестрой в отсутствие родителей сломали стул, разбили чашку и избавились от супа, протагонист-Женя вначале играл сковано, прятался за спины сиблингов, подсказывал им тихим голосом и даже шептал на ушко, что маме говорить правду не нужно. В сцене, где правда выплывает наружу, мы увидели чуткую, любящую, а также справедливую маму, которая пожалела детей, попросила её

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

больше не обманывать, а также предложила детям придумать самим, как исправить ситуацию. Посоветовавшись друг с другом, дети пришли к единому решению: самим починить сломанный стул, заклеить разбитую чашку и сварить новый суп. Женя был очень доволен исходом ситуации и захотел проиграть этот же сюжет, поменявшись с мамой ролями. В связи с тем, что роль мамы -женская, мальчик решил, что будет играть папу. Играя роль провинившегося ребенка, мама очень эмоционально и проникновенно передавала его состояние. Она играла, стоя на коленках, чтобы быть на одном уровне с другими детьми. Женя играл папу, который, возвратившись домой, был огорчен проделками детей. В конце действия, где папа (Женя) простил детей (мальчик даже погладил их по голове) и попросил так больше не поступать, он молча подошел к маме, которая играла роль одного из детей и долго обнимал ее. Он не отходил от нее даже во время обсуждения. Дети высказывались следующим образом: «Дети поступили плохо, а мама хорошо», «Нельзя выливать суп в унитаз, мама же его варила, трудилась», «Мне понравилось, как Женя предложил починить стул и чашку», «Мама тоже разбила чашку», «Нельзя ругаться потому, что и так плохо». Гармоничным завершением занятия явилось выполнение упражнения «Обними друга». В занятии использовалась техника обмена ролями.

Состояние сильного возбуждения можно было наблюдать у протагониста Коли К. в занятии «Потеря друга». В начале ролевой игры Коля взял себе роль хозяина питомцев, но едва начав играть, он решил поменяться ролями с Никитой, который должен был играть папу-Кота. Коля разыгрывал сюжет, где папа-кот хочет съесть попугайчика, с которым дружит его сын-котенок. Маленький, еще сам беззащитный котенок защищает друга от нападок папы-Кота. Так, Руки Паши были разведены в стороны, он не давал Коле дотронуться до клетки», он стоял на четвереньках перед стулом, на котором находился попугайчик, и жалобно мяукал. Несмотря на все старания, папа-Кот агрессивен по отношению к попугайчику и равнодушен к уговорам сына пощадить его друга. Так, Коля громко и надрывно мяукал, это больше походило на стон, подпрыгивал и пытался «царапнуть» попугайчика. Коля несколько раз нападал, а Паша сжимался и жалобно мяукал, крутил отрицательно головой, показывая своим видом, чтобы папа-кот не ел его друга. Коля усложнял для себя задачу, посоветовав попугайчику забраться выше, иначе он его схватит. В конце игры папа-Кот все же схватывает попугайчика, котенок и хозяин питомцев не успевают его спасти. На обсуждении игры Коля оправдывает поступок своего персонажа тем, что

хозяин покормил попугая сухариками, а котов забыл покормить, поэтому они остались голодными: «Папа-кот плохой, потому что за ним не ухаживал мальчик, а за попугаем ухаживал, кормил его сухариками. Мальчик купит игрушечного попугая, а когда папа-кот станет добрым - купит нормального, настоящего попугая. Надо ухаживать за котом, кормить его рыбой, учить его, что нельзя есть попугаев». На занятии мы использовали технику обмена ролями. Во время игры Коля вел себя агрессивно, словесно нападал на детей, если они не так выполняли его задумки. На всех остальных занятиях Коля вызывался играть самую главную роль и каждое занятие начинал с просьбы: «Можно я буду волшебным клубочком?». Коля кувыркался по ковру, не давая никому ступить на сцену, и твердил: «Я - волшебный клубочек».

Возможность проиграть свои страхи, спроецировав их на «экран», ребёнку предоставлялось в занятии «История страшной тени». В сюжете истории проигранной Дашей И. и вспомогательными ролями прослеживаются напряженность в отношении между мамой и дочкой. Хотя и живут они, по замыслу Даши, в избушке среди леса вдвоем, однако мама несколько раз отправляет девочку «Масяню» в лес одну, погулять. Там «Масяня» сталкивается лицом с опасностями (своими страхами): пугающим привидением, голодным волком и «кусачей» змеёй. Хотя мама ее жалеет, но снова и снова отправляет «Масяню» в лес погулять. После встречи со змеей, мама решает пойти в лес вместе с «Масяней», чтобы защитить её, но пугающих персонажей они находят не в лесу, а уже у себя в избушке. Возможно, присутствие мамы помогло «Масяне» найти выход из сложившейся ситуации. Так, вначале Даша предложила пролезть через трубу и испугать, затем прогнать незваных гостей. Однако у избушки не оказалось трубы, и девочка стала искать другой способ решения проблемы. Вместе с мамой «Масяня» строят другой домик для пугающих персонажей и просят их поселиться там. Даша с восторгом вырезала новый дом из картона. Проанализировав поведение, меняющееся у Дашиной героини «Масяни» в начале сюжета (кукла «Масяня» дрожала, убегала, кричала «Ой-ой») и в конце, где она показала себя смелой и решительной, нельзя не отметить в этом заслугу маминого присутствия рядом с девочкой. На предложение убрать ранее «пугающие» куклы в шкатулку девочка согласилась и положила туда домик. В психодраматическом действии использовалась техника монолога.

Арина Т. для своей истории вырезала летучую мышь, скелет, Б-Я. Арина обозначила про-

блему: «В лесу жила Б-Я, которая боялась зомби и летучих мышей. Они ее пугали». Девочка играла роль Б-Я, а на роли лет. Мыши и зомби поставила Соню К., Колю К. Б-Я (Арина Т.) боялась, что летучая мышь и зомби залезут к ней в избушку. По очереди они приходили в избушку Б-Я, громко стучали в дверь, ухали, пугали и Б-Я убегала от них в лес. Потом Б-Я надоело, что они ее пугают и она стала «волшебничать». Когда летучая Мышь залезла через трубу, она заколдовала ее и превратила в курицу и съела. Потом также превратила зомби, который пролез к ней в окно, в косточки и их съела. Б-Я больше не боялась, у нее не было больше врагов.

В безопасных условиях психодрамы дети также имели возможность отреагирования чувства злости, обиды, одиночества. Так, Ваня П. на занятиях «Богатырское сражение» и «Волк и козлята» играл злого волка и командира «красного» лагеря. На занятиях он был возбужденным, а иногда и агрессивным. Будучи командиром отряда «красных», Ваня отдавал приказ нападать на более слабых, не хотел идти на перемирие, когда противники подняли белый флаг. Играя волка, Ваня нападал на раненого козленка, говорил, что не пустит Козу с козленком в их домик, потому что он злой, а они - «живое мясо» (при этом он облизывался и улыбался). Словосочетание «живое мясо» он часто повторял во время психодраматического действия. Ваню спрашивали, как можно преодолеть его злость, на что мальчик отвечал, что не знает и что, возможно, ему надо что-то или кого-то покусать, например, кого-нибудь из козлят. Он отказался кусать палку (предложение Никиты) и попросил сделать чучело, чтобы он мог его иногда кусать, играть и дружить с ним. Козлята лепили из Паши А. чучело. Ваня был доволен, улыбался и говорил, что будет сторожить Пашу. Во время обсуждения Ваня говорил, что волку скучно в лесу, ему нужен чучело-друг, а Паша из соломы, поэтому волк его не съест, а козлята - «живое мясо». Ваня поделился, что не хотелось нападать на Никиту, когда он был раненым. Никита сказал, что ему было интересно уползать от волка. Оба мальчика говорили, что чувствовали себя разведчиками. Ваня боялся, что у Никиты будет ружье, и тогда Никита мог бы его убить. По словам Вани, волк должен был прибежать к избушке, потому что злой и ему хотелось что-нибудь сделать плохое, покусать кого-нибудь или погоняться за кем-нибудь, но потом уже не хотелось кусать, а просто поиграть с чучелом в ляпки.

Истории из прошлого негативного опыта были проиграны Даниилом Я. на занятиях «Страх заболеть» и «Страшные сны». Так, на этих занятиях Даня проигрывал ситуации, связанные с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

нахождением в больнице. Прошлым летом мальчику сделали операцию аневризмы сосуда головного мозга. На занятиях использовалась техника дублирования. На первом занятии Даня выбрал для себя роль Айболита, а для Коли К. - роль больного котенка, у которого очень болит голова и лапки. Вначале психодраматического действия Даня, надев на себя белый халат и медицинскую шапочку, сидел неподвижно с опущенной головой. Коля (в роли кота) подползал на коленях без помощи рук к стулу, на котором сидел Даня. Даня гладил кота и успокаивал словами «не плачь», «ты поправишься», «будет не больно». Далее он сажал кота на стул и сообщал ему, что будет проводить обследование. Коля спрашивал, что будет делать с ним доктор и будет ли больно. Даня погладив «лапы», осмотрев внимательно голову, брал карандаш и говорил, что нужно сделать укол в лапу, чтобы не болели лапы и голова. Далее он предлагал перевязать голову (шарфом), чтобы она не болела, но ему нужно еще немножко полежать, чтобы больше не болеть. Даня, вздыхая, сообщал маме кота, что он лечил от сильной болезни и теперь ему надо пить таблетки. На обсуждении Даня спрашивал у ведущего, хороший ли он доктор. Ребята говорили, что Коля хорошо сыграл котенка, и им хотелось его погладить, пожалеть. Дети впервые увидели Колю беззащитным, спокойным.

Перевоплощение в неживые предметы продолжалось на занятии «Страх огня и пожара». Протагонист Паша искал, каким предметом можно изобразить огонь и дым, и ведущий предложил побыть пламенем, т.к. на нем надета красная кофта. Ведущий, изображая пламя, сначала махал руками в углу и говорил, что пламя еще небольшое и охватило только угол, где идут трубы. Затем начинал медленно подниматься, «расти» по стенке. Паша сначала отстранялся от ведущего, затем решил сам тушить огонь (махал руками, делал вид, что поливает из чайника). Ведущий пытался дотянуться до Паши, говорил ему, что пламя скоро охватит весь дом. Паша отбивался, дул на руки, пытался выбраться из домика. Далее Паша звонит в пожарную часть и сообщает о пожаре. Однако, не дожидаясь пожарных, он пролезает в отверстие в столе,сказав,что это форточка. Дети-пожарные надевали пожарную каску и брали в руки шланг от пылесоса, имитировали звуками сигнал пожарной машины и приближались к «домику». Дети-пожарные подходили к Паше, и он указывал им на свой домик. Ведущий просовывал руки в отверстие (обозначенное форточкой), дети-пожарные шлангом от пылесоса пытались потушить «пламя». Ведущий делал вид, что он (пламя) уменьшается, исчезает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

и потихоньку вылез из домика. Дети обрадовано кричали, что пожар потушен, а Паша прогонял ведущего (пламя) подальше от дома. Ведущий кричал: «Ай-яй, боюсь Паши, ой, как боюсь, меня победили». Во время обсуждения Паша сказал, что ему было страшно находиться в домике с огнем, а прогонять его было смешно. Дети-пожарные предлагали, что нужно построить новый дом, т.к. этот совсем сгорел. После обсуждения дети построили новый дом.

Протагонист Мартин после обнаружения возгорания (топил печку и дрова загорелись) спрятался под столик (условную кровать) и лежал там, не двигаясь, некоторое время. На вопрос, как ты себя чувствуешь, Мартин ответил, что ему не страшно, потому что у него есть фонарик и с помощью него он выберется из дома. Далее он решил сломать весь домик и выбраться из него. Затем переоделся в пожарного и стал тушить разломанный домик. На вопрос, где ты чувствовал себя хорошо, спокойно, в домике или будучи пожарным, Мартин ответил, что пожарного играть ему больше понравилось. В роли пожарного он чувствовал себя смелым, потому что у него в руках был шланг. Мартин сравнил шланг с пистолетом и сказал, что как будто из пистолета убил страшный огонь. На данном занятии использовалась техника монолога.

Техника смена ролей Алина К. (протагонист) выбрала себе помощника (Соню) и волка (Женю Ш.). Начала Алина К. в проигрывании сцены, где она отправляется в лес, использует технику монолога. Она постоянно указывала волку, что делать, как себя вести. При встрече волка с Красной Шапочкой Алина говорит, что она побьет его корзинкой. Волк (Женя Ш.) сказал, что не хочет, чтобы Алина его била, даже если он сейчас волк. Тогда Алина сообщила зрителям, что она как будто схитрила и пошла по другой дорожке, а волк заблудился и пропал, т.к. лес большой. Алина предложила сделать для волка непроходимый лес (из стульев, ширм и деревьев), в этом ей помогли зрители. Женя проходил между ширмами, стульями, детьми-деревьями, делая вид, что заблудился. Алина попросила Соню помочь ей вернуться домой. Соня превратилась в волшебный клубочек и, кувыркаясь, покатилась в сторону домика. Алина сказала, что у волка нет волшебного клубочка и он не выберется из леса, что волк заблудился и его не нашли, а Красная Шапочка стала смелая и никого больше не боится.

Дети пробовали себя в роли волны, ветра и штиля на занятии. На разминке дети проигрывали сценку «Встретились два существа» и этюд «Гроза». В этюде дети изображали страх, сжимаясь в клубочки, дрожа, закрываясь руками, прижи-

маясь друг к другу, сидя на ковре. Никита О. отправлялся вместе с друзьями в кругосветное путешествие. Для этого они смастерили лодку из двух ширмочек, взяли клюшку, кегли (весла и позорную трубу). Дети-зрители помогали «воссоздать» погоду. Сначала они превращались в гладь (лежали на ковре), затем в барашки (бегали на корточках вокруг лодки, кувыркались, а после - в большие волны (катались по ковру, накатывались на лодку, раскачивали ее в стороны). Никита О. смотрел в подзорную трубу (кеглю) и сообщал друзьям, что надвигается шторм. Дети кружились вокруг лодки, изображая ветер и опять «превращались» в волны, затем накатывались на лодку, из-за чего лодка распалась. Никита и его экипаж залазили на ширмочки, скрепляли их друг с другом, делая из них плот. Далее сюжет усложнялся, Никита выкатывался из плота в море, за ним охотилась акула (Агаша), они плавали вокруг лодки, пока друзья не затащили мальчика обратно на плот. Там они перебинтовывали ему пораненную ногу (от укуса акулы) и засыпали. Затем, когда они просыпались, Никита смотрел в подзорную трубу (кеглю) и сообщал, что впереди земля. Дети изготавливали мотор, гребли веслами и причаливали к берегу. Во время этой сцены мальчики попросили, чтобы все было как «по-настоящему», провести их на ширмочках по линолеуму. Они были очень довольны, смеялись и махали руками зрителям, которые встречали их «на берегу». Дети-волны говорили, что они чувствовали легкость. Когда погода была спокойной и волновались, когда раскачивали лодку. Никита делился, что если бы он был один в лодке, то ему было бы страшновато. А с друзьями ему было легче в шторм. Никита Л. и Женя Ш. (друзья) в голос кричали, что хотят еще в какое-нибудь путешествие.

Определение эффективности комплекса

занятий по профилактике страха смерти

На заключительном контрольном этапе эксперимента для проверки эффективности профилактической работы, направленной на профилактику страха смерти у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить положительную динамику страха смерти у детей.

Список литературы:

[1] Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии / пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 256 с.

[2] Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 58-61.

[3] Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. - 1999. - № 1. - С. 41-47.

[4] Ахмедов Т.И. Психологические проблемы тревожности // Медицинская психология. - 2005. -№ 1. - С. 23-30.

[5] Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2011. - 61 с.

[6] Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.

- 270 с.

[7] Вологодина Н.В. Детские страхи и днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 224 с.

[8] Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 63-71.

[9] Гарбузов В. Нервные и трудные дети. -М.: АСТ; СПб.: Астрель; СПб., 2006. - 351 с.

[10] Голутвина В.В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. - М.: Гелеос, 2008. - 256 с.

[11] Климова Е. Психодраматические этюды-элементы-эскизы-экспромты в работе с маленькими детьми // Психодрама. На сцене и за кулисами. - Вып. 2. - М.: МИГИП, 2004. - 136 с.

[12] Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - № 3. - 234 с.

[13] Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.: Речь, 2007. - 104 с.

[14] Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. - М.: Изд-во «Эксмо», 2005. - 512 с.

[15] Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / пер. с англ. А. Петренко. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

Spisok literatury:

[1] Ajhinger A., Holl V. Psihodrama v detskoj gruppovoj terapii / per. s nem. - M.: Genezis, 2003.

- 256 s.

[2] Alekseeva E.E. Strahi u detej doshkol'nogo vozrasta // Doshkol'naya pedagogika. - 2006. - № 2.

- S. 58-61.

[3] Astapov V.M. Funkcional'nyj podhod k izucheniyu sostoyaniya trevogi // Prikladnaya psi-hologiya. - 1999. - № 1. - S. 41-47.

[4] Ahmedov T.I. Psihologicheskie problemy trevozhnosti // Medicinskaya psihologiya. - 2005. - № 1. - S. 23-30.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

[5] Bavina T.V., Agarkova E.I. Detskie strahi: reshenie problemy v usloviyah detskogo sada: prakt. posobie. - M.: ARKTI, 2011. - 61 s.

[6] Berezin F.B. Psihicheskaya i psihofiziolog-icheskaya adaptaciya cheloveka. - L.: Nauka, 1988.

— 270 s.

[7] Vologodina N.V. Detskie strahi i dnem i noch'yu. - Rostov n/D.: Feniks, 2006. - 224 s.

[8] Gavrilova T.A. Strah smerti v podrostkovom i yunosheskom vozraste // Voprosy psihologii. - 2004.

- № 6. - S. 63-71.

[9] Garbuzov V. Nervnye i trudnye deti. - M.: AST; SPb.: Astrel'; SPb., 2006. - 351 s.

[10] Golutvina V.V. Kak pobedit' detskie strahi: prostye metodiki, kotorye pomogut vashemu rebenku nichego ne boyat'sya. - M.: Geleos, 2008. - 256 s.

[11] Klimova E. Psihodramaticheskie etyudy-el-ementy-eskizy-ekspromty v rabote s malen'kimi

det'mi // Psihodrama. Na scene i za kulisami. - Vyp. 2. - M.: MIGIP, 2004. - 136 s.

[12] Holl V. Psihodrama v individual'noj terapii s det'mi // Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanal-iza. - 2005. - № 3. - 234 s.

[13] Shishova T.L. Kak pomoch' rebenku izbavit'sya ot strahov. Strahi - eto ser'ezno. - SPb.: Rech', 2007. - 104 s.

[14] Shcherbatyh Yu.V. Psihologiya straha: Populyarnaya enciklopediya. - M.: Izd-vo «Eksmo», 2005. - 512 s.

[15] Shul'ga T.I., Slot V., Spaniyard H. Metodika raboty s det'mi «gruppy riska». - M.: Izd-vo URAO, 1999. - 104 s.

[16] Yalom I. Vglyadyvayas' v solnce. Zhizn' bez straha smerti / per. s angl. A. Petrenko. - M.: Eksmo, 2009. - 352 s.

V.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.