Научная статья на тему 'Воспитание психической устойчивости курсантов средствами и методами физической подготовки'

Воспитание психической устойчивости курсантов средствами и методами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатин И. И., Муханов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание психической устойчивости курсантов средствами и методами физической подготовки»

образование. качество. инновации

внутренних дел: Приказ МВД № 350 от 19 июля 1994 г.

7. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности специальных подразделений

органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД № 1196 от 31 декабря 2008 г.

8. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физкультуры / под

ред. Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. Издание второе (в двух томах). - М.: Физкультура и спорт, 1976.

ВОСПИТАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

И.И. ЛОПАТИН,

ю.в. муханов

(Белгородский юридический институт МВД России)

История знает немало случаев, когда курсанты и слушатели учебных заведений МВД России привлекались к выполнению задач как по охране общественного порядка, так и к более серьезным мероприятиям. Поэтому современный сотрудник милиции должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, поэтому важной составной частью профессиональной подготовки должна быть психологическая подготовка с целью опережающей адаптации его психики к отрицательным воздействиям катаклизмов военного, природного и техногенного характера, формирования психической устойчивости к раздражителям большой силы.

Значительную роль в формировании психической устойчивости курсантов играет физическая подготовка, целенаправленное использование средств и методов которой позволяют в процессе обучения развивать у курсантов психическую устойчивость.

Говоря о значении физических упражнений для совершенствования психологической подготовки курсантов на этапах их профессионального становления, следует четко определить их место во всей системе профессионального обучения.

Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической подготовке, должны быть тесно увязаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного плана. Эти задачи, как и их объем и взаимообусловленность, должны меняться в зависимости от этапа подготовки, уровня развития физических и психических качеств

курсантов, от особенностей предстоящего этапа профессиональной подготовки. Без учета этих положений усилиями только одной физической подготовки необходимого результата психической готовности курсанта достичь невозможно.

Существенным является и то, что только подбором определенных упражнений эффективно развить психические и морально-волевые качества у курсантов на занятиях по физической подготовке сложно. Важно методически правильное оформление занятий, вариативный подход к требованиям выполнения упражнений, последовательность и компоновка их выполнения.

Возможностей для применения физических упражнений в психологической подготовке курсанта много, значительно больше, чем отводимого на это времени, поэтому важно определить, какие психические качества, каким образом и у кого конкретно необходимо развивать. В связи с этим обязательным элементом в планировании физической подготовки курсантов является анализ работы сотрудников милиции в различных ситуациях, чтобы выяснить особенности в их деятельности и подобрать физические упражнения для занятий.

Физические упражнения могут применяться как в целях общей, так и специальной психологической подготовки. Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приемы и методы других разделов профессиональной подготовки, должны обеспечивать формирование и совершенствование морально-волевых качеств, необходимых для действий

образование. качество.

инновации

военнослужащего в бою независимо от его воинской специальности или этапа профессионального становления.

Специальная физическая подготовка заключается в целенаправленной активации способностей, умений и навыков для успешного выполнения конкретной задачи при действиях в экстремальных ситуациях, создании чувства уверенности в достижении поставленной цели.

Специальная психологическая подготовка должна проводиться с учетом особенностей воинской специальности и этапа профессионального становления курсанта, поэтому методика использования физических упражнений будет различной.

При проведении профессионального психологического отбора использование физических упражнений должно обеспечить выявление не только уровня развития определенных физических качеств и двигательных навыков, но и дать оценку важным морально-волевым качествам. Так как указывалось выше, от их развития существенно зависит эффективность выполнения функциональных обязанностей в экстремальных условиях.

Для воспитания и совершенствования волевых качеств может быть применен ряд специально направленных упражнений и методических приемов. Так, например, можно после предварительной подготовки места занятия разрешать курсанту самому сделать выбор, каким образом преодолеть трудное и опасное препятствие, а также использовать следующие приемы, эффективные в воспитании волевых качеств: изменение условий, определяющих степень опасности и трудности упражнений (высота, скорость, пространственное положение, длительность, среда и другие); разъяснение задач тренировки при выполнении опасных упражнений; рациональная организация повторения упражнений при обязательном условии окончания тренировки только при условии успешного их выполнения.

Необходимые методические приемы должны использоваться в единстве, систематически, в соответствии с поставленными конкретными задачами психологической и физической подготовки.

Для формирования психической устойчивости курсантов можно использовать все формы физической подготовки. Остановимся на особенностях таких разделов программы по физической подготовке, как преодоление препятствий, лыжная подготовка, легкая

атлетика и ускоренные передвижения, рукопашный бой, которые наиболее подходят для решения задач психологической подготовки курсантов.

Для увеличения психической нагрузки рекомендуются следующие методические приемы: использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях: в дождь, ночью, одного препятствия несколькими курсантами, встречное преодоление одного препятствия, с оружием, в условиях задымления, элементов огневой полосы.

Особенно сильное нервно-психическое напряжение испытывают обучаемые при преодолении огневой полосы препятствий после марш-броска. Такие занятия могут проводиться в ночное время, от этого психологический эффект еще больше возрастает.

Основная задача лыжной подготовки и легкой атлетики - воспитание выносливости, способность длительное время выполнять тяжелую работу, что, в свою, очередь, приучает курсантов к выдержке, умению терпеть.

Кроссы и марш-броски необходимо проводить, изменяя длину дистанции, в любых условиях: в дождь, жару, в холод, ночью, в средствах защиты. На младших курсах можно варьировать дистанцию в сторону уменьшения, но изменить условия подведения итогов соревнований. Например, при проведении соревнований по марш-броску место группы определять по результату последнего участника группы, разрешать или не разрешать помощь друг другу, разрешать или не разрешать передавать другим участникам группы оружие, снаряжение и т.д. На старших курсах можно проводить марш-броски и в ночное время, разрешать группе выбор маршрута с точки старта до точки финиша, проводить соревнования между младшими и старшими курсами на условиях гандикапа, наконец, устанавливать контрольное время прохождения дистанции и т.д.

Перспективным является использование в целях психологической подготовки сотрудников милиции кроссов со стрельбой и метанием гранат; бег по разнообразной местности; прыжки через горизонтальные и вертикальные препятствия; пролезание через стенки, окна, заборы; метание разнообразных предметов; переноска раненого; преодоление элементов огневой полосы.

Большое место для повышения психической устойчивости на занятиях по физи-

образование. качество. инновации

ческой подготовке отводится рукопашному бою. Само по себе выполнение приемов рукопашного боя способствует психической закалке курсантов. Однако наибольший интерес представляет предельно возможное наращивание психологического воздействия на занятиях по рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситу-

ациях (в здании, в траншее, на лестничных пролетах, после прыжка в глубину, с хода, против нескольких противников), в различных условиях (на льду, на снегу, на траве, на асфальте), а также на фоне утомления.

Такая обстановка учит принимать решения и действовать в сложных условиях, в ограниченное время и быть готовым к схватке с противником психологически.

Литература:

1. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагруз-

кам. - М.: Медицина, 2003.

2. МарищукВ.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. - Л.: ВДКИФК,

1985.

3. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас , К.В. Сельченок. - М.:

АСТ, Мн.: Харвест, 2001. 480с.

4. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОСТА ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

А.И. ткаченко,

кандидат педагогических наук;

Ю.в. муханов, А.в. АпАльков

(Белгородский юридический институт МВД России)

Физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовностью сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Цель физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России - подготовить здоровых и физически развитых специалистов, понимающих роль физической подготовки в развитии человека, знающих основы физической культуры и здорового образа жизни, владеющих необходимым

объемом специальных знаний, профессиональных умений и навыков, физических и психических качеств, позволяющих им выполнять служебные задачи.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Одной из таких задач, поставленных перед сотрудниками ОВД, равно как и перед курсантами образовательных учреждений МВД России, является развитие и постоянное совершенствование основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости.

Успешное решение задачи по развитию и совершенствованию физических качеств возможно только на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения, высокого уровня организации учебных занятий.

Как доказывают многочисленные диссертационные исследования ведущих спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.